Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20413 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27504 | Наверх ##
1 июня 2022 5:52 июня день памяти преподобного Корнилия Комельского. Преподобный Корнилий родился в Ростове, он был 4 сыном в семье Феодора (в иночестве Феодосий) и Варвары Крюковых. В Житии говорится, что Федор Крюков был известен великому князю, в роду Крюковых упоминается некая княгиня Евфросиния. Существует предположение, что преподобный Корнилий происходил из семьи потомственных дьяков. Старший брат Федора Крюкова Лукиан служил дьяком при дворе великой княгини Марии Ярославны, жены Василия II Васильевича (Тёмного). По повелению великого князя семья Крюковых переехала в Москву, Корнилий был взят на дьяческую службу ко двору великой княгини. Однако в 20 лет он вместе с дядей Лукианом принял постриг в Кирилловом Белозерском монастыре. Одним из послушаний инока было переписывание книг: «...к сим же и книги писаше въ церковь, свидетели же сим книги его в Кирилове и ныне». После 7 лет пребывания в обители преподобный Корнилий привел в монастырь из Ростова брата Акинфия, постригшегося с именем Анфим. Некоторое время спустя преподобный Корнилий отправился странствовать, побывал в Новгороде, где святитель Геннадий (Гонзов), архиепископ Новгородский, предложил ему принять священнический сан. Однако преподобный отказался и поселился в пустыни близ Новгорода, вскоре покинул ее и перешел в тверскую Савватиеву пустынь. В 1496 или 1497 году, как сообщает Житие, преподобный Корнилий основал пустыньку в Комельском лесу, на месте слияния рек Талицы и Нурмы. В 1501 году митрополит Симон рукоположил преподобного Корнилия во священника. В монастыре были построены 2 церкви: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (сначала маленькая, затем большего размера; освящена в 1515) и во имя преподобного Антония Великого (преподобный Антоний являлся преподобному Корнилию), а также больница, пекарня, поварня, богадельня. Для братии, число которой, по сведениям Жития, достигало 90 человек, преподобный Корнилий составил общежительный Устав, его основным правилом было строгое послушание настоятелю. Даже личные письма и подарки иноки показывали игумену (это правило существовало и в Кирилловом Белозерском монастыре). Монахам полагалось иметь не более 2 одежд: «...едину ветшану и поплачену, а другую тверду» - и 2 пары обуви. Казначей следил за тем, сколько одежды и обуви находится в пользовании иноков, и не имел права давать дополнительно. Новые ризы монахи получали в обмен на старые. Личное имущество, а также изделия, сделанные своими руками, они сдавали в казну. Если в обитель приходил инок из другого монастыря со своим имуществом, от которого он не хотел отказываться, его принимали на год с условием, что имущество будет опечатано в казне. Монах мог дать милостыню из своих средств только в присутствии и с согласия казначея. Если по истечении года он не передавал имущество обители, то должен был покинуть монастырские стены, забрав свою собственность. Жизнь в обители была строго регламентирована. Опаздывать на церковную службу и уходить раньше времени не разрешалось. После службы все расходились по кельям, пребывать на монастырской территории без дела не полагалось. Большое внимание в Уставе уделено правилам поведения во время трапезы. Она начиналась только с благословения настоятеля. Монахи входили в трапезную молча, по одному и садились на строго определенные места. Трапеза сопровождалась чтением житий святых. Говорить «вкратце нужное с тихостию» могли только настоятель, келарь и лица, приставленные для трапезного послушания. Опоздавший просил прощения у игумена или келаря. Если монах опоздал «нерадением или по некоему коварству», то ему воспрещалось присоединиться к братии. После окончания трапезы все расходились по кельям. Нахождение иноков в трапезе или в «шегнуше» (чулане, где хранилась снедь) в неурочное время не допускалось. Настоятель ночью обходил монастырь; если слышал неполезные разговоры, стучал в окно кельи, а наутро поучал провинившихся (такое правило было заведено еще в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии). Преподобный Корнилий строго следил за соблюдением устава. Однажды инок, исполнявший послушание пекаря, забыл получить благословение у игумена. Преподобный Корнилий повелел увезти испеченный хлеб и выбросить на дороге. Сам святой подавал пример нестяжательной жизни. Монах Закхей пришел к нему и попросил другую мантию взамен вязанной из лыка. Преподобный отдал ему свою, а сам долго носил мантию Закхея. Требуя личной нестяжательности от братии, преподобный Корнилий тратил много средств на благотворительность. В 1526 голу на вологодских землях случился сильный голод: четверть ржи стоила рубль и дороже, но даже за такую цену ее невозможно было купить. Окрестные жители толпами приходили к монастырю, родители оставляли детей у стен обители. Преподобный повелел всех нищих кормить каждый день, а детей определить в помещения монастырских трудников, где они получали пропитание и необходимый уход. Строгую дисциплину, установленную настоятелем, принимали не все. В Житии описаны случаи открытого неповиновения игумену и даже попытки покушений на него. Тогда преподобный Корнилий оставил обитель 12 монастырским старцам и удалился с близкими учениками на Сурское озеро, расположенное в 70 верстах к юго-востоку от Корнилиева монастыря. В Житии преподобного Геннадия Костромского сообщается, что преподобный Корнилий с ним покинул обитель из-за ропота и непослушания братии. Слухи о нестроениях в монастыре «до самого державного доидоша нань». Зимой 1528/29 годов великий князь Василий III Иоаннович совершал паломничество по заволжским монастырям, где молился «чудотворцам» о даровании сына. Он побывал в Корнилиевом монастыре. Князь Василий III вызвал преподобного Корнилия из пустыни, встретился с ним в Вологде. На обратном пути в Москву великий князь вторично посетил Корнилиев монастырь, тогда преподобному Корнилию удалось получить разрешение покинуть обитель. С 6 монахами он ушел на Сурское озеро. Около 1530 года он прибыл в Москву за разрешением освятить новую церковь в Сурской пустыни, но получил отказ и ушел в Троице-Сергиев монастырь. Конфликт разрешился после того, как в Троицу приехали князь Василий III и старцы Корнилиева монастыря - преподобный Корнилий был возвращен в родную обитель и избранный братией настоятель преподобный Кассиан, «устыдеся отца, остави игуменство». Через некоторое время преподобный Корнилий ушел в Кириллов монастырь и вернулся только после назначения на пост игумена его ученика преподобного Лаврентия. По возвращении преподобный Корнилий затворился в келье, где провел около года. Зимой 1537/1538 годов он был вынужден вместе с братией спасаться бегством от татар. Согласно Житию, преподобный Корнилий умер в возрасте 82 лет и был погребен близ Введенской церкви. В первоначальной редакции Жития и в старейших его списках сказано, что святой скончался «по Пасце в пятую неделю, въ время заутрении въскресныя» (19 мая приходилось на пятое воскресенье после Пасхи в 1538). В справочной литературе, в большинстве поздних списков Жития и в редакции печатного Пролога ошибочно указан 1537 как год преставления. Почитание святого началось сразу после его преставления. В конце 1550-х годов в монастыре служили панихиды по основателю обители, но уже в 1560 - 70-х годах одновременно были написаны Первоначальная редакция Жития и тропарь и кондак святому. Преподобный Корнилий упоминается в перечне святых из Латухинской Степенной книги, составленном во время царствования Иоанна IV Васильевича Грозного. Общерусское почитание установлено на Соборе 25 января 1600 года Патриархом Иовом. Существовала Служба (тропарь и кондак) на обретение мощей преподобного Корнилия, приуроченная к 10 июня. В рукописи 2 трети XVII века среди выписок о святом есть указание, что его мощи были перенесены 10 июня 1604 года. К XIX веку память об этом событии в монастыре была утрачена: 10 июня отмечался приход святого в Комельский лес, после службы совершался крестный ход к часовне, стоявшей у дороги близ монастыря. Об особом почитании преподобного Корнилия и его монастыря во 2 половине XVI - начале XVII веков свидетельствует именование обители лаврой. К ученикам преподобного Корнилия Комельского причислены святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Иродион Илоезерский, Даниил Шужгорский, Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский. Мощи преподобного Корнилия находились в арке северной стены под спудом в церкви его имени, возведенной в 1856 году на месте древней церкви во имя Феодора Стратилата, которая была пристроена в конце XVI века к южной стене Введенского собора (согласно описи 1657 года, в храме Феодора Стратилата существовал придел во имя преподобного Корнилия). Над местом погребения святого была деревянная рака, украшенная в 1821 году серебряной чеканной ризой с позолоченным венцом. В XIX - начале XX века в Воскресенской церкви Корнилиево-Комельского монастыря находился чудотворный образ преподобного; с этой иконой жители г. Грязовца (бывшего монастырского с. Грязивицы) совершали крестные ходы во времена неурожаев, эпидемий. В монастырской ризнице хранились фелонь из белой камки и часть власяницы, по преданию принадлежавшие преподобному Корнилию. В монастырских описях 2 половины XVII века упоминались «судки чудотворца Корнилия деревянные». В XIX веке А.Ф. Ковалевский составил акафист преподобному и богоносному отцу нашему Корнилию игумену Вологодскому. Корнилиево-Комельский монастырь закрыли в 1924 году. Монастырские помещениях сначала использовали под санаторий, потом под тюрьму, потом под психиатрическую больницу. Большая часть построек была разрушена в 1930-х годах. В настоящее время на территории Корнилиево-Комельского монастыря стоят руинированные стены трапезной палаты, настоятельских келий и храма. Использованы материалы:
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20413 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27504 | Наверх ##
1 июня 2022 5:52 1 июня 2022 5:58 1июня день памяти преподобного Корнилия Комельского. Преподобный Корнилий родился в Ростове, он был 4 сыном в семье Феодора (в иночестве Феодосий) и Варвары Крюковых. В Житии говорится, что Федор Крюков был известен великому князю, в роду Крюковых упоминается некая княгиня Евфросиния. Существует предположение, что преподобный Корнилий происходил из семьи потомственных дьяков. Старший брат Федора Крюкова Лукиан служил дьяком при дворе великой княгини Марии Ярославны, жены Василия II Васильевича (Тёмного). По повелению великого князя семья Крюковых переехала в Москву, Корнилий был взят на дьяческую службу ко двору великой княгини. Однако в 20 лет он вместе с дядей Лукианом принял постриг в Кирилловом Белозерском монастыре. Одним из послушаний инока было переписывание книг: «...к сим же и книги писаше въ церковь, свидетели же сим книги его в Кирилове и ныне». После 7 лет пребывания в обители преподобный Корнилий привел в монастырь из Ростова брата Акинфия, постригшегося с именем Анфим. Некоторое время спустя преподобный Корнилий отправился странствовать, побывал в Новгороде, где святитель Геннадий (Гонзов), архиепископ Новгородский, предложил ему принять священнический сан. Однако преподобный отказался и поселился в пустыни близ Новгорода, вскоре покинул ее и перешел в тверскую Савватиеву пустынь. В 1496 или 1497 году, как сообщает Житие, преподобный Корнилий основал пустыньку в Комельском лесу, на месте слияния рек Талицы и Нурмы. В 1501 году митрополит Симон рукоположил преподобного Корнилия во священника. В монастыре были построены 2 церкви: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (сначала маленькая, затем большего размера; освящена в 1515) и во имя преподобного Антония Великого (преподобный Антоний являлся преподобному Корнилию), а также больница, пекарня, поварня, богадельня. Для братии, число которой, по сведениям Жития, достигало 90 человек, преподобный Корнилий составил общежительный Устав, его основным правилом было строгое послушание настоятелю. Даже личные письма и подарки иноки показывали игумену (это правило существовало и в Кирилловом Белозерском монастыре). Монахам полагалось иметь не более 2 одежд: «...едину ветшану и поплачену, а другую тверду» - и 2 пары обуви. Казначей следил за тем, сколько одежды и обуви находится в пользовании иноков, и не имел права давать дополнительно. Новые ризы монахи получали в обмен на старые. Личное имущество, а также изделия, сделанные своими руками, они сдавали в казну. Если в обитель приходил инок из другого монастыря со своим имуществом, от которого он не хотел отказываться, его принимали на год с условием, что имущество будет опечатано в казне. Монах мог дать милостыню из своих средств только в присутствии и с согласия казначея. Если по истечении года он не передавал имущество обители, то должен был покинуть монастырские стены, забрав свою собственность. Жизнь в обители была строго регламентирована. Опаздывать на церковную службу и уходить раньше времени не разрешалось. После службы все расходились по кельям, пребывать на монастырской территории без дела не полагалось. Большое внимание в Уставе уделено правилам поведения во время трапезы. Она начиналась только с благословения настоятеля. Монахи входили в трапезную молча, по одному и садились на строго определенные места. Трапеза сопровождалась чтением житий святых. Говорить «вкратце нужное с тихостию» могли только настоятель, келарь и лица, приставленные для трапезного послушания. Опоздавший просил прощения у игумена или келаря. Если монах опоздал «нерадением или по некоему коварству», то ему воспрещалось присоединиться к братии. После окончания трапезы все расходились по кельям. Нахождение иноков в трапезе или в «шегнуше» (чулане, где хранилась снедь) в неурочное время не допускалось. Настоятель ночью обходил монастырь; если слышал неполезные разговоры, стучал в окно кельи, а наутро поучал провинившихся (такое правило было заведено еще в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии). Преподобный Корнилий строго следил за соблюдением устава. Однажды инок, исполнявший послушание пекаря, забыл получить благословение у игумена. Преподобный Корнилий повелел увезти испеченный хлеб и выбросить на дороге. Сам святой подавал пример нестяжательной жизни. Монах Закхей пришел к нему и попросил другую мантию взамен вязанной из лыка. Преподобный отдал ему свою, а сам долго носил мантию Закхея. Требуя личной нестяжательности от братии, преподобный Корнилий тратил много средств на благотворительность. В 1526 голу на вологодских землях случился сильный голод: четверть ржи стоила рубль и дороже, но даже за такую цену ее невозможно было купить. Окрестные жители толпами приходили к монастырю, родители оставляли детей у стен обители. Преподобный повелел всех нищих кормить каждый день, а детей определить в помещения монастырских трудников, где они получали пропитание и необходимый уход. Строгую дисциплину, установленную настоятелем, принимали не все. В Житии описаны случаи открытого неповиновения игумену и даже попытки покушений на него. Тогда преподобный Корнилий оставил обитель 12 монастырским старцам и удалился с близкими учениками на Сурское озеро, расположенное в 70 верстах к юго-востоку от Корнилиева монастыря. В Житии преподобного Геннадия Костромского сообщается, что преподобный Корнилий с ним покинул обитель из-за ропота и непослушания братии. Слухи о нестроениях в монастыре «до самого державного доидоша нань». Зимой 1528/29 годов великий князь Василий III Иоаннович совершал паломничество по заволжским монастырям, где молился «чудотворцам» о даровании сына. Он побывал в Корнилиевом монастыре. Князь Василий III вызвал преподобного Корнилия из пустыни, встретился с ним в Вологде. На обратном пути в Москву великий князь вторично посетил Корнилиев монастырь, тогда преподобному Корнилию удалось получить разрешение покинуть обитель. С 6 монахами он ушел на Сурское озеро. Около 1530 года он прибыл в Москву за разрешением освятить новую церковь в Сурской пустыни, но получил отказ и ушел в Троице-Сергиев монастырь. Конфликт разрешился после того, как в Троицу приехали князь Василий III и старцы Корнилиева монастыря - преподобный Корнилий был возвращен в родную обитель и избранный братией настоятель преподобный Кассиан, «устыдеся отца, остави игуменство». Через некоторое время преподобный Корнилий ушел в Кириллов монастырь и вернулся только после назначения на пост игумена его ученика преподобного Лаврентия. По возвращении преподобный Корнилий затворился в келье, где провел около года. Зимой 1537/1538 годов он был вынужден вместе с братией спасаться бегством от татар. Согласно Житию, преподобный Корнилий умер в возрасте 82 лет и был погребен близ Введенской церкви. В первоначальной редакции Жития и в старейших его списках сказано, что святой скончался «по Пасце в пятую неделю, въ время заутрении въскресныя» (19 мая приходилось на пятое воскресенье после Пасхи в 1538). В справочной литературе, в большинстве поздних списков Жития и в редакции печатного Пролога ошибочно указан 1537 как год преставления. Почитание святого началось сразу после его преставления. В конце 1550-х годов в монастыре служили панихиды по основателю обители, но уже в 1560 - 70-х годах одновременно были написаны Первоначальная редакция Жития и тропарь и кондак святому. Преподобный Корнилий упоминается в перечне святых из Латухинской Степенной книги, составленном во время царствования Иоанна IV Васильевича Грозного. Общерусское почитание установлено на Соборе 25 января 1600 года Патриархом Иовом. Существовала Служба (тропарь и кондак) на обретение мощей преподобного Корнилия, приуроченная к 10 июня. В рукописи 2 трети XVII века среди выписок о святом есть указание, что его мощи были перенесены 10 июня 1604 года. К XIX веку память об этом событии в монастыре была утрачена: 10 июня отмечался приход святого в Комельский лес, после службы совершался крестный ход к часовне, стоявшей у дороги близ монастыря. Об особом почитании преподобного Корнилия и его монастыря во 2 половине XVI - начале XVII веков свидетельствует именование обители лаврой. К ученикам преподобного Корнилия Комельского причислены святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Иродион Илоезерский, Даниил Шужгорский, Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский. Мощи преподобного Корнилия находились в арке северной стены под спудом в церкви его имени, возведенной в 1856 году на месте древней церкви во имя Феодора Стратилата, которая была пристроена в конце XVI века к южной стене Введенского собора (согласно описи 1657 года, в храме Феодора Стратилата существовал придел во имя преподобного Корнилия). Над местом погребения святого была деревянная рака, украшенная в 1821 году серебряной чеканной ризой с позолоченным венцом. В XIX - начале XX века в Воскресенской церкви Корнилиево-Комельского монастыря находился чудотворный образ преподобного; с этой иконой жители г. Грязовца (бывшего монастырского с. Грязивицы) совершали крестные ходы во времена неурожаев, эпидемий. В монастырской ризнице хранились фелонь из белой камки и часть власяницы, по преданию принадлежавшие преподобному Корнилию. В монастырских описях 2 половины XVII века упоминались «судки чудотворца Корнилия деревянные». В XIX веке А.Ф. Ковалевский составил акафист преподобному и богоносному отцу нашему Корнилию игумену Вологодскому. Корнилиево-Комельский монастырь закрыли в 1924 году. Монастырские помещениях сначала использовали под санаторий, потом под тюрьму, потом под психиатрическую больницу. Большая часть построек была разрушена в 1930-х годах. В настоящее время на территории Корнилиево-Комельского монастыря стоят руинированные стены трапезной палаты, настоятельских келий и храма. Использованы материалы: https://www.pravenc.ru/text/2458683.html
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20413 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27504 | Наверх ##
1 июня 2022 6:38 И в счастья миг, и в час утраты, С пером в руке или с мечом, Всю цепь имён родных припомни, И встанут предки за плечом --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20413 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27504 | Наверх ##
1 июня 2022 6:44 Предкам
Все Вы,о ком молю я каждый день Творца, Мои родные,дорогие предки, Как дерева раскидистые ветки, Живете в вечности Небесного Отца.
Когда-нибудь мы встретимся,я знаю, Душа покинет тело бренное мое, Вы встретите меня с улыбкой в Рае И ожидаете в пристанище своем.
Покажете небесную обитель, Всю полную гармонии и сил, Где каждый ее вечный житель, Как будто светлый ангел сизокрил.
Когда все это сбудется - не знаю, Все ведомо лишь одному Небесному Отцу, Ну а пока,пока молюсь о Вас я Богу, Творцу Земли и Вечности Творцу. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20413 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27504 | Наверх ##
18 августа 2022 5:46 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20413 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27504 | Наверх ##
18 августа 2022 5:49
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20413 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27504 | Наверх ##
18 августа 2022 5:51 18 августа 2022 5:53 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20413 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27504 | Наверх ##
18 августа 2022 8:03 18 августа 2022 8:13 https://pravoslavie-ru.turbopa.../1705.html ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. «Христос воскрес из мертвых, поправ смертью смерть и даровав жизнь умершим». Тропарь праздника Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)». В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем. Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника. Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христва. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором. Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…» Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых!» Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фемиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!». Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении. При конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» – все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!» Взаимное лобызание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа. Затем читается слово Иоанна Златоуста. После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе. К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова. Слово «артос» – греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях. Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос. «Закон Божий», издательство «Новая книга» Песнопения из службы праздника Святой Пасхи Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. Песнопение праздника Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное. «Небеса, как должно торжествуйте; земля пусть радуется; веселись и весь мир видимый и невидимый; ибо восстал Христос, вечная всем радость». Тропарь Пасха священная нам показася; Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая; Пасха все освещающая верных. Стихира Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне, и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего. «Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись, Сион! А Ты, Пречистая Богородица, прославляйся чрез воскресение Рожденного Тобою». Ирмос Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. «Хотя Ты, Спаситель, и сошел во гроб, но разрушил силу адову, и воскрес, Христе Боже, как Победитель, говоря женам-мироносицам: радуйтесь! и мир даруя Твоим Апостолам, падшим подавая вокресение». Кондак Евангелие от Иоанна В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин.1, 1-18 О Святой Пасхе  Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, – восходите и вы; Христос из гроба, – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды. Святой Григорий Богослов Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу. Святой Амвросий Медиоланский Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных. Святой Григорий Нисский Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном. Святитель Иоанн Златоуст Пасха – праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь – столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь – земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви. Святитель Макарий, митрополит Московский Слово святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду. Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение. Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет. Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения. Если кто пришел только в одинадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одинадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит и расположение хвалит. Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержаные и нерадивые день почтите! Постившиеся и непостившиеся – возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчися (Ис. 14, 9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55) Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. 10 апреля 2004 г.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20413 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27504 | Наверх ##
18 августа 2022 8:35 Пасха в картинах русских художников Б.Кустодиев Празднование Пасхи на Руси Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942) Пасхальное утро Николай Корнилович Симоненко.Пасхальная заутреня. Бучкури Александр Алексеевич Зворыкин Борис Пасхальные иллюстрации Илья Каверзные Светлая Пасха Борис Кустодиев Пасхальная заутреня      --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20413 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27504 | Наверх ##
18 августа 2022 8:42 Горюшкин- Сорокопудов
Пасхальная ночь
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|