На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
22 МАЯ Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари).
В ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бари, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.
Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.
Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.
Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия. В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.
В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».
Троица в 2018 году: что можно делать и чего нельзя
Как правильно встретить праздник Святой Троицы и какие приметы и поверья стоит соблюдать
День Святой Троицы относится к числу двунадесятых праздников: это двенадцать важнейших после Пасхи дней в православном христианском календаре. Святая Троица издревле отмечается на 50-й день после Пасхи, и по этой причине праздник часто называют Пятидесятницей. Поскольку дата Пасхи меняется каждый год, День Святой Троицы всегда отмечается в разные дни. Так, в 2018-ом Троица празднуется в воскресенье, 27 мая. Троица всегда занимала у наших предков отдельное место среди прочих православных праздников, и они готовились с особенным вниманием. Ведь Троица символизировала для них не просто великое чудо схождения Святого Духа на землю, но и обозначала границу между весной и летом, тем самым, становилась днем радости, красоты и возрождения. Правила и обычаи празднования Троицы формировались на протяжении почти семи веков — с тех пор, как в XIII веке День Святой Троицы стал православным праздником — и дошли до наших времен в первозданном виде.
Икона «Троица»
Празднование Троицы в городах России
В противном случае, те, кто нарушали эти древние правила, рисковали очень многим: у пахаря могла погибнуть скотина, а у всей деревни градом и дождем могло уничтожить посевы. Похожим образом, у того, кто стриг шерсть, волки и другие хищники могли украсть овец, и так далее.И все же, времена меняются, и часто наша работа зависит не от нашего желания, а попросту необходима. Например, человек может работать на производстве, и заказ нужно сдать в сроки. На такие случаи запреты не распространяются. Суть этой традиции не в том, что работа в День Святой Троицы недопустима сама по себе, а в том, что на Троицу человек должен задумываться о духовном и не позволять себе отвлекаться на второстепенные вещи. И при желании, каждый может найти свободную минуту, чтобы оторваться от мирской жизни, помолиться за себя и попросить Бога о прощении.
Можно ли на Троицу ходить на кладбище
В Святую Троицу не принято ходить на кладбище: поминать усопших можно до праздника, в Троицкую родительскую субботу. Причина в том, что праздник Святой Троицы олицетворяет жизнь, красоту и любовь, и в нем нет места для печали. Обязательно посетите церковь в это день, ведь Троицкая служба считается самой сильной в духовном отношении и самой красивой.
Можно ли купаться на Троицу
На Руси был запрет насчет купаний в Святую Троицу: люди верили, что все, кто пойдут купаться на реку или озеро, могут утонуть. Что важно, запрет на купания распространяется на всю Троицкую неделю. Мыться в бане можно, но только на четвертый день после Троицы.
Можно ли венчаться на Троицу
Однозначно нельзя. В народе убеждены, что браки, заключенные на Святой Троице, никогда не будут счастливыми. А вот свататься на Троицу не просто можно, а даже нужно — тогда семейная жизнь будет полна любви, взаимопонимания, и в семье будет много детей. Соблюдая все эти правила, не забывайте о духовной жизни. Ссоры, крики и слезы на Троицу недопустимы и, в общем-то, избегать отрицательных эмоций важно и остальное время. На Троицу нельзя сплетничать, завидовать и выражаться нецензурным языком. Старайтесь держать себя в рамках дозволенного, и Святая Троица вас обязательно вознаградит.
Народные приметы на Троицу •Если умыться росой на Троицу, можно продлить здоровье и сохранить красоту. •Травы, собранные на Троицу, имеют целебную силу. Их можно отварить и лечиться ими весь остальной год. •Ветку березы, срезанную на Троицу, нужно поставить на подоконник как оберег от злых духов. •Незамужним девушка нужно быть приветливыми со всеми, чтобы скорее выйти замуж •Нельзя купаться в этот день, иначе русалки могут утопить. •Если день выдался дождливый — будет много урожая и грибов. •Солнечная погода на Троицу — лето будет жарким и засушливым. •Радуга на Троицу — в доме будет счастье.
Гадания на Троицу
Так сложилось, что на Руси параллельно православию были свои древние народные обряды. Однако, перед тем, как начинать ритуалы, помните, что православная церковь приравнивает любые гадания к колдовству, что считается большим грехом. Самое распространенное гадание на Троицу — это плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, и сплетали из верхушек молодой березы венок. Если на следующий день венок завял или развился — семейного счастья пока что ждать не стоит. А вот если он не увял — значит скоро будет свадьба.
Что можно и нельзя делать на Троицу
Однако же, там, где есть обычаи и нормы, всегда должны быть и запреты — в противном случае традиции не будут иметь силы над человеком. Так же и с праздником Троицы на Руси был связан длинный список примет и суеверий, о которых дальше пойдет речь.Итак, на Троицу, как и на другие двунадесятые праздники, запрещалось выполнять сложную работу. Люди верили, что в День Святой Троицы земля встречает свой день рождения, а в день рождения, как известно, работа может подождать. Поэтому, наши предки на Троицу не рубили дрова, не работали в огороде и, в общем, старались себя не утруждать.
Святей Троице. Пятидесятница. (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)
Тропарь, глас 8:
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 8:
Егда́ снизше́л язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки разделя́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Ра́дуйся, Цари́це,/ матероде́вственная сла́во:/ вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут/ Тебе́ пе́ти досто́йно;/ изумева́ет же ум всяк твое́ Рождество́ разуме́ти.// Те́мже Тя согла́сно сла́вим.
Молитва
Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся́, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произыдо́хом, за вся́, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся́ дни и я́же угото́вала еси́ всем нам в ве́це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в бесчи́сленные от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния. Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́теся, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́ше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко, чи́стыя и пра́ведныя лю́бящи, и гре́шники ка́ющиеся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́, и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше всяк грех, в чистоте́ и пра́вде до конца́ дней на́ших поживе́м, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое и́мя Твое́. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́,/ Его́же от Отца́ посла́л еси́// Боже́ственным ученико́м Твои́м.
В день Святой Троицы церковь вспоминает грандиозное библейское событие – сошествие Духа Святого на апостолов. Это событие положило основание Церкви Христовой. В этот день во всем мире происходит утверждение христианской веры, которая призывает своих духовных чад укрепить и обновить полученные при Таинстве Крещения дары Святого Духа. Таинственная Благодать Божья обновляет и преображает внутренний духовный мир каждого верующего человека, подает ему все самое чистое, ценное и возвышенное. В праздник Святой Троицы православные христиане радуются и празднуют сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви. Также в этот день открылась еще одна ипостась Божья. В ветхозаветные времена люди знали только о Боге, с рождением Христа они увидели Его Единородного Сына, а в день Пятидесятницы люди смогли узнать о Третьем лице Пресвятой Троицы – Святом Духе. Ожидание Святого Духа
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, как грандиозное поворотное событие в мировой истории, было рассказано евангелистом Лукой в первых главах Деяний апостолов. Это событие не было неожиданностью для собравшихся – Бог предсказывал его устами пророков, Иисус Христос объяснял необходимость Своего распятия и утешал скорбящих апостолов, рассказывая им о приходе Святого духа для завершения спасения людей. Ожидая прихода Святого духа? Дева Мария, ученики Христовы, жены-мироносицы и еще более 100 человек были в Иерусалиме в Сионской горнице, в которой ранее проходила Тайная вечеря с Господом. Все собравшиеся ожидали Обетования Отца, обещанного Иисусом, хоть и не знали, как и когда оно произойдет. После того события, когда Иисус вознесся на небо, наступил десятый день. Евреи праздновали в этот день праздник ветхозаветной Пятидесятницы – избавление евреев от рабства в Египте и начало жизни в союзе с Богом. Сошествие Духа Святого на апостолов произошло в этот день не случайно: оно освобождало верующих в Иисуса Христа от дьявольской власти и являлось основанием для нового союза с Богом в Его Царстве. Оно сменило строгие ветхозаветные письменные законы на руководство Богом в духе любви и свободы.
Сошествие Духа Святого на апостолов
В девятом часу утра люди, прибывшие в Иерусалим на празднование Пятидесятницы, собирались в храмы для молитвы и жертвоприношений. Сошествие Духа Святого на апостолов произошло внезапно: сначала над Сионской горницей возник шум как от бурного ветра. Дом со святыми апостолами наполнился этим шумом , над их головами появились множество ярких, но не обжигающих язычков пламени. Еще более необычными были их духовные свойства: каждый, на кого они опускались, чувствовал необычайный прилив духовных сил, воодушевление и радость. Ощутившие себя умиротворенными, полными сил и любви к Богу, апостолы стали выражать свою радость громкими восклицаниями и славословием Бога, обнаружив при этом, что говорят не только на еврейском, а еще и на других, неизвестных им ранее языках. Так произошло сошествие Духа Святого на апостолов, окрестившего их огнем, как и предсказывал пророк Иоанн Креститель. Первая проповедь Петра
Шум из апостольского дома привлек к нему множество людей. Апостолы с молитвами и прославлениями Бога вышли на кровлю этого дома. Услышав эти радостные молитвы и пение, люди были поражены тем, что ученики Христовы, большей частью простые, необразованные люди, разговаривают на различных языках. И каждый из приехавших на празднование в Иерусалим из разных стран людей слышал родную речь и понимал, о чем говорят апостолы. Кроме внутренних благодатных духовных изменений, апостолы смогли на разных языках, не изучая их, успешнее распространять Евангелие разным народам. Увидев недоумение собравшихся вокруг дома, апостол Петр вышел вперед и произнес свою первую краткую проповедь, в которой рассказал о том, что древнее предсказание о чудесном сошествии Святого Духа сбылось и что именно в нем спасение людей, что для этого претерпел крестные страдания Иисус Христос. Проповедь была проста, но сказанная через уста человеческие самим Святым Духом. Эти слова проникли в сердца слушающих людей, и они тут же всенародно осуществили покаяние в своих грехах и приняли Крещение. Церковь за один день увеличилась со 120 человек до трех тысяч. Так день сошествия Святого Духа на апостолов стал началом существования Церкви Христовой - благодатного общества верующих людей, желающих спасти свои души. По обещанию Господа, Церковь не будет побеждена врагами веры до самого скончания мира.
Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327) (служба может быть перенесена на пятницу, 19 мая). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев. Обре́́тение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Прп. Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (XVI). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 мая). Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634). Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых).
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет–Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
3 июня память святых равноапостольных царя Константина и матери его, царицы Елены.
Святой император Константин (306 – 337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора, правившего странами Галлией и Британией.
Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина.
Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи – Константин – был воспитан в уважении к христианской религии.
Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь.
Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году.
Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее, где ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин “Единосущный Отцу”, навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.
10 июня. Собор всех Святых. Собор всех Святых не имеет определенной даты, из-за этого праздник называется переходящим. Ежегодно он отмечается через неделю после Святой Троицы. В 2018 году эта дата выпадает на 10 июня, и во всех храмах и церквях проходят торжественные литургии. Во время службы священно служители читают молитвы, прославляющие Иисуса Христа. История и смысл праздника всех Святых
По сохранившимся источникам можно проследить историю становления праздника. Первое упоминание о нем датировано четвертым веком. На одной из проповедей Иоанн Златоуст упомянул обо всех, кто служит Господу, пострадавших и отдавших жизни за православную веру. С тех пор святитель постановил правило ежегодно молится обо всех святых людях, которые отдали свои жизни за Господа. Спустя сто лет, в пятом веке, в православной Церкви постановили отмечать день всех Святых в первое воскресение после праздника Троицы.
В 2018 году священнослужители призывают всех верующих людей почтить память святых, которые прославляли веру в господа, не убоявшись гонений и нападков безбожников. Все праведники, следовавшие заветам Иисуса Христа являют собой пример истинной веры и смирения, который помогает последователям справляться с трудностями и не пасовать перед неблагоприятными обстоятельствами в жизни.
Праздник отмечается после Троицы не просто так. Именно день Святой Троицы был временем становления православной церкви и все великомученики способствовали этому прекрасному событию. Благодаря их стараниям и проповедям мы можем возносить молитвы Высшим Силам и получать поддержку Небес в самых разных жизненных ситуациях.
Праздник для православных верующих начинается с молитвенного обращения к Господу и торжественной литургии в храме. Во время богослужения священники вспоминают деяния праведников, живших во все времена, зачитывают отрывки из Евангелия и благословляют всех присутствующих.
Петров пост (Апостольский) 8 день Многодневный пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.
Преподобномученицы Феодосии девы
Праздник святой Феодосии. Жила в VIII столетии. Была заключена в темницу за почитание и защиту икон в период царствования Льва Исавра.
Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского
Св. Иоанн Юродивый родился и жил близ г. Устюга, почему и называется Устюжским чудотворцем. Еще с отроческих лет стало ясно, что он будет великим подвижником: по средам и по пятницам он совсем не принимал пищи, а в прочие дни питался только хлебом и водой; ночи проводил в молитве, очень мало говорил и был в высшей степени серьезен. Когда родители советовали ему не изнурять себя постом, Иоанн отвечал, что питать плоть значит наживать врага своей душе. Еще отроком он поселился в хижине близ соборного храма в Устюге, и ночи проводил в молитве, втайне ото всех, а днем юродствовал, бегая по улицам иногда обнаженный, только препоясанный рубищем, или в разодранной рубашке. Немало приходилось Иоанну терпеть и от северных морозов и от зноя, а особенно от многих из людей, которые всячески насмехались над ним, подвергали его разным поруганиям и даже били. Но Иоанн все терпел ради Христа. Те же, кто понимал святую жизнь Иоанна, обращались к нему и за советами и с просьбой о молитве. Св. Иоанн скончался в молодых летах 29 июня 1494 г., и погребен близ соборного храма в Устюге. Впоследствии на месте его погребения построена церковь.
Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Церковь празднует память Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского Годы жизни: 1877-1961. Диплом лауреата Сталинской премии. Фото: Peterv240/Wikimedia Commons Сахар для больных
В тамбовских эвакогоспиталях профессора медицины Войно-Ясенецкого ждали с волнением. Медсестры привыкли работать с военными хирургами, терпели их грубость.
"А архиепископ Лука после первой операции подошел к медсестере Ольге Стрельцовой, поцеловал ей руки и сказал: "Голубушка, спасибо, вы мне так хорошо помогли". Он их жалел, баловал. Жили бедно, голодно, холодно, а Лука то чулочки им теплые подарит, то платочек, то рукавички, то хлеба даст", — говорит Абрамова.
В Тамбове располагалось порядка 25 военных эвакогоспиталей, и все он обходил пешком, преодолевая десятки километров в день. Всего же в Тамбовской области под его хирургическим надзором было больше 150 военных эвакогоспиталей. Он оперировал самые сложные случаи, за которые никто больше не брался. Устраивал курсы, читал лекции и врачам, и медсестрам. При нем смертность среди тяжелых больных с гнойными осложнениями снизилась чуть ли не с 50% до 0,06%.
Всех, кого Войно-Ясенецкий принимал в доме, он угощал сахаром. Бывало, сахар доставался очень многим. Потому что под его окнами на улице Комсомольской собиралась огромная очередь — сотни больных приезжали со всей Тамбовской области. — Он страдал, что физически не мог принять всех, хотя трудился до глубокой ночи. Целый день работал, делал в госпиталях операции, читал лекции на курсах, долго и по всем канонам служил в Покровском соборе, поздно возвращался домой — и видел, что его ждут люди. Он добился, чтобы ему разрешили принимать гражданских больных в поликлинике железнодорожной больницы и в областной больнице, — рассказывает Галина Абрамова.
В краеведческом музее хранятся подробные воспоминания врача Климкина, снабженца в системе Тамбовских военных эвакогоспиталей, описавшего всех медиков, с кем ему довелось общаться в последние годы войны. Особо он описал "удивительного человека, профессора Воин-Ясенецкого" (так написал фамилию), очереди у его дома и подчеркнул — "принимал абсолютно всех бесплатно".
pravoslavie.ru›113589.html Всего лишь маленький факт из биографии этого великого православного врача.
Воскресенье, 17 Июнь 2018 14:49 Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию на соборной площади Вологды
17 июня 2018 года, в праздник в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Вологды.
Его Святейшеству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий; митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир; митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий; епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан; епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий; благочинный Сокольского округа Вологодской епархии, настоятель храма Вознесения Господня в г. Соколе протоиерей Анатолий Балясин; благочинный Вологодского Северо-Западного округа, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены г. Вологды протоиерей Андрей Смирнов; духовенство Вологодской митрополии.
Богослужение посетили губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, мэр г. Вологды С.А. Воропанов, заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев, генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев, представители руководства и главы районов области.
За Литургией на площади Вологодского кремля молились многочисленные паломники и жители города.
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Для удобства верующих богослужение траслировалось на большем экране, установленном на соборной площади. Интернет-трансляция была доступна на сайте Вологодской митрополии и в сообществе"Вологодская митрополия" в ВКонтакте.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Воскресенского кафедрального собора Вологды под управлением Наталии Киселевой.
Проповедь перед причастием произнес благочинный Зареченского округа г. Вологды, настоятель храма святителя Николая во Владычной слободе г. Вологды протоиерей Андрей Исаев.
По завершении Божественной литургии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству две панагии и крест. Иконы Спасителя и Богородицы, изображенные на панагиях, — это миниатюрные копии образов из восстановленного в Воскресенском соборе Вологды иконостаса, который является точной копией иконостаса, бывшего в соборе до 1937 года.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.
В дар кафедральному собору Вологды Святейший Патриарх Кирилл передал старинную икону двунадесятых праздников. Митрополиту Игнатию Святейший Владыка вручил памятную панагию. В дар Вологодской епархии Предстоятель Русской Церкви передал комплект напрестольных Евангелий.
Всем участникам богослужения Святейший Владыка благословил раздать иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением.
Во внимание к помощи Вологодской епархии Святейший Патриарх Кирилл вручил губернатору Вологодской области О.А. Кувшинникову орден Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Принимая высокую награду, глава региона поздравил земляков с праздником преподобных отцов Вологодских и сказал:
«Многоуважаемый Владыка, Святейший Патриарх Московский и всея Руси!
От всего сердца благодарю Вас за высочайшую оценку нашего скромного труда. Это награда всех вологжан за построенные святыни, храмы, монастыри.
Благодаря Вашему решению о создании Вологодской митрополии за последние три года в два раза увеличилось количество приходов, действует почти 400 храмов и церквей. Мы видим, что растет количество монастырей, их количество тоже увеличилось в два раза. Мы передали 78 объектов церковного наследия Русской Православной Церкви, почти все они стали приходами и очень активно восстанавливаются.
От всех вологжан я выражаю Вам слова искренней благодарности за Ваш визит, за Вашу молитву».
Наград Русской Православной Церкви также были удостоены:
А.В. Пертин, генеральный директор ЧАО «Смарт-Холдинг», — во внимание к помощи в восстановлении Воскресенского кафедрального собора г. Вологды — ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени;
Ю.А. Атомян, учредитель кондитерской фабрики «АтАг», — во внимание к помощи в восстановлении храма Казанской иконы Божией Матери поселка Шексна Вологодской области ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
И.Г. Сабиров — во внимание к помощи в восстановлении архиерейского подворья святителя Николая на Глинках г. Вологды — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
С.Д. Сабирова — во внимание к помощи в восстановлении архиерейского подворья святителя Николая на Глинках г. Вологды — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени;
И.Г. Астахов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства, — во внимание к помощи в строительстве храма Святой Живоначальной Троицы с. Шуйского Междуреченского района, — ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени;
В.П. Перевалов, первый заместитель генерального директора АО «ВАД», — во внимание к помощи в восстановлении Воскресенского кафедрального собора г. Вологды — медали святого благоверного князя Даниила Московского.
Патриаршие грамоты были вручены руководителю Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Л.М. Ермоленко и председателю Совета директоров ЗАО «Продтовары» А.В. Голованову — во внимание к помощи Вологодской епархии, а также генеральному директору ЗАО «Вологодский хлебокомбинат» В.И. Малеку — во внимание к помощи в восстановлении Воскресенского кафедрального собора г. Вологды и в связи с 60-летием со дня рождения.
В честь Иоанна Крестителя в Церкви есть несколько праздников:
6 октября – зачатие,
7 июля – рождество,
11 сентября – усекновение главы,
20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения,
9 марта – первое и второе обретение его главы,
7 июня – третье обретение его главы,
25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.
7 июля Рождество Иоанна Предтечи
Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей. Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии. Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20). Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44). Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа. После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, возмужав, вышел из пустыни на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.
Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи, глас 4
Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя:/ непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.
Перевод: Пророк и Предтеча пришествия Христова, достойно восхвалить тебя не можем мы, с любовью почитая тебя; ибо бесплодие родившей и немота отца окончились славным и священным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия миру возвещается.
Кондак Рождеству Иоанна Предтечи., глас 3
Пре́жде непло́ды, днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник вку́пе и Предте́ча.
Перевод: Прежде неплодная в сей день Христова Предтечу рождает, и он – исполнение всякого пророчества. Ибо на Того, Кого пророки предвозвестили, он, во Иордане руку возложив, явился Слова Божия пророком, провозвестником и вместе – Предтечей.
Память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских празднуется Церковью дважды в году: 8 июля (25 июня ст. ст.), в день их праведной кончины (1228), и 19 сентября (6 сент. ст. ст.), в день перенесения мощей (1992).