Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Библия, православные праздники, традиции

В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 30 31 32 33 34 * 35 36 37 38 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20854
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28336
Владимирская Заоаникиевская Пустынь

Заоникиева пустынь находится в 14 верстах от города Вологды, в селе Лучниково. Наименование Заоникиевой она получила от того, что в старину она отделялась от Вологды и окружных селений густым лесом называвшимся «Оникиевым».
Время основания обители относится к концу XVI века. В 1588 году, 23 июня на этом месте чудесно явилась икона Казанской Божией Матери и святых бессребреников Космы и Дамиана крестьянину деревни Обухово, по имени Илларион. Илларион водрузил здесь крест, устроил часовню, в которую поместил явленную икону, и поселился на жительство возле нее. Епископ вологодский Антоний благословил воздвигнуть здесь храм, а при нем устроить монастырь.
Монастырь стал быстро возрастать и развиваться только со второй половины XIX столетия, когда он украсился новыми каменными строениями и окружил себя даже красивой каменной оградой с башнями.
Главный храм — Собор Владимирской Иконы Божией Матери, сооружён в формах эклектики в 1860-1881 годах.
Второй храм освящен во имя Александра Невского. Храм при двухэтажном кирпичном келейном корпусе, устроен в 1878 году, как «скитский». Для паломников имелся большой каменный двухэтажный корпус; для странников—странноприимный дом с пищей и кипятком.
Закрыт в 1920-х годах. Занят школой-интернатом. Главный собор монастыря заброшен, используется для хранения угля, скитский храм также закрыт. Хорошо сохранились угловые башни и крепостные стены.

Прикрепленный файл: 816190_81449-3_b.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20854
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28336
Лучниково . Владимирская Заоникиева пустынь


Заоникиева Владимирская Богородицкая пустынь, в Вологодском уезде. Заоникиева пустынь находится в 14 верстах от губернского города Вологды. Она расположена в низменной лощине между [77]деревнями Обуховымъ и Лусниковымъ Фетиньинской волости Вологодскаго уѣзда.

Время основанія обители относится къ концу XVI вѣка. Въ 1588 году, 23 іюня на этомъ мѣстѣ чудесно явилась икона Казанской Божіей Матери и свв. безсребренниковъ Космы и Даміана одному крестьянину деревни Обухово, по имени Илларіону, Илларіонъ водрузилъ здѣсь крестъ, устроилъ часовню, въ которую помѣстилъ явленную икону, и поселился на жительство возлѣ нея, предаваясь подвигамъ поста и молитвы. Отъ новоявленной иконы стали совершаться чудеса. Тогда епископъ вологодскій Антоній благословилъ воздвигнуть здѣсь храмъ, а при немъ устроить монастырь. Илларіонъ принялъ постриженіе съ именемъ Іосифа и своими неусыпными трудами, иноческими подвигами и дѣйственными предъ Богомъ молитвами упрочилъ существованіе новооснованной обители. Впрочемъ, въ теченіе XVII и XVIII вв. она не отличалась особеннымъ благосостояніемъ, а въ 1764 г. была оставлена за штатомъ. Въ матеріальномъ отношеніи монастырь сталъ быстро возрастать и развиваться только со второй половины XIX столѣтія, когда онъ украсился новыми каменными строеніями и окружилъ себя даже красивой каменной оградой съ башнями. Настоятель монастыря—іеромонах

Въ монастырѣ имѣется два красивыхъ каменныхъ храма. Главный храмъ во имя Св. Троицы съ придѣлами во имя св. Алексѣя, человѣка Божія, и препод. Іосифа, основателя монастыря. Здѣсь почиваютъ подъ спудомъ и его мощи; надъ нимъ устроена мѣдная посеребренная рака съ большимъ, во весь ростъ, изображеніемъ преподобнаго на верхней крышкѣ. Кромѣ того, тутъ же покоятся мощи иноковъ Антонія и Іоанникія. Въ этомъ храмѣ находится и явившаяся препод. Іосифу икона Казанской Б. М., именуемая иначе Заоникіевскою, а также и мѣстночтимая икона Владимірской Божіей Матери. Второй храмъ, такъ называемый скитскій, освященъ во имя Александра Невскаго.

Въ главномъ храмѣ обращаютъ на себя вниманіе два напрестольныхъ креста съ частицами св. мощей. а также небольшой овальный камень, на которомъ утвержденъ перламутровый крестъ: этотъ камень есть часть отъ того камня, на которомъ преп. Серафимъ Саровскій молился 1000 ночей. [78]Дважды в году в обители устраиваются крестные ходы: 23 июня — в монастырь из церкви св. Василия Великого, находящейся в местечке Едке, в 7 верстах от монастыря, и 21 сентября — из монастыря в часовню, находящуюся в деревне Обухове, — месте рождения преп. Иосифа. Для паломников имеется большой каменный двухэтажный корпус; для странников—странноприимный дом с пищей и кипятком. Из гор. Вологды в пустынь ведет хорошая шоссейная дорога.

ru.wikisource.org›wiki…Заоникиева…пустынь…

sobory.ru›map/?obj=06923

Прикрепленный файл: 06923_20111004_134052.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20854
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28336

Антоний Заоникиевский и Иоанникий Заоникиевский.

Преподобные Антоний и Иоаникий были игуменами Владимирского мужского Заоникиевского монастыря Вологодской губернии в 17 веке. Мощи их находятся под спудом в монастырской церкви. Память всех Заоникиевских святых празднуется23 июня ( 6 июля) и в Соборе Вологодских святых.

Тропарь Собору Вологодских святых, Глас 8
Яко светильницы всесветлии,явистеся в пределех града Вологды, преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы:вы бо, крест Христов от юности своея на рамена вземше,усердно Тому последовали есте,чистотою Богови приближившеся,от Негоже и чудес дарованием обогатистеся;темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем: отцы преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.[1][2]
Кондак, Глас 2
Волнений множество невлажно проходяще, безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте, Богомудрии и преподобнии, и чудес дар приимше, молите непрестанно о всех нас.
Величание
Величаем вас,чудотворцы наши славнии Вологодстии,страну северную лучами добродетелей озарившиии образ спасения вернымсветоявленно показавшии.


ru.wikisource.org›wiki…Заоникиева…пустынь…

Прикрепленный файл: Book_illustrations_of_Orthodox_Russians_Monasteries_page_077_ill_1.png
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20854
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28336
Народная традиция 6 июля

День Аграфены. Агриппина. Аграфена Купальница. Аграфена - лютые коренья. Купальница. Канун праздника Ивана Купалы, Ивановской ночи.

В этот день на Руси исстари с утра парились в бане, а потом днем купались в реках и прудах. После бани завтракали. Днем заготавливали березовые веники для бани. Веники заготавливали на весь год. Водили детей умываться к родникам. От «нечисти» прятали скотину. В ночь на Ивана Купалу - обрядовые действия, песни, приговоры, гадания.

Название «лютые коренья» означает, что в это время много крапивы.

С Аграфены начинают купаться, «закупываются». В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять их, валяясь по полосе. На Аграфену обетная каша, складчиной, для нищих. Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. Накануне Ивана Купала девушки гадали по травам.

Народные приметы на 6 июля

«На Аграфену потерял соловейко голос через яшный колос», т.е. идет колошение ячменя. «Сей репу на Аграфену - хороша будет».

Начало Полного лета. Начало купания. Сбор лечебных трав и кореньев. Приступают к уборке озимой пшеницы.

Белокочанную и цветную капусту от бабочки капустницы поливают настоем помидорной ботвы. Хорошо действует промыв струей холодной воды из шланга каждого кочана белокочанной капусты. Цветную закрывают листьями.

На Аграфену гречиха мала, овсу порост. Времена года. Православный народный календарь. - Пермь: Урал-пресс, 1992, с. 154-155.

Именинники 6 июля: Агриппина, Артем, Гай, Герман, Евстохий, Мстислав, Пров и Урван.

Сбор трав на Руси



Прикрепленный файл: Сбор-трав-на-Руси.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20854
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28336


Аграфена -Купальница ( 6 июля/23 июня).

Со дня Купальницы - Аграфены
Малиновый платок хранит ...
А. Ахматова.

Это удивительно " душистый день". Дома украшались цветами и травами. А в банях, которые начинали топиться с утра, дух стоял дивный от травы, устилавшей пол, и веников - очень сложных букетов из богородицкой травы, папоротника, Ивана-да-Марьи, ромашки, лютика, полыни и пахучей мяты. Парились утренней порой. Считалось, что Аграфена- Купальница блюдет здоровье и телесную чистоту. Больных стариков и хворых вносили в баню на крапиве и парили целебными травами. Матери носили детей умываться к родникам и бросали в источник медные деньги, а с полдня начиналось купание в реках, которое продолжалось до позднего вечера. Купание было шумное, по песни. Пока одни купались, другие стояли на берегу и пели, поэтому песни не смолкали.
Пели :
" Приехала Купаленка на семидесяти тележках
Привезла нам Купаленка добра и здоровья,х
богатства и почестей".

Меж купаньем веселье несмолкало.Устраивались игры и пиршества.А, кроме того, днем отправлялись в лес заготавливать веники на целый год. Сломленные в этот день, они считались чудодейственными, только в них непременно должно быть по ветке от березы, ольхи, рябины, черемухи, смородины, ивы, липы и по одному цветку.
Ко дню Аграфены- лютые травы и коренья в соку ( по В. Далю- несколько видов ядовитых растений носят это название - лютик : борец, царь- зелье, прострел...ютый- цвет, лютик, горчица, горькуха- ... черно- зелье и т.д.), второе название праздника Аграфена- лютые коренья) и сила нечистая на ночные гулянья собирается- портить людей и скотину, тешиться над девкам и парнями, водить их по лугам и болотистому голубцу, к дурман- траве клонить. К окнам летит и прижимается любопытным носом нетопырь, и лесовик из чащобы выбирается - поглядеть на житье- бытье человеческое. В двери стучит болотная нечисть, засов отодвигает, жутко гукает и хохочет.
Чтобы предохранить себя от порчи и бед и избавиться от несчастий на будущее, бабы подрезали шиповник, рвали крапиву, чертополох и складывали большую кучу посреди деревни. Заставляли сперва прыгать через нее детишек, а после прогоняли скотину.
Однако ж нечистая сила в эти дни только " разминалась" перед волшебной И в а н о - К у п а л ь с к о й н о ч ь ю.

С. А. Есенин.

Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала, родимая, в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травяном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза, и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе- разлучнице след свой заметаю.

" Энциклопедия обрядов и обычаев" , 1996 г.Спб." РЕСПЕКС" стр.210- 211.




Прикрепленный файл: sbhANzHn5.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20854
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28336
Букет цветов, собранный на даче в Агрофену - Купальницу.


Комментарий модератора:
Фото не загружается по тех.причине, размещу позднее.

---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20854
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28336
7 июля.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Прп. Антония Дымского ( ок.1224). Прав. отроков Иакова и Иоанна Менюжских ( 156н - 1569). Мчч. семи братий : Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина ( IV).

Рождество Иоанна Крестителя.

Святой пророк Предтеча Господень Иоанн Креститель родился в семье священника праведного Захарии и его жены праведной Елизаветы, живших в Хевроне, в Иудейских горах.
Будущие родители Иоанна были людьми праведными и поступали по всем заповедям и уставам Божиим. Они были уже пожилые, и у них не было детей.
Однажды, когда старец Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме и кадил в нем, ему вдруг явился Аргангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек скорое рождение сына. Захария сильно испугался. Архангел Гавриил сказал ему : " Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя : Иоанн;
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матеи своей. И многих из сынов Израйлевых обратит к Господу Богу их".
Пророчество Архангела Гавриила привело праведного Захарию в сильное смущение. Усомнившись в словах Архангела, он стал просить у Господа знамения, которое подтвердило бы услышанное. И в наказание за неверие мгновенно немота поразила его , маловерного.
Вскоре Елисавета узнала о том, что у нее родится первенец. На пятом месяце беременности она удостоилась посещения своей родственница - Преблагословенной Девы Марии, уже носившей во чреве Предвечного Младенца.
Праведной Елисавете, исполнившейся благодати Духа Святого, первой открылась великая тайна, и она узнала всвоей гостье Матерь Божию. Св. Иоанн Предтеча, взыграв во чреве матери, такой радостью приветствовал Приснодеву, носившую Сына Божия.
На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники. В доме царила великая радость - с рождением ребенка с семьи снималось бесчестье, попущенного Господом.
К этому дню полагалось дать младенцу имя, и гости решили назвать его Захарией - в честь отца. Однако св. Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном,что значит " благодать". Все присутствующие были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил отец младенца. На вопрос,как же все- таки назвать мальчика, он написал на дощечке : " Имя ему- Иоанн". И вдруг узы, связывающие его речь, разрешились, и св.Захария, воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о явившемся в мир Мессии, о своем сыне Иоанне - Предтечи Господнем и о грядущих событиях.
Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлиеме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне, о коором уже слышал много чудесных рассказов. Он послал в Хеврон убийц. Однако в доме св. Захарии никого не оказалось. Когда началось избиение младенцев в Вифлиеме, вопль и стоны дошли дт Хеврона. Св. Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушли в горы, а св. Захария исполнял в это время богослужение в Иерусалиме.
Праведная Елисавета со слезами молилась Богу о защите. И ктгда с вершины горы она увидела приближавшихся преследователей, то возопила от всег сердца, обращаясь к каменной глыбе : " Гора Божия! Гора Божия! Прими матерь с чадом!". Как повествует церковное предание, гора вдруг расступилась, образуя пещеру, которая сокрыла матерь с сыном.
Негодуя на то,что св. Елисавете с сыном удалось скрыться, Ирод решил отомстить св. Захарию. Он послал к нему своего оруженосца с пручением узнать, где находится его сын. В случае отказа выдать сына Иродпр казал убить отца. Св. Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении сына он ничего не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников так как верит,что Господь примет его душу.
За эти слова он был убит, а кровь его, разлитая о мраморному полу, затвердела, как камень, превратившись тем самым в свидетельство преступления Ирода.
По преданию,праведная Елисавета, пребывая с младенцем Иоанном в пещере, чувствовала особое благоволение Божие, ибо прямо возле пещеры внезапно выросла финиковая пальма, кормившая беглецов своими плодами, а также открылся источник.
По прошествии сорока дней со вемени убиения св. Захария, преставилась и св. Елисавета. Мальчика, оставшегося в пустыне, взял на свое попечение Ангел Божий. Так хранил и покрывал Господь святого пророка Иоанна, чтобы уготовил он путь Грядущему Срасителю рода человеческого.
В честь Иоанна Крестителя Господня на Руси были воздвигнуты многочисленные храмы и монастыри. Кроме того, русские люди часто называли своих детей именем Иоанн.


" Русский народный Православный календарь" В.В.Усов, 1997 г., т.2, стр.110- 113.

Прикрепленный файл: IoannKrestitel.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20854
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28336
Народные традиции 7 июля

Иванов день. Иоанн Креститель. Иван Купала. Иван Травник. Иван Колдовщик. Иван Цветной. Купала. Травник.

Самый почитаемый народом праздник. В народных верованиях он слился с языческим праздником воды и водяных божеств - купал, отчего и получил название Ивана Купалы.

В церковном календаре насчитывается 68 Иоаннов. Но Ивановым днем называется только 7 июля. Ивановщина - так называется именинный пир в этот день. Это самый разгульный праздник. День Ивана Купалы - олицетворение сил природы. В народе есть поверье, что в ночь на Ивана Купалу совершаются чудеса. Бытует легенда, что огненный цветок папоротника раскрывается на один миг лишь раз в году - в купальскую ночь и дарит счастье его увидевшему. На самом деле папоротник никогда не цветет. Поклонение меру растений дало название этому дню «Травник».

Праздник отмечается ночью с кострами, прыганием через них - на счастье, песнями до самой ясной зари, традиционными играми, хождениями с березкой, гаданиями. Этот праздник - культ света, солнца, всего живого, в это время «роса целебна, трава лечебна, вода очистительна». Иоанн Креститель «освящал воду для купания, прогонял из нее злых духов».
Основная особенность купальской ночи — очищение кострами. Вокруг костров плясали,прыгали: тот кто вышеи дальше всех пригнет тот будет самым удачливым. В особых местах, через святой огонь гнали домашних животных, этот огонь защищал их от злых сил. В этот день, матеря забирали у больных дочек сорочки, что бы все болезни сгорели вместе с сорочками. Молодёжь и дети, когда уже напрыгались через костры, устраивали громкие игры. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в ночь на Ивана-купала, нельзя было спать, потому, что оживает и становится особенно опасной вся нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были очень опасны. Они с легкостью могли своровать молоко у коров или испоганить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса, а еще смоляные бочки, после чего, сбрасывали с гор и насили на палках, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Иванов день - день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказы нежити (домовых, водяных, леших, русалок). Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, а вечером пускают их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Обязательным обрядом праздника Ивана-купала было массовое купание: в этот день из всех рек бежала вся нечисть, поэтому аж до Ильина дня было безопасно купаться без страха.Еще, вода в праздника Ивана-купала станавилась целительной и магической то есть святой.

В реках, где существовал запрет на купание в реках (из-за той же нечисти), купались в святых источниках. На Севере России в Ивана-купала растапливали бани, в которых парились и мылись, заваривали специальные собранные в этот день травы и делали из них венки. И вода, и травы в праздника Ивана-купала наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в этот день. Кроме того, в Иванов день очень часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь.

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Цветы и травы собирали под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Этими травами окуривали больных, изгоняли не чистую силу, их бросали в натопленную печьку в то время как шла гроза, чтобы предохранить дом от удара молнии, используют травы и для розгара любви или для «отсушки».

Конечно главным из всех растением был несомненно папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. Если человек находил папоротник который расцвел то он видел где спрятаны все клады и неважно как хорошо.

Кроме того, одним из самых главных символов Ивана-купала был цветок Иван-да-марья, он символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:
Иван Марью
Звал на купальню.
-Где Иван купался
Берег колыхался.
-Где Марья купалась
Трава расстилалась.
Купался Иван
Да в воду упал.

krupenichka.ru›17/389-7.html

ЛЕБЕДЕВ Клавдий - Ночь на Ивана-Купалу








Прикрепленный файл: 594110107.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20854
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28336

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье

Иоанно-Предтеченская Рощенская

Церковь Иоанна Предтечи, находящаяся на юго-восточной стороне площади Революции, – единственный сохранившийся памятник большого храмового комплекса бывшей Сенной площади дореволюционной Вологды. Три других храма – Афанасия Александрийского, Спасо-Всеградский собор и церковь Николы на Сенной – были разобраны в период с 1924 по 1972 год.

Церковь Иоанна Предтечи названа по главному престолу холодного храма, освященного во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Вторая часть названия – в Рощенье (встречается написание в Рощении) – происходит от местности, которая простиралась от нынешней площади Революции до церкви Кирилла Белозерского в Рощеньи (створ Советского проспекта и улицы Первомайской). Название свидетельствует о наличии на этом месте в древности каких-то рощ. Часть историков убеждена, что этот топоним возник еще в дохристианские времена, так как речь может идти о священных рощах-капищах язычников.

Точная дата возникновения храма неизвестна. Ряд исследователей связывает постройку церкви со временем правления Ивана Грозного. Первое ее официальное упоминание датируется 1618 годом. Согласно сведениям, указанным в окладных книгах XVII века, храмовый ансамбль включал в себя зимнюю деревянную церковь Алексия, митрополита Московского, холодную деревянную Иоанно-Предтеченскую церковь и отдельно стоящую колокольню. Приход церкви, насчитывающий 77 дворов, принадлежал к числу одних из самых богатых в Вологде. О внушительности церковных строений прихода можно судить по челобитной Вологодскому архиепископу Гавриилу 1618 года, где церковь именуется монастырем.

Деревянная зимняя церковь Алексия сгорела во время грозы 26 мая 1698 года. Летнюю Иоанно-Предтеченскую церковь удалось отстоять от огня. Во избежание дальнейшего распространения пожара колокольня была специально растащена. «И как та колокольня упала, и в то число чуть не убило главой бывшаго твоего архиерейскаго подьяка Никитку Христофорова. А из церкви Божии святыя иконы и книги и ризы и всякую церковную утварь вынесли все в целости. А которые, государь, около монастыря дворы, и те дворы отстояли, только кровли и верхи сломали».

23 мая 1710 года состоялась закладка каменной церкви, о чем сохранилась надпись в простенке между окнами у левого клироса: «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, зачата бысть сия святая церковь каменным строением, тщанием и радением сея церкви всех приходских людей, во имя святаго славнаго Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и иже во святых отца нашего Алексия Митрополита Московскаго и всея России Чудотворца, на память преподобнаго отца нашего Михаила, Епископа Синадскаго и обретения честных мощей иже во святых отца нашего Леонтия Епископа, Ростовскаго Чудотворца, лета 1710, Маия 23 дня». Дата окончания строительства и освящения храма во имя Иоанна Предтечи неизвестна. В ряде краеведческих работ называется 1728 год.

А вот дата росписи четверика известна точно – 1717 год. На клеймах не сохранилось имен художников. Существует предположение, что руководил росписью знаменщик Федор Игнатьев, ученик Дмитрия Плеханова, автора фресок вологодского Софийского собора. Фрески представляют большой интерес. Они поновлялись (реставрировались) в 1856-1859 годах, вследствие чего появились тона, не свойственные росписи начала XVIII века.

Здание каменной Предтеченской церкви состоит из двух одноэтажных отделений: холодного и теплого. Колокольня, пристроенная к теплой части храма, до середины XIX века была невысокой и заканчивалась шатровым верхом. В 1865 году на средства прихожанина купца В. А. Леденцова она была разобрана до звона и значительно надстроена, а шатровый верх заменен высоким остроконечным шпилем. Ранее – в 1851 году – деревянная ограда вокруг церкви была заменена каменной с железными решетками и двумя небольшими, но массивными восьмиугольными башнями на западных углах.

В холодной церкви располагался престол во имя усекновения главы Иоанна. В теплой церкви было два престола: на северной стороне – во имя Святого Алексия, митрополита Московского, на южной – во имя Святого Иннокентия Иркутского. Сооружен Иноккентиевкий престол в 1832 году на средства представителей известного вологодского купеческого рода Свешниковых. Как-то один из Свешниковых, находившийся в зимнее время по торговым делам в Иркутске, возвращался в Вологду вместе с женой и грудным младенцем. По дороге ребенок случайно выпал из повозки. Через некоторое время Свешниковы обнаружили пропажу и стали горячо молиться святителю Иннокентию Иркутскому о спасении чада. Развернув лошадей, они помчались обратно. Ребенок был найден живым и невредимым…

Первоначально Иннокентиевский придел помещался в тесном юго-восточном углу теплой церкви. В 1860 году на средства купца Мешинникова теплая церковь с южной стороны была увеличена каменной пристройкой, и в 1863 году престол Иннокентия Иркутского перенесен туда. Этот придельный храм освящен 19 января 1864 года преосвященным Христофором, епископом Вологодским и Устюжским.

В 1920-е годы прихожане Иоанно-Предтеченского Рощенского храма одними из первых в Вологде начали сбор средств в фонд Помгола (Помощи голодающим). В феврале 1924 года церковь Иоанна Предтечи была закрыта вместе с Софийским собором и храмами площади Революции – Спасо-Всеградским собором, Николы на Сенной, Афанасьевским. Причиной закрытия церквей послужил переезд советских партийных учреждений в здания, примыкающие к площади Революции, а также предстоящее сооружение по соседству с храмом памятника В. И. Ленину. Вместе с тем, уже тогда Иоанно-Предтеченский Рощенский храм был признан большой исторической ценностью и передан Главнауки. По этой причине вопрос о разрушении церкви не поднимался.

В 1930 году в бывшем храме был открыт антирелигиозный музей, позднее в нем находился детский театр. Известно также, что в разное время в нем располагались архив ЗАГСа, склад кинофикации (вероятно потому, что храм находился недалеко от кинотеатра имени Горького), билетная касса аттракционов.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье с фресками, 1710 г., каменная, Детский парк (ныне Советский пр., 1)» была взята на государственную охрану как объект историко-культурного наследия федерального значения. В 1960-1970-х годах проводилась реставрация памятника.

В 2006 году церковь Иоанна-Предтечи в Рощенье возвращена верующим. 7 июля 2006 года, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи, здесь был отслужен первый молебен, который возглавил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.

cultinfo.ru›Проекты›Вологда›index.php…


Прикрепленный файл: 800px-Vologda_-_Church_of_Ioannis_Prodromos_(south).jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20854
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28336


Старая Вологда

Прикрепленный файл: 55f3efd165747e2079aa01829c4e18a1_9e2dfbffb3f3ea8f237030166a34d62f.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 30 31 32 33 34 * 35 36 37 38 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » Библия, православные праздники, традиции [тема №63218]
Вверх ⇈