Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27535 | Наверх ##
21 мая 2015 23:59 22 мая 2015 0:16 Никола Можайский
Никола Можайский, Ярославль
Иконы Николая Чудотворца с мечом в правой руке и городом в левой восходят к чудотворному образу святителя, прославившемуся в городе Можайске. Над воротами можайской крепости, в особом киоте с килевидным завершением, стояло резное деревянное изображение святого Николы, защищавшее город от вражеских нашествий.
На ярославской иконе Николай Чудотворец, почитавшийся как защитник христианских городов, держит в левой руке крепость с собором внутри. Редкой деталью является ступенчатое подножие, на котором стоит святитель. Возможно, икона восходит к каким-то древним, не дошедшим до нас изображениям.
svjatye.ru›osobo-pochitaemye/nikola…nikolaya
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27535 | Наверх ##
22 мая 2015 0:03 22 мая 2015 0:16 Николай Чудотворец, с избранными святыми
На полях изображены: слева — Власий, Михаил и Флор; справа — Медост, Конон-градарь и Лавр. По нижнему полю иконы в картуше текст: «Написася стая икона в лето 7338 го ме августа въ 20 день совершися».
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27535 | Наверх ##
22 мая 2015 0:14 22 мая 2015 0:16 Известна любовь к Николе на Руси. В XI веке в память перенесения его мощей из Мир Ликийскях, находившихся в это время под властью мусульман, в итальянский город Бари (1087 год) в Русской Церкви был установлен еще один праздник Николе (9 мая) и написана служба. Греческая церковь это событие не отмечала. Почитание Николая Чудотворца на Руси уже в древности отличалось необыкновенной широтой. «Прииди на Русь и виждь,— пишет русский книжник XI века,— яко несть града, ни села, идеже не беша (было) чудеса многа умножена святаго Николы».
Текст жития Николы, написанного в X веке византийским писателем Симеоном Метафрастом, русский переводчик XI века дополняет описанием чуда, происшедшего в Киеве. По молитвам родителей Никола чудесно спас утонувшего в Днепре ребенка. Задремавшая в лодке мать уронила в реку младенца. Убитые горем родители, зная, что св. Николай еще при жизни спасал терпящих бедствие на море, с верой обратились к чудотворцу. На следующее утро совершенно мокрый плачущий младенец был найден на хорах Софийского собора под иконой Николая. Эту икону с тех пор называли Никола Мокрый.
Многочисленные изображения святителя Николая, сохранившиеся на византийских и древнерусских иконах и в храмовых росписях, запечатлели ярко выраженные портретные черты. Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в иконописных подлинниках (руководствах по иконописи) при описании разных святых указано: «власы и брада, аки Николина», «сед, аки Никола», или просто «аки Никола».
Одна из замечательных древних икон святителя — так называемый Никола Новодевичий — представляет наиболее распространенный тип изображения. Никола в коричневой фелони, на плечах лежит омофор — широкая белая лента с крестами, которую носят епископы как символ заблудившейся и найденной пастырем овцы; в левой руке, покрытой концом омофора,— Евангелие, указывающее на роль епископа как учителя своей паствы; правой рукой Никола благословляет. Изображение дано на серебряном фоне, на котором четко читается силуэт. Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами, небольшой округлой слегка вьющейся бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами отличается благородной красотой. Выражение глубокой сосредоточенности, подчеркнутое направление взгляда, скорбным изломом бровей, плотно сомкнутыми устами, вызывает чувство благоговения перед значительностью духовного созерцания, открывающегося внутреннему взору святителя. Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь, который «путь показал человекам правый и спасительный». Икона новгородского Липенского монастыря, написанная в 1294 году мастером Алексой Петровым, выявляет иные черты личности Николы. Этот образ проще, здесь нет углубленности и погруженности в себя. Не созерцательность, а твердость деятельного характера Николы выступает на первый план у этого иконописца. Прямота и бескомпромиссность святителя, известная из рассказов жития, отразившаяся в церковных песнопениях, называющих его «правилом веры», «непоколебимым столпом и утверждением верных», «священства правилом», характеризуют содержание этого образа. Такой же определенностью отличается энергичный рисунок, яркие, звучные краски: весь облик Николы дышит крепостью и силой.
И это только часть наиболее почитаемых икон Святителя Николая Чудотворца Алекса Петров. Никола Липный. 1294.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27535 | Наверх ##
22 мая 2015 5:12 22 мая 2015 5:44 Народный календарь.
Николин день. Никола. Никола Вешний. Никола Теплый. Никола Весенний. Никола Летний. Никола Травный. Отсеваха. Микола Вешний.
Поверья.
День 22 мая ( 9) мая известен на Руси как праздник Николая Угодника, " Николы Вешнего". Святитель Николай являет собой " образ кротости", заступника за несправедливо гонимых, помошника бедных, освободителя всех людей, попавших в беду. Он же покровитель мореплавателей и путешествующих. О глубоком почитании на Руси этого святого говорит тот факт, что в любом храме можно встретить икону НиколаяУгодника. День памяти этого святого занимает особое место в душах верующих. Никола весенний, теплый, травный, морской, хранитель от бед. Николай чудотворец- заступник и покровитель русского народа : " Нет за мужика поборника-супротив Николы", " Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает", Проси Николу, а он Спасу скажет". Устремляя свое набожное внимание на образ Николая Угодника, молять ему, как самому Богу, русский человек всегда призываетего на помощь : " Святой Николай Угодник ! Помоги мне, святой чудотворец! Покрой меня своим чудом и сохрани от всех несчастий". Во время моррских бурь и волнений моряки выносятчудотворный образ святого Николая на палубу и молят его о спасении.
Приметы и наблюдения.
От Николы остаетсядвенадцать холодных утренников ( до середины сентября). С Николы Вешнего сажали картофель. Говорили : " Велика милость Божия, коли в Николин день дождик прольет". " Где гроза, там и ведро", " Быть бы ненастью, да дождь помешал", " В Николу как дождь - будет леб да рожь", принято считать : " Иней на Николу- к урожаю", " Перед Николой иней- овсы хороши будут", " Два Николы : теплый и холодный, два Егрья : холодный и голодный", " Никола осенний лошадь на двор загонит, Никола - весенний - откормит", " Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою, теплом, дождем", " До Николы крепись; хоть разопнись : с Николы - живи не тужи".
Приметы : " Если на Николу заквакает лягушка - хорошо овес родится".
Обычаи . В этот день впервые выгоняли лошадей на поля, на ночной подножий корм. Деревенские мальчишки проводили всю ночь с лошадьми в поле. Для этого дня пекли пироги с гречневой кашей. Холостые ребята всю ночь проводили в играх.
Именины : Николай. Христофор.
" Русский народный Православный календарь" В.В.Усов, 1997 г.стр.496- 497.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
эльмира катромская Вологда Сообщений: 16944 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15860 | Наверх ##
22 мая 2015 7:24 22 мая 2015 7:26 Святитель Николай Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Дионисий и мастерская.  Святитель Никола Можайский. Изображение на Никольской башне Московского Кремля. Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар. Фрагмент иконы XVII-XIX веков.  Образ Свт. Николая из Успенского собора в Лондоне. Написан на оцинкованном металлическом листе. Изображение святого было сплошь изрешечено пулями и осколками снарядов. По преданию, икона находилась на верней палубе одного из кораблей русского флота, участвовавшего в Цусимском сражении. Корабль затонул, а икону моряки пустили в море, но она была спасена (по другой версии, икону сбил артиллерийский выстрел). --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27535 | Наверх ##
23 мая 2015 17:22 24 мая 2015 22:11 24 мая
Неделя 7- я по Пасхе,святых отцов I Вселенского Собора (325). Сщмч. Мокия ( ок.295). Равноапп. Мефодия ( 885) и Кирилла ( 869), учителей Словенских. Равноап. Ростислава князя Великоморавского ( 870). Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах ( XIII). Свмч. Иосифа митр Астраханского ( 1671). Свт. Никодима, архиеп. Сербского ( 1325). Челнской и Псково- Печерской, именуемой , " Умиление" икон Божией Матери ( переходящее празднование в Неделю 7-ю по Пасхе).
24 мая. День тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Народный календарь.
День Мефодия и Кирилла. День Мокия. Мокрый.
Приметы и наблюдения. Этот день- показатель погоды на лето. На Мокия мокро- все лето таково; туман- дождливое лето; багряный восход солнца- грозное и пожарное лето. Считалось, что сеять в этот день горох нельзя, иначе градом побьет.
Именины : Иосиф. Кирилл. Мокей. Мефодий. Никодим. Софрон. Свв. Кирилл и Мефодий, Миниатюра. Радзивилловская летопись. Русь. Конец XV в.
nsad.ru›articles…kirill-i-mefodij-ikony-freski…
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27535 | Наверх ##
23 мая 2015 17:29 23 мая 2015 18:31 Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры. Связан этот праздник с именами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – славянских просветителей, создателей славянской азбуки, проповедников христианства, первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык.
Именно они – болгарские просветители Кирилл и Мефодий, создали первую славянскую азбуку, которой мы пользуемся по сей день. Азбука получила свое название от имени младшего из братьев — кириллица. История кириллицы неразлучно связана с православием. Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг.
Первыми словами, написанными славянской азбукой, были начальные строки пасхального Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, И Слово было у Бога, И Слово было Бог.
Жизненный подвиг Кирилла и Мефодия неслучайно приравнивают к апостольскому, именуя их «первоучителями» славян. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Торжественное празднование памяти святых Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
Установленный церковью день памяти Кирилла и Мефодия - 24 мая по новому стилю - отмечается сейчас в России как государственный праздник.
День славянской письменности и культуры – это единственный в нашей стране церковно-государственный праздник.
В Дни славянской письменности и культуры во многих городах проводятся научные конференции, чтения, выставки и концерты. В храмах Русской Православной Церкви совершаются праздничные Богослужения и торжественные крестные ходы. Праздник славянской письменности напоминает об истоках нашей духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и развитии.
В 2013 году мир отметил 1150 лет со времени возникновения славянской письменности – 24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Просветители славян - Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Святые равноапостольные первоучители и просветители словянские Мефодий (около 815—885) и Кирилл (около 827—869; до принятия в начале 869 г. монашества — Константин) — братья, родом из города Солуни (Салоники).
Выходцы из знатной и богатой христианской семьи, они получили превосходное образование. Мефодий, старший брат, находясь на военной службе, правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств (возможно, болгарским), где и выучил славянский язык. Через десять лет он оставил княжение и постригся в монахи на горе Олимп (в Малой Азии). Константин, еще в детстве удивлявший всех своими способностями, получал образование вместе с малолетним сыном византийского императора Михаила III у лучших учителей Константинополя. Он в совершенстве постиг науки своего времени и многие языки, за что был прозван Философом. Приняв сан иерея, он стал хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, затем преподавал философию в высшей Константинопольской школе. В возрасте 24 лет был послан с опасной и трудной миссией к сарацинам-мусульманам для проведения философского и богословского диспута. Константин блестяще справился с заданием, опровергнув все доводы мусульманских философов, за что те даже пытались убить (отравить) молодого христианина, но он остался невредимым. Вернувшись на родину, Константин удалился на Олимп к брату Мефодию. Однако в 858 году император Михаил вызвал обоих братьев для проповедования Евангелия у хозар. В пути братья остановились в Корсуни (древнерусское название города Херсонеса), где Константин выучил еврейский и самаритянский языки.
Спустя какое-то время император вновь вызвал братьев, откликаясь на просьбу моравского князя Ростислава прислать учителей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке.
В 863 году Константин с помощью Мефодия и нескольких учеников составил славянскую азбуку и перевел несколько книг, без которых невозможно совершать богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Созданная Константином (Кириллом) славянская азбука не случайно названа кириллицей. Практически, мы пользуемся ей до сих пор.
В 1708 году по указанию Петра I азбука была реформирована для изданий гражданской печати, именно этот вариант лег в основу современного русского шрифта.
В Риме святой Константин заболел и незадолго до кончины (14 февраля 869 г.) принял схиму с именем Кирилл. По решению Папы Римского Адриана II мощи святого Кирилла были положены в базилике Святого Климента, в Риме, где от них стали совершаться чудеса.
Святого Мефодия Папа Римский рукоположил во архиепископа Моравии и Паннонии. Находясь на этом посту, святой Мефодий продолжал утверждать богослужение на славянском языке, им многое сделано для просвещения славян с помощью книжной письменности.
Закончил свое высокое земное служение первоучитель словенский Мефодий 6 апреля 885 года. Он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Великой Моравии.
Духовный подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия засвидетельствован в пространной житийной литературе, в похвальных словах и религиозных гимнах, в старинных церковных службах и песнопениях, на иконах и в росписях храмов, в художественной прозе, в стихах и в многочисленных ученых трудах. Памятник св. Кириллу и Мефодию на славянской площади в Москве.
Некрылова, А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома / А. Ф. Некрылова. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – С. 256 – 258.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27535 | Наверх ##
23 мая 2015 20:06 23 мая 2015 20:15 Чёлнская икона Божией Матери
(Чолнская)
По преданию она явилась пастуху на реке Днестр, недалеко от города Трубчевска (тогда называвшегося Трубеч), в челне, который плыл по реке против течения. Через некоторое время чёлн пристал к берегу. Пастух взял образ и принёс его к себе домой. Но наутро икона исчезла из дома и оказалась у реки. Тогда пастух пошёл в находившуюся неподалёку пустынь, и она с почестями и молитвами была перенесена в храм. Но наутро икона снова оказалась возле реки.
Тогда отправились в Трубеч, к князю Трубечевскому (именующемуся от своего города Трубеч) (Трубецкому). По молитве перед иконой он исцелился от раны. В благодарность князь велел возвести на месте явления чудотворного образа часовню, в которой и поместили икону. В память о принесшем её челне икона стала называться Чёлнской (или Чолнской, т. к. слово чёлн писалось через «о»). Позже на этом месте образовался монастырь, просуществовавший до 1923 г..
Икона сохранялась невредимой во время многочисленных пожаров и захватов монастыря польско-литовскими отрядами, крымскими татарами.
Ежегодно в седьмое воскресенье после Пасхи Чёлнская икона Крестным ходом приносилась в Трубчевск, где в течение лета перемещалась из храма в храм, и любой житель мог заказывать молебны перед нею в своём доме. В 1918 г. во время такого Крестного хода революционный комиссар Трубчевска Дмитрий Раков дважды выстрелил в неё из револьвера, за что был растерзан прихожанами.
После закрытия в 1923 году Трубчевского Челнского монастыря, следы чудотворной иконы Божией Матери теряются. Однако она (или список с неё) вновь была обретена в 1941 году в Ильинском храме Трубчевска. После его закрытия в 1963 г. она была перенесена в Сретенский храм, где находится и поныне. На ней видны два пулевых отверстий и трещина посередине, между досками.
Следует добавить, что в Трубчевске (в частности в Свято-Троицком соборе) есть несколько старинных списков чудотворной Чёлнской иконы и вопрос о том, какая именно из этих икон является самой древней, первой, нуждается в дополнительном изучении.
Вот её пять неповторимых иконографических особенностей, говорящих об авторе, как о человеке, имевшим право на собственное "видение": 1. Правая рука Предвечного Младенца поддерживает подбородок Богородицы. 2. Левая рука Младенца ВЛОЖЕНА в правую руку Богородицы. 3. Лоб Младенца ЗАХОДИТ за голову Богородицы. 4. ВСЁ изображение Младенца УКРЫТО покровом Богородицы. 5. В нимбе над головой Богородицы часть текста специального, для неё написанного Акафиста с дополнительным словом: "Радуйся, Звездо, являющая НАМ солнце".
Интересная история самого Чолнского монастыря, но это уже совсем другая история.
Празднование иконы - в 7-ю Неделю (воскресенье) по Пасхе.
verapravoslavnaya.ru›?Chelnskaya_ikona
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27535 | Наверх ##
23 мая 2015 20:18 23 мая 2015 20:21 Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление»
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» относится к иконописному типу Елеуса. Елеуса (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
Празднование иконе «Умиление» совершается 7/20 мая, 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября и 7/20 октября (в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году).
По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году неким иеромонахом Арсением (Хитрошем) с иконы Божией Матери «Владимирская».
В Псково-Печерский монастырь икона была принесена в 1529-1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу
Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27535 | Наверх ##
24 мая 2015 17:35 24 мая 2015 21:17 25 мая
Седьмица 7- я по Пасхе. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца ( прославление 1913). Свт. Епифания , еп. Кипрского( 403). Свт. Германа, патриарха Константинопольского ( 740). Прп. Дионисия Радонежского ( 1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского ( 1992). Свтт. Савина , архиеп. Кипрского ( V), и Полувия, еп. Ринокирского( V). Мч. Иоанна Валаха ( 1662) ( Румын.).
Народный календарь.
Епифан. День Ивана головатого.
Приметы и наблюдения. Если в этотдень " утро в красном кафтане", т.е. ясная утренняя заря, то это к жаркому, пожарному лету.
Именины. Герман, Денис, Епифан, Ермоген.
Памятник Патриарху Ермогену
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|