Бессонница
Стихи, афоризмы, цитаты, мысли вслух, которые иногда захочется перечитать и вспомнить, и чаще всего ночью, когда не спится...
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20477 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27635 | Наверх ##
6 июня 2015 14:51 6 июня 2015 19:11 В одно из посещений Москвы мне довелось побывать на экскурсии по местам романа «Мастер и Маргарита» где жили герои всемирно известного произведения. Помещаю статью об этом по материалам Msk-Guide.ru›master_i_margarita.htm
Михаил Булгаков приехал в Москву в конце 1921 года, без денег и без вещей и прожил в столице 20 лет. Об этом периоде своей жизни он писал: «Не из прекрасного далёка я изучал Москву. О нет, я жил в ней, я истоптал её вдоль и поперёк... Москву двадцатых годов я знаю досконально... И намерен описать её».
Вместе с тем, по мнению сестры писателя Надежды, до конца жизни Булгаков так и не смог полюбить Москву, отдавая предпочтение родному Киеву. Этим и объясняется, что в описании московских пейзажей присутствует доля иронии, а герои его романа - персонажи сатирические или юмористические.
Дом 302-бис романа «Мастер и Маргарита
Дом 302-бис - это дом №10 на Большой Садовой, где жил Михаил Булгаков со своей женой Татьяной, когда приехал в столицу осенью 1921 года. Четыре года они прожили в квартире №50, а затем полгода – в квартире №34.
Здание было сооружено в 1903 году по заказу табачного фабриканта Ильи Пигита архитекторами Юдицким и Милковым в стиле позднего московского модерна, а после Октябрьской революции оно стало рабочим домом-коммуной.
Нехорошая квартира располагалась в шестом подъезде на верхнем этаже, здесь и поселились Воланд и его приспешники по прибытию в Москву после гибели Берлиоза. Эта квартира была местом, где происходил контакт потусторонних сил и современного мира Москвы 20-х годов.
В этом же доме в квартире №48 этажом ниже жила Аннушка-чума. Здесь можно увидеть и лестничное окно, в которое вылетали посетители Воланда, а на первом этаже под лестницей - дворницкую каморку, где отсиживался Поплавский, дядя Берлиоза.
Сохранилась и пожарная лестница, с которой обстреливали улетающего кота Бегемота. Никанор Босой, председатель домового комитета, жил в квартире №35, чересчур любопытный гражданин Тимофей Квасцов обитал в квартире №11, а контора жилтоварищества размещалась слева у арки.
Дом имеет интересную историю: в нем располагались мастерские художников Якулова, Рябушкина и Кончаловского, сюда часто приходили Суриков, Шаляпин и Конёнков. Еще до приезда Булгакова в Москву этот дом притягивал людей со сложной судьбой: в нем бывала Фанни Каплан и здесь познакомилис
Музей М. А. Булгакова («Нехорошая квартира»)
Это первый в России музей писателя, расположенный в той самой нехорошей 50-й квартире, ставшей местом паломничества поклонников Михаила Булгакова. Здесь сохранена атмосфера московской коммуналки, ставшей временным прибежищем писателя.
Музей-театр Булгаковский Дом
Музей-театр Булгаковский Дом - это частный культурный центр, состоящий из театра и музея, расположенный на первом этаже здания на Большой Садовой
Патриаршие пруды
С Патриарших прудов начинается действие романа «Мастер и Маргарита»: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».
Патриаршие пруды – непростое и очень примечательное место в произведении Булгакова. Писателю очень нравились пруды и во всех версиях романа Воланд появляется именно здесь, на Патриарших.
Когда-то здесь было болото, на котором паслись козы с Козьего двора, а эти животные в народе ассоциировались с чертом и поэтому Козье болото пользовалось у местных жителей дурной славой.
Также существует легенда, по которой в глубокой древности в этих болотах язычники приносили жертвы своим богам.
И хотя в XVII веке патриарх Иоаким освятил эту местность и приказал вырыть здесь три пруда, еще долгое время Патриаршие пруды сохраняли славу места, связанного с нечистой силой.
В сквер у Патриарших прудов до сих пор приходят поклонники романа «Мастер и Маргарита» и пытаются найти скамейку, где майским вечером Берлиоз завел беседу с неизвестным в сером костюме.
Здесь Берлиоз попал под трамвай, который поворачивал с Ермолаевского переулка на Бронную, но в действительности трамвайных рельсов, описанных в романе, здесь нет и никогда не было.
Правда, на этом месте Вы можете увидеть экскурсионный трамвай с надписью «302 –БИС», следующий по Булгаковским местам столицы, поездку на котором организует музей Булгаковский дом.
Несостоявшийся памятник Михаилу Булгакову
В Москве памятника Михаилу Булгакову нет, хотя в 1999 году по инициативе президента страховой компании «Спасские ворота» Бориса Хаита был проведен конкурс на проект памятника писателю на Патриарших прудах. Лучшей была признана работа Александра Рукавишникова, в соответствии с которой предлагалось создать скульптурный ансамбль, состоящий из нескольких скульптур - Булгакова, сидящего на берегу пруда, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, кота Бегемота и Азазелло, Коровьева и Понтия Пилата, Мастера и Маргариту, а также 12-ти метрового бронзового примуса-фонтана.
Однако, из-за возражений местных жителей и деятелей культуры работы по созданию ансамбля были остановлены.
Скульптуры, созданные Рукавишниковым много лет пылятся во дворе его мастерской, расположенной позади дома книги на Новом Арбате. Поклонники Булгакова смогут на них посмотреть через забор, а если повезет, то и сфотографировать их.
В 2007 году памятник Булгакову, выполненный из бронзы, был установлен в городе Киеве по Андреевскому спуску, 13, рядом с Домом-музеем писателя. Скульптура изображает писателя в натуральную величину, сидящим на скамейке.
Особняк Маргариты на Спиридоновке
К особняку Маргариты на улице Спиридоновка от Патриарших прудов можно пройти по Большому Патриаршему переулку. Здесь расположено одно из красивейших зданий столицы, построенное архитектором Федором Шехтелем в 1897 году в английском неоготическом стиле. Особняк был построен по заказу Саввы Тимофеевича Морозова для его любимой молодой жены Зинаиды Григорьевны. В настоящее время в здании располагается Дом приемов МИД России.
Вместе с тем, с уверенностью нельзя сказать, что Маргарита проживала именно здесь, поскольку в столице нет зданий, абсолютно точно совпадающих по описанию Булгакова. Но дом на Спиридоновке больше всего похож на особняк Маргариты.
Вместе с тем, некоторые исследователи романа отдают предпочтение другому примечательному зданию, где могла проживать Маргарита, - это особняк на Остоженке.
Особняк Маргариты на Остоженке
На Остоженке, 21 находится дом Кекушева, построенный в 1900-1903 годах архитектором Львом Николаевичем Кекушевым для себя и своей семьи.
Дом напоминает средневековый замок, имеющий ассиметричную композицию. Строение выполнено в стиле модерн и было украшено трехметровой скульптурой льва на фронтоне, что являлось визитной карточкой архитектора. К настоящему времени многие детали особняка Кекушева утрачены, в том числе скульптура льва и горельефы орлов над окнами последнего этажа башни, а также веранда левой части дома и оформление подъездов.
Но по сравнению с особняком Морозова этот дом имеет гораздо меньше совпадений в описании Булгакова – здесь нет даже дворика, в глубине которого должен располагаться особняк Маргариты.
В настоящее время здание занимает Посольство Египта.
Дом Грибоедова - Литературный институт
В доме Герцена по Тверскому бульвару, 25 сейчас располагается Литературный институт, а в 1920-х годах находилось несколько литературных организаций - МАПП - Московская ассоциация пролетарских писателей и РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей. Этот дом описан писателем как Дом Грибоедова, в котором размещался МОССОЛИТ, возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом.
В то время в цокольном этаже здания действительно работал ресторан с открытой летней площадкой, вход в который был свободный, а не по массолитовским пропускам. Именно сюда пришёл Иван Бездомный в поисках иностранного профессора и здесь был связан полотенцами и отправлен в клинику Стравинского. По роману это строение загорелось после “обильного и роскошного, но крайне непродолжительного” обеда Коровьева и Бегемота и как сказано в романе «здание сгорело дотла».
Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского – это самое знаменитое здание московского модерна, построенное по проекту архитектора Федора Шехтеля.
Здание расположено на Малой Никитской, дом №6 и, как мы помним, именно в этом месте, у Никитских ворот свита Воланда разделилась.
Сейчас в особняке Рябушинского расположен музей-квартира М. Горького.
Последняя квартира Булгакова
Последняя квартира Булгакова находится в Нащокинском переулке, 14, это был первый писательский кооператив, в который он переехал в феврале 1934 года.
Про свою квартиру Булгаков писал: «Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Господи! Хоть бы скорее весна. О, какая длинная, утомительная была эта зима. Мечтаю о том, как открою балконную дверь. Устал, устал я".
Булгаков был счастлив, что вернулся в любимые места, между Арбатом и Пречистенкой. Работая над романом «Мастер и Маргарита», он подпитывался арбатским воздухом, которым было так насыщено это великое произведение.
Работа над романом «Мастер и Маргарита» продолжалась более 12 лет, за которые было создано несколько вариантов рукописей, на одной из них сохранилась булгаковская пометка: «Дописать раньше, чем умереть. 30 октября 1934 год».
Подвал мастера
Существует несколько версий адреса Подвала мастера, описанного в романе Булгакова, в том числе: •Это подвал в Плотниковом переулке, дом 10/28, где одно время жил друг Булгакова, Павел Сергеевич Попов •По мнению художника Басырова, подвал мастера находится в доме № 45/26 по Сивцеву Вражку. •Вместе с тем, самая достоверная версия – это подвал, расположенный в Мансуровском переулке, 9, где жил друг Булгакова, художник Владимир Топленинов. Булгаков часто бывал в этом доме. Евгения Владимировна Власова, жена художника, рассказывала, что Булгаков часто ночевал в специально отведенной для него комнате с печкой и в этом полуподвальчике работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И, судя по всем описанием, Мастера он «прописал» именно здесь.
Подвал Мастера / дом художника Владимира Топленинова.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20477 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27635 | Наверх ##
7 июня 2015 2:23 7 июня 2015 2:29 Баллада о Любви (Когда вода Всемирного потопа...)
Когда вода Всемирного потопа Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На сушу тихо выбралась Любовь — И растворилась в воздухе до срока, А срока было — сорок сороков... И чудаки — ещё такие есть! — Вдыхают полной грудью эту смесь И ни наград не ждут, ни наказанья, И, думая, что дышат просто так, Они внезапно попадают в такт Такого же неровного дыханья. Только чувству, словно кораблю, Долго оставаться на плаву, Прежде чем узнать, что "я люблю" — То же, что "дышу" или "живу". И вдоволь будет странствий и скитаний: Страна Любви — великая страна! И с рыцарей своих для испытаний Всё строже станет спрашивать она: Потребует разлук и расстояний, Лишит покоя, отдыха и сна... Но вспять безумцев не поворотить — Они уже согласны заплатить: Любой ценой — и жизнью бы рискнули, — Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить Волшебную невидимую нить, Которую меж ними протянули. Свежий ветер избранных пьянил, С ног сбивал, из мёртвых воскрешал, Потому что если не любил — Значит и не жил, и не дышал! Но многих захлебнувшихся любовью Не докричишься — сколько ни зови, Им счёт ведут молва и пустословье, Но этот счёт замешен на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной любви... Их голосам всегда сливаться в такт, И душам их дано бродить в цветах, И вечностью дышать в одно дыханье, И встретиться со вздохом на устах На хрупких переправах и мостах, На узких перекрёстках мирозданья. Я поля влюблённым постелю — Пусть поют во сне и наяву!.. Я дышу, и значит — я люблю! Я люблю, и значит — я живу! 1975 Источник: http://vysotskiy.lit-info.ru/vysotskiy/stihi/604.htm
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20477 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27635 | Наверх ##
7 июня 2015 17:31 7 июня 2015 19:28 ПЕТРОВКАМИ.
" Петровки" - пост легкий, летний Горкин называет -" апостольский" , " петро- павлов". Потому и постимся , из уважения. - Как так, не понимаешь ? Самые первые апостолы. Петра- то- Павел, - за Христа мученицкий конец приняли. А вот. Петра на кресте язычники распяли, а апостолу Павлу главку мечом посекли : не учи людей Христову слову! Апостол - то Петр и говорит им : " Я креста не боюсь, а на него молюсь... только распните меня вниз головой !" - Почему вниз головой ? - А вот . " Я, говорит, недостоин Христовой мученической кончины на Кресте", у язычников так полагается, на кресте распинать, - " Я хочу за Него муки принять , вниз меня головой распните". А те и рады, и распяли вниз головой. Потому и постимся, из уважения. - А апостола Павла... главку ему мечом?.. а почему? - Ихний царь не велел. Не то, чтобы добрый был, а закон такой. Апостол Павел римский язычник был, покуда не просветился... да какой был- то, самый лютый! все старался , кого бы казнить за Христово Слово. И пошел он во град Дамаский христиан терзать. И только ему к тому граду подходить , - ослепил его странный свет! И слышит он из того света глас :" Савл, Савл! почто гонишь Меня ? не сможешь ты супротив Меня!" Уж неизвестно, ему, может и сам Христос явился ему в том свете. Он и ослеп, со свету того. И постиг истинную веру. Крестился, и тут прозрел, святые молились за него. С той поры он уж совсем другой стал, и имя свое сменил, стал Павлом. И стал Христа проповедовать. А по пачпорту- то - все будто язычник ихний. А у рымских язычников своих распинать нельзя, а головы мечом посекают. Ему главку и посекли мечом. Вот и постимся Петровками , из уважения.
И.С. Шмелев.
картина <Обращение Савла> ПАРМИДЖАНИНО...
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Elena12 Участник
Челябинская область Сообщений: 40 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 24 | Наверх ##
7 июня 2015 18:33 Замечательный раздел! Великолепные стихотворения и полезная информация. Буду заглядывать сюда. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20477 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27635 | Наверх ##
7 июня 2015 23:53 7 июня 2015 23:54 Христос и Иуда. Притча Леонардо да Винчи
При росписи фрески «Тайная вечеря» в трапезной одного монастыря Леонардо да Винчи часами бродил по улицам Милана, вглядываясь в лица прохожих. Так, с натуры, писал живописец лики апостолов Варфоломея, Иакова, Андрея, Петра, Иоанна, Фомы, Филиппа, Матфея, Симона, Иуды Фаддея, Симона. И все никак не мог найти натурщиков для образов Христа и Иуды Искариота.
Однажды во время богослуженья Леонардо увидел совершенный образ Христа в юном певчем церковного хора. Художник пригласил певчего в мастерскую и сделал несколько набросков, на которых Иисус представал словно живой.
Образ Иуды оставался по-прежнему незавершенным. Долгих три года искал Леонардо подходящего натурщика. Казалось, не было в Милане трущоб, захолустий и злачных мест, которых бы не обошел мастер в тщетных поисках. А власти все торопили Леонардо, чтобы тот закончил фреску как можно скорее. Однажды удача ему улыбнулась. Он нашел человека, чей образ подходил для фрески. Грязный, оборванный, пьяный, он валялся в сточной канаве. Леонардо велел помощникам нести его прямо в монастырь, потому что времени на этюды в мастерской у него уже не было.
Он выписывал кистью все пороки, которыми дышало это молодое, но преждевременно состарившееся лицо — себялюбие, озлобленность, злочестие, гордыню... Очнувшись от пьяного беспамятства, натурщик взглянул на фреску Христа и с тоской в голосе сказал:
— А ведь я знаю эту картину!
— Откуда ты можешь знать ее? — недоуменно переспросил Леонардо.
— Три года назад, когда я был певчим в хоре, и в жизни моей не было места грехам, один художник писал с меня Христа...
liveinternet.ru›Ольга Бойко›post341437582
«Тайная вечеря» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) - фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20477 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27635 | Наверх ##
9 июня 2015 5:41 9 июня 2015 5:42 Легенды озера Сиверское
О чудесах, которые происходят на Белозерской земле, рассказывают нам легенды еще XVI века. Так, в 1528 году Кирилло-Белозерский монастырь посетил великий князь Василий III вместе с супругой Еленой Глинской, причина их приезда была в том, что Елена никак не могла родить наследника. Молитвы царской четы были услышаны — у них родился мальчик, которого назвали Иваном. Сейчас он известен нам как Иоанн Грозный. После такого чуда родители всю оставшуюся жизнь снабжали монастырь пожертвованиями, а территория обители была достаточно сильно расширена.
Еще одна легенда рассказывает об островах, которые находятся в южной части Сиверского озера. Согласно преданию, на одном из островов стоит крест, который был поставлен самим святым Кириллом. Правда, сейчас этого креста на острове нет. Само расположение этого острова было также определено лишь благодаря старинным преданиям: известно, что крест был установлен на острове, который находится примерно в полукилометре от берега и при этом прямо напротив монастыря.
Но более всего известна другая легенда, из-за которой ежедневно на озеро приезжает большое количество туристов, причем не только из России. А заключается она в том, что вода в озере обладает чудодейственными свойствами. Тот, кто искупается в Сиверском озере, тут же помолодеет, а все телесные и душевные болезни вмиг исчезнут. Легенда эта родилась в стенах монастыря еще в годы его основания. Так как вода в озере даже летом достаточно прохладная, то все искупавшиеся в нем, особенно в летний зной, чувствовали себя сильно помолодевшими.
Read more: http://smartnews.ru/articles/18271.html#ixzz3cWqPYaSq
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20477 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27635 | Наверх ##
9 июня 2015 5:46 9 июня 2015 5:49 МУЗЕЙ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ
Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.
История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.
Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.
Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.
Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.
Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.
В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.
Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.
С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.
Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.
В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.
В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.
В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.
В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.
В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.
В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
dionisy.com›Ферапонтов монастырь
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20477 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27635 | Наверх ##
9 июня 2015 6:19 9 июня 2015 6:24 Ферапонтово
Николай Рубцов
В потемневших лучах горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то Божье в земной красоте. И однажды возникли из грезы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как березы, Диво дивное в русской глуши! И небесно-земной Дионисий, Из соседних явившись земель, Это дивное диво возвысил До черты, не бывалой досель... Неподвижно стояли деревья, И ромашки белели во мгле, И казалась мне эта деревня Чем-то самым святым на земле... http://ruspoeti.ru/aut/rubtsov/11364/
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20477 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27635 | Наверх ##
10 июня 2015 6:48 10 июня 2015 6:48 10 июня по народному календарю - Никита Гусятник
А еще: Евтихий Тихий. Полудницы. Никита в народе почитается стражем гусей, отчего его попросту и называют Гусятником. По народному представлению, Никита охраняет преимущественно маленьких гусей, не допуская к ним орлов, ястребов и других хищных птиц. Этот день называли Полудницами. Полудницы — особые духи, внешне похожие на обычных земных женщин или, вернее, статных баб. Они летали кругами над полем в жаркие дни. Соблазняли они мужиков, прилегших на меже в поле, зависнув над ними. Надо тут зажмуриться и сказать: Господи, спаси меня от соблазна. В этот день беременных тоже посылали в поле — чтобы крепость у колоса обрести. Считалось, что родить на хлебной ниве, в поле — к легким родам, к здоровому ребенку
Сказки, загадки, игры
«Жил-был бедный мужик; детей много, а добра — всего один гусь. Долго берег он этого гуся, да голод не тетка: до того дошло, что есть нечего; вот мужик и зарезал гуся; зарезал, зажарил и на стол поставил. Все бы хорошо, да хлеба нет, а соли не бывало. Говорит хозяин своей жене: «Как станем мы есть без хлеба, без соли? Лучше я отнесу гуся-то к барину на поклон да попрошу у него хлеба».— «Ну что ж, с богом!» Приходит к барину: «Принес вашей милости гуська на поклон; чем богат, тем и рад. Не побрезгуй, родимый!»— «Спасибо, мужичок, спасибо! Раздели же ты гуся промеж нас без обиды!» А у того барина была жена, да два сына, да две дочери — всего было шестеро. Подали мужику нож; стал он кроить, гуся делить. Отрезал голову и дает барину: «Ты,— говорит,— всему в доме голова, так тебе голова и следует». Отрезал гузку, дает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть; вот тебе гузка!» Отрезал ноги, дает сыновьям: «А вам по ножке, топтать отцовские дорожки!» Дочерям дал по крылышку: «Вам с отцом, с матерью недолго жить; вырастете — прочь улетите. А я,—говорит,—мужик глуп, мне глодать хлуп!» Так всего гуся и выгадал себе. Барин засмеялся, напоил мужика вином, наградил хлебом и отпустил домой.
Услыхал про то богатый мужик, позавидовал бедному, взял — зажарил целых пять гусей и понес к барину. «Что тебе, мужичок?» — спрашивает барин. «Да вот принес вашей милости на поклон пять гуськов».— «Спасибо, братец! Ну-ка раздели промеж нас без обиды». Мужик и так и сяк; нет, не разделишь поровну! Стоит да в затылке почесывает. Послал барин за бедным мужиком, велел ему делить. Тот взял одного гуся, отдал барину с барыней и говорит: «Вот вы теперь, сударь, сам-третей!» Отдал другого гуся двум сыновьям, а третьего—двум дочерям: «И вы теперь сам-третей!» Остальную пару гусей взял себе: «Вот и я сам-третей!» Барин говорит: «Вот молодец, так молодец! Сумел всем поровну разделить и себя не забыл». Тут наградил он бедного мужика своею казною, а богатого выгнал вон».
***
Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях. Проведали про то двое солдат; один взобрался на крышу гуся добывать, а другой вошел в избу. «Здорово, хозяин!» — «Здорово, служба!» — «Благослови колядовать!» — «Колядуй, добрый человек!» Солдат начал:
А в лесе, в лесе Солдат на стреси; Стреху продрал, Гуся забрал. Святой вечер!
А хозяину и невдогад, что солдат прямо в глаза ему смеется. «Спасибо тебе, служивый! Я,— говорит,— такой коляды отроду не слыхивал».—«Ничего, хозяин, завтра сам ее увидишь». Наутро полезла хозяйка за гусем, а гусем и не пахнет давно!
***
ЗАГАДКИ О ГУСЕ
Белые хоромы, красны подпоры.
Белый, как снег, надутый, как мех.
Лопатами ходит, а рогами ест.
Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки.
В воде купался, сухим остался.
Летом игра «Волк и гуси» была одной из самых любимых детских забав. Вот два варианта такой игры. 1). Из играющих выбирают хозяйку и волка. Остальные — гуси. «Хозяйка сзывает гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси кричат: «Боимся!» — «Чего?» — «Волк под горой!» — «Что он там делает?» — «Сереньких, беленьких щиплет!» Хозяйка кричит: «Домой!» Гуси бегут, их ловит волк. Оставшихся непойманными гусей хозяйка опять отправляет в поле, и игра продолжается до тех пор, пока волк не переловит всех гусей» (Смоленщина.). 2). Двое играющих изображают волков, остальные — гуси становятся в круг. На середину круга выходят волки. Гуси поют:
— Гуси, мои гуси, га-га-га-га! А где, гуси, были? Га-га-га-га! — А мы были в поле, га-га-га-га! На синем на море. Га-га-га-га! — Кого, гуси, видели? Га-га-га-га! — А серого волка, га-га-га-га! Унес волк гусенка. Га-га-га-га! Вместо поросенка, га-га-га-га! За ручку, за ножку, га-га-га-га! За бел рукавочек! Га-га-га-га!
После слов «За бел рукавочек» волки вытаскивают гусей из круга. Когда остается один гусь, он кричит: «Гуси, мои гуси, щиплите волка!» Гуси нападают на волков и щиплют их.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20477 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27635 | Наверх ##
10 июня 2015 15:44 12 июня 2015 21:22 Сазонов Г. Пятая Вологда Варлама Шаламова
/ Сазонов Г. Пятая Вологда Варлама Шаламова / Г. Сазонов, Н. Филиппов // Труд. – 1999. – 21 дек.
Лучшие годы своей жизни известный писатель отсидел в лагерях – сперва «за Ленина», потом – «за Бунина»
Белый храм на белом снегу. В свете вечерних фонарей София как бы парит над землей, увлекая за собой очарованную душу. Много лет назад маленький мальчик, родившийся в доме священника, в тридцати шагах от собора, был потрясен увиденной на его стене росписью – трубящий ангел призывал грешников на праведный суд. Над ним, уже взрослым, вершили не небесный, а жестокий земной суд, и ему пришлось пройти через все круги ада. Теперь об этом может узнать каждый, переступив порог музея-квартиры Варлама Шаламова.
Тихон Николаевич Шаламов был достаточно известным в церковных кругах дореволюционной России: смелый характером, высокообразованный. И, кстати, наделенный литературным даром – сохранились 3 заметки об Аляске, где он 12 лет служил священником в Кадьяке, защищая духовных чад от притязаний американских торговцев. Этой стороне деятельности старшего Шаламова исследователь Лора Клайн посвятила целую главу своей диссертации, которую защитила в Мичиганском университете в 90-е годы...
«Великое обновление России», по выражению самого Тихона Николаевича, требовало его участия, и в 1904 году семья вернулась в родные края, поселилась в доме церковного причта на Соборной горке, где через три года, летом родился пятый ребенок – сын. По церковной традиции ему дали имя Варлама, в честь Варлаама Хутынского, покровителя Вологды, одноименная церковь святого и поныне стоит недалеко от дома Шаламовых. Родители пророчили духовную карьеру младшему из детей, но он выбрал иной путь – писательский, а судьба обставила этот путь страданиями и испытаниями, зачастую превышающими меру человеческих сил и возможностей.
...Студента 3-го курса Московского университета (юридический факультет) Варлама Шаламова арестовали в университетской типографии в феврале 1929 года и отправили в одиночную камеру Бутырки. Его обвинили, по сути, в распространении письма Ленина «К съезду». Месяц шло следствие. Всех, кого взяли вместе с Шаламовым, выпустили, поскольку они дали «нужные показания», а он не выдал никого. Вот и «пострадал за Ленина». Приговором «особого совещания» студенту назначили три года концентрационных лагерей с последующей ссылкой на Север. Его везли вместе с уголовниками в Вишерское отделение соловецких лагерей...
Казалось, все пережитое ушло в прошлое, как кошмарный сон, когда, вернувшись после лагеря в Москву, Варлам быстро встал «на четыре ноги» – получил работу в журнале, завел семью и у него родилась дочь, выступил в периодике с рассказами. Он был полон замыслов, уже зрело осознал, что литература – его единственное призвание. Разве мог он подумать, чем для него обернется неделя после Рождества в январе 1937 года? Ночью в дверь его квартиры в доме 8 по Чистому переулку постучали. Начался обыск. «При обыске присутствовал дворник Стайпер», – свидетельствует протокол. Ни энкавэдэшники, ни дворник «компромата» не нашли, но увели под конвоем и стали замешивать дело «на старых дрожжах». «Приговор мне выписали по уголовной статье, – вспоминал позже писатель,– я отказался подписывать приговор. «Особым совещанием» я был осужден по литерной статье – «за контрреволюционную троцкистскую деятельность...» на 5 лет с отбыванием срока на Колыме...»
Захлопнулась тяжелая холодная дверь в подвальной камере, а через несколько дней эшелон с теплушками увозил его в числе сотен узников через всю страну...
Что увидел и понял Варлам Шаламов в лагере? Вот только несколько его ответов. «1. Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становится зверем через три недели – при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях. 2. Главное растление души – холод. В среднеазиатских лагерях люди, наверное, держались дольше, там было теплее. 3.Понял, почему человек живет – не надеждами, надежд никаких не бывает, не волей – какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения – тем же началом, что и дерево, камень, животное. 4. Убежден, что лагерь – весь отрицательная школа, даже час провести в нем нельзя – это час растления. Никому, никогда, ничего положительного лагерь не дал и не мог дать. На всех – заключенных и вольнонаемных – лагерь действует растлевающе. 5. И физические, и духовные мои силы оказались крепче, чем я думал, в этой великой пробе – и я горжусь, что никого не предал, никого не послал на смерть, на срок, ни на кого не написал доноса...»
Лучше, чем написал Шаламов, ныне признанный во всем мире как «бриллиант русской литературы», конечно же, не скажешь, да и не в том дело. Его стихи, повести, рассказы, романы составили бы художественное достояние любой нации. Но мы обратим внимание на такую деталь. В 1943 году писателя должны были освободить из лагеря, однако его обвинили в том, что он назвал Ивана Бунина классиком русской литературы, устроили обыск. В протоколе значится – «ничего нет». Тем не менее, теперь уже за Бунина Шаламову дали новый срок – 5 лет. Лишь в 1953 выпустили, а в 1956 реабилитировали «из-за отсутствия состава преступления». Ему сначала не разрешили жить в Москве, и он некоторое время обитал в поселке торфяников под Тверью.
Каторга «ни за что» надломила физические силы Варлама Шаламова, но он активно творил. Отправить его в забвение – не получилось. К сожалению, попытка вернуться жить на родину, в Вологду, не увенчалась успехом – тогдашние власти отказались принять писателя. Может быть, это и послужило для Варлама Тихоновича поводом к написанию уникальнейшего в своем роде произведения – повести «Четвертая Вологда», где автобиография причудливо переплетена с важнейшими событиями в России начала века, оценками местных обычаев и нравов. Но возвращение Шаламова на родину все-таки состоялось. Хотя и после смерти писателя.
...В один из весенних дней искусствовед Марина Вороно перекуривала на скамеечке на Соборной горке, рядом сидел известный краевед Борис Сергеевич Непеин. «А знаете, кто жил в этом доме? – спросил он Марину, показывая на обшарпанное двухэтажное здание рядом с Софийским собором. – Мой друг Шаламов!». И она начала поиск. Побывала на Кунцевском кладбище в Москве. Памятник на могиле писателя установил московский скульптор Федот Сучков, хорошо знавший и любивший Шаламова. «Первый мемориальный музей Шаламова, если можно так сказать, – говорила Вороно, – я увидела в мастерской Сучкова, в подвале одного из зданий на Страстном бульваре. Там было много портретов, скульптур Варлама Тихоновича, а также вылепленные лики Юрия Домбровского, Анатолия Жигулина и некоторых других деятелей культуры. Выяснилось, что Федот Федотович и сам прошел лагеря, был в одном из них под Великим Устюгом...»
А в Вологде почти десять лет картинная галерея «отвоевывала» у властей бывший «шаламовский дом», даже не зная, что он представляет мемориальную ценность. В реставрированном здании намечали открыть постоянные экспозиции русской и западноевропейской живописи. Когда выяснили, что здесь – «родовое гнездо» Варлама Шаламова, то зарезервировали комнаты для мемориальной экспозиции писателя. Дверь парадного входа в дом Шаламов помнил последнего дыхания: «...именно; дверь я затворил за собой, навсегда покинув город своей юности, дом, где я родился и вырос. Это было ветреной дождливой осенью 1924 года в листопад боярышника, березы. Вихри метелей кружила по городским улицам, взрывали при неожиданном изменении направления ветра...»
У входа рос еще багульник, который не уцелел. И Марина Вороно, добрая душа, начала создание мемориального музея Шаламова с того, что посадила на том же самом месте багульник – теперь он уже вытянулся. Федот Сучков изготовил барельеф Шаламова, и памятная доска была торжественно открыта на доме в день рождения писателя в июне 1991 года. Много помогала литературовед Ирина Сиротинская, являющаяся наследницей архива писателя – представила копии и оригиналы рукописей стихов, рассказов, переписку Шаламова с Борисом Пастернаком и Александром Солженицыным, а также подарила часы Варлама Тихоновича – единственная вещь музее, принадлежавшая ему. Если не считать комнаты – именно в ней вырос Варлам.
Сложно было найти «ключ» экспозиции, чтобы образно вырази все перипетии судьбы писателя и такой же сложный характер его творчества. Мы приходим в мир, не принося ничего, а уходим, не взяв с собой ничего. И от Шаламова осталось только творчество. Черный фон, красный кирпич, кусок колючей проволоки да обрубок лиственницы, привезенной с Колымы, – вот, собственно, и весь антураж мемориального музея. «Большинство из тех, кто приходит сюда сегодня, – рассказывает Вороно, – не знают, не могут себе представить, что такое сталинский лагерь. Мне хотелось, чтобы сама обстановка музея цепляла за живое в душе...» Тысячи людей, посетившие комнату Шаламова, уже не смогут забыть этот день своей жизни. При нас был посетитель из Ярославля, и он подтвердил, что для него приход сюда – открытие, потрясение...
«Пятая Вологда» Шаламова – наша память о нем – живет, она столь же необходима, как и книги писателя. Забыть ГУЛАГ или приукрашивать его мы не имеем никакого права. Об этом – творчество Шаламова.
Говорят, мы мелко пашем, Оступаясь и скользя. На природной почве нашей Глубже и пахать нельзя. Мы ведь пашем на погосте, Разрыхляем верхний слой. Мы задеть боимся кости, Чуть прикрытые землей.
Геннадий Сазонов, Никита Филиппов, спец. корр. «Труда».
booksite.ru›Варлам Шаламов›vologda_02.htm --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|
Именно это с виду неказистое здание ( а на фото не виден , к сожалению, еще и дворик ) произвело на меня самое сильное впечатление, совпадающее с тем, каким видел его автор романа " Михаил Булгаков для своих героев Мастера и Маргариты.