Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Православие Вологодчины (прошлое, настоящее, будущее)

Иерархи, служители и миряне православной церкви, служившие на Вологодчине, и другое интересные события из жизни епархии.

← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 16 17 18 19 20 21 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20311
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27144
Памяти протоиерея АЛЕКСАНДРА КУЛЬЧИНСКОГО

Журнал " Благовестник" за 2010 год N 1-3 ( 174-176) стр.56


14 февраля ( 2010 г.) после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни протоиерей АЛЕКСАНДР КУЛЬЧИНСКИЙ.

Отец Александр родился в многодетной семье священника, его отец служил в храмах Великого Устюга и Вологды. Как и многие егородственники, Александр Кульчинский связал свою жизнь с Церковью. После службы в армии он поступил в Московскуюдуховную семинарию, которую успешно закончил в 1978 году по первому разряду.
Вскоре он был рукоположен во диакона , а затем стал священником.Первые годы служе6ия протекали в г. Гагарине Смоленской области. Затем отец Александр переехал в Вологодскую епархию, был назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в городе Грязовце.
Когда в конце 80-х -начале 90-х годов было снято государственное давление на Русскую Православную Церковь отец Александр очень деятельно взялся за налаживание новых отношений между Церковью и обществом. Наверное, первыми православными книгами на Вологодчине стали изданные о. Александром Кульчинским брошюры с извлечениями из знаменитой книги " Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии" , вервые изданной в 1880 году . Для многих современных вологжан эти скромные брошюры стали единственным источником бесценных сведений о святых и святынях Вологодчины.
Протоиерей Александр положил много сил для организации и проведения на достойном уровне первого визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Вологодскую епархию в 1992 г.
Отец Александр всегда был человеком активным, умеющим и любящим проповедовать, гести слово Христово людям. Именно он был первым ведущим регулярной православной передачи на областном радио. Отец Александр несколько лет вел факультативные занятия по теме " История христианской культуры. Православие" в вологодской школе N 17. Протоиерей Александр Кульчинский стал организатором фестиваля церковного пения, первый из них состоялся в 1997 году в честь 600-летия Ферапонтова монастыря, и с тех пор эти фестивали, проводимые совместно Вологодской епархией и областным департаментом культуры, проходят ежегодно. Некоторое времч о. Александр представлял интересы епархии в администрации области, он сделал многое для того, чтобы светские власти не забывали о Церкви, помнили об ее интересах.
С открытием Вологодского православного духовного училища в 1990 году, протоиерей Александр Кульчинский стал ег преподавателем. Отец Александр с увлечением занимался работой с молодежью ,он был секретсрем епархиальной комиссии по работе с молодежью. В начале 90-х был назначен настоятелем Вологодского православного храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене, многое сделал , чтобы эта церковь, переданная в полуразрушенном состоянии, преобрела современное великолепие. В 1998 г. о. Александр попал втяжелую автомобильную аварию, от последствий которой тяжело страдал до конца жизни. Несмотря на то, что он не мог полноценно служить, батюшка старался не отходить от церковной жизни. Он оставался сленом епархиальрого совета, постоянно участвовал в важнейших епархиальных делах, когда ему позволядо состояниа здоровья.
Протоиерей Александр отошел ко Господу в день, предшевствовавший Великому посту, когда в храмах проводился трогательный чин прощения , когдаприхожане вместе , поддерживая друг друга братской любовью, отправляются в тяжелое, но спасительное испытание. Протоиерей Алексадр Кульчинский в это день отправился на самое главное испытание в жизни человека-он предстал пред Господом.
В этот же день Русская Православная Церковь нынче праздновала СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Вологжане верят, что скончавшегося в этот день священника ожидает спасительная встреча с Христом, которому протоиерей Александр прослужил более 30 лет. Вечная память отцу Александру.

Редакция епархиальной газеты " Благовестник".


Комментарий модератора:
Фото протоиерея АЛЕКСАНДРА КУЛЬЧИНСКОГО

---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
эльмира катромская

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16851
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15801
Памяти отца Александра 22.11.1953-14.02.2010
(Александр Сергеевич Кульчинский)
file.php?fid=163005&key=1810467421

2002 год
24-25 сентября - в с. Ферапонтово прошли краеведческие чтения "Памятники Русского Севера". Они завершили торжества, посвященные 500-летию окончания росписи великим иконописцем Дионисием собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. На чтения собрались историки, искусствоведы, педагоги, географы, этнографы из Москвы, Вологды, Череповца, Ферапонтова. Выступали не только маститые ученые, но и школьники и студенты. На чтениях прозвучало сообщение об историческом открытии: студент исторического факультета ВГПУ Александр Кульчинский, сын заштатного священника Вологодской епархии, работая в фондах областного музея-заповедника над житием прп. Мартиниана Белозерского, нашел сведения о шести чудесах святого, ранее нигде не упоминавшихся.

Об отце
Давление на православное духовенство со стороны советской системы рос и достиг своего апогея в середине 50-х годов. В 1955 г., болея за судьбу семьи, собственную жизнь, в добровольную ссылку отправился о. Сергей Кульчинский. Служить в течение следующих двух десятилетий ему пришлось в Архангельске. Большой Устюзи, Вологде, Мурманске и Курской области. Лишь в конце 70-х о. С. Кульчинскому разрешено вернуться в Волынско-Ривненскую епархию.
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
эльмира катромская

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16851
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15801
НИКОЛАЙ (КЛЕМЕНТЬЕВ)
file.php?fid=163270&key=1990335636
Архиеп. Николай (Клементьев). Фото с сайта Вологодской епархии

Николай (Клементьев) (1873 - 1937), архиепископ Великоустюжский, священномученик

Память 18 декабря, в Соборах Санкт-Петербургских святых, Вологодских святых, новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Николай Федорович Бардаков (Клементьев), родился 6 октября 1873 года в д. Лосево Нерехтского уезда Костромской губернии. Он был младшим и единственным сыном в семье священника Федора Николаевича Бардакова и Ефрасии (Евпраксии) Петровны, у которых было трое дочерей.

Раннее детство Николай провел в Макарьевском уезде в селе Крутцы, куда в декабре 1875 года был переведен его отец. Село стояло на речке Ширмакше, на торговом тракте из Пучежа в село Ковернино, вблизи границы с Семеновским уездом Нижегородской губернии.

В 1884 году поступил в Костромское духовное училище, по окончании которого в 1889 году поступил в Костромскую духовную семинарию, которую окончил в 1895 году.

При поступлении в Санкт-Петербургскую духовную академию Николай Федорович сменил родовую фамилию на новую — в костромских документах впервые этот факт был зафиксирован в клировых ведомостях Никольского храма (1897 г.), где, в частности сказано: «Сын вдовой священнической жены Ефрасии Петровой Бардаковой — Николай Феодоров Клементьев, обучается в С.–Петербургской духовной академии, поведения отлично-хорошаго».

В 1899 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и получил должность учителя логики и латинского языка в Александро-Невском духовном училище.

7 мая 1904 года был рукоположен во иерея к кладбищенской Большеохтинской Георгиевской церкви в Санкт-Петербурге. Служил также в храме Охтинского детского приюта.

С 7 декабря 1908 года служил в церкви Сошествия Святого Духа на Большой Охте.

После 1914 года овдовел.

7 апреля 1919 года был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Петроградского храма Сошествия Святого Духа, а также благочинным 10-го благочиния.

В 1922 году был арестован по делу «об изъятии церковных ценностей», приговорен к трем годам заключения, но через 9 месяцев освобожден.

Овдовел.

В 1924 году принял монашество и 23 июня был хиротонисан во епископа Сестрорецкого, викария Петроградской епархии. Хиротонию возглавил патр. Тихон (Беллавин).

Активно противодействовал обновленцам. 11 мая и 25 июня 1925 г. совместно с епископами Венедиктом (Плотниковым) и Иннокентием (Тихоновым) подписал послания, предостерегающие паству от доверия обновленцам и рекомендующие воздерживаться от участия в подготовке к их собору 1925 г.

15 декабря 1925 года был арестован и отправлен на три года в Иркутскую область. в 1929 году был освобожден с ограничением в местожительстве "минус шесть".

Епископ Николай поселился в Твери и только в 1931 году смог вернуться в Ленинград, где полтора года жил у своих дочерей, пока не была введена всеобщая паспортизация. Владыке не разрешили получить прописку в Ленинграде. Он выехал в город Тихвин, но и там ему отказали в прописке.

22 марта 1933 года назначен епископом Никольским, управляющим Великоустюжской епархией. В мае 1933 года прибыл в Великий Устюг.

С 6 июля 1924 по 4 апреля 1933 года временно управлял Охтинским викариатством Ленинградской епархии.

9 июля 1934 года был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Великоустюжским и Усть-Вымским.

7 декабря 1935 года был арестован вместе с девятью своими сослуживцами по обвинению в "участии в контрреволюционной группе". Обвинение гласило:

Архиепископ Клементьев в городе Великом Устюге с конца 1933 г. организовал вокруг себя наиболее реакционную и антисоветскую настроенную часть духовенства, с которыми под предлогом заседания епархиального совета и разных празднеств устраивает сборища, обсуждая на них вопросы противодействия советской власти. Кроме этого, для контрреволюционной агитации широко использовал церковный амвон.

3 сентября 1936 года Особым Совещанием при НКВД СССР был осужден на 5 лет ссылки в Казахстан.

Ссылку отбывал в с. Ванновка Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области.

23 декабря 1937 года был арестован в ссылке по обвинению в "контрреволюционной деятельности". 26 декабря им было написано в НКВД Тюлькубасского района заявление:

На поставленные Вами вопросы по моей антисоветской деятельности за время моего административно-ссыльного проживания как в Ванновке, так и вне Тюлькубасского района, имею сказать следующие. По возрасту (65-й год) и состоянию здоровья, а также по званию служителя культа какой-либо работы я получить не могу и затруднялся бы выполнять таковую, если бы даже и получил ввиду частых припадков головокружения и сильной болезни в ногах. Я неделями безвыходно пребывал в своей квартире, выходя из нее только по крайней необходимости: или молитвенный дом, или на почту, или на отметку в НКВД… По приезде сюда я писал одно письмо Ташкентскому архиепископу Борису (Шипулину) с просьбой к нему, как к духовному руководителю Ванновского прихода, благословить мне, если будет возможно от советской власти, служения в молитвенном доме для приобщения Святых Таинств, а в случае невозможности храмового моего приобщения благословить такое приобщение на моей квартире… Архиепископ Борис по происхождению из Великого Устюга и по учению академическому мне товарищ, ответил мне письменно на мою просьбу, и на храмовое, и на домашнее приобщение благословил… Больше я рассказать НКВД о себе ничего не имею. 26.12.1937 г. Николай Клементьев.

Из обвинительного заключения:

В Тюлькубасском районе, будучи враждебно настроенным к советской власти, ведет систематическую контрагитацию, направленную на дискредитацию мероприятий партии и правительства. Имеет тесную связь с контрреволюционным духовенством и с ссыльными в разных городах СССР, с которыми поддерживает связь и дает директивные указания в контрреволюционной деятельности.

30 декабря тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. приговорен к высшей мере наказания.

Расстрелян 31 января 1937 года в 24 часа.

31 мая 1989 года был реабилитирован прокурором Чимкентской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db...cGZe...q**
http://pstgu.ru/news/martir/2013/12/31/50368/
Биография на сайте Вологодской епархии
http://vologda-eparhia.ru/pmar...styug.html
с http://drevo-info.ru/articles/26222.html
file.php?fid=163271&key=2131653436


screenshot_2023-03-05-13-28-27-705.jpegscreenshot_2023-03-05-13-29-59-314.jpeg


Комментарий модератора:
Примечание : следственное дело N 3418 по обвинению в контрреволюционной деятельности служителей религиозного культа в В-Устюгской епархии Севкрая архиепископа КЛЕМЕНТЬЕВА Николая Федоровича, священников : КУКЛИНА Дмитрия Константиновича, СОКОЛОВА Николая Алекандровича, ШИПУЛИНА Василия Павловича, ТЮРНИНА Клавдия Алексеевича, АВЕНИРОВА Павла Константиновича, прислужников церкви : ФИНИКОВА Николая Павловича и НЕРОНОВА Василия Петровича -в разделе дневника " Репрессированные".

---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
эльмира катромская

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16851
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15801
В заброшенных и разрушенных храмах Вологды начали проводить богослужения
http://newsvo.ru/blogovo/86616
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20311
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27144


Полвека у престола митрофорный протоиерей Серафим Сотский

В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла исполнилось 50 лет пастырского служения протоиерея Серафима Сотского. А в день памяти Преподобного Сергия Радонежского - 8 октября - отметил такой же юбилей протоиерей Василий Чугунов. Преклонный возраст не позволяет этим батюшкам служить в полную силу, но они не оставляют церковной молитвы.

- Мы очень рады, что у нас есть такой помощник, как отец Серафим, - говорит протоиерей Игорь Шаршаков, настоятель храма Святителя Николая "на Глинках". - Отец Серафим все воскресные службы - в храме. Участвует в богослужении, исповедует, говорит проповеди. Сюда ходят его духовные чада. В Пасху отец Серафим читал Евангелие на арабском языке. Интересно послушать его воспоминания, он оказывает нашему приходу большую помощь - молитвенную, пастырскую. Для меня как настоятеля личный опыт его бесценен.
Протоиерей Валерий Бурков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы "на Козлене", благочинный Вологодского округа, с уважением и признательностью отзывается об отце Василии Чугунове:
- Отец Василий уже несколько лет при нашем храме, его дисциплинированность, аккуратность, смирение - достойный пример для молодых священников. Бывает - непогода, дождь, темно, скользко. А у него столько желания быть в церкви, служить Богу. Посмотришь: и как он только идет? Из последних сил! Возраст батюшки, конечно, почтенный - 86 лет. Но у него ясный ум и хорошая память. И по сей день это интересный собеседник, многое может рассказать из истории нашей епархии, об учебе в Московских духовных школах. Его возраст не отражается на молитвенном предстоянии у престола Божия. А бодрость батюшки порой удивляет, так звучно и молодо он произносит возгласы! Внешне человек стар, но внутренней, духовной старости нет. Об этом я иногда думаю, когда вижу отца Василия с его палочкой у престола в алтаре нашего храма.
У нас целая плеяда священников, которые начинали свое служение в 50-е годы - кроме отца Серафима Сотского и отца Василия Чугунова, это еще и отец Николай Кулаков, который тоже нередко приходит в наш храм. Мы радуемся, что они оказывают посильное участие в богослужении. Это поколение - живое свидетельство той преемственности, которая очень важна в Русской Православной Церкви. Поражает их усердие, исполнительность, их желание служить - престарелые священники делают все, что в их силах и возможностях.

Елена Агентова






http : //blagovest.ortodoxy.ru /mb/ 2005 n7n9/ 2005 n7n9s15. htp


Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".


2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви


Комментарий модератора:
Митрофорный протоиерей Серафим Сотский.


Прикрепленный файл: 2005n7n9s15a.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20311
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27144

ПАМЯТЬ СОТСКИЙ СЕРАФИМ ЗОТОВИЧ

Древо с сайта http://drevo-info.ru/artocles/28000.html.

Серафим Зотович Сотский (1920 - 2014), митрофорный протоиерей, клирик Вологодской епархии.

Родился 18 октября 1920 года во Владикавказе , осетин . Родители его были учёными, оба из дворянских семей: отец писал историю Осетии, мать была референтом в обществе по распространению политических знаний.

К началу Великой Отечественной войны только что закончил военное училище. В войну воевал артиллеристом на Юго-Западном фронте, оказался в окружении на Украине, освобождал Харьков, Кавказ, был контужен, не раз смотрел смерти в лицо. Впоследствии вспоминал случаи чудесного спасения от верной гибели: в страшной битве на Матвеевом кургане под Харьковом, во время отступления под бомбежкой при переправе у Цимлянской. Ему, как офицеру, не только иконку нельзя было иметь с собой, но и нательного креста.

Прошёл немало других опасных дорог, о которых в начале XXI века предпочитал не говорить. Дослужился до звания полковника юридической службы.

Закончил Бельмендовскую духовную семинарию в Триполи, Ливан; Арабский гуманитарный университет Аль-Азгр в Каире, Египет; Военно-юридическую академию во Владикавказе, СССР.

К 1955 году вышел на пенсию как ветеран особого риска.

В 1950-70-е годы, 25 лет прожил в Ираке.

Был рукоположен в сан диакона, а 12 июля 1955 года - во священника в Дамаске .

Впоследствии был возведён в сан протоиерея.

11 апреля 1977 года упомянут в Астраханской епархии, служащим в храме во имя святого Иоанна Златоуста города Астрахани [4]. Служил также в Воронежской епархии, вторым священником Преображенского молитвенного дома рабочего посёлка Ольховатки Ольховатского района .

С 1983 года проходил служение в городе Вологде, в клире Вологодской епархии.

Долгое время служил в Рождество-Богородицком кафедральном соборе города Вологды.

Являлся духвником архиепископа Михаила (Мудьюгина), во время служения того на Вологодской кафедре .

В мае 2000 года упомянут клириком Вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы, в котором прослужил несколько лет .

К концу земной жизни служил в архиерейском подворье при Вологодском храме святителя Николая на Глинках.

Скончался 31 июля 2014 года, на 94-м году жизни, являясь старейшим клириком Вологодской епархии. 2 августа того же года, в архиерейском подворье при храме святителя Николая на Глинках города Вологды, состоялось отпевание, которое возглавил благочинный Вологодского округа протоиерей Андрей Смирнов, в сослужении многочисленного духовенства. Похоронен на старинном Горбачёвском кладбище города Вологды близ южной стены храма праведного Лазаря .

Кроме русского прекрасно владел арабским языком, а ещё знал турецкий и фарси (персидский).


Награды


Церковные:

• палица (11 апреля 1977)
• служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни (14 мая 2000 [9])


Светские:

• Многочисленные военные награды






Комментарий модератора:
Фото батюшки СЕРАФИМА в молодости.


Прикрепленный файл: 011205.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20311
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27144

Митрофорный протоиерей СОТСКИЙ СЕРАФИМ ЗОТОВИЧ



Сегодня, 4 апреля, в Лазореву субботу, не смогла не отдать должное и не поклониться могилам священнослужителей на Лазоревском ( Горбачевском) кладбище: митрофорным протоиереям о.Василию Чугунову и о. Серафиму Сотскому и протоиерею о. Александру Кульчинскому, с которыми была знакома лично. Отец Серафим долгие годы жил по адресу ул Челюскинцев , 56 ( бывшая Власьевская) в столь близком моему сердцу " родословном гнезде Шаховых", в переднем доме, а сзади, во дворе, Челюскинцев 56a, жила моя прабабушка Шахова Мария Сергеевна, с дочерью Феонилой, которых хорошо знал отец Серафим и очень уважал за благочестие , он частенько ( по-соседски) гостевал в их доме. Он продолжал жить здесь до 2013 г., до самого сноса этих двух домов, когда в " отчем" доме уже не осталось Шаховых ( тетя Феня умерла, а прабабушку Марию Сергеевну, оставшуюся одну в доме, увезла к себе а Ленинград дочь Валентина и в доме жили совсем другие люди. Мне было приятно разговаривать ос отцом Серафимом, он единственный в Вологде, кто помнил моих предков, зная их лично. Вечная память и Царство Небесное всем почившим православным!
В этот день не смогла подойти к памятникам на " аллею Шаховых", прапрадеду Илиодору Аполлоновичу , прапрабабушке Парасковье Ниловне, и другим предкам, т.к. снег еще не растаял, дорожка не протоптана, увы. Просто помолилась о них в храме и поставила свечи на аналой за упокой их душ, как раз у распятия Христа, подаренного храму братьями Шаховыми и расписанному художником-иконописцем Василием Илиодоровичем Шаховым.

Прикрепленный файл: 011206.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20311
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27144

ВОЛОГОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Вологодская и Кирилловская епархия Вологодской митрополии Русской Православной Церкви

• Епархиальное управление: Россия, 160000, г. Вологда, ул. Галкинская, 62-а
• Тел.: (8172) 75-51-62 (приемная и бухгалтерия), (8172) 75-58-71 (секретарь); факс: (8172) 75-58-71
• Официальный сайт: http://vologdaeparhia.ru/
• Каноническая территория: г. Вологда, Вологодский, Важегодский, Верховажский, Грязовецкий, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Сянжемский, Усть-Кубинский, Харовский и Шекснинский р-ны Вологодской области.
• Кафедральный собор: Богородице-Рождественский в г. Вологде, Казанский в г. Кириллове (возрождается) [1].

До учреждения Вологодской епархии ее северо-западный район входил в состав Новгородской епархии, а южный и восточный - в состав Ростовской епархии. В конце XIV века все Зырянские селения, вошедшие позже в состав Вологодской епархии, составили учрежденную в 1383 году новую Пермскую епархию с епархиальным центром в Усть-Выми, первым епископом которой был святитель Стефан.

В 1492 году по повелению Великого князя Ивана Васильевича III, Новгородский архиепископ Геннадий уступил Пермской епархии Вологду, и новый город, присоединенный к епархии святого Стефана, постепенно начинает брать перевес над старыми Пермскими городами, особенно в церковно-административном отношении. Кафедра была переименована в Вологодскую из Великопермской в 1556 году. В 1571 году к епархии были присоединены церкви Двинской области, и после этого Вологда являлась уже центральным пунктом епархии, кафедра была перенесена в Вологду ("...кафедра перенесена из Усть-Выма в Вологду..." (Строев) вскоре после 1492 года [2], и архиереи стали именоваться Вологодскими и Великопермскими [3].

С 26 января 1589 года - архиепископия. С распространением Православия в Сибири в связи с присоединением её к России эта обширная земля также была включена в состав Вологодской епархии вплоть до учреждения Тобольской кафедры в 1620 году.

В 1658 году, с учреждением Вятской и Великопермской епархии, от Вологодской епархии отошли Великая Пермь, Чердынь и Силикамск, зато к ней приписаны Белоозеро, Чарондская округа и Пошехонье. С этого времени Вологодские архиереи стали именоваться Вологодскими и Белоозерскими. На протяжении последующих лет епархия не раз меняла свои границы до окончательного их установления [4].

В 1682 году отделена окончательно, а в 1788 году к ней присоединена и Великоустюжская.

В 1920-30-е годы существовала Вологодская обновленческая епархия.

23 октября 2014 года из состава Вологдской епархии были выделены две самостоятельных епархии Великоустюжская и Череповецкая, в результате чего в ведении епархии остались Вологда, Вологодский, Важегодский, Верховажский, Грязовецкий, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Сянжемский, Усть-Кубинский, Харовский и Шекснинский районы Вологодской области. Одновременно епархия включена в состав новообразованной Вологодской митрополии [5].


Исторические названия


• Вологодская и Великопермская (с 1556)
• Вологодская и Белоезерская (с декабря 1657)
• Вологодская (с марта 1787)
• Вологодская и Великоустюжская (с 6 мая 1788)
• Вологодская и Тотемская (с 30 января 1888)
• Вологодская и Череповецкая (1945 - 15 октября 1964)
• Вологодская и Великоустюжская (15 октября 1964 - 23 октября 2014)
• Вологодская и Кирилловская (с 23 октября 2014)


Статистика


• 1900 - Пространство епархии свыше 353.000 кв. в.; православного населения 1.388.000 чел., родившихся православных в 1900 г. 61.086; церквей 925 (соборных 14, монастырских 64, приходских 719, одноклирных 645, двухклирных 71, трехклирных 3, бесприходных 4, при казенных и богоугодных заведениях 16, домовых 3, кладбищенских 35, приписных 63, подвижных 3, единоверческих 1, церквей-школ 3); часовен и молитвенных домов 1308; приходов 719; монастырей 21 (муж. 18, жен. 3; приписных к муж. 8, к жен. 1); белого духовенства в 1901 г.: протоиереев 27, священников 837, диаконов 379, псаломщиков 746; монашествующих в 1900 г. 263 (монахов 218, монахинь 45, послушников 152, послушниц 111); церковное просвещение: духовная семинария 1 (в ней воспитанников 502), мужских духовных училищ 5 (в них воспитанников 739), епархиальных женских училищ 2 (в них воспитанниц 463), церковно-приходских школ второклассных 6, двухклассных 6, одноклассных 480, школ грамоты 398, учащихся во всех начальных школах 28.934, воскресных школ 3, школ-церквей 3; церковно-приходских попечительств 584; братств 5 [6]
• 1 января 1958 - 17 зарегистрированных храмов/молитвенных домов [7]
• 1991 - 51 приход [8]
• 1997 - 7 благочиний (Вологодское, Центральное, Череповецкое, Белозерское, Тотемское, Харовское, Велико-Устюжское), приходов 96 (в г. Вологде - 8) [9]
• ок. 2004 - 105 приходов; 110 священнослужителей (84 священника и 26 диаконов); 32 воскресных школы [10]
• февраль 2011 - 95 действующих приходов, 100 священников, 33 диакона [11]


Архиереи


• Иоасаф I (1558 - 1570)
• Макарий (1571 - 1575) [12]
• Варлаам I (1576 - 1584)
• Свт. Антоний (11 октября 1586 - 26 октября 1588)
• Иона (Думин) (июнь 1588 - 1603)
• Иоасаф II (декабрь 1603 - упом. май 1609)
• Сильвестр (июль 1611 - 11 июля 1613) [13]
• Нектарий Грек (25 июня 1613 - 1616)
• Макарий (9 февраля 1617 - 22 июля 1619) [14]
• Корнилий (6 февраля 1620 - 17 марта 1625)
• Нектарий Грек (май 1625 - 3 июня 1626), повторно
• Варлаам II (8 октября 1626 - январь 1645)
• Свт. Маркелл (16 января 1645 - 22 марта 1663) [15]
• Симон (23 октября 1664 - август 1684)
• Гавриил (Кичигин) (7 сентября 1684 - 30 марта 1707)
• Иосиф (17 октября 1708 - 18 января 1716)
• Павел (Васильев) (29 января 1716 - 5 ноября 1725)
• Иоаким (16 марта - 22 апреля 1726)
• Афанасий (Пауссиус-Кондоиди) (9 октября 1726 - 17 сентября 1735) [16]
• Амвросий (Юшкевич) (2 февраля 1736 - 29 мая 1740)
• Пимен (Савелов) (29 июня 1740 - 26 мая 1753) [17]
• Серапион (Лятошевич) (29 октября 1753 - декабрь 1761) [18]
• Иосиф (Золотой) (16 декабря 1761 - 25 декабря 1774)
• Ириней (Братановский) (26 апреля 1775 - 23 апреля 1796) [19]
• Арсений (Тодорский) (15 августа 1796 - 15 июня 1802)
• Антоний (Знаменский) (5 июля 1802 - 13 февраля 1803)
• Феофилакт (Слонецкий) (26 апреля 1803 - 3 января 1808)
• Евгений (Болховитинов) (24 января 1808 - 19 июля 1813)
• Онисифор (Боровик) (22 февраля 1814 - 28 ноября 1827) [20]
• Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) (28 ноября 1827 - 29 ноября 1828) [21]
• Стефан (Романовский) (24 ноября 1828 - 1 марта 1841)
• Иннокентий (Борисов) (1 марта - 31 декабря 1841) [22]
• Иринарх (Попов) (12 января 1842 - 12 ноября 1844)
• Евлампий (Пятницкий) (22 ноября 1844 - 15 июня 1852)
• Феогност (Лебедев) (13 июля 1852 - 31 июля 1856)
• Христофор (Эммаусский) (31 июля 1856 - 17 июня 1866)
• Павел (Доброхотов) (21 августа 1866 - 7 июля 1869)
• Палладий (Раев-Писарев) (15 июля 1869 - 13 июня 1873)
• Феодосий (Шаповаленко) (13 июня 1873 – 22 августа 1883)
• Израиль (Никулицкий) (25 октября 1883 – 23 апреля 1894)
• Антоний (Флоренсов) (30 апреля 1894 – 12 июня 1895) [23]
• Алексий (Соболев) (12 июня 1895 – 21 апреля 1906) [24]
• Никон (Рождественский) (25 апреля 1906 – 29 мая 1912) [25]
◦ Сщмч. Антоний (Быстров) (1911) в/у, еп. Вельский [26]
• Сщмч. Александр (Трапицын) (16 мая 1912 - 1924) [27]
◦ Александр (Надеждин) (март 1921 - ноябрь 1922) в/у, еп. б. Кашинский
◦ Сщмч. Николай (Караулов) (1925) в/у, еп. Вельский
• Сильвестр (Братановский) (1926)
◦ Венедикт (Плотников) (1927 - 1928, 1931 - 18 октября 1933) в/у, еп. Кронштадтский
• Амвросий (Смирнов) (28 ноября 1928 - 26 апреля 1934) [28]
• Стефан (Знамировский) (18 октября 1933 - октябрь 1936)
◦ Иоанн (Соколов) (октябрь 1936 - 1937) в/у, еп. Волоколамский (1936), затем Архангельский (1937)
• Алексий (Сергеев) (5 - 16 августа 1937) [29]
• Георгий (Анисимов) (1938 - сентябрь 1940)
• Иустин (Мальцев) (8 января 1945 - август 1949)
• Гавриил (Огородников) (11 августа 1949 - 27 июля 1959)
• Мстислав (Волонсевич) (27 июля 1959 - 25 мая 1965)
◦ Сергий (Ларин) (25 мая - 15 июня 1965) в/у, архиеп. Ярославский
• Мелхиседек (Лебедев) (17 июня 1965 - 7 октября 1967)
• Мефодий (Мензак) (7 октября 1967 - 2 февраля 1972) [30]
• Павел (Голышев) (2 февраля - 11 октября 1972)
• Михаил (Чуб) (11 октября 1972 - 3 сентября 1974)
• Дамаскин (Бодрый) (3 сентября 1974 - 4 октября 1979)
• Феодосий (Дикун) (4 октября - 27 декабря 1979) [31]
• Михаил (Мудьюгин) (27 декабря 1979 - 23 февраля 1993)
• Максимилиан (Лазаренко) (10 апреля 1993 - 30 мая 2014)
• Игнатий (Депутатов) (с 30 мая 2014)



Викарные епархии


• Великоустюжская (ныне самостоятельная)
• Вельская (недейств.)
• Кадниковская (недейств.)
• Няндомская (недейств.)
• Тотемская (недейств.)

География благочиний


• Вологодское:
◦ г. Вологда
• Харовское
• Центральное


Комиссии


• по религиозному образованию и катехизации
• Паломническая служба Вологодской епархии
• по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности
• по социальному служению и благотворительности
• по информационной и издательской деятельности
• по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями и казачеством
• по пастырской работе в ИУ
• по работе с медицинскими учреждениями
• по оказанию помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью
• по канонизации святых
• по работе с молодежью
• по церковному искусству, строительству и реставрации
• по церковному пению
• по православному краеведению


Монастыри


Действующие

• Горицкий Воскресенский (женский)
• Вологодский Спасо-Прилуцкий (мужской)
• Кирилло-Белозерский Успенский (мужской)
• Павло-Обнорский Троицкий (мужской), подворье Спасо-Прилуцкого монастыря


Недействующие

•Вологодское благочиние


• Песоцкая Антониева пустынь
• Сямский Богородице-Рождественский монастырь
• Песочный Успенский монастырь
• Харитонцева Николаевская пустынь
• Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустынь
• Рябинина Казанская пустынь
• Печенгский Преображенский монастырь
• Заоникиевская Владимирская пустынь
• Никольский на Валухе монастырь
• Вологодский Горний Успенский монастырь
• Вологодский Свято-Духов монастырь
• Дюдикова Иоанно-Предтеченская пустынь
• Кобылкин Ильинский монастырь
• Троицкий у Кайсарова ручья монастырь (Герасимова пустынь)
• Воздвиженский монастырь


•Харовское благочиние


• Верхопежемская Никольская пустынь
• Боровинская Спасская пустынь
• Верхнетерменгская Воскресенская пустынь
• Леванидовская Спасо-Никольская пустынь
• Сянжемский Спасо-Евфимиев монастырь
• Верхоситская Преображенская пустынь
• Зубовская Никольская пустынь
• Катромский Никольский монастырь
• Семигородняя Успенская пустынь
• Цывецкая Никольская пустынь


Центральное благочиние


• Стефанов на озере Комельском Никольский монастырь (Никольская Озерская женская пустынь)
• Арсениев-Комельский Ризоположенский монастырь (Сухарусова пустынь)
• Воскресенский монастырь
• Кохтышская Иоанно–Богословская пустынь
• Перцова Троицкая пустынь
• Комельский Преображенский монастырь
• Нуромский Преображенский монастырь
• Корнилиев-Комельский Введенский монастырь
• Коптевская Никольская пустынь
• Мокрая Никольская пустынь
• Подболотная Архангельская пустынь
• Авнежский Троицкий монастырь
• Борисоглебская пустынь
• Александро-Коровина Троицкая пустынь
• Ржаницына Преображенская пустынь
• Николаевский Усть-Стрелицкий монастырь
• Голубинская Богородице-Рождественская пустынь
• Капитоновская Княгинина Спасская пустынь
• Дионисиев-Глушицкий Леонтиев монастырь
• Дионисиев-Глушицкий Покровский монастырь
• Глушицкий Сосновецкий Предтечев монастырь
• Рабангский Преображенский монастырь
• Григориево-Пельшемский Лопотов Богородицкий монастырь
• Репная Спасская пустынь
• Подольный Успенский монастырь
• Вондожская Богородицерождественская пустынь
• Белавинская Богоявленская пустынь
• Пречистенский на Лысой горе монастырь
• Александро-Куштская Успенская пустынь
• Спасо-Каменный монастырь (Белавинская Спасо-Преображенская пустынь)
• Святолуцкий Никольский монастырь
• Кубенская Преображенская пустынь



Учебные заведения


Действующие

• Вологодская духовная семинария


Недействующие

• Вологодское духовное училище
• Вологодское епархиальное училище (женское)
• Кадниковское духовное училище
• Кирилловское духовное училище


Ранее подчинённые епархии

• Вельское духовное училище (упразд., ныне в пределах Котласской епархии)
• Никольское духовное училище (недейств., в пределах Великоустюжской епархии)
• Тотемское духовное училище (недейств., в пределах Великоустюжской епархии)
• Усть-Сысольское духовное училище (недейств., в пределах Сыктывкарской епархии)
• Устюжское духовное училище (недейств., в пределах Великоустюжской епархии)
• Устюжское епархиальное училище (женское) (недейств., в Великоустюжской епархии)
• Устюженское духовное училище (недейств., в пределах Череповецкой епархии)
• Яренское духовное училище (упразд., в пределах Сыктывкарской епархии)



Православные объединения и организации


• центр социальной помощи
• духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» в Вологде


Церковные СМИ

• газета «Благовестник»
http://blagovest-2000.narod.ru
• телепрограмма «Свет Христов»
• радиопрограмма «Северная Фиваида»


Литература

• Вологодский сборник, Вологда, 1860, 204 с.
• Суворов, Н., Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархий, Вологда, 411 с.

Использованные материалы

• Страницы официального сайта епархии:
http://vologda-eparhia.ru/monk/no/no.html - недействующие монастыри
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941
• Статья Справочника РПЦ 2000-2004:
http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=97
http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-vologda.html




[1] http://vologdaeparhia.ru/eparc...sobo...ola

[2] по Амвросию Орнатскому - в 1503 г.

[3] "...Великопермские епископы стали именоваться Великопермскими и Вологодскими" с 1492 г., "Вологодскими и Великопермскими" с 1571 г." (Дурново. Иерархия..., т. III, с. 339

[4] см. П.И. Савваитов. "Об учреждении Вологодской епархии" в "Вологодских Епархиальных Ведомостях". 1865, № 5 - 6; И.М. Покровский. "Русские епархии". Казань, 1897. т. 1

[5] Журналы заседания Священного Синода от 23 октября 2014 года, № 94 - http://www.patriarchia.ru/db/text/3804583.html

[6] См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[7] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[8] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[9] См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[10] По статье Справочника РПЦ 2000-2004, http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=97

[11] http://www.patriarchia.ru/db/text/31114.html

[12] По Покровскому: 1570 - 1576. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[13] По другим данным - в/у, что неверно. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[14] По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941 По http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-vologda.html - также правил с мая 1625 по 3 июня 1626.

[15] По Амвросию Орнатскому - до 22 марта 1656, что ошибочно, так как по сообщению Строева, при нем "...в исх. 1657 г. Пермь отписана к епархии Вятской, а Белоозеро - к Вологодской..." то есть оканчивается формирование и укрупнение самостоятельной Вологодской епархии. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[16] По Амвросию Орнатскому - до 2 февраля 1736. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[17] По Амвросию Орнатскому - до 1752, по-видимому не верно. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[18] По Амвросию Орнатскому - до 22 апреля 1762. Но по разъяснению Строева это - дата кончины, а с кафедры сошел ранее, а именно в 1761 году, может быть в конце. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[19] По ПБЭ - до 23 августа 1762. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[20] По другим данным - до 4 ноября 1827. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[21] По другим данным - до 24 ноября 1828. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[22] Так по http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941. По http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-vologda.html - с 8 марта 1841 по 12 января 1842.

[23] По ММЛ "РПИ" (110) - до 12 декабря 1895. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[24] По другим данным - до 22 или 25 апреля 1906. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[25] По другим данным - с 22 августа 1906. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[26] в связи с болезнью Никона.

[27] По другим данным - с 29 мая 1912. По ММЛ "РПИ" (37) - управлял епархией до 1921. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[28] По ММЛ "РПИ" (71) в 1931-1933 гг. епархией не управлял. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

[29] На епархии не был; получил иное назначение.

[30] По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1874 - с 7 декабря 1967.

[31] По состоянию здоровья поехать на епархию не смог и был переведен на другую кафедру


Редакция текста от: 03.03.2015 07:53:34


"ВОЛОГОДСКАЯ ЕПАРХИЯ" drevo-info.ru›Древо›Вологодская епархия
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20311
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27144
Новые храмы Вологодчины.
В восстанавливающемся Петропавловском храме Вологды прошло первое Пасхальное богослужение


Прихожане разделили радость Христова Воскресения с настоятелем храма иеромонахом Филиппом (Абашиным). За время существования прихода (с июня 2014 года) сложилась дружная община, которая вложила немало совместных усилий в подготовку храма и его территории к Пасхальным праздникам.

Особенно тщательно готовились к первому крестному ходу: расчистили большую территорию, устлали дорогу досками. По окончании Пасхальной Божественной литургии прихожанам были выданы листовки на праздничную тематику. Важно отметить, что со времени открытия прихода в храме было выдано более 30 видов миссионерских листовок.


Комментарий модератора:
В храме Петра и Павла появились новые святыни: ковчежки с мощами преп. Матушки Матроны ( в субботу читается Акафист), ковчежек с мощами Первоверховных апостолов Петра и Павла, ковчежек с мощами свят Николая Чудотворца, св. Луки Войно-Ясенецкого, кусочка от Гроба Господня и другие. В храме можно за небольшую плату выкупить именной кирпичик, которыйс именем дарителя будет вложен в стену восстанавливающегося храма. Выдается именная грамота.


Прикрепленный файл: f50e2b492317c6f75474015f1cb554f0_L.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20311
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27144
patriarchia.ru. Вологодская епархия.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 года ( журнал Московского Патриархата N 94) в пределах Вологодской области образована Вологодская митрополия. Включает Вологодскую, Великоустюжскую и Череповецкую епархии.

Глава митрополии : Игнатий , митрополит Вологодский и Кирилловский ( Депутатов Алексей Михайлович).

Епископ Череповецкий и Белозерский - Флавиан ( Митрофанов)

Епископ Великоустюжский и Тотемский - вр.и.о. епископ Игнатий ( Депутатов).
сайт : http//vologda - mitropolia.ru
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 16 17 18 19 20 21 Вперед →
Модератор: Crotik49
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » Православие Вологодчины (прошлое, настоящее, будущее) [тема №62705]
Вверх ⇈