⮉
| VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск | 
| 
 История Вологодской епархии  В теме публикуются материала, связанные с историей Вологодчины.Знаменитые люди, связанные с родословной. | 
| Вперед → | Страницы: ← Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  * 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19   Вперед → Модератор: Crotik49 | 
| Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20786 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 28243 |   https://vk.com/wall-120869660_8199 4 февраля мы чтим святую память новомучеников и исповедников Церкви Русской,а также всех пострадавших за веру Христову в годину гонений. У Николаевского Золотокрестенского храма есть своя страничка в истории страшных послереволюционных лет, времени гонений и вражды на Церковь Христову. Храм Никола Золотые Кресты, как известно, был закрыт в 1930 году. А его настоятель, священник Евгений Николаевич Лощилов принял смерть за веру Христову. Евгений Николаевич Лощилов родился в семье священника 12 февраля 1882 года. Закончил Тотемское Духовное училище, а затем Вологодскую Духовную семинарию. Был законоучителем в Мусоринской церковно-приходской школе Тотемского уезда, псаломщиком в Зосимо Савватиевской Тюреберской церкви. 3 мая 1906 года "определен во священника к Николаевской Золотокрестенской церкви г.Вологды". Преосвященным Алексием епископом Великоустюжским рукоположен во дьякона,а затем во священника 11,12 июня 1906 года. В разные годы исполнял обязанности законоучителя 3-го приходского женского г.Вологды училища, вновь открытого 4-го приходского женского училища, делопроизводителя Совета Вологодского Епархиального женского училища, помощника заведующего чтениями для народа в доме Братства Всемилостивого Спаса, члена Присутствия по обложению государственным налогом недвижимых имуществ по г.Вологде от духовенства, члена Общества вспомоществования за 1915-1916 год. 27.06.1924 - батюшка впервые арестован. Подробности этого дела нам пока не известны. Дата прекращения дела: 25.10.1924 г. 10.05.1931 - второй арест. В деле зафиксировано место служения до ареста при церкви Горбачевского кладбища. Дата осуждения: 14.12.1931. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 14/12/1931 Обвинение "контрреволюционная агитация, участник контрреволюционной группировки церковников". Отец Евгений Лощилов проходил по делу вместе с группой других вологодских священников, среди которых, например, священномученик Константин Богословский, осужденных к высшей мере наказания. Приговор Евгению Лощилову - 3 года концлагерей. Место заключения: Новосибирская о., г.Мариинск, Сиблаг. 05.08.1937 - третий арест. Место жительства на момент ареста: деревня Покровское Кокошиловского сельсовета Сокольского района Северной области. В Кокошилове отец Евгений исполнял должность псаломщика. В то время многие церковнослужители остались без места и брались за любые послушания - псаломщиков, певчих, сторожей. Дата осуждения: 16.11.1937 г. Решением судебной тройки при Управлении НКВД по Вологодской области осужден к высшей мере наказания. Евгений Николаевич Лощилов упоминается в списке невинных жертв, расстрелянных на Поповых горах в Кадникове (по материалам публикации на сайте Вологодской митрополии). | 
| Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20786 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 28243 |   https://vk.com/wall-120869660_8173 Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ" Ревизские сказки — документы, отражающие подушную перепись податного населения Российском империи с 1719 по 1858 год. Всего было проведено 10 ревизий. В ревизских сказках священнослужителей отражалась следующая информация: сведения о духовных лицах, относящихся к тому или иному приходу, возраст по текущей переписи, возраст по предыдущей переписи. Продолжаем знакомить вас с записями из Ревизских сказках о церковнослужителях Николаевской у Золотых крестов церкви за 1795 г. Священник Петр Иванов, 33г. произведен на место отца своего престарелого священника Ивана Леонтьева в 1784 г. Жена его Агрипена Иванова, 31 г., бобыльская дочь. У него сын Александр, 2 л. Диакон Яков Иванов, 35л., произведен в 1785 г. на место переведенного в Кадниковский собор диакона Федора Иванова. Дети его: Марфа 4 л., Екатерина 2 л. Дьячок Петр Федоров, 22 г., определен в 1794 г. на место умершего дьячка Семена Васильева. Пономарь Василий Матфеев , 46 л. Жена его Мавра Иванова, 48 л., пономарская дочь. У них дочь Акилина, 16 л. Застатные. Уволенный от должности за старостью и болезнью священник Иван Леонтьев , 83 г. Дополнительные сведения: Диакон Яков Иванов (1760 г.р.), родители Андрей Иванов священник церкви Иоанна Богослова что на Ленивом Торгу, умер в 1786 г. Жена его Евдокия Яковлева, 55 л., священническая дочь, умерла в 1788 г. | 
| Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20786 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 28243 |   Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ".  В газете "Вологодские епархиальные ведомости" за 1898 год № 5 в разделе III "Разные известия по епархии" опубликована интересная информация о нашем храме: "8 января сильным порывистым ветром причинило следующие повреждения при церквах г. Вологды: 1) при Николаевской Золотокрестенской церкви снесло с главы храма на землю железный крест, весом в 10 пудов; при падении крест повредил печную дымовую трубу на алтаре. Сам крест при падении на замёрзшую землю переломился в двух местах. По приблизительному исчислению убытку церкви причинено до 60 руб." Дата этого происшествия 8 января по старому стилю, 21 января по новому стилю, т.е. 126 лет назад. | 
| Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20786 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 28243 | https://vk.com/wall-120869660_8834 Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ" В газете "Вологодские епархиальные ведомости" №16 за 1879 год в заметке об освящении предела во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и преп. Кирилла Новоезерского, - полное название нашего храма - Вологодская градская приписная Николаевская Золотокрестинская церковь. Определение "градская" означает, что в соответствии с административно-территориальным делением, церковь находилась в городе. Определение "приписная" означает, что церковь не являлась самостоятельной. В то время Русская Православная Церковь имела самостоятельную административно-приходскую структуру. Основой ее была приходская церковь. В разное время численность приписанных к ней была разной, нормой считалось около одной тысячи, но не более двух тысяч жителей в одном приходе. В приходе могли быть еще церкви (приписные, домовые), ряд приходов имели два церковных здания: зимнюю и летнюю (не отапливаемую) церкви, но все таинства (акты гражданского состояния) записывались в единую метрическую книгу. Согласно архивным данным наша церковь с 1874 году была приписана к церкви Воскресения Христова на Ленивой площадке (1762-1763 годы строительства). В Указе Священного синода №20 от 10 мая 1886 г. определено, "Приписные церкви, бывшие самостоятельными до издания закона 16 апреля 1869 г., и другие могут быть восстановляемы в такие же самостоятельные, с определением к ним причтов, по усмотрению епархиального начальства. К восстановленной церкви возвращается и под церковная земля оной, или капитал, вырученный от продажи оной". С 1 декабря 1888 года Николаевская Золотокрестинская церковь вновь стала самостоятельной. В этот же день священник Садоков Константин Павлович был переведен в наш храм из Одигитриевской Кореневской церкви Вологодского уезда. На фото: церковь Воскресения Христова на Ленивой площадке (1920-е годы). Фотография (предположительно) сделана с колокольни Николаевской Золотокрестинской церкви. | 
| Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20786 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 28243 |   https://vk.com/wall241867480_4466 ЧИТАЕМ "ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" Предлагаем вашему вниманию, статью из №10 за 1892 год ПРИБАВЛЕНИЯ к ВОЛОГОДСКИМ ЕПАРХИАЛЬНЫМ ВЕДОМОСТЯМ. Автор: Николай Суворов. К ИСТОРИИ НИКОЛАЕВСКОЙ, ЧТО У ЗОЛОТЫХ КРЕСТОВ, ЦЕРКВИ В ГОРОДЕ ВОЛОГДЕ. Когда и по какому случаю устроен был в этой церкви Престол во имя Сретения Господня, переосвященный в недавнее время (в 1885 году) во имя Всех Святых? Ответ на этот вопрос заключается в нижеследующей грамоте архиепископа Вологодского и Великопермского Маркелла, данной в 1655 году прихожанам Николаевской Золотокрестенской церкви г. Вологды, о дозволении им, согласно их прошению, перенести городскую безприходную деревянную Сретенскую церковь "со всем ея строениям" к их Николаевской Золотокрестенской церкви. "Благословение великого господина, преосвященного Маркелла, архиепископа Вологодского и Великопермского. В нынешнем во 164 (1655) году, Ноября в 9-й день, били челом нам Великому господину вологжане посадские люди Никольского прихоженя, что на Горе (1), Дмитрий Павлов и вместо всех Никольских прихожан, а в челобитной их написано: есть де на Вологде на посаде Государево богомолье — ружная церковь Сретения Господня в огороде (2), мала и ветха гораздо и без паперти, кровля и углы огнили; а поставлена-де без монастыря (3), погребения родительского у той церкви никого нет и прихожан нет-же ни одного двора (4), а святые образы ветхи и (их) мало, и книг мало же, охтаев и триодей и миней месячных и прологов нет, и священником служить и петь у той церкви не по чему, а строить тое церковь не кому; а дано-де той церкви священником Государево жалованье, а в церковь на церковные всякие потребы и на строение, дано под Ямскою деревнею под Григорьевским на усть реки Тошни мост плаучей (5), и священииком-де у тое церкви без прихожан Государевым жалованьем питатись в год не мочно, а мостовово-де доходу на свечи и на просвиры и на ладан и на всякое церковное строенье мало, и стоитъ-де та церковь ныне без попа и без пения; а у них-де у Николы Чудотворца и у великого святителя Иоанна Златоустого (6) священником Государева годового жалованья и иных Его Государевых никаких угодей для церковного строения нет и церкви стары и погнили и розвалились, а прихожан-де их к той церкви всего пять дворов, и священником жить и питатись нечем же, а старинного строения в тех церквах, святых икон и книг старинных телятинных (7) и письменых и печатных новых много и за годовым обиходом; и чтоб нам их пожаловать велеть тое безприходную и ветхую церковь Сретения Господня перевести со всем строением к церкви к Николы Чудотворцу и к Иоанну Златоусту, к ним прихожаном на гору, и велеть бы поставить вново деревянную церковь во имя Сретения Господня, а в предел той церкви службу во имя великого святителя Іоанна Златоустого, чтоб Государево жалованье— попом руга и мостовой доход на церковное строение был к той церкви. И великий господин, преосвященный Маркелъ, архиепископ Вологодский и Великопермеский, вологжанина посадцкого человека Дмитрея Павлова и всех Никольских прихожан пожаловал, велел тое ветхую ружную церковь Сретения Господня, что в огороде, перенести со всем церковным строением и с ругою и с мостовым доходом к Николе чудотворцу к ним прихожанам на гору для того, чтоб Государево богомолье церкви Божии впусть без пения не были и велеть им на то церковное строение лес готовить и церковь Сретения Господня воздвигнуть вновь у Николы чудотворца на горе, а в предел той церкви службу воздвигнуть во имя святителя Христова Иоанна Златоустого, и велел им о том дать сию благословенную грамоту, что той ружной церкви Сретению Господню впредь с Государевою ругою и с мостовым доходом для церковного пения быть на новом месте у Николы Чудотворца на горе; и как та святая церковь и предел совершатся и им прихожанам явитися нам великому господину, и того храма на освящение взять святый антиминс. К сей благословенной грамоте великий господин преосвященный Маркел архиепископ Вологодский и Великопермский велел печать свою приложить. А у подлинные благословенные грамоты позади припись дьяка Ивана Свищева" (8). ********** 1) Нынешняя Золотокрестенская церковь в старину называлась "Николаевскою, что на Горе“. 2) В первой половине ХVII столетия в Вологде были две церкви во имя Сретения Господня: одна находилась (и теперь находится) в нынешней третьей части города, на берегу р. Вологды, близь Георгиевской церкви; другая во второй части города, неподалеку от церквей—Воскресенской, что на Ленивом торгу и Николаевской Золотокрестенской и писалась с прибавкой слова "что в огороде". 3) Пространства внутри церковных оград, служившия вместе и приходскими кладбищами, назывались в старину монастырями. 4) " Прихожан нет ни одною двора". Так как эта челобитная Никольских прихожан писана на второй год после бывшей в г. Вологде моровой язвы в 1654 году, то можно предполагать, не от этой ли язвы опустели дворы при Сретенской церкви. 5) Мосты через речки, а также и перевозы через реки в древности отдавались па откуп, или жаловались Государями, для сбора с проезжающих пошлины (мостовщины) в пользу казны, или тех лиц и учреждений, которым они жаловались. Деревня Григорьевское отстоит от Вологды в 5-ти верстах. Мост пловучей есть мост на плотах. 6) Из этого видно, что при Золотокрестенской церкви некогда был престол во имя Св. Иоанна Златоустого; ныне в ней один из придельных престолов—во имя всех Трех вселенских Святителей. 7) Телятинных; вероятно тут разумеются книги, писанные на пергамене. 8) Найдена эта грамота в старом архиве Вологодской консистории.   | 
| Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20786 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 28243 |   https://vk.com/wall-120869660_8113   Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ". На сайте государственного архива Вологодской области gosarchive.gov35.ru/archive1/ (Фонд №1260. Оп.1. Д.2016) имеется документ от 27 ноября 1786 года "Межевая выпись на пожню Дулепов Наволок Воздвиженской вол. Кубенской трети Вологодского уезда, выданная по земельному спору церковнослужителей церкви Василия Кесарийского (придел церкви Николая чудотворца, что у Золотых крестов) и крестьян тайного советника Лукьяна Ивановича Камынина." Из вологодских церквей известна единственная – во имя Василия Великого (Кесарийского) на Ленивом торгу, получавшая грамоты от князей еще в ХV в. Согласно Писцовой книге г. Вологды 1626-1628 гг. (третий том издания "Писцовые и переписные книги Вологда XVII – начала XVIII века") "… была церковь Василия Кесарейсково, церковь згорела в вологотцкое разоренье. .. Место дворовое церковное васильевское, а преж тово было архиепископля сына боярского Третьяка Козлова, и Третьяк то место дал к церкви к трем святителем, а исстари то место было чорное, в длину дватцать сажень, поперег полдевяты сажени". Так же в Писцовых книгах 1628-1628 г.г. значится "Церковь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иванна Златоустого, древяна клетцки. А в церкви божие милосердие образы и книги, и ризы, и на колокольнице колокола, и всякое церковное строенье приходных людей… А у церкви служит поп Козьма." В каком году церковь трех святителей была "переведена" к нашему храму еще предстоит выяснить. На фото 1 Фрагмент из Писцовой книги 1628-1628 г.г. Фото 2 Фрагмент из документа "подтверждение прав церкви на пожню" копия начала 20 века. | 
| Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20786 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 28243 |   https://vk.com/wall-120869660_8084 Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ". Сегодня ознакомим вас с фамилиями духовенства 18 веке. Обратили внимание, что в предыдущих сообщения о притче храма, фамилии церковнослужителей как бы составляющие от имен. Фактически это не фамилии, а отчества. Вплоть до 30-х гг. 19 века, клирики, в официальных документах (ревизские сказки, клировые ведомости и т.д.) именовались не по уже имеющимся фамилиям, а по полуотчествам "Иванов", "Васильев" и т.п. В ревизских сказках о церковнослужителях Николаевской у Золотых крестов церкви г.Вологды за 1795 года священником значился Петр Иванов (33 г.), который произведен на место отца своего престарелого священника Ивана Леонтьева. В Клировых ведомостях Николаевской Золотокрестинской церкви г.Вологды за 1805 год священник Петр Иванов записан с фамилией Щукин. Полуотчества, и фамилии (с именем и отчеством) были и по тому периоду. Так, изучая ревизские сказки за 1782 год Кафедрального Софийского собора г. Вологды, в звонарях соборных, указан: Андрей Федоров Вознесенский 30 л., Вологды церкви Николая Чудотворца что у Золотых Крестов дьяконов сын. В ревизских сказках по Николаевской Золотокрестинской церкви г.Вологды за 1782 г., Дьяконом записан его отец Федор Иванов 61 г. У женщин также записаны отчества. Также интересная информация, до 1755—1760 годов мирского священника называли «поп» (расшифровывается "Пастырь Овец Православных), слово было общепринятым и официальным званием. Благодаря деятельности Ивана Панфилова, духовника императрицы Екатерины II, в официальных документах после 1760 года стали использовать слова «священник» и «протоиерей». На фото картина Дьячок, художник Фёдор Григо́рьевич Со́лнцев (1801—1892) — художник, архитектор и историк, академик и профессор Императорской Академии художеств | 
| Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20786 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 28243 |   https://vk.com/wall-120869660_8056 Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ" Изучая документы на сайте государственного архива Вологодской области gosarchive.gov35.ru/archive1/ (Фонд №1260. Оп.1. Д.2016) о нашем храме обнаружили документ от 8 ноября 1662 года "Сказка архиепископу Маркеллу священников приходских церквей г. Вологды: Предтеченской церкви Горнего девичьего монастыря Иакова, Николаевской церкви Василия, Введенской церкви Меркурия о ссоре богословского священника Евстафия с богословским дьяконом Василием". Основная важность этого документа, что в 1662 году священником нашего храма был отец Василий. В 1626 – 1628 г.г. священником храма был Аверкий (третий том издания "Писцовые и переписные книги Вологда XVII – начала XVIII века"), а затем данные по священникам были уже с 1766 года. Справочно: 1) Архиепископ Вологодский и Белозерский Маркелл управлял Вологодской епархией 18 лет, с 16 января 1645 г. по 22 марта 1663 г. 2) слово «Сказка» до XVII века в русском языке означало нечто достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее юридическую силу. На фото та самая Сказка.    | 
| Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20786 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 28243 |   https://vk.com/wall-120869660_8052 Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ" В Ревизских сказках о священно-церковнослужителях церквей имелись записи о штатных и заштатных священнослужителях и церковных причетников. Заштатный священник - это священник, по каким-то причинам отправленный за штат. Чаще всего - по возрасту или по болезни. При этом заштатный священник остается священником, и может при определенных условиях снова получить приход. Но иногда бывало, что, отправляя священника за штат, его лишали права служения - вероятно, за какие-то прегрешения. Заштатные причетники это вдовы и сироты клириков или другим членам их семей, оставшимся без средств к существованию. В Ревизских сказках о священно-церковнослужителях церквей г. Вологды … за 1782 г. по Николаевской Златокрестинской церкви имеются такие записи: Штатные. Священник Иван Леонтьев, 70 л., у него жена Параскева Матфеева, 68 л. У них дети: Петр, 20 л., обучается в семинарии. У него жена Агрипена Иванова,18 л., бобыльская дочь с указанной отпускной. Диакон Федор Иванов 61 г., у него жена Анна Петрова, 53 г., пономарская дочь. Дьячок Семен Васильев , 51 г., холост. Пономарь Василий Андреев 33 г., у него жена Мавра Иванова, 35 л., пономарская дочь. У них дети: Василий, 9 л., Анна, 14 л. Зашстатные. Лишенные священства за венчание незаконных браков Василий Иванов , 77л. Его жена Матрена Матвеева, 72 г. Отосланного за пьянство в бывшую Вологодскую провинциальную канцелярию для записания в военную службу дьячка Ивана Иванова, дети, рожденные в церковном причте: Василий, 14 л., Стефан, 9 л. Умершего пономаря Ивана Осипова оставшаяся жена Капитолина, 59 л. Дальнейшая судьба церковнослужителей такова: Священник Иван Леонтьев, за старостью лет от своей должности уволен в 1784 г. У него жена Параскева Матфеева, умерла в 1791 г. Диакон Федор Иванов в 1786 г. переведен в Кадниковский собор в диакона то же. Дьячок Семен Васильев, так и будет холост, умер в 1788 году, в возрасте 57 л. У пономаря Василия Андреева дети Василий выбыл в 1788 г. в приказные служители, Анна, выдана в замужество экономического ведомства бывой вотчины Спасоприлуцкого монастыря за крестьянина деревни Выпрягова Ивана Матвеева Акинина. На фото: Архиерей, священник и диакон в богослужебных облачениях (18 век). | 
| Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20786 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 28243 |   https://vk.com/wall-120869660_8005 Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ" Изучая документы на сайтах государственного архива Вологодской области gosarchive.gov35.ru/archive1/ и "Всероссийское генеалогическое древо" vgd.ru, об истории нашего храма будем знакомить вас с полученной информацией. Самые первые записи о храме в Ревизских сказках о священно-церковнослужителях Николаевской Златокрестинской церкви г. Вологды в 1766 году. Запись сделана 1766 года июня 26 дня, церковь в то время называлась Николая Чудотворца что у Золотых крестов. О притче : Священник Василий Иванов, шестьдесят лет, женат Дьячок Семен Васильев, тридцать шесть лет, холост Пономарь Иван Осипов, шестьдесят шесть лет, женат. Дальнейшая судьба церковно служителей такова: Священник Василий Иванов будет лишенные священства за венчание незаконных браков, умер в 1784 г., в возрасте 79 л., Его жена Матрена Матвеева, умерла в 1783 г., в возрасте 73 л. Дьячок Семен Васильев, будет холост, умер в 1788 году, в возрасте 57 л. Пономарь Иван Осипов когда умер неизвестно, его жена Капитолина, умерла в 1787 г. На фото лист из Ревизская сказки о священно-церковнослужителях Николаевской Златокрестинской церкви г. Вологды за 1766 г. | 
| Вперед → | Страницы: ← Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  * 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19   Вперед → Модератор: Crotik49 | 
| Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » История Вологодской епархии [тема №173363] | Вверх ⇈ | 
|  | 
| Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |