Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

История Вологодской епархии

В теме публикуются материала, связанные с историей Вологодчины.Знаменитые люди, связанные с родословной.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20484
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27657
Продолжение.

Великоустюжская епархия, ныне не существующая, учреждена по постановлению собора 1667 г. и открыта в 1682 г., когда был посвящён (12 марта) архимандрит Новгородского Хутыня Спасоварлаамиева монастыря 1) Геласий в архиепископа Великоустюжского и Тотемского. Епархия составилась из северной части Ростовской митрополии, простиралась по среднему и нижнему течению р. Сухоны и её притока Юга с его притоками Кичменгой и Лузой, и заключала в себе города Великий Устюг, Тотьму и Соль Вычегодскую. Новая епархия была не велика пространством, не богата количеством церквей (236) и крайне бедна материальными средствами. Геласий скончался в 1685 г. и погребён в Великоустюжском Успенском соборе на южной стороне. При нем, в 1685 г., к Великоустюжской епархии отписан был от вятской епархии Яренский уезд с г. Яренском и Усть-Вымью, бывший долго предметом споров между владыками Вятскими и Вологодскими и Устюжскими. С этого времени состав епархии не изменялся до её закрытия. После Геласия велико-устюжские архиереи следовали в таком порядке: 2) Александр. Он был родом из Углича, хиротонисан из архимандритов Иосифова Волоколамского монастыря 28 сентября 1686 г. Скончался он 19 июля 1699. г. и погребён в Успенском соборе. – 3) Иосиф, хиротонисанный 3 марта 1700 г. из игуменов Владимирского Златовратского монастыря; он был и родом из Владимира; в 1718 г. он уволен на покой в Великоустюжский Архангельский монастырь, где и скончался 4 января 1720 г., приняв перед кончиною схиму; погребён в монастыре. – После него все последующие архиереи были уже только епископами, титул удержали прежний – «Великоустюжские и Тотемские». – 4) Боголеп (Адамов), хиротонисанный 25 января 1719 г. из пребывавших в Александро-Невской лавре монахов, родом из Новгорода; при нем заведена в Вологде духовная школа, по Духовному Регламенту; скончался 13 января 1726 г. и погребён в Успенском соборе. – 5) Лаврентий (Горка), переведённый 7 сентября 1727 г. из Астрахани (см. очерк астраханской епархии), в июле 1731 г. переведён в Рязань, скончался в Вятке в 1737 г. – 6) Сергий (Белоградский), хиротонисанный 9 декабря 1731 г. из архимандритов Московского Высокопетровского монастыря, построил новый каменный архиерейский дом (ныне присутственные места), скончался 6 октября 1735 г., погребён в Успенском соборе. – 7) Лука (Конашевич), хиротонисанный 18 сентября 1737 г. из архимандритов Симонова монастыря; родом малороссиянин; открыл в Устюге школу; 9 марта 1738 г. назначен в Казань; скончался на белоградской кафедре в 1758 г. – 8) Гавриил (Русской), из архимандритов Владимирского Рожествина монастыря; хиротонисан 14 ноября 1731 г. во епископа Суздальского, 17 сентября 1735 г. архиепископ Казанский, 9 марта 1738. г. назначен в Устюг, 28 февраля 1748 г. уволен по старости на покой в Московский Знаменский монастырь; скончался 16 января 1753 г. (или 18 января 1750 г. – по другим сведениям) в Покровском Данкове монастыре; погребён в Рязанском соборе; был великий любитель церковного благолепия, украсивший устюжские церкви. – 9) Варлаам (Скамлицкий), родом из Вильны, хиротонисан 27 февраля 1743 г. во епископа Вятского, из Вятки переведён 28 февраля 1748 г., скончался 21 февраля 1761 г.; погребён в Успенском соборе; оставил по себе память, как великий ревнитель церковного благолепия и порядка, и как строгий администратор; до архиерейства он был с 1739 г. архимандритом Чудова монастыря и членом Св. Синода; известны две напечатанных его проповеди (см. «Обзор» архиеп. Филарета). – 10) Феодосий (Голосницкий), родом из Малороссии, хиротонисан 11 декабря 1761 г. из архимандритов Псковского Святогорского монастыря, епископ Устюжский с 11 ноября 1761 г.. 9 ноября 1766 г. переведён в Тамбов, где и скончался в 1786 г.; оставил по себе намять, как архипастырь «добродетельной и богоугодной жизни». – 11) Пахомий (Симанский), родом из Малороссии, хиротонисан 25 мая 1758 г. из архимандритов Иосифова Волоколамского монастыря во епископа Тамбовского, отсюда переведён в Устюг 9 ноября 1766 г.; в 1767 г. уволен на покой в Новоспасский монастырь; скончался 5 мая 1789 г. в Антониевом монастыре. – 12) Иоанн (Никитин) назначен Устюжским из епископов Олонецких 9 июня 1767 г., 9 июня 1786 г. уволен с пенсией в 600 р. в устюжский Архангельский монастырь, которым и управлял до кончины, 13 октября 1799 г.; родом из г. Валдая, хиротонисан во епископа Олонецкого, викария Новгородской епархии, 15 июля 1764 г.; при нем в 1780 г. открыто Вологодское наместничество; скончался 78-ти лет; погребён в Успенском соборе в Устюге. – По увольнении преосвященного Иоанна на покой Великоустюжская епархия временно была поручена в управление Вологодскому преосвященному, а 6 мая 1788 г. епархия упразднена с присоединением к Вологодской («Волог. Е. В.» 1869 г., №№ 13 – 15 и 1888 г., № 7; И. Покровский, «Русские епархии»).

Вологда принадлежит к числу древнейших городов России; она – ровесница Москвы. Имя её упоминается уже под 1147 г. Как все древние православно-русские города, Вологда особенно богата памятниками церковной старины. В ряду этого рода достопримечательностей на первом плане стоит кафедральный Софийский собор. Собор строен в 1568 – 1570 гг. под личным надзором царя Ивана Грозного в его трёхлетнее пребывание в Вологде. В соборе целый ряд гробниц Вологодских иерархов («Волог. Е. В.» 1874 г., № 18). «Второй» исторической архитектурной достопримечательностью Вологды служит, после Софийского собора, архиерейский дом, – «громадное, многосложное и великолепное, хотя уже во многих частях и обветшавшее, сооружение XVII и XVIII столетий, по достоинству обращающее на себя внимание путешественников и любителей отечественной старины» («Волог. Е. В.» 1869 г., №№ 16 – 18).

Вологодская епархия особенно замечательна своими святынями. (В. Лебедев, «О святынях Вологодской епархии», «Волог. Е. В.» 1900 г.). В её пределах почивает до 75-ти святых, преподобных и чудотворцев, прославляемых всею Церковью или местночтимых, и в этом отношении Вологодский край напоминает собою Киев, с которым его и сравнил в одной из своих блестящих проповедей бывший на Вологодской кафедре и хорошо знавший Киев, известный проповедник, преосвященный Иннокентий. Очень много в церквах епархии священных предметов, преимущественно, крестов, с частицами свв. мощей. Чтимых и чудотворных икон в церквах епархии находится не менее 300. Одни из них считаются благодатными, изливающими чудеса, другие – глубоко почитаемыми. Чаще встречаются чудотворные и чтимые иконы Божией Матери. Много таких икон Господа Иисуса Христа, Пресвятой Троицы и свв. угодников Божиих первенствующей Церкви: св. Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца и др. Не мало есть чтимых икон русских святых: Сергия Радонежского, Артемия Веркольского, Зосимы и Савватия Соловецких, Александра Невского. Есть чтимые иконы и местных святых: Дионисия и Амфилохия Глушицких, Феодосия Тотемского, Димитрия Прилуцкого, Арсения и Стефана Комельских, Павла Обнорского, Григория Пельшемского и др. Среди чудотворных икон более известными являются икона Всемилостивого Спаса в Вологодском Спасо-Всеградском соборе (« Волог. Е. В.» 1889 г., № 23 и 1892 г., №10) и икона Божией Матери, всех скорбящих радости, находящаяся зимою в кафедральном Воскресенском соборе, а летом в Софийском, явившаяся в 1766 г.; подробная её история и описание совершившихся при ней исцелений – в статьях свящ. И. Виноградова в «Волог. Е. В.» 1865 г., №№ 22 – 23. Есть такая же икона Богоматери чудотворная и в церкви тюремного замка в Вологде («Волог. Е. В.» 1874 г., № 18).

Характеризуя современное состояние церковной жизни в Вологодской епархии, можно сказать, что эта жизнь стоит сравнительно на значительной высоте. Паства в общем предана благочестию и привержена к старине. Духовенство, при многолюдности семинарии, получает священный сан и приход после продолжительного искуса в должности школьного учителя или псаломщика. Истовое благочестие народа обнаруживается, между прочим, во множестве крестных ходов, существующих в епархии. Некоторые из них ведут своё начало из глубокой древности. Так, крестный ход из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь установлен со времён великого князя Ивана III («Волог. Е. В.» 1874 г., № 18). Торжественные крестные ходы бывают более, чем с 20-ю иконами и собирают большое стечение богомольцев. Из местных праздников следует упомянуть о дне 18 октября, когда совершается торжественное благодарение Господу за избавление Вологды от моровой язвы в XVII ст. Праздник этот приурочивается к Спасовсеградскому собору и свято чтится вологжанами далее в Петербурге, где вологжан немало, преимущественно, среди торгового класса; здесь праздник приурочивается к Спасосенновской церкви («Волог. Е. В.» 1900 г., № 21).




Комментарий модератора:
В. Лебедев - Василий Константинович Лебедев и его предки также и мои предки и об этом в разделе дневника " Смирновы. Покровские".

---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20484
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27657
Продолжение.

2. Статистический обзор. – Епархия занимает пространство свыше 353,000 кв. вёрст, имеет православного населения до 1.388,000 душ (в 1901 г.). Родившихся православных в 1900 г. было 61,086, умерло 48.008, браков совершено 10.615, присоединилось из раскола 11 душ, из римского католичества 2, лютеран 6, евреев 1. Зданий церквей, часовен и молитвенных домов 2,233, в том числе 839 каменных, 1,391 деревянных и 3 палатки; собственно церквей 925, в том числе соборных 14, монастырских 64, приходских 719 (в том числе одноклирных 645, двуклирных 71, трёхклирных 3), бесприходных (одноклирных) 4, при казённых и богоугодных заведениях 16 (в том числе 8 с причтами), домовых (без причтов) 3, кладбищенских 35 (в том числе 4 с причтами), приписных 63, подвижных 3, единоверческих 1, церквей-школ 3, часовен и молитвенных домов 1,308. Монастырей 21, не считая архиерейского дома, из них мужских 18 и женских 3. Из мужских монастырей 8 штатных, в том числе 2 второго класса, 6 третьего и заштатных 8; пустыни 2; из заштатных монастырей – общежительных 6 и необщежительных 2. Приписных к ним 8. Из женских монастырей – штатных 2, оба третьего класса, и 1 общежительный. Приписных женских 1. Белого духовенства в 1901 году было: протоиереев 27, священников 837, диаконов 379, псаломщиков 746; против штатного положения – первых больше на 13, вторых меньше на 3, третьих больше на 80, четвертых меньше на 103. За штатом числилось: протоиереев 7, священников 75, диаконов 54, псаломщиков 75. Монашествующих в 1900 г. было 263 (по штату положено 145), в том числе заштатных 12 священников и 9 диаконов; послушников и послушниц 169 (по штату положено 35). Церковно-приходских попечительств было в 1900 г. 584. Церковных школ в 1899 г. было 896, в том числе второклассных 6, двухклассных 6, одноклассных 480, школ грамоты 398 и образцовых при семинарии и женских училищах 3; учащихся во всех школах 28,934, в том числе 5,669 девочек. На содержание школ поступило до 250,000 р., в том числе от Св. Синода свыше 120,000 р. Воскресных школ 3. Раскольников в епархии числилось в 1899 г. по епархиальной статистике свыше 7,600 душ, в том числе до 5,000 женщин. Живут они по всей епархии. Из сект наиболее распространена филипповская, за нею следуют даниловцы-полубрачники, затем: федосеевцы, спасовцы, поморцы, странники, нетовцы, самокрещенцы, дырники, аароновцы-брачиики, австрийцы- окружники, козьмины (филипповцы). Раскол все более и более дробится на мелкие секты и согласия по несогласью в самых маловажных вопросах. С 1894 г. в епархии завелось двое пашковцев – муж и жена; муж постоянно живёт в Петербурге, а жена совершенно невежественная женщина; дети, по-видимому, будут православными. Для общественного моления раскольники собираются приблизительно в 75 домах, в том числе 11 домов нежилых, т. е. специально моленных. При некоторых моленных есть богадельни. Некоторые раскольники, немногие, впрочем, принимают иночество (постригаются в Москве или Ярославской губернии) и живут после того или отдельно в своей келье, или, где иноков много, выселяются за селение, ставят подряд несколько келий и образуют род монастыря. Ходят они в особом платье: длинных мантиях или полумантиях с шапочками на головах, вроде скуфеек; с листовками не расстаются даже во время еды. Некоторые ради подвижничества выселяются в леса.
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20484
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27657
Продолжение.

3. Епархиальное управление. – Кроме епархиального архиерея, в епархии имеется викарий, – для ближайшего наблюдения за пятью отдалёнными северо-восточными уездами епархии. Ввиду отдалённости от епархиального центра значительной части епархии, Вологодскому викарию, для удобства управления, присвоены права несколько большие, чем какие имеют другие викарии. При епархиальном архиерее имеется Вологодская духовная консистория с пятью членами (один сверхштатный) и секретарём, а при викарии – Великоустюжское духовное правление – с тремя членами и делопроизводителем, учреждённое в 1888 г. и действующее по особой инструкции. По этой инструкции, все более или менее важные дела, касающиеся управления, и все следственные дела о проступках духовенства представляются на окончательное решение в консисторию. Благочинных над приходами 49 и благочинных над монастырями 4. Прежде было еще 10 особых благочинных по делам раскола, в местностях, особенно заражённых расколом, но с учреждением должностей епархиального миссионера с двумя помощниками и 25 окружных миссионеров из приходских священников должность благочинных по делам раскола потеряла значение и упразднена в 1899 г. Заведование церковными школами сосредоточивается в епархиальном училищном совете и совете Великоустюжского Стефано-Прокопиевского братства (для района викариатства) при посредстве уездных отделений училищного совета и епархиального наблюдателя. Дело призрения бедных духовного звания и дела по опекам над сиротами сосредоточиваются в епархиальном попечительстве о бедных духовного звания, состоящем из пяти членов и секретаря. Ближайшую помощь бедному и сиротствующему духовенству епархии оказывают существующее в каждом благочинническом округе попечительные советы, в недавнее время отделённые от благочиннических советов. Всех советов в 1901 г. было 51. Попечительные советы состоят под председательством помощника благочинного из двух членов, избираемых духовенством из своей среды. Отчётность и выдача пособий у советов проверяются по полугодиям особым ревизионным комитетом из благочинного и депутата по следственным делам.

4. Духовно-учебные заведения и церковные школы. Вологодская духовная семинария ведёт своё начало от школы, учреждённой по силе Духовного Регламента епископом Вологодским Павлом в 1724 г. В следующем году, по кончине преосвященного Павла, школа была распущена, но в 1730 г. возобновлена новым преосвященным Вологодским Афанасием (Кондоиди), который, за недостатком учителей, на первых порах сам преподавал в семинарии латинский язык. В 1751 г. в семинарии впервые открыта был философский класс. В 1781 г. в семинарии было 502 воспитанника, в том числе в богословском классе 18 человек («Волог. Еп. Вед.» 1865 г., №№ 9,10, 14; 1869 г., №№20 – 23; 1870 г., №№ 2 – 8, 13, 16, 17, 19 – 24; 1871 г., №2; 1873г., № 17; 1876 г., № 15; 1879 г., № 3; 1883 г., № 15; 1885 г., № 11; 1887 г., № 19; 1889 г., № 22; 1890 г., № 20, 1901 г., №№ 18 – 24; 1887 г., №№ 16 – 23; 1888 г., №№ 10 и 11). В семинарии в 1900 г. всех воспитанников числилось 523; все классы, кроме 5-го, имели по два отделения, а первый даже три. Иносословных в этом числе было 101. В казённом общежитии помещалось 189 воспитанников, в епархиальном 172, остальные жили на вольных квартирах. В фундаментальной библиотеке было 6,954 №№ книг. Семинарская церковь, принадлежавшая ранее подворью Кирилло-Белозерского монастыря, а потом бывшая приходскою, построена около 1650 г. Семинарии она передана в 1874 г. («Волог. Еп. Вед.» 1901 г., № 6 с рис. и 7; 1867 г., № 18).

При семинарии имеется попечительство о бедных воспитанниках семинарии, открытое 12 декабря 1877 г. («Волог. Еп. Вед.» 1879 г., № 1). В 1887 г. утверждён новый устав попечительств («Волог. Еп. Вед.» 1888 г., № 2). В 1900 г. попечительство имело 96 членов, собрало членских взносов 349 р., единовременных пожертвований свыше 700 р., процентов получило свыше 1,000 р., всего 2,180 р.; неприкосновенного капитала имеет 37,000 р., расходует на пособие воспитанникам до 2,000 р. («Волог. Еп. Вед.» 1901 г.).
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20484
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27657
Продолжение.

Вологодское духовное училище открыто в 1814 г. («Волог. Е. В.» 1889 г., №№ 14 – 19 и 1890 г., № 4). В 1900 г. в училище было 308 воспитанников, в том числе 64 иносословных; все 4 класса, кроме приготовительного, имеют по одному параллельному отделению. До 100 воспитанников помещается в общежитии, остальные на частных квартирах. На пополнение библиотеки ассигнуется духовенством ежегодно 150 р.

Никольское духовное училище открыто 17 декабря 1822 г. («Волог. Е. В.» 1873 г., № 4). В память события 17 октября 1888 г. в училище устроена домовая церковь, освящённая 7 октября 1889 г. («Волог. Е. В.» 1889 г., № 21; 1898 г., №№ 3 – 24). В 1900 г. в училище было 94 воспитанника, в том числе 20 иносословных. В общежитии помещается 72 воспитанника. Приготовительного класса в училище нет. В фундаментальной библиотеке имеется 1,254 названия книг, в ученической до 1,000.

Тотемское духовное училище открыто 24 января 1815 г. («Волог. Е. В.» 1887 г., М 16 – 23 и 1890 г., №№ 5 – 11, 17 – 20) и помещалось первоначально при Спасосуморине монастыре, а в 1824 г. переведено в свой дом, купленный с аукциона и принадлежавший купцу Нератову; потом, около 1850 г. училище приобрело каменный дом, прежде принадлежавший купцу Кузнецову; дом был очень ветх, пришлось его совсем перестроить, и перестройка закончена была только в 1860 г. В 1900 г. в училище было 87 воспитанников, в том числе 22 иносословных. В общежитии помещается 20 воспитанников. Приготовительного класса в училище нет. В фундаментальной библиотеке 1,512 названий книг, в ученической 1,166.

Устюжское духовное училище в 1900 г. имело 148 воспитанников, в том числе 41 иносословных. В общежитии помещался 81 воспитанник. Приготовительного класса в училище нет. В фундаментальной библиотеке имеется 1,703 названия книг, в ученической 1,262 названия. На пополнение библиотеки ассигнуется духовенством ежегодно 190 р.

Устьсысольское духовное училище, образованное из яренского, открыто в Усть-Сысольске с 1872–3 учебного года. Тогда же явилась забота о постройке приличного здания для училища, дело тянулось довольно долго, пока, наконец, в октябре 1890 г. училище не было переведено в нововыстроенное каменное здание («Волог. Е. В.» 1891 г., №№ 3 – 7). В 1900 г. в училище было 102 воспитанника, в том числе 26 иносословных. В общежитии жило 54 воспитанника. В библиотеке фундаментальной имеется 773 названия книг, в ученической 788 названий, не считая периодических изданий.

Ранее в епархии существовали ещё два духовных училища: вельское, открытое 12 ноября 1822 г. («Волог. Е. В.» 1873 г., № 5) и закрытое в 1879 г., и яренско-устьсысольское, в г. Яренске, учреждённое в 1822 г. («Волог. Е. В.» 1887 г., №№ 16–23, 1900 г., №№ 7 – 17, 1901 г., 2–15). В последнее время оно обслуживало два уезда – Устьсысольский и Яренский. В 1871 г. сгорел дом училища, куплен был новый, но оказался негодным, и духовенство решило перенести училище в Устьсысольск, что и было исполнено.

Вологодское епархиальное женское училище открыто 4 сентября 1888 г., после десятилетней подготовки со стороны духовенства, по мысли преосвященного Феодосия, при преосвященном Израиле. Училище открыто через преобразование бывшего при Вологодском Успенском горнем женском монастыре учебно-воспитательного приюта для девочек духовного звания («Волог. Е. В.» 1888 г., № 18 и 1890 г., №№ 13 – 15), первоначально в составе трёх классов с двухгодичным курсом, с 1896 г. преобразовано в шестиклассное. В нем в 1901 г. было воспитанниц 236, израсходовало на содержание училища до 15,000 р. Воспитанниц в училище иносословных только 4; приходящих 143, из них 52 помещаются во «втором» общежитии – в монастыре, с платою по 50–80 р. в год за каждую. В настоящее время для училища приспособлено новое помещение в здании, в котором помещалось семинарское общежитие, на левом берегу Вологды, и с 1902 г. училище переходит в это здание. В 1897 г., 11 мая, при епархиальном женском училище открыто общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам училища, проект учреждения которого деятельно разрабатывался с 1894 г. и вызван был тем, что некоторым воспитанницам «приходилось иногда влачить своё жалкое существование где-нибудь на окраинах города по убогим лачугам, или на постоялом дворе, и являться в училище на уроки слишком легко одетыми, в обуви весьма сомнительной прочности» («Волог. Е. В.» 1897 г., №№ 6 и 13). В 1900 г. общество израсходовало свыше 100 р., имело капитала до 3,000 р. – С 1893 г. при училище открыта женская одноклассная церковно-приходская образцовая школа («Волог. Е. В.» 1893 г., № 19); за неимением свободного помещения в училище школа приютилась в наёмном помещении; содержание школы, с платою за квартиру, обходится до 625 р. в год. – Из 353 воспитанниц, окончивших курс училища за все время его существования, в августе 1901 г. занимали учительские должности 218, в том числе 171 в церковных школах.
Устюжское епархиальное женское училище открыто 1 октября 1888 г. через преобразование бывшего при Иоанно-Предтеченском женском монастыре женского учебно-воспитательного приюта, существовавшего с 1868 г. Первоначально училище было трёхклассным («Волог. Е. В.» 1888 г, № 23), 8 сентября 1896 г. освящено новое здание училища с церковью, выстроенное главным образом на средства местного духовенства («Волог. Е. В.» 1896 г., №20), и с этого года училище преобразовано из трёхклассного в шестиклассное. В 1901 г. училище имело 227 воспитанниц, в том числе 17 иносословных и 42 приходящих. Израсходовано на содержание училища в 1901 г. свыше 22,000 р. В библиотеке училища имеется до 1,100 названий книг. Духовенство с 1893 г. собирает капитал на постройку нового дома для училища. С 1896 г. при училище открыта начальная одноклассная образцовая школа для девочек с тремя отделениями и трёхлетним курсом («Волог. Е. В.» 1901 г., №№ 1 и 2). С 22 августа 1898 г. при училище открыто общество вспомоществования нуждающимся учащимся в училище («Волог. Е. В.» 1898 г., № 21). В 1900 г. общество имело 124 члена, израсходовало свыше 650 р. и сохранило в остатке к 1901 г. до 800 р. (Волог. Е. В.» 1901 г., № 12). В 1901 г. здание училища истреблено пожаром.

Для учителей и учительниц церковных школ, как везде, устраиваются в летнее время педагогические курсы.

5. Просветительные, благотворительные и взаимно-вспомогательные церковнообщественные учреждения. – Вологодское епархиальное православное братство во имя Всемилостивого Спаса открыто 15 мая 1885 г. преосвященным Израилем при Всеградской церкви во имя всемилостивого Спаса. Целью братства поставлено было вообще служение нуждам и пользам церковным, особенно распространению и утверждению в епархии религиозно-нравственного просвещения («Волог. Е. В.» 1885 г., № 13). В 1900 г. братство собрало и израсходовало свыше 4,000 р. и сохранило остаток свыше 10,000 р., имело 131 члена. Деятельность братства выражается в содействии к открытию и правильному ведению внебогослужебных собеседований и чтений, в улучшении церковного пения, в распространении в народе предметов чествования и духовно-нравственных книг и брошюр, в принятии мер против раскола, наконец, в содействии существующим при братстве: комиссии для собирания и изучения материалов по истории раскола в Вологодском крае и епархиальному древлехранилищу. С 1901 г. братство стало заводить уличные библиотеки. В деятельности против раскола братство пользуется услугами епархиального и окружных миссионеров, заводит миссионерские библиотеки при церквах и вводит ознакомление с заблуждениями раскола старших учеников второклассных школ. – Комиссия для собирания и изучения материалов по истории раскола в Вологодском крае занимается рассмотрением относящейся к этому вопросу печатной литературы и местных архивных документов. Епархиальное древлехранилище, состоящее ныне в заведовании учреждённой в октябре 1896 г. постоянной церковно-археологической комиссии любителей истории и древностей при древлехранилище, возникло по мысли известного местного археолога-историка Н. И. Суворова (о нем в очерке «Волог. Еп. Вед.»), который в 1888 г. обратил внимание тогдашнего Вологодского преосвященного Израиля на то, что иногда сбываются разным туристам, странствующим под видом археологов или командированных каким-нибудь учёным обществом, подчас очень ценные в археолого-историческом или художественном отношении предметы и далее целые архивы XVI и XVII столетий, если эти архивы и предметы оказываются не внесёнными в монастырские или церковные описи. Вместе с тем, Н. И. Суворов дал мысль об основании при бывшем уже в Вологде братстве Всемилостивого Спаса церковно-археологического музея. Делу дан был ход («Волог. Е. В.» 1890 г., № 22), различные формальности и приспособление помещения несколько задержали открытие музея, наконец, 29 сентября 1896 г. он был открыт в бывшем помещении надвратной Воздвиженской церкви при архиерейском доме («Волог. Е. В.» 1897 г., № 16). После этого, для заведования музеем, была учреждена и комиссия (27 октября 1896 г.).
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20484
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27657
Продолжение.

Великоустюжское православное стефано-прокопиевское братство при Прокопиевском соборе открыто 26 апреля 1896 г. («Волог. Еп. Вед.» 1897 г., № 18). В 1900 г. братство состояло из 512 членов. Братство ограничивает район своей деятельности пятью северо-восточными уездами Вологодской губернии, входящими в состав Великоустюжского викариатства. Деятельность братства посвящена: 1) борьбе с расколом, для чего братство имеет двух помощников (епархиального) миссионера и миссионерскую школу с общежитием в г. Устюге, открытую 2 октября 1898 г. («Волог. Еп. Вед.» 1898 г., № 23), из двух отделений, помещающуюся в Михаилоархангельском монастыре (с расходом свыше 1,700 р. на школу), 2) заведованию церковными школами в районе викариатства, 3) заведованию книжным складом для распространения в народе духовно-нравственных и богослужебных книг и 4) наблюдению за внебогослужебными собеседованиями и общенародным церковным пением (отчёта в прилож. к «Волог. Еп. Вед.» 1900 г.).

Есть в епархии и меньшие братства: приходское Иоанно-Предтеченской Рощенской церкви в Вологде, открытое 1 мая 1894 г. («Волог. Еп. Вед.» 1893 г., № 13 и 1894 г., № 11), деревянское Христорождественское, открытое 19 ноября 1895 г. и имеющее свою богадельню («Волог. Еп. Вед.» 1896 г., № 2), при Вологодской Благовещенской церкви, открытое 8 сентября 1896 г. («Волог. Еп. Вед.» 1896 г, № 21).

В Вологде в двух церквах, по назначению епархиального начальства и выработанной им в 1896 г. программе, произносятся с 1897 г. за позднею литургией по очереди городскими священниками последовательные катехизические поучения («Волог. Еп. Вед.» 1897 г., № 4). Такие же поучения заведены с 1901 г. в гг. Тотьме и Устюге.

Епархиальный комитет православного миссионерского общества открыт 22 ноября 1870 г. преосвященным Палладием («Волог. Еп. Вед.» 1870 г., № 23). В 1900 г. комитет собрал свыше 2,800 р. и состоял из 102 членов («Волог. Еп. Вед.» 1901 г., № 7).

Вологодский отдел императорского православного палестинского общества открыт 1 марта 1896 г. В 1900 г. отдел имел 126 членов, устроил свыше 700 чтений о св. земле и собрал свыше 5,600 р., из них половина составляет церковный сбор в вербную неделю («Волог. Еп. Вед.» 1901 г., № 9).

Архив консисторский заключает в себе дела с XVIII ст. и помещается частью в нижнем этаже консисторского здания, частью в смежном с консисторией корпусе архиерейского дома и частью, наконец (старые дела), в зданиях Спасоприлуцкого монастыря, в 5-ти верстах от Вологды. В консисторском архиве в 1901 г. хранилось до 66,000 дел и до 6,000 книг.

Церковно-приходские попечительства в 1900 г. собрали свыше 170,000 р., в том числе, на церкви до 130,000 р., остальное – поровну – на содержание причтов и школ.

Епархиальное попечительство о бедных духовного звания в 1901 г. имело на приходе до 8,000 р., в том числе: остатков от церковных доходов до 900 р., собранных в кружки по церквам свыше 800 р., собранных по благотворительным листам свыше 1,000 р., за награды – до 400 р., штрафных свыше 200 р., от монастырей – свыше 200 р., процентов до 1,700 р.; израсходовано на постоянные пособия до 6000 р. и единовременные свыше 100 р.; в остатке к 1902 г. попечительство располагало капиталом свыше 42,000 р. Попечительство оказывает постоянное пособие до 600 семействам.

Попечительные советы оказали в 1899 г. пособие 2,200 лицам духовного звания, на сумму до 8,500 р. и к 1902 г. располагали запасным капиталом до 30,000 р. Кроме денежного пособия, советы оказывают и другого рода помощь: вдов и сирот определяют в просфорни, некоторым предоставляют участки церковной земли.

При некоторых церквах имеются приходские богадельни. Так, в Ягрышском приходе, – учреждённая в 1897 г. на капитал (14,000 р.) крестьянином Василием Амосовым, причём, Амосов построил каменный двухэтажный дом для богадельни, а общество крестьян отвело землю; при Пустынской церкви, – учреждённая купцом Степаном Алексеевичем Ларионовым, пожертвовавшим 16,000 р. и выстроившим каменный дом на церковной земле («Волог. Еп. Вед.» 1897 г., № 18 и 1898 г., № 18).

Епархиальный свечной завод в 1901 г. выбелил воска 5,200 п. и выработал свечей до 5,300 п.; продал до 5,600 п. свечей, свыше 90 п. ладану, свыше 280 п. лампадного масла и до 2,000 кружков кадильного угля, – на сумму до 197,000 р.; из этой суммы получено прибыли свыше 40,000 р. Завод из прибыли выдал на семинарии свыше 6,000 р., на женские епархиальные училища свыше 22,400 р., архиерейскому дому 3,000 р., на жалованье епархиальному миссионеру 1,200 р., пособий епархиальному училищному совету и братству по 200 р. и свыше 2,500 р. на прогоны депутатам епархиального съезда. Завод к 1902 г. имел долгу церквам до 4,800 р., наличного капитала и материалов на 163.000 р. и инвентаря на 50,000 р. В 1900 году выдано заводом в пособие епархиальным учреждениям до 39.000 р. («Волог. Еп. Вед.» 1901 г., № 16).
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20484
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27657
Продолжение.

6. Монастыри. – В последние годы в епархии возбуждён вопрос о введении во всех монастырях общежительных порядков, как более способствующих нестяжательности, послушанию и отречению от своей воли. Вопрос был передан на обсуждение старшей братии монастырей и был решён, сколько известно, отрицательно; но затем в 1899 г. созвано было для более обстоятельного обсуждения вопроса собрание настоятелей монастырей, которое признало возможным ввести общежительные порядки в монастырях, но только для низшей братии. В общей жизни монастырей наблюдается недостаток монашествующих: 4 монастыря имеют по два иеромонаха и 7 монастырей по одному монаху. Невозможно было бы и поддерживать неопустительно богослужение, если бы не выручали проживающее по монастырям заштатные священники, которые, однако, не принимают, обыкновенно, пострижения. Монастыри Вологодской епархии из казны получают незначительное пособие, а живут своими средствами: процентами с капиталов, доходами с арендных статей – мельниц и рыбных ловель, пожертвованиями. Экономическому благосостоянию монастырей много содействует более или менее обширное сельское хозяйство, огородничество, разные ремесла. Некоторые монастыри, располагая денежными средствами, вводят улучшенные способы обработки земли, приобретают сельскохозяйственные машины, отборные семена, искусственные удобрения, и являются, таким образом, проводниками сельскохозяйственной культуры. В женских монастырях, кроме огородничества и летних полевых работ, с успехом и пользою занимаются разнообразными рукоделиями: золотошвейным, кружевным, тканьем, вышиванием, шитьём церковных облачений, иконописанием. Многие монастыри содержат вне монастырской ограды странноприимные здания, где бесплатно помещаются и содержатся в течение нескольких дней посещающие монастырь богомольцы. При некоторых монастырях имеются больницы, богадельни и школы.

Великоустюжский Знаменофилипповский заштатный мужской монастырь, в 2 в. от г. Устюга, при д. Янкове, основан в половине XVII в. отшельником Филиппом (ум. 1662 г.). Мощи его под спудом почивают в монастыре («Волог. Е. В.» 1888 г., № 3).

Великоустюжский Михаилоархангельский мужской второклассный монастырь, в г. Устюге, основан в половине XIII в. преподобным Киприаном (ум. 1276 г.), который был и первым настоятелем монастыря. Мощи преп. Киприана почивают под спудом в монастырской церкви Преполовения. С XVI в. монастырь управлялся архимандритами. С 1737 г. при монастыре помещалась семинария, упразднённая вместе с упразднением Великоустюжской епархии в 1786 г. В 1786 г. монастырь отдан был в управление преосвященному Иоанну, последнему епископу упразднённой Великоустюжской епархии, но после кончины преосвященного в 1799 г. снова управлялся архимандритами – до 1888 г., когда отдан в управление викарию Вологодской епархии, епископу Великоустюжскому, имеющему в нем своё пребывание («Волог. Е. В.» 1900 г., №№ 1 – 22 и 1901 г., №№ 1 – 8). В монастырском архиве хранятся документы с 1510 г., а в библиотеке книги с 1594 г. К монастырю приписаны монастыри: Гледенский Троицкий и Лальский Михаилоархангельский.

Великоустюжский Николаевоприлуцкий заштатный мужской монастырь, в 40 в. от г. Устюга, существовал уже во второй половине XVI ст., в начале XVII в. разорён был литовцами, но в 1614 г. опять возобновлён («Волог. Е. В.» 1886 г., № 10).

Вологодский Святодуховский мужской третьеклассный монастырь находится в г. Вологде, основан в начале XVII ст. на месте иноческих подвигов и мученической кончины преподобного Галактиона, Вологодского чудотворца, первоначально именовался Галактионовой пустынью, с 1654 г. – Святодуховым монастырём, а с 1775 г. – Спасокаменским, по имени упразднённого тогда Спасокаменского, на Кубенском озере, монастыря, братия которого была переведена в Святодухов монастырь. В Галактионовском храме почивают мощи пред. Галактиона под спудом и в раке останки мощей св. благов. князя Иоасафа Каменского («Волог. Е. В.» 1885 г., №№ 1–6). Монастырь, обыкновенно, содержит на свой счёт в последние годы 10–13 беднейших воспитанников семинарии. Приписана к монастырю Арсениевоодигитриевская пустынь.

Вологодский Спасоприлуцкий второклассный мужской монастырь расположен в 6 в. от Вологды при р. Вологде, основан преподобным Димитрием, игуменом Прилуцким, скончавшимся в 1392 г. («Волог. Е. В.» 1884 г., №№ 5 – 12). В монастыре покоятся под спудом мощи преподобного основателя монастыря и мощи благоверного князя Углицкого Иоанна, в монашестве Игнатия (ум. 1522 г.). Монастырь имеет чудотворную икону преп. Димитрия Прилуцкого, бывшую с Иоанном III в первом походе на Казань и возвращённую в 1503 г. В монастыре погребён: живший здесь на покое митрополит Сарский Иона (ум. 1627 г.), архиепископ Вологодский Симон (ум. 1685 г.), поэт К. Н. Батюшков (ум. 1855 г.). В монастыре принял пострижение преп. Феодосий Суморин, основатель Спасосуморина монастыря («Волог. Е. В.» 1874 г., №№ 13 и 16, 1876 г., № 14 и 1895 г., №№12 и 19).

Грязовецкий Арсениевокомельский мужской третьеклассной монастырь находится в Грязовецком уезде, в 40 в. от Вологды; основан преподобным Арсением из рода бояр Сухарусовых (ум. 1550 г.) в бывшем комельском лесу в первой половине XVI в. («Волог. Е. В.» 1869. г., №№ 23 и 24; 1870 г., №№ 2 и 3). В монастыре, в Арсениевском приделе Ризположенского храма, покоятся мощи преподобного основателя монастыря. При монастыре имеется церковно-приходская школа, в которой обучается до 25 мальчиков и девочек.

Грязовецкий Корнильевокомельский мужской третьеклассный монастырь основан преподобным. Корнилием (ум. 1537 г.), прибывшим в комельский лес в 1497 г. Почитание памяти преп. Корнилия установлено с 1600 г. патриархом Иовом («Волог. Е. В.» 1897 г., № 13). Монастырь находится в Грязовецком уезде, в 48 в. от Вологды («Волог. Е. В.» 1883 г., №№ 1 – 16 и 1884 г., № 4). В Корнилиевской церкви монастыря почивают под спудом мощи преподобного основателя монастыря и его преемника, Лаврентия (ум. 1548 г.). При монастыре имеется минеральный колодец с ваннами для лечения золотухи и цинги, две гостиницы, кирпичный завод. Монастырём открыта 8 октября 1889 г. в д. Горке, близ монастыря, церковно-приходская школа («Волог. Е. В.» 1889 г., № 21), в которой учится свыше 30 мальчиков и девочек; имеется богадельня на 4 человека.


---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20484
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27657
Продолжение.

Грязовецкий Павлообнорский мужской третьеклассный монастырь, в 15 в. от г. Грязовца, в бывшей Обнорской волости, расположен в лощине среди гор, когда-то «непроходимой дебри», основан преподобным Павлом Обнорским в 1414 г. («Волог. Е. В.» 1866 г., №№ 3 – 7). Мощи преп. Павла, обретённые в 1546 г., покоятся под спудом в Павловской церкви. В монастыре хранится крест, которым благословил преп. Павла преп. Серий Радонежский. Сохранился на горе колодец, выкопанный преп. Павлом; над колодцем стоит часовня. В 1867 г. устроен монастырём скит в 50 саж. от монастыря на срезанной вершине холма («Волог. Е. В.» 1869 г., № 14–15).

Заоникиевская Владимирская пустынь расположена в 14 в. от г. Вологды, своё название получила от леса, в котором в древности жил разбойник Оника. Пустынь основана в 1588 г. по случаю явления на этом месте чудотворной Казанской иконы Божией Матери поселянину Кубенской волости Илариону, получившему исцеление от глазной болезни. Иларион расчистил на месте явления иконы лес, поставил крест, принял монашество с именем Иосифа и основал обитель. Скончался он 21 сентября 1612 г. Тело его предано земле в назначенном им самим месте, в его часовне, над его могилой совершаются панихиды и многие получают при его гробе исцеления. Пустынь имеет две Казанские иконы Божией Матери – явленную чудотворную и местночтимую – и мощи преп. основателя пустыни («Волог. Е. В.» 1865 г., №№ 11 и 12 и 1888 г., № 14. – Н. Суворов, «Владимирская Заоникиева пустынь», изд. 3-е, Вологда, 1888), а также и двух его преемников Антония и Иоанникия. В 1889 г. при пустыни открыта церковная школа в память 17 октября 1888 г. («Волог. Е. В.» 1889 г., № 14). При пустыни имеется богадельня на 4 человека.

Кадниковский Григорьевопельшемский Лопотов заштатный мужской монастырь, в 7 в. от г. Кадникова, основан около 1426 г. преп. Григорием из рода бояр Лопотовых (ум. 1442 г.). Мощи преподобного почивают в монастыре в церкви его имени («Волог. Е. В.» 1875 г., №№ 18 – 20). При монастыре имеется богадельня на 5 человек.

Кадниковский Дионисиевоглушицкий мужской третьеклассный монастырь, в 22 в. от г. Кадникова, при р. Глушице, основан преп. Дионисием Глушицким в 1420 г. для уединения и погребения братии Глушицкого Покровского монастыря. В Иоанно-Предтеченском храме почивают мощи преп. Дионисия и его преемника Амфилохия («Волог. Е. В.» 1876 г., №№ 16 – 23, 1900 г., №№ 4 – 13 и 1901 г., № 4). К монастырю приписан Покровский Глушицкий монастырь.

Семигородная Успенская общежительная мужская пустынь расположена среди непроходимых дебрей, в Кадниковском уезде, в 70 в. от Вологды; название своё получила от бывшей Семигородской волости; основана в начале XV ст. иноками Дионисиева Глушицкого монастыря. Вскоре пустынь пришла в запустение, и была возобновлена в первой половине XVII в. старицей Иулианию уже в качестве женской обители, но в 1651 г. опять обращена в мужскую («Волог. Е. В.» 1870 г., №№ 6 и 7). В пустыни имеется чудотворная Семигородная икона Успения Богоматери. В пустыни введены улучшенные способы обработки земли. К пустыни приписан Катромский Николаевский монастырь (В. Лебедев, «Семигородная пустынь», Вологда, 1902).

Сольвычегодский Введенский третьеклассный мужской монастырь находится в г. Сольвычегодске, основан в царствование Иоанна Грозного в 1565 г. братьями Строгоновыми («Волог. Е. В.» 1878 г., № 11), Иаковом, Григорием и Семёном Иоанникиевичами. В церкви Введения находится гробница местнопочитаемого юродивого Фомы.

Сольвычегодский Николаевокоряжемский общежительный мужской монастырь расположен в Сольвычегодском уезде в 15 в. от Сольвычегодска, основан в первой половине ХVI в. преподобными Логгином (ум. 1540 г.) и Симоном («Волог. Е. В.» 1901 г., №№ 5 – 19 и 1878 г., № 11). В монастыре в Благовещенской церкви покоятся под спудом мощи преподобного основателя монастыря. В монастыре погребён архиепископ Вятский и Великопермский Александр, скончавшийся в 1679 г.

Спасокаменный на Кубенском озере мужской заштатный монастырь в 45 в. от г. Вологды; на небольшом острове, основан в XIII в., в 1773 г. истреблён пожаром и не был возобновлён, в 1801 г. в него переведена Белавинская пустынь Кадниковского уезда. В монастыре под спудом покоятся мощи игумена Кассиана (ум. 1453 г.), Петра чудотворца (XV в.) и блаж. инока Василия юродивого (в особой палатке под Преображенскою церковью) («Волог. Е. В.» 1871 г., №№ 1 – 10 и 1885 г., №№ 1 – 6. – Н. Суворов, «Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря»; 2-е изд., Вологда, 1893). К монастырю приписаны две пустыни: Александровская Успенская и Белавинская Богоявленская.

Сямский Богородицерождественский заштатный мужской монастырь, в 65 в. от Вологды; основан в 1524 г. в Сямской волости, по случаю явления иконы Божией Матери бывшему в расслаблении крестьянину Ивану Родионову. В монастыре находится чудотворная Сямская икона Рождества Богородицы («Волог. Е. В.» 1860 г., №№ 23 и 24 и 1881 г.). Монастырь имеет благоустроенное хозяйство и получает значительные выгоды от продажи сена, овса, ячменя, скота, кож, молока, овощей, кирпича и т. п. При монастыре существует ярмарочная торговля, дающая также весьма значительный доход.

Тотемский Спасосуморин заштатный мужской монастырь расположен в 1 в. от г. Тотьмы, на мысу двух речек, впадающих в Сухону, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. («Волог. Е. В.» 1881 г., №№ 10 и 11 и 1896 г., №№ 7, 8, 10, 11, 13, 15). С 1844 г. в монастыре учреждена архимандрия. В Вознесенской церкви в монастыре открыто почивают мощи преподобного основателя монастыря, обретенные в 1796 г. Здесь же находится чудотворная Суморинская икона Божией Матери. При монастыре открыта 21 ноября 1889 г. церковно-приходская школа имени основателя и покровителя обители – преподобного Феодосия («Волог. Е. В.» 1889 г., № 24), с ночлежной для учеников, построенная на земле, пожертвованной (2 десятины) соседними крестьянами в память коронования Их Величеств. В школе было в 1901 г. 51 мальчик и 3 девочки. Имеется богадельня на 10 человек. К монастырю приписана Дедова Троицесергиевская пустынь.
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20484
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27657
Окончание.

Устьсысольский Троицестефаноульяновский общежительный мужской монастырь учреждён по ходатайству духовенства и жителей Зырянского края епархии в 1860 г., в местности, где на протяжении тысячи вёрст нет ни одной обители. Монастырь основан на месте прежней Ульяновской пустыни, основанной ещё св. Стефаном Пермским, но упразднённой в 1764 г. и обращённой в бесприходную церковь. Расположен в 165 в. от г. Устьсысольска («Волог. Е. В.» 1867 г., №№ 1 и 2). При монастыре имеется богадельня, на 5 человек, и в 1892 г. учреждена Стефановская церковно-приходская школа, на 15 мальчиков. Монастырь имеет образцовое хозяйство, водопровод, паровую мельницу, кирпичный завод и мастерские, в которых братия и временные, по обету, трудники изготовляют одежду, обувь и все необходимое для монастырского хозяйства. В последние годы при монастыре устроена больница – по настоянию епархиального начальства, в виду отдалённости обители от города и ввиду многолюдного стечения в обитель богомольцев. Своим благоустройством монастырь всецело обязан своему долголетнему настоятелю, архимандриту Матвею. В мире Михаил Андреевич Сунцов, из. мещан г. Вятки, о. Матвей в 1839 г., 26-ти лет, поступил в Соловецкий монастырь, в 1848 г. принял пострижение и в 1849 г. был рукоположен во иеромонаха. С 1853 г он был наместником Соловецкой обители и за участие в отражении неприятельского флота в 1854 г. был пожалован наперсным крестом на георгиевской ленте. В 1858 г. он получил наперсный крест, украшенный бриллиантами. Не ища возвышения, он дважды оставлял должность наместника, но снова был избираем, а в 1865 г., при вызове из братии Соловецкого монастыря иноков для устроения пустынной Зырянской обители, с радостью откликнулся на этот призыв, и в 1866 г. был назначен настоятелем Троицкостефаноульяновского монастыря. Когда он прибыл в эту обитель вместе с двумя иеромонахами, двумя иеродиаконами, монахом и двумя послушниками, в монастыре была только ветхая деревянная церковь почти без всякой утвари и три ветхих избы, не было ни копейки денег, ни фунта ржаной муки. Через 30 лет, благодаря стараниям о. Матфея, монастырь соорудил прекрасный соборный храм с величественною колокольней и колоколом в 300 п., каменную стену в 440 саж. с 4-мя башнями, трёхэтажную гостиницу, двухэтажный братский корпус с церковью на подворье в Устьсысольске, кладбищенскую каменную церковь, имел свыше 800 дес. отведённой из казны земли и собрал капитала свыше 150,000 р. В 1868 г. о. Матвей был возведён в архимандрита. Он был великий постник, не употреблявший даже чаю, и великий труженик. Скончался 11 апреля 1895 г. и погребён в часовне, где им заведено неусыпное чтение псалтири («Волог. Е. В.» 1895 г., № 15; также Ф. А. Арсеньев, «Ульяновский монастырь у зырян», М. 1889).

Великоустюжский Иоаннопредтечев третьеклассный женский монастырь в г. Устюге, на Сокольничьей горе, на которой стоял соколиный двор татарского сборщика Багуя, принявшего христианство в 1262 г. с именем Иоанна и построившего монастырь. В 1764 г. обитель обращена в женскую с переводом в неё сестёр Устюжского Преображенского монастыря («Волог. Е. В.» 1877 г., №№ 9 – 15). В 1900 и 1901 гг. монастырь весьма чувствительно пострадал от пожаров. При монастыре имеется больница и богадельня на 6 стариц и помещается Великоустюжское епархиальное женское училище, преобразованное из бывшего приюта. Кроме того, монастырь содержит в своей деревне школу грамоты на 25 детей.

Вологодский Горнеуспенский женский третьеклассный монастырь находится в Вологде, на «горе», в центре старого города, основан в 1590 г. благочестивою старицей Домникией, в конце XVIII ст. обнесён каменною оградою с башнями. В 1869 г. при монастыре учреждён «епархиальный учебно-воспитательный женский приют», преобразованный впоследствии в женское епархиальное училище («Волог. Е. В.» 1872 г., №№ 3 – 8 и 1885 г., № 10). Училище это в настоящее время выводится в особое помещение. При монастыре имеется живописная мастерская, школа для рукодельных работ и просфорня, изготовляющая просфоры почти для всех городских церквей. Монастырь имеет неприкосновенного капитала до 58,000 р. К монастырю в 1860 г. приписана Николаевская Озерская пустынь, в 40 в. от Вологды.

Яренский Крестовоздвиженский женский общежительный монастырь основан в 1894 г. купцом Афанасием Васильевичем Булычевым; находится в Яренском уезде, в 110 в. от г. Яренска, среди дремучего леса. Булычев пожертвовал 2,500 дес. земли, до 35,000 р. деньгами и ежегодно вносит на содержание монастыря по 3,000 р. При монастыре учреждена основателем монастыря богадельня с капиталом в 12,500 р., но призреваемых пока не было.

7. Литература главнейшая указана частью в тексте очерка епархии, частью в очерке «Вологодских Епархиальных Ведомостей».

С. Рункевич


---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20484
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27657
https://www.booksite.ru/who-is-who/l_141.html

Лебедев Василий Константинович


Преподаватель Священного писания, он же преподаватель французского языка Вологодской духовной семинарии.

Адрес-календ., 1887 г., с. 40.

Учитель латинского языка Тотемского духовного училища. Не имеет чина.

Адрес-календ., 1887 г., с. 51.

Член епархиального училищного совета. Преподаватель семинарии. Надворный советник.

Пам. кн., 1893-1894 гг., с. 14.

Магистр богословия.

Пам. кн., 1893-1894 гг., с. 16.

Преподаватель гражданской истории и педагогики Вологодского женского епархиального училища.

Пам. кн., 1893-1894 гг., с. 18.

Член Вологодского епархиального училищного совета.

Пам. кн., 1896-1897 гг., с. 15.

Преподаватель Священного Писания Вологодской духовной семинарии. Коллежский советник.

Пам. кн., 1896-1897 гг., с. 17.

Учитель педагогики Вологодской Мариинской женской гимназии.

Пам. кн., 1896-1897 гг., с. 37.

Преподаватель Священного писания Вологодской духовной семинарии. Он же преподает французский язык. Статский советник.

Адрес-календ., 1901 г., с. 17.

Учитель гражданской истории Вологодского женского епархиального училища. Магистр богословия.

Адрес-календ., 1901 г., с. 19.

Адрес-календ., 1904-1905 гг., с. 17.

Преподаватель Священного писания Вологодской духовной семинарии.

Адрес-календ., 1904-1905 гг., с. 14.

Член Вологодского епархиального училищного совета.

Адрес-календ., 1904-1905 гг., с. 18.

Член постоянной Церковно-археологической комиссии любителей истории и древностей.

Адрес-календ., 1904-1905 гг., с. 19.

Член правления общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Вологодского епархиального женского училища.

Адрес-календ., 1904-1905 гг., с. 54.

Смотритель Вологодского духовного училища. Статский советник.

Вологод. календ., 1907 г., с. 36.

Вологод. указ., 1908 г., с. 36.

Преподаватель Вологодского епархиального женского училища.

Вологод. календ., 1907 г., с. 38.

Вологод. указ., 1908 г., с. 38.

Смотритель Вологодского духовного училища. Преподаватель Катехизиса и церковного пения.

Вологод. указ., 1908 г., с. II.

Смотритель Вологодского духовного училища.

Пам. кн., 1912 г., с. 23.

Пам. кн., 1913 г., с. 27.

Пам. кн., 1914 г., с. 29.

Пам. кн., 1915 г., с. 39.

Пам. кн., 1916 г., с. 40.

Преподаватель гражданской истории Вологодского епархиального женского училища.

Пам. кн., 1912 г., с. 24.

Пам. кн., 1913 г., с. 28.

Член Вологодского епархиального училищного совета.

Пам. кн., 1912 г., с. 24.

Член постоянной Церковно-Археологической комиссии любителей истории и древностей при Вологодском епархиальном древлехранилище.

Пам. кн., 1912 г., с. 19.

Пам. кн., 1913 г., с. 19.

Пам. кн., 1914 г., с. 21.

Пам. кн., 1915 г., с. 29.

Прикрепленный файл: lebedev_v_k_.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20484
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27657
Лебедев Алексей Константинович

http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8443

Лебедев Алексей Константинович
Происхождение
сын священника Вологодской епархии

Годы жизни
14.5.1856

Образование
МДА (магистрант, 30.6.1882)

Послужной список
С 1882 г. преподаватель ВДУ. С 1887 г. преподаватель ВДС. 25.3.1900 рукоположен во священника в Вологодский Успенский женский монастырь, с сохранением должнсти преподавателя. Делопроизводитель Совета Вологодского епархиального женского училища. С 1901 г. инспектор ВДС. В 1906 г. перемещн на должность смотрителя Рижского духовного училища.

Вологодский Успенский женский монастырь

Источники
ВЕВ. - 1900, №10; 1900, №18, с. 310; 1900, №20, с. 351; 1901, №17, с. 273; 1905, №21, с. 309; 1906, №20, с. 407.
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: Crotik49
Вверх ⇈