Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

ПРАВДА ГУЛАГА

Репрессии — это тайна для всех нас

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: Ella
Zabellisa
Cкончалась 28 декабря 2025. Светлая память.

Zabellisa

Москва
Сообщений: 11505
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 10020
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/gulag47/02.html

Репрессии — это тайна для всех нас


В России перекрывается возможность доступа к важнейшим историческим документам


Спустя 90 лет В. Бонч-Бруевич вынужден был бы выпустить исправленное и дополненное издание своей брошюры: «Сохраняйте архивы и никому не показывайте»
Вынесено решение Верховного суда РФ по иску Международного «Мемориала» о допуске к архивно-следственным делам жертв репрессий.

26 января Верховный суд рассмотрел заявление Международного «Мемориала» об изменении порядка доступа к материалам прекращенных архивно-следственных и фильтрационных дел. Смысл требований «Мемориала» сводится к следующему. Сейчас доступ к этим делам, хранящимся как в государственных, так и в ведомственных архивах, предельно затруднен. Правом ознакомления с ними наделены сами репрессированные и их родственники. Ознакомление других лиц до истечения 75-летнего срока со дня окончания дела возможно лишь при наличии нотариально заверенной доверенности от фигуранта дела или его родственников.

Этот порядок был установлен 25 июня 2006 г. Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры РФ), Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ), когда был принят Приказ №375/584/352 «Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел».

В ноябре 2010 г. «Мемориал» направил заявление в Верховный суд РФ, в котором просил признать недействующими следующие пункты вышеуказанного Положения:

— абзац второй подпункта «з» пункта 6 следующего содержания: «Другие лица могут быть допущены к материалам дел до истечения 75 лет с момента создания документов с письменного согласия реабилитированных лиц или лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а после их смерти — наследников — на основании соответствующего заявления или ходатайства при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, от реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, или их наследников»;

— пункт 9 следующего содержания: «Документы, содержащие информацию с персональными данными лиц, в отношении которых производство по делам не осуществлялось, но сведения в деле имеются, до истечения установленного законодательством Российской Федерации срока пользователю не предоставляются. Данное ограничение может быть снято при соблюдении условия обезличивания в предоставляемых копиях документов персональных данных вышеуказанных лиц».

Оба этих пункта нарушают гарантированное Конституцией право граждан свободно получать и распространять информацию и вводят ограничение на доступ к архивным документам, которое не предусмотрено ни одним федеральным законом. Согласно статье 11 «Закона о реабилитации» (1991), помимо родственников и их потомков ознакомление других лиц с указанными делами производится в порядке, определенном архивным законодательством. Закон «Об архивном деле в РФ» (2004) в части 3 статьи 25 вводит ограничение на ознакомление лишь с материалами, содержащими сведения о личной и семейной тайне гражданина и его частной жизни, и сведениями, создающими угрозу для его безопасности, а в части 2 той же статьи — с материалами, составляющими государственную тайну.

Между тем в составе указанных категорий дел, доступ к которым ограничен Положением 2006 г., большинство составляют документы, не содержащие никаких охраняемых федеральными законами тайн. Но Положение 2006 г. автоматически закрывает от исследователя все дело целиком, тем самым нарушая его права на получение информации, не запрещенной законом к получению и распространению. То есть ведомственный акт наложил запрет на ознакомление исследователей с определенным типом дел. Таких дел в архивах насчитываются миллионы — по числу людей, подвергшихся политическим репрессиям.

С точки зрения «Мемориала», отнесение факта политической репрессии к какой-либо тайне (государственной, личной, семейной и т.п.), к событиям или обстоятельствам личной жизни противоречит смыслу реабилитации, поскольку она, по определению, предполагает восстановление честного имени и репутации, что невозможно сделать секретно, в тайне от общества. Восстановление репутации — заведомо публичный процесс, направленный на защиту личных прав, и он никоим образом не может вступить в конфликт с другими личными правами.

Судебное заседание Верховного суда РФ открылось 26 января 2011 г. в 10 часов.

Судья: Н.С. Романенков. Международный «Мемориал» представляли: И. Павлов, Д. Сухих, Н. Петров

В ходе судебного заседания в ответ на иск «Мемориала» выступили представители Министерства культуры, МВД, ФСБ и Министерства юстиции. Они признали, что:

а) прекращенные уголовные и административные дела в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям и реабилитированных в установленном законодательством РФ порядке, в том числе материалы кассационного, надзорного и реабилитационного производств, если таковые приложены к делам;

б) групповые уголовные дела в части, касающейся проходящих по ним реабилитированных лиц;

в) фильтрационно-проверочные дела на российских (советских) граждан, попавших в плен и окружение, оказавшихся на временно оккупированной территории, угнанных на принудительные работы в Германию, другие страны Европы и репатриированных в период Второй мировой войны, послевоенный период, а также реэмигрантов;

г) фильтрационно-проверочные дела иностранных граждан, лиц без гражданства, попавших в плен и окружение, оказавшихся на временно оккупированной территории, угнанных на принудительные работы в Германию, другие страны Европы и репатриированных в период Второй мировой войны, послевоенный период, а также реэмигрантов являются частью Архивного фонда РФ и на них распространяется Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».

Вместе с тем все представители Министерства культуры, МВД, ФСБ и Министерства юстиции в один голос утверждали, что любой документ указанных выше дел содержит сведения, составляющие личную и семейную тайну, а представитель ФСБ особый упор сделал на то, что в делах имеются сведения, распространение которых может угрожать безопасности граждан. Однако никаких доказательств не было представлено.

«Мемориал» представил доказательства. На обозрение суда была представлена книга, содержащая воспроизведенные фотоспособом процессуальные документы: постановление о задержании, талон ордера на прием арестованного, выписка из решения Особого совещания при МГБ СССР. Указанные документы не содержали сведений, доступ к которым может быть ограничен статьей 25 Закона «Об архивном деле РФ».

Кроме того, по ходатайству «Мемориала» к делу были приобщены письменные ответы ведомственных архивов (МВД и ФСБ), содержащие отказы в предоставлении информации и ознакомлении с архивно-следственными делами со ссылкой на Положение 2006 г. Таким образом, было доказано, что оспариваемые нормы Положения препятствуют «Мемориалу» в осуществлении уставной деятельности по поиску и распространению информации о политических репрессиях.

Верховный суд РФ вынес решение в иске Международному «Мемориалу» отказать. Мотивировка решения пока не объявлена.

Международный «Мемориал» намерен обжаловать это решение.

Спецвыпуск «Правда ГУЛАГа» публикуется при поддержке фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина» и Международного фонда социально-экономических и политологических исследований М.С. Горбачева

Шеф-редактор спецвыпуска — Олег ХЛЕБНИКОВ. Спецвыпуск подготовлен совместно с Международным обществом «Мемориал»

Никита Петров,
представитель «Мемориала»


03.02.2011


Ejik
Танюша

Ejik

Сообщений: 1893
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7653

Zander написал:
[q]
Грань между чужим и своим стирается за счет общих идейных соображений, общего стремления почтить память репрессированных людей, от которых не осталось ничего, кроме отпечатков их пальцев и корявых подписей в сфабриковынных некогда делах.
[/q]

+
---
Все персональные данные о моих родственниках размещены добровольно.

Ищу родственников или однофамильцев-Шуляев, Пери (Perry, Pery, Perri), Рыльский, Савельев, Косых, Назаров.
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25555
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7809
Олег С одной стороны да, вроде бы есть правда в Ваших словах.
Но если бы не это общество Мемориал, то и Вам не видать доступа к делу своего предка. Именно эти люди смогли заставить власти сделать открытыми дела хотя бы для родственников.
А потом все подряд не будут копаться в делах репрессированных К ним нет праздного интереса масс. А из-за отсутствия иной раз одного документа по доказательству родства и родственникам дела не дают
Причем интересно, что в ФСБ мягче относятся к доказательству родства, чем в архивах
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

VCH

Сообщений: 359
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 284
Я в течении прошлого года плотно занимался выяснением информации по нескольким репрессированным (все относились к одному известному дворянскому роду). Все они, кроме одного, были арестованы на территории РФ. Качество результатов очень интересное. Родственного отношения я к этой фамилии не имею, поэтому и нет документов о родстве. Вот краткий обзор по результатам этой работы:
1. Общение с архивами ФСБ - неоднозначное. Ответы совершенно разные. От полностью отрицательного, типа "пока не будет документов о родстве, ничего Вам не сообщим" (из ФСБ Москвы); до частичных, сообщающих отдельные аспекты ареста и дальнейшей судьбе. При этом, например из ФСБ по Красноярскому краю был более подробный ответ, чем ответ ФСБ Ивановской области.
2. Региональные архивы также отвечают по разному. Но еще ни разу при подобном запросе архив не потребовал у меня документов о родстве и при их отсутствии не предоставил сведения.
3. Достаточно подробно отвечают УФСИНы, при условии, что сохранились дела по месту отбытия наказания. При этом вопрос о подтверждении родства не возникал ни разу.
4. Дважды из Украины получал, без предоставления документов о родстве, ПОДРОБНЕЙШИЕ сведения из следственных дел, хранящихся в архивах региональных управлений Службы безопасности. Причем в одном из ответов выслали даже ксерокопии отдельных листов дела арестованного.

И теперь о том, нужно ли согласие родствеников и документы о родстве. Считаю, что доступ должен быть открытым для всех. Два примера:
1. Занимаясь изучением все того же рода, о котором писал выше, столкнулся с ситуацией, когда у потомков по женской линии никаких документов о родстве с репрессированным прадедом не сохранилось. А Управление ФСБ по Ивановской области для более полного ответа требует документы о родстве. Восстановить цепочку, подтверждающих родство документов, в силу объективных причин для этих потомков практически невозможно. Получается, что дело сохранилось, но будет лежать 75-100 лет в архиве недоступное ни для прямых потомков, ни для исследователей.
2. Все по той же теме у меня есть одна персона, бывший офицер царской армии-затем комбриг РККА, репрессированный в 30-е годы. По этой линии вообще никаких потомков не сохранилось, т.к. жена его умерла, а детей у него не было. Судьба данного персонажа после ареста в опубликованных источниках отражена крайне тумано и противоречиво. А ведь он занимал видное место при создании Службы тыла в Красной Армии. До сих пор везде есть ссылки на его 2-хтомный труд заложивший основы этой службы. И при этом повидимому никому не интересно выяснение его судьбы, а сделать это мне (как исследователю) невозможно, т.к. нет документов о родстве (как уже говорил выше, в Москве закон исполняют крайне ответственно).
И последнее, меня в большей степени, всегда интересовали сведения из архивно-следственных дел. касающиеся именно родственников репрессированного (их ФИО, адреса, места работы и т.п.). Т.е. в этом случае меня не интересуют моральные и иные подробности связанные с арестом и следствием по делу того или иного персонажа. Но все равно получается, что даже эти данные о давно умерших лицах оказываются под запретом.
Gala

Ростов-на-Дону
Сообщений: 2560
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1351
Очень печально, что так все складывается. У нас в стране есть архив ФСБ практически абсолютно закрытый для исследователей, да и для родственников репрессированных тоже. Когда я после нескольких лет переписки добилась ознакомления с уголовным делом своего прадеда, я это делала сидя в непонятной темной коморке размером буквально 1.5х1.5 метра и освещенной одной настольной лампой.
А по другой линии данных о прадеде, арестованном в 30-х годах до сих пор не могу найти. Был человек и нет человека.....
---
Ищу Гаврилко(Краснодарск. кр.), Фисун(Краснодарск.кр., Полтавская обл.), Шишкуновых(Краснодар.кр., Брянск.обл.,Чернигов.обл.), Никифоровых (Ленинград.обл.), Елецких(Краснодарск.кр.), Ольховик(Краснодар.кр.), Лимаровых(Курск.обл.) www.rostgenealog.ru
VCH

Сообщений: 359
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 284

Gala написал:
[q]
А по другой линии данных о прадеде, арестованном в 30-х годах до сих пор не могу найти. Был человек и нет человека.....
[/q]


Вот в этом то и вся беда. У меня уже есть около 10 персон, которые отсутствуют в списках "Мемориала", но которые были репрессированы и следственные дела на которых сохраняются в тех, или иных архивах.
По некоторым же лицам также не могу найти абсолютно никаких следов.
Была определенная надежда, что списки "Мемориала" будут пополняться, но теперь, учитывая первое сообщение в данной теме, надеяться на это не приходится.

Vitaly

Vitaly

Харкiв(перша столиця УКРАЇНИ!)
Сообщений: 8952
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 16971

VCH написал:
[q]
Была определенная надежда, что списки "Мемориала" будут пополняться, но теперь, учитывая первое сообщение в данной теме, надеяться на это не приходится.
[/q]

А вот для этих целей и задумывался на форуме Народный Мартиролог(https://forum.vgd.ru/229/20595/),чтобы наполнять его неизвестными именами,по воспоминаниям и пусть даже без подтверждения из архивов спецслужб.
Ведь пройдет время и эти воспоминания могут не сохраниться...
Ejik
Танюша

Ejik

Сообщений: 1893
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7653
---
Все персональные данные о моих родственниках размещены добровольно.

Ищу родственников или однофамильцев-Шуляев, Пери (Perry, Pery, Perri), Рыльский, Савельев, Косых, Назаров.
Витязь

Сообщений: 148
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 47
Мой поиск данных по репрессированному родственнику начался именно со списков "Мемориала", несмотря на то, что имелась только частичная информация. Дальнейший поиск через архивы и УВД дал положительные результаты, хотя подтверждение родства пока не запрашивали. Я не вижу в свободном доступе к информации о репрессированных, угрозы государственной безопасности и безопасности граждан, скорее всего власти, как всегда стараются скрыть следы и масштабы преступления советской системы. После получения более полной информации и с разрешения родственников, планирую предоставить сведения о репрессированном пращуре в списки " Мемориала ". Поэтому я считаю, что доступ к сведениям по репрессированным должен быть более свободным и если государство не предпринимает мер по глубокому изучению и популяризации этого вопроса, то хотя бы пусть не мешают родственникам и исследователям восстанавливать честные и забытые имена зачастую невиновно пострадавших людей.
---
Все данные размещены мною добровольно в целях поиска родственников.
Никогда не сдаваться!
kbg_dnepr

Днипро (бывш. Днепропетровск)
Сообщений: 7119
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4338
У меня схожий (правда, не такой длительный) опыт общения с "Мемориалом", поэтому мне интересно про причины такого подхода.
Но, с моей точки зрения, это не имеет отношения к проблеме ограничения доступа для исследователей "М" к документам и проблеме удаления информации о репрессированных с ВГД. Для меня эта тема - попытка размышления на тему о том, что делать, когда власть в РФ, очевидно, хочет ограничить доступ к документам о репрессиях. - Может, действительно откочевать на сайт Виталия? confused.gif Или бороться? Как? С кем? Против чего?
---
Катерина
Глушак (Брянск.) Ковалев, Федосенко (Могилевск.)
Оглотков (Горбат. у. НГГ) Алькин Жарков Кульдишов Баландин (Симб. губ.)
Клышкин Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухов)
Кириченко Бондаренко Белоус Страшный (Новомоск. Днепроп.)
N_Volga

N_Volga

Волгоград
Сообщений: 2451
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 36998
Так получилось, что все семьи многочисленных родственников моей мамы были репрессированы и все они проживали в одном селе. Пытаюсь собрать о всех как можно больше информации. Самое белое пятно - это судьба отца моей бабушки (деда моей мамы, а значит моего прадеда). Про него нашла только справку о лишении его в 1930 году вместе с женой и старшим сыном избирательных прав как кулаков. Больше ничего. В списке репрессированных нашла человека с такими-же фамилией, именем, отчеством - только год рождения отличался, но ведь бывают и ошибки.

Из регионального УФСБ мне ответили (письмо получено сегодня), что для получения архивной справки по делу необходимо сообщить дополнительные сведения о составе семьи, кроме указанных в моем заявлении. А в самом конце написали:
"Для сведения информируем Вас о том, что родственники реабилитированного лица имеют право доступа к материалам прекращенных уголовных дел при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство. Вместе с тем, внуки реабилитированного лица обязаны предоставить нотариально заверенное разрешение родственников первой (в случае их смерти - второй) очереди на ознакомление с материалами дела".

Кто знает - что такое "родственники первой (второй) очереди"? Какая очередь у правнуков ? У кого и где брать разрешение, если не знала этих скорее всего уже умерших родственников ?

В прошлом году я уже общалась с этой-же организацией, но про "очереди" и "разрешение" не было и речи.
---
Селезневы, Гулины (Вятская губ. Котельнич.у.), Карась (Черниг.губ. Кролевец.у. с.Алтыновка; Примор.кр. с.Монастырище), Москаленко (Черниг.губ. Козелец.у. с.Хрещатое; Примор.кр. с.Монастырище), Кузнецовы (Новг. губ.), Еремины (Ворон. губ.)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: Ella
Генеалогический форум » Читать всем! » Новости » ПРАВДА ГУЛАГА [тема №34150]
Вверх ⇈