Германия. Кёльн.
Фото, история и многое другое
НатаниэллаМодератор раздела  Сообщений: 1937 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 270 | Наверх ##
7 октября 2007 23:53 Шпиль святого Мауритиуса.
 | | |
НатаниэллаМодератор раздела  Сообщений: 1937 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 270 | Наверх ##
12 октября 2007 0:04 26 марта 2008 21:13 Еврейская община в Кёльне была старейшей в Германии. Есть указания на то, что евреи жили здесь задолго до того, как христианство стало господствующей религией в Римской империи. Первый официальный документ, относящийся к евреям, — декрет императора Константина от 321 г., отменивший привилегию об освобождении евреев от тягостных общинных податей (Codex Theodosianus, III, 1618). О дальнейших судьбах евреев Кёльна ничего не известно до 11 в., с какового времени и датируется история кёльнской общины. Богато украшенная синагога, согласно позднейшему преданию, была построена в 1012 или 1040 г. В то же время Кёльн имел талмудическую школу, основание которой приписывается р. Амраму из Майнца, и больницу, построенную благотворителем Эльякимом бен-Мордехаем. Евреи жили в особом квартале, расположенном между городской ратушей и церковью св. Лаврентия, они занимались различными видами торговли, особенно шерстью, кожей, мехами и драгоценностями, кредитными операциями. Кёльн был тогда одним из главнейших торговых центров, и туда стекались еврейские купцы из различных немецких городов. Этот благоприятный период в жизни общины был прерван крестовыми походами. После многочисленных убийств, грабежей, насильственного крещения, в середине 12-го века возникло гетто. Вскоре город постановил обязать евреев носить отличительный знак История общины со времени второго крестового похода до окончательного изгнания евреев изобилует народными волнениями против евреев, частым возобновлением привилегий, дорогою ценою покупавшихся у властей и почти немедленно отменявшихся. Ненависть народных масс, питаемая религиозными и экономическими мотивами, привела к кровавому погрому 1349 г., известному в летописи Кёльна под именем "Judenschlacht". Ближайшим поводом послужило обвинение евреев в отравлении колодцев. В 1426 г. евреям было приказано окончательно покинуть город. Синагога была превращена в часовню, существовавшую под названием Rathaus-Kapelle. Оставаясь твердыней католицизма и после торжества реформации, Кёльн не допускал к себе евреев из соседних городов даже на сутки. Новая эра в истории евреев Кёльна наступила лишь под влиянием событий Великой французской революции, но лишь на полтора столетия - до прихода к власти нацистов. Современная еврейская община Кёльна насчитывает 5,000 членов, и её владении находятся прекрасный Общинный центр и Большая синагога на улице Рунштрассе – единственная в городе синагога, уцелевшая в нацистскую эпоху. [ Изображение на стороннем сайте: 39b7a7dc62f0.jpg ] Миква – еврейская ритуальная купальня построена в 1170 году. Была обнаружена после 2-й мировой войны во время работ по очистке площади после бомбардировок. Миква довольно глубокая, т.к., согласно закону для омовения, должна была применяться только чистая и проточная вода. Глубина миквы 16м. В наше время это центр города. Рядом находится ратуша
 | | |
НатаниэллаМодератор раздела  Сообщений: 1937 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 270 | Наверх ##
12 октября 2007 1:33 В 1096 году в во время первого крестовом походе, закончилась мирное время и почти весь еврейский квартал включаю синагогу, был разрушен. Несколько лет позже, в 1106, Кёльнским евреям было доверено охранять ворота городской стены, символ того, что евреи были снова желательны в городе. Но время благополучия быстро закончилась, начался второй крестовый поход. Во время второго крестового большинству общины удалось найти защиту у архиепископа. Основную ненависть в обществе вызывали многие еврейские профессии и богатство некоторых членов общины.
Миква, бассейн для ритуального омовения, был построен в 1170 году, увидеть ее можно и сегодня. В 1266 архиепископ Энгельберг предоставил евреям право использовать городское кладбище, указ архиепископ был высечен на каменной плите, которая по сей день находится в Кёльнском соборе. В 1326 году евреи получили разрешение построить забор вокруг еврейского квартала, и тем самым защитить себя от возможных нападений. (Население квартала составляло около 750 человек) В 1349 город снова нуждался в козле отпущения. Чума вырывалась, и недоверие превратилось в ненависть. На евреев возлагали ответственность за чуму, что повлекло собой уничтожения еврейской общины. Евреям было запрещено жить в пределах городских стен. Лишь в 1372 запрет был отменен, но жизнь общины была ограничена 24 инструкциями. В 1424 евреев евреи вновь были изгнаны из города, через 86 лет им было снова разрешено селится в Городе, если они соглашались носить жёлтое кольцо на одежде.
Лишь 1798 под французским господством, евреям было разрешено селится Кельне. В 1861 была построена первая синагога.
В 1914 году Первая мировая война охватывала Германию, Кельн и всех его жителей. Теперь уже не было различие, еврей или христианин, каждый сражался за ли за Германию на войне.
После окончания войны и провозглашения Веймарской республики, еврейские жители были полностью интегрированы в общественную жизнь Кельне. Они также они пережили страхи войны и перенесли тяжелое послевоенное время, многих находились за чертой бедности. Во время республики еврейская жизнь Германии и Кёльна достигла своего апогея. Число еврейских жителей Кельна составляло в 1925 году, 16.093 человек. Несмотря на религиозные традиции, ее будничная жизнь евреев едва отличалась от нееврейского населения. Кельнские евреи гордились быть немцами иудейской веры, и тем что были тесно связаны родным городом. Еврейские учреждения, и приют для беженцев, высоко оцени- вались всеми Кельнскими гражданами.
С 1933 года для евреев начинается трагический период, все больше евреев становятся жертвами антисемитских акций. Преследование началось 27 марта 1933, когда еврейские фирмы были отстранены от обслуживания государственных заказов. 1 апреля еврейских бизнесменов принудили пройти по центру города с антиеврейскими транспарантами. Антисемитизм чувствовался и в других профессиях, еврейские спортсмены не могли больше принимать участие в общественных состязаниях. Карнавальное шествие 1935 года имело явный расистский и антиеврейский характер. 9 ноября 1938, во время так называемой имперской хрустальной ночи Гестапо арестовывал примерно 800 еврейских мужчин.
Разрушенная в хрустальную ночь 9 ноября 1938 года синагога на Глокенгассе. На картинке (с права . в вверху) показывает синагогу до разрушения. Синагога была построена в 1861году архитектором Кёльнского собора (Ернст Цвирмер) на средства барона Оппенгеймера. Этой ночью 4 синагоги, магазины и квартиры Кельнских евреев подверглись разграблению и разрушению. В этом же году еврейское населения сократилось на 30%. Это было обусловлено иммиграцией, а не отправкой в концентрационные лагеря.
В 1941 в Кельне, как во все других частях Германии вводится обязательное ношение звезды Давида. В том же самом году начинается массовая депортация в концентрационные лагеря, и с систематическое уничтожение евреев. Вокзал в Дойце был основным отправным пунктом депортации, откуда до 1944 было отправлено 11.000 евреев, из них 7000 коренных жителей города.
Так выглядела синагога на Роонштрасе после окончания второй мировой войны. Синагога была построена в 1899 году архитекторами Бернардом Белов и Вилгелмом Шрайтерер, в 1959 году она была восстановлена архитектором Гельмутом Гольдшмитом. После окончания войны численность еврейского население колебалась между 100 и 200 человек.Перепись населения от 29 октября 1946 регистрировала 437 жителя еврейского вероисповедания. В 50 за счет иммигрантов из восточной Европы она возросла до 1000 человек. 29 апреля 1945 маленькая группа оставшихся в живых основывала новую Кельнскую общину в обломках синагоги на Роонштрассе.
В 1948 году на еврейском кладбище был открыт мемориал еврейских жертв национал-социализма. Синагога на Оттоштрассе просуществовала не долго, ввиду растущего числа членов общины, которое достигло в 1959 году 1200 человек. В связи с растущим количеством членов общины, руководство решилось на восстановление синагоги на Роонштрассе Федеральный канцлер Конрад Аденауер, ранний обер-бургомистр Кельна, также принимал участие в торжественном освящении синагоги 20 сентября 1959.
Сегодня Кёльнская община является одной из самых больших в Германии и насчитывает более чем 4 000 членов. Чтобы удовлетворить растущие потребности общины в будущем, в июне 1999 было начато восстановление общинного центра на Оттоштрассе. Общинный центр, будет включать в себя: дом престарелых, группой продленного дня, начальной школой и правление общины.На Роонштрассе остается религиозный и культурный центр с синагогой, молодежным центром, залом, музеем и рестораном.
| | |
НатаниэллаМодератор раздела  Сообщений: 1937 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 270 | Наверх ##
13 октября 2007 19:24 13 октября 2007 19:24 (Столперстеине ) Гюнтера Демнига.
 | | |
НатаниэллаМодератор раздела  Сообщений: 1937 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 270 | Наверх ##
13 октября 2007 19:25 Споткнись и вспомни!
Лет восемь назад заметила на тротуарах Кёльна перед некоторыми домами странные таблички: небольшой (10 х10 см) латунный квадрат, на нём – еврейское имя, а под ним – годы жизни и сведения, когда и куда его владелец был депортирован, где погиб в годы нацизма. Выяснилось, что Столперстеине, камни, о которые «спотыкается» память, изготовляет и устанавливает кёльнский скульптор Гюнтер Демниг (Гунтер Демниг). Это его личная инициатива, он сам придумал такую форму борьбы с забвением.
А однажды на Ронштрассе неподалеку от восстановленной после войны синагоги увидела и самого героя моего очерка. Коренастый добродушного вида мужчина лет пятидесяти пяти, внешне простой работяга, только коричневая широкополая шляпа - намёк на принадлежность к сообществу художников, с помощью дрели извлекал плитку из тротуара, чтобы вмонтировать туда свой бетонный кубик с металлической табличкой. Рядом – вёдра с раствором цемента, нехитрый инструмент.
„Никто не забыт, ничто не забыто“ - слова Ольги Берггольц навечно впечатаны в гранитный камень на Пискарёвском кладбище в Ленинграде. Демниц вряд ли знаком с судьбой и стихами Берггольц, но „пепел Клааса“ стучит и в его сердце. Счёт уничтоженных в Германии во время нацизма идёт на миллионы: евреи и цыгане, коммунисты и социал-демократы, свидетели Иеговы, гомосексуалисты, синтоисты…
„Каждая жертва обретёт свой камень и вернёт себе имя, - говорит Демниг, - ни один человек, ни одна судьба не должны пропасть без вести. Конечно, это нереально – уложить все миллионы камней. Мой проект носит скорее символический характер“. Разговор происходил в интернациональном культурном центре „Игнис“, где часто звучит и русский язык. Встреча состоялась 8 декабря 2004 года. День был выбран не случайно. В этот день в 1941 году тысяча кёльнских евреев была депортирована в гетто Риги. Это был третий большой транспорт, ушедший с вокзала Деутз. А всего подлежало уничтожению 11 000 граждан Кёльна иудейского вероисповедания.
Большинство попавших в Ригу умерли в гетто или в близлежащем концлагере Кайзервальд, часть была уничтожена в Саласпилсе. Осенью 1944 в связи с приближением советских войск гетто было ликвидировано. Выживших погрузили на корабль и отправили в концлагерь Штутхоф, а оттуда частично – в другие лагеря. Ныне Гюнтер Демниг и его помощники-добровольцы отслеживают «крестный путь» этих жертв.
Первые полсотни памятных камней в Берлине и Кёльне скульптор уложил в 1992 году, не имея на то разрешения, на свой страх и риск. В 1996 году он предложил городскому руководству Кёльна 600 камней в виде подарка. Город согласился принять дар, но при условии, что установка Столперстеине не будет стоить ни пфеннига, ибо касса пуста. Демниг стал искать спонсоров, и он их нашёл. Тогда городской совет дал зелёную улицу проекту Демнига, и сегодня в Кёльне установлено более 1500 камней.
Посетив „Эль-Де-Хауз“ (Центр документации периода национал-социализма в Кёльне, один из самых посещаемых музеев рейнской метрополии, в годы нацизма там размещалось гестапо), узнала, что личная инициатива Демнига получила основательную общественную поддержку. Испытала глубокое удовлетворение: мой опыт общения с чиновниками убедил, что в Германии уважают лишь Право, но оказалось, что поборников Справедливости здесь тоже немало.
В последние годы Столперстеине появились не только в Берлине и Кёльне, но и в Гамбурге, Бонне, Штутгарте, Франкфурте-на-Майне, Фрайбурге. Сотни немцев пожелали оплатить именные памятные камни (цена одного – 95 евро). Лишь немногие хотят воскресить конкретные имена своих одноклассников, коллег, знакомых, соседей, которые в одночасье исчезли при молчаливом попустительстве напуганных сограждан. Их немного, поскольку свидетелей нацистских „акций“ остаётся всё меньше. Большинство жертвователей не знает погибших, но считает своё участие в проекте Демнига делом совести. То, что начиналось как личный поступок, стало впечатляющим прорывом в прошлое, за которым следят не только немецкие, но и зарубежные масс-медиа: о проекте появляются статьи в газетах и журналах, телепередачи, вышел альбом-буклет.
Проект Демнига требует не только материальной поддержки, но и помощи иного рода. Необходимо рыться в городских архивах, в документации концентрационных лагерей, ибо прежде всего нужно найти следы погибших, проследить по возможности весь путь жертвы. Нужна поддержка городских властей, которые должны давать разрешение на установку каждого камня. За всем этим - бесконечная череда встреч в городских управах.
Главной помощницей Демнига является его спутница по жизни Ута Франке. Занимаясь политической публицистикой, она провела в своё время два года в тюрьмах ГДР за „враждебную государству пропаганду“. На встрече в „Игнисе“ она тоже присутствовала, демонстрировала любительский фильм, посвящённый проекту. Ута ведёт документацию, на ней - переговоры с городскими властями. У неё очень насыщенный и жёсткий календарь. Но и ей было бы не совладать с объёмом работы, если бы не помощь добровольцев. Первыми откликнулись школьники небольших городков близ Кёльна – Леверкузена и Ойскирхена. Сейчас в работу над проектом вовлечены десятки старшеклассников Дуйсбурга. Одни разыскивают сведения о жертвах, другие вербуют спонсоров-жертвователей, третьи беседуют с жильцами и хозяевами домов, перед которыми планируется установить памятный камень. Работы хватает всем.
Среди активистов проекта - житель Гамбурга, Петер Гесс. Сын видного нациста (Рудольфа Гесса), он не числит за собой вины, поскольку был ребёнком, но чувствует „моральную ответственность за злодеяния нацистов“. Камни, естественно, никого не оживят, но, по его мнению, они являются знаком примирения.
Среди вопросов, заданных Гюнтеру Демнигу в „Игнисе“, был и такой: „Не вызывают ли его действия сопротивления в определённых кругах?“ Он ответил, что сам опасался выходок со стороны правых радикалов, но, к его удивлению, их нет. Лишь 18 из 3 700 камней были повреждены или уничтожены. Но есть и протестанты. Один врач воспротивился установлению памятного камня перед его приёмной, мотивируя тем, что не хочет повредить своим пациентам: страшные воспоминания могут негативно сказаться на их здоровье. Один адвокат опасается, что стоимость его дома может понизиться из-за камня, напоминающего о жертвах нацизма, которые прежде в нём проживали. В Лейпциге его и вовсе упрекнули в плагиате: сочли, что его затея напоминает звёзды на бульваре Голливуда в Лос-Анжелесе.
Даже в еврейской среде акция Демнига вызывает противоречивую оценку. Шарлроту Кноблох, председателя еврейской общины Мюнхена и Верхней Баварии, а ныне и заместителя председателя Еврейского Конгресса Европы, ранит то, что имена загубленных евреев попирают ногами прохожие. А в израильском Яд-Вашеме считают инициативу Демнига „прекрасным проектом“.
Вопрос о том, почему камни монтируются в тротуар, а не в стену здания, возникал и по ходу встречи. Объяснение тому одно: дома ныне – это чья-то собственность, а тротуар – собственность города, договориться с каждым хозяином в отдельности – это непосильная задача. К тому же значительная часть зданий была разрушена во время бомбардировок, и на их месте возведены новые. „Мы помечаем не сам дом, а место: ъЗдесь проживали“… - говорит Демниг. Когда он монтирует Столперстеине, заинтересованные прохожие останавливаются, вступают в разговор, иногда выходят жильцы дома. Кое-кто из них выражает недовольство: «Могут подумать, что это мы выдали этих жильцов». Демниг терпеливо объясняет цели своей акции.
Это не первый его проект. Демниг – художник политически ангажированный. Ещё в 70-е годы он был арестован в Берлине за то, что на американском флаге заменил 51 звезду черепами. Это было начало, за ним следовали другие действия. В 90-е годы он взбудоражил жителей Кёльна своими досками, стилизованными под архаику. На них первая статья Декларации прав человека была представлена на 120 языках. Учёные филологи Кёльнского университета озвучили и записали тексты в международной транскрипции, а Демниг выбил их в таком виде на своих досках. Зная звучание, тексты можно было читать, но они оставались непонятными. Это был наглядный пример вавилонского столпотворения, своего рода зеркало нашего общества, столь многословного и в то же время немого, где один не понимает другого.
В 1990 году Демниг осуществил в Кёльне проект «По следам цыган и синтоистов». Он прочертил по улицам города их путь к вокзалу Деутз, откуда шла депортация. Вначале он обозначил путь мелом, затем покрыл его краской, но со временем и краска стёрлась. Когда он занимался этой работой, один человек, проживавший ещё до войны в районе Мюльхайма, сказал: «То, что Вы делаете, прекрасно, но в этом квартале никогда не жили цыгане». Демниг помолчал и добавил: «Видимо, люди даже не знали, кто был их сосед и куда он исчез». «Цыганский проект» стал предтечей Столперстеине.
Столперстеине – своего рода лакмусовая бумажка. Отношение к ним выявляет желание и способность нынешних граждан нести или хотя бы чувствовать свою историческую ответственность за прошлое своего народа, своей страны. Обербургомистр Мюнхена социал-демократ Кристиан Уде, к примеру, принял решение о демонтаже двух установленных, как он выразился, «так называемых Столперстеине“. Речь идёт о памятных камнях Паулы и Зигфрида Йордан. Они были установлены перед домом № 13 по Мариенкирхештрассе на деньги, собранные по инициативе учащихся одной из мюнхенских гиманзий. Видимо, камни помешали владельцу, человеку влиятельному, коль принималось специальное решение городского совета об их изъятии. Оба камня ныне перемещены на еврейское кладбище. Сын Зигфрида и Паулы Йордан, Петер, проживающий в Лондоне, узнав о случившемся, с горечью сказал: «Ну, что ж, родителей вторично депортировали».
А вот бургомистр Гамбурга Оле фон Бойст считает проект Гюнтера Демнига «поучительной акцией, которая напоминает, что мы расчистили путь сквозь лицемерие террора». Где хотят помнить о прошлом, там будут появляться латунные Столперстеине Гюнтера Демнига.
На встрече со скульптором прозвучал и такой вопрос: «Не кажется ли Вам, что то, чем Вы занимаетесь, - скорее ремесло, а не искусство?» Демниг нисколько не смутился, не стал оправдываться, а откровенно признался, что чистое искусство, искусство ради искусства – это не его стихия. Невольно вспомнились строки Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Бывают такие моменты, когда эта заповедь приобретает особую актуальность.
©ъЗаметки по еврейской историиъ №7 (56) Июль 2005 года
Грета Ионкис
| | |
НатаниэллаМодератор раздела  Сообщений: 1937 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 270 | Наверх ##
13 октября 2007 19:36 18 октября 2007 23:39 (Столперштейне ) Гюнтера Демнига.
 | | |
НатаниэллаМодератор раздела  Сообщений: 1937 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 270 | Наверх ##
13 октября 2007 19:42 .
 | | |
НатаниэллаМодератор раздела  Сообщений: 1937 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 270 | Наверх ##
13 октября 2007 19:47 .
 | | |
НатаниэллаМодератор раздела  Сообщений: 1937 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 270 | Наверх ##
13 октября 2007 19:51 .
 | | |
НатаниэллаМодератор раздела  Сообщений: 1937 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 270 | Наверх ##
13 октября 2007 19:56 .
 | | |
|
см статью выше - Споткнись и вспомни!