Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Genotek ADs
Вниз ⇊

Село Южаково (Свердловская обл.)

Всё, что касается истории села, её жителей и фамилии Южаковы.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 * 13 14 15 16 Вперед →
Модератор: южа
южа
Модератор раздела

южа

Екатеринбург
Сообщений: 2452
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9939
Село Южаково Пригородного района Свердловской области.
В 1640-х годах, с основанием Пышминско–Ощепковой слободы, начинается заселение бассейна Пышмы.
Южаковы пришли в Мурзинскую слободу в середине XVII века. Южаково стало селом уже после последней ревизии (1858 г.).
Ранее оно (как деревня Южакова) входила в состав Мурзинской слободы (волости),
с 1840-х гг. – Мурзинского сельского общества Башкарской волости.
Данные о Южаково и её жителях есть:

Мурзинская слобода.
Крестьянские книги:

1643/44 г. – РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.159. Л.262.
1644/45 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.160. Л.260.
1645/46 г. – РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.182. Л.284.
1651/52 г. – РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.295. Л.328.
1661/62 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.436. Л.778.
1664/65 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.482. Л.159.
1665/66 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.489. Л.190.
1686/87 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.857. Л.181.
1697/98 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1198. Л.713.
1707 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1469. Л.249.
1709 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1501. Л.236 об.
1710 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1519. Л.111.

Крестоприводные книги.
1676 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.610. Л.229.

Переписи и ревизии.
1680/81, 1681/82 и 1682/83 гг. - РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.261. Л.1496.
1710 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539. Л.304.
1-я РС 1719 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1615. Л.229. (корректировка: РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 581. л. 176 на 1722 г.)
2-я РС 1748 г. - РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.901. Л.277. (корректировка: РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 901. л. 297 об. возраст на 1744 год, дело 1747 года.)
3-я РС 1762 г. - РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.910. Л.293 - 455
4-я РС 1782 г. - .......................................
5-я РС 1795 г. – ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д.2984. л.39
6-я РС 1811 г. – ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д.2634. л.9об.
7-я РС 1816 г. – ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.60.
8-я РС 1834 г. – ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.158.
______1834 г. – ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д.2646.
В составе Башкарской волости:
9-я РС 1850 г. – ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.287.
10-я РС 1858 г. - ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.343.

(Юрий Витальевич Коновалов)

Прикрепленный файл: 111.png
Лайк (1)
южа
Модератор раздела

южа

Екатеринбург
Сообщений: 2452
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9939
С. Панов. Уральский Иерусалим. Архивы вновь открывают свои секреты
ЗДЕСЬ

Село Южаково. Для многих это название не скажет ничего, хотя не так давно оно было местом притяжения сотен уральских староверов. Стекались сюда из деревень в церковь, тут служил священник, окормлявший староверов Алапаевского, части Нижнетагильского, Режевского и Невьянского районов.

В советские годы власть уничтожила церковь и общину, ликвидировала почти все документы, хотя крохи их чудом остались в областном государственном архиве. Мы съездили в село, пообщались с главой, с людьми и выяснили – память о старообрядцах тут хранят, как зеницу ока.

О том, что Южаково когда-то было заметным центром Старой Веры, я узнал от Екатерины Григорьевны Бачининой, старожила села Арамашево. Сама она, правда, не старообрядка, но о хранителях «древлей веры» отзывалась уважительно и рассказала, как ее односельчане-староверы ездили в Южаково – на праздники, исповедаться, ребенка окрестить.

Погост - место встречи местных староверов /фото 1/

…Если ехать из Екатеринбурга через Реж, а затем в сторону Алапаевска через село Липовское, деревни Фирсово, Мостовая, Кайгородское, Корнилово, то часа через полтора попадаешь в Южаково.

Кресты — типично старообрядческие /фото 2/

Обживали эти места старообрядцы, а основание села совпадает по времени со строительством первых железоделательных заводов на Урале в начале XVIII века. Первопоселенцы-староверы построили себе деревянную часовенку. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, владели ремеслами — от производства стекла, зеркал и пимокатанья до скорняжного дела и выпечки хлеба.

Особенно южаковцы славились своими пряниками. Кондитерское дело было семейным, работали все – жены, снохи, дочери. И по сей день секреты староверов-хлебопеков и кондитеров передаются тут из поколения в поколение.

Большое красивое село раскинулось вдоль реки Ямбарка, притока реки Нейва, километров на пять. Можно себе представить красоту, величавость и богатство этого кержацкого села в начале XX века. Не случайно было оно своеобразным «Иерусалимом», куда сходились паломники-староверы поклониться и помолиться лику иконы особо почитаемой в этих местах Святой Преподобной Параскевы.

До наших дней история ее появления в селе Южаково не дожила, равно как и сама икона, но известно, что при нужде лик с благоговением переносился в окрестные села. Например, ее перевозили из села Кайгородово в деревню Мостовую, затем в Южаково, Мурзинку, в Петрокаменское.

Св.Параскеву чтут в этих краях, а это — народный ее вариант /фото 3/

После 1917 года следы иконы Святой Преподобной Параскевы теряются. Единственный лик ее, как и лик святого Антония Печерского, сохранился в виде народной иконы в церковном здании поселка Мурзинка, в минералогическом музее — этот населенный пункт знаменит своими самоцветами, и расположен между селами Петрокаменское и Нейво-Шайтанское, на параллели Нижний Тагил – Алапаевск.

В Южаково о древлеправославной вере помнят. Гордость за предков и уважение к их памяти чувствуются в беседах с селянами: и с директором школы, и с простыми людьми, и с представителем власти.

— На старообрядцах все село держится, — говорит глава местной власти Виталий Акулов, мужчина лет тридцати пяти, и с сожалением вздыхает. — Хотя в селе теперь нет ни церкви, ни часовни, где бы звучали древние молитвы. Таковы последствия деяний советской власти.

Но ухоженность тут во всем: и в старообрядческом кладбище в сосновом бору, и в общей опрятности сельского быта. Что же мешает одной из действующих общин Старообрядческой Церкви протянуть руку помощи этим людям?

В школьном музее — экспозиция о прошлом села, в том числе и по истории местного старообрядчества. И вот самое поразительное – школьный стенд во всю стену с фотографиями бородачей – старообрядцев с орденами и медалями, защищавшими в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках «За Веру и Отечество».

Маленький музей — большие ценности /фото 4/

Музей создавала школьный учитель села Вера Козинова при активном содействии директора школы Елены Воронцовой. Экспозиция поделена на несколько частей: промыслы, творчество, быт и культура, религия и духовность. А если принять во внимание, что население современного Южаково на 90 процентов – прямые потомки староверов, то есть ни чего сюда до сих пор не привнесено искусственно, то вся экспозиция – это сохраненная история села. И – память о героях-воинах.

…С этих фотографий глядят на нас целые семьи старообрядцев — как жили они семейно, так семьями и Родину защищали. Внуки, правнуки – теперешние школьники каждый день проходят под пытливыми и строгими взглядами своих дедов и прадедов-староверов, и нет среди южаковской молодежи «иванов не помнящих родства».

А чтобы связь духовная во времени не прервалась, глава местной администрации, реально готов оказать любую посильную помощь тем, кто пожелает начать развивать здесь духовность, а мечтаем он о том, чтобы в селе засияла куполами старообрядческая церковь, и полетел над округой колокольный звон… В Южаково и земельный участок с намоленным местом есть.

Сегодня поляна с одуванчиками, а раньше тут была церковь. Место свободно! /фото 5/

Есть еще на Среднем Урале осколки духовности и бережное отношение к историческому наследию. Мне хочется еще раз побывать в этом селе, поговорить с людьми, послушать их рассказы, и помочь им хотя бы словом, ведь на их плечах и на плечах их детей будет лежать возрождение древлеправославной веры. А мы поддержим…

Фоторепортаж автора
Южаково – Реж
Приложение «На горах» к газете «Община», № 4 (31), июль, 2012


Прикрепленный файл: 1_pogost-mesto_vstrechi_mestnykh_staroverov.jpg2_kresty-tipichno_staroobrjadcheskie.jpg, 200416 байт3_sv_paraskevu_chtut_v_ehtikh_krajakh-a_ehto-narod.jpg, 87860 байт4_malenkij_muzej-bolshie_cennosti.jpg, 96818 байт5_segodnja_poljana_s_oduvanchikami-a_ranshe_tut_by.jpg, 69692 байт
---
bokhelena

Краснодарский край
Сообщений: 279
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 558
[q]
А если принять во внимание, что население современного Южаково на 90 процентов – прямые потомки староверов
[/q]
90% староверов? Не наоборот соотношение будет, процентов 10?


Комментарий модератора:
Лен, ну по метрикам вроде точнее будет твоя цифра.

lybov99
Новичок

Сообщений: 5
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 10
Я что-то тоже Оля не поняла. Вроде на том месте не старообрядческая церковь стояла.


Комментарий модератора:
Люба, вот этого я не могу ни утверждать, ни опровергнуть.
Я же не Южаковская, это род моего мужа.
То, что в деревне была старообрядческая часовня, это 100 %, т.к. именно "моя" ветка среди всех Южаковых были старообрядцами, ещё даже и после ВОВ, и я многое от них об этом знаю /и не только..../.
А вот "на местности" ориентируюсь плохо, т.к. в селе бываю не часто.

GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12162
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8073
1864 г. - чиновник особых поручений при тобольском гр. губ. - Южаков.
Может и не ваш...


Комментарий модератора:
Спасибо за внимание Леонид !
В дереве Южаковского рода есть немного по другому - Дмитрий Егорович Южаков, но он и родился 2 окт. 1867 в д. Новая Южакова - значит и по возрасту не подходит, а других вроде не наблюдается.
Но оставим - мало ли что, вдруг упустили кого....


Прикрепленный файл: 1864 Монкевич Игнатий Лаврентьев.png
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Ludvika

Ludvika

Россия.
Сообщений: 2819
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 2383
южа
Оленька! Для Вас и всех тех, кто занимается Южаковыми, мой маленький вклад.

Материалы к "Русскому провинциальному некрополю"
великого князя Николая Михайловича

Уфимская губерния (епархия)

стр.92

Никольско-Заварицкое, село. Никольская церковь.

Его высокоблагословению отцу благочинному 1-го округа Уфимского уезда
священнику Николаю Николаевичу Димитриеву священника церкви села
Никольско-Заварицкого Никанора Южакова


Во исполнение предписания от 7 февраля сего 1909 года за № 205 честь имею
донести Вашему высокоблагословению, что как при церкви, так и на кладбищах
приходских деревень лиц духовного звания, дворян, крупных местных общественных
деятелей купеческого и других сословий, кроме жены священника Никанора
Южакова Марии Петровой
и трех сыновей его Николая, Сергея и Андрея,
погребенных на кладбище села Никольского, не имеется и надгробных надписей нет.

РГИА, ф.549, оп. 2, д. 7. 12.02.1909. Подписал священник Никанор Южаков.

С уважением, Ludvika.


Комментарий модератора:
Здравствуйте Людвика !
Спасибо Вам за вклад в тему !
Очень сложно определиться, имеет ли отношение найденный Вами священник именно к нашему Южаковскому роду или нет.
После последней ревизии данные на Южаковых села очень разрознены и не систематизированы.
Поэтому сохраним сообщение в теме, а дальше уже жизнь подскажет, чей он может быть.

---
Борецкий, Весельский, Голембиовский, Грицкевич, Езерский, Ендржеевский, Кохановский, Кузьминский, Менде, Рыдзевский, Свидзинский, Стаховский, Талерский, Трохимович - Киевская, Волынская губ.; Богомолец, Даровский, Мисинский, Шантырь, Шепелевич, Потриковский, Свирщевский - Беларусь, Прикот-Смоленска
Dobrowolski

Dobrowolski

Воронеж
Сообщений: 924
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3593
Фотопортрет. Южаков Максим Еремеевич
Период создания: 1965 г.
Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Невьянский государственный историко-архитектурный музей".

Документ. Справка №973 тов. А.С.Южакову, что он является студентом I курса Уральского лесотехнического университета. Выдана отделом кадров Уральского лесотехнического университета.
Период создания: 01.10.1963 г.
Место создания: Свердловск г.
Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение "Музей истории и этнографии".
южа
Модератор раздела

южа

Екатеринбург
Сообщений: 2452
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9939
Спасибо Наташа !
Южаковы вроде бы и из наших мест - но на Урале было несколько "гнёзд" этой фамилии.
Максим Еремеевич упомянут в Невьянском некрополе:
23.08.1920 Южаков Максим Еремеевич 09.07.1972 http://rodles.ucoz.ru/load/nek...e/3-1-0-66
А вот про Южакова А.С. пока что либо сказать затруднительно.
---
Часть сообщений этой темы была выделена в тему "СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ" (30 августа 2019 16:33)
Evgen7
Новичок

Сообщений: 3
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1
Добрый день!
Подскажите, как начать работу по генеалогии родственников, если обрывается информация в период 1919-1924 год?
Есть ФИО и место рождения и всё!
Южаков Александр Семенович
Южакова (Фертикова) Анна Ивановна
bokhelena

Краснодарский край
Сообщений: 279
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 558

Evgen7 написал:
[q]
Добрый день!
Подскажите, как начать работу по генеалогии родственников, если обрывается информация в период 1919-1924 год?
Есть ФИО и место рождения и всё!
Южаков Александр Семенович
Южакова (Фертикова) Анна Ивановна
[/q]


Добрый день! Скажите, а какое место рождения ваших родственников? Южаково Свердловской области или другое? Речь идет о ваших родителях? Дедушках- бабушках?

На этом сайте вы еще никакой информации о том, как искать, не видели? Здесь очень много подсказок, с чего начинать. Советы начинающим
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 * 13 14 15 16 Вперед →
Модератор: южа
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник южа » Село Южаково (Свердловская обл.) [тема №59202]
Вверх ⇈