На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Русский писатель, книговед, библиограф, популяризатор науки, теоретик библиотечного дела, создатель библиографических пособий, рекомендательных каталогов.
Родился в 1862 г. в Ораниенбауме (Россия). Окончил Императорский Санкт-Петербургский университет, пройдя курс обучения одновременно на трёх факультетах — естественном, историко-филологическом и юридическом, и посвятил себя той идейной издательско-библиотечной деятельности, которая составляет одну из наиболее характерных черт русского народолюбия конца XIX века. Н. А. Рубакин — участник русской революции 1905-1907 годов. С 1907 г. жил в Швейцарии в Лозане, где собрал уникальную русскую библиотеку, постоянно пополнявшуюся книгами, выходившими в России.
«… за свою жизнь Рубакин собрал две огромные библиотеки. Первую, в 130 тысяч томов, он подарил в 1907 году Петербургской лиге образования. Вторую, почти в 100 тысяч томов, еще более ценную по подбору книг, он завещал Государственной библиотеке имени В.И.Ленина в Москве, где она и находится в настоящее время». https://www.informaxinc.ru/lib/zhzl/rubakin/#CO4
Благодаря своему таланту исследователя и систематизатора ему удалось создать самое полное зарубежное собрание русских книг. Рубакину присылали книги из Советского Союза, дарили свои произведения известные писатели, передавали книги на отзывы и рецензии, он сам выписывал новые издания на русском языке.
«Рубакин, по его воспоминаниям, печататься начал очень рано — в 1875 году, в возрасте 13 лет (писать начал еще раньше). Это были сатирические стихи. Им было опубликовано 350 журнальных статей, не считая газетных, написано и издано 280 книг и брошюр, в том числе 233 для читателей крестьян и рабочих, среди его брошюр насчитывалось 15 руководств для самообразования. За это же время Рубакин составил около 15 тысяч индивидуальных программ для чтения и самообразования. 47 написанных Рубакиным книг было запрещено и уничтожено царской цензурой тотчас же по их выходе в свет, семь книг искалечено цензурой. Научно-популярные книжки Рубакина были изданы на 28 языках (иностранных и народов нашей страны)». https://www.informaxinc.ru/lib/zhzl/rubakin/#CO4
Лоцманом «книжного моря» называют Николая Александровича Рубакина.
Его сын, профессор Александр Николаевич Рубакин, писал: В 1948 году в Москву в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина была перевезена вся библиотека отца, которую он завещал советскому народу. В Ленинской библиотеке она занимает целых полэтажа книгохранилища и значится под литерами «Фонд Рб» — вся она стоит там целиком как памятник его мысли и творчества. По ней изучают его систему классификации книг и знаний. Все книжные богатства, накопленные отцом, вернулись советскому народу. Урна с прахом Николая Александровича Рубакина была перевезена из Лозанны в Москву в 1948 году и погребена на Новодевичьем кладбище, у Стены старых большевиков, на кладбище, где погребены лучшие русские люди, ученые и писатели, артисты, музыканты, художники. Скромная каменная урна, стоящая на уступе в стене древнего русского монастыря, имеет вид печати, лежащей на каменной книге, на которой выгравированы слова: «Да здравствует книга — могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость!» — девиз, которому Рубакин был верен всю свою жизнь.
Цитаты Рубакина:
«Жизнь всегда учит гораздо большему, чем лучшая из лучших книг. Книга - только орудие и пособие. Не жизнь нужно проверять книгами, то есть теориями, а как раз обратно. Далеко не для всех людей пригоден совет: "читайте больше"».
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни».
«Выбирать книги для своего и чужого чтения — не только наука, но и искусство».
«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».
«Что такое книжное дело? Это дело – сама жизнь и борьба».
«Каждый человек есть клубок жизни – та точка Вселенной, где сливаются воедино все науки».
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Величайший поэт, гуманист, ученый и мыслитель в 1797 г. стал комиссаром "Верховного управления самостоятельными учреждениями по искусствам и наукам" при дворе герцога Веймарского. В его подчинении был Веймарский театр, веймарская библиотека. Большое внимание Гете уделял библиотеке: комплектовал ее, ездил на книжные ярмарки и аукционы, выбирая нужные для библиотеки издания. Подарил полное собрание своих сочинений и другие книги. Очень занятой, но обязательный человек, он объездил библиотеки соседних городов, чтобы ознакомиться с их устройством, с их фондами. http://library-21.narod.ru/librarians/g/goethe.html
С 1809 г. он стал создавать в библиотеке Музей книги (по сути дела - отдел редкостей). Педантичный и точный, Гете наладил строгий учет фондов, завел инвентарную книгу новых поступлений, провел ревизию, ввел новые правила пользования библиотекой. По его распоряжению были разработаны карточные каталоги: алфавитный, каталог рукописей и инкунабул, восточных книг и рукописей, биографий и портретов, гравюр.
Под руководством ученого фонд библиотеки формировался исключительно научного, энциклопедического характера. Каждый библиотекарь вел строгий учет своей работы, проверял сохранность возвращаемых книг. За плату можно было сделать копии (с части книги, статьи). По предложению Гете ввели заочный абонемент (как мы бы сейчас сказали, "межбиблиотечный" - для известных ученых) с Иенской университетской библиотекой. Кроме того, совместно с библиотекой г. Иена проводились общие выставки книг. Гете внимательно относился к подбору библиотечных кадров, новые библиотекари проходили специальное обучение. Была у него идея составить сводный каталог на фонд Веймарской библиотеки и 3-х библиотек в Иене (университетской и двух частных - немецких ученых - Будера и Бюттнера).
Гете вникал в каждую мелочь: он хотел сделать Веймарскую библиотеку такой же образцовой, как Геттингенская. Там работали известные тогда библиотекари Геснер и Хейне, о которых он говорил, мол, Геттингену очень повезло, что у них есть такие специалисты. В Веймарской библиотеке было 4 служителя, делались научные справки, выполнялись научные работы для Веймара. Библиотека участвовала в подготовке к юбилею реформации 1817 г. (Особенно активны были сам Гете, его сын Август и его шурин К.А. Вульпиус).
Веймарский библиотечный фонд при Гете увеличился в 2 раза и достиг 122 тысяч томов. В то время у библиотеки еще не было читального зала - Гете распорядился выдавать книги на дом. Великий поэт сам мог написать письмо-напоминание с просьбой вернуть долго не возвращаемые книги.
35 лет возглавлял И.В. Гете "Верховное управление", уделяя много времени своим подведомственным учреждениям. Позже он стал официальным попечителем и Иенской университетской библиотеки (куда он приглашал лучшие умы Германии: философа Ф. Шеллинга, историка Л. Окена, поэта Ф. Шиллера). А ведь он и писал в то время, работал над второй частью "Фауста". Однако Гете была свойственна необыкновенная трудоспособность, умение планировать и организовывать и свою и чужую работу. Он был символом культуры, творческой мощи человека, живой легендой и - библиотекарем! Он опередил современников, писала Л.Б. Хавкина, в понимании библиотечного дела: основной задачей библиотеки "величайший из немцев" считал пользование книгами.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науки археологии.
Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью. После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете; в 1743—1748 гг. он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нём горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо, господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.
Работа в Италии Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 г. Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.
Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» — главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 г., вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.
Гибель Побывав ещё раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нём медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Винкельман провёл ночь с Арканджели, а на утро тот заколол великого учёного прямо в постели и похитил его пожитки. http://www.people.su/22914
ИДЕИ Как показал биограф Винкельмана Юсти, в области искусства его предшественником был французский знаток предмета граф Келюс.
Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.
Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения. Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.
По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна красота, имеющая вневременное значение, так как она заложена в самой природе и реализуется ею там, где счастливо совпадают милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидия и Праксителя. Вся история искусства других народов была для него только фоном, который служил лишь тому, чтобы эта истина ярче блестела.
БИБЛИОГРАФИЯ Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, ещё следующие: «Gedanken ?ber die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst» (1753), «Sendschreiben ?ber die Gedanken von der Nachahmung» и принадлежащие к этому труду «Дополнения» (1756), «Anmerkungen ?ber die Baukunst der Alten» (1761), «Abhandlungen von der Empfindung der Sch?nen» (1763), «Versuch einer Allegorie» (1766) и находящееся в связи с «Историей искусства» обширное издание: «Monumenti antichi inediti» (1767, 1768 и 1821).
Полное собрание сочинений Винкельмана издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808—1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на очерк Гёте «Winckelmann und sein Jahrhundert» (1805) и Justi, «Leben W.» (1866—1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891). http://www.people.su/22914
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Ежегодно 15 сентября в Беларуси отмечается День библиотек. Праздник введен в 2001 г. Указом Президента Республики Беларусь. Дата приурочена ко дню основания Национальной библиотеки Беларуси – главного книгохранилища страны.
Поздравляю!!!
Мои поздравления в 2015 г.
В 2016 г.
В 2018 г.
В 2019 г.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497
Наверх##25 сентября 2020 16:5925 сентября 2020 17:00
Известные личности, работавшие библиотекарями
24 сентября 2020 г. Ларисе Алексеевне Рубальской исполнилось 75 лет!
Поэтесса, автор текстов песен, переводчица. Член Союза писателей Москвы. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
После окончания школы Лариса Алексеевна училась на заочном отделении филологического факультета Московского педагогического института им. Н. К. Крупской, параллельно с учебой она работала в научной библиотеке - библиотекарем, еще работала корректором, секретарем-машинисткой в Литературном институте, позже перешла в редакцию журнала "Смена". В 1973 г. окончила курсы японского языка. Работала гидом-переводчиком в бюро международного молодежного туризма «Спутник», в ВЦСПС, в Госконцерте.
С 1975 по 1983 годы – секретарь-переводчик в московском бюро японской телекомпании Эн-Ти-Ви. С 1983 г. – референт московского представительства японской газеты «Асахи».
Первую песню Лариса написала вместе с Владимиром Мигулей («Воспоминание», В.Толкунова). С тех пор началась её активная творческая пора. С 1984 года Лариса Рубальская – непременный лауреат телеконкурса «Песня года» (неоднократно в финал выходило по 2-3 её песни).
Особенно плодотворным оказался её союз с композитором С.Березиным. В содружестве с ним написано несколько десятков песен («На два дня», «Давайте, Люся, потанцуем», «А быть могло совсем не так» и др.). Она является автором многих шлягеров. Её песни звучат в исполнении звёзд – «Виноват я, виноват» (Ф.Киркоров), «Странная женщина» (М.Муромов), «Транзитный пассажир» и «Угонщица» (И.Аллегрова), «Свет в твоем окне» (Алсу), «Синий конверт» (И.Кобзон) и многие другие.
Всего поэтессой написано более 600 песен и выпущено несколько сборников стихов.
Проходят годы, исчезает бесконечность Как ни старайся — дело портит седина Как хорошо, что мы все вместе в этот вечер И важно знать, что я на свете не одна!
Пожелайте мне, ребята, быть здоровой и богатой, Чтоб печали и тревоги обходили стороной Наша дружба — наше братство, это главное богатство Я хочу, чтоб долго-долго, были рядом вы со мной.
Уже давно расстался с нами возраст юный, Могли бы быть подружелюбней зеркала, Еще никто такого средства не придумал Чтоб бесконечной наша молодость была!
Лариса Рубальская
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497
Наверх##17 октября 2020 13:5528 декабря 2022 16:46
Национальная библиотека Беларуси
Сергеенко Николай Павлович
1915 - 1997 Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Ветеран Национальной библиотеки Беларуси
Родился 14 октября 1915 г. в деревне Марковичи Тереховского района Гомельской области. В 1931-м, окончив 7 классов, совсем юным уехал в Минск и поступил на работу в Минское военное пехотное училище им. М.И. Калинина.
Служил в СА (1936-1959). В 1959 г. Николай Павлович был демобилизован из рядов Советской армии.
Сотрудник ГБ БССР им. В.И. Ленина с 1962 г. (завхоз-комендант, инспектор по кадрам, начальник отдела кадров). С 1965 по 1985 г. - заведующий библиотечным архивом, одновременно выполняя работу «по всем вопросам кадров». С 1985 г. вплоть до выхода на заслуженный отдых 6 апреля 1988 г., Николай Павлович работал редактором в отделе обслуживания.
Награжден почетными грамотами Министерства культуры СССР и БССР, почетными грамотами БРК профсоюза работников культуры.
Как участник Великой Отечественной войны награжден орденом «Красной Звезды» и медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Сотрудники Государственной библиотеки БССР им. В.И. Ленина. Сидят слева направо: Шишкин Владимир Алексеевич, Сергеенко Николай Павлович, Науменко Владимир Тихонович. Стоят слева направо: Белова Алла Владимировна, Васильева (Ярец) Татьяна Евгеньевна, Чечик Марина Владимировна, Соболевская Ольга Анатольевна, Тычина (Грамович) Инна Александровна, Савицкая Элеонора Анастасовна, ? .
О нем
К 105-летию со дня рождения Н.П. Сергеенко, ветерана Национальной библиотеки, участника Великой Отечественной войны : Портреты: история библиотеки в лицах / Материал подготовлен научно-исследовательским отделом библиотековедения. // Национальная библиотека Беларуси. – 2020. – 14 октября. - Режим доступа: https://nlb.by/content/news/po...elikoy-ot/ . – Дата обращения: 16.10.2020.
Родился Николай Павлович Сергеенко 14 октября 1915 г. в деревне Марковичи Тереховского района Гомельской области.
В 1931-м, окончив 7 классов, совсем юным уехал в Минск и поступил на работу в Минское военное пехотное училище им. М.И. Калинина. В начале трудовой деятельности он выполнял самые разнообразные работы по хозяйственной части. Отметив его старательность, ответственное отношение к делу и желание работать, в 1934 г. Николая назначили заведующим продовольственным складом.
В 1936-м Н.П. Сергеенко был призван в ряды Вооруженных сил СССР, где прослужил два года: сперва курсантом полковой школы, после – командиром отделения, а затем – младшим командиром взвода. После демобилизации желание остаться в армии окрепло и, возвратившись в Минск в 1938 г., он поступил на сверхсрочную военную службу в Минское военное пехотное училище им. М.И. Калинина на должность начальника радиостанции. С этого момента вся дальнейшая жизнь Николая Павловича была посвящена службе в армии. В 1959 г. Николай Павлович был демобилизован из рядов Советской армии и до 1961 г. работал в Самарском районном военкомате помощником начальника.
Профессиональная карьера Н.П. Сергеенко в Государственной библиотеке БССР им. В.И. Ленина (ныне Национальная библиотека Беларуси) началась 1 октября 1962 г., когда он устроился на работу на должность завхоза-коменданта. Ровно через год Николай Павлович был переведен на должность инспектора по кадрам, а еще через два года занял пост начальника отдела кадров.
Работая в отделе кадров, Н.П. Сергеенко организовывал и вел библиотечный архив, много внимания и времени уделяя истории библиотеки. В ноябре 1965 г. Николай Павлович был официально назначен на должность заведующего библиотечным архивом, на которой проработал 20 лет, одновременно выполняя работу «по всем вопросам кадров».
Николай Павлович вел активную общественную жизнь, неоднократно избирался членом партийного бюро, был председателем местного комитета. Постоянно работал в различных комиссиях по библиотечной и хозяйственной работе. Коллеги по работе так отзывались о Н.П. Сергеенко: «Добрый и отзывчивый товарищ, жизнерадостный и веселый человек, добросовестный, инициативный, трудолюбивый и принципиальный работник, пользовался большим авторитетом среди сотрудников». В конце своей профессиональной деятельности, с 1985 вплоть до выхода на заслуженный отдых 6 апреля 1988 г., Николай Павлович работал редактором в отделе обслуживания. Профессиональные заслуги Николая Павловича не раз были отмечены государством: он был награжден почетными грамотами Министерства культуры СССР и БССР, почетными грамотами БРК профсоюза работников культуры. Как участник Великой Отечественной войны имел 5 медалей и орден «Красной Звезды». Закончил свой жизненный путь Николай Павлович Сергеенко 4 октября 1997 г. Фотография заимствована с интернет-портала Национальной библиотеки Беларуси.
Фотография заимствована с интернет-портала Национальной библиотеки Беларуси.
Фотография заимствована с интернет-портала Национальной библиотеки Беларуси.
Сергеенко|Сергиенко Николай Павлович // 1418 Дорога памяти: музейный комплекс. – Режим доступа: https://1418museum.ru/heroes/33450738/ . – Дата обращения: 16.10.2020. 14.10.1915 — дд.мм.гггг Место рождения Белорусская ССР, Гомельская обл., Тереховский р-н, д. Марковичи Дата призыва дд.12.1936 Воинское звание капитан Награды Медаль: «За боевые заслуги», Медаль: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Орден Красной Звезды
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане