Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Зых и зыхчане


    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 30 31 32 33 34 * 35 36 37 38 ... 48 49 50 51 52 53 Вперед →
Модератор: Gelena
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14795
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1477
Ольга Сысоева-Шмитт

Воспоминания о моем любимом отце…
Воспоминания из глубины души.


« В ночи, когда уснет тревога,
И город скроется во мгле —
О, сколько музыки у Бога,
Какие звуки на земле! »

Александр Блок


Одним из звуков Божественной симфонии жизни был мой дорогой отец, Сысоев Владимир Васильевич.
Высокий, статный, яркой индивидуальности человек. Благородный, с глубокими искрящимися глазами, с волосами прямыми и непокорными. С добрыми мягкими руками, которые поддерживали меня во время начала езды на двухколесном велосипеде. С руками полными добра и счастья, именно этими руками отец переиграл множество фортепианных сочинений, этими руками ласкал своих дочерей, катал их на качелях, ловил во всех забавных детских играх.

Отец любил море, видимо в силу семейных традиций. Мой дедушка Василий Михайлович служил в военно-морском флоте и по долгу службы прибыл в южный Баку со своей женой Таисией. Дед много сил и умения отдал, чтобы построить семейный дом с красивым садом. Наш дом находится в поселке Зых по улице Нахимова. В 2008 году летом я ездила в город своего солнечного детства. В город, который принес мне счастье иметь такого отца.

Папа учился в школе № 221 Шаумяновского района, и в то же время ходил на занятия в музыкальную школу в класс фортепиано. В 1956 году родители подарили ему фортепиано Ростов-Дон.
В доме были репродукции известных художников, такие как « Дети, бегущие от грозы » Маковского, « Девочка с персиками » Серова, « Иван Царевич на сером волке » Васнецова.

file.php?fid=206304&key=1488740141

Бабушка любила читать русскую классику, умела играть на гитаре и на мандолине, преподавала в начальных классах школы. Благодаря такому примеру матери два сына Владимир и Леонид выросли широко образованными людьми.

Отец был увлеченным и творчески вдохновенным человеком, изобретательно работал за фортепиано. Каждое утро, если тому не препятствовали неотложные дела, отец одаривал наш дом звуками фортепианной музыки. Из того, что я помню, он играл этюды, вальсы, мазурки, экспромты Шопена, Прялку Мендельсона, Фантастические пьесы Шумана, прелюдии Рахманинова, пьесы из цикла Времена года Чайковского. С учениками занятия проходили с увлечением, отец умел найти подход к каждому, любил придумывать различные способы разучивания музыкального произведения, мыслил свежо и интересно.
Папа любил путешествовать, посещать концерты и спектакли в театрах.

В Баку мы вместе ходили в театр оперы и балета имени Ахундова. Я помню первую оперу в моей жизни, - опера Богема Джакомо Пуччини. Мне было шесть лет в то время и я без устали спрашивала о чем поют, а мой отец всегда терпеливо объяснял мне.

teatr-operi-i-baleta_jpg_1317993883.jpg
Азербайджанский Академический Театр Оперы и Балета им. М.Ф. Ахундова.

Всегда мы находили интересные темы для беседы. Порой я еще в детстве задавала очень обширные вопросы, а отец мог на все найти достойный и интересный ответ.
Мгновения света и радости, которые царят в моей памяти о детстве в Баку:
Яркий солнечный день. Мы в саду около своего дома на берегу Каспийского моря. Отец снимает с веток плоды инжира, сочные и спелые, а я внизу, - жду его. Я маленькая девочка, я знаю, что сейчас мой отец принесет мне что-то необычно вкусное с этого дерева.

А вот другое:
Мы всей семьей на море, жаркий летний день, мы плаваем все вместе. Я на плечах у отца, мама показывает нам свой морской фокус. Отец отлично плавал и научил плавать меня.
Вот так текло наше время. Папа любил пошутить и часто улыбался. Одновременно он был серьезным, глубоко мыслящим человеком. Часто мы его видели за чтением книг различного содержания. Он постигал основы психологии, скорочтение, историю фортепианного исполнительства, музыкальную форму и гармонию.

Встреча с мамой случилась в городе Ялта, который известен своим курортным обаянием. Встретились две музыкальные творческие души. Вместе играли на фортепиано, танцевали и полюбили друг друга… На первое свидание папа подарил моей маме картину Крамского “Незнакомка”.
Мама приехала в Баку в августе 1980 года, свадебное торжество состоялось 3 октября во Дворце бракосочетания “Счастье” и в ресторане “Баку”.

В 1991 году мы переехали в Брест. У нашей семьи появилась новая просторная квартира. Папа преподавал фортепиано в музыкальной школе.
У папы было две радости в жизни, - две дочери. Он нас называл Олюшичунчикчик и Таюшунчикчикчик. Я родилась в 1981 году и Таечка в 1995 году.
Мы вместе проживали насыщенную и интересную жизнь, полную любви, гармонии и красоты. Такой жизнью хотелось жить долго. Мы и сейчас вместе…
Последние строки своего небольшого воспоминания я заканчиваю писать 28 октября 2015 года. Папа уже не живет на земле, но его свет и любовь светят и звучат во мне.

file.php?fid=206556&key=114370296


Таисия Сысоева выпускной концерт.m4v https://www.youtube.com/watch?v=lN3gCKBEHNg

Ольга Сысоева. Моцарт в жизни. https://www.youtube.com/watch?v=Thd4lqzU8B0
https://youtu.be/Thd4lqzU8B0
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14795
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1477
Зых и зыхчане


Зоз Алексей Прокофьевич и Зоз Софья Иосифовна

Алексей Прокофьевич - преподаватель Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1960-1970-е гг.). Кафедра теоретической механики.
Родился 31 августа 1909 г.


Зоз Софья Иосифовна - преподаватель русского языка и литературы в средней школе №221 в Баку.
Родилась 30 июня 1919 г.



Более 40 лет прожили в военном городке Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова на Зыхе.

Жили на ул. Нахимова 13 «Б» кв. 5.

Два сына.


file.php?fid=208197&key=1215122019


О них

Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992): Фотография / Проект "История КВВМКУ в лицах..."
https://forum.vgd.ru/post/585/...#pp1659957

file.php?fid=125836&key=179924301
Слева направо: Леечкис Е.В., Бурьянов В.А., Логинов М.В., Бабаян А.Ф., Белогуров Б.В., Пекер И.Я., Шпиндлер В.А., Позняк И.В., Алексеев И.М., Баснин Р.В., ЗОЗ А.П., Лопатин А.И., Ананян Е.Г., Михайлов Е.А., Сарапин, Дорошенко А., Сенин А.В., Беленький, Кирин И.Д., Скрынников Б.В., Астоновицкая Г.Я., Изотов Н.Л., Усанов.
https://forum.vgd.ru/post/585/55473/p1660462.htm

Куделин, В.И. Каспийцы-кировцы на океанской вахте: Краткий исторический очерк Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени Сергея Мироновича Кирова (1980-е гг.)
https://forum.vgd.ru/post/585/...#pp1836185

Упоминание.
Передовыми офицерами были названы офицеры и преподаватели К.М.Алексеев, Р.Д.Гегечкори, М.А.Чижов, Ю.Т.Казаков, Б.Г.Ставицкий, Е.И.Краснов и А.П.ЗОЗ.


Из воспоминаний капитана 2 ранга Сысоева Леонида Васильевича.

Семья Софьи Иосифовны Зоз, нашей учительницы по литературе, волею судьбы до войны оказалась в Баку. Опытный педагог, она преподавала и моему старшему брату, ставя его в пример. Уроки она проводила интересно. Отдавая частицу своей души, учила нас не только грамотно писать, но больше всего старалась пробудить чувство к прекрасному. На ее уроках звучала классическая музыка, на учительском столе лежали альбомы репродукций русских и зарубежных художников. Жаль, что мы не все могли оценить это.
Спасибо Вам, Софья Иосифовна, за любовь к русскому языку и литературе, за долготерпение, за Ваш труд! Когда русские бежали из Баку, моя мать тяжело болела. Вы, Софья Иосифовна, вместе с мужем Алексеем Прокофьевичем, навещали ее, помогали, чем могли! Большая благодарность Вам за это!


99906.jpg

1-й ряд слева направо: Иващенко Таня, Черноштан Наташа, Стукалова Таня, Савельева Надя, Ковальчук Надя, Сейфулина Аделя, ? Надя, Ахмедова Ира,

2-й ряд слева направо: Баснина Ира, Богомолова Люба, Зоз Софья Иосифовна, Соколова Наташа, Ярцева Ирина Яковлевна, Куджоян Нина, Даниелян ?, ??,

3-й ряд слева: ? Володя, Генералов Гена, Бойко Юра, Орлов Коля, Мишин Саша, Полещук Валера, Воробьев Вова, ??

4-й ряд слева направо: Булгаков ?, ??, ??, Еремеев Коля, Черников Шурик, Контиевский Юра, Иванов Юра.
http://www.baku.ru/frmpst-view...92#7663292
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14795
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1477
Зых и зыхчане

Рыськовы Василий Гаврилович, Мария Исааковна, Николай, Наталья

Два поколения семьи Рыськовых жили в Баку на Зыхе в военном городке Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1945-1980-е гг.)

file.php?fid=213754&key=1556317997

Рыськов Василий Гаврилович

1910 - 1971
Капитан 1 ранга
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Родился 12 февраля 1910 г.
Окончил в 1936 г. ВВМУ им. М.В. Фрунзе. С 1941 по 1944 г. принимал участие в Великой Отечественной войне в составе советского флота.
Прошел путь от командира боевой части подводной лодки до начальника кафедры Каспийского ВВМУ им. С.М. Кирова.
С 1945 по 1958 гг. служил в Каспийском ВВМУ им. С. М. Кирова в должностях преподавателя, а затем начальника кафедры торпедного оружия.
Умер 28 августа 1971 г. Похоронен в Баку.

Рыськова Мария Исааковна (11 сентября 1918 г. - 26 апреля 1999 г.).

Мария Исааковна принимала активное участие в общественной жизни жителей военного городка Каспийского ВВМУ.

Дети: сын Рыськов Николай Васильевич. Дочь Рыськова Наталья Васильевна.
Семья проживала в Баку в военном городке Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова на ул. Нахимова в ДОСе №1 (ныне д.№7), кв. 351 (?)

file.php?fid=213991&key=1221431484

1956 г. женский хор Каспийского ВВМУ им. С.М. Кирова.
Сидят слева направо мужчины начальник политотдела Гуляев Дмитрий Дмитриевич и Лейн Дмитрий Михайлович.
В центре первого ряда женщин - Мария Исааковна Рыськова.

file.php?fid=213992&key=671597616

Комиссия по оформлению художественной выставки творческих работ женщин Каспийского ВВМУ 1948 г.
Сидят: Желвакова, Демянская, Топорова Елена Даниловна, Фролова
Стоят: Боровцева, …………., Кислякова, Рыськова, Шейхот.

Большая моя благодарность за биографическую информацию о семье и фотографии - Наталье Васильевне Прошкиной (Рыськовой)



ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
Милая Наташа, поздравляю с днем рождения! 25*3 ! Замечательная дата! Выглядишь ты супер! Настроение - дважды супер! Ни капли уныния! Это вдохновляет на маленькие и большие подвиги.
Поездки близкие и далекие! Ежедневные прогулки! Массажи! Вкусности собственного приготовления или купленные! Наслаждайся жизнью!
Крепкого здоровья и ещё десятки счастливых лет благоденствия!

18.03.2022 г.
file.php?fid=831752&key=1208818529
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14795
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1477
Зых и зыхчане


Мартынов Сергей Петрович, Гюльахмедова-Мартынова Гюльджахан, Галина



Гюльахмедова-Мартынова Гюльджахан Шаула-кызы

Первая женщина азербайджанка-режиссёр.
Народная артистка Азербайджана, лауреат Государственной премии Азербайджана, профессор Азербайджанской музыкальной академии.

Родилась 23 июня 1925 г. в Баку на Колодезной улице в большой и дружной семье Гюльахмедовых. Мама и папа – врачи, дядя – ученый.
Окончила театральный институт в Баку режиссерское отделение.
После окончания института получила назначение в Бакинский театр русской драмы (Русский драматический театр им. Самеда Вургуна), тогда там работали блестящие режиссеры: Степанов-Колосов, Магеррам Ашумов, Сахаров. Гюльджахан ханым поставила в РДТ имени С. Вургуна более 70 спектаклей.
С 1982 г. работает в Бакинской музыкальной академии и Оперной студии. Преподает вокалистам такой предмет, как мастерство актера, и ставит с молодыми отрывки из спектаклей и целые оперы.

В военном городке Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова на Зыхе семья Мартыновых прожила 8 лет. Муж Мартынов Сергей Петрович, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., окончил Каспийское ВВМУ, преподавал в Каспийском ВВМУ им. С.М. Кирова. Дочь Галина Сергеевна Мартынова - родилась в Баку (1944). Окончила Азербайджанский Государственный Университет - химический факультет (1966). Кандидат технических наук (1975). Доктор физико-математических наук (2004). С 1966 по 2002 год работала во Всесоюзном Научно-Исследовательском Институте Олефинов с перерывом (1970-1973гг.) на обучение в аспирантуре МИСИ, Москва. С 2002 по 2011 годы работала в ИНХП НАНА, а с 2012 года работает в Институте геологии Национальной Академии наук Азербайджана. Главный научный сотрудник, и.о. руководителя Отдела «Геохимия нефти».
martinova_galina.jpg
Галина Сергеевна Мартынова. Кандидат технических наук (1975). Доктор физико-математических наук (2004).



file.php?fid=214887&key=123845635


Публикации

Гюльахмедова-Мартынова, Г. С благодарностью и восхищением Эльмире Аббасовой посвящается // Каспий.- 2008.- 15 ноября.- С. 15.
http://anl.az/down/medeniyyet2...br_729.htm



Эльмира Абдулгамид кызы Абасова (род. 10 января 1932, Баку – 12 февраля 2009) — азербайджанский советский музыковед, заслуженный деятель искусства Азербайджанской ССР (1967), кандидат искусствоведения (1962), профессор (1980), профессор Бакинской музыкальной академии им. Узеира Гаджибекова, член Союза композиторов Азербайджана.
file.php?fid=214890&key=881040320


Гюльахмедова-Мартынова, Гюльджахан. Качели судьбы: Воспоминания, рожденные бессонницей… // Бахрам Багирзаде. О чем говорят женщины... - Баку, Издательский Дом “Şәrq-Qәrb”, 2013. - 240 с.

С. 17-43

КАЧЕЛИ СУДЬБЫ
Воспоминания, рожденные бессонницей…
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.

Уильям Блейк


http://1001kitab.az/pdf/kitab345c37d62835821.pdf.pdf
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14795
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1477
Гюльахмедова-Мартынова Гюльджахан Шаула-кызы

Гюльахмедова, Г. "Мой старый, мой ласковый город" // Наш Баку : история Баку и бакинцев. – Режим доступа:
http://www.ourbaku.com/index.p...E%D0%B4%22 . – Дата доступа: 19.01.2016.


Из интервью, данного первой женщиной-театральным режиссером Азербайджана Гюльахмедовой Гюлей-ханум журналистке Н. Исмайловой. Статья была опубликована в честь 85-летия знаменитого режиссера Театра Русской драмы 24 июля 2010г.

- Вы прожили в Баку 85 лет. Что значит для вас понятие - "мой Баку"?
- (задумалась) Баку - прекрасный, современный город... Но в сердце моем живет мой старый, мой добрый, мой ласковый Баку.

Город в цветах распустившейся белой акации, которую почему-то ели наши мальчишки.
Островки зеленых оазисов. Губернаторский сад. Бульвар. Парк Роте Фане. Парапет. Бульвар. Парк Роте Фане. Парапет.
Булыжные мостовые. Цокот копыт - это фаэтоны, которые отвозили нас в Бузовны. Бульвар. Парк Роте Фане. Парапет. Булыжные мостовые. Цокот копыт - это фаэтоны, которые отвозили нас в Бузовны.
Я помню старые названия улиц: Николаевская, Водовозная, Почтовая, Кладбищенская...

Я помню улочки с таинственными двориками и скамейками у ворот. Балконы, где мы пили чай, слушали музыку и последние известия, раскланиваясь со знакомыми прохожими.
Помню, как выходили на прогулку наши соседи Ростроповичи - папа, мама и Слава - все в белых панамках...

- Вы родились на Колодезной?
- Да, моя родная улица: два тополя у ворот, веселый двор, где с раннего утра сливались воедино крики торговцев и звуки гамм музицирующих Ростроповичей.

- В какой школе вы учились?
- В 132-й, она находилась напротив Баксовета. С балкона архитектурного шедевра Гославского коммунистические вожди принимали праздничные парады. Нам, школьникам, в эти дни выдавалась парусиновая обувь, модные юбочки, и мы щеголяли в них на демонстрациях.

- Вы учились во времена раздельного обучения?
- Да, девочки учились отдельно от мальчиков. Они были для нас существами с другой планеты, мы даже побаивались их пристального внимания, шуток, жестких розыгрышей.

- Розыгрыши? Расскажите...
- На углу улиц Колодезной и Физули был маленький магазинчик, который сторожил угрюмый старик в бараньем тулупе. Обычно мальчишки играли рядом в футбол, а он гонял их палкой, чтобы не шумели. И вот как-то ночью ребята перенесли фанерную будку, в которой он спал, двумя улицами ниже.
Старик проснулся в ужасе:
"Джамаат?! Где магазин? Где я?! Караул! - кричал он почему-то на русском языке. - Хулиганы!"

А три года спустя эти "хулиганы" добровольцами ушли на фронт. И почти никто из них не вернулся.
Старик плакал, когда приходили похоронки. "Старый я дурак! Не дал ребятам наиграться..."

- Каким был Баку в военные годы?
- Суровый город: светомаскировки на окнах, освещение только лунное, дежурные у ворот и на крышах домов...
Эшелоны с ранеными, их везли со всех фронтов. Больниц не хватало, их размещали в школах, институтах.
Мама - врач, работала в эвакогоспитале, который развернули в консерватории. Помню, раненые лежали всюду: в аудиториях, коридорах, актовом зале, прямо на сцене, перед органом...
Я работала санитаркой, тогда впервые увидела, как умирают молодые люди.

(после паузы) Война - мучительные годы. Голод, нужда, потери, бесконечные похоронки и плачущие женщины в нашем дворе.
Они бежали в Ичери шехер к Атаге (знаменитый ясновидец и прорицатель - Ага Сеид Али Мир Мовсумов - Н.И.).
Там было много женщин с таким же горем.

Это был удивительный человек.
Он встречал их приветливо, вертел в руках похоронки, гладил строчки, залитые слезами, потом говорил: это ошибка, твой сын, муж или отец живой, он вернется. Только надо ждать. И беречь семью. Это сейчас самое важное.
Он говорил это каждой, кто к нему приходил, словно перекладывая их тяжелую боль на свои слабые плечи. Ему верили. И ждали. Атага многим помог пережить горе. Мир его праху.


Гюльджахан Гюльахмедова-Мартынова - источник любви, из которого черпают вдохновение целые поколения… : «Женщины, которые вдохновляют» / Гюльджахан Гюльахмедова-Мартынова; Беседовала Надежда Исмайлова // 1news.az : Информационное Агентство "The First News". – 2015. - Режим доступа: http://1news.az/interview/162/20150623023229209.html . – Дата доступа: 19.01.2016.
Это было в традиции древних греков – до начала спектакля выслушивать пролог.
На авансцене появлялся персонаж, которому поручалось разъяснить зрителям некоторые мотивы, оставшиеся за рамками пьесы, высказать свое отношение к тому, что произойдет дальше. Это была часть театрального церемониала, акт вежливости, такой же естественный, как поклон при знакомстве.
Не будем нарушать традиции – я тоже хочу объяснить «правила игры» и причины, по которым эта статья просто не могла быть не написана.
thumb_20150623023229209.jpg

КТО, ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ?

Близкие называют ее «леди Гю». Она никогда не хотела звезд с неба. Она предпочитала сама создавать звездные постановки, звездные команды, звездных учеников. В 60-70 годы ее имя делало «погоду» в театральном искусстве. Многие ее спектакли стали классикой для грядущих поколений.

«Мария Стюарт» Шиллера, «Двое на качелях» Гибсона, «Вагиф» Самеда Вургуна, «104 страницы про любовь» Радзинского, «Загнанная лошадь» Франсуазы Саган, «Ты всегда со мной» Ильяса Эфендиева, «Антигона» Ануя, «Отелло» Шекспира... Первая женщина–режиссер, она вошла в азербайджанскую культуру, и принадлежит ей не только спектаклями, но и самим своим Образом. Она живет в атмосфере всеобщего уважения на заданной ею самой дистанции.

Она - Народная артистка страны, лауреат Государственной премии Азербайджана, профессор Азербайджанской музыкальной академии.

Она - Гюльджахан Гюльахмедова-Мартынова.

И СЕГОДНЯ У НЕЕ ЮБИЛЕЙ

… Есть редкий тип женщин, у которых с возрастом ум все более обостряется, оттачивается. На склоне лет они проницательны на уровне экстрасенсов, и так же обаятельны, как в молодости. И так же вдохновляют, как в молодости. Они вне возраста. Такова Гюля ханум. Это признают и ее поклонники.

«Гюля! Гюля ханум! Я еще не решил, как к Вам правильно обратиться, - пишет драматург и режиссер Владимир Неверов, - с одной стороны, вы госпожа, и перед вами склоняют головы сотни, а может, тысячи ваших учеников. С другой стороны, ваша удивительная энергия дает вам возможность оставаться всегда юной. Это взгляд влюбленного в вас человека. Я вас люблю уже более 40 лет. Мне сложно вспомнить, когда это случилось. Может, это произошло на спектакле «Мария Стюарт» или «Валентин и Валентина», а может, «Отелло». Одно я знаю, лучшие годы моего формирования связаны с вами, с вашим творчеством. Вы - часть нашего театра, часть нашего искусства. Вы наше – национальное достояние. Я очень рад, что мы встретились с вами в этой жизни. Долгие вам лета!»

Я тоже знакома с Гюлей ханум с незапамятных времен, и тоже нежно, трепетно ее люблю. Ведь я видела почти все нашумевшие ее спектакли, бывала на ее репетициях в оперной студии, встречалась с ее коллегам, звездными учениками, принимала участие в семейных застольях. И писала то, что можно было бы назвать «Жизнь и деяния» этой выдающейся женщины… Чувствую, что мой пролог затягивается (о ней можно говорить бесконечно), перехожу к главному. Предлагаю прослушать фрагменты из бесед, которые мы ведем с Гюлджахан ханум последние пятьдесят лет.

О ДНЯХ РОЖДЕНИЯ

- Я родилась 23 июня. Это период театральных гастролей, выпускных экзаменов у моих студентов. Как бы не время для праздников. А вот 23 июня 1941 года запомнила хорошо. Прибежала моя лучшая подруга Анаханум: «По радио объявили, что началась война». Мы побежали в школу, а там мальчики нашего класса отправились в военкомат, решили добровольцами пойти на фронт. Потом они все погибли…

Вообще-то я не люблю юбилеи. Категорически. Что кому доказывать? Зачем? Не люблю давать интервью, не люблю сниматься на камеру. Внимание должно быть к делам…Моя сила – в моих делах. Тут недавно заходит ко мне корреспондент, деловито вытаскивает диктофон, и прямо с порога: «Расскажите о вашей жизни». Я чуть со стула не свалилась. Говорю: «Уберите ваше подслушивающее устройство. Сначала познакомимся. Выясним, захочется ли нам говорить друг с другом».

- Реакция на «подслушивающее устройство» - это эхо тридцатых годов?

- Это опыт жизни дочери «врага народа». В людях, переживших террор, страх или осторожность остается на уровне подсознания. Тем и страшен любой террор. Его травмы дают о себе знать всю жизнь.

Даже в оттепелевых 60-х, если на репетиции вдруг заговаривали о выборах, ценах или политике, актер Толя Фалькович, большой остроумец, громко говорил в какой-нибудь верхний угол комнаты: «А Фалькович не приходил сюда? Когда он появится, не знаете?» - и на цыпочках покидал репетиционный зал …Такие вот были шуточки.

О КОРНЯХ

- Я родилась в Баку на Колодезной улице в большой и дружной семье Гюльахмедовых. Мама и папа – врачи, дядя – ученый. Пока я была ребенком, мир мне казался уютным и добрым. Но это была только видимость.

Детство омрачил арест отца. В середине двадцатых его «увели» из дома без всякой аргументации. Мама бросилась в Тбилиси, где заседало закавказское правительство, спасать папу. На каком-то публичном мероприятии она подтолкнула меня к ногам Мир-Джафара Багирова. «Чья эта девочка?» - спросил грозный глава ЧК.

«Шуауллы Гюльахмедова», - ответила мама. Он нахмурился: «Скажите Шуаулле, что ради этого ребенка мы дарим ему жизнь». И расстрел заменили ссылкой в Соловки «без права переписки».

Мама осталась одна с двумя детьми на руках без работы, без средств, без надежды на возвращение мужа. Тут появился человек, который предложил ей взять на себя все ее заботы. После пяти лет раздумий она согласилась.

Я хорошо помню вечер маминой свадьбы. Собственно, веселья никакого не было. Мама ушла тихо, без лишнего шума, чтобы не травмировать родных отца. Она смущенно улыбалась, целуя нас. Мы остались с бабушкой. Вдруг стук. Бабушка открыла дверь и вскрикнула: «Шуаулла!» Надо же было случиться такому: папа вернулся именно в этот день! Бабушка бегом в дом жениха…

Всю ночь родители говорили, спорили, кричали, плакали – мы все слышали сквозь сон. А утром измученная мама сказала: «Никто не виноват. Но изменить ничего нельзя. Я вышла замуж». Меня спросили: «С кем я хочу жить?». Я захотела с мамой. Наш отчим был секретарем Куткашенского района. В 37-м его тоже арестовали как врага народа. И мы снова остались одни. Вот такая семейная драма.

%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%203(51).jpg


%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%205(25).jpg


О ЛЮБВИ

- Первое признание в любви? Грустное воспоминание… В самый канун 1938 года у мрачного здания НКВД я случайно встретила своего одноклассника Леву Грубера (будущего народного артиста республики).

Там в подвале «сидел» мой отчим, а у Левы - папа с мамой. По случаю Нового года семьям заключенных разрешили сделать своим родным передачу: махорка, хлеб и сахар. Очередь, чтобы попасть к заветному окошку, мы заняли с вечера. И надо было простоять всю ночь, чтобы не пропустить ее, так как существовал определенный лимит. Очередь стояла на улице под аркой, где сейчас АПИ. Пошел снег. К утру ударил мороз. И вдруг Лева начал читать стихи. Это были первые стихи, которые посвятил мне Мужчина. Первое признание в любви. Нам было по 12 лет…

А вот мужчину своей жизни я встретила в 18 лет. Мы с подружкой пошли в театр оперетты, спектакли которого проходили в Доме офицеров.

В антрактах в фойе устраивались танцы под духовой оркестр. В тот вечер звучал модный вальс: «Ночь коротка. Спят облака. В этом зале пустом мы танцуем вдвоем». Меня пригласил на танец красавец-лейтенант, выпускник морского училища Сергей Мартынов. Это была любовь с первого взгляда. О, в наше время знали, что это такое… Любовь, которая не заканчивается после первого поцелуя. Среди множества претендентов, которых преподносила нам жизнь, мы могли выбрать одного единственного и пронести свое чувство через все ухабы жизни. Мы прожили с Сережей 61 год, и знаете, последние слова его были тревогой обо мне…

%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%204(36).jpg

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

- Поначалу она воспринималось не очень драматично. Я была уверена, что «мы победим» через три дня. Ну, в крайнем случае, через неделю. Баку был строгим, собранным. Мне нравилась знаменитая светомаскировка на окнах. Город в полной темноте. Только лунное освещение. Так романтично. Мы специально выходили на ночные прогулки при луне. Мне ведь было 16 лет!

А когда в Баку пришли первые эшелоны с ранеными, мы поняли, как это серьезно. Первый госпиталь, в который я попала, был развернут в консерватории. На сцене, где сейчас стоит орган, лежали тяжелобольные. Я подошла к обгоревшему солдату. Поправила повязку. Приоткрыв щелки глаз, он спросил: «Завтра придешь?» «Приду». А завтра его не стало. Так пришла смерть в мою жизнь. Я оставила школу и пошла санитаркой в военный госпиталь, где работала моя мама.

Баку очень много сделал для победы в Отечественной войне. И не только своей нефтью. Он ставил на ноги раненую Советскую армию. Возвращал в жизнь тысячи и тысячи мужчин. Вот о чем надо писать, ставить спектакли, снимать фильмы…

- Помню, ваш спектакль «А зори здесь тихие»… одно из самых пронзительных произведений о войне на нашей сцене.

- Я тоже очень любила этот спектакль. Но это фронтовая история. А тыл был не менее героичен.

О ТЕАТРЕ

- О театральной карьере с детства я не мечтала. Нет, даже в мыслях не было. После окончания школы собрался семейный совет: папа, мама, дядя Касум (Ага Касум Гюль – директор института географии АНА, ученый с мировым именем, участвовал в международных экспедициях по поиску каспийской Атлантиды – Н.И.). Решение семьи было единодушным: я должна идти по стопам родителей, чтобы стать врачом.

Но в Мединституте я продержалась всего один семестр. Потом поступила в АЗИ. За год умудрилась поучиться на трех факультетах: геологоразведочном, нефтепромысловом и даже в группе инженеров пожарной безопасности. В общем, способная была девушка.

Тут в Баку открылся театральный институт. Я ринулась на режиссерское отделение, не имея никакого представления о том, что это такое. Родные были в шоке. Дядя Касум сказал, что мои «пробежки» по вузам и факультетам до добра не доведут, что режиссура – мужское занятие. Во всяком случае, ни одной женщины режиссера он не знает. «Что ж, я буду первой!» - «обрадовала» я родных.

…Трудно описать то состояние, которое возникает при соприкосновении с искусством больших мастеров. Когда я попала в «зону» духовного в мастерской великого режиссера, Народного артиста СССР Мехти Мамедова, я почувствовала, что мурашки пробежали по коже. Это ощущение, это чудо продолжалось все годы учебы…

Мехти Асадуллаевич умел создать удивительную атмосферу для растущей творческой личности. Никогда не давал готовых рецептов, не поучал, не заставлял зубрить основы режиссуры. Единственное, что требовал, - уметь самостоятельно мыслить, искать, сомневаться, зажигать искры духовности на сцене. Только ради этого и стоит заниматься нашей профессией.

Благодаря своему учителю, я поняла, что режиссура – это мое, что знаменитый вопрос: «Любите ли вы театр, как я его люблю?!» - имеет только один ответ. Театр – моя жизнь.

Как реликвию, храню я книгу, подаренную Учителем: «Режиссерские уроки Станиславского». Н. Горчаков. В ней надпись: «Эту книгу написал о своем учителе учитель твоего учителя. Мы вправе гордиться такой родословной».

Я всегда помню, откуда я родом, и горжусь этим. Ведь за моей спиной, кроме Мехти Мамедова, стояли выдающиеся мастера сцены Адиль Искендеров, Тофик Кязимов.

После окончания института я получила назначение в Бакинский театр русской драмы, тогда там работали блестящие режиссеры: Степанов-Колосов, Магеррам Ашумов, Сахаров. Сказать, что эта мужская компания встретила меня с распростертыми объятиями, было бы неправдой. Наоборот. Поначалу первая женщина-режиссер раздражала. Актеры уходили с репетиций: «Что может дать мне эта девочка?», - говорил, например, Народный артист Шарлахов. Или Степан-Колосов, который нежно ко мне относился, грозил актерам: «Сейчас уйду и оставлю вас с ней». Я много чего наслушалась.

И все-таки это была настоящая жизнь и настоящая школа мастерства. Я застала великие актерские поколения: Юдин, Мякишев, Бабичева, Фалькович, Гинзбург, Ширье, Духовная, Ягизаров. Старики уходили, молодые приходили. Это естественно. Без своих великих стариков театр существовать не может. И без традиций не будет иметь лица. Это аксиома.

Продолжение следует
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14795
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1477
Гюльахмедова-Мартынова Гюльджахан Шаула-кызы


О МОЛОДЫХ…

- Конечно, сегодняшние молодые отличаются от молодых нашего поколения.

Сегодня молодежь свободна, раскованна, более информирована, независима в суждениях, поступках. Более обеспечена, наконец. Это приятно. Мы были бедные… Но жизнерадостнее.

Помню, на каждый Новый год Петр Борисович Юдин - главный режиссер театра, обязательно дарил всем сувениры-игрушки, которые делал сам. В первый год я получила крохотную коробочку с золотыми туфельками Золушки. Он был человек внимательный, и, естественно, заметил мои стоптанные туфли. У меня долго хранились его маленькие шедевры, потом я подарила их своей дочери, она передала – своей дочке. Сейчас это уже семейные реликвии.

Пожалуй, главное ощущение от той жизни – умение радоваться. Да, мы умели удивляться. И получать удовольствие. Сейчас молодых мало, чем можно удивить.

BRT-Aktery.jpg
Актеры Театра русской драмы (Баку)- слева направо: Зернова З.Ф.,гость, Ширье В.К.,Асоян Р.Х., Потапов В.М., режиссёр Гюльахмедова Г., Лащенко В.С., Гинзбург Р.С., Энштейн - пианистка, а в середине на корточках Мякишев К.М. (из личного архива Р.Х.Асоян)

О НОЧНОМ ЗВОНКЕ, «ШАГАХ КОМАНДОРА» И ГЕЙДАРЕ АЛИЕВЕ

- Однажды ночью у нас в доме раздался неожиданный телефонный звонок.

«Простите, - начал незнакомец, - но вы меня поймете, Гюльджахан ханум, я не мог не позвонить. Это касается «Шагов командора».

Я накрахмалила уши. Дело в том, что в те дни этот спектакль выдвинули на Государственную премию. Конкуренция была серьезная, если честно, мы не надеялись ее получить. Но в комиссии был наш друг, и он под большим секретом рассказывал нам о том, как проходят обсуждения номинантов. Представьте, первый тур «Шаги» прошли, второй - прошли… Мы заволновались – счастье так близко?! А третий тур – не прошли. «Вас завалили», - сообщил наш информатор. Конечно, мы огорчились. Но, как говорят спортсмены, главное – участие, а не награды. И вдруг через неделю этот ночной звонок.

«Я работаю в типографии, мы уже отпечатали номер завтрашней газеты «Бакинский рабочий» с информацией о присуждении Государственной премии. А сейчас пришел приказ аннулировать весь тираж, потому что изменили список победителей. В него ввели «Шаги командора». Я с таким трудом узнал ваш телефон, чтобы поздравить первым! Я ваш большой поклонник».

Я разбудила всех «заинтересованных» лиц. И хотя замечательный печатник предупредил, что газета появится не раньше часа дня, мы стояли у газетных киосков ровно в шесть утра. Киоскеры были в недоумении: «ЧП - в первый раз главные газеты страны не вышли во время! Что произошло?»

Потом нам рассказал писатель Мирза Ибрагимов, он был председателем комиссии по присуждению премий. Когда решение комиссии дали на утверждение Гейдару Алиеву, он спросил: «А где «Шаги командора»? Они же прошли все туры. Прекрасный спектакль, я его смотрел». И собственной рукой вписал нас в заветный список победителей.

Он был незаурядный человек, Гейдар Алиевич. Он часто бывал на наших премьерах. Всегда приходил за кулисы после спектакля, делился впечатлениями. Он был прекрасным рецензентом, у него был хороший вкус. Разбирал наше творчество со знанием дела. Был доброжелательным к людям искусства. Мы себя чувствовали с ним хорошо.

О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ, АМБИЦИЯХ, СОМНЕНИЯХ

- Володин говорил, давайте разрешать друг другу ошибки. Своим друзьям и близким я разрешаю любые ошибки, кроме предательства. Предавали ли меня. Только однажды. И я ушла из театра. Это была интрига, выстроенная по всем законам жанра с подкупом, шантажом, подметными письмами. Я не стала разбираться, просто хлопнула дверью. Позднее встретила одного участника того кошмара. Он бросился ко мне со слезами, умоляя простить. Ему, мол, обещали повысить зарплату, другим – квартиры, третьим – гастроли.

Потом звали обратно. Целый год каждый месяц кассир приходил ко мне с зарплатой. Но я сказала: вы хотите купить то, что не продается.

Жалею ли я об этом? Скорее, нет. Но… иногда закрадываются сомнения: возможно, я была не права. Возможно, гордыня или амбиции взяли верх… Наверное, надо было бороться. Ведь не только меня лишили любимого театра, но и театр с его зрителями лишили моих спектаклей. Так мне, во всяком случае, говорили многие: «Нас лишили праздника». У нас был потрясающий зритель. Интеллигентный, умный. Они поджидали нас у театрального подъезда, дарили цветы, писали … у меня целый короб восторженных телеграмм, писем, записок с признаниями.

О СТРАННОСТЯХ ДУШИ

- Необъяснимо… меня любят дети, животные и сумасшедшие. Ни один ребенок не прошел мимо, не оглянувшись и не улыбнувшись: что они высматривают во мне, один бог знает? Городские сумасшедшие делятся своими бедами, называют «доктор» и просят совета. Уличные кошки и собаки плетутся за мной, трутся о ноги, заглядывают в глаза. А я до слез стесняюсь бросить их и уйти. Когда-то мой маленький сосед сказал: «Если бы я был царем, каждый день ел бы яйца». Если бы я занимала эту должность, накормила бы всех бездомных и голодных.

Правда, бывает и так: недавно подобрала умирающего кузнечика, выходила, он окреп, и оказался… вредной саранчой. Что поделать, такое случается: поставишь на ноги, душу вложишь, а человек оказался саранчой.

Вообще-то я, наверное, не легкий человек, особенно, в работе. Но и ситуация вокруг – «не сахар». Иногда коллеги говорят: «Вам это надо?!» Это слова – вредители, слова – убийцы. Они убивают мечты, замыслы, надежды на лучшее. Делают человека пассивным – тогда бери его голыми руками.

Однажды я написала записку директору оперной студии Азаду Алиеву, который попал в больницу: «Выздоравливайте, умоляю вас, и возвращайтесь поскорее. Клянусь, не буду больше ругаться, заваливать работой, таскать к вам студентов талантливых и не очень. Да, я поклялась, но клятву не сдержу. Я буду мучить вас, пока я есть, пока мы есть».

О ТЕАТРАЛЬНЫХ СНАХ

- Оперная студия, где я работаю, стала моим вторым домом. Но, знаете, до сих пор, выходя из дома, я говорю: «Иду в театр». До сих пор я мысленно брожу по закоулкам театра, не теперешнего, а того, старого, с диванчиками в фойе, ложами-бенуар, узкими проходными, тесными гримерками. И до сих пор репетирую во сне со своими любимыми актерами. У меня нет обид на театр, он дал мне столько счастья, столько любви…
P.S. И СНОВА О ЛЮБВИ

«Любовь – великое украшение жизни. Она заставляет все вокруг цвести, играть красками, дарить изысканные подарки, петь чудесные песни, танцевать великолепные танцы». Если бы это не сказал великий француз Жан Ануй, то обязательно сказала бы Гюльджахан ханум. Потому что вся ее жизнь, все ее творчество, отношение к миру, друзьям, родным – все соткано из любви. Она и сама – источник любви, из которого черпают вдохновение целые поколения. НАДЕЖДА ИСМАЙЛОВА.

Воспоминания Гюльджахан Гюльахмедовой
http://www.baku.ru/blg-list.php?cmm_id=276&usp_id=0&id=95825



О ней

Сальман, Егяна. Живая легенда по имени ГЮЛЬДЖАХАН : Гюльджахан Гюльахмедова-Мартынова, режиссер // Vesti.az . – 2015. - Режим доступа: http://www.vesti.az/news/253100 . – Дата доступа: 17.01.2016.

Егяна Сальман, Директор Азербайджанского культурного центра Международной ассоциации Израиль-Азербайджан «АзИз»

То же
http://ulu.az/ru/?p=158465
Юбилей выдающейся азербайджанки http://news.day.az/culture/590452.html

590452.jpg


---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14795
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1477
Гюльахмедова-Мартынова Гюльджахан Шаула-кызы

Микеладзе, Галина. Счастье случившихся встреч : Книга воспоминаний режиссера Гюльджахан Гюльахмедовой // Каспий : газета трех столетий . – Режим доступа: http://www.kaspiy.az/news.php?id=36112#.Vpu99fmLS70 . – Дата доступа: 17.01.2016.

1Gulgahan78uyqhndgt66.gif



Микеладзе, Галина. Вклад Гюльджахан Гюльахмедовой в развитие национального театра неоценим // Азербайджанские известия. – 2016. – 9 января. – Режим доступа: http://www.azerizv.az/news/a-20781.html . – Дата доступа: 118.01.2016.

Увидела свет книга о поистине легендарной личности — Гюльджахан ханым Гюльахмедовой, первой в Азербайджане женщине-режиссере, внесшей немалый вклад в развитие национального театра.

Собрать воедино огромный материал и сверстать его в единый труд, хранящий аромат времени, зримые впечатления и рассказы о ярчайших явлениях и событиях творческого человека — дело совсем непростое. Но стоит перелистать страницы со вкусом оформленного томика, вспомнить, сколько в этой, я бы сказала, густонаселенной ауры, сродни биографии нашего театра и милых сердцу, дорогих для истории подробностей, как понимаешь, что поставленная задача успешно осуществлена.
Тут собраны хранимые героиней книги, опубликованные за многие годы ее интервью. Тут многочисленные рецензии на поставленные ею спектакли в Русском драматическом театре, отзывы, а главное — ее откровения. Духовно красивая личность и безоговорочная красавица, она всегда делилась с окружающими — коллегами, журналистами и зрителями своими впечатлениями, раздумьями и замыслами, воплощение которых всегда выливалось в новаторские постановки с участием талантливых актеров-единомышленников.
Профессия «режиссер» — мужская по определению. Тем значительней успех, который сопутствовал Гюльджахан Гюльахмедовой, ставшей первой в Азербайджане женщиной-режиссером. В школьные годы профессию себе она не выбирала — ей все легко удавалось, и многому хотелось посвятить себя. Сделала несколько попыток поступить в разные вузы, и всюду была принята.
Почему же остановилась на Азербайджанском театральном институте, сейчас и вспомнить не может — знает только, что о выборе никогда не пожалела. Более того, благодарна тем трудностям, с которыми встретилась, потому что именно они закалили, повели по жизни в избранной стезе, помогли стать подлинным профессионалом.
Трудности начались уже тогда, когда на каждом шагу приходилось встречать удивленные взгляды, слышать, как нет-нет кто-нибудь, не в силах сдержать раздражение, «пройдется» по ее адресу — ведь на режиссерском факультете девушек никогда не было, а тут такая красавица, умница да еще с уверенностью в себе — новое, как всегда, встречало сопротивление.
Конечно, нужен был характер, чтобы отстаивать свое право на такой выбор. И ответом на удивление, а может, и неприятие со стороны был увлеченный труд. Под руководством выдающихся мастеров азербайджанского театра Мехти Мамедова и Рзы Тахмасиба увлеченно включилась в работу. Но в Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна, куда она была принята после получения диплома, более пяти лет ей доверяли лишь функции ассистента режиссера — подразумевалось: ну как это начинающему специалисту доверить постановку спектакля с участием опытных мастеров сцены?
Но она, как говорится, в накладе не осталась: опыт и доверие — дело наживное, тем более если старожилы вольно или невольно исподволь передавали ей свое благоговейное отношение к театру, что помогало расцветать ее природному таланту и формировало как личность. А еще учило работать с актерами. И, в конце концов, труппа приняла ее. Как и зрители, которые с некоторых пор и затем долгие десятилетия шли на спектакли режиссера Гюльахмедовой-Мартыновой, уверенные, что им покажут умные, профессионально сделанные и сыгранные произведения драматического искусства.
Гюльджахан ханым поставила в РДТ имени С.Вургуна более 70 спектаклей. Среди них — «Варшавская мелодия», «Двое на качелях», «Мария Стюарт», «Антигона» и десятки других. Многие из них были показаны во время гастролей в разных городах СССР. В их числе и спектакль «С легким паром», поставленный задолго до того, как эту пьесу экранизировал Э.Рязанов, отметивший, что «творческий почерк режиссера Гюльахмедовой-Мартыновой отличается энергетической твердостью и изяществом, что она обладает неординарным сценическим мышлением, хорошим вкусом и чувством правды, являясь подлинным мастером и ярким режиссером».
В новой книге Гюльджахан ханым признается, что из театра после 30 лет работы уходила с обидой, смириться с которой не может по сей день. Но стоит «прислушаться» к тому, какими счастливыми стало для нее последующее 30-летие в Бакинской музыкальной академии и Оперной студии. Она преподает вокалистам такой предмет, как мастерство актера, и ставит с молодыми отрывки из спектаклей и целые оперы.
Правда, сейчас, в девяносто лет, Гюльджахан ханым поговаривает о том, что хочет уйти с работы. Наверное, ей трудно решиться на такой шаг, означающий, что придется расстаться с чувством морального и профессионального удовлетворения, заполняющего жизнь до отказа. Но разве исчезнет гордость за многих талантливых вокалистов, и сегодня покоряющих мировое пространство классической музыки? Здоровья вам, Гюльджахан ханым! Бодрости и добрых вестей от благодарных учеников!

ГЮЛЬАХМЕДОВА-МАРТЫНОВА Гюльджахан Шуаулла кызы (р. 1925), режиссер Азерб. рус. драм. театра. ЦГАЛИ АзССР, ф. 186, 22 д., 1950-1966 // Архивные справочники: Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР. – Режим доступа: http://portal.rusarchives.ru/guide/lf_ussr/gro_gjut.shtml . – Дата доступа: 19.01.2016.

Курочкин А. П. Апшеронский меридиан: Документальная повесть / Под редакцией контр-адмирала В.Г. Калинина; Авторы: А.П. Курочкин, В.Т Татаренко. — Баку: Азернешр, 1989.—208 с., ил.
Упоминание.
С. 18.
Большую заботу об училище проявляли ЦК КП (б) Азербайджана, Совет Народных Комиссаров, Президиум Верховного Совета ЦК комсомола республики. Всемерную помощь оказывали шефские организации.
Курсанты посещали театры города, да и к ним приезжали с шефскими концертами деятели культуры и искусства Азербайджана — Бюль-Бюль Мамедов, Т. Бадирова, В. Шамкорян, Г. Гюльахмедова-Мартынова и другие.



Муж капитан 1 ранга Мартынов Сергей Петрович (1921 – 2005) Выпускник Каспийского ВВМУ. Преподаватель Каспийского ВВМКУ им. С.М.Кирова.
https://forum.vgd.ru/post/585/...#pp2090698

Дочь Мартынова Галина Сергеевна. Доктор физико-математических наук (2004).
https://forum.vgd.ru/post/1628...#pp2108040
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
vadim1940
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 5
Каким богатым на незаурядных прекрасных людей оказалось тихое скромное местечко Зых на окраине огромного Баку! И не удивительно, ведь на Зыхе долгие годы располагалось Каспийское Высшее Военно-морское Краснознамённое училище им. С.М. Кирова -- Alma Mater многих известных в Советском Союзе, в России и за её пределами, моряков. И не только моряков. Многие выпускники училища стали известными учёными, дипломатами, музыкантами, артистами. Обо всех этих людях мы узнаём из трудов Галины Сергеевны Степановой- Селькиной на ВГД: "История КВВМКУ им. С.М. Кирова в лицах" и "Зых и зыхчане".
Вот и в январе 2016 года Галина Сергеевна опубликовала прекрасные поучительные воспоминания Гюльахмедовой- Мартыновой Гульджахан Шаулы-кызы. Эта скромная женщина, народная артистка Азербайджана, лауреат Государственной премии Азербайджана, профессор, более 8 лет жила со своим мужем, капитаном 1 ранга, преподавателем училища, Мартыновым, на Зыхе. Мы встречались в суете дней с этим замечательным человеком, знали, что она режиссёр русского драматического театра им. Самеда Вургуна, здоровались и... проходили мимо. И только после публикации Галины Сергеевны осознаём с каким во-истину огромного таланта человеком мы жили рядом!
Я хочу выразить огромную благодарность Гюльахмедовой-Мартыновой Гюльджахан Шаулы-кызы за её яркие добрые воспоминания, и Галине Сергеевне Степановой-Селькиной за публикацию этих воспоминаний.
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14795
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1477
Спасибо сердечное, Вадим Петрович!

Я тоже с большим интересом читала публикации Гюли ханум!

Хочу выделить её воспоминания о Зыхе - это вероятно самое начало 1950-х гг.:

"Зых, морское училище, мой дорогой Зых! Восемь лет счастья! Первая дорогая покупка – холодильник! Правда, мебель была с бирками училища. Была одна проблема – как добираться днем на репетицию, а ночью со спектакля.
С транспортом тогда было очень сложно. Рассчитывать можно было только на алабаш. И все равно это было счастье – иметь свою комнату, пусть даже в коммунальной квартире!
Однажды моего мужа, преподавателя ВМУ, вызвал начальник училища, известный адмирал Рамишвили:
– Мартынов, – сказал он, – вчера я был в Русском драмтеатре, смотрел спектакль твоей жены. Она способный человек. А в каком пальто она ходит? Иди в финчасть, я выписал тебе премию. Купи драп. На улице Горького есть хороший портной, моя жена шьет у него. Я дам тебе адрес…

Я очень обрадовалась этим деньгам и на другой день купила свою мечту – фанерный буфет со стеклянными створками… Неделю мой муж не разговаривал со мной…
А я пряталась от адмирала в своем старом пальто…"


Так жили все наши родители. КЭЧевская мебель в квартирах (КЭЧ - квартирно-эксплуатационная часть).
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14795
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1477
Зых и зыхчане

Пудич Иван Петрович, Вера Николаевна, Лариса, Владимир

file.php?fid=128722&key=1858218067
На Зыхе в маслиновом совхозе слева направо: Аксёнова Тамара Ивановна, Евдокия Кузьминична Аникина,
Пудич Вера Николаевна, Пудич Иван Петрович, Орлова Клавдия Михайловна, Орлов Михаил, Аникин Василий Иванович.
https://forum.vgd.ru/post/1628...#pp1467054
Василий Николаевич Аксёнов. Опять о зыхчанах. «Поющая компания». Так нас прозвали другие зыхчане, а мы и не возражали. Именно Митюшин впервые так назвал нашу группу, когда приходил к нам, где мы собирались в огороде Бровко Игоря Федоровиче и Елизаветы Степановны.



Кодякова (Пудич) Лариса Ивановна

Родилась 29 июня 1955 г.
Окончила в Баку среднюю школу №221 в 1972 г., АПИ им. М.Ф. Ахундова в 1979 г. филологический факультет. Педагог русского языка и литературы.

Работа:
октябрь 1980 — июнь 1981 гг. - КВВМКУ им. С.М.Кирова, Азербайджан, Баку. Должность: преподаватель русского языка;
декабрь 1981 г. - ? - школа №63, Азербайджан, Баку. Должность педагог русского языка и литературы.

file.php?fid=216066&key=1450459265


О ней

Лариса Кодякова (Пудич) В Контакте // В контакте : социальная сеть. – Режим доступа: http://vk.com/id220560804 . – Дата доступа: 24.01.2016.

Larisa Kodyakova в Моем мире // Мой мир@mail.ru : социальная сеть. – Режим доступа: https://my.mail.ru/mail/kolariv/ . – Дата доступа: 24.01.2016.



h-1072.jpg
Пираты

h-1053.jpg
Парусник

h-935.jpg h-926.jpg
НЛО; Десант

h-776.jpg
Автопортрет. Из альбома: «Моё хобби»

h-1332.jpg
Маки

h-1232.jpg
Маки в белом кувшине

h-1217.jpg
Туманный закат

h-1177.jpg
Летняя синь.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 30 31 32 33 34 * 35 36 37 38 ... 48 49 50 51 52 53 Вперед →
Модератор: Gelena
Вверх ⇈