Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Зых и зыхчане


    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 30 31 32 33 34 * 35 36 37 38 ... 48 49 50 51 52 53 Вперед →
Модератор: Gelena
vza
Новичок

Москва
Сообщений: 1
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 6
Gelena,
спасибо за фото детства101.gif
Зых, мыс Султан, на фото дворика наш дом вверху слева - "ДОС1"
Кстати, узнал своего приятеля Витьку Щедрова
Мы с ним немного хулиганили в то время, по малолетству не знал, что
у него такие замечательные родители, и папа - завкафедрой101.gif
Случайно нет ли информации о нем?
Валерий
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14832
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1481
Зых и зыхчане

Тороян Зарзанд Шаваршович

Родился 10 мая 1941 г.
Жил с родителями на Зыхе в Баку, учился в средней школе №221.

file.php?fid=204868&key=1317409904



Публикации

Я поправил саму Аллу Пугачёву / Из письма З. Тороян, с. Курьи, Свердловская область // Моя семья. - 2012. – 18 января. – Режим доступа: http://moya-semya.ru/index.php...Itemid=153 . – Дата доступа: 11.2015.

На каком языке ты думаешь Я армянин, но моё детство прошло в Грузии, в приграничном с Турцией горном селе. Однажды во время жатвы маме по лицу проехала арба, которая стояла на склоне горы. Дело было так. Быков распрягли, под оба колеса арбы положили по камню, чтобы не скатилась. В обед мама прилегла в тень под ней отдохнуть, вздремнула и, видимо, сдвинула камень.

В селе врачей не было, только ветеринар. Поначалу маму как могли лечили бабки. Затем в райцентре врачи сказали, что нужна сложная операция. Её могли сделать только в таком большом городе как Тбилиси.

Дядя Ованес, брат отца, жил в это время в Баку. Туда и увёз отец маму в 1949 году, а через год забрал и нас, троих сыновей. Я в это время перешёл в третий класс армянской школы, старший брат Сергей – в пятый, а младшему, Саяту, было три года. Отец с матерью устроились за мизерную плату разнорабочими в совхозе под Баку. Жили мы и ещё десять семей на свалке в бараке без прописки, как сейчас живут гастарбайтеры-нелегалы. Прописали нас уже после смерти Сталина.

Осенью 1950 года отец повёл нас с Сергеем в русскую школу. Директор что-то нам говорит, а мы не понимаем. Я знал только одно русское слово – «вода», пограничники в селе, проходя мимо, иногда просили пить. Директор удивился и посадил нас в первый класс. У нас был выбор: учиться по возрасту в азербайджанской школе или идти в русскую, как сейчас говорят, престижную. В последней учились в основном дети офицеров Каспийского высшего военно-морского училища имени С.М. Кирова. Но чтобы в первый класс? Деваться некуда – пошли.

Одноклассники нам проходу не давали. Обзывали меня дядей, а Сергея дедушкой. Подходят как-то ко мне девчонки, говорят:
– Дурак!
– Сам дурак! – отвечаю.
Они хохочут. Озадаченный, заявляю им:
– Дурак!
– Знаем, что дурак, – отвечают.
Хохочу с ними за компанию, а они крутят пальцами у висков и показывают языки. Я кидаюсь их лупить.

С Сергеем похуже. Мальчишки дразнят, щипаются и тычут пальцами в залатанные места его одежды. Однажды он разбил пацану нос, нас отчислили. Мать со слезами бегала за директором школы, клялась, что такое больше не повторится, и умоляла принять нас обратно. Тот согласился взять только меня: уж слишком неуместно смотрелся великовозрастный Сергей среди первоклассников. Так он в 12 лет пошёл работать в совхоз землекопом, и сейчас его трудовой стаж 61 год.

Я не хотел возвращаться во враждебную школу, тоже просился в совхоз работать, но сказали: слишком мал. Однако я упирался. Но мама сумела меня не уговорить – убедить. Уговор можно нарушить, убеждённость – никогда.

Мама рассказала мне, как её отец спас свою жизнь благодаря знанию русского языка. Деда я обожал за ласку и заботу (он часто лечил мою куриную слепоту печёнкой), поэтому слушал мамин рассказ как заворожённый.

В молодости дедушка служил в царской армии кавалеристом (времена Николая II). Однажды он жестоко избил офицера, сына важного вельможи. Его приговорили к казни. В ответ на прошение о помиловании ему вручили конверт с решением царя, чтобы отнёс куда следует. По дороге он вскрыл конверт и прочитал: «Казнить, нельзя помиловать». Сначала заплакал, но, подумав, стёр запятую и переставил её. Получилось: «Казнить нельзя, помиловать». Так дедушка спас себе жизнь.

Может, я продолжал бы упираться, но мама закончила рассказ так:
– Если бы его казнили, то меня и вас не было бы сейчас на свете.
Я был поражён. Выходит, одна запятая подарила нам жизнь! Как мама, которая сама с трудом объяснялась на русском, додумалась до такого? Может, учителя подсказали ей эту историю, не знаю.

На другой день я рванул в школу. Перестал обращать внимание на выходки одноклассников. Не боялся выглядеть смешным, задавая «глупые» вопросы. Ведь страшно обидно, когда в слове делаешь столько же ошибок, сколько в нём букв, за что получаешь единицу с минусом. Когда меня вызывали к доске, весь класс улыбался в ожидании комедии. Дома я упражнялся до полуночи. Не хватало бумаги – брал исписанные тетради и писал между строк.

Наша учительница Клавдия Степановна перевела меня во второй класс с единицами и двойками по русскому языку – ни одной тройки. В моих письменных работах она только подчёркивала ошибки, а отметки перестала ставить, чтобы мне не было мучительно больно. Действительно, если нет плохой отметки, в душу закрадывается надежда.

В третий класс я перешёл без единиц по русскому. Добрая Клавдия Степановна поставила итоговую тройку с минусом. Зато в пятом классе у меня были лучшие сочинения! Я полюбил русских поэтов и писателей от Пушкина до Шолохова, много читал.
С гордостью сообщаю, что спустя годы я поправил саму Аллу Пугачёву. Песню «Старинные часы» она пела так: «Жизнь невозможно повернуть назад, и время не на миг не остановишь». У кого есть старая запись этой песни, могут проверить. А надо – «ни на миг». Теперь она поёт правильно.

…В девятом в меня влюбилась самая красивая девушка класса – Света Капинус, которая в начальных классах больше всех меня донимала. Как сейчас помню её насмешки и довольный хохот. Теперь же она всё время оглядывалась на меня. Уставится и смотрит с полуоткрытым ртом. Учителя делали ей замечания, удаляли из класса – бесполезно. Я видел и ценил её красоту. Но её язвительность и цинизм по отношению ко мне в начале учёбы так подействовали, что время не притупило остроту ответной реакции. Не хватило сил забыть её злость, и на вспыхнувшее чувство я ответил холодным молчанием.

Сейчас бы крикнул: «Светик, я люблю тебя!» – но боюсь получить от жены скалкой за «измену».

За всю жизнь мне раз пятьдесят говорили в спорных ситуациях (например, в очереди за дефицитом): «Езжай в свою Армению!»
– Ты русский? – спрашивал я.
– Русский.
– Тогда давай писать диктант. Кто меньше ошибок сделает, тот и русский.

Ни один не согласился, значит, у посылающих меня был низкий уровень и грамотности, и культуры. А в Армении я, к сожалению, никогда не был. В самом деле, я чужой среди своих и чужой среди чужих. Среди своих – потому что почти не знаю армянского языка, культуры, обычаев. Среди чужих – потому что «кожа и рожа» армянские.

Да простят меня братья армяне. Не я выбирал судьбу – она выбрала меня. Если бы мама не задремала тогда под арбой, жизнь моя сложилась бы иначе. Может, лучше, может, хуже.

Так кто я теперь? Есть такое утверждение: ты принадлежишь к той национальности, на языке которой думаешь. Я думаю на русском. А как иначе, если мой русский словарный запас в тысячи раз больше армянского?

Единственно, угнетает то, что не стало нашей некогда огромной страны и я не могу попасть ни в места своего детства и моих предков, ни в места отрочества и юности. Посидеть бы у могилы дедушки, босиком побродить по гальке горной речушки. Кого теперь в этом винить?
Из письма З. Тороян, с. Курьи, Свердловская область

Москва слезам не верит / Зарзанд Ничейный // Журнал «Самиздат». – 2009. – Режим доступа: http://samlib.ru/z/zarzand/moskwaslezamnewerit.shtml . – Дата доступа: 6.11.2015.


О нем

Зарзанд Тороян в Одноклассниках // Одноклассники: социальная сеть. – Режим доступа:
http://ok.ru/profile/567936719078 . – Дата доступа: 6.11.2015.
Зарзанд Тороян 74 года, г. Сухой Лог (Свердловская область), Россия


Адреса и телефоны России : Тороян Зарзанд Шаваршович: 10.05.1941 г.р., адрес: Свердловская Область, Екатеринбург, Сухой Лог.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14832
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1481
Зых и зыхчане

Сысоевы Василий Михайлович, Таисия Ивановна, Владимир и Леонид

Семья прожила в Баку в военном городке Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова около 30-ти лет.



file.php?fid=205990&key=1730539455


Воспоминания сына капитана 2 ранга Леонида Васильевича Сысоева.

Мой отец – выходец из потомственного казачьего рода, родился 25.12.1912 года в городе Воронеже. Детство и отрочество его прошли на Дону в станице Усть-Медведицкая, где до сих пор стоит двухэтажный дом его предков.
Перед установлением советской власти он успел закончить два класса церковно-приходской школы.
Расказачивание, репрессии к казакам, которые служили в белой армии, обезлюдили некогда богатую станицу. В 13 лет отец с младшей сестрой Надеждой были вынуждены уйти из дома и скитаться по дальним родственникам.
В родной дом они больше не вернулись, его национализировала советская власть.

file.php?fid=356645&key=1606668829
Дмитрий Шмарин. Картина «Гражданская война. Расказачивание».

Случай помог моему отцу устроиться учеником матроса на плавучий дебаркадер. После окончания школы крестьянской молодежи в 1930 году его призвали на флот в город Баку. С этим городом его потом надолго свяжет судьба. Тогда многие бежали от голода и репрессий на юг. Оставшись на сверхсрочную службу, отец закончил школу младшего комсостава и плавал на кораблях Каспийской флотилии.

Перед войной его перевели в Севастополь на легкий крейсер «Красный Кавказ» старшиной команды артиллерийского расчета главного калибра. Уже в сентябре 1941 года отец участвовал в высадке десанта в тылу противника в районе села Григорьевка. О войне он не любил рассказывать, к медалям относился «прохладно» и только два ордена Красной Звезды и Красного Знамени хранил в отдельной коробочке и гордился ими.
В 1940 году отец женился.

Моя мать, урожденная Текучева Таисия Ивановна, родилась 5.12.1918 года в станице Верхне-Курмоярская Сталинградской области. Ее отец, донской казак Иван Пантелеймонович, в гражданскую войну воевал в белой армии. В 1938 году он был расстрелян по приговору «тройки», реабилитирован посмертно, но это было потом…
А мать тогда еще долго носила клеймо дочери «врага народа». Позже она рассказывала, как в педучилище ей часто в спину шипели «вражина».

Трудолюбивая, ответственная, она активно участвовала во всеобуче по ликвидации безграмотности на селе. В период войны моя мать с сыном Владимиром проживали в городе Поти, где была временная база Черноморского флота. Там она могла встречаться с моим отцом.
После войны в 1946 году мои родители переехали в город Баку в поселок Зых.
Отец служил в Каспийском Высшем Военно-морском училище на кафедре кораблевождения, а мать работала в детском саду воспитательницей.

В 1957 году отца перевели на Краснознаменную Каспийскую флотилию командиром торпедного катера Г-5.
В 1965 году он уволился в запас и был служащим на разных хозяйственных должностях в Каспийском училище.
Неприметный, молчаливый, он не знал, что наступят новые времена, поэтому хранил молчание о войне, о своих расстрелянных родственниках. Отец курил «Беломор» и, когда я «тырил» у него папироски, наловчившись иголкой незаметно вытаскивать их из пачки, то он не обращал на это внимания. Меня он никогда не наказывал, не сквернословил, не пил, на жизнь смотрел, как бы сожалея, что все как-то не так.

За год до смерти, тяжело больной отец посетил отчий край, город Серафимович. Однако у него не хватило сил переступить порог родового дома. Слишком тяжелы были воспоминания детства.
Отец умер в 1978 году.

Большое спасибо за эти воспоминания Леониду Васильевичу Сысоеву. Спасибо за память и за любовь к нашему "островку невозврата" - ЗЫХУ.


file.php?fid=356644&key=1851964771
Похоронены в Баку на кладбище на Ленинской.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14832
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1481
Зых и зыхчане

Сысоев Владимир Васильевич


1942 - 1997

file.php?fid=205982&key=1009590135


Из воспоминаний капитана 2 ранга Леонида Васильевича Сысоева.

Мой брат Владимир родился в Баку 05.04.1942 года. После окончания средней школы с серебряной медалью в 1959 году поступил в Высшее Военно-морское училище имени Кирова. На первом курсе был отчислен по состоянию здоровья.

В 1960 году он успешно сдал экзамены в музыкальное училище имени Асафы Зейналлы на фортепианное отделение. Параллельно учился на вечерних курсах стенографии и машинописи, что позволило ему в дальнейшем работать в аппарате Совмина АЗ ССР и ЦК КП Азербайджана.

После окончания музыкального училища Владимир работал в детской музыкальной школе № 15 города Баку.

В 1979 году получил высшее образование, закончив заочное отделение Таганрогского музыкально-педагогического института.

Находясь в отпуске на Черноморском побережье Крыма, он познакомился со своей будущей женой Людмилой, тоже музыкальным педагогом. Красивая, энергичная, увлеченная музыкой, она покорила его с первого дня знакомства. На второе свидание он подарил ей картину русского художника Ивана Крамского «Неизвестная» и сделал предложение руки и сердца.

99473108_large_dfdc8f3ff8cc0baf760e42753d5d1d8e.jpg


Осенью 1980 года состоялась свадьба, уроженка Белоруссии переехала в Азербайджан. Молодые супруги вместе работали в музыкальной школе, а по воскресным дням пели в церковном хоре православной церкви.

В 1989 году семья брата вместе с дочерью Ольгой переехала в Брест, где Владимир Васильевич продолжил преподавательскую деятельность по классу фортепиано.
В 1995 году жена подарила ему вторую дочь Таисию.

28 октября 1997 года преждевременная смерть оборвала его жизнь.


file.php?fid=205987&key=1591122839
Ольга Сысоева-Шмитт
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14832
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1481
Ольга Сысоева-Шмитт

Воспоминания о моем любимом отце…
Воспоминания из глубины души.


« В ночи, когда уснет тревога,
И город скроется во мгле —
О, сколько музыки у Бога,
Какие звуки на земле! »

Александр Блок


Одним из звуков Божественной симфонии жизни был мой дорогой отец, Сысоев Владимир Васильевич.
Высокий, статный, яркой индивидуальности человек. Благородный, с глубокими искрящимися глазами, с волосами прямыми и непокорными. С добрыми мягкими руками, которые поддерживали меня во время начала езды на двухколесном велосипеде. С руками полными добра и счастья, именно этими руками отец переиграл множество фортепианных сочинений, этими руками ласкал своих дочерей, катал их на качелях, ловил во всех забавных детских играх.

Отец любил море, видимо в силу семейных традиций. Мой дедушка Василий Михайлович служил в военно-морском флоте и по долгу службы прибыл в южный Баку со своей женой Таисией. Дед много сил и умения отдал, чтобы построить семейный дом с красивым садом. Наш дом находится в поселке Зых по улице Нахимова. В 2008 году летом я ездила в город своего солнечного детства. В город, который принес мне счастье иметь такого отца.

Папа учился в школе № 221 Шаумяновского района, и в то же время ходил на занятия в музыкальную школу в класс фортепиано. В 1956 году родители подарили ему фортепиано Ростов-Дон.
В доме были репродукции известных художников, такие как « Дети, бегущие от грозы » Маковского, « Девочка с персиками » Серова, « Иван Царевич на сером волке » Васнецова.

file.php?fid=206304&key=1488740141

Бабушка любила читать русскую классику, умела играть на гитаре и на мандолине, преподавала в начальных классах школы. Благодаря такому примеру матери два сына Владимир и Леонид выросли широко образованными людьми.

Отец был увлеченным и творчески вдохновенным человеком, изобретательно работал за фортепиано. Каждое утро, если тому не препятствовали неотложные дела, отец одаривал наш дом звуками фортепианной музыки. Из того, что я помню, он играл этюды, вальсы, мазурки, экспромты Шопена, Прялку Мендельсона, Фантастические пьесы Шумана, прелюдии Рахманинова, пьесы из цикла Времена года Чайковского. С учениками занятия проходили с увлечением, отец умел найти подход к каждому, любил придумывать различные способы разучивания музыкального произведения, мыслил свежо и интересно.
Папа любил путешествовать, посещать концерты и спектакли в театрах.

В Баку мы вместе ходили в театр оперы и балета имени Ахундова. Я помню первую оперу в моей жизни, - опера Богема Джакомо Пуччини. Мне было шесть лет в то время и я без устали спрашивала о чем поют, а мой отец всегда терпеливо объяснял мне.

teatr-operi-i-baleta_jpg_1317993883.jpg
Азербайджанский Академический Театр Оперы и Балета им. М.Ф. Ахундова.

Всегда мы находили интересные темы для беседы. Порой я еще в детстве задавала очень обширные вопросы, а отец мог на все найти достойный и интересный ответ.
Мгновения света и радости, которые царят в моей памяти о детстве в Баку:
Яркий солнечный день. Мы в саду около своего дома на берегу Каспийского моря. Отец снимает с веток плоды инжира, сочные и спелые, а я внизу, - жду его. Я маленькая девочка, я знаю, что сейчас мой отец принесет мне что-то необычно вкусное с этого дерева.

А вот другое:
Мы всей семьей на море, жаркий летний день, мы плаваем все вместе. Я на плечах у отца, мама показывает нам свой морской фокус. Отец отлично плавал и научил плавать меня.
Вот так текло наше время. Папа любил пошутить и часто улыбался. Одновременно он был серьезным, глубоко мыслящим человеком. Часто мы его видели за чтением книг различного содержания. Он постигал основы психологии, скорочтение, историю фортепианного исполнительства, музыкальную форму и гармонию.

Встреча с мамой случилась в городе Ялта, который известен своим курортным обаянием. Встретились две музыкальные творческие души. Вместе играли на фортепиано, танцевали и полюбили друг друга… На первое свидание папа подарил моей маме картину Крамского “Незнакомка”.
Мама приехала в Баку в августе 1980 года, свадебное торжество состоялось 3 октября во Дворце бракосочетания “Счастье” и в ресторане “Баку”.

В 1991 году мы переехали в Брест. У нашей семьи появилась новая просторная квартира. Папа преподавал фортепиано в музыкальной школе.
У папы было две радости в жизни, - две дочери. Он нас называл Олюшичунчикчик и Таюшунчикчикчик. Я родилась в 1981 году и Таечка в 1995 году.
Мы вместе проживали насыщенную и интересную жизнь, полную любви, гармонии и красоты. Такой жизнью хотелось жить долго. Мы и сейчас вместе…
Последние строки своего небольшого воспоминания я заканчиваю писать 28 октября 2015 года. Папа уже не живет на земле, но его свет и любовь светят и звучат во мне.

file.php?fid=206556&key=114370296


Таисия Сысоева выпускной концерт.m4v https://www.youtube.com/watch?v=lN3gCKBEHNg

Ольга Сысоева. Моцарт в жизни. https://www.youtube.com/watch?v=Thd4lqzU8B0
https://youtu.be/Thd4lqzU8B0
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14832
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1481
Зых и зыхчане


Зоз Алексей Прокофьевич и Зоз Софья Иосифовна

Алексей Прокофьевич - преподаватель Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1960-1970-е гг.). Кафедра теоретической механики.
Родился 31 августа 1909 г.


Зоз Софья Иосифовна - преподаватель русского языка и литературы в средней школе №221 в Баку.
Родилась 30 июня 1919 г.



Более 40 лет прожили в военном городке Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова на Зыхе.

Жили на ул. Нахимова 13 «Б» кв. 5.

Два сына.


file.php?fid=208197&key=1215122019


О них

Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992): Фотография / Проект "История КВВМКУ в лицах..."
https://forum.vgd.ru/post/585/...#pp1659957

file.php?fid=125836&key=179924301
Слева направо: Леечкис Е.В., Бурьянов В.А., Логинов М.В., Бабаян А.Ф., Белогуров Б.В., Пекер И.Я., Шпиндлер В.А., Позняк И.В., Алексеев И.М., Баснин Р.В., ЗОЗ А.П., Лопатин А.И., Ананян Е.Г., Михайлов Е.А., Сарапин, Дорошенко А., Сенин А.В., Беленький, Кирин И.Д., Скрынников Б.В., Астоновицкая Г.Я., Изотов Н.Л., Усанов.
https://forum.vgd.ru/post/585/55473/p1660462.htm

Куделин, В.И. Каспийцы-кировцы на океанской вахте: Краткий исторический очерк Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени Сергея Мироновича Кирова (1980-е гг.)
https://forum.vgd.ru/post/585/...#pp1836185

Упоминание.
Передовыми офицерами были названы офицеры и преподаватели К.М.Алексеев, Р.Д.Гегечкори, М.А.Чижов, Ю.Т.Казаков, Б.Г.Ставицкий, Е.И.Краснов и А.П.ЗОЗ.


Из воспоминаний капитана 2 ранга Сысоева Леонида Васильевича.

Семья Софьи Иосифовны Зоз, нашей учительницы по литературе, волею судьбы до войны оказалась в Баку. Опытный педагог, она преподавала и моему старшему брату, ставя его в пример. Уроки она проводила интересно. Отдавая частицу своей души, учила нас не только грамотно писать, но больше всего старалась пробудить чувство к прекрасному. На ее уроках звучала классическая музыка, на учительском столе лежали альбомы репродукций русских и зарубежных художников. Жаль, что мы не все могли оценить это.
Спасибо Вам, Софья Иосифовна, за любовь к русскому языку и литературе, за долготерпение, за Ваш труд! Когда русские бежали из Баку, моя мать тяжело болела. Вы, Софья Иосифовна, вместе с мужем Алексеем Прокофьевичем, навещали ее, помогали, чем могли! Большая благодарность Вам за это!


99906.jpg

1-й ряд слева направо: Иващенко Таня, Черноштан Наташа, Стукалова Таня, Савельева Надя, Ковальчук Надя, Сейфулина Аделя, ? Надя, Ахмедова Ира,

2-й ряд слева направо: Баснина Ира, Богомолова Люба, Зоз Софья Иосифовна, Соколова Наташа, Ярцева Ирина Яковлевна, Куджоян Нина, Даниелян ?, ??,

3-й ряд слева: ? Володя, Генералов Гена, Бойко Юра, Орлов Коля, Мишин Саша, Полещук Валера, Воробьев Вова, ??

4-й ряд слева направо: Булгаков ?, ??, ??, Еремеев Коля, Черников Шурик, Контиевский Юра, Иванов Юра.
http://www.baku.ru/frmpst-view...92#7663292
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14832
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1481
Зых и зыхчане

Рыськовы Василий Гаврилович, Мария Исааковна, Николай, Наталья

Два поколения семьи Рыськовых жили в Баку на Зыхе в военном городке Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1945-1980-е гг.)

file.php?fid=213754&key=1556317997

Рыськов Василий Гаврилович

1910 - 1971
Капитан 1 ранга
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Родился 12 февраля 1910 г.
Окончил в 1936 г. ВВМУ им. М.В. Фрунзе. С 1941 по 1944 г. принимал участие в Великой Отечественной войне в составе советского флота.
Прошел путь от командира боевой части подводной лодки до начальника кафедры Каспийского ВВМУ им. С.М. Кирова.
С 1945 по 1958 гг. служил в Каспийском ВВМУ им. С. М. Кирова в должностях преподавателя, а затем начальника кафедры торпедного оружия.
Умер 28 августа 1971 г. Похоронен в Баку.

Рыськова Мария Исааковна (11 сентября 1918 г. - 26 апреля 1999 г.).

Мария Исааковна принимала активное участие в общественной жизни жителей военного городка Каспийского ВВМУ.

Дети: сын Рыськов Николай Васильевич. Дочь Рыськова Наталья Васильевна.
Семья проживала в Баку в военном городке Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова на ул. Нахимова в ДОСе №1 (ныне д.№7), кв. 351 (?)

file.php?fid=213991&key=1221431484

1956 г. женский хор Каспийского ВВМУ им. С.М. Кирова.
Сидят слева направо мужчины начальник политотдела Гуляев Дмитрий Дмитриевич и Лейн Дмитрий Михайлович.
В центре первого ряда женщин - Мария Исааковна Рыськова.

file.php?fid=213992&key=671597616

Комиссия по оформлению художественной выставки творческих работ женщин Каспийского ВВМУ 1948 г.
Сидят: Желвакова, Демянская, Топорова Елена Даниловна, Фролова
Стоят: Боровцева, …………., Кислякова, Рыськова, Шейхот.

Большая моя благодарность за биографическую информацию о семье и фотографии - Наталье Васильевне Прошкиной (Рыськовой)



ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
Милая Наташа, поздравляю с днем рождения! 25*3 ! Замечательная дата! Выглядишь ты супер! Настроение - дважды супер! Ни капли уныния! Это вдохновляет на маленькие и большие подвиги.
Поездки близкие и далекие! Ежедневные прогулки! Массажи! Вкусности собственного приготовления или купленные! Наслаждайся жизнью!
Крепкого здоровья и ещё десятки счастливых лет благоденствия!

18.03.2022 г.
file.php?fid=831752&key=1208818529
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14832
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1481
Зых и зыхчане


Мартынов Сергей Петрович, Гюльахмедова-Мартынова Гюльджахан, Галина



Гюльахмедова-Мартынова Гюльджахан Шаула-кызы

Первая женщина азербайджанка-режиссёр.
Народная артистка Азербайджана, лауреат Государственной премии Азербайджана, профессор Азербайджанской музыкальной академии.

Родилась 23 июня 1925 г. в Баку на Колодезной улице в большой и дружной семье Гюльахмедовых. Мама и папа – врачи, дядя – ученый.
Окончила театральный институт в Баку режиссерское отделение.
После окончания института получила назначение в Бакинский театр русской драмы (Русский драматический театр им. Самеда Вургуна), тогда там работали блестящие режиссеры: Степанов-Колосов, Магеррам Ашумов, Сахаров. Гюльджахан ханым поставила в РДТ имени С. Вургуна более 70 спектаклей.
С 1982 г. работает в Бакинской музыкальной академии и Оперной студии. Преподает вокалистам такой предмет, как мастерство актера, и ставит с молодыми отрывки из спектаклей и целые оперы.

В военном городке Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова на Зыхе семья Мартыновых прожила 8 лет. Муж Мартынов Сергей Петрович, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., окончил Каспийское ВВМУ, преподавал в Каспийском ВВМУ им. С.М. Кирова. Дочь Галина Сергеевна Мартынова - родилась в Баку (1944). Окончила Азербайджанский Государственный Университет - химический факультет (1966). Кандидат технических наук (1975). Доктор физико-математических наук (2004). С 1966 по 2002 год работала во Всесоюзном Научно-Исследовательском Институте Олефинов с перерывом (1970-1973гг.) на обучение в аспирантуре МИСИ, Москва. С 2002 по 2011 годы работала в ИНХП НАНА, а с 2012 года работает в Институте геологии Национальной Академии наук Азербайджана. Главный научный сотрудник, и.о. руководителя Отдела «Геохимия нефти».
martinova_galina.jpg
Галина Сергеевна Мартынова. Кандидат технических наук (1975). Доктор физико-математических наук (2004).



file.php?fid=214887&key=123845635


Публикации

Гюльахмедова-Мартынова, Г. С благодарностью и восхищением Эльмире Аббасовой посвящается // Каспий.- 2008.- 15 ноября.- С. 15.
http://anl.az/down/medeniyyet2...br_729.htm



Эльмира Абдулгамид кызы Абасова (род. 10 января 1932, Баку – 12 февраля 2009) — азербайджанский советский музыковед, заслуженный деятель искусства Азербайджанской ССР (1967), кандидат искусствоведения (1962), профессор (1980), профессор Бакинской музыкальной академии им. Узеира Гаджибекова, член Союза композиторов Азербайджана.
file.php?fid=214890&key=881040320


Гюльахмедова-Мартынова, Гюльджахан. Качели судьбы: Воспоминания, рожденные бессонницей… // Бахрам Багирзаде. О чем говорят женщины... - Баку, Издательский Дом “Şәrq-Qәrb”, 2013. - 240 с.

С. 17-43

КАЧЕЛИ СУДЬБЫ
Воспоминания, рожденные бессонницей…
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.

Уильям Блейк


http://1001kitab.az/pdf/kitab345c37d62835821.pdf.pdf
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14832
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1481
Гюльахмедова-Мартынова Гюльджахан Шаула-кызы

Гюльахмедова, Г. "Мой старый, мой ласковый город" // Наш Баку : история Баку и бакинцев. – Режим доступа:
http://www.ourbaku.com/index.p...E%D0%B4%22 . – Дата доступа: 19.01.2016.


Из интервью, данного первой женщиной-театральным режиссером Азербайджана Гюльахмедовой Гюлей-ханум журналистке Н. Исмайловой. Статья была опубликована в честь 85-летия знаменитого режиссера Театра Русской драмы 24 июля 2010г.

- Вы прожили в Баку 85 лет. Что значит для вас понятие - "мой Баку"?
- (задумалась) Баку - прекрасный, современный город... Но в сердце моем живет мой старый, мой добрый, мой ласковый Баку.

Город в цветах распустившейся белой акации, которую почему-то ели наши мальчишки.
Островки зеленых оазисов. Губернаторский сад. Бульвар. Парк Роте Фане. Парапет. Бульвар. Парк Роте Фане. Парапет.
Булыжные мостовые. Цокот копыт - это фаэтоны, которые отвозили нас в Бузовны. Бульвар. Парк Роте Фане. Парапет. Булыжные мостовые. Цокот копыт - это фаэтоны, которые отвозили нас в Бузовны.
Я помню старые названия улиц: Николаевская, Водовозная, Почтовая, Кладбищенская...

Я помню улочки с таинственными двориками и скамейками у ворот. Балконы, где мы пили чай, слушали музыку и последние известия, раскланиваясь со знакомыми прохожими.
Помню, как выходили на прогулку наши соседи Ростроповичи - папа, мама и Слава - все в белых панамках...

- Вы родились на Колодезной?
- Да, моя родная улица: два тополя у ворот, веселый двор, где с раннего утра сливались воедино крики торговцев и звуки гамм музицирующих Ростроповичей.

- В какой школе вы учились?
- В 132-й, она находилась напротив Баксовета. С балкона архитектурного шедевра Гославского коммунистические вожди принимали праздничные парады. Нам, школьникам, в эти дни выдавалась парусиновая обувь, модные юбочки, и мы щеголяли в них на демонстрациях.

- Вы учились во времена раздельного обучения?
- Да, девочки учились отдельно от мальчиков. Они были для нас существами с другой планеты, мы даже побаивались их пристального внимания, шуток, жестких розыгрышей.

- Розыгрыши? Расскажите...
- На углу улиц Колодезной и Физули был маленький магазинчик, который сторожил угрюмый старик в бараньем тулупе. Обычно мальчишки играли рядом в футбол, а он гонял их палкой, чтобы не шумели. И вот как-то ночью ребята перенесли фанерную будку, в которой он спал, двумя улицами ниже.
Старик проснулся в ужасе:
"Джамаат?! Где магазин? Где я?! Караул! - кричал он почему-то на русском языке. - Хулиганы!"

А три года спустя эти "хулиганы" добровольцами ушли на фронт. И почти никто из них не вернулся.
Старик плакал, когда приходили похоронки. "Старый я дурак! Не дал ребятам наиграться..."

- Каким был Баку в военные годы?
- Суровый город: светомаскировки на окнах, освещение только лунное, дежурные у ворот и на крышах домов...
Эшелоны с ранеными, их везли со всех фронтов. Больниц не хватало, их размещали в школах, институтах.
Мама - врач, работала в эвакогоспитале, который развернули в консерватории. Помню, раненые лежали всюду: в аудиториях, коридорах, актовом зале, прямо на сцене, перед органом...
Я работала санитаркой, тогда впервые увидела, как умирают молодые люди.

(после паузы) Война - мучительные годы. Голод, нужда, потери, бесконечные похоронки и плачущие женщины в нашем дворе.
Они бежали в Ичери шехер к Атаге (знаменитый ясновидец и прорицатель - Ага Сеид Али Мир Мовсумов - Н.И.).
Там было много женщин с таким же горем.

Это был удивительный человек.
Он встречал их приветливо, вертел в руках похоронки, гладил строчки, залитые слезами, потом говорил: это ошибка, твой сын, муж или отец живой, он вернется. Только надо ждать. И беречь семью. Это сейчас самое важное.
Он говорил это каждой, кто к нему приходил, словно перекладывая их тяжелую боль на свои слабые плечи. Ему верили. И ждали. Атага многим помог пережить горе. Мир его праху.


Гюльджахан Гюльахмедова-Мартынова - источник любви, из которого черпают вдохновение целые поколения… : «Женщины, которые вдохновляют» / Гюльджахан Гюльахмедова-Мартынова; Беседовала Надежда Исмайлова // 1news.az : Информационное Агентство "The First News". – 2015. - Режим доступа: http://1news.az/interview/162/20150623023229209.html . – Дата доступа: 19.01.2016.
Это было в традиции древних греков – до начала спектакля выслушивать пролог.
На авансцене появлялся персонаж, которому поручалось разъяснить зрителям некоторые мотивы, оставшиеся за рамками пьесы, высказать свое отношение к тому, что произойдет дальше. Это была часть театрального церемониала, акт вежливости, такой же естественный, как поклон при знакомстве.
Не будем нарушать традиции – я тоже хочу объяснить «правила игры» и причины, по которым эта статья просто не могла быть не написана.
thumb_20150623023229209.jpg

КТО, ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ?

Близкие называют ее «леди Гю». Она никогда не хотела звезд с неба. Она предпочитала сама создавать звездные постановки, звездные команды, звездных учеников. В 60-70 годы ее имя делало «погоду» в театральном искусстве. Многие ее спектакли стали классикой для грядущих поколений.

«Мария Стюарт» Шиллера, «Двое на качелях» Гибсона, «Вагиф» Самеда Вургуна, «104 страницы про любовь» Радзинского, «Загнанная лошадь» Франсуазы Саган, «Ты всегда со мной» Ильяса Эфендиева, «Антигона» Ануя, «Отелло» Шекспира... Первая женщина–режиссер, она вошла в азербайджанскую культуру, и принадлежит ей не только спектаклями, но и самим своим Образом. Она живет в атмосфере всеобщего уважения на заданной ею самой дистанции.

Она - Народная артистка страны, лауреат Государственной премии Азербайджана, профессор Азербайджанской музыкальной академии.

Она - Гюльджахан Гюльахмедова-Мартынова.

И СЕГОДНЯ У НЕЕ ЮБИЛЕЙ

… Есть редкий тип женщин, у которых с возрастом ум все более обостряется, оттачивается. На склоне лет они проницательны на уровне экстрасенсов, и так же обаятельны, как в молодости. И так же вдохновляют, как в молодости. Они вне возраста. Такова Гюля ханум. Это признают и ее поклонники.

«Гюля! Гюля ханум! Я еще не решил, как к Вам правильно обратиться, - пишет драматург и режиссер Владимир Неверов, - с одной стороны, вы госпожа, и перед вами склоняют головы сотни, а может, тысячи ваших учеников. С другой стороны, ваша удивительная энергия дает вам возможность оставаться всегда юной. Это взгляд влюбленного в вас человека. Я вас люблю уже более 40 лет. Мне сложно вспомнить, когда это случилось. Может, это произошло на спектакле «Мария Стюарт» или «Валентин и Валентина», а может, «Отелло». Одно я знаю, лучшие годы моего формирования связаны с вами, с вашим творчеством. Вы - часть нашего театра, часть нашего искусства. Вы наше – национальное достояние. Я очень рад, что мы встретились с вами в этой жизни. Долгие вам лета!»

Я тоже знакома с Гюлей ханум с незапамятных времен, и тоже нежно, трепетно ее люблю. Ведь я видела почти все нашумевшие ее спектакли, бывала на ее репетициях в оперной студии, встречалась с ее коллегам, звездными учениками, принимала участие в семейных застольях. И писала то, что можно было бы назвать «Жизнь и деяния» этой выдающейся женщины… Чувствую, что мой пролог затягивается (о ней можно говорить бесконечно), перехожу к главному. Предлагаю прослушать фрагменты из бесед, которые мы ведем с Гюлджахан ханум последние пятьдесят лет.

О ДНЯХ РОЖДЕНИЯ

- Я родилась 23 июня. Это период театральных гастролей, выпускных экзаменов у моих студентов. Как бы не время для праздников. А вот 23 июня 1941 года запомнила хорошо. Прибежала моя лучшая подруга Анаханум: «По радио объявили, что началась война». Мы побежали в школу, а там мальчики нашего класса отправились в военкомат, решили добровольцами пойти на фронт. Потом они все погибли…

Вообще-то я не люблю юбилеи. Категорически. Что кому доказывать? Зачем? Не люблю давать интервью, не люблю сниматься на камеру. Внимание должно быть к делам…Моя сила – в моих делах. Тут недавно заходит ко мне корреспондент, деловито вытаскивает диктофон, и прямо с порога: «Расскажите о вашей жизни». Я чуть со стула не свалилась. Говорю: «Уберите ваше подслушивающее устройство. Сначала познакомимся. Выясним, захочется ли нам говорить друг с другом».

- Реакция на «подслушивающее устройство» - это эхо тридцатых годов?

- Это опыт жизни дочери «врага народа». В людях, переживших террор, страх или осторожность остается на уровне подсознания. Тем и страшен любой террор. Его травмы дают о себе знать всю жизнь.

Даже в оттепелевых 60-х, если на репетиции вдруг заговаривали о выборах, ценах или политике, актер Толя Фалькович, большой остроумец, громко говорил в какой-нибудь верхний угол комнаты: «А Фалькович не приходил сюда? Когда он появится, не знаете?» - и на цыпочках покидал репетиционный зал …Такие вот были шуточки.

О КОРНЯХ

- Я родилась в Баку на Колодезной улице в большой и дружной семье Гюльахмедовых. Мама и папа – врачи, дядя – ученый. Пока я была ребенком, мир мне казался уютным и добрым. Но это была только видимость.

Детство омрачил арест отца. В середине двадцатых его «увели» из дома без всякой аргументации. Мама бросилась в Тбилиси, где заседало закавказское правительство, спасать папу. На каком-то публичном мероприятии она подтолкнула меня к ногам Мир-Джафара Багирова. «Чья эта девочка?» - спросил грозный глава ЧК.

«Шуауллы Гюльахмедова», - ответила мама. Он нахмурился: «Скажите Шуаулле, что ради этого ребенка мы дарим ему жизнь». И расстрел заменили ссылкой в Соловки «без права переписки».

Мама осталась одна с двумя детьми на руках без работы, без средств, без надежды на возвращение мужа. Тут появился человек, который предложил ей взять на себя все ее заботы. После пяти лет раздумий она согласилась.

Я хорошо помню вечер маминой свадьбы. Собственно, веселья никакого не было. Мама ушла тихо, без лишнего шума, чтобы не травмировать родных отца. Она смущенно улыбалась, целуя нас. Мы остались с бабушкой. Вдруг стук. Бабушка открыла дверь и вскрикнула: «Шуаулла!» Надо же было случиться такому: папа вернулся именно в этот день! Бабушка бегом в дом жениха…

Всю ночь родители говорили, спорили, кричали, плакали – мы все слышали сквозь сон. А утром измученная мама сказала: «Никто не виноват. Но изменить ничего нельзя. Я вышла замуж». Меня спросили: «С кем я хочу жить?». Я захотела с мамой. Наш отчим был секретарем Куткашенского района. В 37-м его тоже арестовали как врага народа. И мы снова остались одни. Вот такая семейная драма.

%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%203(51).jpg


%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%205(25).jpg


О ЛЮБВИ

- Первое признание в любви? Грустное воспоминание… В самый канун 1938 года у мрачного здания НКВД я случайно встретила своего одноклассника Леву Грубера (будущего народного артиста республики).

Там в подвале «сидел» мой отчим, а у Левы - папа с мамой. По случаю Нового года семьям заключенных разрешили сделать своим родным передачу: махорка, хлеб и сахар. Очередь, чтобы попасть к заветному окошку, мы заняли с вечера. И надо было простоять всю ночь, чтобы не пропустить ее, так как существовал определенный лимит. Очередь стояла на улице под аркой, где сейчас АПИ. Пошел снег. К утру ударил мороз. И вдруг Лева начал читать стихи. Это были первые стихи, которые посвятил мне Мужчина. Первое признание в любви. Нам было по 12 лет…

А вот мужчину своей жизни я встретила в 18 лет. Мы с подружкой пошли в театр оперетты, спектакли которого проходили в Доме офицеров.

В антрактах в фойе устраивались танцы под духовой оркестр. В тот вечер звучал модный вальс: «Ночь коротка. Спят облака. В этом зале пустом мы танцуем вдвоем». Меня пригласил на танец красавец-лейтенант, выпускник морского училища Сергей Мартынов. Это была любовь с первого взгляда. О, в наше время знали, что это такое… Любовь, которая не заканчивается после первого поцелуя. Среди множества претендентов, которых преподносила нам жизнь, мы могли выбрать одного единственного и пронести свое чувство через все ухабы жизни. Мы прожили с Сережей 61 год, и знаете, последние слова его были тревогой обо мне…

%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%204(36).jpg

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

- Поначалу она воспринималось не очень драматично. Я была уверена, что «мы победим» через три дня. Ну, в крайнем случае, через неделю. Баку был строгим, собранным. Мне нравилась знаменитая светомаскировка на окнах. Город в полной темноте. Только лунное освещение. Так романтично. Мы специально выходили на ночные прогулки при луне. Мне ведь было 16 лет!

А когда в Баку пришли первые эшелоны с ранеными, мы поняли, как это серьезно. Первый госпиталь, в который я попала, был развернут в консерватории. На сцене, где сейчас стоит орган, лежали тяжелобольные. Я подошла к обгоревшему солдату. Поправила повязку. Приоткрыв щелки глаз, он спросил: «Завтра придешь?» «Приду». А завтра его не стало. Так пришла смерть в мою жизнь. Я оставила школу и пошла санитаркой в военный госпиталь, где работала моя мама.

Баку очень много сделал для победы в Отечественной войне. И не только своей нефтью. Он ставил на ноги раненую Советскую армию. Возвращал в жизнь тысячи и тысячи мужчин. Вот о чем надо писать, ставить спектакли, снимать фильмы…

- Помню, ваш спектакль «А зори здесь тихие»… одно из самых пронзительных произведений о войне на нашей сцене.

- Я тоже очень любила этот спектакль. Но это фронтовая история. А тыл был не менее героичен.

О ТЕАТРЕ

- О театральной карьере с детства я не мечтала. Нет, даже в мыслях не было. После окончания школы собрался семейный совет: папа, мама, дядя Касум (Ага Касум Гюль – директор института географии АНА, ученый с мировым именем, участвовал в международных экспедициях по поиску каспийской Атлантиды – Н.И.). Решение семьи было единодушным: я должна идти по стопам родителей, чтобы стать врачом.

Но в Мединституте я продержалась всего один семестр. Потом поступила в АЗИ. За год умудрилась поучиться на трех факультетах: геологоразведочном, нефтепромысловом и даже в группе инженеров пожарной безопасности. В общем, способная была девушка.

Тут в Баку открылся театральный институт. Я ринулась на режиссерское отделение, не имея никакого представления о том, что это такое. Родные были в шоке. Дядя Касум сказал, что мои «пробежки» по вузам и факультетам до добра не доведут, что режиссура – мужское занятие. Во всяком случае, ни одной женщины режиссера он не знает. «Что ж, я буду первой!» - «обрадовала» я родных.

…Трудно описать то состояние, которое возникает при соприкосновении с искусством больших мастеров. Когда я попала в «зону» духовного в мастерской великого режиссера, Народного артиста СССР Мехти Мамедова, я почувствовала, что мурашки пробежали по коже. Это ощущение, это чудо продолжалось все годы учебы…

Мехти Асадуллаевич умел создать удивительную атмосферу для растущей творческой личности. Никогда не давал готовых рецептов, не поучал, не заставлял зубрить основы режиссуры. Единственное, что требовал, - уметь самостоятельно мыслить, искать, сомневаться, зажигать искры духовности на сцене. Только ради этого и стоит заниматься нашей профессией.

Благодаря своему учителю, я поняла, что режиссура – это мое, что знаменитый вопрос: «Любите ли вы театр, как я его люблю?!» - имеет только один ответ. Театр – моя жизнь.

Как реликвию, храню я книгу, подаренную Учителем: «Режиссерские уроки Станиславского». Н. Горчаков. В ней надпись: «Эту книгу написал о своем учителе учитель твоего учителя. Мы вправе гордиться такой родословной».

Я всегда помню, откуда я родом, и горжусь этим. Ведь за моей спиной, кроме Мехти Мамедова, стояли выдающиеся мастера сцены Адиль Искендеров, Тофик Кязимов.

После окончания института я получила назначение в Бакинский театр русской драмы, тогда там работали блестящие режиссеры: Степанов-Колосов, Магеррам Ашумов, Сахаров. Сказать, что эта мужская компания встретила меня с распростертыми объятиями, было бы неправдой. Наоборот. Поначалу первая женщина-режиссер раздражала. Актеры уходили с репетиций: «Что может дать мне эта девочка?», - говорил, например, Народный артист Шарлахов. Или Степан-Колосов, который нежно ко мне относился, грозил актерам: «Сейчас уйду и оставлю вас с ней». Я много чего наслушалась.

И все-таки это была настоящая жизнь и настоящая школа мастерства. Я застала великие актерские поколения: Юдин, Мякишев, Бабичева, Фалькович, Гинзбург, Ширье, Духовная, Ягизаров. Старики уходили, молодые приходили. Это естественно. Без своих великих стариков театр существовать не может. И без традиций не будет иметь лица. Это аксиома.

Продолжение следует
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14832
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1481
Гюльахмедова-Мартынова Гюльджахан Шаула-кызы


О МОЛОДЫХ…

- Конечно, сегодняшние молодые отличаются от молодых нашего поколения.

Сегодня молодежь свободна, раскованна, более информирована, независима в суждениях, поступках. Более обеспечена, наконец. Это приятно. Мы были бедные… Но жизнерадостнее.

Помню, на каждый Новый год Петр Борисович Юдин - главный режиссер театра, обязательно дарил всем сувениры-игрушки, которые делал сам. В первый год я получила крохотную коробочку с золотыми туфельками Золушки. Он был человек внимательный, и, естественно, заметил мои стоптанные туфли. У меня долго хранились его маленькие шедевры, потом я подарила их своей дочери, она передала – своей дочке. Сейчас это уже семейные реликвии.

Пожалуй, главное ощущение от той жизни – умение радоваться. Да, мы умели удивляться. И получать удовольствие. Сейчас молодых мало, чем можно удивить.

BRT-Aktery.jpg
Актеры Театра русской драмы (Баку)- слева направо: Зернова З.Ф.,гость, Ширье В.К.,Асоян Р.Х., Потапов В.М., режиссёр Гюльахмедова Г., Лащенко В.С., Гинзбург Р.С., Энштейн - пианистка, а в середине на корточках Мякишев К.М. (из личного архива Р.Х.Асоян)

О НОЧНОМ ЗВОНКЕ, «ШАГАХ КОМАНДОРА» И ГЕЙДАРЕ АЛИЕВЕ

- Однажды ночью у нас в доме раздался неожиданный телефонный звонок.

«Простите, - начал незнакомец, - но вы меня поймете, Гюльджахан ханум, я не мог не позвонить. Это касается «Шагов командора».

Я накрахмалила уши. Дело в том, что в те дни этот спектакль выдвинули на Государственную премию. Конкуренция была серьезная, если честно, мы не надеялись ее получить. Но в комиссии был наш друг, и он под большим секретом рассказывал нам о том, как проходят обсуждения номинантов. Представьте, первый тур «Шаги» прошли, второй - прошли… Мы заволновались – счастье так близко?! А третий тур – не прошли. «Вас завалили», - сообщил наш информатор. Конечно, мы огорчились. Но, как говорят спортсмены, главное – участие, а не награды. И вдруг через неделю этот ночной звонок.

«Я работаю в типографии, мы уже отпечатали номер завтрашней газеты «Бакинский рабочий» с информацией о присуждении Государственной премии. А сейчас пришел приказ аннулировать весь тираж, потому что изменили список победителей. В него ввели «Шаги командора». Я с таким трудом узнал ваш телефон, чтобы поздравить первым! Я ваш большой поклонник».

Я разбудила всех «заинтересованных» лиц. И хотя замечательный печатник предупредил, что газета появится не раньше часа дня, мы стояли у газетных киосков ровно в шесть утра. Киоскеры были в недоумении: «ЧП - в первый раз главные газеты страны не вышли во время! Что произошло?»

Потом нам рассказал писатель Мирза Ибрагимов, он был председателем комиссии по присуждению премий. Когда решение комиссии дали на утверждение Гейдару Алиеву, он спросил: «А где «Шаги командора»? Они же прошли все туры. Прекрасный спектакль, я его смотрел». И собственной рукой вписал нас в заветный список победителей.

Он был незаурядный человек, Гейдар Алиевич. Он часто бывал на наших премьерах. Всегда приходил за кулисы после спектакля, делился впечатлениями. Он был прекрасным рецензентом, у него был хороший вкус. Разбирал наше творчество со знанием дела. Был доброжелательным к людям искусства. Мы себя чувствовали с ним хорошо.

О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ, АМБИЦИЯХ, СОМНЕНИЯХ

- Володин говорил, давайте разрешать друг другу ошибки. Своим друзьям и близким я разрешаю любые ошибки, кроме предательства. Предавали ли меня. Только однажды. И я ушла из театра. Это была интрига, выстроенная по всем законам жанра с подкупом, шантажом, подметными письмами. Я не стала разбираться, просто хлопнула дверью. Позднее встретила одного участника того кошмара. Он бросился ко мне со слезами, умоляя простить. Ему, мол, обещали повысить зарплату, другим – квартиры, третьим – гастроли.

Потом звали обратно. Целый год каждый месяц кассир приходил ко мне с зарплатой. Но я сказала: вы хотите купить то, что не продается.

Жалею ли я об этом? Скорее, нет. Но… иногда закрадываются сомнения: возможно, я была не права. Возможно, гордыня или амбиции взяли верх… Наверное, надо было бороться. Ведь не только меня лишили любимого театра, но и театр с его зрителями лишили моих спектаклей. Так мне, во всяком случае, говорили многие: «Нас лишили праздника». У нас был потрясающий зритель. Интеллигентный, умный. Они поджидали нас у театрального подъезда, дарили цветы, писали … у меня целый короб восторженных телеграмм, писем, записок с признаниями.

О СТРАННОСТЯХ ДУШИ

- Необъяснимо… меня любят дети, животные и сумасшедшие. Ни один ребенок не прошел мимо, не оглянувшись и не улыбнувшись: что они высматривают во мне, один бог знает? Городские сумасшедшие делятся своими бедами, называют «доктор» и просят совета. Уличные кошки и собаки плетутся за мной, трутся о ноги, заглядывают в глаза. А я до слез стесняюсь бросить их и уйти. Когда-то мой маленький сосед сказал: «Если бы я был царем, каждый день ел бы яйца». Если бы я занимала эту должность, накормила бы всех бездомных и голодных.

Правда, бывает и так: недавно подобрала умирающего кузнечика, выходила, он окреп, и оказался… вредной саранчой. Что поделать, такое случается: поставишь на ноги, душу вложишь, а человек оказался саранчой.

Вообще-то я, наверное, не легкий человек, особенно, в работе. Но и ситуация вокруг – «не сахар». Иногда коллеги говорят: «Вам это надо?!» Это слова – вредители, слова – убийцы. Они убивают мечты, замыслы, надежды на лучшее. Делают человека пассивным – тогда бери его голыми руками.

Однажды я написала записку директору оперной студии Азаду Алиеву, который попал в больницу: «Выздоравливайте, умоляю вас, и возвращайтесь поскорее. Клянусь, не буду больше ругаться, заваливать работой, таскать к вам студентов талантливых и не очень. Да, я поклялась, но клятву не сдержу. Я буду мучить вас, пока я есть, пока мы есть».

О ТЕАТРАЛЬНЫХ СНАХ

- Оперная студия, где я работаю, стала моим вторым домом. Но, знаете, до сих пор, выходя из дома, я говорю: «Иду в театр». До сих пор я мысленно брожу по закоулкам театра, не теперешнего, а того, старого, с диванчиками в фойе, ложами-бенуар, узкими проходными, тесными гримерками. И до сих пор репетирую во сне со своими любимыми актерами. У меня нет обид на театр, он дал мне столько счастья, столько любви…
P.S. И СНОВА О ЛЮБВИ

«Любовь – великое украшение жизни. Она заставляет все вокруг цвести, играть красками, дарить изысканные подарки, петь чудесные песни, танцевать великолепные танцы». Если бы это не сказал великий француз Жан Ануй, то обязательно сказала бы Гюльджахан ханум. Потому что вся ее жизнь, все ее творчество, отношение к миру, друзьям, родным – все соткано из любви. Она и сама – источник любви, из которого черпают вдохновение целые поколения. НАДЕЖДА ИСМАЙЛОВА.

Воспоминания Гюльджахан Гюльахмедовой
http://www.baku.ru/blg-list.php?cmm_id=276&usp_id=0&id=95825



О ней

Сальман, Егяна. Живая легенда по имени ГЮЛЬДЖАХАН : Гюльджахан Гюльахмедова-Мартынова, режиссер // Vesti.az . – 2015. - Режим доступа: http://www.vesti.az/news/253100 . – Дата доступа: 17.01.2016.

Егяна Сальман, Директор Азербайджанского культурного центра Международной ассоциации Израиль-Азербайджан «АзИз»

То же
http://ulu.az/ru/?p=158465
Юбилей выдающейся азербайджанки http://news.day.az/culture/590452.html

590452.jpg


---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 30 31 32 33 34 * 35 36 37 38 ... 48 49 50 51 52 53 Вперед →
Модератор: Gelena
Вверх ⇈