Еще в детстве мне моя мама рассказывала, что в её детстве таких хороших игрушек, как у меня, было. Девочки тогда игрались самодельными куклами-младенцами, смотанными из разных лоскутков, и с нарисованными лицами.
[ Изображение на стороннем сайте: 97c46c3ed22e7be4c601ee1e8d259a93d58a57136884132.jpg ]
И вот уже сейчас, случайно наткнувшись в сети на таких кукол, я побольше о них узнала. Оказывается, по одной из версии, зародилась традиция делать таких кукол, именно на родине моих предков - в украинских селах между Черкасами и Чигирином.
И куклы эти называются Ляльки-Мотанки. Невероятно красивые и интересные. Они не только служили игрушкой детям, но и так же являлись оберегом для девочки, а потом и молодой хозяйки, а так же участвоволи в различных ритуалах.
Народные куклы Среднего Приднепровья(Народні ляльки Середньої Наддніпрянщини)Иконография, семантика, обрядово-фольклорные аналогииНародные ляльки ("куклы", как их называют в селах) Средней Надднепрянщины канонические и традиционные. Хотя в избранном и функциональном отношении имеют различные интерпретации и разное назначение.
В Музее игрушки в Сергиевом посаде (под Москвой) есть 5 украинских, так называемых - решетиловских, - кукол, собранных еще в 1900-х годах основателем Музея Николаем Бартрамом. Это примитивные бытовые куклы, сделанные из лоскутов, которые остались от полотна домашнего производства, окрашенного яркими красками. На лицах их вышитые кресты - черными и красными нитками.
В те же 1900-е годы священник из Субботова Марк Грушевский собрал коллекцию великолепных местных кукол. Они искусно сделаны, тектонично мотивированные, декорированы с большим вкусом. На лицах у них кресты - широкие, сложные, набранные из разноцветных нитей и переплетены так, что посередине образуется ромб или нечто вроде ступенчатой пирамиды. Семь или восемь этих кукол ныне хранятся у внука Марка Грушевского - Валерии Левчук.
В 1910-х годах, может чуть позже, художник Авдеев зарисовал целую серию украинских народных кукол с выставки. Что это за выставка, установить так и не удалось. Среди кукол иконографично подобные тем, о которых уже шла речь, относятся к Средней Надднепрянщине. Это куклы с крестами из цветных нитей на лицах из села Липовое Кременчугского уезда Полтавской губернии.
Варианты узловых кукол. Среднее Приднепровье. Рис. О.Найдина
[ Изображение на стороннем сайте: 3fdf19cb711185675ee15ae8dc607fcbd58a57136870681.jpg ]
1968 года в селе Думанцы над рекой Тясмин мной и моей женой Людмилой Орловой были зафиксированы куклы с крестами на лицах, из нитей различных цветов так переплетенных, что образовывался посередине квадрат. Делали их несколько старушек для внуков.
Лучшие - Анны Руденко (1908 года рождения). В середине 1970-х годов на хуторе Крещатик над Росью куклы с крестами на лицах в виде обряджених невест делала Екатерина Ляшко (1910 г.р.). Кресты на лицах были из черных нитей. Мария Стороженко из того же хутора делала куклы с крестами из черных нитей, но это были довольно бедные, будничные куклы.
[ Изображение на стороннем сайте: 1b7b9a90b82051d8d4c69b52e6bca545d58a57136870741.jpg ]
Несколько позже мне с помощью Ивана Ивановича Лысенко, известного художника, краеведа, знатока фольклора, удалось получить куклы из села Золотоношка Драбовского р-нн (бывшая Полтавщина, ныне Черкасская обл).
Это в основном яркие, декоративно богатые куклы с крестами на лицах или с "пустыми" лицами. В них чувствовалось языческое начало. Старейшая женщина Мария Ткаченко (1898 г.р.) сделала три куклы из домотканого полотна, окрашенного соком паслена, свеклы и бузины. В это же время удалось найти куклы из села Германовка Обуховского р-на Киевской обл. Это кукольный ансамбль "княгиня и дружка", сделанный Кирой Оксентиевною Кононенко (1908 г.р.). Лица кукол пустые, лишенные черт и без крестов.
Изучение всех названных кукол позволяет утверждать наличие определенной кукольной традиции на Среднем Приднепровье. Кроме похожих, повторяющихся иконографических черт эти куклы имеют схожее внутреннее строение. Это так называемые узловые куклы. И те, что собрали Бартрам и Грушевский, и те, что зарисовал Авдеев, и те, что собранные нами в селах по обоим берегам Днепра на реках Тясмин, Рось, Золотоношка, Сула, Супий. Кроме того, все эти куклы имеют одинаковый или почти одинаковый статуэтный тип. Они лишены рук, ног, туловища. Собственно, единственной обсяжною их частью является голова. Они могут лежать или сидеть, если их к чему прислонить.
Эти куклы в принципе не игровые. Игровыми они стали достаточно недавно и еще не успели приобрести надлежащих функциональных признаков. Это, по всем приметам, куклы или "куклы"- обрядовые. Везде в тех селах, где их делают, процесс создания называют "крутить куклу". Это, собственно, земледельческий прием создания "куклы" из соломы или травы. Такие куклы отнюдь не шьют. Берут платок, начиняют тряпьем и завязывают - получается круглая или подобная бочки, кадки голова. Все остальное накручивают или привязывают к свисающим концам платка.
"Куклой" называют в народе пучок спелого колоса - недожатый, оставленный на краю поля и закручен по ходу солнца, украшенный яркими лентами и лоскутами. Иногда его "угощают" пищей, или немного закапывают. Это все - для будущего урожая. И наоборот - пучок неспелых колосков, закрученных "против солнца" - "залом", "закрутка", "завой" - на неурожай и беду. "Кукла" и "залом" - магическая оппозиция, которая имеет буттєвий характер.
Всем известная детская жованка, что в некоторых местностях называется "куклой". Она и в самом деле напоминает узловую куклу на первом этапе изготовления, в голове у которой хлеб. Итак, способ "крутить куклу" добытый вековой хлеборобной практикой. Население названных мест издавна занималось лишь хлебопашеством.
Дополнительное подтверждение обрядового связи куклы с хлебом находим у Марка Грушевского. 1904 года им опубликована труд о игрушке и играх всяких" (распространенных на Чигиринщине). О ляльке-"кукле" он пишет: "В кукол играют только девушки. Случается, что от кукол не оторвешь и большую девку: замуж идет и в сундуке куклы везет свои, - так полюбит это добро свое"[ 1]. Здесь я отмечу, что это очень древний обычай возить в сундуке с приданым куклу.
Она служит оберегом в чужой семье, потому что считается, что в ляльку - куклу вселяется душа матери или бабушки. Это еще от культов матриархата. Этим культом также можно объяснить враждебное отношение мальчиков к куклам. Грушевский пишет: "Ребята как то враждебно на эти девичьи забавы смотрят: иногда и уничтожают и глумятся, как найдут где спрятаны куклы и прибир: поэтому хитро их прячут от ребят! В доме не раз возникают ссоры из-за кукол. В кукол как "играют, то не делают мальчиков, а все девушек и молодых женщин" [2]. От себя отмечу, что здесь, видимо, имеет место явление атавистичной аномалии - возвращение к предковой психологии на одном из биогенетических этапов. Описан Грушевским конфликт между девочками и мальчиками из-за кукол - это отголосок давнего конфликта между Богинями матриархата и Божествами патриархата.
Марк Грушевский дает очень ценные сведения о материале, из которого делают "куклы", и способ работы. "Клочки ткани, новой или старой - все это материал, называется он: товар, крамнинки, крамки, прибир, приборники; к их еще и пеньку содержат; ибо это нужно-для того, чтобы было из чего куклу сделает - прежде пригрозили хлеба во рту, а потом с его вылепить такое, как голова у женщины. Как положат в пиркалинку, или в полотнику то хлеб, то сейчас завяжут как узелок ниткой. Подождут, чтобы высохло. Как засохнет, то женщину завязывают словно платком, а девку в косы убирают... Рук нет. Делают то и поют: девушки свадебных, а женщины-"матери" или что...". Здесь Грушевский описывает способ работы именно над узловой, традиционной для Среднего Приднепровья куклой, которую крутят, делают без иглы.
Однако, хлеб в кукле, в ее голове, собственно, сам по себе ничего не символизирует, а, будучи частью антропоморфного образа куклы, скорее качественным фактором, который указывает на специфику ее обрядовых функций. Подобно тому мастера-трипольцы на этих же землях пять или шесть тысячелетий назад лепили Богиню плодородия, подмешивая в глиняное тесто зерна пшеницы. А в еще более глубокую древность пещерные росписи делали охрой с добавлением крови и костного мозга тех животных, которых изображали. Итак хлеб в голове куклы тоже можно расценить как факт биогенетичной параллели или атавистичної аномалии, факт генерации идеи плодородия.
У Пелагеи Литвиновой есть труд о Кринице - славянской богине плодородия. Весной в первой понедельник марта при вечерней заре молитвають Криницу. Делают это тайно. В колодец опускают хлеб, шепчут заклинания, а потом дают этот хлеб скоту для увеличения приплода[4]. У Багалея в "Истории Северской земли до половины XIV в.", которая была напечатана 1881, p. есть сведения о Заручайськом колодце в Новгороде Северском, на цямринні которой сидят Колодца - светловолосые девы воды[5]. С водой, как и с хлебом, урожаем связаны наши узловые куклы, в семантический состав которых входит и богиня Криница. Все куклы с крестами делают в селах по рекам Рось, Тясмин, Супий, Сула, Золотоношка.
Так же рождение куклы из воды зафиксировано в одном из вариантов украинской колыбельной "Ой коточок, коточок".
Одна була хвустина
Та й ту в воду впустила,
А там прачки прали,
Хвустину піймали;
Кукол наробили,
Котів подражнили.Эта колыбельная записана на Полтавщине в 1960-е годы. Однако, в образе куклы видим полифункционализм и полисемантику, то есть наслоения одних функций и значений на другие. Это можно подтвердить не только факторами хлеба и воды в кукле, а фактором в ней огня.
Вот вариант той же колыбельной, записанный на Харьковщине в слободе Бело-Куракино в 1890-х годах.
Одна була хустина
Та й ту вкрала дівчина,
На кукли подрала,
Кукол наробила,
Кота оженила,
Дівчат подражнила.
В печі затопили
Кукли попалили.Здесь информируется о факте кражи платка для "куклы", факт создания "куклы" или "кукол", факт бракосочетания "кукол" и кота, факт дражниння "куклами" девушек и факт сожжения "кукол". Эти факты не случайные. Здесь имеется запись некоего обрядового действа с куклами, к тому же, действа напівсерйозного, полушутливому. Вроде колодійного обряда, записанного Михаилом Гайдаем еще в 1920-е годы. Когда куклу - Колодия - из полена в женском наряде молитвають, женят а потом сжигают в печи.
Куклы Среднего Приднепровья имеют отчетливые женские черты, особенно древнейшие, собранные Марком Грушевским, в которых выделены грудь. Но внутри они имеют и мужской знак. Внутренняя их основа имеет фаллический вид, довольно доступный. Потом она одевается в женское платье и приобретает женских атрибутов. Однако такое соединение мужского и женского начал именно в узловой кукле Приднепровья еще раз возвращает нас к идее плодородия, продолжение рода. В то же время это свидетельствует и о амбивалентную, бинарно-оппозиционную природу самой плодородия и о адекватное восприятие ее древней хлеборобской средой.
Возможно, записанный на Харьковщине в конце прошлого века вариант с колыбельной "Лазарем" информирует именно о двойной генезис Божества плодородия и куклы, которая воплощает эту идею.
Був собі Лазарь,
Попід тинью лазив.
Та вилазив свитку
Білу білесеньку,
Сіру сіресеньку
Дівчата вкрали
На кукли порвали
Кукли наробили
І Лазаря вбили Отмечу, что в народных песнях, колыбельных могут быть контамінаційні вкрапления, нелогичные стыковки смыслов и образов, но нет и не может быть ничего случайного. Здесь скорее всего идея куклы сросшаяся с идеей умирающего и воскресающего Божества (Лазарь, который умер и которого воскресил Христос). Кукла, которая происходит из свитки Лазаря, который умер и воскрес, является воплощением идеи умирания зерна в земле, которое, по смерти, дает свои плоды - урожай. К тому же здесь, кажется, объединены два Лазаря - второй тот нищий Лазарь, который умер и воскрес в Раю.
Во всей Среднем Приднепровье делали куклы или с крестами на лицах, или с пустыми лицами. Подобные или почти подобные кресты делали кукол в горных районах Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, у народов Северного Кавказа - адыгейцев, кабардинцев, чеченцев, аварцев; у грузин - в Тушетии. Кресты эти набирали из разноцветных нитей с подобным надднепрянских кукол переплетением. Каким образом стало возможно такое иконографическое совпадение, об исторических фактах которые это могут подтвердить - разговор особый.
Отмечу только, что у народов Северного Кавказа куклы с крестами находили в захоронениях, в склепах. Крест с ромбом или квадраты на розхрестии - символ солнца. Кукла как солнечное божество сопровождала покойника в потустороннем мире.
Солярные знаки, знаки Солнца, среди которых как разновидность "свастика"- подвижной крест
[ Изображение на стороннем сайте: 20a2d4166ee2d1863b0794ab9e765366d58a57136871213.jpg ]
Варианты иконографического оформления лиц кукол Среднего Приднепровья
(более выразительны и сложные кресты делают в очаге зарождения кукол, менее выразительные-в отдаленных от очага местностях)
[ Изображение на стороннем сайте: c0ccebe822f1b24e519a13aa07afe8f3d58a57136870896.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: 5cd68566fcae4eb01e05cbf5605d9900d58a57136871402.jpg ]
Куклы с пустыми лицами принадлежат к другой семантической сфере. Душа предка вселяется только в куклу без лица. Здесь также мы встречаемся с атавистичною аномалией - реликтовыми законами индивидуальной сферы поведения, когда знак функционирует на уровне элементарных аналогий. Приходилось слышать, как старые бабушки, сделав куклу "без лица", запрещали внукам рисовать лицо.
Итак, по нашим очень ограниченными данным, узловые куклы с крестами и пустыми лицами распространены на значительной территории Средней Надднепрянщины. От Обуховского района и до Чигирина на правом берегу Днепра и от Драбовского к Кременчугского на левом.
Судя по характеру крестов - где они наиболее развитые, яркие и пышные, - ячейка зарождения этого иконографического типа кукол находится между Черкассами и Чигирином. Это - если исходить из моноцентричной теории происхождения традиционных форм. А если исходить из полицентрической теории, можно назвать ряд гнезд бытования таких кукол. Кроме названных местностей - еще и в районе Пирятина, Решитиловки, Прилука.
Народное искусство сложное и загадочное. Современное в нем соседствует с далеким прошлым. Прежнее проецируется на будущее.
Традиционная народная кукла не только объект этнографии, атрибут обрядовых действ или произведение крестьянского искусства. Это еще субъект, который фиксирует и закреплены следы национальной истории, исторических событий или исторической неподієвості - деятельной позаподієвості.
Жизнь традиционной куклы в бытовых условиях недолгая. Обрядовой куклы - совсем короткая. Но за это время кукла успевает пообщаться с вечностью, преобразить ее в свой образ.
Александр Найдин
Злой дух в кукол не вселяетсяДавние традиции имеет в нашей Украине искусство мотанок... Украинская игрушка всегда считалась значительным элементом нашей традиционной народной культуры!
Искусство украинского мастерства изготовления игрушек издавна было призвано с детства формировать у детей духовный мир и пробуждать чувство родных конрей, любовь к родной земле.
Вне игровой функцией куклы играли роль своеобразного отвода: когда ребенок болел, мать заказывала плетенку - и болезнь должна была перейти на куклу, а ребенок - выздороветь...
Сейчас же традиционной украинской игрушкой увлекаются не только дети - рядом с ритуальными и игровыми куклами «народного образца» появляются коллекционные куклы и сувенирные, изготовленные народными мастерами и профессиональными художниками.
Народные мастера говорят, что издавна лялька-мотанка считалась ритуальной - матери делали их для своих детей, а женихам дарили, чтобы дети рождались. Часто в плетеных нет лиц - их не вышивали, чтобы не вселился злой дух.
[ Изображение на стороннем сайте: 6858017988239ffeb22f2bea3b09968ad58a57136882858.jpg ]
Каждый край имеет свои игрушечные традиции. Среди многообразия современных кукол, народные куклы-мотанки, изготовленные из ткани, занимают особое место. Образ молодой девушки, «цветущей девушки», «княгини и дружки» в отдельных селах Полтавской, Черкасской и Киевской области символизирует плодородие и жизнь, тогда как в других селах этих областей председательствует образ куклы-матери.
[ Изображение на стороннем сайте: 2902876a1278525a5c193458027f8045d58a57136883001.jpg ]
После принятия христианства на территории Украины в современных ее пределах, языческая мифология еще долгое время оставалась актуальной, поскольку была связана с природой (Масленица, Купала). Это повлияло и на куклу-игрушку, изменило ее сюжетный содержание. Материалом для изготовления кукол служили солома, трава, ткань, ветви деревьев, глина, дерево, тростник и др.
Превалирование женских изображений над мужскими объясняется тем, что с женским образом издавна ассоциировались представление о богине плодородия, берегине и защитнице домашнего очага.
Кукла с детишками напоминает иконописный образ Богородицы. Её дарят молодым семьям. Тряпичную куклу, Берегиню произведенную собственными руками, мать дарила доченьке перед свадьбой, благословляя ее, таким образом, на счастливое замужество. Гости тоже дарили кукол с пожеланием, чтобы у них родилось много детей.
Куклы Среднего Приднепровья имеют особый способ изготовления, и сложную декоративную палитру. Такую куклу изготовляли способом связывания и накручивания узлов без иглы и ножниц, поэтому она и называется «узелковая кукла».
Также существует еще один вид старинных кукол - мотанка. Визуально она похожа на "узелковую куклу" и они существенно различаются по способу создания. Плетенку изготавливают путем намотки кусочков ткани, поэтому ее название родственно слову "мотать".
Крест на лице - символ радуги, поэтому он делается из ярких нитей. Лицо - солярный знак солнца. Все вертикальные линии - это мужское начало, все горизонтальные - женское.
Куклы Среднего Приднепровья имеют наиболее торжественный вид. Они яркие, старчаті и имеют языческий, немного таинственный вид. Материалом для таких куколок служит солома, трава, ткань, ветка деревьев, и т.д.
Поскольку народные куклы из ткани были неотъемлемой частью крестьянского бытового среды, связанного с хлеборобным трудом и домашним очагом, поэтому они и в древние времена, и сегодня являются символом плодородия, материнства и своеобразным оберегом.
Куклы изготавливались или на скорую руку, чтобы успокоить и развлечь ребенка, или старательно как подарок на праздник, свадьбу, на день рождения.
[ Изображение на стороннем сайте: 3da4ca7648dd61f57ae6621408c96227d58a57136883126.jpg ]
Искусно сделанная, пышно одетая кукла является ценным предметом домашнего имущества, одновременно выступая в качестве посредницы между старшим и младшим поколениями, залогом благосостояния, счастливой семейной жизни, и защиты от злых сил.
[
hr]
Мотанка - древний оберег украинского родаКукла - мотанка (или узелковая кукла) является древним сакральным оберегом. Кукла - мотанка - украинская народная кукла, символ женской мудрости, семейный оберег....
Мотанка отличается от обычной игрушки отсутствием лица. Куклам - мотанкам никогда не рисовали лицо. По старинным поверьям именно через лицо в куклу вселяется душа. А душа бывает доброй или злой. Мотанка безликая, она не имеет лица, вместо глаз, рта мотали из нитей крест - солярный знак, знак солнца, знак благополучия, очень сильный оберег (!), что несет в себе и что притягивает солнечную энергию из всех четырех уголков мира.
Мотанка несет в себе тепло человеческих рук, любовь и заботу, с которой создана... Она несет в себе солнечную энергетику!..
Кукла - мотанка не случайно не имеет лица.Наши предки считали, что кукла с определенными выраженными чертами лица - будь то глаза или рот - может привязывать к себе душу того, кто ею играется, что может повлечь за собой нежелательные последствия.
Кукла - мотанка - это одна из древнейших народных игрушек, которая, пройдя сквозь тысячелетия, существует и является очень популярной даже сегодня.
Издавна в каждой семье кукла-мотанка выполняла роль оберега, была символом матери - прародительницы, символом мудрости, хранительницей рода. Каждый малыш умел смастерить себе эту нехитрую подругу, которая воплощала в жизнь все те роли, которые так стремится примерить на себя чуть ли не каждый ребенок - от девочки, которая заблудилась в лесу в поисках грибов и ягод, и к мудрой, доброй бабушке, к которой хочется обратиться за советом.
Сохранились сведения и о том, что девушке перед замужеством мать собственноручно делала и дарила куклу - мотанку - символ женской мудрости.
Делались куклы - мотанки из тех материалов, которые были под руками, - то ли солома, или старые ненужные вещи, а одевалась в клочки материи со старой одежды мам и бабушек.
Поэтому не удивительно, что такая кукла, сделанная собственноручно, воспетая песнями, обласканный сказками, одетая во все свое, домашнее, родное - считался оберегом в семье.
Если в семье болел ребенок, то ей делали специальную куклу - мотанку, которую сматывали с той травы, которая поможет при болезни, - и давали ребенку - и игрушка, и целебный эффект!
Для наших предков кукла - мотанка была не только игрушкой, но и домашним оберегом, символом рода, наполненным положительной энергетикой.А еще ее считали посредником между живыми и теми, кого уже нет или кто должен родиться.Такую куклу клали в колыбели, прежде чем положить туда младенца. Считалось, что она очищает ее от злых духов и оберегает ребенка.
[ Изображение на стороннем сайте: c8656fd7a917a83d5195d011063611ecd58a57136883728.jpg ]
Кукла выполняла и роль "врача", ее давали больному ребенку или взрослому человеку, надеясь, что она исцелит его от болезни.Такие куклы были некогда едва ли не в каждом украинском доме!Такие куклы можно найти в любой стране мира.Это была не просто игрушка. Считалось, что она защищала человека от неприятностей и бед.Куклу часто использовали в ритуалах. Народ верил, что в мотанке находится дух предков и что она может передавать опыт из поколения в поколение...
Украинцы считали, что этот символ приносит им богатство и успех.Секреты изготовления кукол передавались в семье от матери к дочери. Когда девушка выходила замуж, мать дарила ей куклу - мотанку, как оберег для нового дома.Больному ребенку давали поиграть с куклой. После чего ее уничтожали. В народе верили, что она впитает в себя его недуг.Когда ребенок вырастал, ее место в колыбели занимала кукла. Она охраняла это место от нечистой силы до рождения следующего ребенка.
На Рождество изготовляли специальных кукол из зерна. Они символизировали хороший урожай.
Существовало три типа кукол-мотанок:
 младенец,
 баба - берегиня,
 невеста.
При рождении ребенка украинцы делали куклу-младенца. Кукла выполнена в виде младенца в пеленках. Ее укладывали в кроватку рядом с ребенком для охраны его сна и здоровья.
Баба - берегиня помогала оберегать достаток семьи. В середину куклы вкладывали монеты, зерно, шерсть для сохранения домашнего тепла, получения хорошей шерсти овец и денежного изобилия.
[ Изображение на стороннем сайте: 8c432e5a3cf678f8d378168831405c02d58a57136883979.jpg ]
Кукла - невеста защищала девушек от сглаза и поддерживала их. Эту куклу много одевали и украшали, так как она символизировала приданое невесты и привлекала богатого жениха.
[ Изображение на стороннем сайте: 94e074d1ff710a2eb44c3412964479b3d58a57136884021.jpg ]
В Украине народную куклу делали из соломы, ткани, кусочков старой одежды, нитей.Способ простой - искажения и перевязывание ткани. На лице такой куклы разными нитками наматывается крест.Кукол - мотанок или не одевали или шили им одежду. Иногда это были миниатюрные народные костюмы, традиционные для той или иной местности.
[ Изображение на стороннем сайте: caf3dfb97f2a7e4a383608b0d30faea1d58a57136884072.jpg ]
Некогда такие куклы делали повсюду: наши прапрабабушки других кукол и не знали.Мотанка изготавливается из доступного дешевого материала и без каких-либо инструментов.Могла быть сплетена из соломы или совсем без применения нити. Голова называется «куклой». Для нее кусочек ткани составляли узкой полоской, а затем сворачивали «рулетиком» и обматывали тканью.
«Куклой» называется и первый обжиночный сноп, закрученный особым способом. Голова присоединяется очень просто: в колодки, к треску, к кукурузному початку и др. Мотанка даже может не иметь рук, только обертывается тканью. И здесь уже годится все, что найдется в хозяйстве.
Ранее самым ценным украшением для куклы становились куски старых вышитых рубашек, другой одежды.В головку мотанки часто завязывали зерна пшеницы. Это также придавало ей сакральное значение, так как зерно связано с умершими или нерожденными душами.Когда его сажают, оно оживает, прорастает и снова начинает вечный круговорот жизни. Поэтому плетенку связывают с представлениями о жизни и небытия, с опытом прошлых поколений и их связью с будущими поколениями.
Мотанка связана со всеми аграрными праздниками.Ее делают на Колодия, в конце Масленицы (как олицетворение зимы, которую сжигают), на Ивана Купала (кукла Марена). Ее сакральное значение сохранилось.
Обязательное условие - игрушка должна быть крестообразной формы, чтобы не напоминать собой реального человека.
Существует множество других обрядовых кукол. Принцип изготовления то же, но в каждой своя специфика. Допустим, куклы к праздникам:
 Пасхальная голубка (она красного цвета),
[ Изображение на стороннем сайте: 7593f84ed3f4708fae1f2e0a826b9836d58a57136884286.jpg ]
 вербница (к Вербному воскресенью),
 на Ивана Купала (кукла на один день, можно загадывать желания и вместе с веночками опускать в реку);
 свадебные куклы - жених и невеста, соединены вместе;
[ Изображение на стороннем сайте: 72c74036564b7e3c2a24114a5a9c2ea3d58a57136884338.jpg ]
 помощница по хозяйству - кукла с очень длинными ручками, к которым привязано много лент;
[ Изображение на стороннем сайте: 348feffa2451a567fc9512c53d1a20c0d58a57136884415.jpg ]
 зерновушки - куклы, набитые зерном, которые приносят достаток в дом и т.п.
[ Изображение на стороннем сайте: f3800ee8a5eb8a74bef9a15c4c376913d58a57136884658.jpg ]
http://motanka.ucoz.ru/ http://www.history.org.ua/LiberUA/978-966-2464-02-3/82.pdfhttp://artdoll.ukrainianforum.net/t232-topichttps://uk.wikipedia.org/wiki/...0%BA%D0%B0http://rukotvory.com.ua/rozmov...dytatsiya/