Новый выпуск Youtube-передачи ВГД уже доступен, смотрите интервью с Милой Куликовой
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Киевская губерния, Чигиринский уезд

сёла Витово, Кожарки, Рацево, Тиньки, Шабельники и др.

Эта тема на карте:  Орленко, Козубенко, Малёваный, Кобыляцкий, Гунченко, Демиденко, Свитенко, Тен (17-2015)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: Орленко Наталья
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3115
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1480
---
Мои лекции:
1. НЕ казачьи донские родословия
2. Дореволюционные справочники в помощь тем, кто ищет донских предков
Консультации В ЛИЧКЕ платные!
Ищу: грек ИЗОСИМ ЯНУАРЬЕВИЧ ЕВСТАФИАДИ
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3115
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1480
Свадебный наряд молодоженов Чигиринского уезда Киевской губернии

Основным элементом свадебного наряда невесты южных районов Киевской области, как и везде на Украине, была вышитая рубашка. На смену традиционной геометрической композиции вышивок в конце XIX - начале ХХ века в южных районах Киевщины пришли растительные композиции. Преимущественно в свадебных вышиванках использовался для вышивки красный цвет, который имел, по древним представлениям, магическую силу - защищал от бед. Поверх рубашки надевали шитую из покупной ткани юбку (спідницю), которая вытеснила, на Киевщине уже в конце XIX века, традиционную тканую плахту. С одноцветного сукна (у невесты, преимущественно красного цвета) шили фартук («запаску»), который надевали поверх юбки. Весьма торжественным элементом праздничного наряда невесты считалась так называемая «юпка» - своеобразная свитка (верхняя одежда) с длинными или короткими рукавами, чтобы видно было вышитые рукава рубашки. Юпку шили из зеленого сукна и украшали по всему полю маленькими хвостиками с красной шерстяной пряжи. Это был своеобразный народный вариант королевской мантии из меха горностая. На ногах - красные сафьяновые сапожки. Обязательным ритуальным элементом свадебного наряда невесты был девичий венок. В руках девушка держала вышитый ею свадебный рушник, которым ее опоясывали вместо пояса.
Более сдержанным относительно количества элементов и их красочности был наряд жениха. Его основу составила вышитая невестой свадебная рубашка, обязательным свадебным атрибутом которой была «застёжка» (шелковая лента или шерстяной шнурок) ритуального красного цвета. Праздничные штаны шили из купленной в магазине ткани. Признаком жениха был свадебный платок, который невеста затыкала ему за пояс. Верхней одеждой была традиционная свита или поддевка. Голову жениха украшала высокая, цилиндрической формы серая барашковая шапка. К шапке старшая дружка пришивала свадебный венчик - букетик из барвинка, васильков и трех колосков ржи, перевязанных красной лентой.
На ногах - рантовые сапоги сапожной работы.


[
Посмотреть изображение с другого сайта: 6086b3512b7a500d25d67b4b89a75cb9d58a57135848391.jpg ]



http://paramoloda.ua/?menu=page&id=11
---
Мои лекции:
1. НЕ казачьи донские родословия
2. Дореволюционные справочники в помощь тем, кто ищет донских предков
Консультации В ЛИЧКЕ платные!
Ищу: грек ИЗОСИМ ЯНУАРЬЕВИЧ ЕВСТАФИАДИ
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3115
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1480
Поселения заднепрских мест до образования Новой Сербии
(Пивовар А.В)


http://www.myslenedrevo.com.ua...laces.html


Поименные сведения о жителях заднепрских поселений Миргородского полка по материалам октябрьской ревизии 1752 года
Крыловскя сотня
с.Войтово
http://www.myslenedrevo.com.ua...jtovo.html

Замша Яков
Зверук Ничипор
Зубиха (Кулеш) Хвеска
Кендрусь Антон Федоров
Кендрусь Федор
Кендрусь Хома Федоров
Коваль Грицко
Коваль Федор Грицков
Косенко Максим
Кравец Иван
Кузубенко Терешко
Кулеш Андрей
Кулеш Иван
Кулеш Левко
Кулеш Матвей
Кулеш Микита
Кулеш Савко
Кучугурка Василь
Литвин Михайло
Литвин Тимош
Мерочник Василь
Мерочник Сидор
Михайлик Федор
Михайличенко Иван
Михайличенко Кондрат
Михайличенко Хведор
Моренченко Максим
Невенчаный Семен
Орел Грицко Харитонов
Орел Иван Харитонов

Орел Харко
Осичка Данило
Паламарь Тишко
Панченко Остап
Пащенко Кузьма
Пащенко Михайло
Певик Грицко
Педащиха Хвеска
Перевязниченко Иско
Пивиченко Иван
Пилчук Дмитро
Приступенко Омелько
Прожога Федор
Пшеничний Пилип
Ремезенко Панас
Свита Яцко
Сеянченко Мартин
Сеянченко Романом Мартинов
Сеянченко Федор Мартинов
Ситник Олефир
Снежко Василь Федоров
Снежко Микита Ыедоров
Снежко Хведор
Снежко Яким Федоров
Сопельняк Федор
Сорока Семен
Степаненко Семен
Стулеенко Грицко
Стулей Омелько
Тараниха Ганна
Теличко Степан
Тилик Иван
Тилик Иван Иванов
Ткач Андрей Иляшев
Ткач Грицко Иляшев
Ткач Илляш
Ткач Леско
Ткач Яцко
Турик Иван
Ховриха Ивга
Чорниш Андрей Демков
Чорниш Демко
Чорниш Семен Демков
Шаменко Семен
Шаповал Прокоп
Шкиль Василь
Шкута Федор
Ященко Кирик


Сведения о жилых и приезжих дворах старшины и других чинов в приднепровских сотнях Миргородского полка, за ревизией 1752 года
Крыловскя сотня
с.Войтово
http://www.myslenedrevo.com.ua...doc11.html
попа Андрея Белостоцкого - 1 двор


Общие сведения о заднепрских поселениях Миргородского полка, за ревизией на конец 1752 года
http://www.myslenedrevo.com.ua...ryliv.html
Крыловскя сотня
с.Войтово
Дворов - 26
Хат - 98
Семей - 102


Карта сотеннного разделения территорий Заднепрских мест Гетманщины, на начало 50-х годов XVIII века
http://www.myslenedrevo.com.ua...doc13.html

[
Посмотреть изображение с другого сайта: cbbe6f512df90d27944fbc136a21a507d58a57136429240.jpg ]



Сведения о церковном устройстве заднепрских поселений до образования Новой Сербии
http://www.myslenedrevo.com.ua....html#Kryl
Крыловскя сотня
с.Войтово
Год открытия : не позднее 1732 (1729);
1754, 1755 обращение церковной общины о переносе в с.Романково,
1755 церковь перенесли в шанец Коробчинский?
Священники в 1753 года - Андрей Белостоцкий
Переходы и назначение священников с 1754 года - с. Романково (1754)


Описание 1744 года заднепрских поселений, земельных и других владений Миргородского полка за их владельцами
http://www.myslenedrevo.com.ua...sivka.html
к сотне Власовской принадлежащие:
Михаила Демченко остров и луг с сеножатью и полем пахатным и рыбными ловлями под селом Войтовим, по купчей вот 1727 года;
лес и рыбние ловли под тем же селом Войтовим и Калантаевым, по письму гетмана Мазепы 1704 года;


Описание 1744 года купчих и других документов по правам собственности на заднепрские почвы Миргородского полка
http://www.myslenedrevo.com.ua...sivka.html
сотни Власовской:
44. В 1704 июня 2 дня за вряду гетманства Ивана Мазепы дано письмо писаное к Гавриилу Жеребецкому в безспорном владении почвами Андрея Демченко, жителю переяславскому, между селами Войтовым и Калантаевым лежащим, именно дубровой с лесом, и дворищы.


Описания Заднепрских мест 1745 года, представлены в Сенат при рапорте подполковника Даниила де Боскета, от 9 января 1752 года
http://www.myslenedrevo.com.ua...ryliv.html
Описание Крилівської сотни Миргородского полка
в селе Войтовом ратушном, в 1742м году поселены:
казачих изб - 40
посполитых изб - 68
казацких винокурен - 2
посполитых винокурен - 0
имеется церковь – 1
около оного села леса, пахотные поля и сенокосы, також по речки Тясмин рыболовли свободные
при оном же селе на реке Тясмин имеется остров лесной с пасекою тамошнего казака Федора Тарана


Описание карты Заднепрских мест Даниила де Боскета,1745 года (на языке оригинала)
http://www.myslenedrevo.com.ua...doc38.html
в долине реки Тясмин (от впадения в Днепра до Старого Чигирина):
в устье реки Тясмин на Днепре – остров Гайдуцкий и деревня Походеевка (справа); (13) К З
выше – местечко Крылов, слева – Крелов Польский;
выше Крылова – деревня Воробцовка, слева через остров – польская деревня Ветрева;
слева – село польское Андрусевка, напротив – остров с безименным селом (Андрусевка), балка (Лобачовка) и буерак при вершине (Бутков);
справа – село Калантаево, слева через остров – село польское Калантаево;
справа – село Войтово , напротив слева – село польское Войтово;
справа – устье речки Чута, вдоль речки хутора: Косминин (мельница), Карноухов, Супрунин;
между речками Чутка и Ирклей – село Стецовка, на левом берегу Тясмина – село Польская Гущевка;
справа – речка и деревня Ирклеевка, вверх по речке безименное село (Нестеровка), справа – Караул, в верховьях – леса: Чута (справа) и Мотронин (слева, в границах Польской области);
в Польской области вверх по Тясмину слева – местечко Чигирин Польский, справа – старый город Чигирин.


Описание карты Новой Сербии 1752 года
http://www.myslenedrevo.com.ua...doc45.html
в долине реки Тясмин (от впадения в Днепр до г. Чигирина Польского):
в усте реки Тясмина на Днепре – острова Хайдуцкий (Гайдуцкий) и Лосев; (5) К З
вверх по Тясмину слева – река Инбек и первый форпост "Крылов Польский", выше форпост Булаев;
выше Булаевого – деревня Воробцевка и село Андрусовка, далее две балки Лобачевска и Лобачевка, между ними форпост Андрюсовский, при вершине Лобачевки – хутор Бутков;
выше Лобачевки – форпост Калантаев и село Колантаево, выше балка Жилина и вторая с буераком Могилевым при вершине, на устье балки на берегу Тясмина форпост Войтов, рядом – село Войтово ;
на усте реки Чутка справа – село Стецовка и форпост Стецовка, в вершине реки лес (Чута);
при устье речки Ирклей – деревня Ирклеевка и форпост Ирклеевский, напротив (на польской стороне Тясмина) – село Польская Гущевка;
вверх по речке Ирклею – форпост Секиндрин, деревня Чернецкая, форпосты Новенькой и Нестеровской, село Нестеровка на устье речки Чуты, далее вверх по Ирклею – хутор Самбросовский и форпосты: Чернецкой, Суботов, Новой, Приворотной и Малышевской, слева в верховьях Ирклея – лес Матренин.


Сведения 1753 года о выходе жителей из поселений Криловської сотни
http://www.myslenedrevo.com.ua....html#Vojt
с села Войтова:
внутрь Малой Росии:
Борченко Лаврен
Гриб Максим
Дерева Петро
Дерева Яцко
Дядюра Кирик
Кейдрусь Федор
Коваль Грицко
Литвин Тимош
Малиш Федор
Орел Грицко Харитонов
Орел Иван Харитонов
Орел Харко

Прожога Федор
Стулеенко Грицко
Ховриха Ивга
в запорожские слободки
Бондарь Василь
Даниленко Иван
Замша Сидор Яковов
Замша Яков
Коваленко Федор
Пилчук Дмитро
Приступенко Омелько
Свита Яцко - возможно в Кодак
Ситник Олефир
Чепурненко Иван
в Польшу зарубеж
Безродний Грицко
Кравец Иван
Литвин Михайло
Пащенко Михайло
Снежченко Яким
Сорока Семен
Ткач Левко
Чорниш Демко
Чорниш Семен
померших
Невенчаний Семен
Сербина


Выдержка из рапорта 1753 года о количестве форпостов для борьбы с гайдамаками на Крыловской дистанции российско-польской границы
http://www.myslenedrevo.com.ua...doc82.html
При Войтовой:
Редутов - нет
Маяков - 3
Расстояние м\у форпостами - 3 версты


Сведения об изменениях в количестве налогооблагаемых дворов в задніпрських поселениях по реестрам Миргородского полка, полученными Генеральной военной канцелярией 27 апреля 1752 года
и 14 июля 1753 года

http://www.myslenedrevo.com.ua...doc83.html
с.Войтова: 1752 1753
козаки подпомощники 77 47
посполитые 0 0
подсуседки 1 0
ВМЕСТЕ 78 47



---
Мои лекции:
1. НЕ казачьи донские родословия
2. Дореволюционные справочники в помощь тем, кто ищет донских предков
Консультации В ЛИЧКЕ платные!
Ищу: грек ИЗОСИМ ЯНУАРЬЕВИЧ ЕВСТАФИАДИ
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3115
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1480
Еще в детстве мне моя мама рассказывала, что в её детстве таких хороших игрушек, как у меня, было. Девочки тогда игрались самодельными куклами-младенцами, смотанными из разных лоскутков, и с нарисованными лицами.

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 97c46c3ed22e7be4c601ee1e8d259a93d58a57136884132.jpg ]

И вот уже сейчас, случайно наткнувшись в сети на таких кукол, я побольше о них узнала. Оказывается, по одной из версии, зародилась традиция делать таких кукол, именно на родине моих предков - в украинских селах между Черкасами и Чигирином.
И куклы эти называются Ляльки-Мотанки. Невероятно красивые и интересные. Они не только служили игрушкой детям, но и так же являлись оберегом для девочки, а потом и молодой хозяйки, а так же участвоволи в различных ритуалах.



Народные куклы Среднего Приднепровья (Народні ляльки Середньої Наддніпрянщини)

Иконография, семантика, обрядово-фольклорные аналогии

Народные ляльки ("куклы", как их называют в селах) Средней Надднепрянщины канонические и традиционные. Хотя в избранном и функциональном отношении имеют различные интерпретации и разное назначение.
В Музее игрушки в Сергиевом посаде (под Москвой) есть 5 украинских, так называемых - решетиловских, - кукол, собранных еще в 1900-х годах основателем Музея Николаем Бартрамом. Это примитивные бытовые куклы, сделанные из лоскутов, которые остались от полотна домашнего производства, окрашенного яркими красками. На лицах их вышитые кресты - черными и красными нитками.
В те же 1900-е годы священник из Субботова Марк Грушевский собрал коллекцию великолепных местных кукол. Они искусно сделаны, тектонично мотивированные, декорированы с большим вкусом. На лицах у них кресты - широкие, сложные, набранные из разноцветных нитей и переплетены так, что посередине образуется ромб или нечто вроде ступенчатой пирамиды. Семь или восемь этих кукол ныне хранятся у внука Марка Грушевского - Валерии Левчук.
В 1910-х годах, может чуть позже, художник Авдеев зарисовал целую серию украинских народных кукол с выставки. Что это за выставка, установить так и не удалось. Среди кукол иконографично подобные тем, о которых уже шла речь, относятся к Средней Надднепрянщине. Это куклы с крестами из цветных нитей на лицах из села Липовое Кременчугского уезда Полтавской губернии.
Варианты узловых кукол. Среднее Приднепровье. Рис. О.Найдина

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 3fdf19cb711185675ee15ae8dc607fcbd58a57136870681.jpg ]

1968 года в селе Думанцы над рекой Тясмин мной и моей женой Людмилой Орловой были зафиксированы куклы с крестами на лицах, из нитей различных цветов так переплетенных, что образовывался посередине квадрат. Делали их несколько старушек для внуков.
Лучшие - Анны Руденко (1908 года рождения). В середине 1970-х годов на хуторе Крещатик над Росью куклы с крестами на лицах в виде обряджених невест делала Екатерина Ляшко (1910 г.р.). Кресты на лицах были из черных нитей. Мария Стороженко из того же хутора делала куклы с крестами из черных нитей, но это были довольно бедные, будничные куклы.

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 1b7b9a90b82051d8d4c69b52e6bca545d58a57136870741.jpg ]

Несколько позже мне с помощью Ивана Ивановича Лысенко, известного художника, краеведа, знатока фольклора, удалось получить куклы из села Золотоношка Драбовского р-нн (бывшая Полтавщина, ныне Черкасская обл).
Это в основном яркие, декоративно богатые куклы с крестами на лицах или с "пустыми" лицами. В них чувствовалось языческое начало. Старейшая женщина Мария Ткаченко (1898 г.р.) сделала три куклы из домотканого полотна, окрашенного соком паслена, свеклы и бузины. В это же время удалось найти куклы из села Германовка Обуховского р-на Киевской обл. Это кукольный ансамбль "княгиня и дружка", сделанный Кирой Оксентиевною Кононенко (1908 г.р.). Лица кукол пустые, лишенные черт и без крестов.
Изучение всех названных кукол позволяет утверждать наличие определенной кукольной традиции на Среднем Приднепровье. Кроме похожих, повторяющихся иконографических черт эти куклы имеют схожее внутреннее строение. Это так называемые узловые куклы. И те, что собрали Бартрам и Грушевский, и те, что зарисовал Авдеев, и те, что собранные нами в селах по обоим берегам Днепра на реках Тясмин, Рось, Золотоношка, Сула, Супий. Кроме того, все эти куклы имеют одинаковый или почти одинаковый статуэтный тип. Они лишены рук, ног, туловища. Собственно, единственной обсяжною их частью является голова. Они могут лежать или сидеть, если их к чему прислонить.
Эти куклы в принципе не игровые. Игровыми они стали достаточно недавно и еще не успели приобрести надлежащих функциональных признаков. Это, по всем приметам, куклы или "куклы"- обрядовые. Везде в тех селах, где их делают, процесс создания называют "крутить куклу". Это, собственно, земледельческий прием создания "куклы" из соломы или травы. Такие куклы отнюдь не шьют. Берут платок, начиняют тряпьем и завязывают - получается круглая или подобная бочки, кадки голова. Все остальное накручивают или привязывают к свисающим концам платка.
"Куклой" называют в народе пучок спелого колоса - недожатый, оставленный на краю поля и закручен по ходу солнца, украшенный яркими лентами и лоскутами. Иногда его "угощают" пищей, или немного закапывают. Это все - для будущего урожая. И наоборот - пучок неспелых колосков, закрученных "против солнца" - "залом", "закрутка", "завой" - на неурожай и беду. "Кукла" и "залом" - магическая оппозиция, которая имеет буттєвий характер.
Всем известная детская жованка, что в некоторых местностях называется "куклой". Она и в самом деле напоминает узловую куклу на первом этапе изготовления, в голове у которой хлеб. Итак, способ "крутить куклу" добытый вековой хлеборобной практикой. Население названных мест издавна занималось лишь хлебопашеством.
Дополнительное подтверждение обрядового связи куклы с хлебом находим у Марка Грушевского. 1904 года им опубликована труд о игрушке и играх всяких" (распространенных на Чигиринщине). О ляльке-"кукле" он пишет: "В кукол играют только девушки. Случается, что от кукол не оторвешь и большую девку: замуж идет и в сундуке куклы везет свои, - так полюбит это добро свое"[ 1]. Здесь я отмечу, что это очень древний обычай возить в сундуке с приданым куклу.
Она служит оберегом в чужой семье, потому что считается, что в ляльку - куклу вселяется душа матери или бабушки. Это еще от культов матриархата. Этим культом также можно объяснить враждебное отношение мальчиков к куклам. Грушевский пишет: "Ребята как то враждебно на эти девичьи забавы смотрят: иногда и уничтожают и глумятся, как найдут где спрятаны куклы и прибир: поэтому хитро их прячут от ребят! В доме не раз возникают ссоры из-за кукол. В кукол как "играют, то не делают мальчиков, а все девушек и молодых женщин" [2]. От себя отмечу, что здесь, видимо, имеет место явление атавистичной аномалии - возвращение к предковой психологии на одном из биогенетических этапов. Описан Грушевским конфликт между девочками и мальчиками из-за кукол - это отголосок давнего конфликта между Богинями матриархата и Божествами патриархата.
Марк Грушевский дает очень ценные сведения о материале, из которого делают "куклы", и способ работы. "Клочки ткани, новой или старой - все это материал, называется он: товар, крамнинки, крамки, прибир, приборники; к их еще и пеньку содержат; ибо это нужно-для того, чтобы было из чего куклу сделает - прежде пригрозили хлеба во рту, а потом с его вылепить такое, как голова у женщины. Как положат в пиркалинку, или в полотнику то хлеб, то сейчас завяжут как узелок ниткой. Подождут, чтобы высохло. Как засохнет, то женщину завязывают словно платком, а девку в косы убирают... Рук нет. Делают то и поют: девушки свадебных, а женщины-"матери" или что...". Здесь Грушевский описывает способ работы именно над узловой, традиционной для Среднего Приднепровья куклой, которую крутят, делают без иглы.
Однако, хлеб в кукле, в ее голове, собственно, сам по себе ничего не символизирует, а, будучи частью антропоморфного образа куклы, скорее качественным фактором, который указывает на специфику ее обрядовых функций. Подобно тому мастера-трипольцы на этих же землях пять или шесть тысячелетий назад лепили Богиню плодородия, подмешивая в глиняное тесто зерна пшеницы. А в еще более глубокую древность пещерные росписи делали охрой с добавлением крови и костного мозга тех животных, которых изображали. Итак хлеб в голове куклы тоже можно расценить как факт биогенетичной параллели или атавистичної аномалии, факт генерации идеи плодородия.
У Пелагеи Литвиновой есть труд о Кринице - славянской богине плодородия. Весной в первой понедельник марта при вечерней заре молитвають Криницу. Делают это тайно. В колодец опускают хлеб, шепчут заклинания, а потом дают этот хлеб скоту для увеличения приплода[4]. У Багалея в "Истории Северской земли до половины XIV в.", которая была напечатана 1881, p. есть сведения о Заручайськом колодце в Новгороде Северском, на цямринні которой сидят Колодца - светловолосые девы воды[5]. С водой, как и с хлебом, урожаем связаны наши узловые куклы, в семантический состав которых входит и богиня Криница. Все куклы с крестами делают в селах по рекам Рось, Тясмин, Супий, Сула, Золотоношка.
Так же рождение куклы из воды зафиксировано в одном из вариантов украинской колыбельной "Ой коточок, коточок".
Одна була хвустина
Та й ту в воду впустила,
А там прачки прали,
Хвустину піймали;
Кукол наробили,
Котів подражнили.

Эта колыбельная записана на Полтавщине в 1960-е годы. Однако, в образе куклы видим полифункционализм и полисемантику, то есть наслоения одних функций и значений на другие. Это можно подтвердить не только факторами хлеба и воды в кукле, а фактором в ней огня.
Вот вариант той же колыбельной, записанный на Харьковщине в слободе Бело-Куракино в 1890-х годах.
Одна була хустина
Та й ту вкрала дівчина,
На кукли подрала,
Кукол наробила,
Кота оженила,
Дівчат подражнила.
В печі затопили
Кукли попалили.

Здесь информируется о факте кражи платка для "куклы", факт создания "куклы" или "кукол", факт бракосочетания "кукол" и кота, факт дражниння "куклами" девушек и факт сожжения "кукол". Эти факты не случайные. Здесь имеется запись некоего обрядового действа с куклами, к тому же, действа напівсерйозного, полушутливому. Вроде колодійного обряда, записанного Михаилом Гайдаем еще в 1920-е годы. Когда куклу - Колодия - из полена в женском наряде молитвають, женят а потом сжигают в печи.
Куклы Среднего Приднепровья имеют отчетливые женские черты, особенно древнейшие, собранные Марком Грушевским, в которых выделены грудь. Но внутри они имеют и мужской знак. Внутренняя их основа имеет фаллический вид, довольно доступный. Потом она одевается в женское платье и приобретает женских атрибутов. Однако такое соединение мужского и женского начал именно в узловой кукле Приднепровья еще раз возвращает нас к идее плодородия, продолжение рода. В то же время это свидетельствует и о амбивалентную, бинарно-оппозиционную природу самой плодородия и о адекватное восприятие ее древней хлеборобской средой.
Возможно, записанный на Харьковщине в конце прошлого века вариант с колыбельной "Лазарем" информирует именно о двойной генезис Божества плодородия и куклы, которая воплощает эту идею.
Був собі Лазарь,
Попід тинью лазив.
Та вилазив свитку
Білу білесеньку,
Сіру сіресеньку
Дівчата вкрали
На кукли порвали
Кукли наробили
І Лазаря вбили

Отмечу, что в народных песнях, колыбельных могут быть контамінаційні вкрапления, нелогичные стыковки смыслов и образов, но нет и не может быть ничего случайного. Здесь скорее всего идея куклы сросшаяся с идеей умирающего и воскресающего Божества (Лазарь, который умер и которого воскресил Христос). Кукла, которая происходит из свитки Лазаря, который умер и воскрес, является воплощением идеи умирания зерна в земле, которое, по смерти, дает свои плоды - урожай. К тому же здесь, кажется, объединены два Лазаря - второй тот нищий Лазарь, который умер и воскрес в Раю.
Во всей Среднем Приднепровье делали куклы или с крестами на лицах, или с пустыми лицами. Подобные или почти подобные кресты делали кукол в горных районах Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, у народов Северного Кавказа - адыгейцев, кабардинцев, чеченцев, аварцев; у грузин - в Тушетии. Кресты эти набирали из разноцветных нитей с подобным надднепрянских кукол переплетением. Каким образом стало возможно такое иконографическое совпадение, об исторических фактах которые это могут подтвердить - разговор особый.
Отмечу только, что у народов Северного Кавказа куклы с крестами находили в захоронениях, в склепах. Крест с ромбом или квадраты на розхрестии - символ солнца. Кукла как солнечное божество сопровождала покойника в потустороннем мире.
Солярные знаки, знаки Солнца, среди которых как разновидность "свастика"- подвижной крест

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 20a2d4166ee2d1863b0794ab9e765366d58a57136871213.jpg ]

Варианты иконографического оформления лиц кукол Среднего Приднепровья
(более выразительны и сложные кресты делают в очаге зарождения кукол, менее выразительные-в отдаленных от очага местностях)


[
Посмотреть изображение с другого сайта: c0ccebe822f1b24e519a13aa07afe8f3d58a57136870896.jpg ]


[
Посмотреть изображение с другого сайта: 5cd68566fcae4eb01e05cbf5605d9900d58a57136871402.jpg ]

Куклы с пустыми лицами принадлежат к другой семантической сфере. Душа предка вселяется только в куклу без лица. Здесь также мы встречаемся с атавистичною аномалией - реликтовыми законами индивидуальной сферы поведения, когда знак функционирует на уровне элементарных аналогий. Приходилось слышать, как старые бабушки, сделав куклу "без лица", запрещали внукам рисовать лицо.
Итак, по нашим очень ограниченными данным, узловые куклы с крестами и пустыми лицами распространены на значительной территории Средней Надднепрянщины. От Обуховского района и до Чигирина на правом берегу Днепра и от Драбовского к Кременчугского на левом. Судя по характеру крестов - где они наиболее развитые, яркие и пышные, - ячейка зарождения этого иконографического типа кукол находится между Черкассами и Чигирином. Это - если исходить из моноцентричной теории происхождения традиционных форм. А если исходить из полицентрической теории, можно назвать ряд гнезд бытования таких кукол. Кроме названных местностей - еще и в районе Пирятина, Решитиловки, Прилука.
Народное искусство сложное и загадочное. Современное в нем соседствует с далеким прошлым. Прежнее проецируется на будущее.
Традиционная народная кукла не только объект этнографии, атрибут обрядовых действ или произведение крестьянского искусства. Это еще субъект, который фиксирует и закреплены следы национальной истории, исторических событий или исторической неподієвості - деятельной позаподієвості.
Жизнь традиционной куклы в бытовых условиях недолгая. Обрядовой куклы - совсем короткая. Но за это время кукла успевает пообщаться с вечностью, преобразить ее в свой образ.
Александр Найдин


Злой дух в кукол не вселяется

Давние традиции имеет в нашей Украине искусство мотанок... Украинская игрушка всегда считалась значительным элементом нашей традиционной народной культуры!
Искусство украинского мастерства изготовления игрушек издавна было призвано с детства формировать у детей духовный мир и пробуждать чувство родных конрей, любовь к родной земле.
Вне игровой функцией куклы играли роль своеобразного отвода: когда ребенок болел, мать заказывала плетенку - и болезнь должна была перейти на куклу, а ребенок - выздороветь...
Сейчас же традиционной украинской игрушкой увлекаются не только дети - рядом с ритуальными и игровыми куклами «народного образца» появляются коллекционные куклы и сувенирные, изготовленные народными мастерами и профессиональными художниками.
Народные мастера говорят, что издавна лялька-мотанка считалась ритуальной - матери делали их для своих детей, а женихам дарили, чтобы дети рождались. Часто в плетеных нет лиц - их не вышивали, чтобы не вселился злой дух.

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 6858017988239ffeb22f2bea3b09968ad58a57136882858.jpg ]
Каждый край имеет свои игрушечные традиции. Среди многообразия современных кукол, народные куклы-мотанки, изготовленные из ткани, занимают особое место. Образ молодой девушки, «цветущей девушки», «княгини и дружки» в отдельных селах Полтавской, Черкасской и Киевской области символизирует плодородие и жизнь, тогда как в других селах этих областей председательствует образ куклы-матери.

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 2902876a1278525a5c193458027f8045d58a57136883001.jpg ]

После принятия христианства на территории Украины в современных ее пределах, языческая мифология еще долгое время оставалась актуальной, поскольку была связана с природой (Масленица, Купала). Это повлияло и на куклу-игрушку, изменило ее сюжетный содержание. Материалом для изготовления кукол служили солома, трава, ткань, ветви деревьев, глина, дерево, тростник и др.
Превалирование женских изображений над мужскими объясняется тем, что с женским образом издавна ассоциировались представление о богине плодородия, берегине и защитнице домашнего очага.
Кукла с детишками напоминает иконописный образ Богородицы. Её дарят молодым семьям. Тряпичную куклу, Берегиню произведенную собственными руками, мать дарила доченьке перед свадьбой, благословляя ее, таким образом, на счастливое замужество. Гости тоже дарили кукол с пожеланием, чтобы у них родилось много детей.
Куклы Среднего Приднепровья имеют особый способ изготовления, и сложную декоративную палитру. Такую куклу изготовляли способом связывания и накручивания узлов без иглы и ножниц, поэтому она и называется «узелковая кукла».
Также существует еще один вид старинных кукол - мотанка. Визуально она похожа на "узелковую куклу" и они существенно различаются по способу создания. Плетенку изготавливают путем намотки кусочков ткани, поэтому ее название родственно слову "мотать".
Крест на лице - символ радуги, поэтому он делается из ярких нитей. Лицо - солярный знак солнца. Все вертикальные линии - это мужское начало, все горизонтальные - женское.
Куклы Среднего Приднепровья имеют наиболее торжественный вид. Они яркие, старчаті и имеют языческий, немного таинственный вид. Материалом для таких куколок служит солома, трава, ткань, ветка деревьев, и т.д.
Поскольку народные куклы из ткани были неотъемлемой частью крестьянского бытового среды, связанного с хлеборобным трудом и домашним очагом, поэтому они и в древние времена, и сегодня являются символом плодородия, материнства и своеобразным оберегом.
Куклы изготавливались или на скорую руку, чтобы успокоить и развлечь ребенка, или старательно как подарок на праздник, свадьбу, на день рождения.

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 3da4ca7648dd61f57ae6621408c96227d58a57136883126.jpg ]

Искусно сделанная, пышно одетая кукла является ценным предметом домашнего имущества, одновременно выступая в качестве посредницы между старшим и младшим поколениями, залогом благосостояния, счастливой семейной жизни, и защиты от злых сил.
[ hr]
Мотанка - древний оберег украинского рода


Кукла - мотанка (или узелковая кукла) является древним сакральным оберегом. Кукла - мотанка - украинская народная кукла, символ женской мудрости, семейный оберег....
Мотанка отличается от обычной игрушки отсутствием лица. Куклам - мотанкам никогда не рисовали лицо. По старинным поверьям именно через лицо в куклу вселяется душа. А душа бывает доброй или злой. Мотанка безликая, она не имеет лица, вместо глаз, рта мотали из нитей крест - солярный знак, знак солнца, знак благополучия, очень сильный оберег (!), что несет в себе и что притягивает солнечную энергию из всех четырех уголков мира.
Мотанка несет в себе тепло человеческих рук, любовь и заботу, с которой создана... Она несет в себе солнечную энергетику!..
Кукла - мотанка не случайно не имеет лица.Наши предки считали, что кукла с определенными выраженными чертами лица - будь то глаза или рот - может привязывать к себе душу того, кто ею играется, что может повлечь за собой нежелательные последствия.
Кукла - мотанка - это одна из древнейших народных игрушек, которая, пройдя сквозь тысячелетия, существует и является очень популярной даже сегодня.
Издавна в каждой семье кукла-мотанка выполняла роль оберега, была символом матери - прародительницы, символом мудрости, хранительницей рода. Каждый малыш умел смастерить себе эту нехитрую подругу, которая воплощала в жизнь все те роли, которые так стремится примерить на себя чуть ли не каждый ребенок - от девочки, которая заблудилась в лесу в поисках грибов и ягод, и к мудрой, доброй бабушке, к которой хочется обратиться за советом.
Сохранились сведения и о том, что девушке перед замужеством мать собственноручно делала и дарила куклу - мотанку - символ женской мудрости.
Делались куклы - мотанки из тех материалов, которые были под руками, - то ли солома, или старые ненужные вещи, а одевалась в клочки материи со старой одежды мам и бабушек.
Поэтому не удивительно, что такая кукла, сделанная собственноручно, воспетая песнями, обласканный сказками, одетая во все свое, домашнее, родное - считался оберегом в семье.
Если в семье болел ребенок, то ей делали специальную куклу - мотанку, которую сматывали с той травы, которая поможет при болезни, - и давали ребенку - и игрушка, и целебный эффект!
Для наших предков кукла - мотанка была не только игрушкой, но и домашним оберегом, символом рода, наполненным положительной энергетикой.А еще ее считали посредником между живыми и теми, кого уже нет или кто должен родиться.Такую куклу клали в колыбели, прежде чем положить туда младенца. Считалось, что она очищает ее от злых духов и оберегает ребенка.

[
Посмотреть изображение с другого сайта: c8656fd7a917a83d5195d011063611ecd58a57136883728.jpg ]

Кукла выполняла и роль "врача", ее давали больному ребенку или взрослому человеку, надеясь, что она исцелит его от болезни.Такие куклы были некогда едва ли не в каждом украинском доме!Такие куклы можно найти в любой стране мира.Это была не просто игрушка. Считалось, что она защищала человека от неприятностей и бед.Куклу часто использовали в ритуалах. Народ верил, что в мотанке находится дух предков и что она может передавать опыт из поколения в поколение...
Украинцы считали, что этот символ приносит им богатство и успех.Секреты изготовления кукол передавались в семье от матери к дочери. Когда девушка выходила замуж, мать дарила ей куклу - мотанку, как оберег для нового дома.Больному ребенку давали поиграть с куклой. После чего ее уничтожали. В народе верили, что она впитает в себя его недуг.Когда ребенок вырастал, ее место в колыбели занимала кукла. Она охраняла это место от нечистой силы до рождения следующего ребенка.
На Рождество изготовляли специальных кукол из зерна. Они символизировали хороший урожай.
Существовало три типа кукол-мотанок:
 младенец,
 баба - берегиня,
 невеста.
При рождении ребенка украинцы делали куклу-младенца. Кукла выполнена в виде младенца в пеленках. Ее укладывали в кроватку рядом с ребенком для охраны его сна и здоровья.
Баба - берегиня помогала оберегать достаток семьи. В середину куклы вкладывали монеты, зерно, шерсть для сохранения домашнего тепла, получения хорошей шерсти овец и денежного изобилия.

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 8c432e5a3cf678f8d378168831405c02d58a57136883979.jpg ]

Кукла - невеста защищала девушек от сглаза и поддерживала их. Эту куклу много одевали и украшали, так как она символизировала приданое невесты и привлекала богатого жениха.

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 94e074d1ff710a2eb44c3412964479b3d58a57136884021.jpg ]

В Украине народную куклу делали из соломы, ткани, кусочков старой одежды, нитей.Способ простой - искажения и перевязывание ткани. На лице такой куклы разными нитками наматывается крест.Кукол - мотанок или не одевали или шили им одежду. Иногда это были миниатюрные народные костюмы, традиционные для той или иной местности.

[
Посмотреть изображение с другого сайта: caf3dfb97f2a7e4a383608b0d30faea1d58a57136884072.jpg ]

Некогда такие куклы делали повсюду: наши прапрабабушки других кукол и не знали.Мотанка изготавливается из доступного дешевого материала и без каких-либо инструментов.Могла быть сплетена из соломы или совсем без применения нити. Голова называется «куклой». Для нее кусочек ткани составляли узкой полоской, а затем сворачивали «рулетиком» и обматывали тканью.
«Куклой» называется и первый обжиночный сноп, закрученный особым способом. Голова присоединяется очень просто: в колодки, к треску, к кукурузному початку и др. Мотанка даже может не иметь рук, только обертывается тканью. И здесь уже годится все, что найдется в хозяйстве.
Ранее самым ценным украшением для куклы становились куски старых вышитых рубашек, другой одежды.В головку мотанки часто завязывали зерна пшеницы. Это также придавало ей сакральное значение, так как зерно связано с умершими или нерожденными душами.Когда его сажают, оно оживает, прорастает и снова начинает вечный круговорот жизни. Поэтому плетенку связывают с представлениями о жизни и небытия, с опытом прошлых поколений и их связью с будущими поколениями.
Мотанка связана со всеми аграрными праздниками.Ее делают на Колодия, в конце Масленицы (как олицетворение зимы, которую сжигают), на Ивана Купала (кукла Марена). Ее сакральное значение сохранилось.
Обязательное условие - игрушка должна быть крестообразной формы, чтобы не напоминать собой реального человека.


Существует множество других обрядовых кукол. Принцип изготовления то же, но в каждой своя специфика. Допустим, куклы к праздникам:
 Пасхальная голубка (она красного цвета),

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 7593f84ed3f4708fae1f2e0a826b9836d58a57136884286.jpg ]

 вербница (к Вербному воскресенью),
 на Ивана Купала (кукла на один день, можно загадывать желания и вместе с веночками опускать в реку);
 свадебные куклы - жених и невеста, соединены вместе;

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 72c74036564b7e3c2a24114a5a9c2ea3d58a57136884338.jpg ]

 помощница по хозяйству - кукла с очень длинными ручками, к которым привязано много лент;

[
Посмотреть изображение с другого сайта: 348feffa2451a567fc9512c53d1a20c0d58a57136884415.jpg ]

 зерновушки - куклы, набитые зерном, которые приносят достаток в дом и т.п.

[
Посмотреть изображение с другого сайта: f3800ee8a5eb8a74bef9a15c4c376913d58a57136884658.jpg ]




http://motanka.ucoz.ru/
http://www.history.org.ua/LiberUA/978-966-2464-02-3/82.pdf
http://artdoll.ukrainianforum.net/t232-topic
https://uk.wikipedia.org/wiki/...0%BA%D0%B0
http://rukotvory.com.ua/rozmov...dytatsiya/
---
Мои лекции:
1. НЕ казачьи донские родословия
2. Дореволюционные справочники в помощь тем, кто ищет донских предков
Консультации В ЛИЧКЕ платные!
Ищу: грек ИЗОСИМ ЯНУАРЬЕВИЧ ЕВСТАФИАДИ
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3115
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1480
Ссылки:
книги по родословным и краеведению Черкащины
http://www.symonenkolib.ck.ua/...;Itemid=32
Сайт автора книг "Неизвестная Чигиринщина" Александра Солодаря
села Суботов и Галагановка
http://olexandrsolodar2010.blogspot.ru/
http://olexandrsolodar1.blogspot.ru/
http://piligrimolexandrsolodar.blogspot.ru/

Тема соседа
https://forum.vgd.ru/21/43105/
---
Мои лекции:
1. НЕ казачьи донские родословия
2. Дореволюционные справочники в помощь тем, кто ищет донских предков
Консультации В ЛИЧКЕ платные!
Ищу: грек ИЗОСИМ ЯНУАРЬЕВИЧ ЕВСТАФИАДИ
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3115
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1480

Сергей Кушнарев написал:
[q]
В архивных фондах ГЭС (днепровского каскада) есть дела со списками жителей, переселенных из сел, подлежащих затоплению, указываются размеры усадеб, есть описания домов. В некоторых случаях - даже фотографии строений.
[/q]

https://forum.vgd.ru/post/21/25664/p1817820.htm#pp1817820
---
Мои лекции:
1. НЕ казачьи донские родословия
2. Дореволюционные справочники в помощь тем, кто ищет донских предков
Консультации В ЛИЧКЕ платные!
Ищу: грек ИЗОСИМ ЯНУАРЬЕВИЧ ЕВСТАФИАДИ
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3115
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1480
http://sites.google.com/site/racivskijnvk/nase-selo
Сайт Рацевской школы.

Чигиринская земля прекрасная настоящим и славна прошлым. На ее территории найдены поселения трипольской культуры, городище, курганные могильники скифских времен. Песнями и легендами вылились в ветви вековых Холодноярских лесов думы о Колиивщине, о движении гайдамаков под руководством Максима Зализняка и Ивана Гонты. Здесь разцветал дальновидный государственный ум и полководческий талант Богдана Хмельницкого, героев национально-освободительной борьбы Ивана Богуна и Максима Кривоноса. С древних времен и до наших дней пролегли здесь столбовые пути истории. Она имеет славное прошлое. Одна из таких достопримечательностей - история основания села Рацево.
Из „Истории городов и сел УССР" (Черкасская область) мы знаем, что Рацево расположено на берегу Кременчугского водохранилища в 13 км от райцентра. Сейчас количество населения составляет 2800 человек. Село созданное из населенных пунктов: Кожарок, Калантаево, Адамовки, Рацево и сел Гущевки и Витово, которые переселились сюда в 1958 году с территории Кременчугского водохранилища в связи со строительством Кременчугской ГЭС.
Как утверждает Л. Похилевич в труде "Сказание о населенных местностях Киевской губернии", село Рацево основано в 1615 году.
Какова же история его основания? Наш односельчанин, ветеран войны и труда Башлык Модест Юхимович, к сожалению покойный, в архивах местного сельского совета нашел и восстановил историческую справку о застройке населенных пунктов и хуторов на правом берегу р.Днепр и левобережье его притока р.Тясмин. Копия ее хранится в семейном альбоме. Авторы искренне благодарят семью Башлык за помощь в исследовании данной проблемы.
Согласно этой исторической справки, в 1510 году казак-беглец из Стеблева Бужа Еремей поселился на левом берегу Днепра, недалеко от реки Сулы. Со временем там образовалось село Веремеевка . Через несколько лет старший сын Еремея, Филон Бужа, поселился на правом берегу Днепра и, по приказу Черкасского старосты, возглавил паромную переправу через реку. Возле хутора Филона Бужи скоро населилось местечко, которое стало называться Бужин , а центральная его площадь - Филонов майдан, где собирались базары, торги, ярмарки.
С 1500 года под горой, на юг, против Бужина заселилось село Боровица , названный по названию реки Боровицы (бором „вьется" ). Эта река текла из Днепра под горой, недалеко за Боровицей разделялся на две протоки: одна текла под горой, а вторая впадала в большое болото „Шебекино". А возле села Малая Андрусовка обе протоки вливались в реку Тясмин.
В 1550 году русский купец Крылов построил лабаз (склад) на левом берегу Тясмина при впадении в Днепр, там появился городок с названием „ Крылов ".
На правом берегу Тясмина, напротив Крылова, поселился богатый казак Григорий Новак. Позже вырос городок „Новогеоргиевськ".
Весной 1586 года из села Ракитное Белоцерковского староства выехал отряд молодых казаков, выписанных из реестра, атаманом отряда был Лещенко Адам. Они поселились на землях, и образовался хутор Адамовка .
В летописи 1574 года упоминается зажиточный Чигиринский казак Тишка Волевич, который был войтом Чигирина. В конце 1576 года Чигирин и окрестные хутора были разрушены татарами, однако Чигирин быстро восстанавился. В 1580 году войт Чигирина Тишка Волевич построил себе хутор на левом берегу Тясмина на востоке, за шесть верст от Чигирина, завладел землями: острова Вертемева - 30 десятин, полуострова Малишева - 50 десятин, сенокосного луга Деймановка – 50 десятин и пахотного поля по степи - 70 десятин. Всего - 200 десятин.
В 1586 году из Белоцерковского староства переселились пять сотников, исключенных из реестра. Они поселились к востоку от Чигирина.
1-й сотник - Скидан Мусий Калинович. Сын - Карп Моисеевич.
2-й сотник - Бут Михион Степанович. Сын - Павел Михионович.
3-й сотник - Быховец Симон Климович. Сын - Степан Симононович.
4-й сотник - Гуня Петр Данилович. Сын - Дмитрий Петрович.
5-й сотник - Остянин Марк Романович. Сын - Яков Маркович.
На восток, за две версты, был хутор сотника Скидана Мусия Калиновича, который владел лугами полуострова Калиновка - 50 десятин, островом Чуев - 20 десятин и за лесом пахотного поля - 70 десятин. Всего - 160 десятин.
Полковник Скидан Карп Моисеевич в 1620 году построил водяную мельницу в Калиновке, на русле Тясмина, на 2 жернова. (Сваи дубовые были найдены в 1932 году при мелиорации Тясмина). В 1780 году два брата Буряченко перекопали полуостров Калиновка, вода сделала русло. Образовался остров Скиданов и плес Скиданов. По преданию, как поляки разрушили хутор, дочь Скидана Марина убегала от польских солдат и утопилась.
За версту, на восток от хутора Скидана, был хутор сотника Бута Михтона Степановича. Сын Павел Минович Бут (Павлюк) имел остров. Переправу до хутора в народе звали Павлюковою. Хутор Бута был на песчаной поляне, слева Тясмина, а дело - был остров Луки и низкие заросли кустов калины, лещины и большие деревья груш. На востоке большая половина острова заросла лесом (дуб, сосна, береза, осина). Позже островом владел помещик Дейнека, потомок казацкого полковника. На этом острове Бут пользовался сенокосом - 70 десятин, луга для выпаса скота - 50 десятин и на поле пахотной земли - 50 десятин. Всего -170 десятин.
На восток по Тясмину был хутор сотника Быховца Симона Климовича. Сын Быховец Степан занимал остров - 50 десятин, треугольник сенокоса, урочище, отели - 50 десятин и пахотного поля в степи - 50 десятин. Позже, где был хутор Быховца Симона, то место звалось Симоновкой.
На территории села Рацево, в урочище „Значки", был хутор Гуни Петра Даниловича . Сотник занимал сенокос - 50 десятин, луки более урочищем - 50 десятин и пахотной степи - 50 десятин. Всего – 150 десятин. Также полуостров Кут - 60 дес. Солончаковый песок был выпасом скота Биховца и Гуни.
На территории села Калантаево, на восток по Тясмину, был хутор сотника Острянина Марка Романовича. Его сын, полковник Острянин Яков (Ясько) Маркович, имел сенокосных лугов - 70 десятин и в урочище „Роменово" (Романово) - 50 десятин. В наше время - территория села Витово. На Тясмине, который протекал через хутор, был мост и водяная мельница. В степи Марк имел 60 десятин пахотного поля. Всего земли-180 десятин.
В марте 1703 года одной ночи выехали тринадцать телег с семьями и хлебом из села Свинарки (Петропавловка, Городищенской сотни, Корсунского староства) в Дикое поле. А через пять дней приехали к Тясмину и переправились на левый берег. Рядом с хутором Чигиринского старосты основали село и назвали его Витово . Первыми жителями села были:
1. Микитенко -звонарь церкви
2. Чуенко - атаман села.
3. Пучко.
4. Руденко.
5. Козубенко.
6. Малеваный .
7. Уханенко.
8. Кононенко.
9. Орленко.
В 1738 году село пополнилось беглецами от гайдамацкого движения из Медведовки: Буряченко , Набока и другими.
Основаны сёла были казаками, а после присоединения Правобережной Украины к России жителей перевели в ранг государственных крестьян. Таким образом, крепостное право их обошло.

ЛЕГЕНДЫ
Вот некоторые из них:
Легенда 1
Во времена правления гетмана Богдана Хмельницкого казацких советников (радники - от «рада», заседатели) называли райцами. Им принадлежали земли. Поэтому говорили „земли райцев" или „райцево село".С годами в произношении и написании буква „и" исчезла, и село стало называться Рацево.
Легенда 2
В 16 веке пять казаков поселились недалеко от Чигирина. Раций основал село Рацево, Адам - Адамовку, Гуща - Гущевку, Войт - витово, Калантай - Калантаево, а на Чумацкой дороге выросло село Кожарки (богатое кожевниками). В 1959 году Рацево, Адамовка, Гущевка, Кожарки, Калантаево объединились - образовалось новое красивое село Рацево. На месте старых деревень катит свои воды Днепр и рассказывает нам эту замечательную легенду.
Легенда 3
В древности жил господин по фамилии Рац. И имел он землю, где поселились люди. Село было названо в честь его хозяина Рацево, Рацевка. А другой хозяин имел много загонов, где были овцы и ягнята. И на этой земле через некоторое время образовалось село Кожарки от слова кошары . Была вокруг деревни чаща: леса, болота, но люди осваивали и эту землю, так образовалось село Гущевка. На земле господина была каланча, с помощью которой извещали о пожаре или иную беду. Позже образовалось село Калантаево.

ИЗ УСТ НАРОДА

Тропинка ведет к Кременчугскому водохранилищу. Приятно сесть на берегу моря, пообщаться с природой, понять ее душою и сердцем, любоваться красивыми оврагами. По народным преданиям, Днепр был когда-то крепким юношей. Как вырос он, родители благословили в дорогу. Проснулся Днепр на заре, развернув горы, расчистив устья и потек степями. Он был очень крученый. Много раз поворачивал то в одну сторону, то в другую, образуя множество оврагов.
КАНДИН ЯР
Жила когда-то недалеко от болота Деменова семья, которую прозывали Кандя. Поэтому и овраг стали называть Кандин.
ЧЕРЕПИЧНЫЙ ЯР
В овраге построили черепичный завод, в котором выжигали черепицу и продавали крестьянам. Именно поэтому и назвали овраг Черепичный, потому что имели выгоду -добротное покрытие.
ГОРИВСКИЙ ЯР
В этом овраге спрятан клад. Молодой человек побился с друзьями об заклад, что найдет клад. Ежедневно с утра и до позднего вечера копал землю, но клада не нашел. Говорили, что „погорел" из-за упрямства и жадности.
МЕРТВЫЙ ЯР
Этот овраг расположен возле старого кладбища.
СИЛОСНЫЙ ЯР
А этот овраг находится недалеко от фермы, где были силосные ямы.
ПРЯМОЙ ЯР
Раньше был прямой въезд с низу на верх. Теперь там катит свои волны Кременчугское водохранилище.
ПРИХОДЬКОВСКИЙ ЯР
Выходил к семье Приходько.
АВРАМОВ ЯР
Житель Кожарок Авраам любил косить траву, которая росла высокая и густая. То место стали называть Аврамовым.
ЕФРЕМОВ ЯР
Возможно, кто-то знает другой перевод. Но нам рассказывали, что Данда Ефрем Ефремович, житель с.Рацево, любил ловить рыбу и отдыхать с друзьями в этом овраге. Поэтому и называется этот овраг Ефремов.
Криловскою дорогой путешествует каждый житель Приднепровья. Эта дорога из Черкасс вела в Крылов, ее называли еще Топилянской. А в Крылове были большие торги. Бужинская дорога пролегает из Чигирина до Бужина, мимо урочища Значки.


Стеблев (укр.Стеблів) — поселок городского типа, Корсунь-Шевченковского района Черкасской области.
Веремиевка (Веремеевка, Еремеевка) (укр.Вереміївка) — cело, центр сельского совета Чернобаевского района Черкасской области.
Протекает в лесу
Кошара— помещение для содержания овец, скота.
Дементьева
---
Мои лекции:
1. НЕ казачьи донские родословия
2. Дореволюционные справочники в помощь тем, кто ищет донских предков
Консультации В ЛИЧКЕ платные!
Ищу: грек ИЗОСИМ ЯНУАРЬЕВИЧ ЕВСТАФИАДИ
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3115
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1480
Вольное Запорожье (Ві́льне Запорі́жжя) — село в Украине, в Новобугском районе Николаевской области.
Основано оно в 1924 году, в связи с плановым переселением крестьян, что началось в 1923 г., из центральных районов Украины на земли Причерноморья. В июне 1924 г. сюда приехали первые 55 семей переселенцев (197 человек) из сел Тиньки Чигиринского района и Капустин Шполянского района Черкасского округа. Новоселам выделили 754 десятина земли. Через год здесь проживало уже 327 человек. На первом крестьянском собрании 1924 г. новое село решили назвать Свободным Запорожьем.
Тут были Демиденко

Шабельники (Одесская область) - село, относится к Николаевскому району Одесской области Украины. Село Шабельники начали заселять в 1898 году крестьяне-переселенцы из с.Шабельники (теперь Черкасской области).
Тут были Тининика


---
Мои лекции:
1. НЕ казачьи донские родословия
2. Дореволюционные справочники в помощь тем, кто ищет донских предков
Консультации В ЛИЧКЕ платные!
Ищу: грек ИЗОСИМ ЯНУАРЬЕВИЧ ЕВСТАФИАДИ
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3115
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1480
сайт Тиньковской школы с некоторой историей села
http://tinkischool.w.pw/index.php/narys-istorii-shkoly
---
Мои лекции:
1. НЕ казачьи донские родословия
2. Дореволюционные справочники в помощь тем, кто ищет донских предков
Консультации В ЛИЧКЕ платные!
Ищу: грек ИЗОСИМ ЯНУАРЬЕВИЧ ЕВСТАФИАДИ
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3115
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1480
---
Мои лекции:
1. НЕ казачьи донские родословия
2. Дореволюционные справочники в помощь тем, кто ищет донских предков
Консультации В ЛИЧКЕ платные!
Ищу: грек ИЗОСИМ ЯНУАРЬЕВИЧ ЕВСТАФИАДИ
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: Орленко Наталья
Вверх ⇈