Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

О некоторых храмах Вологодчины, клире

Некоторые сведения о храмах Вологодской епархии, где служили наши предки. О клире.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 20 21 22 23 24 * 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Вперед →
Модератор: opel45
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
В теме размещены сведения о следующих храмах
(Естественно, данные неполные, с дополнением к информации с сайта "Православные приходы и монастыри Севера" сведениями из моего архива.):
1. стр.1 Михаило-Архангельская Большеельминская ц.Вологодского у. ИЗМЕНЕНИЯ и ДОПОЛНЕНИЯ 31.05.2016.
2. стр.1. Георгиевская Рубежская ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 28.04.2016. 20.10.16
3. стр.1. Богородская Сидоровская ц. Грязовецкого у. ДОПОЛНЕНИЯ 10.01.2016
4. стр.1. Николаевская Устьрецкая ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 21.11.2015
5. стр.2. Богородская Говоровская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 17- 20.02.2016, 28.04.2016, 16.11.2016, 07.11.2017
6. стр.2. Воскресенская Шелыгинская ц. Вологодского у
7. стр.2. Покровская и Николаевская Сяменжевская ц. Тотемского у. ДОПОЛНЕНИЯ 20.03.2016
8. стр.3. Троицкая Пельшемская ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 07.02.2016 22.02.2016 27.02
9. стр.3. Георгиевская Устиновская ц. Грязовецкого (Вологодского у)
10. стр.4. Воскресенская Ракулевская ц. Вологодского у.
11. стр.4. Ц. Пророка Илии в Засодимском погосте Кадниковского у.
12. стр.4. Христорождественская Степуринская ц. Грязовецкого у. ДОПОЛНЕНИЯ 30.11.2015 21.02.2016
13. стр.5. Христорождественский Грязовецкий собор ДОПОЛНЕНИЯ 2.12.2015
14. стр.6. Михаило-Архангельская Верхвологодская ц.
15. стр.6. Покровская Замошская ц. Кадниковского у.
16. стр.6. Воскресенская Устьянская ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 6.02.2016
17. стр.6. Богородицкая Церковницкая ц. Вологодского у.
18. стр.7. Благовещенская на Ербуге ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 30.06.2016
19. стр.7. Воскресенская Боровецкая ц. Вологодского у.
20. стр.7. Богоявленский Тотемский собор
21. стр.8. Димитриевская Широгорская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 5 февраля 2017
22. стр.8. Николаевская Бурдуковская ц. Грязовецкого у. ДОПОЛНЕНИЯ 31.03.2017
23. стр.8. Флоро-Лаврская Павловотчинная ц. Грязовецкого у.
24. стр. 9.Николаевская Ембовская ц. Кадниковского у.
25. стр. 9.Николаевская Бесединская ц. Вологодского (Грязовецкого) у.
26. стр. 9.Вассиановская Кубеницкая ц. Кадниковского у.
27. стр.10. Спасо-Преображенская Рабангская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 07.07.2016
28. стр.11.Николаевская Выколупкинская ц. Вологодского у.
29. стр.11. Димитриевская Озерковская церковь Вологодского у.
30. стр.11. Николаевская Каргачевская ц. Вологодского у.
31. стр.12. Иоанно-Предтеченская градская церковь в Рощенье
32. стр.12. Богородицкая Верхнедольская градская Вологодская ц.
33. стр.12. Иоанно-Богословская Кохтошская церковь Грязовецкого у.ДОПОЛНЕНИЕ 16.03.2016
34. стр.13. Троицкая Перцовская церковь Грязовецкого у. Дополнения 03.07.2017
35. стр.14. Покровская Сямская ц. Вологодского у. Дополнения 15.04.2016, 10.06.2016
36. стр.14. Дмитриевская Карачевская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЕ 31.08.2016
37. стр.15. Богородицкая Подстаницкая церковь Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЕ 04.06.2016
38. стр.15. Кирико-Иулитская Толстиковская ц. Вологодского у. Дополнение 15.04.2016, 2.07.2017
39. стр.16. Владимирская Поченгская ц. Вологодского у.
40. стр.16. Димитриевская Шейбухтовская ц. Тотемского у.
41. стр.16. Воскресенская Шейбухтовская церовь Тотемского у.
42. стр.17. Богородицкая Шейбухтская церковь Тотемского у.
43. стр. 17. Благовещенская Емская церковь Вологодского у.
44. стр. 18. Иоанно-Богословская Янгоса(о)рская ц. Вологодского у.
45. стр.18. Успенская Песошинская (на Песошном() церковь Вологодского у.
46. стр.19. Иоанно-Богословская Тошнинская церковь Вологодского у.
47. стр.19. Екатерининскай Флоровская церковь Вологды
48.стр.19. Покровская Козленская церковь .Вологды
49.стр.19. Михаило-Архангельская Бохтюжская церковь Вологодского у. [b]Доп. измен 30.08.2016
50.стр.20. Иоанно-Богословская, что в Ивановском, церковь Вологодского у.
51.стр.21.Николаевская Никулинская церковь Вологодского у.
52.стр.21. Афанасиевская Рукинская церковь Вологодского у.
53.стр.21. Николаевская на Стану (Становская) ц. Грязовецкого у.
54.стр. 22. Спасская Леденгсакая церковь Тотемского уезда
55.стр.22. Антониевская церковь в конце Кубенского озера Вологодского у.
56. стр.22. Спасо-Преображенская Шухтовская ц. Вологодского у.
57. стр. 22. Гавриило-Архангельская на Троицкой ул. церковь г. Вологды
58. стр. 23. Троице-Герасимовская церковь у Кайсарова ручья г. Вологды Изм/. 29/08/17 07/08/18
59. стр 23. Троицкая Верхне-Уфтюжская церковь Сольвычегодского у.
60. стр.24. Антипинская Вологодская градская церковь
61. стр. 24. Спасо-Преображенская Тиксненская церковь Тотемского у.
62. стр.25. Спасская Ракулевская церковь Вельского у.
63. стр.26. Николаевская Заболотская церковь Кадниклвского у.
64. стр. 26. Сретенская Коптевская церковь Грязовецкого у.
65. стр. 27. Христорождественская Брюховская ц. Грязовецкого у.
66. стр. 27. Церковь Николая Чудотворца Золотые Кресты г.Вологда
67. стр. 28. Закубенская Крестовоздвиженская ц. Вологодского у. (изм. 11.08.2018)
68. стр.28. Васильевская Едковская ц. Вологодского у.
69. стр.29. Николаевская Возимская ц. Вологодского у.
70. стр 29. Кирилловская Большеельминская церковь Вологодского у.
71. стр. 29. Димитриевская Шевницынская ц. Кадниковского у.
72. стр. 30. Николаевская Турундаевская ц. Вологодского у. (изм. 11.08.2018)
73. стр. 31. Николаевская Нутренская ц. Тотемского у.
74. стр. 31. Воскресенская Березниковская ц. Никольского у.
В РАБОТЕ

Тема продолжается и по мере необходимости редактируется


Комментарий модератора:

---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
Лайк (2)
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
61. Спасо-Преображенская Тиксненская церковь Тотемского у.
Тиксненская Спасо-Преображенская церковь
Современное местоположение: д. Погорелово, Погореловское с/п, Тотемский р., Вологодская обл.
Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния

Тиксненская Спасская мужская пустынь была основана в 1603 г. преп. Вассианом, Вологодским чудотворцем, упразднена до 1764 г. На месте монастыря был основан приход.
Приходские церкви располагались на Тиксненском Спасо-Преображенский погосте, при р. Тиксне, 1-го стана Тотемского уезда. Главная церковь - Тиксненская Спасо-Преображенская, построена в 1764 г., освящена в 1778 г. Каменная. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, прпп. Феодосия Тотемского и Вассиана Тиксненского, апостола Андрея Первозванного, свт. Николая Мирликийского, Успения Пресвятой Богородицы, вмц. Параскевы Пятницы. В церкви под спудом - мощи преподобного Васcиана Тиксненского.
В 1788 г. при церкви числилось 1807 человек, в 1868 г. - 3721.
Вторая приходская церковь - Тиксненская Троицкая, построена в 1781 г., освящена в 1784 г. Каменная. Престол в честь Святой Троицы. 22 октября 1866 г. храм был вновь освящён после ремонта.
30 сентября 1864 г. было получено разрешение епархиального начальства построить каменную церковь близ деревни Подгорной, для 4-х отдалённых селений, называвшихся Тафтинскими. Церковь оставалась приписной к Тиксненской Спасо-Преображенской церкви, пока не были изысканы средства для содержания своего причта.
Библиография
ГАВО. Ф. 496 Оп. 4. Д. 769. Л. л. 309-314 об. Клировая ведомость Тиксненской церкви за 1910 год (выписки Д. А. Пшеницына).
ВЕВ. - 1864, №3, с. 38; 1864, №4, прибавления, с. 106-108.
ВЕВ. - 1866, №22, с. 240.
С-в Н. (Суворов Н. И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. - 1872. - №18. - Прибавления. - С. 518.
Список населенных мест по сведениям 1859 года. - VII: Вологодская губерния. - С. 305.
Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 87, 205, 215.
Клировая ведомость Тиксненской Спасо-Преображенской церкви, Вологодской епархии Тотемского уезда, 2-го благочинного округа за 1910 год
Линьков А. Блаженной памяти преподобного Вассиана Тиксненского чудотворца.
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?sort=1&id=423
Фото Линькова А.

Прикрепленный файл: images крупный.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
Причт Спасо-Преображенской Тиксненской ц.
Красным цветом - информация, дополнительная к сведениям с сайта "Православные монастыри..."
Жирным шрифтом - мои предки и породненные с ними

Священники
? ? Нестор Андреев
1797 Ранее 1835 Городецкий Стефан Васильевич, умер в 1835 г., сын дьячка Ильинской, что в Ямщиках, церкви Грязовецкого у.
1807 1835 Ажинсантов Фока Петрович, умер в 1838 г. сын пономаря Шуйского городка Успенской ц. Тотемского у.

1835 1868 Анурьев Александр Феодорович
1868 1895 Быстров Иоанн Иоаннович, умер в1895 г. Надежда Александровна Быстрова 1851 г.р., дочь священника. Дети: Владимир, Николай, Аполлоний, Мария, Александра, Любовь, Михаил, Аполлинария
1838 1879 Ретровский Николай Васильевич, сын пономаря Василия Петровича Ажисантова при Шуйского городка Успенской ц. Тотемском у.
1879 1902 Попов Алексей Иосифович 1836 г.р., сын пономаря Илезской Воскресенской церкви Тотемского уезда. Жена Мария Ивановна 1841 г.р., пономарская дочь. Дети: Глафира, Клавдия, Феодосий, Петр, Градислава, Ливерий, Иоанн, Алексей.
1895 (1916) Толстиков Анатолий Павлович 1874 г.р., сын диакона Вологодского кафедрального собора, зять бывшему священнику Быстрову.
Жена Александра Ивановна 1876 г.р., дочь священника Быстрова И.И. Сын Анатолий
1902 1905 Попов Алексей Алексеев, 1878 г.р., сын священника сей церкви. Супруга Александра Стефановна 25 л., священническая дочь. Дети: Вениамин 3, Герман 1.
1911 1914 Зяблов Александр Аркадьевич (1867-1914), природой Никольского у. Шонгской-Николаевской ц., умершего священника Аркадия Петрова сын. Жена: Мария Автономова (Ельцова), дочь диакона Георгиевской Рубежской ц. Кадниковского у. (1870- ранее 1960). Дети: Александра, Виктор, Сергей, Пульхерия, Александр, Валентина, Юлия
1914 ранее 1937 Зяблов Сергей Александрович (1893-после 1963), сын священника сей церкви. Жена: Мария Александрова (1894-1963), дети Вассиан (умер в младенчестве), Елена. По словам очевидцев, Зяблов С.А. в 1937 г. уехал (или был сослан) в Алтайский край, документально не подтверждено

1933 1937 Толстиков Анатолий Анатольевич 1897-1938 (расстрелян за «антисоветскую деятельность и агитацию»).


Диаконы
1789 ? Георгий Васильев, из пономарей этой же церкви.
1797 ? Колпаков Андрей Иванович
1798 1807 Ажинсантов Фока Петрович, умер в 1838 г., сын пономаря Шуйского городка Успенской ц. Тотемского у.
1808 1848 Невенский Иоанн Спиридонович

1847 1869 Черняев Сосипатр Иванович
1868 1894 Баженов Евгений Дмитриевич, умер в 1903 г. Жена Зиновия Павлова 1819 г.р. Дети: Екатерина, Дмитрий, Александра
1870 1873 и с 1903 Левитский Пётр Иванович 1846 г.р. родом Нижегородской епархии, Горбатовского уезда, Лесуновской Николаевской церкви дьяческий сын. Дети: Анна, Вассиан

Псаломщики
1873 1903 Левитский Пётр Иванович
1873 1879 Владимирский Николай Александрович
1874 1879 Чистотин Николай Александрович
1885 1896 Вешняков Павел Матвеевич
1896 (1905) Розов Константин Евгеньевич 1874 г.р., природой ТУ Леонтиевской Кочковской ц. диаконский сын, заштатному псаломщику Павлу Матвееву Вешнякову (72) внук. Жена Мария Никоноровна 1876 г.р., мещанская дочь. Дети: Анна, Алевтина, Вера, Александра, Сергий, Мария. Бабушка - Вешнякова Мария Стефановна 1823 г.р.
1903 (1905) Мансветов Павел Александров 1880 г.р., природой ГУ Сеньговской Спасо-Преображенской церкви пономарский сын. Жена Мария Васильевна 1876, диаконская дочь. Сын Геннадий
(1937) (1937) Летунов Александр Александрович, репрессирован, 10 лет ИТЛ.

Дьячки
1809 1852 Авринский Александр Андреевич
1817 ? Басин Феодор Федорович
1820 1843 Басин Павел Федорович
1843 1868 Баженов Евгений Дмитриевич
1852 1865 Сергеевский Иоанн Фокич


Пономари
1819 ? Воронин Феофил Спиридонович
1820 1858 Кулаков Иезекииль Филиппович
? ? Кулаков Филипп Алексеевич (исключён из духовного звания в 1820 году).
1821 1852 Вишняков Матфей Миронович
1850 1896 Вешняков Павел Матвеевич 1833 г.р., родом сей церкви пономарский сын. Жена Мария Стефановна 1832, причетническая дочь. Дети: Пульхерия, Анна, Алексей.

(1865) 1865 Сергиевский Иван

Причетчики
(1868) (1868) Баженов Евгений
1868 (1868) Светлозоров Александр

На фото 2012 г. (авторство мое) - руины Тиксненской Спасо-Преображенской ц. Тотемского у.:

Прикрепленный файл: Тиксненская сп-преображенская ц. Тотемского у. совр.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
Лайк (1)
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
Сведения из дополнительных источников к сведениям с сайта «Православные монастыри…»

Линьков А. И. Описание Тиксненской Преображенской церкви Тотемского уезда Вологодской губернии.– Вологда: Типография Воло¬годского Губернского Правления, 1900.– 80 с. ПРЕДОСТАВЛЕН КОРЕШКОВОЙ О.М.
Известно, что в конце прошлого столетия при церкви одновременно было два священника и по одному диакону. С каких пор служат при церкви два священника, достоверно сказать нельзя, за неимением письменных документов. Хотя в рукописном житии преподобного Вассиана приходский священник Нестор Андреев и назван настоятелем церкви Всемилостивого Спаса, но, вероятно, здесь слово «настоятель» употреблено в том смысле, что священник есть главный из всего остального причта, управитель церкви. Можно, впрочем, догадываться, что до закрытия Вассианова монастыря при церкви было по одному священнику. Ибо, при немногочисленности населения на первых порах существования церкви и, затем, при некоторой поддержке «Вассианова монастыря» и один священник без особых затруднений мог исправить все духовные потребности прихожан. По закрытии же монастыря (1764?), наверно, и установлено, чтобы при церкви служили одновременно два священника. Относительно диаконов, насколько теперь известно, можно сказать, что их при церкви всегда было по одному. О пономарях в клировых ведомостях за 1831 год замечается, что их по штату положено два. Но кроме двух штатных пономарей, некоторое время при церкви служили ещё сверхштатные дьячки и псаломщики. В настоящее время при церкви находятся два священника, один диакон и два псаломщика.
Из всех священно-церковнослужителей Тиксненской Спасо-Преображенской церкви, кроме Нестора Андреева, доселе известны за последнее столетие только:

а) священники:
I. Стефан Васильевич Городецкий, сын дьячка Ильинской, что в Ямщиках, церкви Грязовецкого уезда. По окончании курса Вологодской духовной семинарии, в 1797 году 3 апреля определён в священники к Тиксненской церкви. Умер в 1835 году.
II. Фока Петрович Ажисантов, сын пономаря Шуйского городка Успенской церкви в Тотемском уезде. Кончил философский класс в Вологодской духовной семинарии, 21 марта 1798 года посвящён во диакона, а 8 мая 1807 года и во священники Тиксненской церкви. Скончался в 1838 году.
При священниках Стефане Городецком и Фоке Ажисантове было дело о разглашении жёнкой Фаружевой одного водного источника за чудотворной, дело, причинившее много неприятностей всему причту. При этих же священниках в 1820 году из церковной кружки неизвестно кем похищено было 76 рублей 80 копеек.
III. Александр Фёдорович Анурьев, сын священника Царевской Воскресенской церкви, Тотемского уезда. Кончил Вологодскую духовную семинарию с аттестатом 2 разряда, в священники определён в 1835 году; с 1839 года был депутатом по училищным делам. Священником был 33 года.
IV. Николай Васильевич Ретровский, сын пономаря Василия Петровича Ажисантова при Шуйского городка Успенской церкви в Тотемском уезде. По окончании курса Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2 разряда, в августе 1838 года определён в священники. С 1842 года по 1870 год состоял законоучителем и учителем открывшейся при нём на Тиксне школы. Был последовательно награждён набедренником, скуфьёю и камилавкой. Отцом Николаем в Тиксненскую церковь пожертвовано напрестольное Евангелие и серебряный крест. Память об Отце Николае, как добром человеке, и теперь жива между прихожанами.
V. Иоанн Иоаннович Быстров, зять Анурьева, сын священника Ляменгской Благовещенской церкви Никольского уезда. В священники определён сразу по окончании Вологодской духовной семинарии в 1868 году; с 1869 по 1872г. был помощником благочинного; в 1871 г. избран и утверждён депутатом по училищным делам; в 1875году награждён набедренником; с 1877 года до 1893г. состоял законоучителем Погореловского училища; в 1886 году награждён скуфьей за заслуги по гражданскому ведомству. В народе о. Иоанн был известен, как добрый, кроткий и безобидный человек. Скончался в 1895 году.
VI. Алексей Иосифович Попов, сын пономаря Илезской Воскресенской церкви Тотемского уезда. По окончании курса Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2 разряда, в 1861 году 21 июня рукоположен во священники к Вотчинской Введенской церкви Тотемского уезда. С 1870 года по 1875 год проходил должность депутата по хозяйственным делам. В 1879 году переведён к Тиксненской церкви; 14 октября 1895 года утверждён настоятелем Тиксненской церкви; награждён набедренником и скуфьёю. С 1893 года состоит законоучителем Погореловского училища. В 1896 году о. Алексий в кругу своей семьи скромно отпраздновал 35-ти летний юбилей своего служения в священном сане.
VII. Анатолий Павлович Толстиков, сын диакона Вологодского кафедрального собора, зять бывшему священнику Быстрову. Кончил Вологодскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда в 1895 году и в августе того же года рукоположен в священника к Тиксненской церкви. С 1896 года состоит законоучителем Угрюминской церковно-приходской школы.
б) Диаконы:
Георгий Васильев, посвящён 18 апреля 1789 года из пономарей этой же церкви.
Андрей Иванович Колпаков(+1797 г.).
Иоанн Спиридонович Невенский(1808-1848).
Сосипатр Иванович Черняев (1847-1869).
Евгений Дмитриевич Баженов (1868-1894).
Пётр Иванович Левитский с 1870г.; состоит на старшей псаломщической вакансии.
в) Пономари:
Феофил Спиридонович Воронин (+1819).
Иезекиль Филиппович Кулаков (1820-1858).
Филипп Алексеевич Кулаков (исключён из духовного звания в 1820 году).
Матвей Миронович Вешняков (1821-1852).
Павел Матвеевич Вешняков(1859-1896).

г) Дьячки:
Александр Андреевич Авринский (1809-1852).
Феодор Федорович Басин (+1817).
Павел Федорович Басин (1820-1843).
Евгений Дмитриевич Баженов(1843-1868).
Иоанн Фокич Сергеевский (1852-1865).
д) Псаломщики:
Николай Александрович Владимирский(1873-1879).
Николай Александрович Чистотин (1874-1879).
Константин Евгеньевич Розов (с 1896 года).

ГАВО ф.496, оп.4, д.764 КВ Тотемского уезда за 1905 г. Спасо-Преображенская Тиксненская ц., л.437-446об (записи Смирновой Г.В.)
- священник Алексей Алексеев Попов, 27 (24.05.1878), сын священника сей церкви. По окончанию курса ВДС с аттестатом 2 разряда состоял с 24.10.1901 по 3.09.1902 учителем и законоучителем при Рубежском земском училище. 3.09.1902 определен к сей церкви в священника, а 14.09. рукоположен в сан. С того же времени состоит зав. Угрюмской ЦПШ. Женат. Супруга Александра Стефановна 25 л., священническая дочь. Дети: Вениамин 3, Герман 1.
- священник Анатолий Павлов Толстиков, 31 (25.05.1874), Вологодского Кафедрального собора дьяконский сын. По окончанию курса ВДС с аттестатом 1 разряда 18.08.1895 определен к сей церкви в священника, а 18.10.1895 – рукоположен в сан. С 1896 по 1900 состоял законоучителем и заведующим Угрюминской ЦПШ, с 12.12.1900 состоял законоучителем Фоминского земского училища. 27.03.1903 награжден набедренником. С 1.09.1904 состоит законоучителем Погореловского земского училища. Указом ВДК от 15.01.1905 утв. в должности члена Попечительского совета церквей 2-й части Благочиннического округа. Женат. Супруга Александра Ивановна , 29 л., дочь умершего священника Иоанна Иоаннова Быстрова . Сын Анатолий ()
- диакон Петр Иоаннов Левитский 59 (15.10.1846), родом Нижегородской епархии, Горбатовского уезда, Лесуновской Николаевской церкви дьяческий сын. По окончанию Арзамасского ДУ, 19.09.1864 поступил в число послушников Арзамасского Спасского монастыря, 30.08.1866 посвящен в стихарь. В 1867-1870 гг. был келейным послушником Преосвященного Палладия и с того же времени был определен к сей церкви на штатное диаконское место; рукоположен 7.09.1870. С 1873 – зачислен псаломщиком этой же церкви. В 1893 г. по представлению инспектора народных училищ определен учителем пения Погореловского земского училища. В 1897 г. состоял счетчиком по Первой всеобщей переписи населения и за труды имеет темнобронзовую медаль. 12.06.1903 определен к сей же церкви на штатную диаконскую вакансию. Вдов. Дети: Анна 25 – в замужестве за священником Николаем Арановичем Вятской епархии; Вассиан 116 – обучается во 2 кл. ВДС.
- псаломщик Константин Евгеньев Розов 31 (14.09.1874), природой ТУ Леонтиевской Кочковской ц. диаконский сын, заштатному псаломщику Павлу Матвееву Вешнякову (72) внук. По увольнению из 3 кл. ТДУ в 1889 состоял послушником в Волог. Свято-Духовом монастыре; с марта 1895 по 5.06.1896 был вольнонаемным псаломщиком при Кирилло-Рошенской градской ц. г. Вологды и с того же времени определен и.д. псаломщика к сей Преображенской ц. 12.11.1896 утв. в должности штатного псаломщика при сей ц. 8.09.1900 посвящен в стихарь. Грамоту имеет. Женат первым браком. Жена Мария Никоноровна 29, мещанская дочь. Дети: Анна 8, Алевтина 1.
Бабушка - Вешнякова Мария Стефановна 73.
- псаломщик Павел Александров Мансветов 25 (10.08.1880), природой ГУ Сеньговской СПАСО-Преображенской церкви пономарский сын. По увольнению из 2 кл. ВДУ с 1900 по 1901 г. состоял послушником при Крестовой церкви, а с того времени был принят на военную службу. В 1902 г., оказавшись физически не способным, был освобожден от военной службы, после которой поступил в число послушников Вологодского Свято-Духова монастыря. 24.06.1903 определен и.д. псаломщика к сей церкви. Указом ВДК от 13.03.1905 утвержден в должности штатного псаломщика сей церкви. Жена Мария Васильенв 29, диаконская дочь. Сын Геннадий (1905)
- заштатный священник Алексей Иосифов Попов 69, природой Илезской Воскресенской ц. ТУ пономарский сын. По окончанию курса ВДС с аттестатом 2 разряда 20.06.1861 рукоположен в священника к Вотчинской Введенской церкви ТУ; 23.03.1879 определен в священника сей Тиксненской церкви. С 1891 по 1895 гг был законоучителем Угрюминской ЦПШ, с 1895 по 1904 – состоял законоучителем Погореловского замского сельского училища.
19.09.1867 награжден набедренником. 24.01.1896 – награжден скуфьею. 6.05.1901 – награжден камилавкой за труды по народному просвещению. 5.09.1902 по своему желанию зачислен за штат. Получает за выслугу в священническом сане полный пенсион 300 р. в год. Жена Мария Ивановна 64, пономарская дочь. Дети: Глафира 42 – замужем за священником Студенцовым; Клавдия 38 – девица, живет при отце; Феодосий 37 – священник Вотчинской Введенской церкви; Петр 34 – священник в Соль-вычегодском уезде; Градислава 32 – замужем за священником Прокошевым; Ливерий 29 – контролер в Вельском уезде; Иоанн 28 – судебный следователь в ТУ; Алексей 27 – священник сей церкви.
- заштатный псаломщик Павел Матфеев Вешняков 72, родом сей церкви пономарский сын. По исключению из среднего отделения ТДУ в 1850 г. определен в пономаря к сей церкви. 8.06.1858 посвящен в стихарь. В июне 1896 г. по старости лет зачислен за штат. Получает от Епархиального попечительства 8 р. в год и из местного благочиния 6 р. в год. Жена Мария Стефановна 73, причетническая дочь. Дети: Пульхерия 51 – мещанская вдова г. Тотьмы; Анна 48 – замужем за псаломщиком Шадриным; Алексей 41 – священник в Красноборске.
- просфорня священническая вдова Надежда Александровна Быстрова 54, дочь священника, живет в собственном доме. Определена в просфорни Епархиальным попечительством 28.05.1903 г., указ имеет. Получает пособие 5 р. от епархиального попечительства.
Муж её - умерший священник Иоанн Иоаннов Быстров, был определен к сей церкви в священника 11.08.1868. Умер 25.10.1895 г.
Её дети: Владимир 35, священник в ВУ; Николай 33 – аптекарский ученик; Мария 31 – замужем за священником Неволиным; Александра 29 – замужем за священником сей ц. Анатолием Толстиковым ; Любовь 24 – девица, живет при матери; Михаил 22 – зачислен в военную службу, Аполлинария 13 – обучается в епархиальном училище.
- диаконская вдова Зиновия Павлова Баженова 84 , дочь дьячка, живет в своем доме. Муж ее – умерший диакон сей церкви Евгений Баженов был определен на дьяческое место к сей ц. в 1843 г.; в 1868 рукоположен в диакона и состоял на дьяческой вакансии. С 1885 по 1894 г. был штатным диаконом. Умер 9.03.1903.
Вдова получает пособие из Епархиального попечительства 14р. в год и из местного благочиннического попечительства 16 р. в год. Дети: Екатерина 54, в замужестве за крестьянином; Дмитрий 42 – становой пристав, Александра 28 – живет при матери.
- просфорня псаломщическая вдова София Федорова Кубенская 40, определена в просфорни сей церкви Епархиальным попечительством от 22.09.1900 г. Сын ее Николай 7 – живет при матери.

ГАВО Ф.496, оп.11, д.351, лл.692 об., 693. МК Рубежской Георгиевской ц. Кадниковского у. за 1866 г., актовая запись от 27 августа №29 о бракосочетании Александра Аркадьева Зяблова, 19 лет, псаломщика Николаевской Ембовской ц. Кадниковского у., и Марии Автономовой Ельцовой, 17-ти лет, дочери дьякона этой ц. Оба православного исповедания, первым браком. Поручителями при их бракосочетании были: по жениху – Василий Бальзаминов, заштатный священник Богородской Заозерской ц. Кадниковского у., Ельпидифор Александр Кубенский, дьякон Покровской Сяменжевской ц. Тотемского у.; по невесте – Димитрий Андреев Волков, учитель Кадниковского Рубежского земского училища, и Михаил Димитриев Копылов, крестьянин села Георгиевского Рубежской волости.

ГАВО Ф.496, оп.51, д.24, лл.292 об., 293 КВ Тиксненской Спасо-Преображенской ц. Тотемского у. за 1913 год
Священник Александр Аркадьев Зяблов, 46 лет, наград не имеет, доход за 542 руб., сын священника. ВДС, два класса. С 14 декабря 1885 г. штатный пономарь Николаевской Ембовской ц. Кадниковского у., с 20 сентября 1896 г. диакон Морозовской Спасской ц. Устюжского у., с 17 февраля 1907 г.священник Димитровской Георгиевской ц. Устюжского у., с 18 мая1907 г. законоучитель и заведующий ЦПШ, там же, с 5 июля 1909 г. председатель приходского попечительства. 13 августа 1911 г. по прошению переведен на вторую священническую вакансию к сей ц. с 1 ноября 1911г. законоучитель Петриловского и Федоровского земских училищ, Поведения отличного, скромного, судим и штрафован не был.
Жена: Мария Автономова (Ельцова), дочь диакона, 43 лет
Дети:
Александра, 4 февраля 1888 г., учительница ЦПШ;
Виктор, 15 апреля 1891 г., диакон Шарденгской Николаевской церкви;
Сергей, 5 августа 1893 г., 6-ой класс ВДС
Пульхерия, 29 июля 1897 г, 4-й класс Устюжского ЖЕУ
Александр, 12 августа 1901 г., 2-й класс Тотемского ДУ
Валентина, 26 декабря 1906 г., 1-ый год в Министерском училище.
Юлия, 10 мая 1909 г., при отце

Настоятель Анатолий Павлович Толстиков, 39 лет, к сей ц. с 1895 г.;
Диакон Петр Иоаннов Левицкий, 1846 г.р. сей ц. с 1873 г., вдов, сын Вассиан, 1889 г.р.;
Псаломщик Константин Евгениевич Розов, 1874 г.р., к сей ц. с 1896 г.

На фото: жена священника Александра Аркадиевича Зяблова - Мария Автономовна (Ельцова);

Прикрепленный файл: Мария Автономовна Ельцова.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
ГАВО Ф.1063 Оп.1 Д.1097 Исповедные ведомости Тиксненской Спасо- Преображенской церкви Тотемского уезда за 1915 г. .Записи Ивановой О.Н.

Л.1 Священник Анатолий Павлов Толстиков, 39л.
Жена Александра Иванова, 39 л.
Сын Анатолий, 18 л.

Диакон Петр Иоанов Левитский, 69 л.
Cын Вассиан, 26 л.

Псаломщик Константин Евгеньев Розов, 41 г.
Жена Марья Никонорова, 39 л.
Дети :
- Анна, 18 л.;
- Алевтина, 11 л.;
- Вера, 8 л. ;
- Александра, 5 л.;
- Сергий, 3 г.;
- Мария, 1 г.

Священническая вдова Надежда Александрова Быстрова , 64 г.
Дети ее :
- Николай Иванович, 41 г.;
- Аполлоний, 22 г.

Священническая вдова Мария Иоаннова Попова , 73 г.
Дочь ее Клавдия Алексеевна, 49 л.

Священническая вдова Архелая Павловна Толстикова , 44 г.

Диаконская дочь- девица Александра Ивановна Баженова , 48 л.


Справка Государственного Архива Вологодской области.
В КВ Тиксненской Спасо-Преображенской ц. Тотемского у. за 1913 год значится священник Александр Аркадьев Зяблов, 46 лет, наград не имеет, доход за 542 руб., сын священника. ВДС, два класса. С 14 декабря 1885 г. штатный пономарь Николаевской Ембовской ц. Кадниковского у., с 20 сентября 1896 г. диакон Морозовской Спасской ц. Устюжского у., с 17 февраля 1907 г. священник Димитровской Георгиевской ц. Устюжского у., с 18 мая1907 г. законоучитель и заведующий ЦПШ, там же, с 5 июля 1909 г. председатель приходского попечительства. 13 августа 1911 г. по прошению переведен на вторую священническую вакансию к сей ц. с 1 ноября 1911г. законоучитель Петриловского и Федоровского земских училищ, Поведения отличного, скромного, судим и штрафован не был.
Жена: Мария Автономова (Ельцова), дочь диакона, 43 лет
Дети:
Александра, 4 февраля 1888 г., учительница ЦПШ;
Виктор, 15 апреля 1891 г., диакон Шарденгской Николаевской церкви;
Сергей, 5 августа 1893 г., 6-ой класс ВДС
Пульхерия, 29 июля 1897 г, 4-й класс Устюжского ЖЕУ
Александр, 12 августа 1901 г., 2-й класс Тотемского ДУ
Валентина, 26 декабря 1906 г., 1-ый год в Министерском училище.
Юлия, 10 мая 1909 г., при отце
(Ф.496, Оп.4, Д. 776, лл.184 об-185)
В МК Тиксненской Спасо-Преображенской ц. Тотемского у. за 1914 г. имеется актовая запись от 4 мая №48 о смерти Александра Аркадьева Зяблова, священника этой ц., в возрасте 47-ми лет от порока сердца. Погребен 8 мая на приходском кладбище.
(Ф.496, Оп.57, Д. 135, лл.200 об., 201)

В КВ Тиксненской Спасо-Преображенской ц. Тотемского у. за 1916 г. значится Зяблов Сергей Александрович, 5 августа 1893 г., духовного звания, окончил ВДС в 1914 г., 18 июня 1914 г. определен священником сей ц.
Жена: Мария Александрова, 12 февраля 1894 г., сын: Вассиан, 28 мая 1916 г.

В разделе «Заштатные и сиротствующие значится мать священника сей ц. Сергея Зяблова Мария Автономовна, 46 лет. Вдова, муж ее Зяблов Александр Аркадиевич. «Получает с детьми содержание из казны 300 рублей в год. Недвижимого имения не имеет. Определена в просфорни к сей ц. указом епархиального начальства. Поведения скромного. Дети ее: Александр, 12 августа 1901 г.р., 4 кл. Тотемского ДУ; Валентина , 9 декабря 1906 г.р., во 2-ом кл. министерского училища; Юлия, 10 мая 1909 г.р., министерское уч-ще.
(Ф.496, оп.4,д.783, лл.877 об, 878)
(Имена, отчества, возраст так в документах, даты указаны по старому стилю)
В архивном фонде Вологодской духовной консистории имеются личные дела Александра (за 1907 г.), Виктора (1913 г.), Сергия (1914 г.) Зябловых (Ф.496, оп.2, д.783, лл.877 об., 878).

Супруги Сергей Александрович и Мария Александровна Зябловы:

Прикрепленный файл: зябловы Сергей Мария супруги.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
Толстиков Анатолий Анатольевич
Год рождения 1897
Место рождения Вологодская о., Тотемский р., д.Погост
священник
Сын священника
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
Образование
Вологодская Духовная Семинария
Служение
Вологодская о., Погореловский сельсовет, сельская церковь
священник
Год окончания 1937
День окончания 19
Месяц окончания 10
Места проживания
Вологодская о., Тотемский р., д.Погост
Год окончания 1937
День окончания 19
Месяц окончания 10
Аресты
Вологодская о., Тотемский р., д.Погост
Год ареста 1937
День ареста 19
Месяц ареста 10
"Придерживался тихоновской ориентации"
Осуждения
Особое Совещание тройки при УНКВД
01/12/1937
Обвинение "контрреволюционная агитация, активный участник контрреволюционной группировки церковников"
Приговор=высшая мера наказания — расстрел
Кончина
1938
День 1
Месяц 2
расстрел
Реабилитация
Дата 19890102
По году репрессий 1937
Реабилитирован посмертно
Публикации
За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с.
С.553.
© ПСТГУ. Факультет ИПМ

Фото Толстикова А.А. с сайта www.booksite.ru/civk/data/pohoronka.pdf - похоронка через 53 года:

Прикрепленный файл: Толстиков.png
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
Летунов Александр Александрович (1879)
• Дата рождения: 1879 г.
• Место рождения: Христо-Рождественский Погост Кубено-Озерского р-на Вологодской обл.
• Пол: мужчина
• Профессия / место работы: Сапожник-кустарь, РАНЕЕ ПСАЛОМЩИК ТИКСНЕНСКОЙ ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ
• Место проживания: Тиксненский Погост Тотемского р-на Вологодской обл.
________________________________________
• Дата ареста: 5 декабря 1937 г.
• Обвинение: к. -р. агитация
• Осуждение: 10 декабря 1937 г.
• Осудивший орган: тройка при УНКВД ВО
• Приговор: 10 лет ИТЛ
• Дата реабилитации: 29 июня 1989 г.
• Реабилитирующий орган: прокуратурой Вологодской обл.
________________________________________
• Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Вологодской обл. - подготовительные
https://ru.openlist.wiki/%D0%9...%87_(1879)

Тотьма, 60 параллель
11 июл в 1:30

Действия
Подписаться
Пожаловаться
Сегодня, 10 июня, выставочный центр "Сухона" посетила Ольга Дубовская из Сосногорска, внучка последнего священника Тиксненской Спасо-Преображенской церкви Анатолия Анатольевича Толстикова, который за отказ от веры был расстрелян в 1938 году. Его мать - Анна Ивановна была из известной священнической семьи города Тотьмы Быстровых, которые поколениями служили в Воскресенской церкви на Варницах. Ольга Георгиевна ознакомилась с нашими материалами о священнике и поделилась своими. Участие в дискуссии приняла Любовь Викторовна Романовская. Также мы обсудили возможные варианты об издании сборника. Наметили планы сотрудничества.
https://vk.com/wall-21858329_8075 текст и фото
На фото - слева внучка А.А.Толстикова - О.Дубовская:

Прикрепленный файл: Dwi0jXxvMF4[1] Дубовская.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
62. Спасская Раменская церковь

Современное местоположение: д. Першинская, Вельский р., Архангельская обл.
Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния

Спасская Раменская церковь, 1873 г., каменная, одноэтажная. Престол Спаса Всемилостивого.
21 сентября 1865 г. епархиальным начальством было дано разрешение построить в селении Раменском Вельского уезда вместо деревянной часовни каменную церковь, с причислением её к Ракульской Михайло-Архангельской церкви. Храм во имя Всемилостивого Спаса был освящён 8 октября 1873 г.
Храм находился на правом берегу ручья Коробова, часовня "Спас в Раменье"- на его левом берегу.
Библиография
ВЕВ. - 1865, №21, с. 177; 1873, №22, с. 424.
Георгиевская часовня
Празднование дня 1-го августа в селе Раменье Вельского уезда
Церкви Архангельской области (в 1916 году находились на территории Вельского уезда и относились к Вологодской епархии)
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=1062

Першинская. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская Раменская церковь
Архангельская область / Вельский район / Першинская
Храм утрачен

Престолы:Спаса Всемилостивого
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1865 и 1873.
Год утраты:1937 (продана на кирпич в д.Шокша)
Адрес:
Архангельская обл., Вельский р-н, с. Першинская

Координаты:61.24247, 42.127598
Проезд:С объездной Вельска по указателям на Раменье 16,5 км. Через 500 м после моста через Б.Чургу, с правой стороны
http://sobory.ru/article/?object=28508

На фото учителя Лукинского (начало 20 в.) - Спасская Раменская церковь:

Прикрепленный файл: спасская раменская церковь вельского у лучш.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА, СПОРТА И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ВЕЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.Ф. КУЛАКОВА»
Пл. Ленина, д. 39, Вельск, Архангельская область, Россия, 165150. Тел.: (81836) 6-40-97,6-30-66. Факс: (81836) 6-40-97. E-mail:vel-museum@yandex.ru
Исх. № 167 от 8 августа 2012 г.
Администрация МО «Муравьевское». А.В. Ершову
Историческая справка о Раменской Спасской церкви по материалам МБУК ВРКМ им. В.Ф. Кулакова.
Причиной строительства церкви явилась «явленная икона» с изображением Спаса нерукотворного на доске (12 х 25 см) темного цвета в д. Левковской. После неоднократных просьб СИНОД согласился на постройку церкви на ранее указанном стариками месте: близь д. Юршевской на проселочном тракте между деревней 1-ой Першинской, Данилковской и Пакшеньгской волостью, ввиду наличия ровной свободной площадки.
Постройку церкви начали в 1866-1868 гг., окончили в 1872 г. Освящение проведено 7 октября 1873 г. Церковь была кирпичная, кирпич производили в частности около д. Данилковской.
Богослужение в новой церкви 15 лет проводили священник и псаломщик Ракульской-Михайловской церкви.
В 1888 г. в Раменье приехал молодой священник Николай Михайлович Мальцев, который служил до конца 1910 г.
С 1911 по 1916гг. - служил А. Чевский из соседнего Пакшеньгского прихода.
С 1917 по 1930 гг. служил Александр Владимирович Воскресенский, ранее служивший в Раменье псаломщиком.

«В 1930 г. граждане Раменского прихода вынесли решение «церковь закрыть».... Батюшке сказали, что он свободен и ми больше не потребуется».
В дальнейшем церковь использовалась колхозом как зернохранилище. В 1937 г. колхоз кирпич церкви продал лесопункту «Шокша».
Судя по фотографии Спасской Раменской церкви, сделанной учителем Иваном Федоровичем Лукинским в 1912 г., церковь была каменная двухсветная с окнами арочного типа, с одной главкой, увенчанной четырехконечным крестом. С востока к церкви примыкал пятигранный алтарь. Церковь находилась в одной связи с колокольней, заканчивающейся высоким шпилем с четырехконечным крестом. Вокруг церкви была ограда на фундаменте из валунов с кирпичными массивными столбами.
Источники, находящиеся на хранении в музее:
1. Рукопись А.А. Белова «Как явилась икона в Раменье» [Легенда]. 1964 г. ВКМ н-всп. 846.
2. Фотография Раменской Спасской церкви в рукописи А.А. Белова «Как явилась икона в Раменье» [Легенда]. 1964 г. ВКМ н-всп. 846.
3. Фотография Раменской Спасской церкви. Нач. XX в. ВКМ кп 2537/6.

На фото Владимира М, 2013 г. - памятный крест вблизи расположения Спасской Раменской церкви, лесничество не разрешило вырубить деревья, выросшие на месте церкви, чтобы здесь устанвить крест.

Прикрепленный файл: DSCN0460 поклон крест раменье.JPG
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
Интересна информация о Часовне во имя Георгия Победоносца, преемницей которой стала Спасская Раменская церковь (ВЕВ, 1865, №8. Прибавления, с. 274-286 и ВГВ, 1886, №37, с. 7.). http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=241

Георгиевская часовня Вельского уезда Ракульского Михаило-Архангельского прихода, в деревне Першимском Починке, отстоящей от города Вельска в 20 верст. на север, а от своего прихода в 15 верст. на восток, находится часовня во имя великомученика Георгия, в народе известная под названием: Спас в Раменье.
Часовня эта очень скудна своей историей и обыкновенна по ее устройству, но зато очень замечательна по единовременному необыкновенно большому стечению богомольцев и в это время по сбору пожертвований.
Вся история Георгиевской часовни состоит в том, что а) она, как можно заключать из устного предания, существует от глубокой древности, едва ли не с конца XVI или, по крайней мере, начала XVII ст., т. е. с того времени, когда Першимский Починок, можно сказать, только лишь образовался и, принадлежа приходом сперва к далекой от него Вельской Троицкой церкви, стал чувствовать нужду в ближайшем молитвенном доме.
б) Она с незапамятного времени соединена с другой часовней из деревни Дворища, находящейся в 3 верст. от Першимского Починка, следы чего доселе видны в деревне очень ясно 1.
Известно, наконец, что в) в 1722 году она была разобрана и иконы, какие были в часовне, отвезены в местную Вельского посада Троицкую церковь, а в 1734 г., по указу преосвященного Германа, архиепископа Архангелогородского и Холмогорского, вследствие прошения приходских священников и церковного прикащика, она опять возобновлена и иконы взяты обратно из Троицкой церкви.
Это сведение взято из хранящегося в часовне документа, в котором слово в слово говорится так: "По указу преосвященнаго Германа, архиепископа архангелогородскаго и холмогорскаго Важескаго уезда, верховажской четверти Вельскаго посада священникам Петру да Стефану и церковному прикащику, сего 1734 года, и Дмитрию Медведеву. В нынешнем 1734 году февраля 15 дня преосвященному архиепископу били челом вы священники и церковный прикащик и подали прошение, в котором написано: в оной же вашей волости в деревнях Дюковской и Першимском Починке построены были часовни, а именно: в деревне Дюковской во имя преподобнаго Симеона Столпника, в деревне Першимском Починке во имя Георгия великомученика; и оныя часовни по указу в прошлом 1722 г. разобраны. И просили вы священники и церковный прикащик преосвященнаго архиепископа, дабы повелено было оныя часовни возобновить по прежнему, и о том бы его преосвященнаго архиепископа указ учинить. И преосвященный архиепископ, слушав того вашего челобитья и прошения, указал: по силе состоявшагося в прошлом 1727 г. блаженныя и вечно достойныя памяти Петра втораго Императора и Самодержца всероссийскаго указа, вышеозначенныя часовни во имя преподобнаго Симеона Столпника и великомученика Георгия паки возобновить и святыя иконы из того вельскаго вашего посада из церкви взять и поставить в те часовни по чину и все учинить по угожеству, и на тех часовнях кресты поставить по правилам святых Апостолов и святых отец четвероконечные, и священником Петру да Стефану и церковному прикащику учинить по сему его преосвященнаго архиепископа указу".
На подлинном преосвященного архиепископа указе подпись: Казначей Иеромонах Елисей.
Подканцелярист Иван Попов.
Февраля 15 дня
1734 года.

Устройство часовни таково:
Часовня - деревянная, стоит среди деревни, на левом берегу ручья Коробова, месте ровном и просторном; она широтой до 2 1/2 саж., длиной в 3, а вышиной в 2, с тремя боковыми косящетыми окнами, двускатной крышей и четвероконечным деревянным на князьке крестом. Лицем обращена она на восток; вход имеет с запада, внутри состоит из двух частей, разделенных между собой капитальной стеной, или, как бы из притвора и самой часовни. Притвор величиной около 2 1/2 кв. саж. об одном окне справа, с голыми, ничем неубранными стенами, кроме внутренней поперечной, на которой находится несколько шести или семи вершковых старого письма икон, поставленных полукружием над самым часовенным входом, а по правую сторону входа - большая, также старого письма, икона святителя и чудотворца Николая; пред ней висит лампада. Часовня, где собственно совершаются молитвословия, с первого раза представляет взору посетителя вид молитвенницы. Вся передняя стена ее убрана иконостасом в два яруса. В первом, или нижнем ярусе, серединное место занимает явленная 2 икона Вседержителя, для поклонения которой собираются богомольцы, водящиеся, как бы наперекор препретельной человеческой мудрости (1 Кор. 2, 4) простотой веры, во славу Божию. Святыня эта, как видно по самому пошибу письма и краскам, - святыня древняя. Длиной она 10, а шириной 8 вершк., и совмещает на себе шесть поясных ликов в два ряда: в верхнем, на средине - лик Вседержителя, а по сторонам - Илии пророка и Николая чудотворца; в нижнем, на средине лик великомученика Георгия, а по сторонам лики бессребренников Косьмы и Дамиана. Вся эта икона покрыта медной подбеленной ризой и украшена разными привесками благочестивых чтителей святыни, в выемном кивоте за стеклом. Пред иконой висит лампада и подальше шести-перое паникадило, на котором молящиеся ставят свечи - светильники своей веры и молитвы. За иконой Вседержителя следует по правую сторону: икона Георгия великомученика, а за ней на боковой стене - Илии пророка; по левую - икона Николая чудотворца, а за ней также на боковой стене - Вседержителя, копия с явленной. Все четыре иконы много больше явленной, кроме копии, которая точь в точь - в меру подлинника и за стеклом, в выемных кивотах и покрыты медными подбеленными ризами. Второй ярус составляют иконы нынешнего, почти местного письма, сравнительно меньшей меры и не покрыты ризами. Из них серединная: тайная вечеря, а за ней, по правую сторону - сошествие Св. Духа на апостолов и Архангел Михаил - престольная приходской церкви, а по левую - Успение Божией Матери и угодников архидиакона Стефана и мученицы Ирины - ангелов устроившего на свой счет иконостас удельного крестьянина дер. Слободы Шенкурского уезда С. Н. и жены его И. Н. Есть и на боковых стенах вне иконостаса иконы с ликами разных угодников Божиих, большей частью, судя по письму, времен XVIII столетия. У клиросов, которых два, стоят две довольно хорошие хоругви. Все же внутреннее пространство часовни, освещаемое двумя боковыми окнами, с небольшим 4 кв. саж., след. взятое и вместе с притвором очень мало даже для небольшого числа богомольцев, не говорю уже о собирающемся в праздник количестве их. Это неудобство видят и чувствуют все, как местные жители, так и приходящие богомольцы; а потому первые, слышно, ходатайствовали о построении каменной более пространной часовни, ныне же просят начальство о дозволении построить им на месте часовни церковь.
При часовне находятся: на столбах колокольня с 3 колоколами, из коих большой весит 4 п. 35 1/4 ф., средний 3 п. 36 1/4 ф. и меньшой 30 ф., и одноэтажный деревянный амбар, для временного хранения некоторых пожертвований.
Служения в часовне совершаются главным образом в праздники, отправляемые в году два раза: в Духов день и 1-го августа. Служение в день Сошествия Святого Духа установилось с недавнего времени, лет 10 тому назад, по случаю возобновления часовни; а служение 1 августа совершается едва ли не со времени учреждения молитвенницы, вследствие неизвестного события; и оба служения состоят из всенощной, частных молебнов и крестного хода. Всенощная обыкновенно бывает накануне праздников и оправляется по чину, какой в те дни показан в церковном уставе; молебны поются накануне и в самые праздники, и притом в августовское празднество, по случаю большого стечения народа - тремя клирами: местным и двумя соседних церквей. Крестный ход, в котором носят явленную икону Вседержителя, с копией, Николая чудотворца, две хоругви и два ручные фонаря, нарочно для сей церковной церемонии построенные, всегда делается на р. Чургу, находящуюся в полуверсте от часовни, - на место ровное, луговое, но пустынное, окруженное со всех сторон большим и малым лесом. Там отправляется обыкновенно водосвятный молебен.
Вот история Георгиевской часовни и устройство ее и очерк совершающегося в ней церковного служения. Очевидно, тут - все обыкновенное, без всяких особенностей. но огромное стечение молящегося народа на августовское празднество, его молитвы во время церковных служб и его пожертвования в пользу часовни представляют поистине необыкновенную, по крайней мере, в нашей местности, особенность, вполне заслуживающую благоговейного внимания всякого православно верующего. Поэтому мы решаемся сказать два-три слова о всем этом.
Так Вологодская епархия издревле славится многочисленностью не только церквей, но и часовен; да и ныне она имеет на всем своем протяжении до 750 церквей и около 600 часовен, где возносятся, как благовонный фимиам, молитвы верующих к милостивому Богу, Царю и Господу всяческих, и святым Его. Но, из всех молитвенных домов в епархии, кажется, не было и нет такого, куда бы одновременно стекалось столь великое множество богомольцев, какое одновременно собирается на 1 августа, когда церковь наша совершает празднество «происхождению честных древ честного и животворящего креста Господня», и когда начинается Успенский пост, к Георгиевской часовне или, как говорят, к Спасу в Раменье, в место пустынное, глухое, окруженное почти со всех сторон дремучим лесом. Много, наприм., сходится народа на праздники в Спасо-Прилуцкий монастырь, в Глушицкий, в Спасо-Суморин, в Семигородную пустыню и к Прокопию праведному, Устюгскому чудотворцу, - места для богомольцев, можно сказать, главные в епархии, но мало по сравнению с многолюдством раменским, на 1 августа. Чудное, удивительное стечение! Сюда к Георгиевской часовне в Раменье съезжаются и сходятся богомольцы всех возрастов, всех званий и сословий, молодые и старые, богатые и бедные, здоровые и немощные, и в продолжение двух суток, с утра 30 июля по утро 1 августа, беспрерывно, денно и нощно, по четырем дорогам - Вельской, Судоромской, Ракульской и Пуйской, не десятками, не сотнями, а почти непрерывной вереницей. тянутся жители не одного Вельского уезда, нет, - почти всей Вологодской губернии и уездов Кириловского, Каргопольского и Шенкурского. Казалось бы, не мала площадь Першимского Починка, со включением усадебной и пахотной земли, простирающаяся, приблизительно, до 125000 кв. саж. или квадратной полуверсты 3: но и этого пространства бывает недостаточно, хотя оно почти сплошь занимается народом. Сверх того заняты бывают богомольцами все нежилые строения, как то: мякинницы, овины, бани и др., а домы, так сказать, битком набиты, несмотря на то, что многие из богомольцев, особенно дальних, приезжают на самое короткое время, только для поклонения святыне и отправления молебнов. Немало их, кроме Першимских мест, останавливается по дорогам Вельской и Ракульской и в другой деревне, смежной с Починком. Короче сказать: на 1 августа к Георгиевской часовне, в Першимский Починок собирается всего народа более 10 тысяч. Цифра эта, по местности, огромная, замечательна еще тем, что она как прежде постепенно возрастала, так и ныне с году на год увеличивается. Было время, лет, наприм., 50 тому назад, что богомольцев собиралось сюда всего сто-двести человек, да и то из ближайших окрестностей. Ощутительнее стало возрастать число их с 30-х годов; а теперь удивительно как прибывает! Но продолжим рассказ.
Весь народ в Першимском Починке, на 1 августа, движимый чувством богомоления, представляет наблюдению дивные явления. Во время пения молебнов для отдельных семейств, он то совершает частные молитвы, либо в часовне и близ нее, либо где-нибудь недалеко от часовни; то суетится и хлопочет об исполнении других религиозных дел, уделяя тут несколько минут и на хозяйство свое, применительно к кочующему своему состоянию. - В это время смотришь на него, как на огромное собрание, еще не объединенное ни мыслями, ни чувствами, ни действиями, на собрание, разнообразно колеблющееся. Но не то видишь в часы всенощной и крестного хода. В это время народ представляет нечто величественное, глубоко трогательное. По колокольному призыву ко всенощной, весь народ немедленно сдвигается к часовне и, вошедши в нее или, по возможности приближившись к ней, останавливается, и за тем во все служение, обратив взоры свои и мысли к чествуемой святыне, горячо, горячо возносит молитвы, прошения и моления, и вместе с тем испускает воздыхания и вопли, исходящие прямо из глубины сердца. Но не нам описывать молитвенное состояние святого собрания, не нам изображать чувствования молящихся душ. Скажем только, что все собрание живо изображает тогда единое стадо, которое знает своего доброго Пастыря (Иоан. 10, 14) и вопиет к Нему с крепкой надеждой, как к могущему спасти его от всякого бедствия (Евр. 7, 25). Зрелище истинно умилительное и назидательное! Видя это, невольно устремляешься духом горе. Но сила народной веры еще живее, еще поразительнее открывается в крестном ходу. Лишь только крестный ход начинается, или точнее сказать, лишь только раздастся колокольный звон, возвещающий о начале крестного хода, вся масса народа приходит в движение и, бросая все житейское, горит одним желанием излить пред милосердным Отцом небесным свои молитвы, и вместе с ходом приближается к месту водоосвящения. Тревожно движутся народные волны. но без всяких дурных приключений. Тут главным образом только и видишь, что веяние священных хоругвей и восторженность поклонников; только и слышишь что пение священнослужителей да глухой отголосок шествующей массы. голос народа на время смолкает. Но вот священная процессия достигла своего места, народ останавливается. Одни поместились на берегу речки, другие сгруппировались по поляне, а иные вошли даже в воду. Начинается молебное служение Господу всяческих. Тысячи человек возводят очи к Всемилостивому Спасу и, присоединяя свой голос к пению клира, со слезами вопиют: Господи помилуй..., не прогневайся на ны зело, но призри и избави нас: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои 4... Умилительное, трогательное зрелище! И Господь ли не услышит взывающих к Нему, не ниспошлет им благодать Свою! но для веры настает минута еще более торжественная, явление еще более потрясающее душу. Служитель алтаря, погружая в воды животворящий крест Господень, возглашает с клиром: Спаси, Господи, люди Твоя... Окрестность оглашается гимном... А народ? народ, повторяя ту же песнь, или падает на колена, или бросается в речку, или повергает в нее свою одежду, так что воды Чуржские на время останавливают свое течение... Пусть, кому угодно, называют эти и подобные выражения молящегося народа отжившей стариной; мы, видя все сказанное нами и не желая противоречить собственному своему убеждению, назовем это чувством благочестивым, силой народной веры, святым наследием предков, которого стыдиться не должно. Правда проходя чрез разные лица и обстоятельства, это наследие то от предрассудков и суеверий, то от приражения чуждых мыслей, довольно огрубело: но что нужды? В существе своем оно не изменилось и грубость нынешних форм молитвенного духа при благоразумных и благонамеренных руководителях, мало по малу сгладится. С окончанием молебствия, крестный ход возвращается в часовню. а народ расходится по разным надобностям в разные места.
Что касается до пожертвований, делаемых богомольцами, в пользу часовни, то, судя уже по одному количеству собирающегося народа и по силе его веры, всякий может безошибочно предполагать их в большом числе и на значительную сумму. И действительно, в документах Вельской удельной конторы и Устьвельского удельного приказа (ныне волостного правления) значится, что в Раменскую или, что то же, в Георгиевскую часовню ежегодно 1 августа жертвуется разных вещей на сумму от 1 до 2 тысяч рублей.
Все эти пожертвования: 1) делаются разными лицами, преимущественно же лицами сельского сословия. Кто чем богат, тот тем и усердствует: скудный состоянием от скудости своей жертвует говядину, кучку льна, куриное яйцо или что-нибудь тому подобное; а довольный состоянием от своего довольства - лошадь, корову или другое что-нибудь более ценное.
2) Делаются, большей частью, по обетам вследствие какого-либо несчастья, случившегося с самим жертвователем или родными его, а всего более с его скотом.
3) С году на год увеличиваются по мере увеличивающегося сбора богомольцев, без всякого сомнения вследствие более и более распространяющейся известности часовни.
4) Принимаются во всякое время, оцениваются и почти тотчас по окончании церковных служений, продаются местным сельским удельным начальством при чиновнике Вельской удельной конторы всякому желающему.
5) Деньги, вырученные от продажи пожертвований, все поступают в приходскую Ракульскую Михаило-Архангельскую церковь.
Самый клир, не касаясь часовенных пожертвований, доходу за пение одних молебнов получает 1 августа от 200 до 300 р. сер. и притом, надобно заметить, получает копейками; потому что молебны отправляются артелями, с произвольной платой, примерно от 1 до 3 к. с крестьянина, и от 5 до 25 к. с чиновника или купца.
Теперь, при виде столь замечательного явления в нашей местности, следовало бы раскрыть причину, его производящую; показать, что заставляет народ собираться в Раменье в таком огромном количестве, и там изливать свои молитвы. Но мы по неимению данных, обходим это, не решаемся вдаваться ни в какие догадки, которые, по нашему мнению, вовсе неуместны относительно к этому, столь священному предмету, хотя очень хорошо знаем вообще и от всей души верим, что все, сказанное нами, производит единственно святыня Георгиевской часовни - икона Вседержителя, почитаемая явленной и чудотворной 5.
Итак, взамен этих рассуждений, представим в заключение еще особенность, собственно относящуюся к раменским жителям, впрочем довольно характеризующую и весь простой наш народ. Особенность эта бывает только в Духов день и состоит в следующем. В августовское празднество, по глубокому уважению к нему, все жители Першимского Починка и с соседней деревни, так сказать, настежь растворяют домы свои всем богомольцам без разбора. А в Духов день делается еще больше. Тогда весь раменский улусец. которому принадлежит часовня, состоящий из 30 дворов, дает народу публичное угощение. Конечно, есть и в других местностях обычаи делать общественные угощенья, по случаю часовенных или каких-либо обетных праздников: но нигде не бывает такого, какой видим в Раменье. В других местах угощают одним складочным общим столом, или чередным частным, отвечающим за общий; а здесь каждый дом угощает особо. Здесь еще накануне праздника и в самый праздник хозяйка каждого дома, кроме только крайне бедных, заботливо хлопочет около своего очага, стараясь как бы приготовить кушанья и как можно больше и как можно лучше. И действительно, наготовляется столько яств, что и не перечтешь. Тут бывает и пирожное из мук ячной, овсяной, гороховой, пшеничной и крупичатой с разными снадобьями, тут подается и холодное и жаркое, и что-то в роде пряничного, и яйца, и притом почти каждая вещь во многих видах. Словом, тут все бывает, что только может изготовить наша сельская кухня. Тотчас после крестного хода, все яства свозятся, а не сносятся, в коробьях и корзинах на смовенную площадь на столы, и поставляются в одну линию отдельно пред каждым домом. Кроме яств, каждый домохозяин привозит еще к столу бочку или ушат пива и немного водки и даже меду. Когда столы окончательно накрыты, кушанье поставлено и священническое благословение получено, начинается самое угощение. Угощают хозяин дома с хозяйкой. Тут выказывается все их усердие: поклоны следуют за поклонами, а речи просительные и извинительные. растворенные хоть иногда и наивной. зато радушной крестьянской приветливостью и ласковостью, льются рекой. Мало этого, жители на другой день угощают родных, а на третий взаимно сосед соседа. Видя все это, не знаешь, чему более удивляться: гостеприимству ли, так глубоко укоренившемуся в нашем крестьянине и, при случае, так выразительно обнаруживающемуся, или чувству благочестия, возбужденному праздником, как видимым благоволением Божиим. Как после этого не скажешь, что хотя народ наш действительно не образован, груб и суеверен, но и при этих недостатках он много очень имеет истинно доброго и прекрасного, не скоро преходящего, но вошедшего в его плоть и кровь, потому что с этим наследством он родился и воспитался. Что если бы еще снять с него кору невежества и дать всему прекрасному, в нем находящемуся, правильное направление и развитие? О, тогда какой вышел бы из него дивный народ!..
Протоиерей П. Воронов.
Примечания:

Статья эта была напечатана в Октябрьской книжке Странника 1862 года. Автор доставил ее в нашу редакцию с исправлениями и дополнениями.
1 Говорят, что и самая икона Вседержителя, так усердно здесь почитаемая, перенесена из Дворища.
2 По преданию, не определяющему ни времени, ни образа явления.
3 Першимский Починок стоит разбросанно на протяжении версты по ручью Коробову на довольно возвышенном левом прибрежном скате реч. Чурги, впадающей в р. Вагу; окружен с трех сторон лесом, а с четвертой западной - открытым местом, принадлежащим соседней деревне. Домов имеет 8 и в них жителей до 40 об. п.
4 Из тропаря.
5 Народ рассказывает о разных чудесах; но эти рассказы официально не подтверждены.

На фото Владимира М. 2013 г. - часовня св.Георгия. Старожилы рассказали, что часовня, несмотря на плохой уход, прекрасно сохранилась потому, что построена была из лиственницы, а также благодаря тому, что была популярна в народе - намоленное место.

Прикрепленный файл: DSCN0464 часовня во имя георгия минц.JPG
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3718
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ 1-ГО АВГУСТА В СЕЛЕ РАМЕНЬЕ ВЕЛЬСКОГО УЕЗДА
Село Раменье отстоит от города Вельска на расстоянии 20 верст - по направлению на север. Дорога в это село проселочная, окаймленная с обеих сторон почти дремучим лесом.
Село Раменье расположено на обоих берегах ручья Коробова, впадающего в речку Большую Чургу, находящуюся в полверсте от села - на восток. Оно раскинулось вдоль его на полверсты.
На правом берегу ручья находится каменная - одноэтажная, с железной крышей и одним куполом церковь. Церковь, по своей архитектуре, довольно красива; она имеет три входа: с Запада, Севера и Юга. Внутри светла и довольно просторна; иконостас устроен в три яруса; иконы в нем новейшего и старого пиьсма; из икон в иконостасе замечательна явленная икона Вседержителя. Рассказывают, что явленная икона обретена в часовне деревни Левковского Починка (Дворища) в конце XV века, - оттуда была перенесена в XVI веке в Георгиевскую часовню, находящуюся в Першинском Починке - в настоящем селе. Из Георгиевской часовни - в церковь. Церковь выстроена недавно; постройка была начата в конце 60-х годов, а окончена в 1873 году, - в том же году и освящена.
На левом берегу - Георгиевская часовня, известная в народе Спас в Раменье.
По обеим сторонам ручья стоят разбросанно крестьянские избы. Всех изб в селе 14, ревизских душ 28, наличных - 33.
Местность, занимаемая селом, довольно возвышенна. Кругом поля и глухой лес.
Несмотря на эту пустынную обстановку, несмотря на эту глушь, эта местность с глубокой древности замечательна тем, что 1 августа ежегодно стекается сюда от 10-15 тысяч богомольцев.
Еще за три дня до 1 августа день и ночь со всех сторон вереницами движется народ не только из соседних своих уездов, но даже из других губерний: Вятской, Архангельской, Олонецкой и Новгородской.
Утро 1 августа настоящего года возвестило прекрасную погоду... Едва только первые лучи солнца начали золотить кресты церкви, как мы уже были в Раменье.
При въезде в село, взору нашему представилась величественная картина: дороги близ села, сельские поля, гумна, улицы, площади, трактиры, дома были переполнены народом, одетым в праздничное платье.
Действительно, в селе происходило одно из тех событий, которые на время выбивают сельскую жизнь из обычной ее колеи...
Как в церкви, так и в часовне, давно уже четыре священника одновременно служат молебны для богомольцев.
Молебны беспрерывно продолжаются с раннего утра и до 12 часов дня - до начала обедни. В это время в изгороди с аукциона продается пожертвованный в пользу церковной казны скот, а в амбаре - масло, шерсть, овчины, кожа, яйца и проч. Вот уже стрелка часов показала 12. Тотчас раздался звон колокола к обедне. Народ, находящийся в селе, в один миг осенил себя крестным знамением и тотчас толпами повалил в церковь.
Церковь была битком набита богомольцами. К сожалению только она не вместила и пятидесятой доли посетителей. По этому весьма многим приходилсь стоять на молитве кругом церкви и на площади.
Кончилась обедня: слышен перезвон... Ударили во все колокола. Настала торжественная минута: показались хоругви, иконы... Потянулся крестный ход к речке Чурге. Народ, словно громадная морская волна, колеблемая легким ветром, двигался за иконами - по направлению к речке.
Наконец, процессия достигла своего места...
В речке, возле моста, давно уже были приготовлены мостки, где и расположились служители алтаря - вместе с клиром и иконами.
Почти на полверсты народ шпалерами стоял в несколько рядов по обоим берегам реки. В ожидании водосвятия более двух тысяч богомольцев стояли в воде около берегов, причем многие из них находились обоего пола в совершенно обнаженном состоянии.
Началось служение молебна... Наступила тишина. Только и слышно пение священно-церковно-служителей. На лицах молящихся замечался отпечаток глубокого религиозного чувства... Видимо, каждый из них мысленно возносил горячие молитвы Всемилостивому Спасу.
Наконец, священник погружает в воду и крест Господень. Клир поет вместе с ним: "Спаси, Господи, люди Твоя"...
Этот момент производит потрясающее душу впечатление.... Народ, находящийся в воде, в один миг погружается весь в воду. Многие из них тотчас бросают с себя одежду в воду, как бы жертвуют ею, а бедные - впоследствии ловят ее и берут себе.
Молящиеся же на берегу при пении гимна падают на колени и возносят Спасу горячие молитвы...
По окончании молебна крестный ход возвращается обратно в церковь. Народ весь сопровождает его.
После этого все молящиеся в течение каких-нибудь двух часов отправляются домой, и село совершенно пустеет.
Так празднуется в Раменье 1 августа из года в год сотни лет.
От продажи пожертвованного скота, около 450 штук, в настоящем году выручено 670 рублей. Здесь скот продается очень дешево, например, можно купить хорошую корову за 10 руб., жеребенка хорошего за 30 к., продаются также жеребята за 5 к.
В амбаре выручено от продажи масла, кожи, шерсти, овчин и проч. до 1000 руб. За молебны ежегодно выручают до 400 руб. и более.
Село Раменье находится в ведении Ракульского причта.
Местные жители ходатайствуют об учреждении в селе Раменье собственного причта.
ИСТОЧНИК:
Вологодские губернские ведомости. - 1886. - №37. - С. 7.
http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=242
На фото начала 20 в. празднование Спаса в Раменье:

Прикрепленный файл: ooii.jpg Чугра спасов день 1912 крупный.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 20 21 22 23 24 * 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Вперед →
Модератор: opel45
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник opel45 » О некоторых храмах Вологодчины, клире [тема №71040]
Вверх ⇈