О некоторых храмах Вологодчины, клире
Некоторые сведения о храмах Вологодской епархии, где служили наши предки. О клире.
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3719 | Наверх ##
7 октября 2015 13:08 11 августа 2018 22:29 В теме размещены сведения о следующих храмах (Естественно, данные неполные, с дополнением к информации с сайта "Православные приходы и монастыри Севера" сведениями из моего архива.): 1. стр.1 Михаило-Архангельская Большеельминская ц.Вологодского у. ИЗМЕНЕНИЯ и ДОПОЛНЕНИЯ 31.05.2016. 2. стр.1. Георгиевская Рубежская ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 28.04.2016. 20.10.16 3. стр.1. Богородская Сидоровская ц. Грязовецкого у. ДОПОЛНЕНИЯ 10.01.2016 4. стр.1. Николаевская Устьрецкая ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 21.11.2015 5. стр.2. Богородская Говоровская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 17- 20.02.2016, 28.04.2016, 16.11.2016, 07.11.2017 6. стр.2. Воскресенская Шелыгинская ц. Вологодского у 7. стр.2. Покровская и Николаевская Сяменжевская ц. Тотемского у. ДОПОЛНЕНИЯ 20.03.2016 8. стр.3. Троицкая Пельшемская ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 07.02.2016 22.02.2016 27.02 9. стр.3. Георгиевская Устиновская ц. Грязовецкого (Вологодского у) 10. стр.4. Воскресенская Ракулевская ц. Вологодского у. 11. стр.4. Ц. Пророка Илии в Засодимском погосте Кадниковского у. 12. стр.4. Христорождественская Степуринская ц. Грязовецкого у. ДОПОЛНЕНИЯ 30.11.2015 21.02.2016 13. стр.5. Христорождественский Грязовецкий собор ДОПОЛНЕНИЯ 2.12.2015 14. стр.6. Михаило-Архангельская Верхвологодская ц. 15. стр.6. Покровская Замошская ц. Кадниковского у. 16. стр.6. Воскресенская Устьянская ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 6.02.2016 17. стр.6. Богородицкая Церковницкая ц. Вологодского у. 18. стр.7. Благовещенская на Ербуге ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 30.06.2016 19. стр.7. Воскресенская Боровецкая ц. Вологодского у. 20. стр.7. Богоявленский Тотемский собор 21. стр.8. Димитриевская Широгорская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 5 февраля 2017 22. стр.8. Николаевская Бурдуковская ц. Грязовецкого у. ДОПОЛНЕНИЯ 31.03.2017 23. стр.8. Флоро-Лаврская Павловотчинная ц. Грязовецкого у. 24. стр. 9.Николаевская Ембовская ц. Кадниковского у. 25. стр. 9.Николаевская Бесединская ц. Вологодского (Грязовецкого) у. 26. стр. 9.Вассиановская Кубеницкая ц. Кадниковского у. 27. стр.10. Спасо-Преображенская Рабангская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 07.07.2016 28. стр.11.Николаевская Выколупкинская ц. Вологодского у. 29. стр.11. Димитриевская Озерковская церковь Вологодского у. 30. стр.11. Николаевская Каргачевская ц. Вологодского у. 31. стр.12. Иоанно-Предтеченская градская церковь в Рощенье 32. стр.12. Богородицкая Верхнедольская градская Вологодская ц. 33. стр.12. Иоанно-Богословская Кохтошская церковь Грязовецкого у.ДОПОЛНЕНИЕ 16.03.2016 34. стр.13. Троицкая Перцовская церковь Грязовецкого у. Дополнения 03.07.2017 35. стр.14. Покровская Сямская ц. Вологодского у. Дополнения 15.04.2016, 10.06.2016 36. стр.14. Дмитриевская Карачевская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЕ 31.08.2016 37. стр.15. Богородицкая Подстаницкая церковь Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЕ 04.06.2016 38. стр.15. Кирико-Иулитская Толстиковская ц. Вологодского у. Дополнение 15.04.2016, 2.07.2017 39. стр.16. Владимирская Поченгская ц. Вологодского у. 40. стр.16. Димитриевская Шейбухтовская ц. Тотемского у. 41. стр.16. Воскресенская Шейбухтовская церовь Тотемского у. 42. стр.17. Богородицкая Шейбухтская церковь Тотемского у. 43. стр. 17. Благовещенская Емская церковь Вологодского у. 44. стр. 18. Иоанно-Богословская Янгоса(о)рская ц. Вологодского у. 45. стр.18. Успенская Песошинская (на Песошном() церковь Вологодского у. 46. стр.19. Иоанно-Богословская Тошнинская церковь Вологодского у. 47. стр.19. Екатерининскай Флоровская церковь Вологды 48.стр.19. Покровская Козленская церковь .Вологды 49.стр.19. Михаило-Архангельская Бохтюжская церковь Вологодского у. [b]Доп. измен 30.08.2016 50.стр.20. Иоанно-Богословская, что в Ивановском, церковь Вологодского у. 51.стр.21.Николаевская Никулинская церковь Вологодского у. 52.стр.21. Афанасиевская Рукинская церковь Вологодского у. 53.стр.21. Николаевская на Стану (Становская) ц. Грязовецкого у. 54.стр. 22. Спасская Леденгсакая церковь Тотемского уезда 55.стр.22. Антониевская церковь в конце Кубенского озера Вологодского у. 56. стр.22. Спасо-Преображенская Шухтовская ц. Вологодского у. 57. стр. 22. Гавриило-Архангельская на Троицкой ул. церковь г. Вологды 58. стр. 23. Троице-Герасимовская церковь у Кайсарова ручья г. Вологды Изм/. 29/08/17 07/08/18 59. стр 23. Троицкая Верхне-Уфтюжская церковь Сольвычегодского у. 60. стр.24. Антипинская Вологодская градская церковь 61. стр. 24. Спасо-Преображенская Тиксненская церковь Тотемского у. 62. стр.25. Спасская Ракулевская церковь Вельского у. 63. стр.26. Николаевская Заболотская церковь Кадниклвского у. 64. стр. 26. Сретенская Коптевская церковь Грязовецкого у. 65. стр. 27. Христорождественская Брюховская ц. Грязовецкого у. 66. стр. 27. Церковь Николая Чудотворца Золотые Кресты г.Вологда 67. стр. 28. Закубенская Крестовоздвиженская ц. Вологодского у. (изм. 11.08.2018) 68. стр.28. Васильевская Едковская ц. Вологодского у. 69. стр.29. Николаевская Возимская ц. Вологодского у. 70. стр 29. Кирилловская Большеельминская церковь Вологодского у. 71. стр. 29. Димитриевская Шевницынская ц. Кадниковского у. 72. стр. 30. Николаевская Турундаевская ц. Вологодского у. (изм. 11.08.2018) 73. стр. 31. Николаевская Нутренская ц. Тотемского у. 74. стр. 31. Воскресенская Березниковская ц. Никольского у. В РАБОТЕ
Тема продолжается и по мере необходимости редактируется
--- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | Лайк (2) |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3719 | Наверх ##
20 марта 2016 18:26 Причт Троицкой Перцовской церкви
Священники ? ? Ильинский Алексей (1715) (1720) Федор Иванов ? (1850) Высоковский Виктор Иванович, 1816, родом Грязовецкого уезда, Воскресенской Заболотной церкви. Позже 1850 (1880) Иларионов Иоанн 1891 (1903) Попов Софроний Александрович 1907 (1913) Голубев Василий Петрович (2)
Диаконы 1815 1866 Ельцов Василий Афанасьев (1796-1966), природой Димитровской Озерковской ц. Вологодского у. пономаря сын. Дети: Алексей (диакон Николаевской Корневской ц. ГУ, зять диакона Брянцева П.С.), Павел, Иван, Виктор, Александра (замужем за Соколовым К.Г., св-ком Воскресенской Шейбухтской ц. Тотемского у.) 1867 1867 Соколов Николай
Псаломщики (1867) 1881 Соколов Николай 1881 1895 Раевский Виктор Семенович (1826-1899), жена Екатерина Владимирова, 66, дочь дьячка Перцевской церкви Владимира Резухина. Дети: Ливерий (известный фотограф в г. Вологде); Петр, Александра (замужем за псаломщиком), Анна(замужем за псаломщиком Перцевской церкви Сидоровским П.И). 1895 (1913) Сидоровский Павел Исидорович ? (1929) Черняев А.Н.
Дьячки ? (1832) Резухин Владимир, зять псаломщика сей ц. Раевского В.С. ? (1850) Дружинин Иосиф Иванов, 1800 г.р., родом Рождества Богородицы на Студенце
Пономари ? ? Пустынский Михаил 1848 1881 Раевский Виктор Семенович Источники: ВЕНЕЧНАЯ КНИГА ТРОИЦКОЙ ПЕРЦЕВСКОЙ ЦЕРКВИ 1715 – 1719 Г.Г. ГАВО. ф.496, оп.1, д.12006.Ревизские сказки по ГУ за 1850, Троицкая Перцевская ц. (От Смирновой Г.В.) ГАВО Фонд 496. Оп.4, Д.357. Клировые ведомости г.Грязовцы и Грязовец. уезда за 1850 г. №53 Л.409-410. Троицкая церковь, что в Перцове. (от Пшеницына Д.А.) ГАВО Ф. 496, Оп.4, Д.369 Клировые ведомости г. Грязовца и Грязовецкого уезда за 1860 г. ц. Живоначальной Троицы, что в Перцово №53 (От Пшеницына Д.А.) ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 459. на 535 листах. КВ Кадниковского уезда за 1855 год. Л. 126-133. Николаевская, что на Корне, церковь (от Пшеницына Д,.А.) ГАВО Ф.496, Оп.4, Д. 737. КВ Тотемского уезда за 1876 Воскресенская Шейбухтская ц. (в настоящее время Междуреченск) Выписки Г.Ю. Бондаревой ГАВО. Ф. 1063. Оп. 95. Д. 44. Клировые ведомости Троицко-Перцевской церкви Грязовецкого у. за 1898-1903 гг. Л. л. 4об.-7, 14 об.-15. (выписки Д. А. Пшеницына)
--- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3719 | Наверх ##
20 марта 2016 18:31 3 июля 2017 14:41 СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОЧНИКОВ:ВЕНЕЧНАЯ КНИГА ТРОИЦКОЙ ПЕРЦЕВСКОЙ ЦЕРКВИ 1715 – 1719 Г.Г.(ОТ ПШЕНИЦЫНА Д.А.) Иван Федоров поп (1715-1720) ГАВО Ф.496 Оп.10 Д.48 Метрические книги Грязовецкого уезда за 1816 г. N 67Троицкая в Перцево Л.1230. 8/16 генваря показанной Троицкой церкви у дьячка Фаддея Никитина от жены его Марьи родилась дочь Анна. Восприемницей при крещении была того же уезда Николаевской церкви что на Кузнецах диаконская дочь Ольга Иванова.
Молитвословил и крестил приходской священник Иоанн Гаврилов. Прионом крещении были диакон Василий Афанасьев, дьячек Фаддей Никитин, пономарь Николай Андреев.
25/28 ноября показанной Троицкой церкви у диакона Василия Афанасьева и жены его Александры родился сын Николай. Восприемником при крещении был студент Вологодской семинарии Евграф Скворцов.ГАВО ф.496, оп.1, д.12006. Ревизские сказки по ГУ за 1850, (От Смирновой Г.В.) Троицкая Перцевская л.449об-450 Дьякон Василий Афанасьевич. Ельцов (54). вдов. . Дети: Павел (20)- обуч. в высш. отд-нии ВДС; Иван (17)- низшее отд-ние ВДС; Виктор (15) - низшее отд-ние ВДУУ, Александра (9) л.451 - умершего пономаря ВУ Димитриевской Озерковской ц. Афанасия Андреева Ельцова жена Екатерина Ивановна (78) ГАВО Фонд 496. Оп.4, Д.357. Клировые ведомости г.Грязовцы и Грязовец. уезда за 1850 г. №53 Л.409-410.Клировые ведомости Троицкой церкви, что в Перцове. (от Пшеницына Д.А.) Священник Виктор Иванович Высоковский, 34 лет, родом Грязовецкого уезда, Воскресенской Заболотной церкви, штатного пономаря Ивана Высоковского сын. По окончании учебного курса в ВДС уволен в Епархиальное ведомство с с аттестатом первого разряда 1838 г. 20 июня. М В том же году 8 ноября рукоположен к сей церкви в священника Преосвященством Стефаном Епископом Вологодским и Устюжским. Грамоту имеет. В семействе: жена, 36 лет, Анна Иванова Дети: Евгений, грамоте обучен, 10 лет, Александр, 5 лет Диакон Василий Афанасьв Ельцов, 54 лет, родом Вологодского уезда, Димитриевской церкви, что в Широгорье(в Озерках),, пономаря Афанасия Андреева сын. По исключению из низшего отделения ВДС посвящен Пресвященным Онисифором Епископом Вологодским и Устюжским Солевычегодского уезда к Богородицкой Белослюдской церкви диаконом в 1815 г. 15 июня. 16 декабря того же года переведен на настоящее место. Грамоту имеет. Вдов. В семействе дети: Павел Ельцов, 20 лет, обучается в высшем отделении ВДС, на содержании отца Иван Ельцов, 17 лет, обучается в низшем отделении ВДС, на содержании отца Виктор Ельцов, 16 лет, обучается в ВДУ, на содержании отца Александра, 10 лет Дьячок Иосиф Иванов Дружинин, 50 лет, родом Рождества Богородицы на Студенце умершего дьячка Ивана Яковлева сын. По исключении из низшего отделения Вологодского духовного уездного училища 1816 г. 13 декабря посвящен Пресвященным Онисифором Епископом Вологодским и Устюжским во стихаря, определен на дьяческое место к Борисоглебской церкви, что на Каргаче, а оттуда в 1830 г. 6 октября переведен на настоящее место. В семействе у него: жена Александра Иванова, 34 лет Дети от первой жены: Флена, 26 лет Николай, 22 лет, обучается в среднем отделении ВДС Дети от второй жены: Анна 12 лет Александр, 4 лет Пономарь Виктор Семенов Раевский, 26 лет, родом Вологодского у. Владимирской Поченгской церкви Семена Федорова Становского сын. По исключении из высшего отделения Вологодского духовного уездного училища в 1846 г. был назначен на дьяческую должность Вологодского уезда при Николаевской Оночестенской церкви, а оттуда 1848 г. 3 мая переведен на настоящее место и посвящен в стихарь Преосвященным Евлампием Епископом Вологодским и Устюжским. Грамоту имеет. В семействе: жена Екатерина Владимирова, 19 лет. Сиротствующие: Вдова Екатерина Иванова Ельцова, 79 лет, дьякону мать ГАВО Ф. 496, Оп.4, Д.369 Клировые ведомости г. Грязовца и Грязовецкого уезда за 1860 г. ц.Живоначальной Троицы, что в Перцово №53 (От Пшеницына Д.А.) Священник Иван Иванов Иларионов, 22 лет Дьякон Николай Андреев Соколов, 24 лет Пономарь Виктор Семенов Раевский, 35 лет Сверхштатный дьякон Василий Афанасьев Ельцов, 64 лет, природой Вологодского уезда Димитровской церкви умершего пономаря Афанасия Андреева сын. По исключения из низшего отделения ВДС 1815 г. 15 июля Преосвященым Онисифором в диаконы Богородицкой Белослюдской церкви Солевычегодского уезда рукоположен, того же года 11 декабря переведен на настоящее место. Грамоту имеет. Вдов. Дети: Виктор, 25 лет, ученик ВДУ ???…….. по испытании место пропитывается у своего отца КАУ ВО «ГАВО». Ф. 496. Оп. 4. Д. 459. на 535 листах. Клировые ведомости Кадниковского уезда за 1855 год. Составил и набор произвёл 2 июня 2011 года писатель-краевед Пшеницын Дмитрий. Л. 126-133. Клировые ведомости Кадниковского уезда Николаевской, что на Корне за 1855 год. ЛЛ. 129 об. – 130. Диакон Алексей Васильев Ельцов, 32 лет, природою Грязовецкого уезда Троицкой Перцевской церкви диаконский сын. Обучение в Вологодской духовной семинарии в низшем отделении и по исключении из оного 1845 году августа 19 дня преосвященным Евлампием епископом Вологодским и Устюжским посвящен во диакона к сей церкви. С кем в родстве: диакону Павлу Брянцеву зять. В семействе у него: жена Анимаиса Павлова – 2 8 лет, диаконская дочь. Дети их: Асенефа – 3 года, Николай – 1. Заштатные и сиротствующие: ...Диакон Павел Степанов Брянцев, 61 года (1794 г.р.), уволен от должности из-за болезни в 1845 году... Есть КВ за 1850 г. Бондаревой, все то же ГАВО Ф.496, Оп.4, Д. 737. КВ Тотемского уезда за 1876 Воскресенская Шейбухтская ц. год. (в настоящее время Междуреченск) Выписки Г.Ю. Бондаревой Священник Соколов Константин Георгиевич (к сей ц. с 21 мая 1868 г.), его жена Александра Васильева (Ельцова), 36 лет. Их дети: Константин, 6 лет, Александр 4 года, Вениамин 2 года. В 1860 г. вдов. Ельцов Виктор Васильев, 41 года, служит при сей церкви, его отец Ельцов Василий, умерший диакон Троицкой Перцевской ц. ГАВО. Ф. 1063. Оп. 95. Д. 44. Клировые ведомости Троицко-Перцевской церкви за 1898-1903 гг. Л. л. 4об.-7, 14 об.-15. (выписки Д. А. Пшеницына) Раевский Виктор Семенович 5 марта 1881 г. определён штатным псаломщиком. 5 января 1895 г. по прошению уволен за штат. Имел собственный дом. Умер в 1899 году. Семья (на 1898 г.): жена его Екатерина Владимирова, 66, дочь дьячка Перцевской церкви Владимира Резухина. Имеют детей: 1) Ливерия, состоящего фотографом в г. Вологде; 2) Петра, состоящего писарем в Огарковском Волостном правлении, 3) Дочь Александру, в замужестве за псаломщиком и 4) Анну, в замужестве за псаломщиком Перцевской церкви. Дима, если "Из истории Троицкой-Перцевской пустыни, а затем Троицкой-Перцевской церкви Грязовецкого уезда Вологодской губернии", то Красный Север. - 1929. - 26 дек. - № 298 - С. 6 о ней: Бросаю церковную службу. Я, псаломщик троице-перцовской церкви Грязовецкого р. А.Н. Черняев, порываю со своим прошлым, отказываюсь по своему убеждению от сана служителя культа. А. Черняев. https://forum.vgd.ru/566/29426/10.htm --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
mfrank Новичок
Северодвинск Сообщений: 4 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 4 | Наверх ##
21 марта 2016 22:21 | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3719 | Наверх ##
5 апреля 2016 6:55 8 апреля 2016 7:37 35.Покровская Сямская ц. Вологодского у.К великой радости, кроме информации на этом сайте и сайте "Православные приходы и монастыри Севера", в Инете оказалось довольно много материалов, фотографий (даже отчеты путешественников) с рассказами и фотографиями об истории Сямской церкви и Сямского монастыря. Конечно же это связано с тем, что родом из этих мест был преподобный Мартиниан . Мартиниан Белозерский (мирское имя Михаил; около 1400—1483) — преподобный Русской православной церкви. Ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основатель Вожеозерского Спасского монастыря[1], игумен Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей. Память его празднуется в день представления святого 12 (25) января, в день обретения мощей 7 (20) октября, а также в Соборе Вологодских святых в третью неделю по Пятидесятнице. Согласно житию преподобного, родился он в Белозерском крае, в деревне Сяма[2] близ Кирилло-Белозерского монастыря в крестьянской семье Стомонаховых и при рождении был наречён Михаилом. Примерно десяти лет от роду мальчик был приведён родственниками[3] в Кирилло-Белозерский монастырь к преподобному Кириллу. Отрок сам упросил святого принять его в свою обитель. Обучением отрока, по благословению преподобного Кирилла, занимался живший неподалёку от монастыря мирской[4] дьяк Олеш (Алексей) Павлов. Впоследствии одним из послушаний Мартиниана стало списание книг. Коснулось его и нелёгкое монастырское послушание в хлебне и поварне. Все свои послушания будущий преподобный нёс со старанием и смирением. Житие образно и поэтично отмечает раннее прилежание святого к строгой аскетической жизни: «И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу — словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, „плоть изнуряя, душу же просвещая“». Способный и образованный юноша, исполненный монашескими добродетелями ещё в юных годах был пострижен Кириллом Белозерским, а по возмужанию был сделан сначала клириком соборной церкви, а затем хиротонисан в иеромонаха. Вскоре после преставления своего учителя (в 1427 году), Мартиниан в стремлении к безмолвию ушёл за сто вёрст от монастыря и поселился на острове на озере Воже. Мартиниана на Вожеозере длилось недолго. Как это обычно бывает, узнав о подвигах кирилловского иеромонаха, к нему вскоре пришли другие иноки из Кирилловой братии и уговорили святого принять их. Вскоре была поставлена церковь, которую освятили во имя Преображения Господня. Так возник новый монастырь[5], получивший впоследствии название Вожеозерского Спасо-Преображенского[6]. Однако вскоре святой покинул основанный им монастырь, чтобы стать игуменом Ферапонтова монастыря. Ранее основатель монастыря преподобный Ферапонт Белозерский по настоянию Можайского князя Андрея Дмитриевича покинул основанную им обитель, чтобы основать близ Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь. Очевидно в Ферапонтовом монастыре не нашлось достаточно подготовленного инока, который продолжил бы дело своего настоятеля, поэтому братия упросила преподобного Мартиниана стать их игуменом. Мартиниан Белозерский ввёл в монастыре устав преподобного Кирилла, а также прилагая усилия для благоустройства монастыря, вскоре привёл его в процветающее состояние. Поэтому именно Ферапонтов монастырь со времени игуменства там Мартиниана долгое время носил название «Мартемьяновского». https://ru.wikipedia.org/wiki/ Сямский приходСовременное местоположение: д. Горка Покровская, Березниковское с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния Церковь Покрова Богородицы на Сяме, в Сямской волости Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. Сямская Покровская церковь, 1813 года. Каменная, одноэтажная, с 4-мя престолами. Престолы в честь: Покрова Пресвятой Богородицы - главный, свт. Василия Великого, Третьего обретения главы Иоанна Предтечи, свт. Митрофана Воронежского и мч. Евграфа Александрийского. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=533Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Горке Покровской Каменная Покровская церковь построена вместо ветхой деревянной в 1813. Одноэтажная бесстолпная церковь с декором в стиле классицизма, двухсветный четверик с трапезной и колокольней в одной связи. Четырёхпрестольная: Покрова Пресвятой Богородицы — главный, придельные: Василия Великого, Третьего Обретения Главы Иоанна Предтечи, Митрофана, епископа Воронежского и Евграфа Мученика. З акрыта в нач. 1930-х, в здании размещался цех по переработке рыбы. В настоящее время полуразрушена, утрачена колокольня, заброшена.По преданию, прихожанами Покровской Сямской церкви было положено основание монастыря в Сяме: после явления Божией Матери одному из жителей прихода и по её повелению в 1525 возведена церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в настоящее время не существует). http://temples.ru/card.php?ID=22891 и http://svyatayarus.su/church/detail/53272/ На фото Ольги Орловой 8 августа 2015 г. - полуразрушенная Покровская Сямская церковь (расположена в 1 км от Богородицерождественского Сямского мужского монастыря -д.Сяма) http://sobory.ru/photo/259225 :
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3719 | Наверх ##
7 апреля 2016 17:40 7 апреля 2016 19:35 Сямский Богородицерождественский мужской монастырь. Современное местоположение: д. Сяма, Березниковское с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния (Находился на правом берегу речки Крутец, недалеко от места впадения её в Кубенское озеро. Ныне - деревня Сяма Вологодского района Вологодской области.) Монастырь основан в 1524 (1525?) г. на юго-западном берегу Кубенского озера, при большой Белозерской дороге. В окладной книге 1618 года упоминался пустующий храм Пресвятой Богородицы на Сяме на Малой Ельмице. В 1691 г. храм по-прежнему оставался пустым, в окладной книге за этот год сделана приписка: той церковной землей владеют Сямского монастыря старцы. Настоятельство сперва игуменское, с 1764 года – строительское. До 1760-х годов все строения монастыря были деревянные. Между 1764 и 1777 г.г. построена двухэтажная каменная пятикупольная церковь. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный (в верхнем холодном этаже), Благовещения Пресвятой Богородицы, Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Главный иконостас был возобновлён в 1863 г. В Благовещенском приделе иконостас одноярусный, как и в Предтеченском приделе. Ограда построена в 1839 г. Библиография: ИАК. - Петроград, 1915. - Вып. 59. - С. 170. Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда, 1890. Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. - 1865. - №16. - Прибавления. - С. 653. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 38, 126. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=261 – на этом сайте также размещена большая статья Н.М.Македонской об истории монастыря. На фото 2015 г. - возрождение духовной жизни на территории Сямского мужского монастыря, рядом с колокольней (в лесах) в одном из зданий монастыря обустроена часовня :
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3719 | Наверх ##
7 апреля 2016 20:04 8 апреля 2016 7:45 Благодаря карте, сведениям из Инета и книге Елены Александровны Сизовой «Память О Преподобном Мартиниане Белозеском» http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks353917, поняла месторасположение Покровской Сямской ц. и Богородицерождественского Сямского мужского монастыря. Оказывается, они расположены на юго-востоке от сельского поселения Березники, у р.Крутец: Сямский монастырь в д.Сяма - ближе к автотрассе А119, а Покровская Сямская церковь - в 1 км от д.Сяма ближе к Кубенскому озеру. Еще одна важная для меня деталь - далее (порядка 15 км) южнее от Покровской Сямской церкви расположена Михаило-Архангельская Б-Ельминская ц,, где служили мои предки Ельцовы, а сестра моего прапрапрапрадеда Татьяна Андреева была выдана замуж в приход Сямской Покровской ц., к сожалению, до сих пор не могу установить фамилию мужа Татьяны. Сделала, как смогла, фото фрагмента карты Вологодского района - Березниковского сельского поселения:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3719 | Наверх ##
7 апреля 2016 20:21 8 апреля 2016 6:03 На фото из книги Елены Александровны Сизовой - речка Крутец близ села Березники:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3719 | Наверх ##
7 апреля 2016 20:26 7 апреля 2016 20:29 На фото из книги Елены Александровны Сизовой - в зарослях деревьев едва проглядывается Сямская Покровская ц. близ села Березники:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3719 | Наверх ##
8 апреля 2016 19:41 9 апреля 2016 17:26 В настоящее время архивными документами подтверждено, что в приходе Покровской Сямской церкви родился известный русский писатель Владимир Гиляровский. А сначала были обоснованные предположения. Размещаю текст одной статью, поскольку в ней автор изложил некоторые шаги поиска корней Гиляровского (Аринин. В. Гиляровский на Кубенском озере. Красный Север. – 2005. – 1 октября. http://www.booksite.ru/guilyai/vologda/5.htm ) : В первой части документального романа «Сенсации Гиляя» - «Репортер свергает правителя» - рассказывалось о поединке нашего земляка с правителем Сербии Миланом. В материале «Здесь родился Гиляровский» выдвигалась версия о месте рождения великого журналиста. Все исследователи в своих работах повторяют то, что написал сам Гиляровский о месте своего рождения: «Родился я в лесном хуторе за Кубенским озером», в глухих сямских лесах. Сказано очень обобщенно, мягко говоря. Когда-то Гиляровский, очень любивший творчество Н.В.Гоголя, совершил путешествие по гоголевским местам и, не будучи литературоведом-специалистом, внес в биографию писателя очень важные уточненные данные, которые затем вошли во все академические издания о Гоголе. В том числе точно установил дату рождения великого писателя. И вот оказалось, что нечто похожее относится и к самому Гиляровскому. Потому я отправился в Сяму по «гиляровским» следам, чтобы впервые побывать в местах, где он родился. До него никто из литераторов и исследователей этого не делал. Гиляй ездил по следам Гоголя, я еду по следам Гиляя. *** А вот с датой, с годом рождения Гиляровского все то же и так же, как было у Гоголя. Уже сообщалось, что она точно установлена и исправлена в 2003 году и честь этого открытия принадлежит вологжанам. Возвращаясь к напечатанному, повторюсь, но все же подробнее расскажу, как такое произошло. Ведь установление даты рождения великого журналиста, отца отечественного репортерства имеет не только вологодское, но и национальное значение. Подобные выдающиеся, очень редкие открытия часто происходят благодаря счастливому случаю. Так было и на этот раз. В 2003 году на Вологодчине, в Москве и по всей России готовились отмечать юбилей Гиляровского - 150-летие со дня его рождения. Дата -8 декабря 1853 года - ни у кого не вызывала сомнения. Но грянула сенсация как раз в духе самого Гиляя. Сотрудник Госархива Вологодской области, археограф И. В. Игнатьевская, выполняя авторский запрос, не имеющий никакого отношения к Гиляю, в метрической книге Покровской церкви, что на Сяме, натолкнулась на столь нам известную фамилию - Гиляровский. Она обратила на это внимание опытного архивиста, заместителя директора Госархива по науке Любови Николаевны Мясниковой. Записи метрической книги Покровской церкви были сопоставлены с официальными данными о Гиляровском в исследовательской литературе. И сразу стало ясно, что сведения о времени рождения Гиляровского неверны. Так из вологодского Госархива в областную администрацию поступило официальное извещение, что юбилей Гиляровского отмечать нельзя: Владимир Алексеевич родился не 8 декабря 1853 года, а на два года позже - 8 декабря 1855 года. Эти поразительные сведения были сообщены и в Москву. В Вологде тогда юбилейные торжества отменили, а в Москве несуществующий юбилей все же частично отмечался, все мероприятия отменить не успели. Во всяком случае, сенсационная двухгодичная задержка с юбилеем пошла на пользу. Обнаружилось, что биография Гиляя во многом - «белое пятно», она по-настоящему не изучена, не исследована, и Л. Н. Мясникова взялась за такое исследование. Ее доклад о биографии Гиляровского по вологодским архивным данным на Днях Вологды в Москве осенью 2005 года произвел сенсацию в научных и литературных кругах. Это было новое, неизвестное о Гиляе. В 2005 году состоялись три очень ценные публикации Л. Н. Мясниковой в вологодском журнале «Пятницкий бульвар». В первой из них говорится обо всем, что связано с бракосочетанием родителей Гиляровского и его рождением. Вот цитата из первой статьи: «В метрической книге зафиксировано, что 12 сентября 1854 года состоялось бракосочетание канцелярского чиновника, служащего письмоводителем при полицейском приставе I стана 25-летнего Алексея Иванова Гиляровского с дочерью калязинского мещанина Тверской губернии Петра Иванова Мусатова девицей Надеждой Петровой, 21 года. Через год, 26 ноября 1855 года, у молодых родился первенец, сын Владимир. Обряд крещения совершается 29 ноября в той же церкви». Ничего этого не было известно. Большое значение, конечно, имели работы о Гиляровском В. В. Гуры, В.К.Пудожгорского, но научная его биография в вологодском краеведении отсутствовала, то есть биографических данных, основанных на архивных материалах, о нем самом, его родителях, родственниках, об их вологодской жизни не имелось. Во всех публикациях о Гиляе использовались лишь те сведения, которые он сообщил о себе в своей автобиографической повести «Мои скитания». А о ней он сам писал: «Это не автобиография, нет. Это не мемуары. Это правдивые кусочки жизни, моей жизни и окружающих». То есть только «кусочки жизни», а не сама биография, не мемуары, а автобиографическая повесть со всеми особенностями этого жанра. В прекрасный золотой осенний день на редакционной машине «Красного Севера» еду по вологодским местам Гиляровского: Сяма - Березник - Горка Покровская. Со мной фотокорреспондент «Красного Севера» Анатолий Смолин и сотрудник Вологодского музея-заповедника Л.В.Гульнева. Останавливаемся в Кубенском - известном старинном селе. Впереди - уходящая вдаль гладь хорошо всем известного Кубенского озера. Но Владимир Алексеевич в советское время о себе кое-что утаивал. В частности то, что его отец был связан с полицией. К тому же он был сыном дьякона и закончил Вологодскую духовную семинарию. Более того, и фамилию при поступлении в училище ему дали новую, вместо обыкновенной фамилии - Петров преподаватель латыни придумал ему от латинского слова «веселый» («hilaris») фамилию Гиляровский. Как бы предугадал преподаватель-семинарист в будущем веселый характер Гиляя. Но по «духовной линии» отец Гиляровского после окончания семинарии пойти не захотел, подался в охотники в Сяму. Там на охоте познакомился с управляющим лесным имением графа Олсуфьева. И стал его помощником. Гиляровский пишет об этом так: «Отец после окончания курса семинарии был помощником управляющего личным имением графа Олсуфьева, а управляющим был черноморский казак Петро Иванович Усатый, в 40-х годах променявший кубанские плавни на леса Севера и одновременно фамилию Усатый на Мусатов... Отец мой, новгородец с Белоозера, через год после службы в имении женился на шестнадцатилетней дочери его Надежде Петровне». А потом поступил на службу в полицейский участок в Кубенском Но все это были «нехорошие» сведения в советское время, которые Владимир Алексеевич скрывал. И конечно, умолчал, что его отец Алексей Иванович, как пишет Л. Н. Мясникова, «карьеру чиновника начал с должности письмоводителя при полицейском приставе первого стана Вологодского уезда» в селе Кубенском, а потом был переведен на ту же должность во второй стан в селе Домшино. Про Домшино Владимир Алексеевич вспоминает, здесь многое связано с его детством. Конечно, бывал он у отца и в Кубенском. И вот на автобусной остановке спрашиваю у пожилых людей, не знают ли они, где был полицейский участок. И одна из них, Инна Семеновна Николаева, говорит: «Да вот он, этот дом. Раньше, говорят, здесь была полиция с кутузкой для арестованных, потом - милиция». Значит, в этом здании, скорее всего, и служил отец Гиляровского. Но это - только начало моего поиска. Вместе со своими спутниками едем далее, наш путь лежит в села Березник и Сяму и деревню Горка Покровская. Очень красивые места. Конечно, дремучих и глухих лесов давно нет, вырублены. Но природа прекрасна: Кубенское озеро, неоглядные дали, золотые по осени перелески, древний Сямский монастырь. Эти места вскормили три выдающихся таланта: Владимира Гиляровского, писателя и искусствоведа Ивана Евдокимова, великого авиаконструктора Сергея Ильюшина (его родная деревня Дилялево - рядом с Сямой). Но сегодня я интересуюсь в первую очередь Гиляровским. Где же все-таки он здесь родился? Говорю с местными жителями: заместителем главы местной администрации В. М. Ячменновой, энергичной, инициативной; библиотекарем С.А. Зиминой, старейшими жительницами, в том числе с восьмидесятипятилетней Анной Андреевной Ярыгиной. И меня прежде всего интересует вопрос, где находился хутор, лесное имение графа Олсуфьева, поскольку именно здесь родился Гиляровский. Живая свидетельница местной истории последних десятилетий в свои 85 лет - Анна Андреевна Ярыгина. Она рассказывает мне о бывшем Сямском Богородице-Рождественском монастыре. Из истории я знаю, что монастырь был основан в шестнадцатом веке, его посещал Иван Грозный, обитель пользовалась известностью, было немало паломников. Но в первые советские годы здесь создали коммуну, привезли переселенцев. И Анна Андреевна рассказывает: «Наша семья была бедняцкая, мы - переселенцы. Но осели здесь. Жили сначала хорошо. У кулаков тогда добро отбирали и в коммуну отдавали. А потом чего-то не получилось. Монастырь стали разрушать. Какая церковь была - истинная красавица, ничего от нее не осталось. И стены с четырьмя башнями исчезли, разрушены. Я раньше в Бога не верила. А теперь верю. И плачу, жаль мне монастырь. А про Гиляровского мы тогда не слыхали». Ныне монастырь разрушен почти полностью. В 2003 году молния ударила в колокольню, крест с нее упал, был пожар. Фактически - это гибель. Об этом с горечью говорит В. М. Ячменнова, она и ведет меня в деревню Горка, к бывшей Покровской церкви, где крестили Гиляровского. «Удивительной красоты, - рассказывает она, - была эта церковь. И расписана замечательными фресками. Наша школьная учительница говорила нам, ученикам: «Когда-нибудь эту красоту люди восстановят и фрески восстановят». Увы - не восстановили».Но разрушенный храм, стоящий на пригорке, и сейчас очень красив, даже без купола, даже с зияющими провалами в стенах. И рядом - деревня Горка. На горе, с добротными строениями - домами, палисадниками, пристройками, она очень живописна. И возникает предположение: не это ли изменившийся, перестроившийся бывший хутор, бывшее поместье графа Олсуфьева, где родился Гиляй? Почему?Косвенное доказательство на этот счет есть. Хутор был где-то поблизости с Покровской церковью. Родители Гиляровского, по исследованиям Л. Н. Мясниковой, были активными прихожанами, крестными, воспреемниками. Значит, жили где-то рядом. А единственное жилое поселение с незапамятных времен около Покровской церкви - именно деревня Горка. Не на пустом же месте она возникла? И еще один довод - в деревне добротные постройки, сохранился почти рядом с храмом и старинный двухэтажный дом отнюдь не сельского вида. Все это могло быть свойственно именно графскому имению. Вот так я сам для себя «открываю» место рождения Гиляровского. Сенсация для меня самого. Версия - для всех. Такое еще никто не говорил. Такое - впервые. Впереди у меня встречи с замечательным краеведом, учителем Г.В. Кумзеровой. Но сенсация со мной уже произошла. И подробнее об этом - далее.
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3719 | Наверх ##
8 апреля 2016 20:40 9 апреля 2016 17:23 И вот подтверждение предположений - в ссылке архивное подтверждение места рождения В.А.Гиляровского, датированное 2014 годом:
Прикрепленный файл (Метрическая книга записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Покровской Сямс%E, 16273 байт)--- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
|