Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Поездки по Русскому Северу. 2012 год.

Посещение и некоторые описания мест, где жили и служили наши предки. Вологодский р-н, Пигилинка Сямженского р-на, гг.Сокол и Кадников, Погорелово Тотемского р-на, Тотьма, В.Устюг, Котлас Архангельской обл., Сольвычегодск, В.Матигоры, Архангельск

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 19 20 21 22 23 * 24 25 26 27 ... 33 34 35 36 37 38 Вперед →
Модератор: opel45
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3720
Валентина Петровна договорилась о размещении в Котласской гостинице, а также с администрацией Котласского района об оказании содействия в ознакомлении с этим районом.
Немного отдохнув, пришла домой к Валентине Петровне, так мы очно познакомились с ней и ее дочерью Катюшей. Обрела новых замечательных друзей-единомышленников.

По совету Валентины Петровны вечером сходила в Свято-Стефановский храмовый комплекс, он находится недалеко от гостиницы, в которой поселилась. Успела на вечернюю службу, ее вел протоиерей отец Николай.
Впоследствии еще не раз приходила сюда, чтобы помолиться и запечатлеть церквовь.

Свято-Стефановская церковь - единственный памятник архитектуры районного значения, История его примечательна.
В прошлом на месте современной Свято-Стефановской церкви стояла деревянная часовня, возведенная проповедником Стефаном Пермским в 1379 году. Когда часовня стала не вмещать прихожан, было решено часовню поменять на деревянную церковь. В 1776 году церковь сгорела.
5 марта 1777 года жители котласской округи на сходе приняли решение строить каменную церковь. Трудность состояла в том, что специалистов по строительству кирпичных зданий не было, крестьяне не умели обжигать кирпичи и класть их. За известкой приходилось ездить на Сухону и «до Комарицы». Храмы того времени обычно сооружали без чертежей, просто смотрели на другие церкви, какая понравится, так и делали. Вероятно, Стефановская церковь была так и построена. Деньги на строительство собирали всем миром. Строили долго. Первый этаж (теплый храм) закончили в 1785 году. Первому этажу бы присущ архитектурный стиль барокко.
Между строительством первого и второго этажа был большой перерыв, что было обычным явлением в северной русской архитектуре 18 в.
Второй этаж, предположительно, закончили строить в 1805 году. К тому времени правила строительства храмов изменились: теперь обязательным были чертеж и свидетельство «об образовании» мастера. Изменился и архитектурный стиль, на смену богатым украшениям барокко пришел строгий сдержанный классицизм. Второй этаж храма был выстроен в стиле раннего классицизма: плоскостное убранство, строгие треугольные фронтоны. Чтобы не возникло дисгармонии, пришлось немного переделать первый этаж, старые наличники были убраны и сделаны новые, плоские, но сложнее, чем у верхнего храма. Автор архитектурного решения второго этажа доподлинно не известен. Возможно, им был губернский архитектор Фохт, который был в то время автором большинства проектов. Колокольня в отличие от церкви декорирована колоннами и привлекательна мягкостью и пластичностью своих скругленных объемов. Дата постройки - 1825 год.
Свято-Стефановская церковь – одно из первых культовых зданий на Севере, содержащих формы классической архитектуры. По её подобию в дальнейшем стали появляться похожие церкви на Русском Севере.
В советские годы в зданиях церкви располагались различные предприятия: молочная кухня, мельница, маслозавод, столярно-бондарная мастерская, торговые склады.
В 1988 году большой храм, находясь в аварийном состоянии, рухнул. Устояла только колокольня.
Большой храм был вновь восстановлен по старым чертежам в 1995 году.
Источник: http://kotlas-info.ru/city/attraction.html

Свято-Стефановский храмовый комплекс, не самый удачный снимок, но лучше не получилось:

Прикрепленный файл: 12544_20091014_155054 котлас ц стефана пермского.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3720
Свято-Стефановская церковь расположена, как водится, у берега реки:

Прикрепленный файл: вид на реку от церкви.png
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3720
На следующий день на машине, выделенной главой Котласского муниципального образования С.Н. Бральниной, с Валентиной Петровной и ее дочерью Катей совершили небольшую экскурсию по Котласу и Котласскому району. В первую очередь посетили кладбище и мемориальный комплекс «Макариха».
Памятник-триптих, посвященный расстрелянным священникам (среди них значится мой двоюродный дядя Воскресенский Н.А.), погибшим детям и иностранным гражданам, скончавшимся на котласской земле во время репрессий):

Прикрепленный файл: макариха триптих.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3720
Посвящение на памятнике: «Любили, верили, жили… Святые, грешные тут в великой общей могиле вечный нашли приют. Здесь покоятся крестьяне – жертвы коллективизации села, узники пересылки Макариха. 1929-1933», мое фото июль 2012 г.):

Прикрепленный файл: памятн раскулачен.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3720
Слезы подступали, сердце сжималось от осознания ужасов, которые пришлось пережить в ту эпоху множеству людей.
Осталось ощущение, что власти не воздали должное памяти тысяч невинно пострадавших людей, не говоря о покаянии. Эти скромные памятники созданы и ухожены благодаря кучке энтузиастов, в том числе котласского общества «Совесть», совестью которого, по-моему, является И.А.Дубровина.
С первого дня пребывания в Котласе не покидает волнение и возбуждение, чувство, что атмосфера здесь пронизана человеческим страданием.

Поклонный крест в память погребенных на кладбище «Макариха»:

Прикрепленный файл: поклон крест на макарихе.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3720
Вечером, накануне экскурсии по Котласскому району, Валентина Петровна дала мне некоторые документы, статьи, связанные с исследованием истории Троицкой церкви и ее служителей. Один из них – ответ на ее запрос в ФСБ РФ по делу Воскресенского Николая Александровича (фото ниже), в котором есть ранее мне неизвестные сведения о составе его семьи: жена Клавдия Евгеньевна, 1891 г.р., сын Лолий, 1911 г.р., Маргарита, 1927 г.р. И опять невольные слезы.
Надеюсь, что эта информация поможет в дальнейшем поиске потомков.
Еще Валентина Петровна дала почитать книгу Тамары Петкевич «Жизнь сапожок непарный». В ней показаны потрясающе трагические годы жизни в период репрессий отца Петкевич и ее самой. Такого повествования, в котором так пронзительно описаны унижения, издевательства, лишения, которые пришлось пережить Тамаре, раньше не приходилось читать.

Прикрепленный файл: ответ Бирюковой  из ФСБ.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3720
Следующий пункт экскурсии – с. Красноборск Красноборского района - в 45 км от Котласа.

Пейзаж вдоль дороги очень красивый, местность довольно населенная, много ухоженных домов. Село расположено в 45 км от Котласа, на берегу Двины, первое упоминание о нем в 1620 г. Из достопримечательностей Красноборска можно отметить усадьбу известного художника А.А. Борисова (http://www.mycicerone.ru/wiki ).
Музейно-культурный центр - дом Борисова: Памятник архитектуры регионального значения расположен в 4 км от Красноборска в деревне Городищенская. Здесь художник Александр Алексеевич Борисов проживал с 1909 года наездами, а с 1914 по 1934 годы – постоянно.
Александр Алексеевич Борисов — живописец с мировым именем, ученик известнейших пейзажистов Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, он был первым полярным художником, основоположником художественного освоения Арктики, который своим талантом создал монументальные образы Крайнего Севера.
Дом построен по проекту самого художника в 1898-1903 годах. Он соединяет многие архитектурные стили, включая элементы древнего деревянного зодчества.
Памятник архитектуры представляет собой комплекс загородной дачи, популярной во второй половине XIX века в среде русской творческой интеллигенции. Дачи предназначались для отдыха и дружеского общения состоятельных людей вдали от городов.
В доме — 15 комнат и мастерская художника. Оригинален парадный вход: крыльцо срублено из круглых брёвен в виде башни на мотив русских народных сказок. С северо-востока на крыше – восьмигранная шатровая застекленная башенка, с опоясывающим балкончиком.
В усадьбе, расположенной почти на самом берегу Северной Двины и окружённой небольшим, но живописным парком, Александр Борисов создавал серию своих работ «Зимняя сказка», произведения соловецкого и полярного циклов, работал над проектами транспортно-экономического освоения Севера, проектировал курорт «Солониха».
Не имевший прямых наследников, А.А. Борисов мечтал о том, что в его доме будут располагаться творческие мастерские молодых художников. Но этому не суждено было сбыться. После смерти художника усадьба использовалась для парашютной школы, а в 1937 году передана под детский туберкулёзный санаторий. Каждый раз памятник перестраивали, что привело к значительным утратам и искажению всего усадебного комплекса.http://www.arhmuseum.ru/museums/view/8
В 2001 году усадьба А.А. Борисова передана Государственному музейному объединению «Художественная культура Русского Севера":

После ремонтно-восстановительных работ здесь создан музейно-культурный центр «Дом-усадьба художника А.А. Борисова»:

Прикрепленный файл: дом борисова.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3720
Здесь расположена действующая Троицкая Красноборская церковь. Валентина Петровна решила показать именно Троицкую, одноименную с Вондокурской, церковь. Сама Красноборская церковь и участок вокруг нее ухожены. Служит здесь отец Валентин, многодетный, трудолюбивый во всем – и на службе и в быту. Преданный служению Богу. Чувствуется его доброжелательность, было много прихожан, со всеми постарался поговорить.
Я рассказала отцу Валентину, что занимаюсь составлением родословной, в которой много священнослужителей из нашего рода, в том числе из Троицкой Верхнеуфтюжской церкви, что в 50 км от Красноборска. Батюшка благословил.
К сожалению, фото Троицкого Красноборского храма не получилось, сначала по ошибке разместила фото совсем другого храма из Инета, друзья заметили ошибку. И вот исправляюсь: позаимствовала фото Троицкого Красноборского храма с сайта Красноборского благочиния http://krasnoborsk-hram.blagochin.ru/category/photo/:

Прикрепленный файл: Осень-2-1024x683 троицк красноборс храм.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3720
Иконостас Троицкой церкви в Красноборске:

Прикрепленный файл: иконостас троицкой ц.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3720
В Красноборской церкви помолилась.
Поставила свечи об упокоении моих предков из В.Уфтюги, где в Троицкой церкви служил в течение 30 лет священником мой прапрадед Иван Иванович Попов, его дочь Татьяна была замужем за Автономом Ивановичем Ельцовым, который был некоторое время дьяконом этой церкви:
В КВ Сольвычегодского уезда церкви Троицкой, что Верхне-Уфтюгской волости, за 1870 год указано, что штатный диакон Автоном Иванов Ельцов 22 лет, природою Кадниковского уезда Рубежской Георгиевской церкви диакона Иоанна Афанасьева сын, является зятем просфорнической священнической вдовы Феклы Андреевой Поповой. Жена его Татьяна Иванова 19 лет, дочь умершего священника сей церкви Иоанна Иванова Попова.Дочь их Мария 1 года 7 мес.


Иоанн Иоаннов Попов по окончании курса ВДС 1838 году уволен с аттестатом 1 разряда. Того же года 1 сентября посвящен к сей церкви во священника пр. Стефаном епископом Вологодским и Устюжским. В 1853 году за обращение раскольника объявлена ему благодарность епархиального начальства. В 1854 году определен депутатом следственных дел. Со стороны духовенства награжден набедренником за беспорочное прохождение священнической должности. В 1856 году определен особым благочинным. В 1858 году награжден бронзовым крестом в память войны 1853–1856 гг. В 1865 году награжден скуфьею за беспорочное прохождение епархиальных должностей. Построек после его никаких не осталось, кроме двух жилых изб. Поведения он был хорошего, умер 14 октября 1866 года.
Вдова умершего священника сей церкви Ивана Иванова Попова Фекла Андреева 49 лет, (в 1873 году она жива, ей 52 года) занимает просфорническую должность с 1868 года. Теща штатному диакону Автоному Ельцову. Дети ее: Василий 23 лет, обучается в педагогическом классе ВДУ, Павел 13 лет, обучается во 2 классе Устюгского духовного училища, получает пособие 30 рублей в год, Клавдия 12 лет, учится читать.

В КВ Сольвычегодского уезда Троицкой, что в Верхне-Уфтюгской волости за 1861 год .
Вдова диаконская Ирина Михайлова Попова 83 лет, зрением и здоровьем слаба, Никольского уезда Березниковской Воскресенской церкви умершего диакона Иоанна Георгиева Попова жена, вдовствует с 1834 года, имеет сына при сей церкви старшего священника Иоанна Попова, у коего и проживает.
Муж ея диакон Иоанн Попов происхождения был того же уезда и церкви. Дьяческий сын. По исключении в г. Вологде из информаторского класса сначала был посвящен к сей церкви во дьячка. А 1826 г к той же церкви рукоположен во диакона и штрафован не был. Особых должностей не проходил, какого он поведения, по неимению документов, неизвестно. Помер 1834 года.

К сожалению, посещение В.Уфтюги не представилось возможным.
До своей поездки вычитала в Интернете страшилку об отсутствии здесь инфраструктуры, дорог («А на противоположном берегу Двины, вверх по течению реки Уфтюги, в двадцати пяти километрах от Краснобороска, стоит высокая шатровая церковь. Регулярное сообщение в этих местах есть только по реке, и добираться до села Верхней Уфтюги можно лишь пешком либо на случайных попутных машинах». Или «От Красноборска до Верхней Уфтюги можно добраться, перебравшись через Северную Двину и проехав 45 километров по грейдеру»). И не решилась ехать, тем более одна.
Считаю уместным поместить сведения о Троицкой В-Уфтюжской церкви.
Теплая каменная церковь построена тщанием прихожан и освящена 1865 году вместо ветхой деревянной теплой церкви, а другая холодная деревянная церковь построена неизвестно когда и кем и в каком году освящена, по неимению на то при церкви документов, равно и первоначального ея существования в приходе сведений не имеется.
Зданием теплая церковь каменная с колокольнею с одной связи одноэтажная, другая холодная деревянная, в ней кроме трех летних месяцев по причине холоду требы не бывает, в основании своем крепка.
Престолов в них три: в каменной теплой главный престол во имя Живоначальной Троицы освящен в 1869 году 11 февраля, а в приделе во имя муч. Александры, освящен в 1865 году 9 февраля, в холодной престол во имя вмуч. Димитрия Солунского.
Ф. 496. Оп. 4. Д. 645. Из КВ Верхнеуфтюжской Троицкой ц. Сольвычегодского у. за 1870 г.:
(все записи Дм.Пшеницына).
Троицкая церковь в с. Верхняя Уфтюга, фото В.Шелемина, 2007 г.:

Прикрепленный файл: в уфтюга троицкая ц.png
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 19 20 21 22 23 * 24 25 26 27 ... 33 34 35 36 37 38 Вперед →
Модератор: opel45
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник opel45 » Поездки по Русскому Северу. 2012 год. [тема №68791]
Вверх ⇈