От Северной до Западной Двины
пролегла дорога жизни моего дедушки, Николая Ивановича Шестакова
AstrantiaМодератор раздела  Рига, Латвия Сообщений: 952 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1369 | Наверх ##
14 января 2014 18:52 Наконец-то я сфотографировала хранящиеся у мамы награды. В свое время папа сделал для них рамочку и разместил, как посчитал нужным. К дедушкиным наградам он добавил награды моей второй бабушки, Марии Андреевны Федоровой, прошедшей всю войну в должности повара. Про ее службу, кроме устного свидетельства мамы, мне ничего не известно. Общий вид рамочки:  Орден Отечественной войны 2 степени  Орден Красной Звезды  Медали "За боевые заслуги" и "За оборону Советского Заполярья"  Медаль "30 лет Советской Армии и Флота" и "За победу над Германией" - скорее всего тоже Николая Ивановича Шестакова  А вот эти, должно быть, принадлежали Марии Андреевне:    Этот нагрудной знак явно папин, папа окончил в 1959 году Рижское железнодорожное училище:  А вот про эти я в полном неведении - ни кому это принадлежало, ни как называется:  И еще звездочка. Что за звездочка? --- Ищу: Беспалов Григорий Яковлевич, (1912 - 1943) хутор Лихой Ростовской области
Любые сведения о Беспаловых из Лихого и окрестностей
| | |
эленКНИПЗЧлен Союза краеведов Ополья  г.Ковров Сообщений: 1695 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 6338 | Наверх ##
18 января 2014 13:39 Astrantia написал: [q] В свое время папа сделал для них рамочку и разместил, как посчитал нужным. К дедушкиным наградам он добавил награды моей второй бабушки, Марии Андреевны Федоровой, прошедшей всю войну в должности повара. Про ее службу, кроме устного свидетельства мамы, мне ничего не известно. Общий вид рамочки:[/q]
Марина, как здорово придумал Ваш папа. Очень хорошая памятная картина.
--- Вера Надежда Любовь | | |
AstrantiaМодератор раздела  Рига, Латвия Сообщений: 952 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1369 | Наверх ##
4 марта 2014 19:52 Благодарю за подсказку форумчанина Михаила – Ермак-023!
Теперь ясно, что нагрудный знак «Гвардия» тоже принадлежал деду. Знак вручался военнослужащим гвардейских формирований ВМФ после 1942 года, а Николай Иванович как раз служил на гвардейском эсминце «Гремящий».
Со вторым нагрудным знаком, «Отличник Советской армии», не все так гладко. Во-первых, учрежден знак только весной 1957 года, а дедушка умер весной 1958. Допустим, он успел еще получить знак, и тот стал его последней наградой. Но в Википедии написано: «Знаком награждались солдаты, матросы, сержанты и старшины срочной и сверхсрочной службы». Но Николай Иванович еще с 1952 года был капитаном второго ранга, и Вики говорит, что это звание равно подполковнику в сухопутных войсках и авиации. Как-то не вписывается в «матросы, сержанты»...не понимаю.
Ну и остаются две пока полнейшие загадки: щит с цифрой три на синем поле и красная звездочка. Про звездочку вычитала, что она являлась "малым гербом СССР" и носили ее во множестве вариантов - на ушанках, пряжках, униформе. А значит, носить мог и дед, и бабушка Мария. Или моряки носили что-то свое, а это "сухопутный" знак?
--- Ищу: Беспалов Григорий Яковлевич, (1912 - 1943) хутор Лихой Ростовской области
Любые сведения о Беспаловых из Лихого и окрестностей
| | |
AstrantiaМодератор раздела  Рига, Латвия Сообщений: 952 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1369 | Наверх ##
1 июля 2014 13:10 В личном деле дедушки, присланном из архива ВМФ (спасибо огромное сотрудникам!!), обнаружились некоторые, неизвестные мне ранее, сведения . В частности, о судах, на которых дедушка проходил обучение.
Итак, в июле 1936 года Николай Иванович стал курсантом Военно-Морского Училища связи им. Орджоникидзе в городе Ленинграде.
А 5 июня 1937 года началось обучение на палубе учебного корабля "Правда" Каспийской флотилии. Учеба продолжалась до 20 августа, и за это время 27 дней дедушка провел на ходу. Корабль представлял собой бывший грузовой пароход. Построен в 1901 г. (Бельгия). В 1935 г. включен в состав Каспийской флотилии в качестве транспорта. В 1938 г. переоборудован и переклассифицирован в учебный корабль.
Душевные слова об учебе на Каспии нашлись в книге Курочкина А. П., Татаренко В. Т. «Апшеронский меридиан», 1989 :
«Каспийское море — седая волна. Простор величавый и грозный. Шальными штормами неслись времена. Светили неяркие звезды.
Древний Хазар — ласковый и кроткий в безветрие, свирепый и жесткий, когда бешеный норд, как матерый хищник налетит внезапно и неистово, в считанные мгновения вздыбит крутую, покрытую белопенной сединой волну. Вот тогда и спешат, застигнутые штормом моряки укрыться от разъяренного Каспия за могучей, надежной спиной Апшеронского полуострова.
А через все море, разделяя на нем Европу и Азию, проходит Апшеронский меридиан, вобщем-то ничем не примечательный, не такой, скажем, известный как Гринвический, который принято считать нулевым или начальным. Но для многих поколений моряков он бесконечно памятен и дорог, так как пролег он через их сердца еще в юности и стал точкой отсчета, начальным меридианом в большом жизненном плавании.»
 --- Ищу: Беспалов Григорий Яковлевич, (1912 - 1943) хутор Лихой Ростовской области
Любые сведения о Беспаловых из Лихого и окрестностей
| | |
AstrantiaМодератор раздела  Рига, Латвия Сообщений: 952 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1369 | Наверх ##
1 июля 2014 13:24 В 1938 году практика на корабле началась уже 4 мая, и продолжалась до 29 мая. Но на этот раз не пришлось ехать на Каспий - обучение проходило на учебном корабле Краснознаменного Балтийского флота "Ленинградсовет". 28 дней корабль провел в гавани, и столько же на ходу.
"Верный" был одним из немногочисленных кораблей, построенных специально как учебные. Заложенный в мае 1895 года на Балтийском заводе, он был спущен на воду в ноябре того же года и через несколько месяцев вступил в строй.
Водоизмещение "Верного" равнялось 1287 т, длина между перпендикулярами (от точки пересечения форштевня с ватерлинией до оси баллера руля) — 62,3 м, ширина — 11 м, средняя осадка — 4,11 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 612 л. с. обеспечивала кораблю максимальную скорость 11 узлов. Пар вырабатывали четыре котла системы Вельвиля—Долголенко. Запас угля составлял 312 т, дальность плавания экономическим ходом (8 узлов) — 1900 миль.
Первоначально "Верный" имел полное корабельное парусное вооружение. Рангоут стальной. Однако парусную оснастку довольно быстро сняли, а уже после революции отказались и от грот-мачты — корабль стал двухмачтовым.
Экипаж насчитывал 191 человека, включая 70 практикантов — воспитанников Морского училища.(Б.Колосов, "Моделист-Конструктор" 1988, №11)
"Биография его поистине удивительна. Построенный в конце прошлого века, он долгое время плавал под названием "Верный", служил учебным судном, транспортом и базой подводных лодок. Летом 1917 года командир корабля Д. Е. Еремин был избран членом Кронштадтского Совета, а 25 октября, взяв на борт две роты вооруженных матросов, "Верный" прибыл в Петроград.
Десант и экипаж приняли самое активное участие в штурме Зимнего, вписав тем самым историю своего корабля в историю революции. "Брат "Авроры" — так называли его моряки.
В 1923 году "Верный" был переименован в "Петросовет", а два года спустя, в связи с тем, что Петроград стал Ленинградом, судно назвали "Ленинградсоветом". В 1928 году плавбазу вновь переклассифицировали в учебный корабль и передали военно-морскому училищу. Ветеран Балтфлота стал обеспечивать штурманскую практику будущих морских командиров.
Новое назначение потребовало соответствующего дооборудования корабля. Поэтому в 30-е годы "Ленинградсовет", несмотря на свой почтенный возраст, был, пожалуй, среди наиболее хорошо оснащенных в навигационном отношении судов. Когда, например, на флот поступили первые три эхолота, один из них передали ветерану, а два других смонтировали на линкоре "Октябрьская революция" и крейсере "Профинтерн". Учебный корабль также стал первой единицей нашего флота, оборудованной гирокомпасом — сначала здесь установили английский "Сперри", а позже еще один — отечественный ГО-3. Имелись на нем курсограф, авторулевой, четыре лага и другие современные приборы и устройства. Словом, старый корвет по-прежнему верно служил Родине, помогая курсантам овладевать тонкостями морской науки. А мы, будущие моряки, считали за честь проходить практику на корабле со столь славной революционной историей." (Адмирал Н.Н.Амелько)
 --- Ищу: Беспалов Григорий Яковлевич, (1912 - 1943) хутор Лихой Ростовской области
Любые сведения о Беспаловых из Лихого и окрестностей
| | |
AstrantiaМодератор раздела  Рига, Латвия Сообщений: 952 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1369 | Наверх ##
1 июля 2014 13:37 6 июля 1939 года Николай Иванович стал курсантом-стажером на эскадренном миноносце "Ленин" Балтийского Краснознаменного флота. Стажировка длилась до 24 августа. 15 дней корабль провел на ходу.
"В полдень 4 сентября 1913 года на набережной одного из балтийских портов Росии состоялась торжественная церемония: под звуки государственного гимна на гафеле грот-мачты нового четырехтрубного военного корабля развернулся андреевский флаг. Так вошел в строй российского военного флота эскадренный миноносец «Новик», Этот корабль, построенный на Путиловском судостроительном заводе в Петербурге на добровольные пожертвования населения страны, унаследовал имя крейсера, прославившегося при обороне Порт-Артура в 1904 году.
По сравнению с лучшими отечественными и зарубежными кораблями того же класса «Новик» обладал невиданной в те годы скоростью (более 37 узлов!) и исключительной огневой мощью артиллерийского и торпедного вооружения. Этот русский эсминец стал образцом для мирового кораблестроения по крайней мере на последующие два десятилетия, а на верфях России в 1913—1915 годах по несколько измененным чертежам прототипа были заложены кили еще 59 подобных эсминцев. Нелегкая, но славная судьба выпала «новикам»: им довелось защищать морские границы страны в четырех войнах на Балтике, Черном море, в Ледовитом и Тихом океанах."
"29 октября 1913 года в Петербурге на Путиловской верфи заложили шесть эскадренных миноносцев одной из модификаций проекта знаменитого «Новика». Эти корабли несколько отличались от своего прототипа как внешним видом, так и тактико-техническими данными. У них было по три дымовых трубы, длина корпуса составляла 98 м, ширина — 9,3, осадка 3,0 м и полное водоизмещение — 1260 т. Паровые турбины мощностью 31500 л. с. позволяли им развивать скорость до 35 узлов. Главное вооружение новых эсминцев состояло из четырех 102-мм орудий и трех трехтрубных торпедных аппаратов калибром 450 мм. Кроме того, эсминцы имели по два 7,62-мм пулемета типа «максим» и могли принимать на верхнюю палубу по 80 мин. Позже, в ходе достройки, эти «новики» получили по одной 76-мм зенитке системы Лендера.
Эсминцы-близнецы были названы в честь офицеров русского флота, совершивших в разные времена славные подвиги, в их числе капитана Ивана Николаевича Изылметьева, который был командиром парусного фрегата «Аврора», героически защищавшего Петропавловск-на-Камчатке от англичан и французов в 1854 году.
Успешно пройдя ходовые испытания, «Капитан Изылметьев» в июле 1916 года вступил в строй действующего Балтийского флота, а уже 12 и затем 16 сентября участвовал в постановке минных заграждений в Ирбенском проливе. Спустя месяц, в ночь на 18 октября, «Капитан Изылметьев», приняв на борт около сотни мин, вместе с эсминцами «Новик», «Орфей», «Десна» и «Летун» отправился в район острова Сааремаа (б. Эзель) и поставил минное заграждение. Как стало известно позже, именно в этом месте кайзеровский флот потерял несколько военных кораблей.
Еще в ходе постройки эсминца его экипаж был свидетелем политических забастовок и стачек путиловских рабочих. Для моряков корабля, трудившихся рядом с судостроителями, это было неплохой революционной школой. Достаточно сказать, что к апрелю 1917 года на «Капитане Изылметьева» насчитывалось 15 членов РСДРП(б), оказывавших большое влияние на команду корабля. Не случайно моряки эсминца одними из первых присоединились к Центральному Комитету Балтфлота (Центробалту), созданному 28 апреля 1917 года по инициативе руководимых большевиками матросских масс.
12—19 октября 1917 года «Капитан Изылметьев», на мостике которого рядом с командиром стоял политический комиссар, участвовал в Моонзундском сражении. В этой морской битве революционные балтийцы сорвали попытку германских империалистов уничтожить основные силы Балтийского флота и захватить его главную морскую базу — Кронштадт и столицу страны Петроград.
...В конце октября 1917 года часть кораблей минной дивизии Балтфлота стояла в бухте Лапвик на полуострове Ханко. Здесь-то делегаты «Капитана Изылметьева» и подписали резолюцию общего собрания минной дивизии, в которой было выражено их требование передать всю власть открывающемуся II Всероссийскому съезду Советов.
После заключения Брестского мира в марте — апреле 1918 года возникла угроза захвата немецкими оккупационными войсками кораблей Балтфлота, находившихся в Гельсингфорсе. И тогда моряки, выполняя указание В. И. Ленина, совершили беспримерный в истории военных флотов Ледовый переход. Сквозь льды Финского залива из Гельсингфорса в Кронштадт «Капитан Изылметьев» прошел с неполной командой — на борту находилось 70 матросов и офицеров.
В годы гражданской войны эсминец входил в состав действующего отряда Красного Балтийского флота. В мае 1919 года, в период первого наступления войск белогвардейского генерала Юденича на Петроград, многие изылметьевцы добровольно сошли на берег, влились в матросские отряды и геройски сражались, защищая колыбель революции. А в октябре того же года при новой попытке Юденича овладеть северной столицей «Капитан Изылметьев» вместе с другими кораблями флота прикрывал артиллерийским огнем вторую линию обороны Петрограда.
Отгремели бои гражданской войны... После четырех лет тяжелой, напряженной боевой службы «Капитану Изылметьеву» предстояло пройти капитальный ремонт на родной Путиловской верфи. Преодолевая трудности послевоенной разрухи, нехватку необходимых для ремонта материалов, судостроители с честью выполнили ответственное задание. Весной 1921 года моряки эсминца, покидая завод, отметили в резолюции общего собрания, что благодаря питерскому пролетариату «Красный Балтийский флот получил вполне исправную боевую единицу, способную в любой момент встать на защиту пролетарской Республики».
И опять боевая служба «Капитана Изылметьева» на Балтике. В кампаниях 1921 и 1922 годов его экипаж добился больших успехов в боевой и политической подготовке и заслужил право считать свой корабль лучшим на Балтийском флоте.
31 декабря 1922 года в истории эсминца произошло знаменательное событие — приказом Реввоенсовета Республики за № 2903/369 боевому кораблю было присвоено название «Ленин»." (А. ЛАРИОНОВ, "Моделист-Конструктор" 1981, №4, 5)
 --- Ищу: Беспалов Григорий Яковлевич, (1912 - 1943) хутор Лихой Ростовской области
Любые сведения о Беспаловых из Лихого и окрестностей
| | |
AstrantiaМодератор раздела  Рига, Латвия Сообщений: 952 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1369 | Наверх ##
1 июля 2014 13:53 С 13 по 25 ноября 1939 года Николай Иванович Шестаков служит сигнальщиком в отряде катеров отряда особого назначения Краснознаменного Балтийского флота, причем 8 дней из 12 проводит на ходу.
«Еще в двадцатых годах на Балтике была сформирована группа торпедных катеров из трофейных «Торникрофтов». Потом эти деревянные суденышки пошли на слом, их заменили катера отечественного производства. Группа была преобразована в Отряд особого назначения.» (Кузьмин А. В. В прибрежных водах. — М.: Военное издательство, 1967.)
"Кузьмин А. Записки по истории торпедных катеров. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. «Появление во второй половине XIX века крупных паровых броненосных кораблей тотчас же создает и их антиподы: уменьшенное до предела малое боевое судно — минный катер. Пользуясь своим малым размером и относительной быстротой хода, внезапно броситься при плохой видимости на своего могучего противника, нанести ему смертельный «укус» и отойти с малыми потерями — вот обычный прием малых боевых кораблей, получивших обобщенное название «москитного флота». Не решая хода военных событий на море, малый боевой корабль, в современном определении так называемый торпедный катер, при тесном взаимодействии с другими боевыми средствами морских сил, может сыграть далеко не эпизодическую роль в боевом столкновении с противником на море.» (Аннотация издательства)
В июне 1940 года дедушка оканчивает училище, которое носит уже название "Высшее Военно-морское Гидрографическое училище им.Орджоникидзе", и тут же назначается на эскадренный миноносец "Передовой" Тихоокеанского флота, командиром 4 боевой части. 16 мая 1941 года этот корабль был переименован в "Разъяренный". --- Ищу: Беспалов Григорий Яковлевич, (1912 - 1943) хутор Лихой Ростовской области
Любые сведения о Беспаловых из Лихого и окрестностей
| | |
эленКНИПЗЧлен Союза краеведов Ополья  г.Ковров Сообщений: 1695 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 6338 | Наверх ##
1 июля 2014 16:45 Astrantia написал: [q] В личном деле дедушки, присланном из архива ВМФ (спасибо огромное сотрудникам!!), обнаружились некоторые, неизвестные мне ранее, сведения . В частности, о судах, на которых дедушка проходил обучение.[/q]
Марина, спасибо. Вот так, отыскивая информацию о своих дедушках, мы узнаём историю страны. Очередной раз убеждаясь, что жизнь страны, её история, складывается из жизни каждого человека.
--- Вера Надежда Любовь | | |
эленКНИПЗЧлен Союза краеведов Ополья  г.Ковров Сообщений: 1695 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 6338 | Наверх ##
27 июля 2014 21:43 27 июля 2014 21:44 Марина, сегодня праздник Вашего дедушки. Светлой памяти. С Днём Военно - Морского Флота России! --- Вера Надежда Любовь | | |
AstrantiaМодератор раздела  Рига, Латвия Сообщений: 952 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1369 | Наверх ##
27 июля 2014 21:55 Спасибо, Еленочка! --- Ищу: Беспалов Григорий Яковлевич, (1912 - 1943) хутор Лихой Ростовской области
Любые сведения о Беспаловых из Лихого и окрестностей
| | |
|
Благодарю, Елена! Мне с детства очень нравилась эта "картина", я возле нее подолгу сиживала и перебирала награды. Жаль только, что папа не написал, что кому принадлежало. Думал, наверное, что и так ясно. А вот мне не ясно пока. Хотя большую часть уже "разъяснила".