... Революция и Гражданская война 1917–1920 гг. являются причинно-следственным механизмом всех последующих трансформаций в жизни кубанского казачества в ХХ в. Последовавшая за поражением Белой армии на Юге России волна эмиграции стала следующим испытанием на твердость казачьего духа. Отечественные исследователи приводят различные цифры оказавшихся на чужбине кубанских казаков: по оценке О.В. Ратушняка, в эмиграции оказалось около 16 – 18 тысяч кубанских казаков [
3].
Эмиграция с ее бытовой и материальной неустроенностью, статусно-гражданской неопределенностью вошла в историческую память кубанского казачества как время лишений и испытаний. Вместо зримого врага приходилось противостоять голоду, безработице, изматывающей тоске по Родине. Таким образом, революция 1917 г. и последовавшая в 1920 г. эмиграция кубанского казачества связаны одной исторической нитью.
Для той части кубанского казачества, которая осталась на Кубани и пыталась интегрироваться в новые условия жизни после гражданской войны, имя и образ революции 1917 г. вбивался в память безапелляционными действиями, резолюциями и политикой советской власти. В 20 – 30-е гг. ХХ в. на территориях традиционного проживания казачьего населения, в том числе и на Кубани, проводилась политика
расказачивания. В отечественной историографии существуют различные подходы к пониманию
расказачивания. На наш взгляд, наиболее приемлемую трактовку предлагает Г.О. Мациевский: "...
Расказачивание можно и необходимо рассматривать как сложный, многослойный процесс, предполагающий несколько содержательных направлений, которые, в свою очередь, могли переплетаться и накладываться друг на друга" [
4].
Экономические и социальные аспекты
расказачивания стали проявляться еще в дореволюционный период и были обусловлены естественным ходом исторического развития. Однако процесс
расказачивания был искусственно подстегнут советской властью, обретя репрессивный характер. От имени и во имя революции 1917 г. кубанское казачество, как и другие российские казачьи образования, уничтожалось физически: стирались людские судьбы, выкорчевывалась казачья ментальность. Можно оперировать только приблизительными цифрами подвергшихся репрессиям кубанских казаков в период
расказачивания на Кубани, данные отражают разброс от 42 тыс. чел. до 58 тыс. чел.: "...по неполным данным, только по линии карательных органов (ОГПУ, НКВД) было репрессировано в 1930-е гг. свыше 42 тыс. чел." [
5]; "...за 1989 – 2005 годы в крае пересмотрено 41 700 уголовных дел, заведенных на 57 950 чел. (43 650 реабилитировано; в реабилитации отказано 14 300 осужденным)" [
6].
...
3.
Ратушняк О.В. Донское и кубанское казачество в эмиграции (1920 – 1939 гг.). Краснодар: КубГУ, 1997. С. 21.
4.
Мациевский Г.О. Расказачивание как историческая проблема // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 5 (13). URL:
http://cyberleninka.ru/article...yaproblema5.
Ракачев В.Н. Массовые политические репрессии 1930-х гг. и их влияние на численность и структуру народонаселения Кубани и Ставрополья // Общество и право. 2012. № 3 (40). С. 59.
6.
Кропачев С.А. Политические репрессии на Кубани в 1930 – 1940-е годы // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 38. С. 51.
Источник:
А.В. Дюкарев. Память о прошлом казачества в сознании современного кубанского общества: сквозь призму революции 1917 года. // Казачество России в бунтах, смутах и революциях (к столетию событий 1917 года): материалы Всероссийской научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 4–5 октября 2017 г.) / [отв. ред. Г.Г. Матишов]. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2017.
С. 222 – 223.
Расказачивание (Российская империя)
Гончарова Ю. Донская кровь // Газета "Культура". 2014, 24 янв. С. 4.
Расказачивание при Советской власти: Согласно действующему закону РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», в отношении казачества проводилась «на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся насильственным переселением, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения» (статья 2 закона)