Бал РДС " Красная Горка " 11.04.2010 г
бал
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13512 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38058 | Наверх ##
25 августа 2011 21:27 Продолжение.... Е.А.Баратынский. Бал___ Главный танец бала — мазурка. Готье писал: «Когда в полонезе пройдены были зал и галерея, бал начался. Танцы ничем характерным не отличались: это были кадрили, вальсы, редовы (т.е. польки), как в Париже, Лондоне, Мадриде, Вене, повсюду в лучшем свете. Исключение, однако, составляет мазурка, которую танцуют в Санкт-Петербурге с невиданным совершенством и элегантностью». [ Изображение на стороннем сайте: eb743ac67b0e.jpg ] Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора. Это был танец-балет. Мазурку танцевали с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. У мазурки был распорядитель, каждый участник должен был проявить изобретательность и способность к импровизации, при этом общий рисунок танца нарушать не разрешалось. [ Изображение на стороннем сайте: d6744c47c097.jpg ] А.О.Смирнова-Россет вспоминала: «Шик мазурки состоял в том, что кавалер даму брал себе на грудь, тут же ударяя себя почти в центр тяжести (чтоб не сказать задницу), летит на другой конец залы и говорит: «Мазуречка, пани», — а дама ему: «Мазуречка, пан Храббе». И тут же Смирнова добавляла: «...тогда танцевали попарно, а не спокойно, как теперь, и зрители всегда били в ладоши, когда я с ним танцевала мазурку». [ Изображение на стороннем сайте: 1d046b4a4e08.jpg ] На мазурку смотрели, как на сольное выступление, остальные становились зрителями, оценивающими мастерство танцующих. В «Правилах для благородных общественных танцев...» читаем: «Когда появились подковки и высокие подборы у сапогов, делая шаги, немилосердно стали стучать, так что, когда в одном публичном собрании, где находилось с лишком двести молодых людей мужского пола, заиграла музыка мазурку... подняли такую стукотню, что и музыку заглушили». Такая манера танцев, с грохотом, прыжками, к 1820-м гг. сохранилась в провинции, в столице же эта «французская» манера сменилась «английской»: молодой человек, разочарованный денди, скользит по паркету как бы нехотя, выражая полное презрение к танцу, — он «отдает долг обществу». Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым полам...«Евгений Онегин» [ Изображение на стороннем сайте: 1b500436baea.jpg ] Во время каждого танца — соответствующая его характеру беседа. Во время мазурки — легкий разговор, непроизвольные шутки, нежные, как бы невольные, признания — словом, «мазурочная болтовня». У Пушкина в «Пиковой даме» скромная воспитанница Лизавета Ивановна оказывается в паре с блестящим молодым человеком Томским, который подшучивает над нею, намекая на ее влюбленность в Германна: «В самый тот вечер, на бале, Томский позвал Лизавету Ивановну и танцевал с ней бесконечную мазурку. Во все время шутил над ее пристрастием к инженерным офицерам, уверял, что он знает гораздо более, нежели можно ей предполагать, и некоторые из его шуток были так удачно направлены, что Лизавета Ивановна думала несколько раз, что ее тайна ему известна... Подошедшие к ним три дамы с вопросами — oubli ou regret? (забвение или сожаление? — фр.) — прервали разговор, который становился мучительно любопытен для Лизаветы Ивановны». [ Изображение на стороннем сайте: c6700613b56e.jpg ] Не правда ли, читая текст, мы почти пропустили мимо ушей вопросы трех дам? А ведь, оказывается, это тоже — фигура танца. В 1841 г. в «Северной пчеле» писали: «Можем себе представить, как будут ломать себе голову комментаторы Пушкина в двадцатом, двадцать первом и следующих столетиях для объяснения этих трех простых слов в «Пиковой даме»: «Oubli ou regret?», значение и весьма загадочный смысл которых теперь растолкует всякий танцующий. Это просто любимая фигура в мазурке». _____ Вопрос: Где-то читала, что только после мазурки можно было подходить к накрытым столам, чтобы перекусить…Верно? --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
елена шванебах Сообщений: 810 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 496
| Наверх ##
25 августа 2011 21:36 25 августа 2011 21:38 Простите, что вмешиваюсь в Ваш разговор, но хотела ответить на вопрос о возрасте девушек, когда их можно было вывозить на бал. Кузина моего прадеда, графиня Крейц, умершая в 2005 году в Париже, рассказывала, что девушек начинали вывозить в 16 лет, девушек из хороших семей в 18, а из очень хороших в 21.
Дебютантка на балу.
 --- Лена | | |
ОВЧМодератор раздела Ассоциированный член РДС  г. Москва Сообщений: 15399 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 4836 | Наверх ##
25 августа 2011 21:53 27 ноября 2015 19:34 Спасибо , Еленочка ! Очень интересное замечание....
На первый бал. Принцессы Элла и Аликс.
 --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ | | |
ОВЧМодератор раздела Ассоциированный член РДС  г. Москва Сообщений: 15399 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 4836 | Наверх ##
25 августа 2011 23:45 26 августа 2011 0:34 Насколько мне известно - если я не ошибаюсь - во время бала работает буфет... А ужин начинается после окончания танцев..
Ужин после бала
 --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13512 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38058 | Наверх ##
26 августа 2011 0:20 [q] .....после мазурки можно было подходить к накрытым столам, чтобы перекусить…[/q]
Е.А.Баратынский пишет об этом так - Мазурка . Танец считался особым. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее «важными» приглашениями на балу , по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.[q] Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу....[/q]
[ Изображение на стороннем сайте: 959079a98100.jpg ] --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13512 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38058 | Наверх ##
26 августа 2011 0:34 26 августа 2011 0:41 [q] В каком возрасте девушек можно было вывозить на бал? [/q]
[q] ОВЧ пишет .....девочки и мальчики посещали детские балы...[/q]
Так и было, и Е.А.Баратынский описывает это таким образом..... Дети в балах начинали участвовать с 13-16 летнего возраста. "Там будет бал, там детский праздник" – писал Пушкин в романе "Евгений Онегин". Дамами на детском балу были 13-16-летние барышни, приезжавшие в сопровождении матерей. Возраст кавалеров мог быть самым разнообразным. Детские праздники начинались и оканчивались раньше балов для взрослых. С. Л. Пушкин, отец поэта, часто устраивал в своем доме танцевальные вечера для детей, на которые съезжались все знакомые. В 1805-1811 гг. Пушкин посещал такие танцевальные вечера у кн. Трубецких и Бутурлиных. По четвергам он со своей сестрой Ольгой и матерью Надеждой Осиповной посещал балы у Йогеля, о которых упоминается даже в "Войне и мире" Л.Н.Толстого. Для молодого поколения бал - это место, где, по словам Вяземского, "...мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости".
[ Изображение на стороннем сайте: e578411a9895.jpg ] [q] Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения.[/q] --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13512 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38058 | Наверх ##
26 августа 2011 0:51 26 августа 2011 0:52 Продолжение.... Е.А.Баратынский. Бал.____ [ Изображение на стороннем сайте: d4a98fd73df7.jpg ] После ужина всегда танцевали котильон. Этот танец завершал бал. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...» Это род кадрили, которую танцевали на мотив вальса. Котильон — это танец-игра, самый непринужденный и шаловливый. В «Правилах...» этот танец описывается так: «...там делают и крест, и круг, и сажают даму, с торжеством приводя к ней кавалеров, дабы избрала, с кем захочет танцевать, а в других местах и на колена становятся перед нею; но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся мужчины, дабы избрать себе дам, какая понравится». [ Изображение на стороннем сайте: c4257a76e0be.jpg ] Дамы выбирали себе девизы: например, нежность или гордость, красный или зеленый. Кавалер старался угадать, какой девиз у дамы, с которой ему хотелось бы танцевать, и далеко не всегда угадывал. Но в котильоне была не одна эта игра. «Затем следуют фигуры с шутками, подавание карт, узелков, сделанных из платков, обманывание или отскакивание в танце одного от другого, перепрыгивание через платок высоко, по-кукольному, и, что всего привлекательнее, битье кавалером в ладоши вслед вальсирующей пары, дабы перестала танцевать, — писал танцмейстер Л.Петровский. — Слышал я от некоторых молодых людей, что если они идут на вечеринку, то единственно для того, чтобы потанцевать котильон». И если знать, что такое котильон, совсем иначе звучит строка из пушкинского «Онегина»: ...И бесконечный котильон Ее томил, как тяжкий сон. [ Изображение на стороннем сайте: e291983cc238.jpg ] Котильон утомителен только для Татьяны, потерявшей интерес к балу, на котором она обделена вниманием Онегина. Тяжко на балу тому, кто не включается в его одуряющую кутерьму. Анна Федоровна Тютчева, одна из умнейших женщин своего времени, дочь поэта и фрейлина великой княгини, будущей императрицы Марии Александровны, писала в своих мемуарах: «На днях у цесаревны был большой бал, очень блестящий, очень роскошный. Странное чувство я испытываю на балах и вообще в свете. Когда я нахожусь среди этой блестящей толпы, нарядной и оживленной, среди улыбок и банальных фраз, среди кружев и цветов, скрывающих под собой неизвестных и малопонятных мне людей, ибо даже близкие знакомые принимают на балу такой неестественный вид, что их трудно узнать, — мною овладевает какая-то тоска, чувство пустоты и одиночества, и никогда я так живо не ощущаю ничтожества и несовершенства жизни, как в такие минуты». [ Изображение на стороннем сайте: 54a5c3b78647.jpg ] ______ Вопрос: Известен ли кто-то из русских танцмейстеров тех далеких лет ? [ Изображение на стороннем сайте: 7949363c67d0.jpg ] --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
KarLa Барнаул-Москва Сообщений: 9510 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 23426 | Наверх ##
26 августа 2011 4:59 Этот вопрос у нас остался без ответа - непорядок  исправляю... Tasha56 написал: [q] Вопрос: На какие пять фигур кадрили «намекает» автор в своем произведении? У фигур этого танца есть названия? [/q]
Кадриль — французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику (фр. quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями: Le Pantalon (Штаны; название популярной французской песенки), Et (Лето), La Poule (Курица; наверное, самая ранняя мелодия, в которой имитируется куриное кудахтанье), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал): к нему танцмейстер Трениц добавил шестую фигуру, которая стала носить его имя. В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт, к примеру из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Источник http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/313638 --- Ищу Татьянкиных, Чесноковых, Болдыревых, Гавриловых, Рыковых из Тамбовской губ., Поповых, Пашковых из Воронежской губ., Останкиных (Астанкиных) из Курской губ.
Мой дневник | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13512 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38058 | Наверх ##
26 августа 2011 16:19 26 августа 2011 18:45 KarLa[q] пять фигур кадрили [/q]
Интересные названия. [q] Кадриль развилась из сельского танца[/q]
Выходит, что было чему поучиться и у нисшего сословия  О балах поговорили, теперь вспомним о маскарадах..... _______________ Продолжение.... Е.А.Баратынский. Бал.*** "Рассеяться бы вам и мне не худо, Ведь нынче праздники и, верно, маскарад У Энгельгардта…" М.Ю.Лермонтов «Маскарад». Маскарад (Маскерад)[q] В 1830 г. В.В.Энгельгардт открыл в своем доме впервые в России публичные балы и маскарады. Попасть на них было нетрудно, нужно было только купить билет и иметь маскарадный костюм. Кого только здесь не встретишь! [/q]
[ Изображение на стороннем сайте: 45c553ec1a63.jpg ] Дом на углу Невского проспекта и набережной Екатерининского канала. Это четырехэтажное здание на Невском, 30 (голубой дом, на фото – справа). [ Изображение на стороннем сайте: 98bc0642e0ec.jpg ] [q] В середине XVIII века на этом месте находился дворец крупного военачальника А. Н. Вильбоа, построенный, по всей вероятности, Ф. Растрелли. После смены ряда владельцев и переделок в 1828 году этот дворец перешел в собственность полковника Василия Васильевича Энгельгардта. Он получил его в приданое за своей женой, дочерью богатого петербургского откупщика Ольгой Кусовниковой. Энергичный новый хозяин дома решил перестроить его на манер парижского Пале-Рояля с игорными, танцевальными залами.
В 1829 году по проекту архитектора Жако и была осуществлена эта перестройка. Весь город сбежался смотреть на новый великолепный четырехэтажный дом с шестью полуколоннами в центральной части, выходящей на Невский. Газеты с восторгом писали о тысячах свечей, горящих в тяжелых бронзовых люстрах, о зеркалах и паркетах, в которых отражаются эти свечи, об утонченном вкусе при выборе мебели екатерининских времен, а также о высокой входной плате на маскарады. Двери дома были открыты для всех: юнкера и генерала, мелкого чиновника и директора департамента. Маскарады в этом доме продолжались до 1836 года, на смену им пришли музыкальные концерты, а затем, до 1839 года, в залах дома проходили заседания Дворянского собрания. Именно концерты принесли дому на Невском настоящую славу. Афиши извещали о выступлениях знаменитых на весь мир скрипачей Вьетана, Лепинского, певцов Рубини, Виардо-Гарсия, композитора Ференца Листа. Дебютировал здесь как пианист юный Антон Рубинштейн, вставали за дирижерский пульт в филармонической зале Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер. Здесь звучала музыка Глинки, Даргомыжского, Бетховена.[/q]
[ Изображение на стороннем сайте: 3722842bdc3a.jpg ] Газета «Северная пчела» писала: «... Прибавьте к этому великолепные и соответствующие каждой комнате мебели, зеркала, богатые люстры... При этом не забыты и удобства. Тут же находятся боковые комнаты для туалета, теплые переходы и обширные сени... Многие жаловались, что при разъезде из Филармонической залы было тесно. Ныне три входа. Не упущено ничего из виду для доставления публике всевозможных удобств». "Под маской все чины равны, У маски ни души, ни званья нет - есть тело".Маскарад — это раскрепощение, игра, в которой все невозможное становится возможным. Это разлом всех перегородок — сословных, имущественных, это отдых от бесконечно нормированного быта, немало утомлявшего общество. Маска уравнивает всех. Здесь светская дама может танцевать с мелким чиновником, которого никогда не приняли бы в ее доме, а именитый щеголь — флиртовать с дамой полусвета. (Об игре см. книгу: Йохан-Хейзинга. Homo ludens. М., 1992.) [ Изображение на стороннем сайте: c9790cec8c29.jpg ] Временами в дом Энгельгардта на маскарад являлся сам император в сопровождении своего семейства. Они входили в зал без масок, оставались недолго, на это время все как-то замирало, становилось чопорным, а после их отъезда веселье возобновлялось с новой силой. [ Изображение на стороннем сайте: 9b1647d34d78.jpg ] Множество роскошно и разнообразно убранных комнат позволяли обществу то уединяться, то снова попадать в толчею, создавали фантастическое маскарадное пространство. Правда, из-за неразборчивости публики считалось, что порядочной женщине здесь не место, но так велик соблазн! [ Изображение на стороннем сайте: dd56b76faed2.jpg ] Но ежели я здесь, нарочно с целью той — Чтоб видеться и говорить с тобой; Но если я скажу, что через час ты будешь Мне клясться, что вовек меня не позабудешь, Что будешь рад отдать мне жизнь свою в тот миг, Когда я улечу, как призрак, без названья, Чтоб услыхать из уст моих Одно лишь слово: до свиданья!.. (М.Ю.Лермонтов. Маскарад) --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13512 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38058 | Наверх ##
26 августа 2011 16:26 26 августа 2011 16:27 "Маскарад" Продолжение.... [ Изображение на стороннем сайте: d580d325d30c.jpg ] Как всякая игра, маскарад имеет свои правила и свое так называемое игровое пространство и время. Время — от Святок до Великого поста (во время поста прекращались все публичные увеселения, разрешались только филармонические концерты серьезной музыки); пространство — бальные залы, украшенные по такому случаю особенным образом. Правила игры, которые никто из участников не мог нарушить — иначе какая же это игра? — допускали к участию в празднике только тех, кто явился в масках и костюмах. Тот, кто надел костюм, ведет себя соответственно своей новой роли: графиня становится «пейзанкой», то есть крестьянкою, барон превращается в пастушка или шута. Появление императора без маски, как всякое исключение, только подтверждает правило. [ Изображение на стороннем сайте: 32506394fa67.jpg ] «Был в маскараде и в первый раз от роду видел такую многочисленную и блестящую публику, — писал в своем дневнике С.П.Жихарев, только недавно, в 1806 г., приехавший в Петербург. — Кроме разнородных комически наряженных масок, танцевавших, прыгавших, дурачившихся и бесившихся напропалую, было много великолепно разодетых кадрилей, очень чинно расхаживавших и разговаривавших с некоторыми из сидевших в ложе дам. Мне очень понравилась одна женская маска, одетая разносчицею писем». [ Изображение на стороннем сайте: 5b81921bd93b.jpg ] Впрочем, с точки зрения иностранцев, русские не имеют понятия о том, что такое настоящий маскарад. «18 февраля 1804 года. Были на маскараде, но он получился неудачным, — записывает Марта Вильмот в своем дневнике в Москве. — Никто не сумел представить маскарадный персонаж. Все были в бриллиантах, пышно одеты; правда, на хозяине и хозяйке были крестьянские платья. Кто-то гордо ходил по комнатам, изображая гигантские сапоги, другой представлял ветряную мельницу; несколько летучих мышей пищали ваше имя en passant (проходя — фр.) и взмахивали тяжелыми крыльями, но что такое душа маскарада — тут не знают». [ Изображение на стороннем сайте: 0491db35acd3.jpg ] Обычай встречать Новый год в публичном маскараде утвердился в России в XVIII в. и особенно — во время царствования Екатерины II. Л.Н.Энгельгардт вспоминал придворный маскарад 1780-х гг.: «В Новый год и еще до Великого поста бывало несколько придворных маскарадов. Всякий имел право получить билет для входа в придворной конторе. [ Изображение на стороннем сайте: f5789ee51706.jpg ] Купечество имело свою залу, но обе залы имели между собою сообщение, и не запрещалось переходить из одной в другую. По желанию могли быть в масках, но все должны были быть в маскарадных платьях: домино, венецианах, капуцинах и проч. Императрица сама выходила маскированная, одна, без свиты. [ Изображение на стороннем сайте: bbc3cca644b9.jpg ] В буфетах было всякого рода прохладительное питье и чай; ужин был только по приглашению обер-гофмаршала, человек на сорок, в кавалерской зале. Гвардии офицер наряжался для принятия билетов; ежели кто приезжал в маске, должен был пред офицером маску снимать. Кто первый приезжал и кто последний уезжал, подавали государыне записку; она была любопытна знать весельчаков. Как балы, так и маскарады начинались в шесть часов, а маскарад оканчивался за полночь». [ Изображение на стороннем сайте: 161f5a96cf0c.jpg ] Маска — в культуре вещь очень древняя. Если карнавал принадлежит к народной культуре, то маскарад — явление культуры нового времени. В России маскарад был введен указом Петра I и преследовал цель расшатать жесткие перегородки официального общества. Маскарад способствовал созданию психологического климата, обеспечивающего большее единение официальной верхушки общества, часто независимо от происхождения. __________ Заканчивался бал, гасли свечи, и гости разъезжались по домам. Жизнь не стояла на месте…она продолжалась….
[ Изображение на стороннем сайте: cd4d5d2cd688.jpg ] __________ Вопрос: Известны ли российские мастерские и мастера по изготовлению маскарадных масок? Всегда ли их делали из папье-маше? --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
|