Бал РДС " Красная Горка " 11.04.2010 г
бал
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13515 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38107 | Наверх ##
24 августа 2011 22:49 24 августа 2011 22:50 Продолжение.... Е.А.Баратынский. Бал____ Вторым танцем на балу часто была кадриль, которая иногда даже занимала место первого торжественного полонеза. В.Н.Головина вспоминала Таврический праздник: «Бал открылся кадрилью, составленной из самых известных лиц, по меньшей мере в пятьдесят пар». Кадриль — первый танец бала, который допускал вольности, комбинацию разнообразных фигур. Их предлагал танцор, идущий в первой паре. В петровское время кадрили танцевали, когда уже царь покидал танцевальный зал. [ Изображение на стороннем сайте: 9134a228c055.jpg ] Бурхгольц вспоминал: «Десять или двенадцать пар связали себя носовыми платками, и каждый из танцевавших, попеременно, идя впереди, должен был выдумывать новые фигуры. Особенно дамы танцевали с большим увлечением. Когда очередь доходила до них, они делали свои фигуры не только в самой зале, но переходили из нее в другие комнаты, некоторые водили в сад, в другой этаж дома и даже на чердак. Словом, одна не уступала другой. При этих всех переходах один музыкант со скрипкой должен был постоянно прыгать впереди, так что измучился наконец до крайности». В пушкинское время кадрили танцевали в разных местах по-разному, и существовало много видов кадрилей — русские, немецкие, французские, польские. Дальний родственник Пушкина молодой граф М.Д.Бутурлин, воспитанный в Италии, вспоминал, как зимой 1827 г. он отличался на балах в Орле, где оказался в числе лучших танцовщиков: «Зимою довольно часто бывали балы в дворянском собрании, где в военных кавалерах недостатка не было; но французские кадрили (contredances) были так мало еще в ходу, что с трудом набиралось четыре пары, знающих фигуры и умеющих выделывать па (то есть шассе, круазе, глиссе, пируэты и прочее), а не просто ходить по паркету, как ввелось позднее».   Игры и вариации, входившие в состав кадрилей и экосезов, позволяли мастерам показать, на что они способны, — недаром в руководстве к танцам учитель рассказывает о разных вариантах, делающих бал настоящим приключением, потому что, выходя танцевать, участники бала не всегда представляли, как им придется вести себя. Так бывало, например, в экосезе: «Напоследок, чтобы в полной мере удовольствоваться сим танцем, кто-то придумал, чтобы в первом колене дама с плеткою гналась за своим кавалером назади кавалерского ряда, дабы ударить, а во втором — преследуемый и преследующая с торжеством делают променад, бросая плетку следующей паре. — И старый танцмейстер добавляет с неодобрением: — Какое удовольствие! Какая веселость!» ________ Вопрос:На какие пять фигур кадрили «намекает» автор в своем произведении? У фигур этого танца есть названия? --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
ОВЧМодератор раздела Ассоциированный член РДС  г. Москва Сообщений: 15405 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 4838 | Наверх ##
25 августа 2011 8:26 26 августа 2011 14:51 Как правило, балы для купеческого сословия проводились в Купеческом собрании - специально построенных зданиях... Туда заглядыали и женихи-дворяне в поисках богатых невест... В пьесе Островского " Последняя жертва " проигравшийся дворянин Вадим Дульчин не вылезал из Купеческого собрания пока не женился на купчихе Пивокуровой... Вадим Дульчин и Ирен Прибыткова Купеческий бал. Автор - И. Куликов.
 --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13515 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38107 | Наверх ##
25 августа 2011 17:12 Продолжение.... Е.А.Баратынский. Бал___ После полонеза и кадрили наступала очередь вальса. Когда-то вальс был народным танцем и очень нравился поклонникам Руссо — за близость к «натуре». [ Изображение на стороннем сайте: 35b795b50838.jpg ] Это был простенький танец, на два такта (а не три, как сейчас), он вошел в моду в конце XVIII — самом начале XIX в. и сразу стал очень популярен: «Излишне было бы описывать, каким образом вальс вообще танцуется, ибо нет почти ни одного человека, который бы сам не танцевал его или не видел, как танцуется». [ Изображение на стороннем сайте: 9be4bc8b014c.jpg ] Молодежь увлеклась этим новым танцем, а староверы ворчали, что он неприличен: молодая полуодетая девушка бросается в объятия мужчины! Как можно! Однако и здесь учитель считал возможным сохранить благопристойность: «Обучая же в паре, должно показать, чтобы танцевали ни слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие; ни слишком отдаленно, что могло бы препятствовать поворачиваться; ни дама, ни кавалер не отворачивали бы от себя голов, какая фигура представила бы двуглавого орла или рассерженных один на другого; глаза бы ни слишком подняты, ни опущены, но приятно открыты. Сверх того ноги иметь вытянутыми, танцевать на носках, избегая малейшего шарканья, руки закруглить, из которых левая у дамы положена быть должна ловко на плечо кавалера, а правая у кавалера должна охватить даму среди талии...» [ Изображение на стороннем сайте: 967ceb921d6c.jpg ] Современники вспоминали, что в России вальс танцевали быстро, так что аристократическая молодежь умением быстро кружиться в вальсе отделяла себя от экосезных, медленных танцев, не трудных всякому. «При мастерстве моем танцевать, чувствую, что для ваших русских вальсов не только я, но и никто из моих товарищей не способен, — писал англичанин Пойл к Макарову в 1805 г., — для них, для ваших летучих вальсов, в целой Европе мастера только вы, русские, и, кроме русских дам, этих чересчур быстрых, почти воздушных летков не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка». [ Изображение на стороннем сайте: 7f7c8b2f8b8b.jpg ] А впрочем, кто же станет спорить, что вальс танец влюбленных? И притом как разнообразен! Послушаем современника: «Что такое вальс? Это музыкальная поэма в сладостных формах или — лучше — поэма, которая может принимать всевозможные формы. Вальс бывает живой или меланхолический, огненный или нежный, пастушеский или военный, его такт свободен и решителен и способен принимать всевозможные изменения как калейдоскоп. Первое условие в нем — мелодия, богатство гармонических звуков, его украшение. [ Изображение на стороннем сайте: 1693ef8f05a5.jpg ] Он независим и как каприз не подчиняется правилам, не стесняется границами». Об этом хорошо сказал Пушкин в «Евгении Онегине»: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой..._________ Вопрос: В каком возрасте девушек можно было вывозить на бал? --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
ОВЧМодератор раздела Ассоциированный член РДС  г. Москва Сообщений: 15405 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 4838 | Наверх ##
25 августа 2011 20:36 1 сентября 2011 0:35 Обычно девушек вывозить на светские балы начинали лет с 16-ти... А до этого девочки и мальчики посещали детские балы...
1853 г., Детский хоровод на балу в зале Дворянского собрания СПб.
 --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13515 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38107 | Наверх ##
25 августа 2011 21:27 Продолжение.... Е.А.Баратынский. Бал___ Главный танец бала — мазурка. Готье писал: «Когда в полонезе пройдены были зал и галерея, бал начался. Танцы ничем характерным не отличались: это были кадрили, вальсы, редовы (т.е. польки), как в Париже, Лондоне, Мадриде, Вене, повсюду в лучшем свете. Исключение, однако, составляет мазурка, которую танцуют в Санкт-Петербурге с невиданным совершенством и элегантностью». [ Изображение на стороннем сайте: eb743ac67b0e.jpg ] Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора. Это был танец-балет. Мазурку танцевали с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. У мазурки был распорядитель, каждый участник должен был проявить изобретательность и способность к импровизации, при этом общий рисунок танца нарушать не разрешалось. [ Изображение на стороннем сайте: d6744c47c097.jpg ] А.О.Смирнова-Россет вспоминала: «Шик мазурки состоял в том, что кавалер даму брал себе на грудь, тут же ударяя себя почти в центр тяжести (чтоб не сказать задницу), летит на другой конец залы и говорит: «Мазуречка, пани», — а дама ему: «Мазуречка, пан Храббе». И тут же Смирнова добавляла: «...тогда танцевали попарно, а не спокойно, как теперь, и зрители всегда били в ладоши, когда я с ним танцевала мазурку». [ Изображение на стороннем сайте: 1d046b4a4e08.jpg ] На мазурку смотрели, как на сольное выступление, остальные становились зрителями, оценивающими мастерство танцующих. В «Правилах для благородных общественных танцев...» читаем: «Когда появились подковки и высокие подборы у сапогов, делая шаги, немилосердно стали стучать, так что, когда в одном публичном собрании, где находилось с лишком двести молодых людей мужского пола, заиграла музыка мазурку... подняли такую стукотню, что и музыку заглушили». Такая манера танцев, с грохотом, прыжками, к 1820-м гг. сохранилась в провинции, в столице же эта «французская» манера сменилась «английской»: молодой человек, разочарованный денди, скользит по паркету как бы нехотя, выражая полное презрение к танцу, — он «отдает долг обществу». Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым полам...«Евгений Онегин» [ Изображение на стороннем сайте: 1b500436baea.jpg ] Во время каждого танца — соответствующая его характеру беседа. Во время мазурки — легкий разговор, непроизвольные шутки, нежные, как бы невольные, признания — словом, «мазурочная болтовня». У Пушкина в «Пиковой даме» скромная воспитанница Лизавета Ивановна оказывается в паре с блестящим молодым человеком Томским, который подшучивает над нею, намекая на ее влюбленность в Германна: «В самый тот вечер, на бале, Томский позвал Лизавету Ивановну и танцевал с ней бесконечную мазурку. Во все время шутил над ее пристрастием к инженерным офицерам, уверял, что он знает гораздо более, нежели можно ей предполагать, и некоторые из его шуток были так удачно направлены, что Лизавета Ивановна думала несколько раз, что ее тайна ему известна... Подошедшие к ним три дамы с вопросами — oubli ou regret? (забвение или сожаление? — фр.) — прервали разговор, который становился мучительно любопытен для Лизаветы Ивановны». [ Изображение на стороннем сайте: c6700613b56e.jpg ] Не правда ли, читая текст, мы почти пропустили мимо ушей вопросы трех дам? А ведь, оказывается, это тоже — фигура танца. В 1841 г. в «Северной пчеле» писали: «Можем себе представить, как будут ломать себе голову комментаторы Пушкина в двадцатом, двадцать первом и следующих столетиях для объяснения этих трех простых слов в «Пиковой даме»: «Oubli ou regret?», значение и весьма загадочный смысл которых теперь растолкует всякий танцующий. Это просто любимая фигура в мазурке». _____ Вопрос: Где-то читала, что только после мазурки можно было подходить к накрытым столам, чтобы перекусить…Верно? --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
елена шванебах Сообщений: 810 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 497
| Наверх ##
25 августа 2011 21:36 25 августа 2011 21:38 Простите, что вмешиваюсь в Ваш разговор, но хотела ответить на вопрос о возрасте девушек, когда их можно было вывозить на бал. Кузина моего прадеда, графиня Крейц, умершая в 2005 году в Париже, рассказывала, что девушек начинали вывозить в 16 лет, девушек из хороших семей в 18, а из очень хороших в 21.
Дебютантка на балу.
 --- Лена | | |
ОВЧМодератор раздела Ассоциированный член РДС  г. Москва Сообщений: 15405 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 4838 | Наверх ##
25 августа 2011 21:53 27 ноября 2015 19:34 Спасибо , Еленочка ! Очень интересное замечание....
На первый бал. Принцессы Элла и Аликс.
 --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ | | |
ОВЧМодератор раздела Ассоциированный член РДС  г. Москва Сообщений: 15405 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 4838 | Наверх ##
25 августа 2011 23:45 26 августа 2011 0:34 Насколько мне известно - если я не ошибаюсь - во время бала работает буфет... А ужин начинается после окончания танцев..
Ужин после бала
 --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13515 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38107 | Наверх ##
26 августа 2011 0:20 [q] .....после мазурки можно было подходить к накрытым столам, чтобы перекусить…[/q]
Е.А.Баратынский пишет об этом так - Мазурка . Танец считался особым. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее «важными» приглашениями на балу , по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.[q] Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу....[/q]
[ Изображение на стороннем сайте: 959079a98100.jpg ] --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13515 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38107 | Наверх ##
26 августа 2011 0:34 26 августа 2011 0:41 [q] В каком возрасте девушек можно было вывозить на бал? [/q]
[q] ОВЧ пишет .....девочки и мальчики посещали детские балы...[/q]
Так и было, и Е.А.Баратынский описывает это таким образом..... Дети в балах начинали участвовать с 13-16 летнего возраста. "Там будет бал, там детский праздник" – писал Пушкин в романе "Евгений Онегин". Дамами на детском балу были 13-16-летние барышни, приезжавшие в сопровождении матерей. Возраст кавалеров мог быть самым разнообразным. Детские праздники начинались и оканчивались раньше балов для взрослых. С. Л. Пушкин, отец поэта, часто устраивал в своем доме танцевальные вечера для детей, на которые съезжались все знакомые. В 1805-1811 гг. Пушкин посещал такие танцевальные вечера у кн. Трубецких и Бутурлиных. По четвергам он со своей сестрой Ольгой и матерью Надеждой Осиповной посещал балы у Йогеля, о которых упоминается даже в "Войне и мире" Л.Н.Толстого. Для молодого поколения бал - это место, где, по словам Вяземского, "...мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости".
[ Изображение на стороннем сайте: e578411a9895.jpg ] [q] Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения.[/q] --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
|