На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
СПБ департамента Путей сообщений НадвСов Карл Федоров сын Рейбонт (1787-1861).
Рейнбот-фон, Карл, коллежский советник и кавалер, р. 1787г. Скончался в 1861 (Волково лютеранское кладбище).
В ЦГИА СПб. Ф. 373. Оп. 1. Д. 8 (Книга записи погребенных 1856-1867) есть список похороненных Волковском на кладбище.
Место проживания Карла Рейбонта установить не удалось, так как самый ранний доступный список домовладельцев относится к 1863 году, где фамилия Рейбонт отсутствует, а более подробные списки жителей Петербурга в адресной и справочной книге «Весь Петербург» выходили в более поздние годы.
Газета «Сенатские ведомости» (1847.03.04. С.14) сообщает о переводе Рейбонта по выслуге лет из надворных в коллежские Санкт-Петербургской Казенной Палаты советники. Возможно, речь идет об искомой персоне.
ЦГИА СПб. Ф. 479 (Петроградская казенная палата. Петроград 1775-1918) находятся документы и списки служащих Палаты. Нам не удалось найти связь Рейбонта с Департаментом Путей сообщений. Сам департамент был образован в 1865 году, до него существовал Департамент железных дорог.
Документы по Департамент железных дорог. находятся ЦГИА СПб. Ф. 921 (Правление Петроградского округа путей сообщения. Петроград. 1809–1918). Низкий поклон Маяковке
Есть подозрение, что они как-то связаны через девочек со Спенглерами. МОжетт и не через девочек. Надо будет потом посмотреть, что еще появится.
80-51. Александр Спенглер (1913 г.Париж) и Наталья Спенглер (Прохорова). его Дети (5 ): Ян ?? (1940-1956), Михель (1943-), Пиери (1847), nn, nn
ФГБУК "Российский национальный музей музыки" Письма 1. Спенглер Александр Письмо. Письмо к Б.Л. Яворскому Машинописная копия. (Период создания:[1950-е-1960-е], Материал, техника:бумага, машинопись, карандаш, Размер:29х20, Место создания:б.м. Номер в Госкаталоге:39994607, Номер по КП (ГИК):ГЦММК КП-7131/21, Инвентарный номер:Ф-146-7268, Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=40225305 )
2. Яворский Болеслав Леопольдович Письмо. Письмо к А. Спенглеру от 6 июля 1932 г. Машинописная копия. Оригинал - Ф. 146 № 7235. (Период создания:[1950-е-1960-е], Материал, техника:бумага, машинопись, чернила, Размер:29х20,3, Место создания:Москва Номер в Госкаталоге:39994608, Номер по КП (ГИК):ГЦММК КП-7131/16, Инвентарный номер:Ф-146-7263 Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=40225304 )
Письмо Александра к композитору Яворскому о его музыке и ответ
Болесла́в Леопо́льдович Яво́рский (10 (22) июня 1877 год, Харьков — 26 ноября 1942, Саратов) — русский и советский музыковед, педагог, композитор, общественный деятель. Доктор искусствоведения (без защиты диссертации, 1941)..... Яворский консультировал многих российских композиторов, в том числе Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, О. А. Евлахова. https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D1%87
Б. Яворский: Воспоминания, статьи и письма [Текст] : сборник статей / [общ. ред. Д. Д. Шостаковича ; сост. и ред. И. С. Рабиновича]. - Москва : Музыка, 1964 - . Т. 1. - 670 с., [20] с. ил. : нот. Содержание: .... Письма А.Спенглеру .....
17-07. Спенглер Федор Эдуардович (07.07.1864 г.Харьков - 08.06.1909 г.Харьков?) и Ольга Николаевна Озмидова (1865 - жива 1942г.Харьков ). св15.01.1887
ФГБУК "Государственный музей Л.Н. Толстого" письма О.Н Спенглер к Попову Е.И
Спенглер Ольга Николаевна Письмо к Е. И. Попову. Период создания:28 января 1936 г. Материал, техника:бумага, рукописное, Размер:14х10,2. Место создания:— Номер в Госкаталоге:34314664, Номер по КП (ГИК):ГМТ КП-23343/306, Инвентарный номер:ф.35, оп.1, Инв.№188/1 Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34513974
Спенглер Ольга Николаевна Письмо к Е. И. Попову. Период создания:16 июня 1937 г. Материал, техника:бумага, рукописное, Размер:14,8х20,8, Место создания:— Номер в Госкаталоге:34314660, Номер по КП (ГИК):ГМТ КП-23343/307, Инвентарный номер:ф.35, оп.1, Инв.№188/2 Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34513983
Спенглер Ольга Николаевна Письмо к Е. И. Попову. Период создания:13 сентября 1937 г. Материал, техника:бумага, рукописное, Размер:13х21, Место создания:— Номер в Госкаталоге:34314639, Номер по КП (ГИК):ГМТ КП-23343/308, Инвентарный номер:ф.35, оп.1, Инв.№188/3 Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34514012
Попов, Евгений Иванович (толстовец) (1864—1938) — друг и последователь Льва Толстого, педагог и переводчик. https://ru.wikipedia.org/wiki/...%B5%D1%86) Родился в Пермской губернии, в семье беззмельного дворянина. Отец Попова был выпускником военного училища, служил управляющим в частных предприятиях Москвы и провинции, занимался винной торговлей.
Детство Евгения Ивановича Попова прошло в Москве. Окончил с отличием Вторую Московскую военную гимназию. После смерти отца вынужден был зарабатывать на жизнь, чтобы содержать младших братьев и сестёр. Из-за этого не смог получить высшего образования. В возрасте 20 лет женился на девушке из богатой семьи Елене Александровне Зотовой, но вскоре разошёлся с ней во взглядах на жизнь.
В 1886 году под влиянием чтения сочинений Л. Н. Толстого решил изменить свою жизнь ... Е. И. Попов. Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина. 1866—1894. С послесловием Л. Толстого. 1898 г. Е. И. Попов. Двадцать лет вблизи Л. Н. Толстого (из воспоминаний). В книге: Л. Н. Толстой и его близкие. М., 1986 г. Лев Толстой. Послесловие к книге Е. И. Попова «Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина. 1866—1894». ...
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 1-1. Д. 1235 Подробный план расположений проектированного полушлюза с плотиной, с означением предыдущих работ, копки канала и постройки временной перемычки. (Инж. Спенглер). Начальная дата: 1835
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 1-1. Д. 236 Полушлюз с плотиной. План и профили. (Барон Спенглер). Начальная дата: 1835
Петерсен Павел Леонтьевич Письмо к Чайковскому П.И.
Писем много
Государственное автономное учреждение культуры Московской области "Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского"
Период создания:7 окт. 1885 г. Материал, техника:бумага, рукопись, черные чернила, тиснение, Размер:20,8х13, Место создания:Санкт-Петербург Номер в Госкаталоге:36377146, Номер по КП (ГИК):ГМЗЧ КП-27998/2947, Инвентарный номер:А-4-3333 Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=36592468
*. Фотографический портрет. Петерсен Владимир Карлович (1842-1906) - военный инженер, журналист, сотрудник газеты "Новое время". С дарственной надписью А.П. Чехову. Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области "Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник" На обороте дарственная надпись: "Многоуважаемому Антону Павловичу Чехову. От В.К. Петерсен. 4.II.1890." https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=38881974
*.(несколько) Петерсен, К.Х. Вид Екатеринентальского дворца в Ревеле Период создания:1843 г., Материал, техника:холст, масло, Размер:38х46 см, Место создания:Россия Номер в Госкаталоге:34220018, Номер по КП (ГИК):КПГЭ.1946-40/1656, Инвентарный номер:ЭРЖ-1663 Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34419136 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж"
*. (много) Литографировал Лоренц Генрих Петерсен (1805-1895) по собственному рисунку. (Эстонская Республика, Таллин, Пирита, католический женский монастырь Святой Биргитты от Коша). "Альбом по Ревелю. Вид от Коша". Таблица [21]. Период создания:1880 г., Материал, техника:бумага. литография в два тона, Размер:260 х 315; 180 х 260 мм., Место создания:Ревель (Таллин), Берлин. Номер в Госкаталоге:32692728, Номер по КП (ГИК):ГМИ СПб 144956, Инвентарный номер:ГМИ СПб Инв.№-VIII-А-2546 л Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32886909 Местонахождение Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга"
*. (два) Документ. Рапорт инспектора Тобольской врачебной управы надворного советника Петерсена его превосходительству господину действительному статскому советнику, Тобольскому гражданскому губернатору и кавалеру Кошелеву Дмитрию Родионовичу о болезни Коцебу. 31.05.1800 г.
Период создания:1800 г. Материал, техника:бумага, рукопись Размер:32,8х21 см Место создания:Российская империя Номер в Госкаталоге:32954160 Номер по КП (ГИК):ТМ-13412/3 Инвентарный номер:ПДок-10970 Внешняя ссылка:— Местонахождение Структурное подразделение "Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник" государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительское объединение"
*. Фотография. Проф. А.В. Петерсен. Период создания:Неизвестно Материал, техника:фотобумага матовая Размер:18х24 Место создания:Неизвестно. Номер в Госкаталоге:33518997 Номер по КП (ГИК):МАВМ ОФ-1032 Инвентарный номер:— Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33702456 Местонахождение Музей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины"
*. Литография. Альбом дагерротипов. Политика. 3 карикатуры. Литография А. Петерсена. Внизу пометы карандашом Период создания:1858 г. Материал, техника:бумага, печать Размер:33,6х50,5 см Место создания:— Номер в Госкаталоге:37838661 Номер по КП (ГИК):МНГЧ ОФ 5960 Инвентарный номер:— Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=38057072 Местонахождение Муниципальное учреждение культуры "Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского"
*. пересъемка (издание). Набоковы: Мария Фердинандовна, урожд. бар. Корф (1842-1925) с дочерями: Надежда Дмитриевна, в бр. Вонлярлярская (1882-1952), Наталья Дмитриевна в браке Петерсен (1862-1938),Елизавета Дмитриевна, в 1-м браке княгиня Сайн-Витгенштейн, во 2-м Лейкман (1877-1942), Вера Дмитриевна, в браке Пихачева (1863-1938). Портрет, наклеенный на паспарту Пересъёмка из издания Ж. Феррана No-blesse russe: Portraits. Paris, 1988. Vol.3. №153 Период создания:1980-е Материал, техника:фотобумага, бумага голубая, фотография Размер:15,2 х 12,0 Место создания:— Номер в Госкаталоге:40512333 Номер по КП (ГИК):ГМП КП-15053/8837 Инвентарный номер:— Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=40732900 Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный музей А.С. Пушкина" Пересъёмка из издания Ж. Феррана No-blesse russe: Portraits. Paris, 1988. Vol.3. №153
*. Мантейфель (Manteuffel) И. Я., барон (фотограф, владелец ателье) Портрет Люсиль де Петерсен (род.9 мая 1812 года), урожденной Волмеранжъ де Хелмунд. Период создания:1870-е гг. Материал, техника:картон, альбуминовый отпечаток Размер:8,9х5,6 см; 10,5х6,3 см Место создания:Российская империя, г.Рига Номер в Госкаталоге:40721806 Номер по КП (ГИК):ГИМ 90538/104 Инвентарный номер:И VI 29983/102 Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=40934150 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей"
*. есть и другие фотографии Петерсен ...
ПЕТЕРСОН
**. Формулярный список майора Петерсона Период создания:6 ноября 1814 Материал, техника:бумага, чернила, рукопись, оттиск штампа музея 6-го гренадерского таврического полка Размер:32,5х20 см Место создания:Российская империя Номер в Госкаталоге:41132666 Номер по КП (ГИК):ГИМ 68257/30929 Инвентарный номер:Арх. 3922 Внешняя ссылка:— https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=41352916 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей"
**. (много) Петерсон Людвиг Людвигович Вид церкви С.Мариа ди Градилло в окрестностях Амальфи. Период создания:1868-1872гг. Материал, техника:бумага, графит Размер:10,3х21 Место создания:— Номер в Госкаталоге:40720731 Номер по КП (ГИК):НИМ РАХ КП-245/43 Инвентарный номер:А-9822 Внешняя ссылка:https://collection.artsacademymuseum.org/entity/OBJECT/72449 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств"
Меня всегда удивлял этот порыв революционности. Особенно молодых женщин.
Книга Михаил Шишкин "Пальто с хлястмком".
1. первый рассказ - О себе. Очень интересно - для родословия. 2. О Памятнике Кутузову в Швейцарских Альпах. 3. Компанила Святого Марка. * О Лидии Петровне Кочетковой (1873-1921) https://biography.wikireading.ru/hIT3Gofls8
"Кстати, в Цюрихе памятная доска на доме 14 по Шпигельгассе, в котором жил во время своей эмиграции Ленин, повешена по инициативе именно Фрица Брупбахера, лично знавшего и лидера мирового пролетариата, и многих других известных и неизвестных русских революционеров.
Студентом-медиком в 1897 году он встретился с девушкой из России и влюбился в нее. Она стала его женой. В мемуарах “60 лет еретика”, изданных в 1935 году, он напишет об этом браке: “Я был женат на русской революции”.
Лидия Кочеткова. К моменту знакомства с Брупбахером ей двадцать пять. Она родилась в Самаре, училась в Петербурге на женских курсах у знаменитого врача Лесгафта, потом отправилась получать медицинское образование за границу. Посещала лекции в университетах Берлина, Женевы, Берна. Городом, где она защитила диплом врача и встретила любовь своей жизни, стал Цюрих.
“Врач – это путь, а не цель, – написала она в одном из ранних писем, объясняя Фрицу разницу между швейцарскими и русскими студентами-медиками. – Моя цель – революция”.
Кумир Лидии Кочетковой, народоволка Вера Фигнер, по следам которой девушка приехала учиться на врача в Швейцарию, внятно объяснила в своих воспоминаниях это отношение русских студентов к будущему занятию – профессия врача позволяла беспрепятственно вести пропаганду в народе.
Революционными идеалами был пропитан русский воздух. И в семье Кочетковых к революционерам отношение было особое. О рано умершем отце мы практически ничего не знаем, но из писем известно, что с детства Лидия увлекалась рассказами матери, выросшей в Иркутске, как великий ниспровергатель Кропоткин, тогда еще царский офицер, просил у нее руки, но родители институтки князю отказали. В мать Лидии, Анастасию Ивановну, которая была близка к революционным кругам и сама одно время находилась под тайным наблюдением полиции, были в молодости влюблены известные народовольцы Лазарев и Шишко. Уже будучи в швейцарской эмиграции, они повлияют на выбор партии – Лидия присоединится к эсерам.
Еще до встречи с Фрицем Брупбахером у Лидии четко сформировались жизненные идеалы: “Я готова пожертвовать всем, что у меня есть, ради счастья народа”."
Стоит почитать.
**************************************** А это другой автор и другой текст, другой акцент, но те-же письма.
"Брак по-переписке" Карин Хузер (Цюрих, Швейцария) Необычные отношения русской социалистки-революционерки Лидии Кочетковой и швейцарского анархиста Фрица Брупбахера https://poeziya.ru/library/?poem=4755562
В одном из крупнейших современных архивохранилищ, в Международном институте социальной истории (Амстердам), мной была обнаружена уникальная эпистолярная коллекция, относящаяся к концу XIX - началу XX века. Речь идет о многолетней переписке между русской революционеркой Лидией Петровной Кочетковой и ее возлюбленным, а затем и мужем, швейцарским революционером-анархистом Фрицем Брупбахером1.
В течение восемнадцати лет (с 1897 по 1915 годы) продолжались их любовные отношения, за этот период они отправили друг другу около шести тысяч писем, телеграмм и почтовых открыток. Письма, которыми они обменивались, нередко ежедневно и даже по нескольку раз в день, в большинстве своем любовные. С их помощью супружеская чета перекидывала своего рода мостик через постоянно разделявшее их пространство, преодолевая чувство тоски друг по другу и захлестывающее порою ощущение внутреннего одиночества. И, пожалуй, лишь эти письма помогли сохранить многолетний и странный брак раздельно живущей пары, превратив его в "брак по-переписке".
Большинство писем написано на немецком языке, так как Лидия Петровна практически свободно владела им, к тому же, Брупбахер к моменту начала их отношений ни слова не знал по-русски. Правда, одно время, когда Лидия Петровна в 1909 году была арестована и находилась в тюрьме, она по настоянию тюремной цензуры вынуждена была перейти на русский, а с 1913 года, в период нарастающего обострения отношений между Россией и Германией, переросших затем в открытую неприязнь и настоящую ненависть ко всему немецкому, она добровольно отказалась от употребления немецкого языка, и супружеская пара перешла на французский, который они знали не хуже немецкого. Отказ от немецкого языка, связанный с эмоциональным всплеском, в значительной степени передает тогдашнее душевное состояние Л.П. Кочетковой и проясняет внутренне присущую национальную доминанту ее мировоззрения. Вместе с тем, смешение языков в ее письмах - немецкого, швейцарско-немецкого, русского и французского - это явственное проявление результатов межкультурного контакта периода ее длительного пребывания в Швейцарии, что не могло не наложить своего отпечатка на образ мышления и стереотипы поведения.
Следует также заметить, что сохранение всего корпуса этой уникальной эпистолярной коллекции, - заслуга Фрица Брупбахера, человека обстоятельного, предусмотрительного, заинтересовано относившегося ко всему, что происходило с ним и вокруг него, и испытывавшего потребность вести письменную хронику своей жизни. В течение довольно длительного времени он тщательно собирал и бережно хранил всю свою корреспонденцию, в том числе с отечественными и зарубежными деятелями из левого политического лагеря, педантично вел дневник и многочисленные записные книжки. Он не только сохранял все письма своей возлюбленной, но и просил ее привозить в Цюрих, когда она его навещала, адресованные ей послания. В конце своей жизни Брупбахер передал часть собственного обширного архива своей подруге нидерландке Анни фон Шельтема. Со временем вся переписка между ним и Л.П. Кочетковой, а также некоторые другие документы из его личного собрания оказалась в Международном институте социальной истории в Амстердаме. Кто знает, может быть, Фриц Брупбахер полагал и надеялся, что историки когда-нибудь по достоинству оценят его коллекцию и заинтересуются его жизнью и деятельностью. Если такие намерения у него были, то можно считать, что они оправдались.
Фриц Брупбахер родился в 1874 году в Цюрихе. Окончив школу, он в 1893 году поступил на медицинский факультет Женевского университета, а спустя год перевелся в университет родного Цюриха, где в 1898 году, успешно сдав выпускной экзамен, получил диплом врача. Фриц, будучи одним из самых способных выпускников университета, намеревался серьезно заняться наукой и защитить диссертацию. Однако все испортила его смелая критическая статья, направленная против тогдашнего светила в области гинекологии германского профессора Макса Рунге. После этого инцидента, получившего широкий резонанс в академических кругах, Фрицу было отказано в работе на университетской кафедре и в возможности защитить диссертацию. Но это нисколько не обескуражило молодого, энергичного и по-юношески амбициозного врача-специалиста. Успешно окончив университет, он первоначально устроился в одной из частных клиник, а в 1901 году начал собственную врачебную практику в рабочем квартале Цюриха. В этом же году цюрихские жители выбрали его своим представителем в городской парламент - так началась его общественная и политическая деятельность. Никогда не оставлял он и занятий в научной сфере - его перу принадлежит ряд философских статей, биографических очерков о деятелях швейцарского социалистического движения, а также ряд научных работ в области медицины.
Лидия Петровна родилась в семье самарского мещанина Петра Васильевича Кочеткова в 1872 году. Решающая роль в ее судьбе принадлежала матери, Анастасии Ивановне, женщине образованной и, по всей видимости, разделявшей народнические взгляды, ибо она была знакома со многими самарскими народниками, в частности с Е.Е. Лазаревым. Стараниями матери дочь получила хорошее домашнее образование и сумела окончить педагогические курсы в Петербурге. Дальнейшее образование Л.П. Кочеткова продолжила на Рождественских женских курсах, где слушала лекции знаменитого педагога и врача П.Ф. Лесгафта, а затем выехала на учебу за границу.
С 1893 по 1900 годы, находясь в Швейцарии, она постигала все тонкости медицины в университетах Женевы, Цюриха и Берна. В 1897 году во время обучения на медицинском факультете цюриховского университета Лидия Петровна познакомилась со студентом того же факультета Фрицем Брупбахером. Между молодыми людьми завязался "роман", вскоре переросший в настоящую любовь. По настоянию Фрица в конце 1901 года их отношения были скреплены брачными узами. Возможно, таким образом он помимо всего прочего надеялся как можно прочнее удержать около себя, в Цюрихе, свою любимую Лидию. Однако у нее никогда не было ни помыслов, ни намерений, ни желаний навсегда связывать свою судьбу со Швейцарией. "Русские должны крепко держаться за матушку-землю"2, - любила повторять она. Правда, официально зарегистрированные отношения имели свои преимущества: Л.П. Кочеткова могла в любое время посещать Швейцарию, беспрепятственно пребывать в стране и приезжать к своему возлюбленному в Цюрих. Как выяснилось впоследствии, большего ей и не требовалось. С самого начала их духовно-интимная близость, переросшая в страстную любовь, оказалась подвержена влиянию целого комплекса факторов, который, с одной стороны, придал их отношениям нетрадиционный характер, а с другой - во многом определил судьбу их брачного союза. При этом, как показывает переписка, наиболее активная роль в этих необычных и специфических межличностных отношениях принадлежала Лидии Петровне.
Главным, определяющим жизненным стимулом для Л.П. Кочетковой всегда выступал "долг перед народом", порождавший всепоглощающее желание послужить "народному делу". Именно поэтому она захотела стать врачом, надеясь таким образом принести наибольшую пользу своей стране и своему народу. К моменту своего приезда в Швейцарию Лидия Петровна уже имела достаточно четкую мировоззренческую ориентацию, ее симпатии были целиком на стороне социализма, хотя она еще и не состояла ни в какой политической организации. Ф. Брупбахер до встречи с нею также был знаком с социалистическими теориями, но ни идейно, ни политически себя никак не идентифицировал. Однако новая возлюбленная настолько очаровала Фрица, что он, кажется, готов был следовать всем ее страстям и увлечениям. К тому же, ее горячечная вера в социалистический идеал полностью захватила и его. Лидии Петровне потребовалось всего лишь несколько месяцев, чтобы перевести его в лагерь сторонников социализма. С этого момента, несмотря на большую любовь, которая обручила обоих, пара оказалась готовой сознательно принять на свою долю самые суровые лишения и испытания во имя осуществления общей "политической идеи", во имя достижения социалистических целей в своих родных странах. Так их большая человеческая любовь по существу растворилась в идеологии и политике. "Итак, все же есть нечто более сильное и великое, чем любовь к отдельному человеку"3 - писала в одном из писем Лидия Петровна. Они сами сделали такой выбор и сделали его вполне осознанно. Этим обстоятельством во многом объясняются их нетрадиционные, авангардистские по своему характеру взаимоотношения.
В те времена даже среди левых политических кругов, которые причисляли себя к прогрессивным общественным силам и которые постоянно выступали за равноправие полов и против любых форм дискриминации женщин, наиболее типичной и распространенной была традиционная модель брака. Согласно традиционным представлениям, существовало строгое разделение ролей между полами: мужчина или супруг занимается, как правило, политической, общественной и служебной деятельностью, а удел женщин - частная, в основном семейная сфера. Швейцария не была исключением в этом отношении4.
Как следует из переписки, Лидия Петровна и Фриц Брупбахер придерживались в своих взаимоотношениях совершенно противоположных принципов: полного равноправия, абсолютного паритета мужчины и женщины в браке. Индивидуальная свобода и личная независимость обоих партнеров неизменно должны были сохраняться в полном объеме. Эти вопросы стали одной из актуальных тем их переписки еще задолго до того, как они официально зарегистрировали свой брак, тем самым ими были выработаны определенные условия и нормы, на которых базировался их собственный брачный союз и которые представляли собой своеобразный "брачный договор".
Согласно условиям этого "договора", оба придерживались одинакового мнения о том, чтобы не связывать себя узами совместной постоянной семейной жизни, что давало возможность жить там, где в зависимости от обстоятельств каждый из супругов сочтет наиболее целесообразным. Действительно, супружеская пара Брупбахер - Кочеткова довольно длительное время проживала географически раздельно друг от друга. Так, Лидия Петровна большую часть времени находилась в России: в 1901-1902 годах она служила земским врачом в Смоленской и Владимировской губерниях, в 1906-1909 годах вела революционную пропаганду в Аткарском уезде Саратовской губернии, в 1909-1911 годах находилась в ссылке в Архангельской губернии, в 1912-1916 годах была занята безуспешными поисками работы, пребывая то в Москве, то в Самаре, то в Златоусте, а в годы Первой мировой войны несколько раз выезжала на фронт в составе врачебно-санитарных отрядов. Ф. Брупбахер все эти годы находился в Цюрихе, и лишь дважды ему пришлось побывать в России - в 1910 и 1911 годах он навещал свою жену в ссылке. Но даже в короткие периоды своего пребывания за границей Л.П. Кочеткова не всегда жила с мужем в Цюрихе. Занимаясь партийной работой, ей приходилось быть то в Женеве, то в Берне, то в Лондоне, то в Париже.
Необычным в их взаимоотношениях стало и то, что ими с самого начала любовной связи было принято решение не иметь детей. Позже это решение они подтвердили и оформили своей перепиской - своего рода неофициальным "брачным договором".
И если у Лидии Петровны не было и тени сомнения в правильности принятых решений, то Ф. Брупбахер время от времени пытался подвергнуть их ревизии. Так, он не однократно выражал желание иметь собственного ребенка и регулярно докучал этим вопросом своей жене. Несомненно также, что со временем Фриц все больше и больше страдал из-за разлуки со своей возлюбленной, просил ее чаще бывать в Швейцарии и непременно в Цюрихе. Порою ему казалось, что упорная приверженность его жены принципу "полезности своему отечеству" проистекала просто-напросто из-за недостаточной любви к нему, и тогда он ревновал ее и к России, и к русскому народу, и к партии социалистов-революционеров. Однако, несмотря на свою бесспорную любовь к Брупбахеру, Лидия Петровна не могла пожертвовать ради нее своей, как она искренне считала и глубоко верила, главной миссией - служить делу русской революции. Содействовать революционному изменению политического режима в России, находиться в гуще русского народа и самозабвенно служить ему - вот в чем она видела смысл своей жизни и деятельности. Это-то и привело ее в ряды партии социалистов-революционеров (ПСР).
К ПСР Л.П. Кочеткова примкнула в 1905 году. Как и многие другие приверженцы существовавших тогда революционных партий, Лидия Петровна на первых порах не очень-то вникала в сущность теоретических положений и программных требований тех или иных политических организаций, чтобы сделать вполне осознанный для себя партийный выбор, поскольку в то время присоединение к конкретной политической организации нередко было вопросом веры или вкуса. Хотя она и относилась с большим одобрением к террористическим покушениям, предпринимаемым членами ПСР против российских государственных деятелей, для нее эти громкие акты также не являлись решающим мотивом для присоединения к партии эсеров. Главную роль здесь сыграло личное общение с основоположниками и видными деятелями ПСР. Так, она была хорошо знакома со старинным другом ее матери, одним из "старых" народников Е.Е. Лазаревым, которого часто навещала в селении Божи, близ Кларана, где тот имел собственный дом и небольшую молочную ферму. Но куда более важным было общение с известным социалистом-революционером Л.Э. Шишко, с которым познакомилась также через свою мать и с которым одно время жила в Женеве не только в одном доме, но и в комнате напротив. Позже Лидия Петровна всегда сетовала и даже сердилась на Шишко за то, что тот не рассказал ей о ПСР многим раньше.
Л.Э. Шишко, как и Е.Е. Лазарев, принадлежал к когорте "старых" народовольцев, был одним из основоположников эсеровской партии, членом ее ЦК и редколлегии партийного печатного органа "Революционная Россия". Его женевская квартира представляла собой, как говорил Фриц Брупбахер, "генеральную штаб-квартиру" заграничных социалистов-революционеров. С одной стороны, в дружеских беседах он исподволь раскрывал ей идейную суть народнического движения и партии социалистов-революционеров, а с другой, - свел ее со многими известными политическими деятелями. Через него Лидия Петровна смогла войти в контакт с Верой Фигнер, "старой гранд-дамой" "Народной воли", с Борисом Савинковым, одним из вождей Боевой организации ПСР, с "бабушкой русской революции" Екатериной Брешко-Брешковской и многими другими.
Включившись в партийную работу, Л.П. Кочеткова вскоре становится одним из активных деятелей эсеровской партии. В 1906 году ЦК партии направил ее на партийно-политическую работу в Поволжскую область. Обосновавшись в Аткарске, Лидия Петровна действовала в Саратовской губернии до начала 1909 года. Здесь она развернула широкую пропагандистскую деятельность среди местной интеллигенции и крестьянства, ей удалось совместно с Саратовским комитетом, выполнявшим функции Поволжского областного комитета эсеровской партии, наладить издание и распространение революционной литературы, объединить вокруг себя наиболее активных сторонников эсеровской партии и даже курировать действия крестьянских боевых дружин Аткарского уезда.
В августе 1908 года в качестве делегата от саратовской организации социалистов-революционеров Л.П. Кочеткова под псевдонимом "Волгина" принимала участие в Первой общепартийной конференции, где были подведены итоги деятельности партии социалистов-революционеров в годы первой русской революции и намечены задачи дальнейшей борьбы с самодержавием. На конференции она выступила с докладом о положении партийной работы в Поволжской области, где в то время действовали 7 партийных комитетов. Как следует из доклада, работа протекала в чрезвычайно трудных условиях - власти развернули массовые репрессии, в результате которых многие партийные функционеры оказались арестованными, численность уцелевших от разгрома партийных групп резко сократилась, они вынуждены были ограничить свою деятельность преимущественно городами, а на селе катастрофически не хватало опытных, подготовленных для партийной работы кадров. В такой непростой ситуации главное внимание местные партийные организации сосредоточили на пропагандистской работе, в частности на издании и распространении революционно-агитационной литературы. Так, с октября 1907 года по июнь 1908 года Поволжскому областному комитету удалось собственными силами издать около 142 тысяч экземпляров листовок и прокламаций, а также наладить выпуск крестьянской газеты "Деревня"5.
В мае 1909 года Лидия Петровна присутствовала на заседаниях V Совета партии в Париже, рассматривавшего вопрос об отставке прежнего ЦК в связи с "делом Азефа" и выработавшего основные направления партийной работы в массах.
При возвращении в Россию в июле 1909 года ее арестовали на границе и после непродолжительного тюремного заключения сослали в административном порядке на три года в Архангельскую губернию. С 1912 года, после возвращения из ссылки, Л.П. Кочеткова практически отошла от активной политической деятельности. В значительной мере это было связано с дошедшими до нее слухами, что ее деятельность в рядах ПСР носила якобы провокационный характер. Лидия Петровна отреагировала на них весьма бурно - она решила навсегда порвать с эсеровской партией, которой верой и правдой служила не один год. На неоднократные предположения мужа переехать в Швейцарию она всякий раз отвечала отказом. По-прежнему единственной связью между ними оставалась переписка. Почему так произошло?
Взгляды Л.П. Кочетковой на семейно-брачные отношения и взаимодействие полов станут более понятными, если обратиться к тем местам из переписки, где речь шла о более общем вопросе - женской эмансипации. Здесь Лидия Петровна выступала как ярая феминистка.
Будучи, по собственному выражению, "провозвестницей женского пола", Л.П. Кочеткова весьма чувствительно относилась к вопросу о взаимоотношении полов и творившихся в этой сфере общественных несправедливостей. В своей личной жизни она постоянно сталкивалась с дискриминацией женщин во всех ее проявлениях. Для себя, как женщины, она усматривала путь к эмансипации в возможности получить высшее образование, в принадлежности к революционной политической партии, участии в революционном движении и торжестве социалистического идеала.
Ее феминизм в значительной степени базировался на сложившемся у нее негативном образе "мужчины" как такового. По ее мнению, только женщины являются теми, кто двигает мир вперед, и она была убеждена, что женщинам в этом плане принадлежит будущее. Согласно ее теории, мужчины в лучшем случае могут вызывать лишь чувство жалости.
Такой одномерный образ, каковым она наделяла и женщин, и мужчин, не намного изменился в ее мироощущении и по прошествии ряда лет. Среди прочего, это могло быть результатом неудачного опыта, коренящимся в ее собственном детстве. Первым мужчиной в ее сознании являлся отец, который навсегда запечатлелся в памяти как мало приятное явление в образе пьяницы и дебошира. Да и образ брата Вячеслава долгое время вызывал исключительно негативные ассоциации. К тому же, ее практика в качестве сельского врача, где она была свидетельницей того, как недостойно обходились мужчины со своими женами и детьми, также давала немало поводов подкрепить тот мрачный облик мужчин, который формировался у нее с детства. Примечателен тот факт, что пренебрежительная оценка интеллектуальных способностей мужчин была ею перенесена и на их физические, сексуальные возможности. Ко многим мужчинам она испытывала чувство чисто физического отвращения. Несмотря на то, что своего Фрица она очень любила и даже боготворила, эта внутренняя, глубинная психологическая неприязнь по отношению к мужскому полу как таковому наложила свой отпечаток на ее собственную сексуальную жизнь и одно время даже на взгляды ее брачного партнера.
Следует заметить, что в конкретной политической деятельности Лидии Петровны женский вопрос, как это не странно, практически не ставился и не выдвигался. Но зато в области ее научно-интеллектуальной деятельности этот вопрос имел первостепенное значение и разрешался ею в самой что ни на есть радикально-феминистской форме. В одном из ее сочинений с весьма характерным названием "Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей", мужской пол рассматривался как источник всех жизненных неприятностей, по своей ценности он не мог быть сопоставим с женским полом, а поэтому самой жизнью приговорен к вымиранию, в то время как человечество - единое женское человечество - "увидит, что оно способно на нечто гораздо большее, нежели ведение на Земле вполне благоустроенного хозяйства; ясно выступит все, что есть у людей общего, и они осознают высшие интересы всего своего вида; женщина-сверхчеловек сосредоточит в себе силу, правящую Вселенной..."6.
Конечно, ее теория о вымирании мужского пола, якобы олицетворяющего хаос и разруху, и торжестве женского пола, якобы несущего в себе созидание и упорядоченность, не выдерживает сегодня серьезной научной критики. Тем не менее, многие феминистские идеи Л.П. Кочетковой, ее видение женского вопроса и роли женщин в общественной жизни в видоизмененной, модернизированной форме приобрели внезапную актуальность в конце XX века и нашли своеобразное воплощение в широко распространенном ныне феминистском движении. В этой связи Лидию Петровну по праву можно рассматривать как одного из идейных предшественников современного феминизма.
Необычные взаимоотношения Кочетковой и Брупбахера позволяют обратиться и к такой весьма актуальной проблеме, как взаимодействие и диалог разных культур.
По многочисленным замечаниям о швейцарском обществе и его жителях, которые содержатся в письмах Лидии Петровны к мужу, создается вполне ясная картина ее представлений о Швейцарии. Этот образ, как и представление о Западе в целом, в ее восприятии достаточно одномерен и, как правило, несет в себе резко негативный окрас. Для нее швейцарские жители, как и представители других западноевропейских стран, в массе своей олицетворяли такой тип людей, которому свойственны многочисленные недостатки и пороки: духовный консерватизм, ориентированность исключительно на материальные ценности, холодный расчет, бездушность и эгоизм. Такие позитивные качества, как пунктуальность, прилежание, трудолюбие, постоянство и опрятность, которыми она имплицитно наделяла швейцарцев, не имели для нее существенного значения, поскольку все эти качества мало соотносились с ее национальной ментальностью: эмоциональностью и спонтанностью, коллективизмом и патернализмом, глубокой верой в авторитеты и жертвенностью, покорностью и радикализмом.
Кстати, как показывают специальные исследования7, преимущественно негативный образ западного общества, преобладал у большинства русских, проживавших в конце XIX - начале XX века за границей, в том числе и в Швейцарии. Социальные и культурные различия оказывались весьма сильными, зачастую не только непреодолимыми, но и нараставшими.
Однако Лидия Петровна все же смогла существенно продвинуться в преодолении некоторых социокультурных барьеров. Это выразилось прежде всего в ее искренней, большой, хотя и своеобразной, любви к Фрицу Брупбахеру, человеку с другой, существенно разнящейся культурой. Правда, и здесь невольно проявились черты ее русского характера: с той же силой, с какой она любила Россию и "своих русских", она создавала во многом мистифицированный образ "своего Фрица" - идеального человека и мужа, достойного почти культового поклонения. Несомненно и то, что получение швейцарского образования существенно расширило ее культурное пространство, позволило не только продвинуться в своем профессиональном росте, но и глубже осознать состояние медицинского дела в России. Она не могла не видеть того громадного разрыва между уровнем своей профессиональной подготовки и возможностями его полной реализации в условиях российской действительности, особенно в сельской местности, где ей довелось заниматься врачебной практикой. Безусловно, в целом процесс культурного взаимодействия и обмена был довольно интенсивным.
Но все же следует признать, что по большому счету полной встречи и полного диалога двух культур для Лидии Петровны не состоялось, социокультурный конфликт явно или латентно продолжал иметь место, что накладывало неизгладимый отпечаток на взаимоотношения с любимым ею Фрицем.
Что касается Ф. Брупбахера, то он был куда терпимее к стандартам и образцам чужой культуры. Более того, ему очень нравились русские женщины как совершенно особенный женский тип, наполненный жизненными страстями, эмоциональными чувствами, необыкновенной энергетикой. Еще до женитьбы на Лидии Петровне немало российских женщин были его хорошими друзьями: Ольга Неустроева, Вера Фигнер, Елизавета Рабинович, Вера Штрассер и другие. Не следует забывать и того, что Брупбахер состоял в рядах швейцарской социалистической партии и круг его общения с русскими не выходил, как правило, за пределы своих идейных соратников, а поэтому общность политических взглядов сама по себе предусматривала и толерантность, и симпатии, и солидарность с российскими социалистами. Подобные настроения являлись в общем-то типичными для большинства левых организаций и сил Швейцарии.
Существенные различия в ментальности и мироощущении Л.П. Кочетковой и Ф. Брупбахера заметно обострились с началом Первой мировой войны, когда Лидия Петровна предстала как пламенная националистка, люто ненавидевшая все немецкое. Ее настрой оказался диаметрально противоположным открытой, космополитической позиции Брупбахера. Он уже ничего не мог противопоставить ее слепой ненависти к немцам и неприязни ко всему "западному". Все больше давали себя знать и увеличивающиеся год от года расхождения в политической области. Хотя оба и оставались верны основополагающим принципам социализма, но по вопросам тактическим разошлись принципиально. Брупбахера, например, заметно беспокоило то, что его жена стала считать крестьянство чуть ли не единственной революционной силой, в то время как за пролетариатом практически не признавала сколько-нибудь значительной творчески-преобразующей роли. Он же, не отрицая у крестьянства определенного революционного потенциала, видел лишь в пролетариате главную силу и опору социализма. Немаловажным был подспудно нараставший конфликт в семейно-брачных отношениях. Чем дальше, тем больше для Лидии Петровны брак принимал некую романтически-платоническую форму; эротически-сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, мужем и женой вызывали у нее все больше и больше отторжение и неприязнь. Все это противоречило чрезвычайно чувственной натуре Фрица Брупбахера, о чем свидетельствовали его дневниковые записи и написанные им многочисленные социально-медицинские трактаты.
В конце концов, различия в ментальности и мироощущении, которые первоначально отступили на задний план перед всепобеждающей силой любви, со временем не только обострились, но и превратились в деструктивную силу. В 1916 году Л.П. Кочеткова и Ф. Брупбахер официально расторгли свой брак. И тот факт, что их любовь все же продержалась в течение 15 лет супружеской жизни, можно отнести к тому, что она существовала все эти годы преимущественно в письмах, на простой почтовой бумаге. Переписка была подлинной ареной их любви, а написанные слова - главным средством общения, выражения чувств, эмоций, желаний.
Были ли они счастливы все эти долгие годы добровольной и перманентной разлуки? Трудно сказать. Ведь каждому по-своему представляется счастье, и каждый по-своему находит или теряет его, совершая собственный выбор и выбирая собственный путь.
И все же... "Жизнь проходит, а я все еще не знаю, для чего я пришла в этот мир. Ни единый человек от меня ничего не получил. Для этого у меня нет профессии, а человек без профессии - ничто, лишний. К тому же я начинаю думать, что я никчемная, никчемнее, чем человек со средними способностями. Раньше я об этом не думала, этот вопрос не занимал меня, в окружающем мире так много занимательного, - зачем размышлять о себе самой? Но теперь мне приходит на ум, что настоящий, хороший человек любим остальными, никогда не будет оклеветан... Я потеряла веру в саму себя. Среди людей я не нахожу себе места. Меня уничтожат, потому что я не представляю собой никакой ценности... На белом свете так много людей и так немного таких, которые, как я, никому не причинили зла. Но почему выбрали именно меня? Это терзает и терзает меня. Я не понимаю этого и ощущаю себя брошенной на произвол злой воли всего человечества... Вот так сижу и плачу, и не нахожу себя в мировом пространстве"8.
Такой печальный итог своей жизни Лидия Петровна подвела в возрасте сорока одного года. Это происходило во время, когда она в октябре 1913 года после ссылки находилась под Златоустом на Урале и напрасно ожидала места работы. Она вновь со всей ясностью являет на свет Божий все то, что характеризует ее сущность: тягу к страданию и вызванную тем самым жалость к себе самой, удвоенную манию преследования и общественно обусловленную дезориентацию. Лидия Петровна в этот период была самым жестоким образом охвачена тем, что сегодня мы называем "midlife crisis". Как ей казалось, у нее не было будущего, а прошедшим она была в высшей степени не удовлетворена. Глубоко разочаровавшись в себе самой и в жизни, она больше не видела смысла в своем существовании. Когда позже она рассталась и со своим многолетним спутником жизни, это стало еще одним подтверждением ее неудавшейся жизни. В соответствии с ее взглядами она ничего не достигла из того, на что надеялась в годы юности: она не состоялась ни как врач, ни как революционерка и жена. Ее высший идеал "полезного человека", который может что-то дать своему народу, она не смогла претворить в жизнь. Себя она воспринимала как "лишнего человека" в пушкинском и чеховском смыслах. Вся ее жизненная картина предстала пред ней как груда обломков, а ее глубокий духовный и жизненный кризис казался непреодолимым.
После разрыва с Ф. Брупбахером следы Лидии Петровны затерялись. Кроме пары незначительных намеков в сохранившихся письмах ее матери и ее подруги Ольги Неустроевой, практически ничего неизвестно о ее жизни и деятельности после 1916 года. Сведений, когда и при каких обстоятельствах она ушла из жизни, также не удалось обнаружить.
А что же Фриц Брупбахер? Большую часть своей жизни он безвыездно прожил в Цюрихе. В 1914 году его исключили из швейцарской социалистической партии за интернационалистские позиции, которые последовательно отстаивал с самого начала Первой мировой войны. Вскоре он вступил в коммунистическую партию и на протяжении ряда лет возглавлял парторганизацию в Цюрихе. Однако в 1932 году вновь был исключен из партийных рядов, в этот раз за резкую критику внутренней и внешней политики СССР и лично И.В. Сталина. Но общественной и политической деятельностью, теперь уже в рядах анархистов, он не прекращал заниматься вплоть до своей смерти. После официального развода с Л.П. Кочетковой Фриц дважды женился, но оба брака так и не дали ему собственных детей. Умер Брупбахер 1 января 1945 года в возрасте 70 лет.
Примечания
1 См.: Briefwechsel Lidija Petrowna Kotschetkowa - Fritz Brupbacher // Schweizerisches Sozialarchiv. (Zurich). Mikrofilme der Bestande des Internationalen Institutes fur Sozialgeschichte (IISG), Amsterdam. MFC 1-49.
2 Там же. MFG 41.
3 Там же. MFG 39.
4 См.: Frei A. Rote Patriarchen. - Zurich, 1987. S. 62.
5 См.: Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. В 3-х тт. / Т. 2. Июнь 1907 г. - февраль 1917 г. - М., 2001. С. 80-81.
6 Kotschetkowa L. Der Untergang des mannlichen Geschlechts in Pflanzen-, Tier- und Menschenwelt // Polis. Sozialpsychologische Rundschau. 1908. Jahrgang Nr. 4. S. 38-54.
7 См.: Brugger L. Russische Studentinnen in Zurich // Brang P. et al. Hg. Bild und Begegnung. Kulturelle Wechselseitigkeit zwischen der Schweiz und Osteuropa im Wandel der Zeit. - Basel, 1996. S. 485-508.
8 Briefwechsel Lidija Petrowna Kotschetkowa - Fritz Brupbacher // Schweizerisches Sozialarchiv. (Zurich). Mikrofilme der Bestande des Internationalen Institutes fur Sozialgeschichte (IISG), Amsterdam. MFC 42.
socialist.memo.ru – Российские социалисты и анархисты после Октября 1917 года
ьььььььььььььььььььььььььь Кочеткова, Л.П. Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей. М.: Тип. В.М. Саблина, 1915. [8], IV, 244 с. 20,7 х 16 см. В шрифтовой издательской обложке. Небольшие надрывы на корешке, загибы и следы залития страниц в начале блока. «Так и замужество издавна служит для женщин желанной гаванью именно из-за материальных выгод. Неусыпна работа матерей „пристроить“ свою дочь за более или менее обезпеченного человека. Да и сама она отлично знает, что стоит сделать „хорошую партию“ и - дело в шляпе: проживешь без труда, или по меньшей мере муж прокормит и оденет... Ценность женщины на брачном рынке привила к ней целый ряд качеств, обычных при всяком паразитизме. Масса сил, часто недюжинных, ухлопывается в лучшей поре жизни на то, чтобы отыскать подходящий объект мужского пола, приспособиться к нему и привязать его прочно к себе, обезпечив этим свое существование до конца дней...Инстинкт мужчины верно подсказал ему такой идеал женственности, следуя которому женщина была бы самым безпомощным и жалким существом в мире, вечно в нем нуждающимся. А женщин, в поисках за кормильцем, или увлекаемыя любовью, относятся чутко ко всякому веянью в мужских сердцах и неистощимы на ухищрения для привлечения их. Примеряясь к мужском вкусу, они сдавливают шнуровкой свои легния и внутренности, нанося этим огромный вред своему организму, дают заглохнуть мозгу - на готовых хлебах этот орган не имеет значения, - пренебрегают своими дарованиями и т.д.» «Все нарастающий перевес женщин открывает мужчинам безбрежное поле для полигамии, а вымирание мужского поладелает для большинства женщин возможным лишь кратковременный брак, или же обрекает их на полное безбрачие. Такое положение вещей необходимо заставить их отыскивать способы продолжать свой род самостоятельно. Вызывая искусственно партеногенез, они подготовят и ускорят окончательную замену полового размножения девственным».
----------------------------------------
Аннотация к книге "Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей. Репринтное издание 1915 года" Кочеткова Л. П.: Репринт с издания. Москва, тип. В.М. Саблина, 1915. «Все нарастающий перевес женщин открывает мужчинам безбрежное поле для полигамии, а вымирание мужского пола делает для большинства женщин возможным лишь кратковременный брак, или же обрекает их на полное безбрачие. Такое положение вещей необходимо заставить их отыскивать способы продолжать свой род самостоятельно. Вызывая искусственно партеногенез, они подготовят и ускорят окончательную замену полового размножения девственным».
Комментарий модератора: Кочетков Вячеслав Петрович
сын купца, агроном Бугульминской земской управы. Мать- Анастасия Кочеткова. Тетка- Татьяна Дмитриева. Сестра- Кочеткова Лидия Петровна 1873 гр- , женщина-врач, окончила педагогические курсы в СПб и обучалась в Женевском университете. Замужем за швейцарским гражданином доктором Брюшгером , по другим сведениям- Брундбадером. . Замечена в общении с революционерами, в связи с чем пребывала под надзором полиции. ИсточниК: Справки Департамента Полиции. №1-75 https://baza.vgd.ru/go/go.php?...p;rotate=0 - ссылка битая 2023
и еще одна книга Евгений Водолазкин "Соловьев и Ларионов"
???? Я́ков Алекса́ндрович Слащёв-Кры́мский (29 декабря 1885 [10 января 1886], Санкт-Петербург, Российская империя — 11 января 1929, Москва, СССР) — русский и советский военачальник и военный педагог, генерал-лейтенант, в Гражданскую войну — активный участник Белого движения на юге России. Герой Первой мировой войны.
КотлЯревская- Толстая (ур.Шиловская - не подходит) - муж Петр Михайлович Котляревский имении Полтавская губ, лейб-гвардии.. был богат , все спустил ...
Котляревская ВВ, К.Р и другие (муж Нестер А. Котляревский), дети, скорее всего одна Кира прим 1914 гр от П., но еще в браке с Н.А.К с 1894 http://lib2.pushkinskijdom.ru/...%B0_24.PDF
Общий уровень состояния культурного бытия Тихвинского края в середине XIX века не получил должной оценки ни от современников, ни от их потомков, за исключением отдельных высказываний. К тому же они в основном относились не к массовой народной культуре, носителями которой были низшие сословия, а к состоянию культуры господствующего класса всё ещё феодальной России.
Уровень образования русского общества в XIX веке по европейским меркам был чрезвычайно низок. Даже «благородное» дворянское сословие не отличалось «высокой» образованностью. Для многих мелкопоместных дворян Тихвинского края общее образование заканчивалось теми немногими знаниями, которые мог дать приглашенный учитель из сельских церковнослужителей, а для дворянских детей из семейств средней руки заезжая гувернантка. Часть дворян посылала своих детей в губернские учебные заведения, в число которых входили новгородская гимназия и Аракчеевский кадетский корпус. Потомки состоятельные и знатных дворян поступали в столичные кадетские корпуса, главным образом в МКК – морской кадетский корпус.
Подготовка служителей русской православной церкви в Тихвине в первой половине XIX века осуществлялась в двух духовных училищах – уездном и приходском. Ректором духовных училищ неизменно оставался архимандрит Тихвинского Богородицкого монастыря. В 1840 году смотрителем уездного духовного училища был иеромонах Феофил, инспектором – иеромонах Виктор. Учителями высшего отделения училища работали иеромонах Феофил и титулярный советник П.И. Иванов. В низшем отделении преподавание вели иеромонах Виктор и коллежский секретарь Я.П. Кубецкий. Педагогами приходского духовного училища являлись А.М. Навин (1-й класс) и Д.А. Садоков (2-й класс). В 1854 году тихвинские духовные училища были объединены в одно уездное духовное училище[1]. В 1860 году в уездном духовном училище обучалось 76 человек.
Главным светским учебным заведением в Тихвинском уезде оставалось уездное начальное училище. В дополнение к нему в 1834 году открывается в городе Тихвине приходское начальное училище. В данных училищах в 1843 году обучалось 148 учащихся мужского пола........
Римские-Корсаковы в Тихвине.
В середине XIX века в уездном городе Тихвине появился на свет и здесь провел детские годы великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. К воинской славе Тихвина XVII века и почитаемого места нахождения общерусской святыни – иконы тихвинской Богоматери, добавилась широкая известность нахождения малой родины композитора с мировым именем.
Дом на набережной речки Тихвинки, в котором родился композитор, был построен его дедом Петром Воиновичем Римским-Корсаковым. Дед был примечательной личностью оставившей след в истории Тихвинского края. В молодые годы он служил в гвардии, но рано ушел в отставку и поселился в родовом имении Никольское. Его женитьба также напоминала детективную историю. Влюбившись в псковитянку Авдотью Яковлевну, дочь священника, и не получив разрешения на брак, он тайно увез её.[56] Рождающиеся один за другим вне брака сыновья были незаконнорожденными.
Петр Воинович сближается с недалеким соседом по имению графом А.А. Аракчеевым. Данное обстоятельство подняло его авторитет среди местных помещиков, и он избирается предводителем дворянства Тихвинского уезда (1798-1800 гг.), а затем предводителем дворянства Новгородской губернии (1801-1804 гг.).
В июне 1798 года П.В. Римский-Корсаков был среди встречающих императора Павла I в Тихвине. Художник В.Истомин изобразил его в составе делегации дворян и чиновников в картине «Торжественное перенесение Тихвинской чудотворной иконы из ц. Рождества Богородицы в собор Успения 9 июня 1798 г.». По ходатайству А.А. Аракчеева, и в силу именного высочайшего указа, данного 8 мая 1801 года, Сенат представил шести внебрачным сыновьям П.В. Римского-Корсакова «все права законным детям полагающиеся». Позднее, 28 января 1806 года, в 6-ю часть дворянской родословной книги Новгородской губернии были внесены его «воспитанники Андрей, Павел, Николай, Михаил, Алексей и Петр»[57].
После окончания выборной гражданской службы Петр Воинович перебрался на постоянное проживание в г. Тихвин. Скончался он 20 сентября 1815 года. Его жена прожила ещё почти 21 год и скончалась 30 марта 1836 года.
Старший сын в семье - Андрей Петрович Римский-Корсаков - родился 7 августа 1784 года. Он получил домашнее образование и был определен в 1801 году на службу в Коллегию Иностранных дел, откуда вышел в первую отставку в 1803 году. В 1806 году он вновь поступил на гражданскую службу чиновником в Департамент Министерства юстиции под начальство сенатора О.П. Козодавлева. Под его покровительством Андрей Петрович служил свыше двух десятков лет, перейдя вместе с высокопоставленным земляком в Министерство внутренних дел.
За труды и усердие в 1808 году А.П. Римский-Корсаков награждается орденом св. Владимира 4-й степени, а в 1810 году орденом св. Анны 2-й степени. Он также продвигается в чинах: 1807 г. – коллежский асессор, 1811 год – надворный советник, 1817 год – коллежский советник.
Молодой энергичный чиновник неоднократно находился в длительных командировках, выполняя поручения министра внутренних дел О.П. Козодавлева. Годы шли, а личной жизни не уделялось большого внимания, пока в 9 октября 1818 года А.П. Римский-Корсаков не вступил в брак с княжной Екатериной Васильевной Мещерской. Брак оказался несчастливым, молодая жена скончалась 9 августа 1819 года и была похоронена в Москве на кладбище Донского монастыря.[58]
Спустя два года тридцатисемилетний чиновник А.П. Римский-Корсаков женился на девятнадцатилетней девушке Софье - внебрачной дочери орловского помещика полковника Василия Яковлевича Скарятина и его крепостной. Разница в возрасте не сказалась на семейных отношениях. 14 июля 1822 года в имении Скарятиных в селе Троицкое Малоархангельского уезда Орловской губернии у них родился сын Воин, получивший данное имя по семейной традиции. Счастливый отец уволился в отпуск на неограниченное время и поселился вместе со своей семьёй в селе Троицком на родине жены.
Через несколько лет семья А.П. Римского-Корсакова переехала в Тихвин, где в отцовском доме на набережной реки Тихвинки проживала его мать Авдотья Яковлевна и братья Павел, Михаил и Петр. Коллежский асессор Павел Петрович Римский-Корсаков с 1815 года служил в Санкт-Петербурге секретарем при директоре Почтового департамента.[59] В 1820 году он выслужил чин надворного советника,[60] а в 1823 году вышел в отставку. По свидетельству современников он обладал хорошими музыкальными способностями. Безупречно исполнял многие произведения. Скончался в 1832 году.
Другой из братьев отца композитора, подполковник Михаил Петрович Римский-Корсаков, имеющий серебряную медаль за 1812 год, в 1825 – 1827 гг. служил полицмейстером судоходства по Тихвинской водной системе.[61] В 1828 году он был переведен в Свирское отделение судоходства в должности руководителя разъездной полиции.[62] Как отмечено в Провинциальном некрополе, М.Н. Римский-Корсаков скончался в 1836 году, будучи белозерским городничим и был похоронен на городском кладбище г. Белозерска.
Дядя композитора Николай Петрович Римский-Корсаков большую часть своей жизни находился на морской службе. Он принимал активное участие в Отечественной войне 1812 года. В 1823-1826 гг. совершил кругосветное путешествие на шлюпе «Предприятие» под командованием капитана О.Е. Коцебу. В 1828-1829 гг. воевал с турками на Черном море. Дважды отличился в боях под Варной, за что получил звание капитана II ранга. В 1831 году ему было присвоено звание капитана I ранга.
Николай Петрович принимал участие в подавлении польского восстания 1830-1831 гг. 8 июля 1836 года получил звание контр-адмирала и был введен в свиту императора Николая I для особых поручений. В 1842 году он получает назначение помощником директора Морского кадетского корпуса, через год становится его директором и пребывает в данной должности до своей смерти 31 октября 1848 года. Был женат на Поликсене Ивановне Сухотиной. Детей не имел.[63]
Вскоре после переезда в Тихвин состоялось знакомство Андрея Петровича Римского-Корсакова с поэтом А.А. Крыловым, с которым был уже дружен Павел Петрович. Результатом гостевых посещений поэта явилось появление в одном из альбомов Софьи Васильевны посвященного ей стихотворения А.А. Крылова, начинающегося строкой: «Вам дан судьбой удел небесный».
В 1827 году в Тихвине и Ладоге Андрей Петрович Римский-Корсаков встречался со ссылаемыми в Сибирь декабристами М.Н. Муравьевым-Апостолом, А.А. Бестужевым-Марлинским, М.С. Луниным, И.Д. Якушкиным, А.А. Бестужевым-Марлинским, Д.И. Завалишиным и другими. Позднее в своих мемуарах все они выразили свою благодарность за сочувственное отношение и оказанную помощь в передаче денег от родственников и от себя лично[64].
25 ноября 1827 года состоялось назначение Андрея Петровича Римского-Корсакова на должность новгородского вице-губернатора, в которой он пробыл до конца 1829 года. Пост волынского гражданского губернатора Андрей Петрович Римский-Корсаков занял 6 апреля 1831 года. Одновременно он получает чин действительного статского советника, а 7 августа 1831 года награждается орденом св. Станислава 1-й степени. Увольнение с поста губернатора произошло 13 апреля 1835 года, вследствие «…участливого отношения к ссыльным полякам в Волынской губернии».[65]
В 1836 году Андрей Петрович поселяется в Тихвине в доме отца, в котором проживет до конца своей жизни. 30 марта 1836 года скончалась его мать - Авдотья Яковлевна. Младший брат Петр Петрович – мелкий почтовый служащий г. Тихвина долгие годы будет жить вместе с семьей Андрея Петровича.
Через несколько лет в размеренной тихой спокойной жизни в провинциальном городке в семье пожилых супругов Римских-Корсаковых произошли существенные перемены. 8 марта 1844 года родился сын, названный Николаем или просто Никой. Ребенок был взят под плотную семейную опеку. Мальчик рос здоровым, и особого наблюдения за ним, со стороны тихвинского городского врача Дмитрия Гавриловича Карпинского, не требовалось.
29 января 1847 года дворянское собрание Новгородской губернии удовлетворило представление Андрея Петровича Римского-Корсакова о внесении его сына Николая в 6-ю часть дворянской родословной книги Новгородской губернии, что позднее (22 ноября 1855 г.) было утверждено указом Сената.[66]
Музыкальными способностями судьба не обделила Римских-Корсаковых. Прекрасно пел старинные народные песни брат отца Петр Петрович. Хороший слух был у матери Ники. В молодости она прекрасно играла на пианино, но потом бросила. Пела же она охотно, всегда несколько замедляя темп, отчего песня делалась задушевнее. Читал ноты с листа и легко запоминал пьесы наизусть старший брат Воин. Музыкальность и любовь к музыке были в семье привычны.[67]
В начальной главе «Летописи моей музыкальной жизни» посвященной детским годам, проведенным в Тихвине, композитор писал: «Первые признаки музыкальных способностей сказались очень рано во мне. Ещё мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые пела мне мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал … Лет 6-ти меня начали учить игре на фортепиано. Взялась за это старая старушка, некто Екатерина Николаевна Унковская, соседка наша».
В круг общения семьи Римских-Корсаковых Тихвине входила семья Фель. Композитор вспоминал о них как о «наших хороших знакомых». Глава семейства Феликс Михайлович Фель обосновался в Тихвине в 30-х гг. XIX века. Вначале он был учителем истории и географии в уездном училище, а после смерти почетного смотрителя уездных училищ Н.Н. Унковского, был избран дворянским собранием на данную должность. Её он исполнял около двух десятков лет, и уже к 1851 году выслужил чин надворного советника.[68] Гувернантка семьи Фель – Ольга Никитишна – стала следующей учительницей музыки восьмилетнего Ники. От неё через полтора года способный мальчик перешел к бывшей ученице Ольги Никитишны – Ольге Феликсовне Фель.
Общими знакомыми семей Фель и Римских-Корсаковых была семья подполковника Ивана Антоновича Калисского - управляющего Тихвинской водной системой. На вечерах в их доме, как вспоминал композитор, «…у них бывал инженерный полковник Воробьев, который считался в Тихвине хорошим пианистом. Мы игрывали увертюру «Отелло» в 8 рук»[69].
Детские годы, проведенные в маленьком уездном городе, оставили в памяти композитора неизгладимые впечатления своим колоритом провинциальной жизни и близостью к природе. С жизнью окрестных усадеб и деревень удалось познакомиться лишь во время трех поездок, когда семья гостила дважды в имениях Тимиревых, и один раз у Бровцыных. Иван Иванович Тимирев, владелец имений Бочево и Печнево, служил во флоте и в 1837 году вышел в отставку в чине капитан-лейтенанта. Он был женат на Александре Николаевне Лупандиной, хозяйке Печнева, и имел трех сыновей и трех дочерей, в том числе Надежду – будущую писательницу Лесницкую, которая была старше Ники на два года.
Несмотря на музыкальные способности Ники, ни он и никто из членов его семьи не задумывался о его будущем на данном поприще. С момента осознания себя личностью Ника знал, что он будет моряком, и готовился к этому. Он старался во всем походить на старшего брата Воина, периодически появляющемуся в Тихвине и уделяющему мальчику особое внимание. Ника был полон гордости за брата, когда тот отправился в 1852 году в далекое путешествие к берегам Японии командиром шхуны «Восток» в составе эскадры адмирала Е.В. Путятина, где флагманом был фрегат «Паллада».
В конце июля 1856 года отец двенадцатилетнего Ники отвез его в Санкт-Петербург для поступления в Морской кадетский корпус. После сдачи экзаменов 20 августа 1856 года Ника был зачислен кадетом корпуса.
Окончательное прощание с Тихвиным Николая Андреевича Римского-Корсакова произошло в 1862 году, когда он приезжал на похороны отца. Андрей Петрович Римский Корсаков скончался 19 марта 1862 года и похоронен на кладбище Тихвинского Богородицкого монастыря. На другой день после похорон его старший сын Воин Андреевич вместе с матерью Софьей Васильевной уехал в Санкт-Петербург. На следующий день в Санкт-Петербург уехал младший сын Николай Андреевич со своим дядей Петром Петровичем. Семья Андрея Петровича стала жить в Петербурге у Воина Андреевича, назначенного директором Морского кадетского корпуса.[70] Дядя композитора, Петр Петрович Римский-Корсаков скончался в 1867 году. Мать композитора - Софья Васильевна пережила своего первенца сына Воина, который умер 4 ноября 1871 года, и скончалась 30 августа 1890 года. Похоронена на городском Смоленском православном кладбище.
Дом Римских-Корсаковых на набережной реки Тихвинки был продан в 1872 году. Новый владелец дома А.Н. Витмер сохранил дом без значительных перестроек. К столетию со дня рождения великого композитора (1944 г.) в нем был открыт Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. Открытие музея в тяжелый период войны ещё раз свидетельствует об огромном вкладе композитора в сокровищницу русской музыкальной культуры, являющейся составной частью российского национального достояния.
https://ru.wikisource.org/wiki..._87.pdf/94
8 «Сожители Черткова»: Иван Иванович Горбунов,
Евгений Иванович Попов,
Матвей Николаевич Чистяков,
Емельян Иванович Ещенко и
Николай Никитич Иванов.
9 См. письмо Толстого к Е. И. Попову от 19 марта 1891 г., т. 65.