На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Барон Русский военный инженер и воздухоплаватель Капитан
Награды: ордена: св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость» (1904), св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом (1905); медали. Вероисповедания лютеранского. Барон. Из потомственных дворян Воронежской губернии, из обрусевшей семьи голландского происхождения. После смерти жены отец женился на гувернантке его детей, немке, от которой у него родился сын. Полное имя – Андрей-Арвид. 13.9.1897 – окончил 1 Московский КК. 1.10.1897 – вступил в службу в Михайловское артиллерийское училище юнкером рядового звания в правах вольноопределяющегося 1 разряда. Унтер-офицер (6.2.1898). 27.8.1898 – переведен в Инженерное училище. 13.8.1901 – окончил 2 класса Николаевского ИУ по 1 разряду. Выпущен подпоручиком с назначением на службу в 10сапб. 18.9.1901 – обучающий в Саперном классе. 23.11.1902 – командирован в Санкт-Петербург для прохождения курса в Офицерском классе Учебного воздухоплавательного парка. 6.10.1903 – успешно окончил курсы Офицерского класса Учебного воздухоплавательного парка. Воздухоплаватель. 25.10.1903 – командирован (с 17.11.1903 – переведен) в Ивангородское крепостное воздухоплавательное отделение. В «Инженерном журнале» опубликовал (4.1904) статью «Участие военных воздухоплавателей в Англо-Бурской войне». 23.5.1904 – командирован в распоряжение Инспектора инженеров Маньчжурской армии. Участник Русско-японской войны (1904-05). 7.5.1904 – переведен на службу в 3 Восточносибирский сапб, оставаясь в прикомандировании к Управлению инспектора инженеров Маньчжурской армии. В Действующей армии с 27.5.1904 г. 29.6.1904 – прикомандирован к Сибирской впр. Поручик (1.10.1904). Принимал участие в бою при р. Шах (25.9.-5.10.1904). 7.12.1904 – откомандирован (с 13.5.1905 – переведен) в 1 Восточносибирский полевой впб. Зачислен (9.12.1904) во 2впр. Вел рекогносцировку Японских позиций с воздушного шара у д. Холентай (5.1.1905), у д. Сандепу (7.1.1905), у д. Сяотайдзы (24.1.1905). 25.8.1905 – помощник заведующего складом запасного имущества и ремонтной мастерской Восточносибирского впб. 21.11.1905 – назначен завскладом. Находился (15.4.-13.5.1906) в командировке для несения службы к Заамурскому округу Отдельного корпуса пограничной стражи. 8.2.1907 – прикомандирован для испытания по службе и переводе впоследствии к лейб-гв. Преображенскому полку. Зачислен в 10 роту. 15.5.1907 – врид заведующего оружием. 25.2.1908 – врид заведующего полковым лазаретом, солдатскими лавками и полковой хлебопекарней. 2.3.1908 – переведен в лейб-гв. Преображенский полк поручиком (ст. 9.8.1904). Назначен заведующим оружием. 3.7.1908 – уволен в запас Гвардейской пехоты по Петербургскому уезду. 1.3.1910 – определен на службу в 1понб из запаса Гвардейской пехоты поручиком (ст. 12.6.1906). 17.5.1910 – прикомандирован к 1ждп для испытания по службе и перевода впоследствии, куда прибыл и зачислен в списки 3 роты. Штабс-капитан (17.5.1910, ст. 2.4.1911). Переведен на службу в 1ждп (8 отделение). 14.4.1912-14.3.1913 – с разрешения Дворцового коменданта находился в отпуске без сохранения содержания по домашним обстоятельствам. На 11.3.1913 – младший офицер 1ждп. Штабс-капитан. 26.3.1913 – уволен от службы, согласно его прошению от 14.3.1913 г., по домашним обстоятельствам, с зачислением в саперное ополчение по Петербургской губернии. … Участник Первой мировой войны. Капитан по Адмиралтейству. Участник Белого движения. Эвакуировался в Бизерту (Тунис) с Русской эскадрой. Работал землемером-топографом в шахтах Джебель-Троза. Участвовал в общественной жизни русской колонии. Женат первым браком на потомственной дворянке Марии Константиновне Залесской, православного вероисповедания; вторым браком на Анне (1890, Киев – 1948, Тунис), урожденной Черновской. Похоронен в братской могиле на кладбище г. Туниса. ... Спенглер барон Арвид Эдуардович. Николаевское инженерное училище 1901. Офицер аперного батальона. Капитан 1-го железнодорожного батальона (с 1913 в отставке). Во ВСЮР и Русской Армии до эвакуации Крыма. Эвакуирован с флотом в Бизерту, летом 1922 в шахтах Джебел-Трозза. Жена Анна Ильинична (Терноская; р. 1890). /43; 488/ / Белое движение / «Участники Белого движения в России». Волков, Сергей Владимирович, д.и.н. www.swolkov.org https://forum.vgd.ru/post/395/...#pp2003483 ******
Применение воздушных шаров в англо-бурской войне Об использовании воздушных шаров в ту войну сообщал довольно любопытные сведения известный английский генерал Баден-Пауэлл: Применение воздушных шаров в англо-бурскую кампанию
Один из видных деятелей в области воздухоплавания майор (генерал-майор) Баден-Пауэлл недавно, как сообща- ет «Русский Инвалид», сделал доклад в Лондонском обществе воздухоплавания, ознакомив слушателей с применением воз- душных шаров во время последней южноафриканской вой- ны. [more] Южная Африка, по словам докладчика, очень небла- гоприятна для применения воздушных шаров к наблюде- ниям. Поверхность земли чрезвычайно холмистая, так что кругозор является достаточно обширным только с вершин холмов; ветер вообще очень сильный и большей частью по- рывистый, причём нередко появляются смерчи. Были слу- чаи, когда во время полёта шар отбрасывался книзу и ло- пался.[more] Тактическое применение воздушных шаров во время юж- ноафриканской войны совершалось далеко не с той полнотой, какова была бы желательна. Обыкновенно привязные воз- душные шары ставились довольно далеко от неприятельской позиции. Близкое расположение шара, конечно, представляло большие опасности, ввиду весьма меткого ружейного огня до 4 расстояний 2–2.1/2 км, но для получения хороших результа- тов необходимо было бы иногда и рисковать. В битве при Магесфонтейне отряд Баден-Пауэлла, зани- мавший левую часть позиции в 3–3.1/2 километра от бурских окопов, находился вне огня противника. Артиллерия послед- него по обыкновению молчала. Тогда, для обнаружения рас- положения, Баден-Пауэллом было послано приказание под- нять воздушный шар. Последний был поднят позади англий- ской позиции в расстоянии 3. 1/2 км от неё, но на таком зна- чительном расстоянии (около 7 км от неприятеля), что при невысоких подъёмах шара, до 300 метров, было невозможно что-либо увидеть. Впоследствии, когда стрелки приблизились на 700–800 метров к бурским окопам и завязали огонь, полу- чить какие-либо указания от шара, находящегося на таком расстоянии, было уже очень затруднительно. С позиции англичан можно было рассмотреть, что бур- ские окопы возведены на слегка наклонной равнине, у по- дошвы крутого склона горы, по которому и пристрелива- лась артиллерия. Оказалось, однако, что окопы были возве- дены на несколько сот метров впереди упомянутой подошвы и большинство снарядов без вреда для противника упало в пространство между скалой и окопами. Эта ошибка, конечно, лучше могла быть открыта с воздушного шара. Весьма важным является вопрос, в какой момент дол- жен быть поднят шар. Если атака начинается на рассвете, то к этому моменту шар должен быть уже поднят. Для умень- шения вероятности поражения шара следует поднимать его на возможно короткие промежутки времени. Для этой цели офицер, назначенный для наблюдений, должен ещё на зем- ле определить тот пункт, на который должно быть обращено всё его внимание. Заняв место в корзине, он даёт сигнал, и шар быстро поднимается кверху на наибольшую высоту, а по окончании наблюдений, также по сигналу, быстро притяги- вается книзу. Движение шара и короткий промежуток времени его подъёма, после чего он должен быть передвинут, не дают воз- 5 можности сделать необходимую пристрелку, которая ещё сильно затрудняется необходимостью значительного превы- шения линии прицеливания. Самым ужасным врагом для шара являются разрывные снаряды, в особенности те, у которых трубки настолько чув- ствительны, что могут взрываться при первом же прикосно- вении к оболочке шара. Во время осады Ледисмита англичане также пользова- лись привязным шаром, который для них являлся единствен- ным средством для наблюдений за окружающей город мест- ностью, заслонённую смежными холмами. Если неприятель занимает стационарное положение, которое именно и быва- ет при осаде, то необходимо подъёмы производить возможно чаще; так, наблюдения с шара, сделанные за два дня битвы при Ломбардскопе, указали на передвижение буров в направ- лении к наиболее слабому пункту их позиции, который че- рез два дня был настолько укреплён, что к началу сражения явился наиболее сильным. К сожалению, постоянные качания и вращательные дви- жения привязного шара делали невозможными сколько-ни- будь непрерывные наблюдения с него, в особенности, если необходимость заставляла прибегать к помощи оптических труб. Если неприятель сохраняет неподвижное расположе- ние, то определить его силы становится чрезвычайно труд- ным делом. Стрельба по шару во время осады Ледисмита обыкновенно совершалась бурами тогда, когда при подъёме или спуске он находился на высоте от 20–50 метров, и совер- шенно прекращалась, когда шар поднимался до высоты 200 метров. Стрельба производилась из одного орудия, установ- ленного на вершине холма, имевшего командование (высоту) около 300 метров, причём в течение осады шар три раза под- вергался поражению. Указывая на трудность и недостаточную успешность при- менения воздушных шаров во время англо-бурской компа- нии, несмотря на блестящее состояние их материальной части (лёгкие шары из бодрюша, и незначительность требующихся 6 перевозочных средств), Баден-Пауэлл выражает сожаление, что не было сделано ни разу свободного полёта с целями ре- когносцировки. Такие рекогносцировки, по его мнению, мог- ли бы с пользой быть применены под Кимберлеем и, в особен- ности, при осаде Ледисмита, когда, пользуясь северным ве- тром, можно было бы пролететь над неприятелем и осмотреть его позиции к северу от Тугелы. После осады Ледисмита лорд Робертс продолжал пользоваться воздушным шаром до при- бытия в Преторию1. Приведём и другую статью на данную тему, на- печатанную через полтора года после окончания англо-бурской вооружённой распри: Участие военных воздухоплавателей в англо-бурской войне Война – это могучий пробный камень для всякой новой отрасли военного дела, камень, о который разбивается всё слабое, ненужное, бессильное, но которому стойко противо- стоит всё полезное и необходимое. Испытанию этому пришлось подвергнуться впервые, в прошедшую англо-бурскую кампанию, военному воздухопла- ванию2. Говорю впервые, так как предыдущие мелкие экспе- диции англичан, в которых приходилось участвовать и этому роду оружия, не могли служить достаточным критерием для определения большей или меньшей степени пригодности его для военных целей. Обусловлено это было теми минимальны- ми запросами, которые ему тогда были поставлены. Подобным критерием могла явиться лишь серьёзная, крупная война, требующая от воюющих сторон полного на- пряжения всех сил, как физических, так и духовных. Таковой явилась кампания в Южной Африке. Сам воздухоплаватель, и поэтому живо интересуясь во- просом, посколько это молодое дело, сравнительно лишь не- давно получившее некоторые права гражданства, оправда- 7 ло возлагавшиеся на него надежды. Я постарался собрать здесь всё, что имеется по этому вопросу как в нашей, так и иностранной литературе, и насколько возможно выяснить ту роль, которую сыграли воздушные шары в названную войну. Стараясь отнестись возможно более объективно к постав- ленной себе задаче, я основывался не только на мнениях са- мих англичан, высказанных ими на страницах своих журна- лов и газет, но и на мнениях их противников – буров, а также и других иностранных писателей, нашедших себе место во Франции и немецких периодических изданиях. На этом же основании я привёл в своей статье лишь такие факты, кото- рые одинаково переданы во всех источниках. Если настоя- щая моя работа хоть несколько поможет уяснению вопроса о той мере пользы, которую может принести военное воздухо- плавание на войне, то задача моя будет исполнена. The British are greatly assisted by ruar balloons (Англичанам сильно помогают военные воздушные шары). Из официального донесения генерала Кронье. «Morning Post», 16.XII. 1899. I Состав и материальная часть воздухоплавательных от- делений. Оборона Ледисмита Вскоре после начала кампании английское правитель- ство сформировало и отправило на театр военных действий два полевых воздухоплавательных отделения. По прибытии в Южную Африку они первоначально были командированы в помощь войскам, оперировавшим в Ната- ле. Отсюда, при первом известии об отступлении англичан к Ледисмиту и о начавшемся обложении его со стороны буров, одно из этих отделений было поспешно отправлено в назван- ный город, куда и прибыло благополучно перед самым момен- том завершения полной блокады. 8 Другому же отделению пришлось, как мы увидим дальше, сыграть немаловажную роль в полевой войне, в особенности при Тугеле и Паардеберге. Переходя теперь к описанию того ряда задач, которые были поставлены в эту войну английским воздухоплавате- лям, и к рассмотрению вопроса – насколько удачно было их исполнение, считаем нелишним напомнить читателям, в об- щих чертах, главнейшие данные устройства материальной части воздухоплавательных отделений в Англии. 1. Шары строятся из бодрюша (goldbeaters skin), материа- ла лёгкого, плотного и хорошо держащего газ. (Под давлением в 130 атмосфер в таком цилиндре помещается 3,85 кубиче- ских метров водорода.) 2. Объём их не превосходит 300 квадратных метров, что явилось естественным следствием свойств материала, иду- щего на изготовление шаров. 3. Наполнение производится с помощью стальных цилин- дров, содержащих сжатый водород (хотя только на первое время). В двух первых пунктах заключается наиболее резкое различие между шарами английскими сравнительно со все- ми прочими национальностями, у которых аэростаты всегда изготовляются из ткани, будь то лакированная (Россия), или прорезиненная (Германия). Объём их во всех государствах также значительно больше (530 квадратных метров, Фран- ция). Насколько практика оправдала подобное резкое уклоне- ние англичан от общепринятой воздухоплавательной техни- ки покажет дальнейшее, теперь же обратимся к деятельности первого воздухоплавательного отделения, отправленного, как уже было упомянуто, в Ледисмит. Топографическое положение этого города следующее: Сам город находится в котловине, окружённый весьма пересечённой местностью, среди которой есть и командую- щие высоты, являющиеся таким образом готовыми артилле- рийскими позициями для атакующего. 9 Условия для обороны, как видно, неблагоприятные. Прибавив ещё к этому, что так как буры стреляли без- дымным порохом, то англичане были лишены возможности, хотя бы приблизительно определять места расположения не- приятельских батарей по выстрелам. Единственный перевес в руках англичан – это налич- ность у них воздушных шаров, качества которых они весьма умело и использовали. Изо дня в день они получали с аэростатов сведения от- носительно хода работ атакующего, мест расположения его батарей и бивуаков, передвижений войск с одного места на другое и прочее. Несколько раз удавалось определить места сборных пун- ктов буров перед штурмом. Кроме того, с шара производилась корректировка стрель- бы, по поводу чего один из участников осады пишет: «Неспра- ведливо думают, что будто бы наличность морских орудий спасла Ледисмит. Честь успеха ими достигнутого принадле- жит шарам». И действительно, лишь благодаря этим последним англи- чане получили возможность сосредоточивать огонь своей ар- тиллерии на важных пунктах, которые в свою очередь стано- вились известными благодаря опять-таки тем же шарам. Буры весьма скоро оценили по достоинству это могучее средство для рекогносцировки, и с тех пор аэростаты под- верглись деятельному обстреливанию как из ружей, так и из пушек. Чаще всего, однако, они, – как пишет бурский полков- ник Артур Линч (Arthyr Lynch), весь свой артиллерийский огонь направляли и исключительно на шар, справедливо считая, что, уничтожив его, они тем самым отнимут у свое- го противника единственный перевес, находящийся на его стороне, и дающий ему возможность столь успешно оборо- нять город. Случаи попадания в шар были, однако, весьма редки, и лишь один только раз им удалось уничтожить аэростат. 10 Вообще же было замечено, что наибольшей опасности шар подвергался на близком расстоянии от земли – при конце спу- ска или в начале подъёма его; в прочих же положениях он на- ходился почти что в полной безопасности. Было, впрочем, за всю войну два случая, когда шрапне- лью удалось попасть в шар, находившийся на высоте более 500 метров. Следовательно, шары, помимо своего прямого назначе- ния, сыграли здесь ещё и ту роль, что оставаясь сами отно- сительно малоуязвимыми для выстрелов (за всю войну ан- гличане потеряли таким образом 3 шара), они притягивали к себе весь огонь противника, чем, конечно, сослужили нема- лую службу обороне. Большая заслуга английских воздухоплавателей в этот период кампании заключается ещё в том, что они, не ограни- чиваясь исключительно простой передачей всего наблюден- ного, старались ещё всегда понять смысл всякого движения, происходившего в лагере атакующего. Благодаря этому им удалось своевременно известить сво- их о предполагающейся атаке на Платранд (одной из передо- вых позиций англичан), следствием чего для буров явилась полная неудача в этом пункте. Воздухоплавательное отделение функционировало все- го один месяц, после чего принуждено было прекратить свои действия, вследствие израсходования всех цилиндров со сжа- тым водородом. В этом факте сказалось всё неудобство подобной системы наполнения шаров, предназначенных для действия в крепости. При всех своих достоинствах, в виде быстрого наполне- ния, лёгкости перевозки и прочего, эта система применима лишь там, где возможен постоянный подвоз новых труб, или где есть возможность снова наполнить израсходованные ци- линдры свежим водородом, добытым посредством генератора того или иного типа. В крепости наиболее полезным явится несомненно последний способ, как обладающий достоинства- ми обеих систем, не имея однако же их недостатков. 11 Возвращаясь к осаде Ледисмита мы видим, что англича- не, совершенно отказавшись от генераторного способа, вслед- ствие этого лишились на три дальнейших месяца осады услуг своих воздухоплавателей, принесших им столь значительную пользу в первый месяц блокады. Несмотря, однако, на это польза ими доставленная была так велика, что заставляет sir Stuart Bruce’а в своей статье, посвящённой этому вопросу, воскликнуть: «Если бы возду- хоплавательные отделения сделали за всю войну только то, что ими было сделано при осаде Ледисмита, то и этого было бы вполне достаточно, чтобы признать целесообразность их отправления в Южную Африку, так и расходов, понесённых правительством на их формирование и содержание». Таковы итоги деятельности этих частей в крепостной во- йне; посмотрим теперь, как они себя проявили в поле. II Мафекинг, Маггерсфонтейн, Тугела, Паардеберг В деле при Мафекинге был сделан первый подъём шара, принадлежавшего полевому отделению. Поднялись: майор Celesdade и Sir Charles Warren, причём последний все делаемые ими наблюдения передавал старшим внизу с помощью сигнализации флагами. (Англичане зачастую прибегают к телеграфной передаче целых речей, фраз, прика- заний и известий при помощи флажных сигналов, в каковом искусстве многие достигают такого совершенства, что быстро и точно переговариваются как по телеграфу на значительных расстояниях, причём, ни ветер, ни посторонний шум не меша- ют разговаривать, а самые переговоры могут производиться с несколькими пунктами одновременно, в различные стороны, что трудно достигается применением телефонов. Например – на две находящиеся в разных местах батареи с начальника- ми других вышек. (Наши русские моряки тоже упражняются в таких разговорах, и не без успеха. В пехоте кое-что сделано по почину генерала Скугаевского. – Прим. полковника А.М. Ко- ванько3.) С тем, чтобы с настоятельной необходимостью про- должать, без перерыва, наблюдения. 12 Если это так, то приведённый нами факт может послу- жить лишь к чести английских воздухоплавателей, сумевших не растеряться в трудную минуту и нашедших удовлетвори- тельный исход из данного положения. При атаке Маггерсфонтейна, 11 декабря 1899 г. был так- же сделан подъём, продолжавшийся без перерыва весь день и давший, как пишет (генерал)-майор Баден-Пауэлл, весьма ценные результаты как по части освещения местности и на- блюдения за движениями противника, так и по части кор- ректирования стрельбы. 15 декабря была сделана новая попытка поднять шар, кончившаяся однако неудачей, вследствие сильного порыви- стого ветра. И вот, когда шар уже был притянут к земле… an extra strong gust of wind caused a big rent, by roich the gas was lost (особенно сильный порыв ветра прорвал в оболочке шара большое отвёрстие, через которое и ушёл весь газ), как пишет один из очевидцев этого случая. Спрашивается, может ли вообще подобный материал (всё зависит от числа слоёв бодрюша. На маленькие лёгкие шары – пять–не больше шести слоев, а на большой – восемь, да ещё с внутренней сеткой, между слоями из ромбически распо- ложенных грузов бодрюша), рвущийся при сколько-нибудь сильном порыве ветра (говорю «сколько-нибудь», так как при сильном ветре вряд ли англичане вообще отважились бы про- извести подъём), считаться пригодным для подготовки ша- ров. А что этот факт был не единственным в своём роде, доказы- вается тем спокойным тоном, которым автор вышеупомянутой заметки (кстати сказать, сам воздухоплаватель, наряду с дру- гими известиями между прочим сообщает и об этом случае, ви- димо, смотря на него, как на вещь вполне обыденную). Итак, несмотря на всё выгодные стороны бодрюшевых шаров, выражающиеся в их лёгкости и газонепроницаемо- сти, нельзя однако не признать, что в применении к привяз- ным подъёмам они весьма мало удовлетворительны именно вследствие своей непрочности. (Что же касается их примене- 13 ния для свободных полётов, то следует заметить, что бодрюш приходит в негодность от первого же дождя, что, конечно, за- трудняет его применение для подобных полётов.) В военном же воздухоплавании главную роль играют именно привязные подъёмы, для которых требуется прежде всего прочность оболочек шара, так как одна из тех задач, преследующая этим отделом воздухоплавания, заключается в том, чтобы иметь возможность производить подъёмы при всякой обстановке, а, следовательно, и при всяком ветре. Большая же газонепонецаемость материала, идущего на постройку военных аэростатов, является уже не таким важ- ным фактом, так как можно считать таковую вполне доста- точной, если за сутки придётся произвести одно подполне- ние, ввиду того, что при правильной постановке дела всегда можно за это время добыть необходимое количество водорода любым генераторным способом, или успеть подвести потреб- ное число цилиндров, так как питание аэростата происходит трубным способом. Что же касается свободных полётов в по- левой войне, то, хотя в них и может встретиться необходи- мость и даже быть может и весьма серьёзная, но и для них вышеприведённая газонепроницаемость может считаться удовлетворяющей своему назначению. Ведь цель подобных полётов заключается, как известно, в том, чтобы перелетев линию обложения опуститься на терри- тории, занятой своими войсками, то есть пройти расстояние в 200–500 вёрст. Аэростаты же, построенные из ткани, обла- дающей вышеприведённой способностью, могут держать газ, как показал опыт, пролетев свыше 200 вёрст, то есть значи- тельно больше требуемого. Следовательно, и тут не является необходимость в бодрю- шевых шарах, в преимуществах которых над всеми прочими английские техники были так уверены. Переходя теперь к дальнейшему рассмотрению тех воен- ных действий, в которых пришлось участвовать отделению, наше внимание невольно останавливается на операции у верхней Тугелы. 14 Генерал Буллер с целью овладеть переправой через эту реку решил атаковать буров, занявших сильную, хорошо укреплённую позицию. Условия, при которых пришлось бы действовать его войскам, были вследствие этого, крайне тя- жёлыми. Наибольшей же опасностью угрожала батарея, устроенная бурами на горе Доорн Клооф (Doorn Kloof), прихо- дившейся как раз против правого фланга атакующего. Гене- рал Буллер не обратил однако на это обстоятельство особен- ного внимания, так как ввиду крайней слабости вооружения, по числу орудий на ней помещённых, она не способна была нанести ему особого вреда, однако перед самым наступле- нием было вдруг получено с воздушного шара донесение, что буры, хорошо замаскировав свои действия, успели тем време- нем превратить названную батарею в весьма сильную путём подвоза к ней нового числа орудий. Производство атаки при этих новых условиях было бы равнозначаще с полным уничтожением всего отряда. Это было понято Буллером, который решил, отказавшись пока от активных действий, отступить на другой берег реки. Комментарии тут, мне кажется, излишни. Следующим по очереди крупным военным действием яв- ляется дело у Паардеберга. Здесь генерал Кронье, вначале предполагавший, что ему удалось отрезать и окружить часть английского отряда, вско- ре, однако, убедился как раз в противоположном, а именно, что он сам отрезан от своих и окружён тесным кольцом ан- глийских войск. При таком положении дела ему предоставлялось два ис- хода – или самому прорваться сквозь обложившего его непри- ятеля, или же подождать подкреплений, в виде спешившего ему на выручку Девета. Он избрал второй способ, и для более успешного ведения обороны, весьма искусно замаскировал истинное местоположе- ние своего лагеря возведением невдалеке его искусственного. Этот последний и подвергался усиленному и, конечно, безрезультатному обстреливанию со стороны англичан. 15 Так, вероятно дело и продолжалось бы до самого подхода отряда Девета, если бы после пятидневной усиленной реког- носцировки наблюдатель не открыл наконец военной хитро- сти Кронье. Результатом этого явилось, как известно, полное пораже- ние Кронье и пленение всего его отряда. Этим и был нанесен страшный удар бурам, от которого они не могли оправиться до самого конца кампании, и с этого момента, как они сами говорят, кончилась для них возмож- ность вести регулярную войну, и они принуждены были обра- тится к партизанским действиям. Думал ли Кронье, когда он ещё в начале войны, в одном из своих донесений писал: … The British are greatly assisted by roar baloons (Англичанам сильно помогают воздушные воен- ные шары)… Что эти его слова так жестоко оправдаются на нём самом! III Моддер-ривер, Fourteen Streams, Колензо. Воздушные змеи Баден-Пауэлла. Сигнализация с помощью воздушных шаров Из прочих военных действий английских отрядов, прохо- дивших при участии воздухоплавательных отделений, прав- да, без такого решающего влияния на ход всей операции, как то было в приведённых мною до сих пор случаях, но где всё же военные шары оказали большую пользу своими наблюде- ниями, следует ещё упомянуть о столкновениях при Моддер- ривер, Fourteen Streams и Colenzo. У Fourteen Streams, между прочими, бодрюшевые шары блестяще оправдали свою впол- не заслуженную славу почти что абсолютной газонепроница- емости. Здесь, в продолжение 13-дневной непрерывной рабо- ты, ни разу не потребовалось подполнения шаров. При Моддер-ривере впервые за всю кампанию получили применение воздушные змеи (генерал)-майора Баден-Пауэлла. Дело в том, что потребовалось установить беспроволоч- ный телеграф на расстоянии в 85 миль. Шесть монтёров, при- сланных Маркони, были уже на месте; но так как за неимени- ем подходящего материала поставить мачту не было возмож- 16 ности, воздушные же шары, на которые первоначально они рассчитывали, были также заняты, то положение казалось безвыходным. Но тут прибыл Баден-Пауэлл, предложивший для этой цели свои змеи. Предложение было принято, и теле- граф функционировал безукоризненно всё время. Во всех же этих трёх случаях шары своими непрерывны- ми наблюдениями постоянно держали начальников отряда ou courrant (в ходе) всего происходившего на стороне непри- ятеля, представляя им таким образом возможность соответ- ствующими распоряжениями мешать планам противника. Помимо прямого назначения, шарам в эту кампанию при- шлось нести ещё и чисто разведывательную службу как во время похода, так и на биваках. Ведь англичане – как ирони- чески выразился один из бурских предводителей – «никогда не щеголяли точностью (и) полнотой сведений доставляемых им разведывательной частью». Так вот, за неудовлетворитель- ной постановкой этого дела в английской армии, задача эта была отчасти перенесена на воздушные шары, частых доне- сений они конечно давать не могли, так как для этого требо- валась каждый раз остановка всего отряда, но тем не менее службу они английским начальникам сослужили хотя бы тем, что, несмотря на свою редкость, эти сведения были подробны и верны. В частности же, по словам тех же буров, должен им быть благодарен лорд Метуэн, отличавшийся особенно плохой по- становкой разведывательного дела в своём отряде. Бурским военачальникам шары, как видно из приведён- ных примеров, доставили от самого начала и до конца войны массу неприятных инцидентов в виде разрушения, благода- ря шарам, своих планов и намерений, как то было у Тугелы, и вплоть до такого страшного удара, каким явилось пленение генерала Кронье с его отрядом у Паардеберга. Простые же бюргеры питали просто какую-то фантасти- ческую злобу, направленную, как это ни странно, не на са- мый факт существования шара, а на наблюдателя в гондоле. Один из пленных буров говорил буквально следующее: 17 «Наиглавный враг – это тот человек, который находится на шаре. Если бы нам только удалось поймать его, то мы изруби- ли бы его на мелкие кусочки (mince-meat)». И говорится это теми самыми бурами, которые в эту во- йну отличались именно своим гуманным обращением с плен- ными англичанами. Да и было им за что ненавидеть воздухоплавателей, так как мнение всех буров, которым приходилось действовать против отрядов, имевших в своём распоряжении аэростаты, было – цитирую их собственные слова – следующее: «Ни одно наше движение не могло ускользнуть от глаз человека в кор- зине; мы никуда не могли спрятаться так, чтобы он нас боль- ше не видел. Он следил за каждым из нас. Это было орлиное око для английской армии». В этих словах выражена та вера буров во всевидение на- блюдателя, которая была у них. И тут важна уже чисто моральная сторона дела, от кото- рой, по выражению Наполеона, зависит 3/4 успеха. Пусть в словах этих буров есть преувеличение (действи- тельно, нельзя же ведь всегда видеть всякого), но тут важно помимо чисто практических результатов, достигнутых возду- хоплавателем, ещё и то сознание, которое является у против- ника при виде поднятого шара – сознание, что ни одно из его действий не останется скрытым от неприятеля. При современном же исполнении военного дела, когда стараются вплоть до самого последнего момента атаки так или иначе быть скрытым от взоров и выстрелов противника, это должно производить прямо угнетающее впечатление. Из состоявшихся за эту войну применений аэростатов для целей, не имевших прямого отношения к воздухоплава- тельному делу, следует отнести сигнализацию посредством маленьких баллонов, снабжённых электрическими лампочка- ми. Появились они лишь к началу войны, тем не менее успели дать хорошие результаты, так как буры не могли уже своими ручными рефлекторами мешать, как прежде, переговорам англичан. Этот способ сообщения ещё и потому заслужива- 18 ет особого внимания, что влияние конфигурации местности здесь совершенно отпадает. Заканчивая этим этот обзор этой войны с точки зрения воздухоплавания, приведу ещё в заключение слово полков- ника бурской службы Артура Линча, который резюмировал следующим образом свой доклад по этой войне, читанный им в Париже, в помещении французского воздухоплавательного общества: Je crois que le ballon est d' une tres grande valeur dans beacoup d’ operations militaires, surtout les sieges et en ce cas autant pour les assieges que pour les assiegeants (Я полагаю, что воздушный шар весьма ценен для использования в большин- стве военных операций, особенно при осадах, и в таком слу- чае равно как для осаждающих, так и для осаждённых). Источниками служили: «The Aeronautical Journal 1899–1903» (Воздухоплавательный журнал) London. «L’Aerounaute» 1902. Paris. (Воздухоплаватель). Париж.) «Wiener Luftschiffer Zeitung» 1902. Wien. (Венская воздухоплавательная газета. Вена.)
Illustrierte Aeronautische Mitteilungen (Иллюстрированных воздухоплавательных сообщений) 1903 г. Berlin. Барон Спенглер Крепость Ивангород 16 ноября 1904.
В 2012 вышла книга Англо-бурская война 1899–1902 годов глазами российских подданных В 13 томах. Т. 12. Авторы-составители: к.и.н. Шубин Геннадий Владимирович, к.и.н. Воропаева Нина Георгиевна, к.и.н. Вяткина Руфина Рудольфовна, Хритинин Владимир Юльевич, д-р Ян Либенбер. Издатель И. Б. Белый www.membook.ru http://militera.lib.ru/memo/0/...boer12.pdf http://nozdr.ru/militera/memo/...boer13.pdf
Центра петербурговедения: Об автомобилях Laurin-Klement: Кирилец Станислав. Автомобили Лаурин и Клемент - 100 летний юбилей в России. НТ ЦАСК.-2005-2006. – URL: http://www.tsar-auto-club.spb....ement.html
О марках немецких автомобилей Вы можете прочитать: Александров Н.Н.Первые среди равных : из истории автомобильных марок. Германия / Н. Н. Александров ; арт-проект И. Исаева. - Москва : Инфомедиа Паблишерз, 2006. - 247 с. : ил., фот. ; 28. - (Люди и бренды ; вып. 1).
Огромное спасибо OlegVS - эти дела я смотрела, но где они?? в Групе ЦГИА шифры есть... https://forum.vgd.ru/post/464/7983/p2124608.htm#pp2124608 * ЦГИА СПб Дело Архивный шифр: Фонд 513 Опись 33 Дело 2989 По прошению А.Спенглера об открытии автомобильного гаража * ЦГИА СПб Дело Архивный шифр: Фонд 513 Опись 34 Дело 826 По прошению Торгового Дома "А.И.Глебова и А.Э.Спенглер" об открытии автомобильного гаража
Коммерсант, Коммерсант, 1909-1917, 1914, №1465 л.2 от 27.09.1914
ПЕТРОГРАДЪ, 26-IX (по телефону). Въ петроградскій коммерческій судъ поступило ходатайство о признаніи т. д «А. И. Глѣбовъ и А. З. Спенглеръ», въ лицѣ полныхъ товарищей его: ниж. А. И, Глѣбова и бар. А. З. Спевглеръ, несостоятельными должниками. Задолженность т. д. свыше 100.000 руб Т. д. имѣлъ перевозку по Петрограду грузовъ въ грузовыхъ автомобиляхъ.
Списокъ членовъ состоящаго подъ высочайшимъ его императорскаго величества покровительствомъ императорскаго россійскаго автомобильнаго общества 1916 https://www.personalhistory.ru/papers/avto1916.htm (Спенглера там нет)
++ Еще раз Большой поклон С.В. Волкову Я всегда поражался, сколько он работает и делает...
/ Белое движение / «Участники Белого движения в России». Волков, Сергей Владимирович, д.и.н. www.swolkov.org
=====================
Спенглеры.
Можно по этому поводу добавить:
Владимир Эдуардович в 1879 окончил тот же корпус (воен. гимн) и в 1881 - Константиновское ВУ. служил в артиллерии, но вскоре (не позже 1884, т.к. остался подпоручиком) вышел в запас и был на гражд. службе. 18 ноября 1899, состоя в запасе по Московскому у. исключен умершим.
Арвид Эдуардович в сл. с 1898, в 1901 окончил Николаевское инж.училище, вышел в какой-то саперный б-н. После японской войны, видимо, был из поручиков переведен в л.-гв. Семеновский полк подпоручиком, но в 1908 вышел в запас, а в 1910 поступил из запаса поручиком в 1-й понтонный батальон - это по Выс. приказам (т.к. никакого другого подходящего бар.Спенглера не сущестововало). В 1913 шт-кап. 1-го железнодородного б-на уволен в отставку. Капитан он, видимо, уже у белых (т.к. о призыве его из отставки в 1914-17 сведений нет).
Вадим Александрович значится на 1.2.1915 не имеющим чина чиновником Гл. Упр. земледелия и землеустройства (в службе с 1912 г. - окончившим СПб университет).
Борис Александрович - с 1912 прапорщик запаса арм. пехоты по СПб. уезду.
Николай Федорович на 1916 - преп.практических занятий по аналит.геометрии в Харьковском технол. ин-те
Евгений Николаевич на 1916 - не имеющий чина чиновник МПС (в службе с 1914, окончивший СПб ун-т).
* и еще С.В.Волков / Белое движение / «Участники Белого движения в России». Волков, Сергей Владимирович, д.и.н. www.swolkov.org
** Спенглер барон Арвид Эдуардович. Николаевское инженерное училище 1901. Офицер аперного батальона. Капитан 1-го железнодорожного батальона (с 1913 в отставке). Во ВСЮР и Русской Армии до эвакуации Крыма. Эвакуирован с флотом в Бизерту, летом 1922 в шахтах Джебел-Трозза. Жена Анна Ильинична (Терноская; р. 1890). /43; 488/ (внесено в фамильную тему https://forum.vgd.ru/post/1520/...pp1856220)
Спенглер барон Борис Александрович . В эмиграции в Швейцарии. Жена Нина Николаевна (ум. 13 мар. внесено в фам тему https://forum.vgd.ru/post/1520/...2021231964 в Лозанне). /118/
Спенглер Владимир Германович, р. 4 мар. 1899. В эмиграции в Чехословакии. Ум. 7 мар. 1928 в Праге. /400/ Спенглер Павел Германович, р. 1901. В эмиграции в США. Ум. 1951 в Сан-Франциско. /760/
Комментарий модератора: перенесено в именные темы
Федор Эдуардович в 1882 окончил Воронежский кад. корпус, но был в гр. службе с чином 14-го класса. Ин-т путей сообщения он точно не оканчивал.
Рочко Г. В. 9 Гилельсъ И. А. 32) Сафонцевъ А. А. 10 Голинецъ А. 33) Свѣшниковъ Н. М. 11 Головинъ В. М. 34) Сланскій В. Е. 12 Гуфнагель М. А. 35) Слободзинскій В. Н. 13 Ефимовъ М. И. 36) Слонимскій Л. Н. 14 Зайцевъ К. I. 37) Спенглеръ бар.
Комментарий модератора: Вокруг Чехова. В 2 т. Т. 2: Творчество и наследие. Сост. Сахарова Е. М…
Алекса́ндр Андре́евич Са́харов (7 [19] апреля 1865[1][2], село Кудеиха —июль 1942, Москва) — русский и советский эсперантист, издатель, преподаватель эсперанто.
Гидрографическая экспедиция северного ледовитого океана. 1910-1915. Us-cars.Ru. есть список офицеров. Сахаров Л.В.пор нас экспедиции
ПОСВЯЩАЕТСЯ 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АНАСТАСИИ ИВАНОВНЫ ЦВЕТАЕВОЙ!
Презентация книжной выставки «Ася, Анастасия Ивановна Цветаева…» к 130-летию со дня рождения русского прозаика, поэта и мемуариста А.И. Цветаевой (1894-1994) пройдёт во вторник, 24 сентября, в зале № 12 библиотеки (М. Ульяновой, 1) в рамках культурно-просветительской акции «Десятый Цветаевский костёр на Вологодской земле». Читателям будут представлены уникальные, единственные экземпляры с автографами и посвящениями из собрания редких книг; произведения А.И. Цветаевой; книги, журнальные и газетные публикации о её жизни и творчестве, воспоминания о ней, находящиеся в фондах ВОУНБ. Дополнят выставку книги из личной библиотеки преподавателя Вологодского государственного университета, кандидата филологических наук, цветаевоведа и руководителя проекта «Цветаевский костёр на Вологодской земле» Елены Витальевны Титовой.
****************************** Спенглер Николай Эдуардович ( )
фото8267 ЦАКА "Колчак" д.2103, л.18 Спенглер Владивосток Управ. госуд. охран. Приам. обл 05.11.1920
фото8268 ЦАКА "Колчак" д.2105, л.30 Спенглер Гос. полит. окр. Прим.обл. 07.02.1921
фото8269 ЦАКА "Колчак" д.2043, л.26 Спенглер Владивосток Усс. ж. д. Начальник дороги 08.02.1921
фото8270 - - - - ??. 139, д. 13, л. 65 Спенглер Пом. нач-ка отделения службы движения гор.Владивостока Инженер 16.12.1918 /Д./