Колпанская учительская лютеранская семинария
Близ Гатчины (в Гатчине другая семинария)
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1527 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5350 | Наверх ##
23 февраля 2024 13:58 7 марта 2024 22:27 Выпускник III набора 1870 - 1873
Матикайнен Туомас (Matikainen Thomas)
Родился в деревне Иннала (Иннолово) прихода Хиетамяки 3 августа 1851. Родители : крестьянин Пиетари Матикайнен и Саара, урожденная Партанен. Поступил в семинарию после народной школы в 1870, окончил в 1873 с дипломом учителя и кантора - органиста. Учитель церковной школы прихода Хиетамяки в Кяйвяря (Яльгелево) 1873 - 1904 и одновременно заведующий библиотекой прихода Хиетамяки. С 1904 учителем в школе деревни Лахта Петербургского финского прихода. С 1875 в браке с Ольгой Пенттинен. Детей 2.
 | | Лайк (1) |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1527 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5350 | Наверх ##
24 февраля 2024 14:58 24 февраля 2024 15:01 https://vk.com/wall-158886463_6491"... Колпанская учительская семинария просуществовала до 1919 года. С 1863 по 1919 гг. было подготовлено около 1200 выпускников, из которых самыми известными были композитор Моозес Путро и просветитель Тюнни Каапре.
После 1919 года судьба Колпанской учительской семинарии удивительным образом переплетается с русской учительской семинарией, которая была создана в Гатчине в 1871 году, известной сейчас как Гатчинский педагогический колледж им К.Д. Ушинского. "Встречала инфо, что в годы ВОВ Гатчинский педагогический техникум эвакуировался вглубь России, а Колпанская семинария заняла её помещения... Проверю в ЦГА. | | |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1527 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5350 | Наверх ##
24 февраля 2024 16:57 | | |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1527 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5350 | Наверх ##
24 февраля 2024 17:02 | | |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1527 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5350 | Наверх ##
14 апреля 2024 23:52 Выпускники семинарии. VI набор 1879 - 1884
Парккинен Паавали (Parkkinen Paavali)
Родился 28 августа 1863 в деревне Колбино прихода Келтто в крестьянской семье. В семинарию поступил в 1879 по окончании народной школы, окончил в 1884 с дипломом учителя и кантора - органиста. Был учителем в Тюрё, Венйоки, Спанккова, Скворицах и Келтто. + (значек крест, значит, умер до 1913года. Возможно, есть в МК об умерших в кирхе Колтуши. Потому нет фото, наверное. ). | | |
Klim2018 Сообщений: 29658 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31516 | Наверх ##
15 апреля 2024 0:22 Интеллигенция ингерманландских финнов может быть разделена на две связанные между собой профессиональные группы: лютеранские священнослужители и учителя. Эти группы выделяются при внимательном рассмотрении истории ингерманландских финнов XIX – начала XX в. Их связь обусловлена как нахождением в одном поле социальной системы ингерманландских финнов, так и по причине их исторической связи друг с другом. Так, лютеранская церковь явилась инициатором возникновения Колпанской семинарии, ставшей центром подготовки учителей для финских церковно-приходских, а позднее – народных школ. ... Но наиболее выдающимся шагом лютеранского духовенства в лице Генеральной евангелическо-лютеранской консистории стало учреждение Колпанской семинарии – "кузницы национальных кадров Ингерманландии". Этому способствовали постепенное увеличение количества финнов-ингерманландцев и объективные условия того времени, требовавшие развития сети начальных образовательных учреждений. Само развитие, в свою очередь, тормозило отсутствие подготовленных учителей. Существовал также и дефицит священнослужителей – пасторов и канторов. Эти проблемы руководство евангелическо-лютеранской церкви попыталось (небезуспешно) решить с помощью создания финноязычного духовного педагогического учебного заведения на территории Санкт-Петербургской губернии. Открытие учительской семинарии состоялось 4 сентября 1863 г. в пос. Малые Колпаны. Место было выбрано не случайно, ведь именно здесь император Павел в 1775 г. за свой счет построил первую финскую школу. В дискуссии, предшествовавшей появлению семинарии, не раз озвучивались предложения расположить учебное заведение в Петербурге, но они не находили поддержки. Лютеранские пасторы "боялись влияния и последствий отсутствия домашней жизни, соблазнов, предлагаемых в жизни большого города, опасаясь того, что молодые мужчины, отдаляясь от отношений сельской жизни, в случае достижения успеха уже не смогут туда обратно вернуться". Срок обучения включал три года. Из-за ограниченности средств, семинария могла содержать только одну группу в течение этого времени. К юношам, поступавшим в Колпанскую семинарию, предъявлялись довольно строгие требования. Известно, что абитуриент должен уметь читать и писать по-фински и по-русски, знать Библию, знать наизусть Малый Катехизис Лютера, иметь представление об основах арифметики, интересоваться музыкой и иметь опрятный внешний вид. Вводились и возрастные ограничения – в семинарию принимались молодые люди от 15 до 20 лет. Колпанская семинария стала основным социальным лифтом ингерманландских финнов. За более чем 50 лет существования (1863 – 1919) она подготовила свыше 250 учителей, составивших ядро ингерманландской интеллигенции. Благодаря существованию данного заведения к 1910-м гг. Ингерманландия могла сама себя обеспечивать педагогическими кадрами, выйдя в этом отношении из зависимости от Финляндии. По образному выражению епископа Л. Хассинена, семинария "стала источником света для финнов Ингерманландии". В одной из статей в сборнике, посвященном полувековому юбилею семинарии, ее значение было оценено следующим образом: "Если бы семинария не подготовила нам учителей и руководителей, то наши соплеменники бродили бы еще во тьме духовного рабства, и вряд ли бы даже часть их могла бы возвыситься до национального самосознания, ингерманландцы не привыкли бы считать друг друга членами одного и того же племени, которых крепко соединяет общий родной язык, общее наследие предков и общая судьба".
Источник: Д.П. Каранов. Роль интеллигенции в этнокультурном развитии ингерманландских финнов и особенности ее формирования // Интеллигенция и мир. 2014. № 3. С. 43 – 44, 47 – 48. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1527 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5350 | Наверх ##
15 апреля 2024 2:11 15 апреля 2024 13:40 Выпускники семинарии. VIII набор 1888 - 1892 Парккинен Пекка (Parkkinen Pekka)Родился в деревне Колбино прихода Келтто 31 августа 1871. Родители : крестьянин Матти Парккинен и Валпури, урожденная Яскеляйнен. В семинарию поступил в 1888 по окончании народной школы, окончил с дипломом учителя и кантора - органиста в 1892. Учитель в церковной школе в Келтто в 1892-1897, в деревне Саакрова (Куйворы) в 1897-1903, в Ванхакюля (Старая Деревня) в 1906-1907 и с 1903 кантор прихода Келтто. Руководил мужским, женским и смешанным хорами. С 1910 во втором браке с Анной Пёлля. Детей 4.
| | Лайк (1) |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1527 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5350 | Наверх ##
15 апреля 2024 2:28 15 апреля 2024 13:38 Выпускники семинарии. XII набор 1904 - 1908 Парккинен Ялмари Матиас (Parkkinen Jalmari Mathias)Родился 28 марта 1890 в Колбино прихода Келтто. Родители : крестьянин Яакко Парккинен и Софья, урождённая Талус. В семинарию поступил в 1904 после полного курса Петербургской церковной школы, окончил с дипломом учителя в 1908. Учитель в Ванхакюля (Старая Деревня) прихода Келтто с 1908. Руководит местным оркестром, Член руководства объединения "Инкери" и общества "Сойхту". Холост. | | |
Klim2018 Сообщений: 29658 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31516 | Наверх ##
15 апреля 2024 9:26 ... Первый выпуск семинарии подарил ингерманланским финнам одних из самых ярких культурных деятелей – композитора и преподавателя Моозеса Путро (1848 – 1919) и журналиста и редактора Абрама Тииснекку (1845 – 1911). Тииснекка после окончания семинарии работал учителем в сельских школах. С начала 1870-х гг. он использовал свое природное любопытство и остроумие для работы журналистом в первых финских газетах Петербурга, в частности "Pietarin sanomat", где печатался под псевдонимом T-kk. Он готовил новости о финских окрестностях Петербурга для газет и журналов Финляндии. В свою очередь, Путро вошел в историю как талантливый органист, преподаватель Колпанской семинарии, создатель объединенного финского хора, редактор газеты "Inkeri" с 1885 по 1905 г. и заслуженно считается наиболее почитаемым ингерманландским композитором. Моозес Путро стал автором национального гимна ингерманландских финнов "Nouse Inkeri" и многих других патриотических песен. Он являлся инициатором и руководителем первого национального певческого праздника, прошедшего в 1899 г. в деревне Пудость. Колпанская семинария оказалась чрезвычайно плодовитой: практически каждый выпуск, помимо 10 – 15 молодых школьных учителей, давал ингерманландской культуре несколько талантов, встававших на передовую ингерманландского культурного развития. В выпуске 1870 г. в числе 9 молодых учителей такими талантами, безусловно, были учитель и писатель Габриэль Суни (1843 – 1903) и преподаватель Антти Куйванен (1851 – 1902). Третий выпуск, состоявшийся в 1873 г., принес ингерманландским финнам 10 учителей, среди которых можно выделить будущего преподавателя Колпанской семинарии Юсо Якимайнена. Следующие выпуски были также обильны на таланты. Семинарию окончили музыканты Микко и Юхо Суси, Юхо Пентикяйнен, Эмил Суни, Юсо Мустонен, Томми Хирвонен и А. Коски; журналисты и писатели Пааво Ряйкконен, Ааппо Весикко, Аатами Халтсонен, Юхо Коккенен, Микко Каасолайнен и др.; актер финского национального театра Иисакки Латту; лидер национального движения, директор Колпанской семинарии, главный редактор газеты "Neva" Каапре Тюнни; и т. д. Все выпуски семинарии до 1912 г. и количество обучавшихся в ней представлены в таблице.  Источник: Д.П. Каранов. Роль интеллигенции в этнокультурном развитии ингерманландских финнов и особенности ее формирования // Интеллигенция и мир. 2014. № 3. С. 49 – 50. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29658 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31516 | Наверх ##
15 апреля 2024 17:31 ... Собственные учителя пользовались значительным уважением в среде ингерманландских финнов, но их количество было невелико. Из 229 учителей, работавших в финских народных школах Санкт-Петербургской губернии на 1913 г., только 85 закончили Колпанскую семинарию. Они становились инициаторами создания различных кружков, песенных обществ, клубов, общественных библиотек и т. д. И хотя финское учительство было плотно связано с лютеранской церковью, но все же представляло иную социальную группу. Ее важнейшими характеристиками были организованность и чувство ответственности перед соплеменниками. Организованность поддерживалась благодаря развивавшимся с 1870-х гг. общественным организациям. Одним из первых объединений стало созданное Моозесом Путро в 1872 г. "Pietarin Suomalainen Laulaseura" (Петербургское финское певческое общество). Сам Путро был его бессменным руководителем вплоть до своей смерти в 1919 г. Среди общественных организаций немузыкального характера особое место принадлежало обществам трезвости "Alku" (Начало) и "Inkeri". Общество "Alku" учредили 4 финских купца в 1885 г. В его цели входила популяризация трезвого образа жизни среди финских жителей Петербурга. Участниками этого объединения были и выпускники Колпанской семинарии – Карло Манстен, Петр Ряйкконен, Аатами Халтсонен, Юхо Пентикяйнен и др. ... Ответственность за судьбу своих соплеменников – финских крестьян формировалась у ингерманландской интеллигенции под воздействием двух разновидностей национального чувства – национальной гордости и национальной обиды. Гордость представители ингерманландской интеллигенции испытывали в связи с общим культурным развитием, в результате которого этнокультурная среда ингерманландских финнов обогащалась новыми компонентами, ранее отсутствовавшими в ней. Такими компонентами были Колпанская семинария, газеты, общественные организации, общенациональные певческие праздники и т. д. ... Возможно, что именно под воздействием национальной обиды в среде сельской учительской интеллигенции, в числе выпускников Колпанской семинарии были те, кто впитал революционные идеи того времени. Появление этой группы ингерманландской интеллигенции относится к периоду после 1905 г., когда молодые интеллигенты встали в оппозицию к лютеранским священнослужителям и подконтрольным им культурным институтам. ... Новая ингерманландская интеллигенция видела знак равенства между понятиями "чужой" и "пастор", что казалось справедливым в рамках националистических призывов и идей, т. к. большинство священнослужителей, работавших в Ингерманландии, родилось за ее пределами. Интеллигенты-социалисты во главе с Каапре Тюнни ставили под сомнение необходимость участия лютеранской церкви в культурной жизни ингерманландцев. Их идеалом было полностью секуляризованное образование, как школьное, так и среднее специальное. Это желание прозвучало на одном из ингерманландских съездов в 1917 г., когда было пред ложено преобразовать Колпанскую семинарию в светское учебное заведение. Интересно то, что "конфликт" ингерманландских социалистов с лютеранской церковью, нашедший свое устное воплощение на съездах, фактически был односторонним. Священнослужители не только не спорили по основным предложениям социалистов, но и выступали их активными сторонниками. Ингерманландской интеллигенции принадлежит ключевое значение в этнокультурном развитии ингерманландских финнов XIX – начала XX в. Две группы, взаимосвязанные друг с другом и воздействующие на финское общество через различные каналы (приходские кирхи, газеты, общества, певческие праздники и т. д.), составили ее основу. Их роль трудно переоценить, ведь практически все достижения ингерманландской культуры указанного периода связаны с деятельностью интеллигентов. Каапре Тюнни в статье, посвященной участию преподавателей Колпанской семинарии в национальном развитии ингерманландцев, отмечал ключевое значение деятельности интеллигентов в культурном и национальном развитии, сравнивая положение ингерманландских финнов в 1863 г. и, спустя 50 лет, в 1913 г. Лидер национального движения 1900-х и 1910-х писал о том, что до 1860-х гг. ингерманландцев, как народа, не существовало. ...
Источник: Д.П. Каранов. Роль интеллигенции в этнокультурном развитии ингерманландских финнов и особенности ее формирования // Интеллигенция и мир. 2014. № 3. С. 50 – 53. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
|
1. Тойво Петров Паркинен, сын церковного кистера Колтушского прихода, 07.10.1898 рождения (из Отношения об отсрочки воинского призыва от 31.01.1917, выше фото) - это сын Парккинена Пекки/Петра, который с 1903 служит кистером /кантором в кирхе в Колтушах.