Витте Сергей Юльевич
 Родился 17 (29) июня 1849 в Тифлисе в семье директора департамента государственных 
имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из 
Голландии в 17 в. По матери – дочери члена главного управления наместника на Кавказе
 – родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой С.Ю.Витте 
по этой линии была Е.П.Блаватская, основательница теософского учения. Мальчик рос в семье
 деда со стороны матери и получил обычное для дворянских семей воспитание в монархическом духе.
https://www.krugosvet.ru/enc/i...EVICH.htmlГимназия (1). 
Первоначальное образование мне дала моя бабушка, урожденная княжна Долгорукая, т. е. она 
выучила меня читать и писать. С малолетства я был отдан в руки моей кормилицы и моей няньки. 
Кормилица моя была вольнонаемная; муж ее был солдат Стрелкового батальона, находившегося 
в Тифлисе, нянька же была крепостная, дворовая. Уже с самых молодых лет, можно сказать с 
детства, я видел некоторые примеры, которые едва ли могли служить образцом хорошего 
воспитания. Так, муж моей кормилицы, прекраснейшей женщины, которая затем кормила и 
моих сестер - был горький пьяница. 
Когда я и мой брат Борис несколько подросли, то нас отдали на попечение, сначала дядьки, 
отставного кавказского солдата, прослужившего 25 лет в войсках, а затем гувернера-француза 
Ренье, отставного офицера, бывшего моряка французского флота. Мои дядьки (солдаты) вели 
себя также не особенно образцово; они оба любили выпить и один из них, несмотря на то, что 
ему было за 60 лет, на наших детских глазах развратничал.
Француз Ренье, который приехал в Тифлис из Франции вместе с своей женою, поместил ее 
гувернанткой к директору Тифлисской гимназии Чермаку. Этот Чермак был сын известного 
ученого  Чермака, у него было 3 дочери, и вот Ренье меня и моих братьев во время гулянья 
всякий раз заводил к Чермакам, чтобы повидаться с женой. Там он познакомился с старшею 
дочерью этого Чермака и вступил с нею в амурные отношения. Дело кончилось тем, что в 
один прекрасный день Чермак приехал к Наместнику и принес ему жалобу на гувернера, на 
то, что он развратил его старшую дочь.
После этого вдруг у нас, в нашей детской комнате, появились жандармы, которые взяли 
нашего гувернера, Ренье, посадили его на перекладные и административным порядком увезли 
к Черному морю, передав его на иностранный пароход для отправки за границу. Тогда у нас 
появился новый гувернер, некий швейцарец, француз Шаван, гувернанткой же моих сестер в 
это время была француженка Демулян.
И вот наш гувернер завел амурные отношения с этой гувернанткой, так что, в конце концов, 
моим родным их обоих пришлось уволить, причем эта же гувернантка совратила с пути 
истинного моего старшего брата. Я рассказываю все эти истории, чтобы показать, как трудно 
уберечь детей, даже если в семействе есть материальные средства, от вещей их развращающих, 
если сами родители неукоснительно не занимаются их воспитанием.
После г. Шаван у нас гувернером был русский немец, выписанный моим отцом из Дерпта, некий 
г. Паульсон. Этот самый гувернер занимался преподаванием нам различных предметов, например 
- истории, географии, а также и немецкого языка. Но немецкий язык мне никогда не давался, и 
потому, несмотря на то, что у меня был гувернер-немец, - я немецкому языку не научился, т. е. на 
немецком языке не говорю.
Одновременно с этим к нам приходила масса различных учителей, все это были учителя Тифлисской 
гимназии, которые подготовляли нас к поступлению в гимназию. В это время в Тифлисе была только 
одна классическая гимназия; в этой гимназии были интерны (ученики, которые там жили), экстерны и 
сравнительно меньшее количество вольнослушателей, которые допускались только в особых случаях. 
И вот меня и брата, в виду того положения, которое занимали мои родные, допустили в качества 
вольнослушателей в 4-5 классы.
 В это время в гимназии было всего 7 классов, и таким образом в гимназии я был в качестве 
вольнослушателя в течение 4 лет, при этом я прямо переходил из класса в класс, не сдавая переходных 
экзаменов. Занимался я очень плохо, большею частью на уроки не ходил; приходя утром в гимназию, 
я, обыкновенно, через 1 час - уже выпрыгивал из окна на улицу и уходил домой. Вследствие того, 
что мы были вольнослушателями и в виду особого, всем известного, положения, которое занимали 
наши родители, учителя не обращали на нас никакого внимания, потому что они не были ответственны 
ни за наше учение, ни за наше поведение. В бытность нашу в гимназии к нам, на дом, постоянно 
приходили учителя той же самой гимназии, которые давали нам параллельно уроки по тем же предметам, 
которым они нас учили в гимназии.
Я забыл сказать, что когда мы жили на Кавказе, в Тифлисе мне и брату мешало отчасти заниматься то 
обстоятельство, что мы чрезвычайно увлекались музыкой. Тогда там была консерватория, директором 
которой был г. Зейне, и мы с братом очень усердно занимались музыкой. Сначала нас учил играть на 
различных духовых инструментах, преимущественно на флейте, флейтист оркестра какого-то военного 
полка, а потом мы уже учились в упомянутой выше консерватории, где преподавали артисты из 
итальянской оперы. Вообще я и мой брат гораздо больше времени тратили на музыку, нежели на все 
остальные предметы; кроме того, мы постоянно занимались верховым спортом, затем упражнениями на 
рапирах и эспадронах, чему придавал особое значение наш дядя генерал Фадеев, который требовал,
 чтобы к нам приходил учитель фехтования тамошних войск, который нам преподавал искусство 
фехтоваться, драться на рапирах и эспадронах. 
Наконец, наступило время, когда надо было держать экзамен, для того, чтобы поступить в университет. 
Я держал экзамены чрезвычайно плохо и, если бы не учителя гимназии, которые в течёние 4-х лет к 
нам ходили, и, конечно, получали при этом 54 соответствующее вознаграждение, то я, вероятно, никогда 
бы экзаменов не выдержал, а так, еле-еле, с грехом пополам, я получал только самые умеренные 
отметки, которые мне были необходимы для того, чтобы получить аттестат. Я нисколько не огорчался тем, 
что, обыкновенно, ни на одном экзамене не мог дать удовлетворительного ответа, но вот, в конце концов, 
произошел следующий инцидент. Так как мы дома болтали большею частью по-французски, то, понятно, 
мы бегло говорили на этом языке и, пожалуй, даже лучше, нежели по-русски. Когда я и мой брат пришли 
держать экзамен по французскому языку, то нас экзаменовали: учитель естествознания, некий Гугуберидзе, 
и учитель математики Захаров, которые, говоря на французском языке, выговаривали французские слова, 
так сказать, как "коровы"... И вот вдруг эти учителя, экзаменуя нас по-французски, признали, что мы 
французский язык плохо знаем и поставили нам по 3. Это меня и брата крайне удивило, а так как мы были
 большие шалуны, то, когда учителя вышли из гимназии, мы пошли за ними по улицам и все время сыпали 
относительно их ругательства и бросали в них грязью. После такого инцидента, хоть нам и выдали аттестаты,
 и мы кончили курс гимназии, но за поведение нам поставили по единице.
https://litresp.ru/chitat/ru/%...ya-tom-1/5Граф (1905) Серге́й Ю́льевич Ви́тте (17 [29] июня 1849, Тифлис — 28 февраля [13 марта] 1915, Петроград) 
— русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), 
председатель Комитета министров (1903—1906), председатель Совета министров (1905—1906). 
Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов 
из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь).
https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D1%87