Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тифлис-Тбилиси, ссылки, фото

Тифлис и Тбилиси, старые фотографии и открытки, интересные ссылки; недавние фотографии Тбилиси

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 28 29 30 31  32 33 34 35 Вперед →
Модератор: MarinaM
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35684
Тифлис 1918-1921
gruziya_prazdnuet_pervuyu_godovschinu_svoei_nezavisimosti._jordaniya_mdivani_cereteli_kahiani_lordkipanidze_takaishvili_i_inostrannye_gosti_na_tribune._mai_1919_goda..jpg
Грузия празднует 1 годовщину своей независимости.
Жордания Н., Мдивани, Церетели, Кахиани, Лордкипанидзе, Такаишвили и зарубежные гости.
gruzinskaya_narodnaya_gvardiya_1918..jpg
Грузинская народная гвардия 1918 год.
gruzinskaya_kavaleriya_v_1918_..jpg
Грузинская кавалерия 1918 год
armiya_gruzii_1918_god.jpg
Грузинская армия 1918 год
armiya_drg_1918.jpg
Армия Грузии 1918 год.
general_kinitadze.jpg
Генерал Квинитадзе
Фотографии Сергея Вернигора и интернета.
---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35684
Тифлис 1918-1919
soldaty_nemeckogo_10-go_shturmovogo_batalona_v_tbilisi_v_iyune_1918_goda.jpg
Немецкие офицеры и солдаты 10 штурмового батальона в Тифлисе в июне 1918 года
nemeckie_soldaty_v_tiflise_(nyne_tbilisi)._avgust_1918_goda.jpg
Немецкие солдаты в Тифлисе в августе 1918 года у собора св. Александра Невского
glavnokomanduyuschii_germanskimi_voiskami_na_kavkaze_gen-maior_fridrih_kress_fon_kressenshtein.jpg
Главнокомандующий германскими войсками на Кавказе, ген-Майор Фридрих Кресс фон Крессенштейн
angliiskie_interventy_v_gruzii.jpg
Английские офицеры в Тифлисе

Фото из архива Сергея Вернигора и из интернета.
---
Снегиревы
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29611
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31622
Краткие биографические сведения на лиц, осужденных к расстрелу в период т.н. Экспедиции в Крыму
...

Авраменко Георгий Кондратьевич
подполковник,
1863 г.р., г. Тифлис,
окончил Тифлисское пехотное юнкерское училище,
ПМВ – 14-й гренадерский Грузинский полк,
12-й Кавказский этапный батальон,
во ВСЮР с 1919, заведующий хозяйством этапа №28 (Джанкой),
осужден 22.11.1920 в Симферополе тройкой особой фронтовой комиссии к ВМН,
повторно осужден тройкой ОО 4-й армии в Симферополе 2.12.1920 к ВМН.


Богдасаров-Богдасарьянц Георгий Григорьевич
28.09.1895, г. Тифлис,
ПМВ – 28-я самокатная рота,
с 1917 жил в Севастополе, работал приказчиком в книжном магазине,
выдал контрразведке ряд большевистских деятелей Крыма и Севастополя.
7.12.1920 тройкой Крымской ударной группы приговорен в ВМН.


Вайло Павел Яковлевич
полковник,
58 лет, г. Тифлис,
ПМВ – 17-й Туркестанский стрелковый полк,
во ВСЮР с 30.08.1919 (Петровск), заведующий хозяйственной частью 6-го полевого госпиталя,
осужден тройкой ОО 13-й армии в Феодосии 4.12.1920 к ВМН.


Васильев Владимир Константинович
поручик,
32 года, Тифлис,
окончил Елисаветградское кавалерийское училище (1.02.1915),
ПМВ – 2-й Кавказский железнодорожный батальон.
Во ВСЮР с февраля 1919 года, Железнодорожный батальон,
осужден тройкой ОО 4-й армии в Симферополе 2.12.1920 к ВМН.
...



Источник:
Я. Тинченко. 12 тысяч. Крымские расстрелы, 20.11.1920 – 18.04.1921. // Реабилитированные историей. Автономная Республика Крым: Книга десятая. – Киев: Институт истории Украины НАН Украины, 2021. С. 490 – 491, 534, 554, 557.
---
Знания - сила
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35684

Klim2018 написал:
[q]
Краткие биографические сведения на лиц, осужденных к расстрелу в период т.н. Экспедиции в Крыму
[/q]

Это сообщение относится к Крыму. отношение к Тифлису практически не имеет,
только как место рождения осужденных лиц.
Не соответствует теме.
---
Снегиревы
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29611
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31622

snegirev написал:
[q]
Это сообщение относится к Крыму. отношение к Тифлису практически не имеет,
только как место рождения осужденных лиц.
[/q]
Для тех, кто ищет своих родных, родившихся в Тифлисе, очень даже имеет !!!! Для многих - это надежда.


snegirev написал:
[q]
Не соответствует теме.
[/q]
Так что, уж точно, не Вам судить и теме строго соответствует !!!

---
Знания - сила
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35684
Эта тема посвящена интересным людям. В Крыму репрессировали
тысячи людей, многим обещали амнистию. Создайте этому вопросу другую тему.
Зачем засорять данную тему неподходящими сообщениями.
Людей расстреляли в Крыму, а Вы пишите это в теме Тифлис Тбилиси.
В крайнем случае это сообщение можно разместить в разделе "Абхазия и Грузия :: ГРУЗИЯ [Государство]",
где люди ищут своих родственников.
Из книги Я. Тинченко. 12 тысяч. Крымские расстрелы, 20.11.1920 – 18.04.1921
вышеуказанный форумчанин размещает биографические данные в сотни(а может тысячи)
сообщений в разные разделы форума. Можно было создать один раздел, посвященный этой теме.
Тема "Тифлис-Тбилиси, ссылки, фото не посвящена поиском родственников.
Понятно, что Ваши суждения многогранны, но это темя дневниковая, а не общая.
И создавать в разделах свалку ненужных информаций, к сожалению, есть любители,
хорошо, что их немного.



---
Снегиревы
Лайк (2)
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35684
Александро-Невский военный собор. Тифлис.
aleksandraovskii_sobor.jpg
Соборный храм Кавказской Армии во имя Св. Александра Невского Расположен был в центре Тифлиса, по Головинскому проспекту на Гунибской площади. Бывший Главный священник Кавказской Армии протоиерей Гумилевский подал в 1864 г. на имя Кавказского Наместника записку, указывая на тесноту существующей временной церкви, и просил о постройке более просторного храма в верхней части Александровского сада. Его Высочество, Наместник Кавказа, Великий князь Михаил Николаевич с особенным вниманием отнесся к заявлению протоиерея Гумилевского, так как постройка собора с самых первых дней наместничества Великого князя было его личным заветным желанием. Им и было указано место построения храма - Гунибская площадь, и чтобы храм этот предназначался для богослужений, и в то же время был памятником славного окончания Кавказской войны. Ввиду столь особенного значения храма, было решено сделать его возможно грандиознее и украсить художественными произведениями. И действительно, цель эта была достигнута благодаря талантливому проекту постройки храма, исполненному двумя известными архитекторами – Гриммом и Гедикэ. Согласно данным, помещенным в отчете по постройке собора, представленном протопресвитеру отцу Желобовскому, закладка его состоялась 16 апреля 1871 г. и вслед за тем была начата закладка фундаментов. Тогда в распоряжении строителей было всего 95.000 рублей, добровольно пожертвованных по открытой в России подписке, и в том числе 15.000 рублей, пожертвованных Государем Императором Александром II. Затем разновременно последовало ассигнование два раза по 85.000 рублей, а в 1878 г. было ассигновано по 61.000 рублей, каждый год, в продолжении 13 лет. 8 Цитович Г.А. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства): Ист.-стат. описание: В 2 ч Пятигорск, 1913. С. 453. Russian Colonial Studies. 2019. № 2. 47 К сожалению, работы вскоре пришлось приостановить, так как начались приготовления к войне с Турцией, а затем последовала и сама война, вызвавшая крайне напряженное состояние государственных финансов. В 1889 г. Государственный Совет ассигновал на постройку собора 380.000 рублей, с тем чтобы проект, составленный профессорами Гриммом и Гедике, был несколько изменен в смысле удешевления стоимости постройки. Согласно этому измененному проекту, начались работы, и 13 апреля 1891 г. было окончено устройство оснований и фундаментов. По этому случаю на месте постройки было совершено торжественное освящение работ. Затем началось сооружение храма, и ввиду того, что произведенные на постройку торги не состоялись, решено было производить работы комиссионным способом под непосредственным заведыванием инженер-полковника Герасимова. 21 мая 1897 г. собор был освящен Экзархом Грузии-Владимиром. Наружный вид его весьма был величествен. Расположенный на сравнительно большой Гунибской площади, он поражал грандиозностью своих размеров. Грандиозное здание все было облицовано розовым и белым кавказским камнем из Кутаиси и Дзегами, что придавало ему крайне красивый вид. Масса орнаментов, бордюров около окон, резная арка кругом порта и лестница для входа в храм были сделаны из Кутаисского серого камня. Купола были изготовлены из железа. Крыша была покрыта медью. Кресты на куполах были бронзовые, золоченые, в византийском стиле. В общем вид собора представлял правильный квадрат равноконечного креста, посредством присоединения четырех приделов. Эти приделы заканчивались полукупольными покрытиями. Выше этих перекрытий храм завершался 16-гранным снаружи куполом. Колокольня в четыре яруса находилась в другом конце площади, причем колоколов на ней имелось согласно указаниям в отчете о постройке храма до 600 пудов. Гунибская площадь на которой был построен собор была окружена железною рещеткою, в которой имелось трое врат, освещенных электричеством. На стене храма против средних ворот в амбразуре поставлен был образ Св. Благоверного великого князя Александра Невского, с неугасимою лампадою. Икона эта была сооружена в память Царя Освободителя (Императора Александра II). Над входом в храм Russian Colonial Studies. 2019. № 2. 48 находился образ благословляющего Спасителя. На площади около храма была устроена весьма красивая арматура из орудий. Несмотря на все эти сооружения, площадь была настолько велика, что на ней оставалось много места, на котором свободно парадировали во время торжественных праздников части Тифлисского гарнизона. Внутренний вид храма поражал своим величием и красотой стиля. Свет в него проходил через 81 окно с матовыми стеклами, чем значительно ослаблялась световая резкость. Роскошная живопись, исполненная большей частью по образцам московского храма Христа Спасителя и киевского Владимирского собора тифлисскими художниками Колчиным и Лонго, покрывала стены и купол собора. Везде была видна весьма красивая и оригинальная орнаментовка, сделанная по талантливым эскизам строителя собора инженер-полковника Герасимова. В пролете алтарной арки, во всю ширину главного нефа, был поставлен иконостас, одноярусный, мраморный, местами позолоченный работы местной художественной мастерской Андреолетти. Он покрыт был мраморным резным орнаментом по матовому фону, с полированными поверхностями выдающихся частей. Царские врата были ажурной работы оригинального византийского стиля и были изготовлены из массивной золоченой бронзы в московской мастерской Постникова. В верхней части их были помещены два образа, составляющие при створе изображение Благовещения, ниже в ряд вели 4 изображения евангелистов. Той же фирмой были доставлены и все иконы в иконостасе как главного придела, так и двух боковых. Все они были на цинковых досках и писаны по золотому фону. В большинстве они представляли подражание произведениям Васнецова, Бруни и других художников.
Солея, возвышающаяся над полом на 3 ступени, заканчивалась по бокам двумя клиросами. Как солея, так и баллюстрады клиросов были из белого мрамора. К баллюстрадам прикреплены были две изящной формы металлические хоругви, работы фирмы Постникова. Russian Colonial Studies. 2019. № 2. 49 Между иконостасом главного алтаря и боковых приделов прислонены были к внутренней стороне подпружные арки, 2 иконы престольных храмовых праздников, Св. Архистратига Михаила и Св. Николая Чудотворца. Обе они находились в мраморных киотах. В боковых приделах иконостасы представляли подобие главного и совершенно тождественны были между собой. Различие было лишь в иконах. В южном приделе были металлические хоругви, а в северном – шитые золотом по бархату. Стены главного нефа, как и всего храма, были покрыты живописными изображениями и орнаментами. В куполе находилось изображение Господа Саваофа (композиции художника Колчина). В 16 простенках между окнами купола были написаны апостолы и святые ветхозаветные мужи. На внутренней стороне большого барабана шел вязаный орнамент с 8 медальонами, из которых в 4-х находились изображения Христа в терновом венце, Богоматери, Иосифа Аримафейского и Марии Магдалины. Изображения Саваофа, Христа и Богоматери композиции художника Колчина, Святых апостолов – копии с Крамского, Св. Иосифа-копия с Сорокина, Марии Магдалины – подражание Васнецову. В 4-х больших парусах, составляющих переход от свода к пилонам, находились изображения 4-х евангелистов – подражание художнику Сорокину в храме Христа Спасителя. Внешние плоскости подпружных арок были покрыты надписями из слов Св. Писания. Непосредственно под изображениями 4-х евангелистов, в верхних частях отрезов пилонов помещены были 4 больших изображения великих праздников-Вознесения Христова, Преображения, Вознесения и Сошествия Св. Духа. Все они – подражание композициям профессора Сорокина в храме Христа Спасителя. Средние части отрезов занимали 4 большие мраморные доски с бронзовыми украшениями для занесения на них имен генералов, штаб и обер-офицеров, убитых в боях с горцами. Алтарь был расписан наиболее изящно. Прямо против Царских врат виден был величественный образ Спасителя в Царском одеянии на престоле. Этот образ на полотне работы московской мастерской Постникова. Russian Colonial Studies. 2019. № 2. 50 Стены алтаря расписаны были священными изображениями, из которых выделялись по художественности исполнения, «Снятие с креста» и «Положение во гроб,» Стены боковых приделов расписаны были также изображениями праздников и святых, наиболее чтимых русской Церковью, в медальонах и в рост. Изображения святых в медальонах по святцам академика Солнцева, в рост большей частью заимствованы были из киевского Владимирского собора, 8 серафимов с композиции Васнецова, 8 изображений двунадесятых праздников из храма Христа Спасителя, две картины из русской истории: кончина благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, в южном приделе; благословение преподобным Сергием князя Димитрия Донского перед битвой на Куликовом поле композиции художника Колчина. Обе задние абсиды украшены были орнаментом по потолку и стенам, в каждой находилось под карнизом 9 медальонов в виде древнерусских щитов, на которых занесены были названия частей войск участвовавших в покорении Кавказа. На других стенах той и другой абсиды были укреплены 4 мраморные доски, предназначенные для той же цели, что и в средней части храма. Две другие абсиды были ы были разделены каждая на 2 части. В одной находились алтари боковых приделов, в других были сделаны помещения для священнослужителей, ризницы и церковного архива с библиотекой. При вечернем богослужении, сверх обычного освещения православных храмом воском и елеем, были сделаны приспособления для электрического света. Отопление храма, центральное, производилось посредством водогрейного котла, находящегося, как и вся система отопления, в подвальном этаже храма. С помощью особых приспособлений можно было регулировать и температуру и приток воздуха в храме. Водоснабжение было устроено из городского водопровода. Храм в достаточном количестве был снабжен церковной утварью, между которыми были выдающиеся по изяществу и ценности вещи такие как посеребрянно-позолоченное евангелие чеканной работы, крест напрестольный, такой же прибор святых сосудов. Все вещи из мастерской Постникова. Из старого Николаевского собора были перенесены: Russian Colonial Studies. 2019. № 2. 51 1. Икона «Явление Богоматери со св. апостолами Преподобному Сергию Радонежскому», старинной живописной работы, в бронзовом киоте с серебряными украшениями, внизу киота была надпись «Сия икона пожертвована Государем Императором Всея России в победоносную кавказскую армию, как знак непреложного Монаршего благоволения на славное ополчение армии под главным командованием Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича, Наместника Кавказского, против врага Турции в 1877 году». 2. Икона «Знамение Божией Матери,, передана Его Императорским Высочеством, Главнокомандующим Кавказскою Армиею в Николаевский собор этой армии при отъезде его в Санкт-Петербург в 1881 году. Внизу ее серебряная дощечка с надписью « Победоносной Кавказской армии 1877 года», Усердное приношение Терновской, урожденной Нащокиной. Образ этот находился у Великого князя во время последней войны с турками в 1877-1878 гг. 3. Ковчег из яшмы, прислан Государем Императором Александром II Великому князю Михаилу Николаевичу, Наместнику Кавказскому, в дар новому собору кавказской армии. 4. Сосуд серебряно-позолоченный, пожалован в собор Цесаревичем Александром Николаевичем, в память посещения им Закавказского края в 1850 г., к нему дискос, звездица, две тарелочки, ковш - серебрянно-позолоченные. 5. Небольшой серебряный крест, вложенный в деревянный вызолоченный. Внутри креста находятся части древа Креста Господня и части мощей Иоанна Предтечи, Игнатия Богоносца, Никифора Исповедника, царя Константина, великомученика Дмитрия, великого Георгия, великого Никиты, великого Федора Тирона и царицы Елены. 6. Св. Евангелие, в лист, в бархатном переплете с серебряными рельефными символическими изображениями евангелистов на передней доске и с серебряным крестом посредине ее. Пожертвовано Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем в память посещения им Кавказского края в 1850 г. 7. Икона Св. Архистратига Михаила в серебряной ризе- дар собору Донских казачьих полков №1,3,5,7, 14 и 15 в память службы на Кавказе и под начальством в память службы на Кавказе и под начальством Великого князя Михаила Николаевича, Главнокомандующего армией. Достойны были внимания серебряная дарохранительница, стоимостью в 1.100 рублей и евангелие чеканной работы в 1.200 рублей и пр. Russian Colonial Studies. 2019. № 2. 52 Кроме этих предметов, перешло в военный собор много разных икон, из них некоторые в ценных ризах, и древние, ценные хоругви, шитые золотом по бархату, такая же плащаница и много ценной утвари. Между прочим в храме находились также и исторические военные знамена, как например знамя с надписью «Грузинской конной дружине охотников за храбрые ее действия при поражении и преследовании турецкого корпуса войск при реке Чолоке 4-го июня 1854 года» Другое георгиевское знамя с надписью «За отличие в турецкую войну 1877-1878 гг. 2- й пехотной Грузинской дружине» В 1897-1917 гг. в храме были сделаны некоторые переделки, так, например, в 1899 г. были устроены двое новых входных дверей. Устройством их были значительно увеличены входы и выходы для молящихся. Затем, ввиду того что электрическая машина, посредством которой освещался собор, помещенная в подвальном этаже, делала много шума при работе, она была перенесена в особое помещение около колокольни собора. В это же время при соборе окончательно был устроен певческий хор из вольнонаемных певчих, на содержание которого расходовалось 1.800 рублей в г. По штату при соборе состоял настоятель-протоиерей, протодиакон и два псаломщика. Во дворе собора хоронили известных военных деятелей Кавказской армии. Например, начальник штаба Кавказской армии, генерал-майор Ф.Ф. Грязнов (1855-1906), убитый террористом в 1906 г., генерал и историк Кавказской армии Потто В.А. (1836-1911) и многие другие.
С 1917 г. собор находился в ведении Грузинского экзархата. Во дворе собора были погребены юнкера Тифлисской военной школы, погибшие в боях против частей Красной Армии на Коджор-Табахмельских высотах в феврале 1921 г.
В 1921 г. с купола храма был снят крест и установлена 5-тиконечная звезда. В самом храме разместился «Союз воинствующих безбожников».
До 1930 г. в бывшем соборе был размещен Дворец шахмат, а 7 февраля 1930 г. начался демонтаж бывшего военного собора, который продлился до 1931 г. Russian Colonial Studies. 2019. № 2. 53 На месте бывшего военного собора в 1934-1938 гг. велось строительство 1-го корпуса Правительства Грузинской ССР, а в 1946-1953 гг. велось строительство 2-го корпуса. В строительстве 2-го корпуса принимали участие немецкие военнопленные.
Источник: М.Д. Гогитидзе «Военные храмы русского Тифлиса»
Russian Colonial Studies. 2019. № 2
Фото из архива Сергея Вернигора.
Можно почитать в статье
Котков В.М., Коткова Ю.В. Александро-Невский собор – главный собор Кавказского военного округа // Общество. Среда. Развитие. – 2018, № 3. – С. 14–23.

На сайте ВГД есть краткое описание этого собора в сообщениях МarinaM .
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35684
Николаевский военный собор
nikolaevskii_sobor_v_tiflise.jpg
Фото из архива Сергея Вернигора (редкий снимок)
Николаевский военный собор Находился в центре Тифлиса, в саду имени Императора Александра I. Заложен был в 1845 г. До постройки Александро-Невского военного собора именовался «Корпусным Николаевским военным собором» Здание было кирпичным, продолговатым, в виде креста. Колокольня в связи с собором. Вмещала до 400 человек. Прихожанами собора состояли воинские чины Тифлисского гарнизона, не имеющие своих штатных священнослужителей. По штату при соборе положен был один священник, диакон и псаломщик. После 1921 г. в связи с реконструкцией парка Коммунаров (бывш. Александровского сада) был разобран.
Источник: М.Д. Гогитидзе «Военные храмы русского Тифлиса»
Russian Colonial Studies. 2019. № 2

Престольный праздник 6 декабря.
https://alisha-96.livejournal.com/22370.html
Итальянский архитектор ДЖОВАННИ Б. СКУДИЕРИ (1816-1851) составил план Михайловского моста и предпринятого в Тифлисе-же Корпусного собора. Руководя работами по означенным сооружениям сам лично, Скудиери находился на подмостках, строившегося Корпусного собора, когда 5 июня 1851 года некоторые своды и части собора внезапно обрушились, причем Скудиери умер на месте.,,
https://aidatiflis7.livejournal.com/32724.html
Из старого Николаевского собора перенесены были в Собор во имя св. Александра Невского
1 Икона ,,Явление Богоматери со св. апостолами преподобному Радонежскому,, старинной живописной работы, в бронзовом киоте с серебряными
украшениями, внизу киота была надпись - ,,Сия икона пожертвована Государем
Императором Всея России в победоносную кавказскую армию, как знак непреложного
Монаршего благоволения на славное ополчение армии под главным командованием Его
Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича, Наместника
Кавказского, против врага Турции в 1877 году,,
2 Икона ,,Знамение Божией Матери,, передана Его Императорским Высочеством,
Главнокомандующим Кавказскою Армиею в Николаевский собор этой армии при отьезде
Санкт-Петербург
,,Победоносной урожденной Нащокиной. Образ этот находился у Великого князя во время последней войны с турками в 1877-1878 годах.
3 Ковчег из яшмы, прислан Государем Императором Александром II Великому князю
Михаилу Николаевичу, Наместнику Кавказскому, в дар новому собору кавказской армии.
4 Сосуд серебряно-позолоченный, пожалован в собор Цесаревичем Александром
Николаевичем, в память посещения им Закавказского края в 1850 году, к нему дискос,
звездица, две тарелочки, ковш – серебрянно-позолоченные.
5 Небольшой серебряный крест, вложенный в деревянный вызолоченный. Внутри
креста находятся части древа Креста Господня и части мощей Иоанна Предтечи, Игнатия
Богоносца, Никифора Исповедника, царя Константина, великомученика Дмитрия, великого
Георгия, великого Никиты, великого Федора Тирона и царицы Елены.
6 Св. Евангелие, в лист, в бархатном переплете с серебряными рельефными
символическими изображениями евангелистов на передней доске и с серебряным крестом
посредине ее. Пожертвовано Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем в
память посещения им Кавказского края в 1850 году.
7 Икона Св. Архистратига Михаила в серебряной ризе – дар собору Донских казачьих
полков №1, 3, 5, 7, 14 и 15 в память службы на Кавказе и под начальством Великого князя
Михаила Николаевича, Главнокомандующего армией.
Достойны были внимания серебряная дарохранительница, стоимостью в 1.1 рублей
и евангелие чеканной работы в 1.2 рублей и пр.
Кроме этих предметов, перешло в военный собор много разных икон, из них
некоторые в ценных ризах, и древние, ценные хоругви, шитые золотом по бархату, такая же
плащаница и много ценной утвари.
Источник: статья
"К 85-летию сноса в Тифлисе Соборного храма Кавказской Армии
во имя Св. Александра Невского"
Мамука Гогитидзе , Ия Шиукашвили
а. Национальный Университет им. Шота Руставели, Грузия
b. Телавский государственный Университет им. Якоба Гогебашвили, Грузия
History and Historians in the Context of the Time, 2016, Vol. (17), Is. 2
---
Снегиревы
Лайк (2)
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35684
ЦЕРКОВЬ ТИФЛИССКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА В ЧЕСТЬ СВ.АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА.

Престольный праздник 8 ноября.
Военное училище и при нем церковь расположены на Михайловском проспекте.
Церковь находится во дворе училища и примыкает к главному корпусу училищного здания, имея два входа - внутренний и наружный. Устроена она заботами Начальников училища -полковников В. В. Сахарова и А. М. Колюбакина, под наблюдением инженер- полковника В. А. Болгарского и под личным руководством по части внутреннего устройства и обстановки подполковника И. Д. Дидебулидзе, на пожертвования главным образом означенных лиц и офицеров, бывших юнкеров училища.
Освящена церковь Экзархом Грузии, Архиепископом Владимиром, 8 ноября 1896 года. Стены церкви украшены черными мраморными досками (8) с именами офицеров, бывших юнкеров училища, убитых и умерших от ран в войнах 1877-1881 г.г., 1904-1905 г.г. Много икон, написанных бывшими юнкерами. Вмещает церковь 200 человек.
По штату при церкви положены: один священник и псаломщик.
https://aidatiflis7.livejournal.com/44406.html
cerkov_tau.jpgВ 1921-1992 гг. в здании церкви в разные годы размещался склад боеприпасов, оружейная мастерская, винтовочный полигон, магазин военторга.В 1993-1997 гг. в церкви были проведены реставрационные работы. Храму был возвращен прежний вид.Основная часть храма была расписана художниками Мерабом Чанкветадзе и Давидом Хидашели, а фресочную роспись завершили художники Гела Циклаури и Георгий Бенашвили.В 1997 г. храм освятил Потийский епископ Григорий (Бербичашвили).
1. Цитович Г.А. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства): Ист.-стат. описание: В 2 ч Пятигорск, 1913. С.402-403;
2.Гогитидзе М. От Тифлисского юнкерского пехотного училища до Национальной Академии Обороны Грузии // Труды Академии. 2011. №3. С.159-170; Гогитидзе М. История академии // Национальной Академии Обороны Грузии 15 лет (фотоальбом).
https://cyberleninka.ru/articl...go-tiflisa
---
Снегиревы
Лайк (2)
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35684
Храм Анчисхати. Тифлис-Тбилиси.
Анчисхати (ანჩისხატ&#4312a_003.gif — неформальное название храма Рождества Девы Марии, который находится в северной части Старого города и носит громкое звание самого древнего храма в Тбилиси и второго по древности (после Болнисского Сиона) храма во всей Грузии. Это симпатичный храм в уютном квартале, однако же малоинформативный, так что мало кто тратит на него более пяти минут. С ним не связано историй и он нефотогеничен, так что в списке достопримечательностей Тбилиси он должен быть где-то в последних строчках. При всей своей древности.
 Этот храм был построен примерно после 530 года. Исторический фон такой: только что кончилась целая эпоха, персы уничтожили Иберийское царство, погиб Вахтанг Горгасал (502), персы оккупировали все равнины, сын царя прячется в Уджарме, контролируя кое-что в горах. Грузинская церковь только что сбежала из православия в монофизитство (505). В Византии только что стал императором знаменитый Юстиниан (527). И вот около 522 года сын Горгасала по имени Дачи (или Дарчи, или Арчил) кое-как наладил отношения с персами, переехал из Уджармы в Тбилиси (но почему-то не в Мцхету), достроил тбилисскую крепость, слегка расширил город, а в северной части города, на скале над рекой, построил храм. Как он тогда назывался, мы не знаем. 
 Интересно, что храм построен практически одновременно с Цандрипшской базиликой в Абхазии. Та появилась точно в 534 году, а Анчисхати — где-то в предыдущее десятилетие. Хотя храмы строились в разных странах, и связи между их появлением нет никакой.
 В те годы умели строить только базилики, так что Анчисхати — базилика. Странно, что она мало напоминает Болнисский Сион, построенный всего 50 лет назад. Наверное, умение строить храмы типа Сиона утратилось за годы оккупации.
 Потом прошли века. Мимо проходила армия византийского императора Ираклия (636), пришли арабы, прошло 400 лет Тифлисского эмирата, образовалось единое Грузинское царство, пришли монголы, прошёл Тимур, а храм так и оставался в стороне от событий и ни в чём не участвовал. И только в 1642 году произошло интересное: в храме был похоронен католикос Евдемос I, казнённый царём Ростомом за участие в заговоре. Эвдемоса сбросили с башни крепости Нарикала, а тело захоронили в Анчисхати, слева от входа. Коричневая могильная плита видна ещё сейчас. Позже его канонизировали.

В 1675 году про храм снова вспомнили. Времена были спокойные, отношения с персами только что наладились, и в Грузии начали кое-что ремонтировать. Дошли руки и до этого храма. Католикос Доментий распорядился построить около храма кирпичную колокольню и отремонтировать сам храм. То, что мы видим сейчас — это примерно последствия того ремонта. На колокольне можно найти надпись с буквенной датировкой "ტნიგ" (1675). (Прим.: дата указана по грузинскому летоисчислению как 363-й год 14-го индиктиона. ტნიგ - это 300+50+10+3)
 В том же году окончательно пришёл в упадок Анчийский монастырь в селе Анчи (8 километров на север от городка Ардануч в Кларджети). Икону Спаса увезли из монастыря и доставили в Тбилиси. Её поместили в этом храме, отчего он сразу обрёл название Анчис-Хати ("Анчийская икона"). 
 В 1870-е года российская администрация решила, что храм выглядит недостаточно славянским, и провела ещё один ремонт. На крышу пристроили небольшой купол, а с запада к фасаду пристроили звонницу с шатровым куполом. Стены заштукатурили и побелили. Получилось вот что:
 В таком виде храм простоял всю последующую российскую эпоху, и весь сталинский период. В 1920 году Анчийскую Икону переместили в музей Искусств, где она хранится по сей день.
 Советская власть храм закрыла, сделала там музей, потом мастерскую, но в 1958 году решили убрать все антихудожественные "имперские" элементы и вернуть храму первоначальный облик. Где-то в 1964 году все исправления были завершены. С тех пор храм практически не менялся. В те же самые годы изменились окрестности: поднялся уровень Куры, появилась набережная, и если раньше храм стоял на скалах над рекой, то теперь река ушла далеко за трассу.
Современность
В наше время храм выходит западным фасадом на улицу Шевтели, но отгорожен от неё кирпичной колокольней, поэтому увидеть его в целом можно или с северной стороны, от театра Габриадзе, или с восточной, со стороны парковки. С южной стороны находится небольшой сквер. Вход сейчас один, со стороны улицы Шевтели. В Анчисхати можно свободно зайти практически в любое время. Он интересен как ранняя базилика, как артефакт той эпохи, когда других храмов строить просто не умели. И внутри он действительно похож на трёхнефную базилику — то есть, его внутреннее пространство разделено на три части рядами колонн. Но если в классических базиликах колонны действительно идут рядами (например, два ряда по пять штук в Болнисском Сионе), то в Анчисхати мы видим 4 колонны, вписанные в квадрат. Это, видимо, означает, что к XVII веку колонны не уцелели, и их построили заново, при этом так, как привыкли: квадратом. Ну и сами эти колонны кирпичные, что уже говорит об их позднем происхождении. Сейчас это единственная в Грузии базилика с круглыми колоннами.
Своды и арки храма расписаны фресками в стиле XIX века. Ничего особенно ценного. При всём этом внутреннее пространство этого храма интересно своей таинственной, несколько мистической атмосферой. Но тут всегда очень темно, так что фотографировать интерьеры сложно. Впрочем, фотографий экстерьера храма тоже немного.
 anchishati.jpg
Алтарная перегородка храма выглядит как явно поздняя. Она ощутимо контрастирует с архаикой храма своей аскетичностью. Никаких украшений, никаких рисунков.
При беглом взгляде на стены сразу видно, что местами они кирпичные, а местами каменные. Каменная часть — самая старая. Западная и Восточная стена сохранились получше, а с северной стороны почти ничего каменного не осталось. Своды, разумеется, так же не перенесли исторических катаклизмов: у грузинских храмов той эпохи своды были самым слабым местом.
  В целом это храм на пять минут. Зашли, окинули взглядом полумрак, постояли, и вышли обратно. Зато окрестности храма веселее: тут и пешеходная улица Шевтели с винтажным рестораном, тут и небольшая площадь с неплохим молодежным баром, тут же знаменитый театр Габриадзе с его дорогущим рестораном. Это отличное прогулочное место и практика уличных музыкантов показала, что играть перед Анчисхати выгоднее всего.
 Если вам довелось увидеть Анчисхати, то постарайтесь осознать тот факт, что в России православных базилик нет вообще, а в Грузии их очень мало. А тут, прямо в центре Тбилиси вам подвернулся случай увидеть самую настоящую действующую базилику. Это все равно что встретить краснокнижного зверя в центре Москвы.
Храмовым праздником тут является Рождество Пресвятой Богородицы, празднуется 21 сентября. 
https://travelgeorgia.ru/758/
Церковь разрушалась и восстанавливалась несколько раз с XV по XVII века во время войн Грузии с персами и турками.
    Кирпичная колокольня рядом с Анчисхати была построена католикосом Доменти в 1675 году  Планировка церкви была сильно изменена в 1870-х, когда был добавлен свод.
В 1989 году церковь снова стала действующей. Хор певчих храма Анчисхати известен ярким исполнением древнейших грузинских церковных песнопений.
https://sergeyurich.livejournal.com/1630958.html
Фактически храм был заново отстроен 17 веке, повторяя облик древней постройки со значительными переделками в последующие годы.






---
Снегиревы
Лайк (3)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 28 29 30 31  32 33 34 35 Вперед →
Модератор: MarinaM
Вверх ⇈