Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тифлис-Тбилиси, ссылки, фото

Тифлис и Тбилиси, старые фотографии и открытки, интересные ссылки; недавние фотографии Тбилиси

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15 16 * 17 18 19 20 ... 30 31 32 33 34 35 Вперед →
Модератор: MarinaM
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
и еще фото Тбилиси (по ссылке)
Метехский храм, памятник Вахтангу Горгасали, река Кура

Прикрепленный файл: iGQJHJ58W.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
и еще Тбилиси
( видели, - наверное, с веранды того же миниотеля)

Прикрепленный файл: iO5C00SAC.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
И этот снимок (из одноклассников)
очень нравится, были здесь, все это видели.. были у плачущей скалы; побывала и над плачущей скалой (с капающими ручьями) за старыми стенам в саду с розами, смотрела на город с круглого балкона старой башни стены (женской обители-монастыря).. Дворец грузинской царицы Дареджан, сохранившаяся часть крепостных стен
Памятник Вахтангу Горгасами, царю, основателю Тифлиса
https://www.youtube.com/watch?v=fubId2j7d6s

Прикрепленный файл: iF2NCV03O_1.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
(одноклассники, тема: Тбилиси)

Прикрепленный файл: i4M7SQ47K.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
Грибоедов
(из той же ссылки одноклассников, тема-Тбилиси)

Прикрепленный файл: iJ6BIV35G.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35682
Тифлис. Грузинские князья в почетном карауле Великого Князя Михаила Николаевича.
file.php?fid=552546&key=1824264318
https://alisha-96.livejournal.com/7439.html
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35682
Тифлис Российские архитекторы -немцы по национальности.
ЛЕОПОЛЬД БИЛЬФЕЛЬД *
(1838-1921) - родился в 1838 году в Ганновере (Германия). Отец – инженер-архитектор был удостоен дворянского звания за вклад в строительство в городе Ольденбурге . Архитектурное образование Леопольд Бильфельд получил в Германии и Дании, а завершил его в Санкт-Петербурге в 1867 году, получив звание классного художника при Совете Императорской Академии художеств.
В 1868 году зачислен на должность старшего архитектора в Управлении почтовым округом. В Тифлисе он купил участок земли на Кирочной улице, где и построил собственный дом, в котором жила его семья.
Леопольду Бильфельду за вклад в архитектуру Тифлиса были пожалованы ордена святого Станислава 3-й степени и святой Анны 3-й степени.
Леопольд Бильфельд внес значительный вклад в строительство Тифлиса. По его проектам построено множество общественных зданий и жилых домов. Изучение храмовых построек Кавказа позволило ему создать блестящий проект реконструкции Квашветской церкви, с использованием элементов национального грузинского орнамента.
Все здания, построенные этим замечательным архитектором являются несомненным украшением города.
Из наиболее известных проектов в Тифлисе:

- Реконструкция Квашветской церкви. 1910г. по образцу Самтависи. Мраморные работы и эскизы резьбы по камню выполнены мастерской Андреолетти. Усыпальница Бараташвили – арх.Рогойский, ограда – О.Симонсон.
- Лютеранская церковь – 1894-1897 г.г. на ул.Кирочной. Разрушена в 1940г.
_- комплекс магнитно-метеорологической станции и обсерватории (1871г.) – реконструкция в 1880-1882 г.г.
- Гостиница ,,ВЕТЦЕЛЬ,, ( известная тбилисцам, как гост. ,,РУСТАВИ,,) на Михайловском
проспекте. Построена в 1911 году.

ЧАСТНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА:
- Дом Гирцеля -1876г. Михайловский пр. 77 – ранняя работа архитектора (Здание примыкало к дому Иогана Майера).
- Дом Евфросинии Мартиновской. Михайловский пр. Начало ХХ века.
- Дом Сливицкого - 1879г. Михайловский пр. 46
- Дом Ветцеля - 1882г. ул.Пастера 4.
- Дом Карла Куглера. 1892г.
- Дом Эмиля Ауфермана. 1913г. -ул.Великокняжеская
- Дом Земмеля - 1910г. ул.Узнадзе.

-Дом Майера. (одноэтажный) 1881г. Михайловский пр. 73.(Майер, владевший довольно большими участками земли заказал несколько домов Л.Бильфельду).
По проекту Л.Бильфельда рядом с домом, в 1892 г.устроен и сад Майера (ныне Сад Роз).
Леопольд Бильфельд был женат на Минне Борнеман. Дом, в котором жила его семья и 4 поколения его потомков, находился на Кирочной улице №6(14).

Нетрудно заметить, что большая часть зданий, спроектированных Бильфельдом, построена в районе Михайловского проспекта. Авторитет его был так велик, что ему заказывали дома самые богатые и известные тифлисские немцы.

Давид Иванович Гримм.
Яркий представитель сословия "русских немцев", один из крупнейших мастеров "русско-византийского" стиля в храмовом зодчестве, Давид Иванович Гримм, родился 22 марта (4 апреля) 1823 г. в Санкт- Петербурге. Первоначальное образование получил в немецком училище св. Петра. По окончании, в 1841 году, поступил в Императорскую академию художеств. В 1848 году окончил академию с золотой медалью и званием художника 14 класса.
В 1849 году Д.И.Гримм отправляется в Закавказский край для изучения памятников церковного зодчества Грузии и Армении. За свой труд в изучении зодчества и, выполненные в многочисленных путешествиях эскизы и чертежи, удостоен звания академика. Ему принадлежит труд ,,Памятники христианской архитектуры Грузии и Армении,, (1866г.).
В 1860 году Д.И.Гримм становится профессором Академии художеств, а с 1892 года ректором архитектуры.
Педагогическая деятельность Гримма, однако, не ограничивается академией художеств. Он преподает ещё в нескольких учебных заведениях Петербурга, в том числе в институте гражданских инженеров. Всю свою творческую жизнь Д.И.Гримм посвятил своей второй родине, России и русскому церковному зодчеству. Он автор многочисленных архитектурных проектов, в том числе церквей, возведенных не только в России, но и во многих городах Европы.
Проект Тифлисского Александро-Невского военного собора, в память об окончании Кавказской войны, был составлен Д. И. Гриммом. в 1866 году. Его планировалось построить по Головинскому проспекту, на Гунибской площади. 6-го апреля 1871 года состоялась торжественная закладка собора. Однако, в 1890 году первоначальный план постройки был изменен. В 1891 году завершилось сооружение фундамента и началось строительство самого здания.
Строительством руководил инженер-полковник В. П. Герасимов. Внутри собора были размещены щиты с перечнями частей войск, участвовавших в покорении Кавказа, а также покрыты живописными изображениями и орнаментами, выполненными местными художниками Колчиным и Лонго. Собор имел электрическое освещение.
21 мая 1897 года собор был освящён.
Давид Иванович Гримм умер в Петербурге 9 (21) ноября 1898 года и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

В 1930 году, по указанию Берия , Александро-Невский военный собор был уничтожен. На его месте был построен Дом Правительства (в настоящее время — здание Парламента Грузии).

ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ШРЁТЕР
27 апреля (9 мая) 1839 г. – 16 апреля (29 апреля) 1901г.
По происхождению из балтийских немцев, отец — Александр Готлиб Шрётер (нем. Alexander Gottlieb Schröter).
Первоначальное образование получил в училище при лютеранской церкви св. Петра (Петришуле) в 1851—1856 г.г. Прошёл курс Императорской Академии художеств и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; затем в 1856—1862 г.г. обучался в Берлинской академия художеств. Закончил академию с золотой медалью. В 1858 принят в Берлинский союз архитекторов (нем. Berliner Architekten-Verein). Изучал архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии.
После возвращения в Санкт-Петербург был приглашен преподавать в Строительное училище, впоследствии преобразованное в Институт гражданских инженеров. В 1862 г. за представленные академии художеств свои работы, удостоен звания художника XIV класса и в 1864 г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. Представитель рационального направления эклектики. Любимый стиль Шрётера был немецкий ренессанс. Его характеризовали, как мастера, стремящегося «строить солидно, а вместе с тем экономно».
Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), им созданы проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе, он перестроил Мариинский театр (1880-е), построил вокзал в Одессе и т. д.
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором института гражданских инженеров, Шрётер состоял на государственной службе с 1867 года. 30 августа 1886 года получил чин действительного статского советника, позднее — чин действительного тайного советника.
В 1869 году в возрасте 30 лет, Виктор Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария – художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в Восточной Пруссии (ныне Вейхерово в Польше).
В. А. Шрётер похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

Проект в Тифлисе:
- Казенный театр на Головинском пр. – 1880-1896 г.г. ( Гос. театр оперы и балета им.Палиашвили) В разное время строительными работами руководили П.Штерн, А.Зальцман и А.Шимкевич.
https://www.neizvestniy-geniy....33881.html
* Аналогичная заметка была у Аиды Бабаджановой.

АЛЬБЕРТ ЗАЛЬЦМАН
(1833-1897г.г.) - родился в Тифлисе, в семье немецкого колониста.
После получения высшего образования, вернулся в Тифлис и стал одним из самых активных участников застройки города.

Наиболее известные из его проектов :
- Храм Славы (,,Голубая галерея,,) на Головинском проспекте - 1885-1888 г.г.
- Женская гимназия св.Ольги. 1874г. – ул.Лорис-Меликовская (напротив публичной библиотеки)
- Михайловская больница. 1865г. на Михайловском пр . ( Медик-консультант А.Либау)
- Католический костел имени Святых Петра и Павла. Освящен 16 октября 1877 года. В 1906 г. боковые алтари из итальянского и грузинского мрамора, а также мозаичный пол выполнены в мастерской Анджело Андреолетти (маркировка мастерской Андреолетти сохранилась у входа в храм).
- Здание городского собрания на углу ул.Пушкинской и Армянского базара. 1870 г. (разрушено)
- Реконструкция гостиницы ,, ОРИАНТ,, на Головинском проспекте 1895 г. (разрушено )
- Дом Шахназарова - Гановская 9 (инициалы на решетке дома сохранились)
- Дом Григола Мегвинова – Вильяминовская 10. - 1885г. (дом стоит на месте бывшей Крепостной стены)
- Дом Георгия Каракозова. 1889г. ул. Иашвили 15
- Доходный дом Тамамшева – ул. Пурцеладзе 16.
- Дом Бебутова. Ул. Гановская. 1865 г.
- Дом Зубалова – Дворцовая ул. 1880 г. (разрушен)
- Дом Сараджева – Дворцовая ул. – 1881г. (дом стоял рядом с д.Зубалова. Разрушен)
- Дом Екатерины Мухран-Батони – Петра Великого 9. 1862г.
- Жилой дом инженера Фердинанда Лемкуль – Леонидзе 10. – 1851г.
- Кавказский Музей 1868-1869г.г. на Головинском пр. 2-й этаж пристроен Л.Бильфельдом в 1879-1880 г.г.

Альберт Зальцман жил на Михайловском проспекте № 115 , в доме, построенном по собственному проекту.
Автор Аида Бабаджанова.
https://aidatiflis7.livejourna...%B0%D0%BD.

---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35682
Тифлис. Архитекторы. Бернардацци
БЕРНАРДАЦЦИ (Джованни-Баттиста) ИОГАН КАРЛОВИЧ - 1782-1842
БЕРНАРДАЦЦИ (Джузеппе-Марко) ИОСИФ КАРЛОВИЧ - 1788-1840

Династия Бернардацци, происходившая из Памбио, кантон Тичино ( близ города Лугано) итальянской Швейцарии, обосновалась на юге России при Александрe I. С ХУШ по ХХ-й века она подарила подарила Петербургу и России несколько поколений архитекторов, художников, мастеров прикладного искусства, множество специалистов по камню, декоративной отделке интерьеров.
Первым представителем рода Бернардацци в России был каменных дел мастер Винченцо Бернардацци. Он приехал в Петербург в 1745 году, работал в команде Ф.-Б.Растрелли при перестройке Аничкова дворца и строительстве Смольного собора.( Collapse )
Ещё один представитель рода Бернардацци - Антонио, в 1818 году получил назначение каменных дел мастером к О.Монферрану на строительство Исаакиевского собора. В 1822 году на строительной площадке собора появились два новых мастера-- его младшие братья Джузеппе-Марко и Джованни-Баттиста. После Санкт-Петербурга, братья Бернардацци переехали в Пятигорск и для них начался новый период , ставший яркой страницей в истории архитектуры юга России.
Принято считать, что оба брата были архитекторами, но на самом деле, им был только младший из братьев - Джузеппе, а Джованни был каменотесом высокой квалификации - ,,каменных дел мастером,, т.е. строителем. Такой творческий союз давал очень хорошщие результаты, объединяя профессиональные знания, житейский опыт и творческий процесс. Они были неразлучны в жизни и в работе. Судьба сложилась так, что они умерли молодыми , почти одновременно, с разницей всего в два года.
Михаил Семенович Воронцов в письме Николаю 1 писал: ,,После смерти братьев Бернардацци, оказавших величайшую пользу делу, которому они посвятили труд свой, на Водах нет никого достойного носить имя архитектора и всё, что ни сделано, сделано дурно,,. Похоронены они вместе на старом Пятигорском кладбище ,,Некрополь,,.
Сын Джузеппе – Александр тоже стал архитектором и многие годы являлся главным архитектором Кишинева. Именно этот период считается золотым веком в архитектуре города. Архитекторами стали и два его сына Александр и Евгений.

Проекты в Тифлисе:
- 3-х этажный дом на углу улиц Лорис-Меликовской и Пушкинской. (разрушен)
- Дом Зубалова на Эриванской пл.
Автор - Аида Бабаджанова
https://aidatiflis7.livejourna...%86%D0%B8.
Древний род Бернардацци происходит из селения Памбио в окрестности Лугано (Луганского округа) швейцарского кантона Тичино. Генеалогическое древо от XVI века до наших дней, составленное ныне историографом Флавио Бернардацци, насчитывает 47 мужских представителей этого семейства, и профессией многих из них является строительство и архитектура. Ныне известно, что, по крайней мере, десять представителей этого славного рода, приняли участие в строительстве Санкт-Петербурга с середины XVIII века до начала XX века, внеся существенный вклад в создание нынешнего облика этого уникального города-памятника.
Первым Бернардацци, прибывшим в Россию, стал Винценцо-Антонио, который родился 27 октября 1718 в Памбио у мастера Франческо-Джованни. Овладев семейным ремеслом, он большую часть года проводил на заработках в северной части Италии. В марте 1745 в Лугано он заключил контракт "на четыре года работы в Петербурге с оплатой по 250 рублей ежегодно" с женой Карло- Джузеппе Трезини, которому императрица Елизавета Петровна поручила вызвать в столицу около двадцати искусных мастеров каменных и штукатурных дел. По приезде в Петербург в конце мая 1745, Бернардацци первое время работал на перестройке Царскосельского дворца у арх.Ф.-Б.Растрелли, а затем - на строительстве комплекса Аничкова дворца на Фонтанке, который по проекту М.Земцова с 1741 императрица возводила для своего морганатического супруга Алексея Разумовского. С конца 1744 сооружением дворца руководил Ф.-Б.Растрелли, которому помогали "гезели" Г.Дмитриев и Карло-Джузеппе Трезини. Приглашенные мастера завершили возведение главного здания дворца, занялись его внутренним убранством, а также начали строить вспомогательные здания. Ими был полностью выстроен и отделан небольшой каменный театр (люстгауз) по проекту Карло-Джузеппе Трезини в саду близ дворца, который получил название "Итальянского, или Оперного дома". Незавершенное здание горело в 1748, но к 1750 было возобновлено. Оно находилось в районе нынешнего Александрийского театра и не сохранилось. В апреле 1749 Винченцо Бернардацци был переведен старшим каменным мастером на строительство зданий Воскресенского (Смольного) Монастыря по проекту Растрелли, где работами до 1755 руководил Христиан Кнобель, а затем - Василий Петров. На протяжении девяти лет, за исключением отпуска на родину в 1751-1752, Винченцо занимался возведением основных зданий монастыря, особенно собора. Кроме этого, он строил частные здания столицы, а также участвовал в работе различных комиссий. Так, летом 1756 он был членом особой Комиссии по восстановлению Петропавловского собора после пожара. По завершении каменных работ в Смольном монастыре Винченцо- Антонио, видимо, почувствовал себя больным и летом 1758 вернулся в Памбио, где и скончался 5 апреля 1761.
После отпуска Винченцо-Антонио Бернардацци, у его жены в Памбио родился 8 ноября 1752 единственный сын Карло-Франческо. По швейцарским источникам, он также стал мастером каменных дел, работал в Петербурге в начале XIX века и скончался в 1827. Карло был в России вместе со своим старшим сыном Антонио-Винченцо, который родился 18 декабря 1771 в Памбио, и, вероятно, со средним сыном Франческо(1779-1825). Об их совместной деятельности в этот период известно мало. Есть косвенные сведения, что они, вместе с Томазо Адамини, находились при строительстве разных казенных сооружений, вероятно, под руководством архитектора Джакомо Кваренги, получая годового жалованья около 2000 рублей каждый. Известно, что Антонио Бернардацци и Томазо Адамини участвовали в 1804-1807 в строительстве здания Екатерининского института на Фонтанке. Возможно, что они также занимались и возведением частных домов в северной столице. Бернардацци до 1812 в разное время вернулись в Памбио, в разгар наполеоновских войн.
После победы над Бонапартом император России Александр I начал новый период грандиозного строительства северной столицы. Члены рода Бернардацци по приглашению Луиджи Руска, навестившего в 1815-1816 родные места, снова уезжают из Памбио на заработки в Петербург, вместе с семьей Адамини из Бигоньо, с которыми Бернардацци связывали давние отношения. Весной 1816 сыновья Карло-Франческо Бернардацци - Антонио-Винченцо и Джузеппе-Марко, вместе с Томазо Адамини и его сыновьями Леоне и Доменико, приехали в столицу. По прибытию они, как и Адамини, были определены на обновление Аничкова дворца, который, после отьезда в Германию его владелицы великой княгини Екатерины Павловны, купил император Александр I, чтобы подарить своему брату, великому князю Николаю Павловичу к его женитьбе. В августе 1816 Антонио Бернардации, как и Томазо Адамини, по ходатайству придворного архитектора Л.Руска, был назначен каменных дел мастером при императорском Кабинете с ежегодным жалованием в 2000 рублей. Затем Антонио работал у Руска до весны 1818, когда известный зодчий навсегда покинул Россию. До конца 1818 он занимался перестройкой по проекту Л.Руска казенного дома генерал-прокурора на Итальянской улице,25. Затем, по рекомендации арх.А.Модюи, члена городского Комитета по делам строений и гидравлических работ, Антонио Бернардацци был назначен главным каменным мастером на перестройку Исаакиевского собора по проекту О.Монферрана. Он руководил бойкой свай и сооружением фундамента до мая 1820, когда у него возникли серьезные разногласия с автором проекта относительно сопряжения участков старого и нового фундаментов. Это привело затем к пересмотру особой комиссией первоначального проекта, где были выявлены существенные недостатки, и к полной остановке строительства собора весной 1822 по указу императора Антонио был направлен в Царское Село, где в течении года занимался ремонтом нижних сводов Камероновой галереи, зданий Китайской деревни и других дворцовых сооружений под наблюдением зодчих В.Стасова и А.Менеласа. Летом 1823 Антонио уехал в годичный отпуск на родину и "по семейным обстоятельствам" не смог вернуться в Россию, отчего в 1827 был уволен со службы при Кабинете. Он скончался 29 января 1838 в родном Памбио.
Джузеппе-Марко Бернардацци, самый младший сын мастера Карло-Франческо, родился 2 декабря 1788 в Памбио. Весной 1816 он, вместе со старшим братом Антонио и семейством Адамини приехал в Петербург. Следует отметить, что он на протяжении долгих лет был особенно дружен с Доменико Адамини. В 1816-1818 Джузеппе работал вместе с Адамини под руководством главного придворного зодчего Карло Росси в обновлении Аничкова Дворца и ремонте комнат второго, парадного этажа Зимнего Дворца, подготовляемых к женитьбе великого князя Николая Павловича летом 1817. Затем, с весны 1818 до весны 1819, он находился на перестройке Исаакиевского Собора, будучи помощником главного каменного мастера, а затем, по собственному желанию, вернулся к зодчему К.Росси, чтобы вместе с Томазо и Доменико Адамини принять участие в сооружении дворца для великого князя Михаила Павловича. Он был назначен каменных дел мастером при императорском Кабинете с ежегодным жалованием в 1000 рублей и проработал в этой должности до осени 1822, когда строительство здания Михайловского дворца было закончено вчерне. Ныне в этом здании располагается Русский Музей. В качестве награды Джузеппе был императорским указом пожалован чином 14 класса. Памятуя древний афоризм, что лучше быть первым в провинции, чем вторым в столице, Джузеппе и его старший брат Джованни-Баттиста в августе 1822 заключили с Медицинским Департаментом МВД выгодный контракт на строительство казенных зданий для Кавказских Минеральных Вод и, получив звания архитекторов, уехали на Горячие Воды в сентябре 1822. И, действительно, они стали самыми знаменитыми строителями известных курортов Кавказа. Будучи весной 1828 командирован в Петербург, Джузеппе пытался снова определиться на сооружение Исаакиевского собора, но безуспешно. Длительная, тяжелая болезнь подточила силы талантливого зодчего, и 5 октября 1840 Джузеппе скончался в Пятигорске, где и был похоронен.
Еще в мае 1819, по вызову своих братьев, опытный строитель Джованни- Баттиста, средний сын Карло-Франческо, родившийся 24 июля 1782 в Памбио, прибыл в Петербург, где сразу занял место каменного мастера на перестройке Исаакиевского Собора, взамен выбывшего Джузеппе-Марко. Отличаясь покладистым характером и изрядной добросовестностью, Джованни проработал здесь до лета 1822, не принимая участия в конфликте старшего брата Антония с Монферраном. Он также занимался устройством временной Исаакиевской церкви в западном крыле Адмиралтейства, освященной в декабре 1821. После остановки строительства собора, Джованни вместе с младшим братом Джузеппе-Марко уехал на Кавказ. Здесь он проявил себя как искусный строитель, реализуя проекты Джузеппе-Марко. Он тихо умер 22 ноября 1842 и, будучи бездетным, был похоронен в Пятигорске, рядом с любимым братом. Они не принимали российского подданства, надеясь вернуться на родину.
После смерти Антонио-Винченцо в начале 1838, его средний сын Джузеппе- Раймондо, который родился 2 августа 1816 в Памбио, закончил обучение в Миланской Академии Брера, приехал в Россию. Здесь, вместе с родным дядей Андреа Стафиери, он работал над украшением дворцов Императорской фамилии в обеих русских столицах. Большую часть своего пребывания в России он находился в Петербурге, где в 1850-1851 написал акварельную панораму Санкт-Петербурга. В 1859 он возвратился в Тичино и, прожив долгую и плодотворную жизнь, скончался 15 января 1891 в Лугано.
Сын Джузеппе-Марко Бернардацци и Вильгельмины Конради - Александр-Карл родился 1 июля 1831 в Пятигорске. После смерти отца он был определен летом 1843 в Петербургское Строительное Училище Главного Управления Путей Сообщения, которое успешно закончил, приняв российское подданство. В 1850 он был направлен в Кишинев, где стал первым городским архитектором. Александр-Карл Бернардацци был самым известным зодчим юго-западных областей Российской империи конца XIX века, и с 1878 жил в Одессе. Он приезжал в Петербург в командировки и в гости к друзьям. В декабре 1892 на 1-м съезде русских зодчих он сделал доклады о проектировании театров, о пожарной безопасности жилья и рациональном устройстве окон в жилых домах; в январе 1900 на 3-м съезде зодчих он выступил с программным докладом о народном музее будущего(который ныне стал хрестоматийным) и с сообщением о искусственном строительном камне. Он был почетным членом Совета петербургского Института Гражданских Инженеров(бывшее Строительное Училище). Его имя было присвоено золотой медали, которой Общество Гражданских Инженеров награждало за лучшие конкурсные работы. По случаю пятидесятилетия служебной деятельности Александра Бернардацци в 1900 солидные столичные журналы "Зодчий" и "Строитель" посвятили ему юбилейные номера. И хотя в Петербурге нет построек по его проектам, но его теоретические разработки, практические советы и рекомендации использовали в своей работе многие молодые петербургские архитекторы того времени. Зодчий скончался 14 августа 1907 на станции Фастов и был торжественно похоронен в Кишиневе, рядом с могилой матери.
Наиболее весомый вклад рода в петербургскую архитектуру внес старший сын Александра-Карла Бернардацци - Александр-Иосиф, который родился 2 мая 1871 в Кишиневе. Приехав в Петербург в 1892, он через два года поступил в Институт Гражданских Инженеров, затем перевелся в Академию Художеств и закончил ее в 1903 в мастерской профессора Леонтия Бенуа. В 1905-1911 им по своим проектам построены дача фабриканта Пека в Строгановском саду, известный "Дом-сказка" на Английском пр.(где сам зодчий прожил много лет), павильоны международной строительной выставки 1908 года на Каменном острове и помещение арт-кабаре "Бродячая собака" у Михайловского дворца, капитально перестроены Новый театр актрисы Веры Комиссаржевской на Офицерской ул. и доходный дом ее братьев в Коломне.
Из всех перечисленных зданий сохранился лишь дом братьев Комиссаржевских.
Александр-Иосиф также участвовал в различных архитектурных конкурсах, много преподавал. Летом 1911 он поступил на государственную службу архитектором в департамент Народного просвещения, участвовал в работе Строительного Комитета этого министерства, в проектировании и ремонте петербургских учебных заведений. С 1912 по 1916 по его проекту и под его наблюдением было построено здание Мужской Гимназии имени Цесаревича Алексея на северном берегу Фонтанки у Чернышева моста; здание сохранилось до наших дней. С 1914 он был также архитектором Больницы Всех Скорбящих. Летом 1917 Александр уехал на Урал для сооружения университета в Перми и Горного института в Екатеринбурге, откуда затем эмигрировал в Харбин (Китай), где и скончался от болезни 14 июня 1925.
Евгений - младший сын зодчего Александра-Карла Бернардацци от второго брака родился 10 августа 1883 в Одессе. В 1902 он стал учиться в столичном Институте Гражданских Инженеров, а весной 1906 продолжил свое образование в Германии, в Дармштатском Политехникуме, который закончил в 1908 с дипломом инженера-строителя. С 1911 Евгений работал в Петербурге как свободный архитектор, переняв частную практику у брата Александра-Иосифа, ушедшего на государственную службу; он участвует во многих архитектурных конкурсах, проявляя особый интерес к сооружению памятников в России. Среди его известных ныне работ в Петербурге - ремонт домов на Малой Посадской, принадлежащих Шарлю де-Риц-а-Порта, председателю Швейцарского благотворительного Общества, а также перестройка и надстройка особняка купца М.А.Гинзбурга на 11-й линии Васильевского острова; указанные здания сохранились. С весны 1913 до 1916 он был помощником зодчего С.С.Корвин-Круковского на строительстве здания Главного Казначейства на южном берегу Фонтанки у Чернышева моста. В смутное время после 1917 года Евгений уехал в Кишинев, где работал городским архитектором до самой смерти 7 апреля 1931 и был похоронен рядом с отцом. По имеющимся сведениям, братья Александр-Иосиф и Евгений не имели детей и поэтому, российская ветвь рода Бернардацци на них пресеклась.
Подводя итоги деятельности рода зодчих Бернардацци в Петербурге, можно отметить, что, в целом, они отдали этому городу около ста лет своей общей жизни и эта фамилия связана примерно с сорока местными постройками, среди которых много известных. Как правило, они временно жили в столице рядом с местом очередного строительства. Общее же число построек Бернардацци в Российской империи, от Петербурга до Тбилиси и от Кишинева до Харбина, составляло более трехсот, из которых сохранилось менее трети. В Кишиневе и Пятигорске ныне есть улицы имени Бернардацци, а пятигорское отделение Союза архитекторов ежегодно присуждает местным зодчим премию имени братьев Бернардацци за лучший осуществленный проект.
Автор:С.В. Боглачев
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35682
Тифлис Тбилиси в минувшем столетии
18.12.2013 
 
Vadim Gejadze 
Сегодня среди населения нашей столицы Тбилиси лишь единицы  помнят, как выглядел город в 20-30-х годах прошлого века. В основном это люди преклонного возраста, которым за 90 лет. Визуально они помнят, какие здания и строения стояли в центре города, какой транспорт обслуживал население столицы, каким было дорожное покрытие, где располагались базары и как они выглядели, какие кинотеатры действовали в ту эпоху и что показывали на киноэкранах, какие спектакли давали в оперном и драматическом театрах… На страницах прессы тех лет печатались сообщения о развитии инфраструктуры и совершенствовании хозяйственных функций столицы, о строительстве и вводе в эксплуатацию зданий и сооружений в связи с ускоренным территориальным ростом города. Этот процесс частично описан и в воспоминаниях заслуженного инженера Грузии Карло Моретти, академика Вахтанга Беридзе и других авторов.
Самым резонансным проектом, осуществленным в двадцатых годах прошлого столетия, было строительство Земо Авчальской гидроэлектростанции. Как известно, из 44-х маломощных электростанций, имеющихся в Тбилиси на 1921 год, все, кроме двух, принадлежали частным лицам, и даже частично не могли удовлетворить растущую потребность столицы в электроэнергии, из-за быстрого роста города, а заодно и его промышленности. Строительство первой очереди ЗАГЭС началось в 1922 году, и в 1927-м Тбилиси получил первую электроэнергию ЗАГЭС. Работы второй очереди начались в 1930-м и закончились в 1938 году. В ту эпоху ЗАГЭС считалась одной из мощных гидроэлектростанций в союзе и сыграла большую роль в деле развития промышленности и электротранспорта Тбилиси. Резко увеличилось и потребление электроэнергии населением Тбилиси. На 1927 год, согласно переписи, население столицы составляло около 300 тысяч человек.
Автором комплекса строений ЗАГЭСа, этого первого произведения грузинской советской архитектуры, является архитектор Анатолий Николаевч Кальгин. До этого (в 1912 году) разработанный им в содружестве с художником Генриком Гриневским проект по строительству Грузинского дворянского банка (ныне Парламентская библиотека), в который включено множество элементов грузинской архитектуры, одержал победу на конкурсе. Здание банка по этому проекту построили за три года. В проекте ЗАГЭСа «архитектор вновь с большим художественным тактом использовал национальную форму», — писал академик Беридзе, который оставил нам интересное воспоминание о Кальгине. «…У него был сильный темперамент и «взрывной» характер. Любил грузинские памятники. Когда бывали у памятника, он очень экспансивно выражал свои чувства. Как-то в Самшвилде подошли к Сиони, я сказал: «Анатолий Николаевич, не правда ли, чудесная вещь?». Он будто действительно взорвался: «Поррразительная! Изумительная! Смеррртельная!» И после паузы: «Ой-ой-ой, матушки!»
Супругой Анатолия Кальгина была грузинка, литератор Дария Ведребисели. Скончался Кальгин в 1943-м году, в возрасте 68 лет. Им обмерены значительные памятники грузинской архитектуры Тао-Кларджети – Бана, Ошки, Хахули… в экспедициях, руководимых Эквтиме Такаишвили. Согласно завещанию, его похоронили во Мцхета в ограде храма Самтавро, рядом с могилой жены. Их надгробные плиты, поврежденные в прошлом, ныне обновлены.
Тбилиси 20-х годов ХХ века по занимаемой площади был намного меньше, чем современная столица нашей страны. По имеющимся данным, площадь города в 1922 году достигала 2800 гектаров, в том числе застроенная площадь равнялась 1460 гектарам, а остальная приходилась на скверы, сады и виноградники, кладбища и неиспользованные земли. Для сравнения, в 1960 году, когда утвердили новые границы Тбилиси, в которые вошли деревни Багеби, Окрокана, Дигоми, Земо и Квемо Авчала, Соганлуги (Поничала), общая территория города достигла 26070 гектаров, в том числе застроенная территория увеличилась до 7900 гектаров. В 1985 году эти цифры выглядели так: общая площадь – 35 тысяч гектаров, застроенная – 14000 гектаров. Вся индустрия Тбилиси 20-х годов образовалась еще в дореволюционное время и состояла из железнодорожных мастерских, завода по переработке кожи, кирпичного и черепичного заводов, табачной, мыловаренной, обувной фабрик и фабрики гнутой мебели. Тогдашний Тбилиси имел значение как культурный и административный центр – уже существовало несколько высших учебных заведений, в том числе университет, основанный в 1818 году и консерватория, основанная в 1919 году. В 1922 году была создана Академия художеств, а в 1928 году открылся Грузинский политехнический институт, который зародился в недрах ТГУ как факультет и стал независимым учебным заведением. Таким же образом трансформировались агрономический и лечебный факультеты ТГУ соответственно в Сельскохозяйственный и Медицинский институты в 1930 году. В 20-х годах в Тбилиси функционировало несколько театров – Драматический театр имени Руставели, Театр оперы и балета, «Красный театр» в здании нынешнего театра Марджанишвили, было и несколько клубных рабочих театров. Еще в 1919 году в оперном театре осуществились постановки трех национальных опер композиторов Аракишвили, Палиашвили и Долидзе. В 1923 году к ним добавилась опера Палиашвили «Даиси», а в 1926 году опера Баланчивадзе «Тамар коварная» (позже переименованная на «Дареджан коварную»).
В тогдашнем Тбилиси функционировало шесть кинотеатров. Со слов инженера Карло Моретти, в дореволюционном Тифлисе на бывшем Михайловском проспекте, уже в 1914 году были воздвигнуты два замечательных кинотеатра. На одном из них – кинотеатре «Аполло» пришлось работать и ему в качестве ученика скульптора Карла Соучека. Владельцем кинотеатра «Аполло» был Гегель, немец по происхождению, который поначалу всю работу по отделке здания заказал немецким фирмам, однако после того как была сделана лепка в вестибюле второго этажа, договор был расторгнут и все работы были переданы чеху А.Новаку. Поэтому во внутренней лепке здания получилось смешение стилей. В зрительном зале лепка выполнена в стиле модерн, в вестибюле первого этажа в стиле ампир, стиль второго этажа неоднородный, а фасад здания выполнен в стиле модерн.
Недалеко от кинотеатра «Аполло» итальянцы братья Риччи построили кинотеатр «Палас». В отличие от владельца кинотеатра «Аполло», который больше заботился об увеличении количества мест в зрительном зале, братья Риччи уделили большую площадь вестибюлю кинотеатра «Палас» и так прекрасно его оформили, что тбилисцы и гости нашей столицы и сегодня любуются красотой большого вестибюля, который вместе с зрительным залом, построенным к концу ХХ века, функционирует как концертный зал симфонической музыки имени Джансуга Кахидзе. После советизации кинотеатр «Аполло» переименовали в «Октябрь»*, а кинотеатр «Палас» в «Амирани»**. Были и другие кинотеатры. На том же Михайловском проспекте находился кинотеатр «Глобус», позже переименованный в «Комсомолец»***, который ничем запоминающимся не отличался. Еще один кинотеатр, достойный упоминания – это кинотеатр «Миньон», построенный под внутренним двором гостиницы «Мажестик» (позже «Тбилиси» на проспекте Руставели), по желанию хозяев, которые хотели иметь при гостинице кинотеатр. Это подвальное помещение выходило на улицу Барятинского (позже Джорджиашвили, ныне Чантурия). После советизации кинотеатр «Миньон» был переименован в «Тбилиси». Все эти кинотеатры продолжали выполнять свои функции и в 20-х годах, и еще долго служили населению Тбилиси.
В те годы в Тбилиси не была сформирована система музеев. Музеи, созданные до революции и приютившиеся в здании ТГУ, не имели экспозиции и фактически представляли собой склад собранных экспонатов. Лишь бывшее здание Музея славы, созданное по проекту Альберта Зальцмана (на проспекте Руставели)**** выполняло и выполняет функцию картинной галереи. Академик Вахтанг Беридзе писал, что интересную работу вел городской музей, во главе которого стоял большой энтузиаст Николоз Бадриашвили. В этом музее хранились материалы по истории коммунального хозяйства Тбилиси. Именно в двадцатые годы по заказу городского музея художниками Александром Цимакуридзе, Борисом Фогелем и Давидом Гвелесиани были созданы прекрасные картины разных уголков Тбилиси. К сожалению, и у этого музея не было выставочных залов, он занимал бывшую церковь Феодосия на проспекте Руставели, где потом располагался шахматный клуб, в котором проходили чемпионаты Тбилиси и Грузии по шахматам.
Одним из характерных внешних штрихов двадцатых годов в Тбилиси была поспешная замена старых названий улиц и площадей. В Тбилиси не существовало ни одной улицы, носящей имя грузинского деятеля. В основном, улицы носили имена членов императорской фамилии России, наместников императора на Кавказе, генералов и писателей России. На городской карте появились улицы Сулхан-Саба, Бесики, Бараташвили, Мачабели, Акакия Церетели, Важа Пшавела… Но были и непростительные промахи в этой кампании. Академик Вахтанг Беридзе писал: «Не знаю, кто был в Тбилисском Горсовете почитателем террористов, но думаю, ни в одном городе союза не найдется такого количества улиц, носящих имена стольких террористов (грузин и русских), сколько имеется в Тбилиси».
Долгое время население Тбилиси обслуживал лишь один вид общественного транспорта – трамвай. Первая линия электротрамвая была задействована в конце 1904 года. Узкоколейную систему трамвая и трамвайные вагоны построила бельгийская компания. В годы независимости Грузии на вагонах тбилисского трамвая красовался герб Грузинской демократической республики. После советизации были созданы новые ширококолейные трамвайные линии по советскому стандарту, которые эксплуатировались параллельно с бельгийскими узкоколейными линиями. Узкоколейные линии просуществовали в Тбилиси до 1942 года. В 1933 году к трамваю добавился еще один вид общественного транспорта – автобус, а в 1937 году в Тбилиси появились и первые троллейбусы. С 1989 года постепенно стали упразднять существующие трамвайные линии. К 2000 году старая и изношенная система трамвая далеко отстала не только от современного, но и от советского стандарта. В декабре 2006 года Авчальское депо и последний №12 маршрут прекратили существование.
Из объектов, введенных в эксплуатацию в 20-х годах, следует выделить Тбилисский зоопарк, созданный в 1927 году в ущелье реки Вере, русский ТЮЗ (1927 год), грузинский ТЮЗ (1928 год), а также шелкоткацкую и камвольно-суконную фабрики (1929 год). В 30-х годах ХХ столетия шла интенсивная работа по строительству и модернизации Тбилиси. Плоды этой работы приносили радость тбилисцам, хотя широкая волна репрессий, развязанная тоталитаризмом, достигшая своего апогея в 1937 году, омрачала ее. В 1933 году завершилась работа по строительству первой очереди Натахтарского водопровода, и тбилисцы получили высококачественную воду Арагвских фильтратов. 1934 год запомнился любителям искусства тем, что в этот год открылся Государственный музей искусства и Тбилисский театр музыкальной комедии. Порадовались и любители спорта и болельщики футбола, — строительство тбилисского стадиона «Динамо» по проекту талантливого архитектора Арчила Курдиани, начавшееся в 1933 году, подходило к концу. 7 сентября 1936 года на тбилисском стадионе «Динамо» состоялся первый матч футболистов «Динамо» Тбилиси с одноклубниками из Киева. Этот матч для тогдашнего новичка «Динамо» Тбилиси закончился вничью – 2:2. В тот год динамовцы Тбилиси стали обладателями бронзовых медалей чемпионата СССР. Последним штрихом в развитии Тбилиси 30-х годов было завершение строительства Парка культуры и отдыха на Мтацминдском плато (1936-1938 года) по проекту Захария Курдиани при участии Н.Курдиани и архитектора-дендролога Е.Цицишвили, а также верхней станции фуникулера по проекту Захария Курдиани (совместно с Н.Курдиани, при участии Н.Волобуева).

Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ
https://tbilisi.media/cultures...-stoletii/

* Кинотеатр "Октябрь" на проспекте Плеханова - красивый внутри. Как-то покупал билет
на премьеру кинофильма "Фантомас разбушевался", из очереди вышел в полностью мокрой рубашке, но
с билетом. Многие просили выпустить из очереди, так как давка была приличной.
** Кинотеатр "Амирани" на пр. Плезханова имел красивый холл, на потолке красовалось прекрасное художественное панно и
сам зал был очень уютный. Кроме основного зала, существовал еще один, небольшой – для хроники и мультфильмов.
*** У касс кинотеатра "Комсомолец", расположенного на том же проспекте, вечно крутились несознательные подростки,
выпрашивающие мелочь.
**** был построен на Головинском проспекте, переименованный в пр. Руставели
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35682
Оставившие заметный след в грузинской культуре
09.12.2013 
 
Vadim Gejadze 
На протяжении многих лет представители разных национальностей, постоянно или временно проживающие в Грузии*, художники, скульпторы, архитекторы, историки искусства, музыканты, деятели театра и кино, ботаники, специалисты ландшафтной архитектуры и декоративного садоводства оставили заметный след в развитии культуры нашей страны. Имена некоторых из них помнят и сейчас, в основном представители старшего поколения, других позабыли, а некоторых не знают вообще. Известный грузинский академик, доктор искусствоведения и бывший директор Института истории грузинского искусства имени Георгия Чубинашвили Вахтанг Беридзе, скончавшийся в 2000 году, в своей замечательной книге «Воспоминания» воскресил память о многих из них, зная их лично, и напомнил читателям о их бескорыстной деятельности на благо возрождения грузинской культуры.
Среди деятелей грузинской культуры видное место занимает наша землячка, коренная жительница тогдашнего Тифлиса, исследовательница грузинского искусства, доктор исторических наук Рене Оскаровна Шмерлинг. Она была единственным ребенком знаменитого тифлисского живописца, графика, педагога Тбилисской академии художеств и одного из основоположников грузинской карикатуры Оскара Ивановича Шмерлинга**, о котором я писал в «Головинском проспекте» (№21, 2008 г.). Дедушка Рене Шмерлинг, Иван, был женат на родной сестре известного тифлисского архитектора Альберта Зальцмана — Матильде. Таким образом, сестра известного архитектора Матильда Зальцман приходилась Рене бабушкой. Рене часто говорила: «Мы, Шмерлинги, являемся коренными тбилисцами… Мой отец был грузинским художником…». «Родилась Рене Шмерлинг 5 декабря 1901 года. В будущем году ей исполнится 115 лет со дня рождения. В 1918 году она стала посещать училище живописи и ваяния, которое основал ее отец. Больше всех ее привлекала графика, в которой она добилась определенного успеха. Одновременно Рене работала в театре драмы помощником декоратора. Как известно, в мае 1922 года открылась Тбилисская академия художеств, ректором которой стал будущий ее директор по Институту истории грузинского искусства, академик Георгий Чубинашвили, а преподавателем вместе с другими художниками, скульпторами и архитекторами пригласили ее отца Оскара Шмерлинга. Рене поступила в Тбилисскую академию художеств и, окончив ее в 1929 году, стала работать в Государственном музее Грузии. Следует отметить, что несколько работ Рене Шмерлинг хранятся в Национальном музее Грузии, в том числе и карандашный портрет отца. С 1941 года Рене начала работать в Институте истории грузинского искусства, директором которого со дня его основания был академик Георгий Чубинашвили. В институте вместе с ней работали ее коллеги, в дальнейшем выдающиеся ученые по истории искусства Грузии, такие как доктор архитектуры Русудан Меписашвили, заслуженные деятели искусства Грузии Тинатин Вирсаладзе (сестра прославленного художника Солико Вирсаладзе) и Леван (Лео) Рчеулишвили, будущий академик и директор этого института Вахтанг Беридзе, который оставил интересное воспоминание о своей старшей коллеге Рене Шмерлинг в вышеупомянутой книге.
По словам Вахтанга Беридзе, они вместе работали более четверти века. Ее отец – известный художник-карикатурист Оскар Шмерлинг (О.Шлинг) был активным сотрудником дореволюционной тифлисской прессы и создал целую галерею типажей старого Тифлиса. Как педагог, он внес определенную лепту в дело развития художественного образования в городе. Мать Рене была наполовину француженкой. Рене полностью была связана с родным Тбилиси и Грузией. Она знала грузинский язык, но говорила по-грузински редко, так же как и ее директор академик Георгий Чубинашвили, который хотя и знал грузинский, но стеснялся своего акцента, так как, родившись в Петербурге, поздно выучил грузинский язык. Рене прекрасно знала древнюю грузинскую палеографию (наука, изучающая памятники древней письменности). Когда Вахтанг Беридзе и Рене Шмерлинг стали коллегами по институту, Рене со своей матерью жила в начале Судебной улицы (ныне улица братьев Зубалашвили). К этому времени отца Рене Оскара Шмерлинга не было в живых, он скончался в январе 1938 года. В своих «Воспоминаниях» Вахтанг Беридзе пишет о ней: «Она была хрупкой, с узкими плечами, очень худая, белокурая, с очень светлыми глазами. История искусства увлекала ее еще тогда, когда она училась в Тбилисской академии художеств на факультете графики. Посещала она и лекции факультета архитектуры. Начиная с того времени, до конца своей жизни она была преданным сотрудником Георгия Чубинашвили и фанатиком своего дела. Однако это ей не мешало интересоваться литературой, другими сферами искусства.
Как график, она обладала виртуозной техникой, никто не мог так, как она, графически передать грузинский архитектурный орнамент. Как историк искусства, Рене обладала широкой эрудицией. Предметами ее исследований были средневековое грузинское зодчество, преимущественно архитектурный декор и украшение древних грузинских рукописей. В обеих отраслях Рене оставила капитальные труды (большая монография о грузинских иконостасах, двухтомное исследование «Художественное оформление грузинской рукописной книги в IX-XI веках»). Ее перу принадлежат очерки по храмам Самтавро, Хциси, Икви, путеводители по окрестностям Тбилиси и памятникам по Военно-Грузинской дороге (эти две последние в соавторстве с другими). Она обошла почти всю Грузию, ознакомилась с множеством памятников древности и досконально описала их, сопроводив прекрасными зарисовками… Она обожала природу и мир животных нашей страны…». Вахтанг Беридзе рассказал забавную историю, происшедшую с ним в Ереване, куда он ездил с группой наших архитекторов на встречу архитекторов трех республик Закавказья. Из-за любви Рене Шмерлинг к птичкам однажды он чуть не попал в беду. Рене попросила его доставить корм для птичек к Лидии Дурново, известному специалисту по древнему художеству, которая жила в Ереване и покровительствовала малым пернатым, особенно больным и раненным. Вахтанг согласился, взял картонную коробку, не обратив внимания, что в ней были проделаны дырочки… Когда он приближался к Еревану, увидел, что по постели ползали маленькие червячки, оказывается, корм был живым. Проводница, убирающая постель, тоже увидела это. Когда поезд приблизился к вокзалу, Вахтанг увидел, как к его вагону бежала Дурново. Все вышли из вагона, хозяева радушно пригласили их к машинам, но к Вахтангу приблизился сотрудник МВД в форме и попросил вместе с Дурново следовать за ним. Начался допрос. Вахтанг рассказал, кто он и о причине своего приезда. Записав номер паспорта, его освободили, а вот Лидию Дурново продержали долго, пока сотрудник зоопарка не подтвердил, что эти черви безобидные.
Рене Шмерлинг скончалась в феврале 1967 года. С ее смертью грузинская наука потеряла ученого с глубокими знаниями и исключительным талантом, она приносила большую пользу коллегам и молодым аспирантам. Рене Шмерлинг оставила глубокий след в истории грузинского искусства.
Не меньшую заслугу имеет перед своей родиной замечательный архитектор Николай Павлович Северов. Прогуливаясь по проспекту Руставели, тбилисцы и особенно гости нашей столицы непременно обращают внимание на два импозантных здания, которые отделяет друг от друга улица Пурцеладзе. Одно из них — кинотеатр имени Руставели, украшенный фигурами работы скульпторов Валентина Топуридзе и Шота Микатадзе, а другое – Государственный музей имени Симона Джанашия (входит в состав национального музея Грузии). Многие, наверное, не знают, что оба эти здания созданы по проектам архитектора Николая Северова. По поводу проектирования и строительства музея имени Джанашия следует совершить небольшой экскурс в прошлое. Изначально на этом месте планировалось построить новое здание Кавказского музея по проекту, разработанному известным тифлисским архитектором Корнелием Татищевым в 1910 году. Проект был решен в исламском стиле.
По словам академика Беридзе, вновь всплыли порталы мечети со стрельчатыми сводами и минаретами, сталактитовыми фризами и цветными глазурированными плитками, которые должны были украсить центральный фасад. Через три года первоначальный проект заменили новым, который еще больше был «иранизирован» и представлял собой пеструю смесь мечети и караван-сарая, и в центре города хотели воздвигнуть это здание в ультраисламском стиле, где должны были разместить экспонаты кавказской и, в частности, грузинской культуры. Этот проект был разработан Михаилом Непринцевым. Строительство так и началось по этому проекту, но было приостановлено из-за начавшейся Первой мировой войны. Потом была революция, короткая эпоха независимости Грузии и только в 1927 году правительство обратило внимание на строительство музея. Поручение было дано Николаю Северову, который и разработал проект реконструкции Музея истории и археологии Грузии. Практически он разработал новый проект, убрав полностью исламские элементы. Современное здание музея имени Джанашия является плодом работы Северова.
Николай Северов родился в Тифлисе в 1887 году. Окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров и с 1918 года на протяжении 30-ти лет работал в Тбилиси. Он был одним из основателей и профессоров Тбилисской академии художеств и возглавлял факультет архитектуры. Долгое время он находился на посту председателя Союза архитекторов Грузии. Неоценим его вклад в дело научной фиксации древних грузинских памятников архитектуры. Он стал незаменимым помощником Георгия Чубинашвили. Они вместе обошли горы и долины Грузии, измерили множество архитектурных памятников. В Институте истории грузинского искусства он долгое время руководил отделом архитектуры. Вахтанг Беридзе тепло отзывается о нем: «Общение с ним было легким и приятным. Он не любил никаких осложнений… Просто решал практические вопросы. Во всем предпочитал определенность и ясность. Обладал чувством юмора, а лицо было таким, будто готов был рассмеяться: вздернутый нос, маленькие лукавые глаза (но с доброжелательным выражением)… Когда были в экспедиции, никогда не отставал, хотя по возрасту годился нам в отцы…».
Для коллектива института обидным и непонятным было его решение переселиться в Киев в 1948 году. Он искренне любил Грузию, грузинские памятники искусства, которым посвятил не одну монографию. В Тбилиси он оставлял друзей, учеников, образцы своего творчества… В Киеве ему предложили должность академика-секретаря Академии архитектуры Украины. В 1957 году отмечали его 70-летие со дня рождения. Институт истории грузинского искусства послал в Киев на юбилейное мероприятие делегацию в составе Рене Шмерлинг, Русудан Меписашвили, Тинатин Вирсаладзе и Шакро Маисурадзе. Повезли ему подарки. Его радости не было предела. На третий день, когда пошли к нему попрощаться, то не застали в живых, и Рене Шмерлинг пришлось произнести речь на его похоронах. После его смерти остались в Тбилиси его детища – здания, кроме вышеуказанных и другие, а также бывший мост имени Челюскинцев (ныне мост имени царицы Тамар), спроектированный совместно с инженерами Завриевым и Словинским. Все они продолжают жить.
Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ
https://tbilisi.media/cultures...y-kulture/
* Грузия( сначала Картли-Кахетинское царство) с 1801 года в составе Российской империи,
В 1810 году в состав Российской империи было включено Имеретинское царство,
в 1811 году упразднена автономия Гурийского княжества, В 1811 г. рус­ские войска
взяли крепость Ахалкалаки. Летом 1828 г. русские войска взяли Поти, Ахалцих.
В 1867 г. - упразднено княжество Мингрелия
с 1918 - 1921 Грузинская демократическая республика
в 1921 г. установлена советская власть
с 1922 г. в составе Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР)
с 5 декабря 1936 года — входила непосредственно в состав СССР как союзная республика.
** российский художник.
---
Снегиревы
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15 16 * 17 18 19 20 ... 30 31 32 33 34 35 Вперед →
Модератор: MarinaM
Вверх ⇈