Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тифлис-Тбилиси, ссылки, фото

Тифлис и Тбилиси, старые фотографии и открытки, интересные ссылки; недавние фотографии Тбилиси

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15 16 * 17 18 19 20 ... 30 31 32 33 34 35 Вперед →
Модератор: MarinaM
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
И еще вид Тбилиси (см. ссылку выше)
Тбилиси. Крепость Нарикала
(были, видели, гуляли, лазили по старой крепости)

Прикрепленный файл: Тбилиси,замок,подсветка.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
и еще Тбилиси (по ссылке)
(и по новому голубому мосту гуляли, и рядом с мостом были: не понравилось)

Прикрепленный файл: iVZEDMIF6.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
и еще фото Тбилиси (по ссылке)
Метехский храм, памятник Вахтангу Горгасали, река Кура

Прикрепленный файл: iGQJHJ58W.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
и еще Тбилиси
( видели, - наверное, с веранды того же миниотеля)

Прикрепленный файл: iO5C00SAC.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
И этот снимок (из одноклассников)
очень нравится, были здесь, все это видели.. были у плачущей скалы; побывала и над плачущей скалой (с капающими ручьями) за старыми стенам в саду с розами, смотрела на город с круглого балкона старой башни стены (женской обители-монастыря).. Дворец грузинской царицы Дареджан, сохранившаяся часть крепостных стен
Памятник Вахтангу Горгасами, царю, основателю Тифлиса
https://www.youtube.com/watch?v=fubId2j7d6s

Прикрепленный файл: iF2NCV03O_1.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
(одноклассники, тема: Тбилиси)

Прикрепленный файл: i4M7SQ47K.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1070
Грибоедов
(из той же ссылки одноклассников, тема-Тбилиси)

Прикрепленный файл: iJ6BIV35G.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35687
Тифлис. Грузинские князья в почетном карауле Великого Князя Михаила Николаевича.
file.php?fid=552546&key=1824264318
https://alisha-96.livejournal.com/7439.html
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35687
Тифлис Российские архитекторы -немцы по национальности.
ЛЕОПОЛЬД БИЛЬФЕЛЬД *
(1838-1921) - родился в 1838 году в Ганновере (Германия). Отец – инженер-архитектор был удостоен дворянского звания за вклад в строительство в городе Ольденбурге . Архитектурное образование Леопольд Бильфельд получил в Германии и Дании, а завершил его в Санкт-Петербурге в 1867 году, получив звание классного художника при Совете Императорской Академии художеств.
В 1868 году зачислен на должность старшего архитектора в Управлении почтовым округом. В Тифлисе он купил участок земли на Кирочной улице, где и построил собственный дом, в котором жила его семья.
Леопольду Бильфельду за вклад в архитектуру Тифлиса были пожалованы ордена святого Станислава 3-й степени и святой Анны 3-й степени.
Леопольд Бильфельд внес значительный вклад в строительство Тифлиса. По его проектам построено множество общественных зданий и жилых домов. Изучение храмовых построек Кавказа позволило ему создать блестящий проект реконструкции Квашветской церкви, с использованием элементов национального грузинского орнамента.
Все здания, построенные этим замечательным архитектором являются несомненным украшением города.
Из наиболее известных проектов в Тифлисе:

- Реконструкция Квашветской церкви. 1910г. по образцу Самтависи. Мраморные работы и эскизы резьбы по камню выполнены мастерской Андреолетти. Усыпальница Бараташвили – арх.Рогойский, ограда – О.Симонсон.
- Лютеранская церковь – 1894-1897 г.г. на ул.Кирочной. Разрушена в 1940г.
_- комплекс магнитно-метеорологической станции и обсерватории (1871г.) – реконструкция в 1880-1882 г.г.
- Гостиница ,,ВЕТЦЕЛЬ,, ( известная тбилисцам, как гост. ,,РУСТАВИ,,) на Михайловском
проспекте. Построена в 1911 году.

ЧАСТНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА:
- Дом Гирцеля -1876г. Михайловский пр. 77 – ранняя работа архитектора (Здание примыкало к дому Иогана Майера).
- Дом Евфросинии Мартиновской. Михайловский пр. Начало ХХ века.
- Дом Сливицкого - 1879г. Михайловский пр. 46
- Дом Ветцеля - 1882г. ул.Пастера 4.
- Дом Карла Куглера. 1892г.
- Дом Эмиля Ауфермана. 1913г. -ул.Великокняжеская
- Дом Земмеля - 1910г. ул.Узнадзе.

-Дом Майера. (одноэтажный) 1881г. Михайловский пр. 73.(Майер, владевший довольно большими участками земли заказал несколько домов Л.Бильфельду).
По проекту Л.Бильфельда рядом с домом, в 1892 г.устроен и сад Майера (ныне Сад Роз).
Леопольд Бильфельд был женат на Минне Борнеман. Дом, в котором жила его семья и 4 поколения его потомков, находился на Кирочной улице №6(14).

Нетрудно заметить, что большая часть зданий, спроектированных Бильфельдом, построена в районе Михайловского проспекта. Авторитет его был так велик, что ему заказывали дома самые богатые и известные тифлисские немцы.

Давид Иванович Гримм.
Яркий представитель сословия "русских немцев", один из крупнейших мастеров "русско-византийского" стиля в храмовом зодчестве, Давид Иванович Гримм, родился 22 марта (4 апреля) 1823 г. в Санкт- Петербурге. Первоначальное образование получил в немецком училище св. Петра. По окончании, в 1841 году, поступил в Императорскую академию художеств. В 1848 году окончил академию с золотой медалью и званием художника 14 класса.
В 1849 году Д.И.Гримм отправляется в Закавказский край для изучения памятников церковного зодчества Грузии и Армении. За свой труд в изучении зодчества и, выполненные в многочисленных путешествиях эскизы и чертежи, удостоен звания академика. Ему принадлежит труд ,,Памятники христианской архитектуры Грузии и Армении,, (1866г.).
В 1860 году Д.И.Гримм становится профессором Академии художеств, а с 1892 года ректором архитектуры.
Педагогическая деятельность Гримма, однако, не ограничивается академией художеств. Он преподает ещё в нескольких учебных заведениях Петербурга, в том числе в институте гражданских инженеров. Всю свою творческую жизнь Д.И.Гримм посвятил своей второй родине, России и русскому церковному зодчеству. Он автор многочисленных архитектурных проектов, в том числе церквей, возведенных не только в России, но и во многих городах Европы.
Проект Тифлисского Александро-Невского военного собора, в память об окончании Кавказской войны, был составлен Д. И. Гриммом. в 1866 году. Его планировалось построить по Головинскому проспекту, на Гунибской площади. 6-го апреля 1871 года состоялась торжественная закладка собора. Однако, в 1890 году первоначальный план постройки был изменен. В 1891 году завершилось сооружение фундамента и началось строительство самого здания.
Строительством руководил инженер-полковник В. П. Герасимов. Внутри собора были размещены щиты с перечнями частей войск, участвовавших в покорении Кавказа, а также покрыты живописными изображениями и орнаментами, выполненными местными художниками Колчиным и Лонго. Собор имел электрическое освещение.
21 мая 1897 года собор был освящён.
Давид Иванович Гримм умер в Петербурге 9 (21) ноября 1898 года и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

В 1930 году, по указанию Берия , Александро-Невский военный собор был уничтожен. На его месте был построен Дом Правительства (в настоящее время — здание Парламента Грузии).

ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ШРЁТЕР
27 апреля (9 мая) 1839 г. – 16 апреля (29 апреля) 1901г.
По происхождению из балтийских немцев, отец — Александр Готлиб Шрётер (нем. Alexander Gottlieb Schröter).
Первоначальное образование получил в училище при лютеранской церкви св. Петра (Петришуле) в 1851—1856 г.г. Прошёл курс Императорской Академии художеств и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; затем в 1856—1862 г.г. обучался в Берлинской академия художеств. Закончил академию с золотой медалью. В 1858 принят в Берлинский союз архитекторов (нем. Berliner Architekten-Verein). Изучал архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии.
После возвращения в Санкт-Петербург был приглашен преподавать в Строительное училище, впоследствии преобразованное в Институт гражданских инженеров. В 1862 г. за представленные академии художеств свои работы, удостоен звания художника XIV класса и в 1864 г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. Представитель рационального направления эклектики. Любимый стиль Шрётера был немецкий ренессанс. Его характеризовали, как мастера, стремящегося «строить солидно, а вместе с тем экономно».
Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), им созданы проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе, он перестроил Мариинский театр (1880-е), построил вокзал в Одессе и т. д.
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором института гражданских инженеров, Шрётер состоял на государственной службе с 1867 года. 30 августа 1886 года получил чин действительного статского советника, позднее — чин действительного тайного советника.
В 1869 году в возрасте 30 лет, Виктор Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария – художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в Восточной Пруссии (ныне Вейхерово в Польше).
В. А. Шрётер похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

Проект в Тифлисе:
- Казенный театр на Головинском пр. – 1880-1896 г.г. ( Гос. театр оперы и балета им.Палиашвили) В разное время строительными работами руководили П.Штерн, А.Зальцман и А.Шимкевич.
https://www.neizvestniy-geniy....33881.html
* Аналогичная заметка была у Аиды Бабаджановой.

АЛЬБЕРТ ЗАЛЬЦМАН
(1833-1897г.г.) - родился в Тифлисе, в семье немецкого колониста.
После получения высшего образования, вернулся в Тифлис и стал одним из самых активных участников застройки города.

Наиболее известные из его проектов :
- Храм Славы (,,Голубая галерея,,) на Головинском проспекте - 1885-1888 г.г.
- Женская гимназия св.Ольги. 1874г. – ул.Лорис-Меликовская (напротив публичной библиотеки)
- Михайловская больница. 1865г. на Михайловском пр . ( Медик-консультант А.Либау)
- Католический костел имени Святых Петра и Павла. Освящен 16 октября 1877 года. В 1906 г. боковые алтари из итальянского и грузинского мрамора, а также мозаичный пол выполнены в мастерской Анджело Андреолетти (маркировка мастерской Андреолетти сохранилась у входа в храм).
- Здание городского собрания на углу ул.Пушкинской и Армянского базара. 1870 г. (разрушено)
- Реконструкция гостиницы ,, ОРИАНТ,, на Головинском проспекте 1895 г. (разрушено )
- Дом Шахназарова - Гановская 9 (инициалы на решетке дома сохранились)
- Дом Григола Мегвинова – Вильяминовская 10. - 1885г. (дом стоит на месте бывшей Крепостной стены)
- Дом Георгия Каракозова. 1889г. ул. Иашвили 15
- Доходный дом Тамамшева – ул. Пурцеладзе 16.
- Дом Бебутова. Ул. Гановская. 1865 г.
- Дом Зубалова – Дворцовая ул. 1880 г. (разрушен)
- Дом Сараджева – Дворцовая ул. – 1881г. (дом стоял рядом с д.Зубалова. Разрушен)
- Дом Екатерины Мухран-Батони – Петра Великого 9. 1862г.
- Жилой дом инженера Фердинанда Лемкуль – Леонидзе 10. – 1851г.
- Кавказский Музей 1868-1869г.г. на Головинском пр. 2-й этаж пристроен Л.Бильфельдом в 1879-1880 г.г.

Альберт Зальцман жил на Михайловском проспекте № 115 , в доме, построенном по собственному проекту.
Автор Аида Бабаджанова.
https://aidatiflis7.livejourna...%B0%D0%BD.

---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1289
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35687
Тифлис. Архитекторы. Бернардацци
БЕРНАРДАЦЦИ (Джованни-Баттиста) ИОГАН КАРЛОВИЧ - 1782-1842
БЕРНАРДАЦЦИ (Джузеппе-Марко) ИОСИФ КАРЛОВИЧ - 1788-1840

Династия Бернардацци, происходившая из Памбио, кантон Тичино ( близ города Лугано) итальянской Швейцарии, обосновалась на юге России при Александрe I. С ХУШ по ХХ-й века она подарила подарила Петербургу и России несколько поколений архитекторов, художников, мастеров прикладного искусства, множество специалистов по камню, декоративной отделке интерьеров.
Первым представителем рода Бернардацци в России был каменных дел мастер Винченцо Бернардацци. Он приехал в Петербург в 1745 году, работал в команде Ф.-Б.Растрелли при перестройке Аничкова дворца и строительстве Смольного собора.( Collapse )
Ещё один представитель рода Бернардацци - Антонио, в 1818 году получил назначение каменных дел мастером к О.Монферрану на строительство Исаакиевского собора. В 1822 году на строительной площадке собора появились два новых мастера-- его младшие братья Джузеппе-Марко и Джованни-Баттиста. После Санкт-Петербурга, братья Бернардацци переехали в Пятигорск и для них начался новый период , ставший яркой страницей в истории архитектуры юга России.
Принято считать, что оба брата были архитекторами, но на самом деле, им был только младший из братьев - Джузеппе, а Джованни был каменотесом высокой квалификации - ,,каменных дел мастером,, т.е. строителем. Такой творческий союз давал очень хорошщие результаты, объединяя профессиональные знания, житейский опыт и творческий процесс. Они были неразлучны в жизни и в работе. Судьба сложилась так, что они умерли молодыми , почти одновременно, с разницей всего в два года.
Михаил Семенович Воронцов в письме Николаю 1 писал: ,,После смерти братьев Бернардацци, оказавших величайшую пользу делу, которому они посвятили труд свой, на Водах нет никого достойного носить имя архитектора и всё, что ни сделано, сделано дурно,,. Похоронены они вместе на старом Пятигорском кладбище ,,Некрополь,,.
Сын Джузеппе – Александр тоже стал архитектором и многие годы являлся главным архитектором Кишинева. Именно этот период считается золотым веком в архитектуре города. Архитекторами стали и два его сына Александр и Евгений.

Проекты в Тифлисе:
- 3-х этажный дом на углу улиц Лорис-Меликовской и Пушкинской. (разрушен)
- Дом Зубалова на Эриванской пл.
Автор - Аида Бабаджанова
https://aidatiflis7.livejourna...%86%D0%B8.
Древний род Бернардацци происходит из селения Памбио в окрестности Лугано (Луганского округа) швейцарского кантона Тичино. Генеалогическое древо от XVI века до наших дней, составленное ныне историографом Флавио Бернардацци, насчитывает 47 мужских представителей этого семейства, и профессией многих из них является строительство и архитектура. Ныне известно, что, по крайней мере, десять представителей этого славного рода, приняли участие в строительстве Санкт-Петербурга с середины XVIII века до начала XX века, внеся существенный вклад в создание нынешнего облика этого уникального города-памятника.
Первым Бернардацци, прибывшим в Россию, стал Винценцо-Антонио, который родился 27 октября 1718 в Памбио у мастера Франческо-Джованни. Овладев семейным ремеслом, он большую часть года проводил на заработках в северной части Италии. В марте 1745 в Лугано он заключил контракт "на четыре года работы в Петербурге с оплатой по 250 рублей ежегодно" с женой Карло- Джузеппе Трезини, которому императрица Елизавета Петровна поручила вызвать в столицу около двадцати искусных мастеров каменных и штукатурных дел. По приезде в Петербург в конце мая 1745, Бернардацци первое время работал на перестройке Царскосельского дворца у арх.Ф.-Б.Растрелли, а затем - на строительстве комплекса Аничкова дворца на Фонтанке, который по проекту М.Земцова с 1741 императрица возводила для своего морганатического супруга Алексея Разумовского. С конца 1744 сооружением дворца руководил Ф.-Б.Растрелли, которому помогали "гезели" Г.Дмитриев и Карло-Джузеппе Трезини. Приглашенные мастера завершили возведение главного здания дворца, занялись его внутренним убранством, а также начали строить вспомогательные здания. Ими был полностью выстроен и отделан небольшой каменный театр (люстгауз) по проекту Карло-Джузеппе Трезини в саду близ дворца, который получил название "Итальянского, или Оперного дома". Незавершенное здание горело в 1748, но к 1750 было возобновлено. Оно находилось в районе нынешнего Александрийского театра и не сохранилось. В апреле 1749 Винченцо Бернардацци был переведен старшим каменным мастером на строительство зданий Воскресенского (Смольного) Монастыря по проекту Растрелли, где работами до 1755 руководил Христиан Кнобель, а затем - Василий Петров. На протяжении девяти лет, за исключением отпуска на родину в 1751-1752, Винченцо занимался возведением основных зданий монастыря, особенно собора. Кроме этого, он строил частные здания столицы, а также участвовал в работе различных комиссий. Так, летом 1756 он был членом особой Комиссии по восстановлению Петропавловского собора после пожара. По завершении каменных работ в Смольном монастыре Винченцо- Антонио, видимо, почувствовал себя больным и летом 1758 вернулся в Памбио, где и скончался 5 апреля 1761.
После отпуска Винченцо-Антонио Бернардацци, у его жены в Памбио родился 8 ноября 1752 единственный сын Карло-Франческо. По швейцарским источникам, он также стал мастером каменных дел, работал в Петербурге в начале XIX века и скончался в 1827. Карло был в России вместе со своим старшим сыном Антонио-Винченцо, который родился 18 декабря 1771 в Памбио, и, вероятно, со средним сыном Франческо(1779-1825). Об их совместной деятельности в этот период известно мало. Есть косвенные сведения, что они, вместе с Томазо Адамини, находились при строительстве разных казенных сооружений, вероятно, под руководством архитектора Джакомо Кваренги, получая годового жалованья около 2000 рублей каждый. Известно, что Антонио Бернардацци и Томазо Адамини участвовали в 1804-1807 в строительстве здания Екатерининского института на Фонтанке. Возможно, что они также занимались и возведением частных домов в северной столице. Бернардацци до 1812 в разное время вернулись в Памбио, в разгар наполеоновских войн.
После победы над Бонапартом император России Александр I начал новый период грандиозного строительства северной столицы. Члены рода Бернардацци по приглашению Луиджи Руска, навестившего в 1815-1816 родные места, снова уезжают из Памбио на заработки в Петербург, вместе с семьей Адамини из Бигоньо, с которыми Бернардацци связывали давние отношения. Весной 1816 сыновья Карло-Франческо Бернардацци - Антонио-Винченцо и Джузеппе-Марко, вместе с Томазо Адамини и его сыновьями Леоне и Доменико, приехали в столицу. По прибытию они, как и Адамини, были определены на обновление Аничкова дворца, который, после отьезда в Германию его владелицы великой княгини Екатерины Павловны, купил император Александр I, чтобы подарить своему брату, великому князю Николаю Павловичу к его женитьбе. В августе 1816 Антонио Бернардации, как и Томазо Адамини, по ходатайству придворного архитектора Л.Руска, был назначен каменных дел мастером при императорском Кабинете с ежегодным жалованием в 2000 рублей. Затем Антонио работал у Руска до весны 1818, когда известный зодчий навсегда покинул Россию. До конца 1818 он занимался перестройкой по проекту Л.Руска казенного дома генерал-прокурора на Итальянской улице,25. Затем, по рекомендации арх.А.Модюи, члена городского Комитета по делам строений и гидравлических работ, Антонио Бернардацци был назначен главным каменным мастером на перестройку Исаакиевского собора по проекту О.Монферрана. Он руководил бойкой свай и сооружением фундамента до мая 1820, когда у него возникли серьезные разногласия с автором проекта относительно сопряжения участков старого и нового фундаментов. Это привело затем к пересмотру особой комиссией первоначального проекта, где были выявлены существенные недостатки, и к полной остановке строительства собора весной 1822 по указу императора Антонио был направлен в Царское Село, где в течении года занимался ремонтом нижних сводов Камероновой галереи, зданий Китайской деревни и других дворцовых сооружений под наблюдением зодчих В.Стасова и А.Менеласа. Летом 1823 Антонио уехал в годичный отпуск на родину и "по семейным обстоятельствам" не смог вернуться в Россию, отчего в 1827 был уволен со службы при Кабинете. Он скончался 29 января 1838 в родном Памбио.
Джузеппе-Марко Бернардацци, самый младший сын мастера Карло-Франческо, родился 2 декабря 1788 в Памбио. Весной 1816 он, вместе со старшим братом Антонио и семейством Адамини приехал в Петербург. Следует отметить, что он на протяжении долгих лет был особенно дружен с Доменико Адамини. В 1816-1818 Джузеппе работал вместе с Адамини под руководством главного придворного зодчего Карло Росси в обновлении Аничкова Дворца и ремонте комнат второго, парадного этажа Зимнего Дворца, подготовляемых к женитьбе великого князя Николая Павловича летом 1817. Затем, с весны 1818 до весны 1819, он находился на перестройке Исаакиевского Собора, будучи помощником главного каменного мастера, а затем, по собственному желанию, вернулся к зодчему К.Росси, чтобы вместе с Томазо и Доменико Адамини принять участие в сооружении дворца для великого князя Михаила Павловича. Он был назначен каменных дел мастером при императорском Кабинете с ежегодным жалованием в 1000 рублей и проработал в этой должности до осени 1822, когда строительство здания Михайловского дворца было закончено вчерне. Ныне в этом здании располагается Русский Музей. В качестве награды Джузеппе был императорским указом пожалован чином 14 класса. Памятуя древний афоризм, что лучше быть первым в провинции, чем вторым в столице, Джузеппе и его старший брат Джованни-Баттиста в августе 1822 заключили с Медицинским Департаментом МВД выгодный контракт на строительство казенных зданий для Кавказских Минеральных Вод и, получив звания архитекторов, уехали на Горячие Воды в сентябре 1822. И, действительно, они стали самыми знаменитыми строителями известных курортов Кавказа. Будучи весной 1828 командирован в Петербург, Джузеппе пытался снова определиться на сооружение Исаакиевского собора, но безуспешно. Длительная, тяжелая болезнь подточила силы талантливого зодчего, и 5 октября 1840 Джузеппе скончался в Пятигорске, где и был похоронен.
Еще в мае 1819, по вызову своих братьев, опытный строитель Джованни- Баттиста, средний сын Карло-Франческо, родившийся 24 июля 1782 в Памбио, прибыл в Петербург, где сразу занял место каменного мастера на перестройке Исаакиевского Собора, взамен выбывшего Джузеппе-Марко. Отличаясь покладистым характером и изрядной добросовестностью, Джованни проработал здесь до лета 1822, не принимая участия в конфликте старшего брата Антония с Монферраном. Он также занимался устройством временной Исаакиевской церкви в западном крыле Адмиралтейства, освященной в декабре 1821. После остановки строительства собора, Джованни вместе с младшим братом Джузеппе-Марко уехал на Кавказ. Здесь он проявил себя как искусный строитель, реализуя проекты Джузеппе-Марко. Он тихо умер 22 ноября 1842 и, будучи бездетным, был похоронен в Пятигорске, рядом с любимым братом. Они не принимали российского подданства, надеясь вернуться на родину.
После смерти Антонио-Винченцо в начале 1838, его средний сын Джузеппе- Раймондо, который родился 2 августа 1816 в Памбио, закончил обучение в Миланской Академии Брера, приехал в Россию. Здесь, вместе с родным дядей Андреа Стафиери, он работал над украшением дворцов Императорской фамилии в обеих русских столицах. Большую часть своего пребывания в России он находился в Петербурге, где в 1850-1851 написал акварельную панораму Санкт-Петербурга. В 1859 он возвратился в Тичино и, прожив долгую и плодотворную жизнь, скончался 15 января 1891 в Лугано.
Сын Джузеппе-Марко Бернардацци и Вильгельмины Конради - Александр-Карл родился 1 июля 1831 в Пятигорске. После смерти отца он был определен летом 1843 в Петербургское Строительное Училище Главного Управления Путей Сообщения, которое успешно закончил, приняв российское подданство. В 1850 он был направлен в Кишинев, где стал первым городским архитектором. Александр-Карл Бернардацци был самым известным зодчим юго-западных областей Российской империи конца XIX века, и с 1878 жил в Одессе. Он приезжал в Петербург в командировки и в гости к друзьям. В декабре 1892 на 1-м съезде русских зодчих он сделал доклады о проектировании театров, о пожарной безопасности жилья и рациональном устройстве окон в жилых домах; в январе 1900 на 3-м съезде зодчих он выступил с программным докладом о народном музее будущего(который ныне стал хрестоматийным) и с сообщением о искусственном строительном камне. Он был почетным членом Совета петербургского Института Гражданских Инженеров(бывшее Строительное Училище). Его имя было присвоено золотой медали, которой Общество Гражданских Инженеров награждало за лучшие конкурсные работы. По случаю пятидесятилетия служебной деятельности Александра Бернардацци в 1900 солидные столичные журналы "Зодчий" и "Строитель" посвятили ему юбилейные номера. И хотя в Петербурге нет построек по его проектам, но его теоретические разработки, практические советы и рекомендации использовали в своей работе многие молодые петербургские архитекторы того времени. Зодчий скончался 14 августа 1907 на станции Фастов и был торжественно похоронен в Кишиневе, рядом с могилой матери.
Наиболее весомый вклад рода в петербургскую архитектуру внес старший сын Александра-Карла Бернардацци - Александр-Иосиф, который родился 2 мая 1871 в Кишиневе. Приехав в Петербург в 1892, он через два года поступил в Институт Гражданских Инженеров, затем перевелся в Академию Художеств и закончил ее в 1903 в мастерской профессора Леонтия Бенуа. В 1905-1911 им по своим проектам построены дача фабриканта Пека в Строгановском саду, известный "Дом-сказка" на Английском пр.(где сам зодчий прожил много лет), павильоны международной строительной выставки 1908 года на Каменном острове и помещение арт-кабаре "Бродячая собака" у Михайловского дворца, капитально перестроены Новый театр актрисы Веры Комиссаржевской на Офицерской ул. и доходный дом ее братьев в Коломне.
Из всех перечисленных зданий сохранился лишь дом братьев Комиссаржевских.
Александр-Иосиф также участвовал в различных архитектурных конкурсах, много преподавал. Летом 1911 он поступил на государственную службу архитектором в департамент Народного просвещения, участвовал в работе Строительного Комитета этого министерства, в проектировании и ремонте петербургских учебных заведений. С 1912 по 1916 по его проекту и под его наблюдением было построено здание Мужской Гимназии имени Цесаревича Алексея на северном берегу Фонтанки у Чернышева моста; здание сохранилось до наших дней. С 1914 он был также архитектором Больницы Всех Скорбящих. Летом 1917 Александр уехал на Урал для сооружения университета в Перми и Горного института в Екатеринбурге, откуда затем эмигрировал в Харбин (Китай), где и скончался от болезни 14 июня 1925.
Евгений - младший сын зодчего Александра-Карла Бернардацци от второго брака родился 10 августа 1883 в Одессе. В 1902 он стал учиться в столичном Институте Гражданских Инженеров, а весной 1906 продолжил свое образование в Германии, в Дармштатском Политехникуме, который закончил в 1908 с дипломом инженера-строителя. С 1911 Евгений работал в Петербурге как свободный архитектор, переняв частную практику у брата Александра-Иосифа, ушедшего на государственную службу; он участвует во многих архитектурных конкурсах, проявляя особый интерес к сооружению памятников в России. Среди его известных ныне работ в Петербурге - ремонт домов на Малой Посадской, принадлежащих Шарлю де-Риц-а-Порта, председателю Швейцарского благотворительного Общества, а также перестройка и надстройка особняка купца М.А.Гинзбурга на 11-й линии Васильевского острова; указанные здания сохранились. С весны 1913 до 1916 он был помощником зодчего С.С.Корвин-Круковского на строительстве здания Главного Казначейства на южном берегу Фонтанки у Чернышева моста. В смутное время после 1917 года Евгений уехал в Кишинев, где работал городским архитектором до самой смерти 7 апреля 1931 и был похоронен рядом с отцом. По имеющимся сведениям, братья Александр-Иосиф и Евгений не имели детей и поэтому, российская ветвь рода Бернардацци на них пресеклась.
Подводя итоги деятельности рода зодчих Бернардацци в Петербурге, можно отметить, что, в целом, они отдали этому городу около ста лет своей общей жизни и эта фамилия связана примерно с сорока местными постройками, среди которых много известных. Как правило, они временно жили в столице рядом с местом очередного строительства. Общее же число построек Бернардацци в Российской империи, от Петербурга до Тбилиси и от Кишинева до Харбина, составляло более трехсот, из которых сохранилось менее трети. В Кишиневе и Пятигорске ныне есть улицы имени Бернардацци, а пятигорское отделение Союза архитекторов ежегодно присуждает местным зодчим премию имени братьев Бернардацци за лучший осуществленный проект.
Автор:С.В. Боглачев
---
Снегиревы
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15 16 * 17 18 19 20 ... 30 31 32 33 34 35 Вперед →
Модератор: MarinaM
Вверх ⇈