Тифлис-Тбилиси, ссылки, фото
Тифлис и Тбилиси, старые фотографии и открытки, интересные ссылки; недавние фотографии Тбилиси
snegirev Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34995
| Наверх ##
16 августа 2019 20:58 11 ноября 2019 20:54 Земмель Тифлис. Юлиус Иоган Евгений Земель — русский аптекарь, предприниматель, немец по национальности. Когда-то город кончался возле Московской заставы. До конца XIX века это была окраина города, отсюда начиналась дорога на Мцхету и дальше, по Военно-грузинской дороге, в Россию. Недалеко от того места, где сейчас находится площадь, была «Московская застава» - окраинный полицейский участок со шлагбаумом. Застава была расположена на деревянном мосту через овраг, отсюда еще одно старое название – «Московская балка». В 70-х годах XIX века овраг засыпали, и недалеко от заставы появилось военное поселение. В 19 веке это место называлась «аптека Земмеля» по расположенной на этой площади аптеке Е. Земмеля. Отсюда и начинается старый Верийский квартал, романтическое место, квартал, поднимающийся крутыми улочками к подножью горы Святого Давида. Это перекресток - вниз идет бывший Верийский спуск, вверх несколько улиц - бывшая Московская, а теперь братьев Какабадзе, бывшая Измайловская (ныне Барнова), которая была названа именем тифлисского городского головы, а до этого называлась Кирпичной, Ольгинская, названная так в честь великой княгини Ольги Федоровны, супруги великого князя Михаила Николаевича, наместника на Кавказе, младшего сына императора Николая Первого. Ольгинская шла вниз, к тому месту, где сейчас площадь Героев, а раньше там был установлен массивный крест - на этом месте перевернулась коляска с императором Николаем Первым. Верийский мост, к которому можно спуститься от Земмеля по Верийскому спуску. По мосту е здила конка. На Верийском спуске дом - со спуска он двухэтажный, а со стороны реки пятиэтажный. Больше никаких строений нет. Сейчас это выглядит по другому, конечно, но дом так и стоит. Возле него было много строений, но все разрушены и ведется новое строительство. В этом доме жил грузинский писатель Михаил Джавахишвили. А напротив, через дорогу, в построенном уже в советское время доме, жил Л.Берия, его будущий палач. На Верийском спуске в 1919 году двумя террористами-большевиками была брошена бомба в коляску, в которой ехал знаменитый генерал Николай Николаевич Баратов. Генерал уцелел, ему только ампутировали ногу. Один из террористов погиб - в его честь спуск переименовали. Он стал называться спуском Элбакидзе (сейчас улица Джавахишвили). На Верийском спуске 14 июня 1922 года попал под машину ехавший на велосипеде революционер и соратник Сталина Камо-Петросян. Там же под машиной погибла одна из родственниц Алиллуевой - кажется, бабушка.  Аптека Евгения Земмеля. Народ стоит на остановке трамвая, которая провозглашалась кондуктором: "Земмель!" Говорили - "живут на Земмеле, пойдем на Земмель". По городской легенде, предприимчивый аптекарь доплачивал кондукторам конки, чтобы конечную с танцию на маршруте они объявляли «Аптека Земмеля», так и укоренилось это название у горожан. На старом рецепте- надпись на одном из них: Аптека Евг. Земмель. Телефон № 628.Тифлис. Угол Ольгинской и Верийского спуска. Управляющим аптекой в 1914 году был П.А. Гедговд. На Ольгинской улице была еще аптека Э.З.Зелькина. Там провизором работал И.М.Вольф. Аптеку Земмеля снесли в начале 1930-ч годов при реконструкции площади. Площадь несколько раз реконструировалась, и имя великого грузинского поэта XII века, автора эпической поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (или «Витязь в барсовой шкуре») Шота Руставели (1160 (1166) – 1216) носит с 1959 г. В настоящее время в Городском Собрании рассматривается вопрос о присвоении небольшому скверу на месте, где располагалась эта аптека, имени Евгения Земмеля. Напротив аптеки был построен доходный дом в Тбилиси на рубеже XIX — XX веков. Горожане до сих пор называют его по имени первого владельца.  Фото дома Мелик- Азарянца https://sputnik-georgia.com/images/23392/76/233927678.jpgПревосходно обустроенное четырехэтажное здание вместило в себя множество просторных квартир, а подвальные помещения — с полдюжины зрелищных заведений. Многоподъездное строение с широкими витринами, эркерами и башней занимает целый квартал и остается свидетельством строительного бума начала XX века. Его построили всего за 5 лет, — очень резво для начала века, учитывая, что махине-дому понадобился фундамент высотой с 3-этажный дом. Здание принадлежало купцу I гильдии Александру Мелик-Азарянцу. Еще в начале ХХ века здесь были собственные электро- и водоснабжение, система отопления, телефонная сеть, детский сад, кинотеатр, фотосалон, художественная галерея, и сад с фонтаном и экзотическими растениями. Каменные траурные венки на башнях появились позже — они напоминают о 25-летней дочери купца, умершей сразу по окончании строительства дома. Говорят, что в яму фундамента при закладке дома подъезжавшие сюда купцы города бросали свои драгоценности — «на счастье». Мелик-Азарянцу советская власть счастья не принесла, — он умер в нищете и был похоронен на деньги друзей. Но и после него многих тбилисцев посещало искушение «копать» в поисках драгоценностей. Останавливал их, судя по всему, только гигантский размер здания. На первом этаже здания находится театр пантомимы. Старые горожане называют место, где стоит дом Мелика-Азарянца и площадь — Земмель. Некоторые, правда, ошибочно думают, что аптека находилась на первом этаже дома А.Мелик-Азарянца. На самом деле аптека была на противоположной стороне улицы, на углу Ольгинской и Верийского спуска. Аптека, к сожалению, не сохранилась, а имя Земмеля прижилось. https://www.sites.google.com/site/mateshg5/https://tamricosha.livejournal.com/285933.html https://ekser.livejournal.com/241736.html https://burusi.wordpress.com/2009/06/15/rustaveli-ave/В советское время на другой стороне проспекта Руставели было открыта станция метро "Площадь Руставели", сейчас "Руставели". На площади располагалось в отдельном здании агенство Аэрофлота, где продавались билеты на рейсы Аэрофлота. В доме Мелик-Азарянца были магазины, где продавались, в том числе, качественные продукты питания. На другой стороне проспекта от дома Мелик-Азарянца было построено здание Академии наук Грузинской ССР, рядом был установлен памятник поэту Шота Руставели. Недалеко располагалось здание станции воздушной канатной дороги на гору Мтацминда (сейчас не работает). --- Снегиревы | | |
AlexeyIgn Сообщений: 719 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 598 | Наверх ##
19 августа 2019 21:52 21 августа 2019 8:51 [ Ответ на сообщение snegirev ] По поводу Мадатовской улицы. В советское время её переименовали в улицу Володарского, а затем объединили вместе с улицей Прессы (до революции - Большой Ванкской) в одну улицу Г. Атонели. Орбелиановская улица - это другая улица, идущая от улицы Атонели к набережной. | | |
snegirev Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34995
| Наверх ##
30 августа 2019 17:11 21 ноября 2019 20:39 Железнодорожный вокзал Тифлиса, Тбилиси. Центральный вокзал начинает свою историю в далеком 1872 году. К этому времени работы по строительству железной дороги велись 6 лет. Первый поезд проехал к Тифлисскому вокзалу в 1872 г. К этому времени было закончено строительство железнодорожного участка Зестафони – Тифлис Этого здания больше нет. https://tamartavadze.wordpress...%BD%D0%BE/ В 1952 году было построено новое здание по проекту архитектора Гавриила (Габриэла) Тер-Микелова. Это было мощное здание, так называемой сталинской постройки. По мнению Сергея Воробьева это эклектичный вид определяется сочетанием таких стилей как неоклассицизм и ампир, и в особенности слиля ар-деко, в котором построены не менее эклектичные американские небоскребы первой половины ХХ века https://sergeyurich.livejournal.com/504553.html Тбилиси, привокзальная площадь Автор:В.Ю.Соколов 1969 г. Источник: https://pastvu.com/_p/d/w/0/7/w07f61gz5vjhu0239p.jpg В 1982 году было принято решение о постройке нового здания вокзала, а старое здание было приготовлено к сносу, однако фундамент оказался настолько прочным, что вокзал было решено не снести, а взорвать. После подрыва здания началось длительное строительство нового здания вокзала. https://pastvu.com/p/405612  Фото; http://www.visual.rzd.ru/photo...p;id=37550Помимо главного вокзала был построен рядом Боржомский вокзал. По данным AlexeyIgn сейчас на Боржомском вокзале функционирует рынок. Сейчас с Боржомского вокзала уже ничего не отправляется. В советское врямя к центральноиу вокзалу подъезжали трамваи, троллейбусы, автобусы. В 1966 открыли станцию метро " Вокзальная площадь" На другой стороне площади располагались различные магазины, небольшая гостиница. Совсем рядом находится большой колхозный рынок ( сейчас центральный) Дезертирка. В своё время там был определенный порядок. Фрукты и овощи в будние дни на нём были намного дешевле, чем в выходные. Вокзал сталинской постройки имел мощные стены более 1,5 м толщиной. Помню в 1963 году из ретранслятора вокзала звучала песня «Сиренвый туман». Он был довольно удобен. Предполагается строительство новых вокзалов в других местах города, в частности, в районе Дидубе. --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34995
| Наверх ##
4 сентября 2019 22:49 8 сентября 2019 22:25 Гостиница »Мажестик» Тифлис Михаил Осипович Арамянц – известный промышленник и меценат, один из самых богатых людей на Кавказе, финансировал строительство нескольких крупных зданий в Тифлисе. Гостиница ,,Мажестик,, была задумана им, как лучшая не только на Кавказе, но и в Европе. Очевидно, он не случайно принял решение поручить создание этого проекта очень известному и успешному архитектору того времени - Габо Тер-Микелову. Арамянц финансировал его поездку в Европу для изучения лучших образцов европейских гостиниц. Результатом этой поездки и стал проект, который был воплощен на Головинском проспекте (пр.Руставели) в 1915 году. Гостиница была оснащена самым лучшим оборудованием, которое можно было приобрести в те времена , интерьер гостиницы поражал роскошью, а её гостям предоставлялись все необходимые услуги, расчитанные даже на самых требовательных клиентов. С именами многих известных жителей Тифлиса связаны и сплетни. Не обошел этот ,,жанр,, и Арамянца. Говорят, что когда Тер-Микелов положил на стол Арамянца проект будущей гостиницы и все расчеты на её строительство, это вызвало недовольство Арамянца. Очевидно, сумма показалась ему слишком большой и Арамянц попросил изменить проект, чтобы немного его удешевить. Основные затраты приходились на округлую часть фасада, которая и составляет основное украшение здания. Гостиницу ,,Мажестик,, планировалось построить на углу Головинского проспекта и Барятинской улицы и такое решение фасада позволяло прекрасно вписать здание в этот угол. Вот эту округлую часть и предлагал изменить Арамянц. Г.Тер-Микелов не согласился внести изменения в проект . Состоялся разговор, судя по всему, не очень приятный. С одной стороны Арамянц – заказчик проекта, а с другой – архитектор, отстаивающий свое авторское право. У Тер-Микелова был довольно сильный аргумент. .. Предполагалось строительство лучшей гостиницы, а изменение фасада упрощало проект и она бы уже не выглядела такой роскошной, как было задумано. Кроме того, именно Арамянц настаивал на том, что это должна быть не обыкновенная гостиница, а лучшая. Договориться не удалось и Г. Тер-Микелов пошел в суд отстаивать право на свой оригинальный проект. Так это было или нет, трудно сказать, но, говорят, Г.Тер-Микелов суд выиграл и Арамянцу ничего не оставалось, как согласиться на предложенный вариант.  Фото : https://ic.pics.livejournal.co...iginal.jpgДумаю, он потом об этом не пожалел, потому что гостиница ,,Мажестик,, была удостоена Гран-При и Золотой медали в Париже, как лучшая европейская гостиница, построенная в 1915 году. А вот это уже факт! Автор статьи: Аида Бабаджанова. https://aidatiflis7.livejournal.com/tag/МажестикВ советское время в здании располагался Дом Профсоюзов. Во время боев в 1991-1992 года здание сильно пострадало. Позже он было отреставрировано. Сейчас здесь расположен Тбилиси Марриотт Отель. http://kartli.info/?p=153 https://dubaitravelblog.com/wp...-photo.jpgПосле прихода Советской власти, здание было оставлено под гостиницу, но ее переименовали в гостиницу «Тбилиси». На первом этаже здания располагалось кафе, где любили собираться горожане. https://holidayingeorgia.wordp...B8/page/4/В советское время это здание продолжало быть гостиницей, и было Домом Профсоюзов. --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34995
| Наверх ##
8 сентября 2019 21:17 Тифлис. Архитектор ОЗЕРОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ родился 3 августа 1849г. в Манглиси, в семье Григория Ивановича Озерова, штаб-лекаря Эриванского карабинерного полка и Любови Карловны Ган, из семьи немецких колонистов. Закончил Ставропольскую губернскую гимназию с золотой медалью. В 1867 году поступил в Петербургское училище гражданских инженеров (с 1882г. – институт) и закончил его с отличием. Имя А.Г.Озерова занесено на памятную доску лучших выпускников института. Получил специальность инженера-архитектора. Вернулся в Тифлис и в 1873 году получил должность младшего архитектора, а с 1879 по 1885 г. – Городской архитектор Тифлисской городской управы. По его проектам построены: - Удельный подвал - Цхнетская улица (ул.Меликишвили, № 20. 1-й винный завод) – 1894-1896 г.г. На фасаде этого сооружения была установлена мраморная доска, на которой было написано: ,,1894-1896 г.г.В благополучное царствование Государя Императора Николая П по распоряжению начальника главного управления уделов князя Л.Д.Вяземского сооружен сей подвал гражданским инженеров А.Г.Озеровым,,. - винодельни в Мукузани (1895-1901 г.г.), Напареули, Мухрани, Дзегани (1905-1906г.г.), Карданахи (1900г.). - Дом А.Чавчавадзе в Цинандали – 1886-1887 г. - Тифлисское Общество взаимного страхования от огня. - Дом Сараджева – ул.Ираклия 2-го. - Красный зал Тифлисской Городской Думы. Реконструкция 1886 г. - Реконструкция Абанотубани и Мирзоевских бань – 1880 г. - Жилые дома на ул.Армянский базар № 22-26 (ул.Леселидзе) - конец 1890г. – начало 1900 г. - 3-я женская гимназия – ул.Бебутовская (ул.Асатиани № 28) – 1905 г. - Жилой дом на ул Кикодзе 3 и 6. – 1906 г. - Здание поликлиники – угол ул. Пушкинской и Вачнадзе. – 1910 г. - ,,Палас-отель,, - Головинский пр. (пр.Руставели № 19. Мин.культуры) – 1914 г. - 2 жилых дома - Евгеньевский туп. (ул.Тодадзе № 3) – 1910 г. - Завод Сараджева (ул.Ольгинская 18 – не сохранился) – 1910 г. - Жилой дом № 23 у Верийского базара – 1910-1911г.г. - Жилой дом – угол ул.Костава и Николадзе – 1905г. - Жилой дом – ул.Белинского № 7(ул.Човелидзе) - Земельное училище. ул.Удельная № 3. (ул.Петриашвили) - Тифлисский Почтамт (вначале проектировался, как доходный дом) – Михайловский пр. № 44 – 1912 г. - Доходный дом рядом с Почтамтом (ул.Чорохская) – 1913 г. - Жилые дома на ул.Боржомской № 14, 16 и 18  Тбилиси. пр. Д.Агмашенебели. Бывший дом братьев Форер. Арх.А.Г.Озеров. - Дом братьев Форер – Михайловский пр. № 121 (Союз ,,Катарсис,,) – 1910г. - Летние помещения Тифлисского кружка в саду Майера (Сад Роз) – Михайловский проспект. Жил А.Г.Озеров в доме № 14 на Боржомской ул. с 1891 по 1922г. Похоронен на старом Кукийском кладбище. Последние из потомков А.Г.Озерова покинули Тбилиси в начале 90-х годов. Автор: Аида Бабаджанова https://aidatiflis7.livejournal.com/36505.html 3-я женская гимназия – ул.Бебутовская (ул.Асатиани № 28) – 1905 г. На улице находился бывший пансион благородных девиц - кирпичное здание в строгом псевдоготическом стиле. Архитектура бросается в глаза сразу. Строилось здание в 1905 году по заказу и на деньги промышленника и винодела Ананова, архитектор - Озеров. Позже пансион стал женской гимназией. Сейчас в этом доме находится средняя школа, гимназия. Адрес: ул. Асатиани, д.28 https://dikarem-ge.livejournal.com/9491.html --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34995
| Наверх ##
14 сентября 2019 23:37 11 ноября 2019 20:50 Георгий Товстоногов. Тифлис. Тбилиси. Родился в 1915 году в Тифлисе. Товстоногов всю жизнь оставался коренным тифлисцем, влюбленным в родной город. Отец — русский, потомственный дворянин, инженер-железнодорожник, высокопоставленный работник Министерства путей сообщения, мать — грузинка Тамара Папиташвили, певица, обучавшаяся в консерватории Санкт-Петербурга. Раньше своих сверстников пойдя в школу, в 15 лет её заканчивает. Ещё школьником много времени проводил в театре, где работал артистом его дядя. По окончании школы сперва поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где его отец был заведующим кафедрой. Однако, Товстоногов не захотел продолжать дело отца, считая своим призванием театр. Сценическую деятельность начал в 1931 году как артист и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе, художественным руководителем которого был основатель детского театра в Грузии Н. Я. Маршак. В этом театре в 1933 году Георгий Товстоногов поставил свой первый спектакль — «Предложение» А. П. Чехова. В этом же году, поступает на режиссёрский факультет ГИТИСа; для того, чтобы соответствовать принятому возрастному цензу абитуриентов, Георгий Товстоногов «прибавил» себе два года. Его учителями в ГИТИСе были известные театральные режиссёры и педагоги А. М. Лобанов и А. Д. Попов, при этом Товстоногов продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, каждый год ставя минимум один новый спектакль. В 1937 году Георгий Товстоногов был отчислен с четвёртого курса, как «сын врага народа» (его отец был репрессирован как японский шпион). Спустя несколько месяцев был восстановлен (считается, что после того, как Сталин произнёс фразу «Сын за отца не отвечает»). В 1938 году он поставил дипломный спектакль "Дети Ванюшина". После окончания ГИТИСа, в период с 1938 по 1946 года работал режиссёром в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова. В 1939 году руководителем Тбилисского театрального института народным артистом СССР Акакием Хоравой, высоко ценившим 24-летнего режиссёра, был дан в руководство актёрский курс, где Георгий Товстоногов проявил себя незаурядным педагогом. Таня Белова, 2010 https://www.proza.ru/2010/11/08/390 https://fb.ru/misc/i/gallery/41439/1277747.jpg --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34995
| Наверх ##
18 сентября 2019 19:18 24 сентября 2019 18:11 Павел Луспекаев. Тбилиси. Биография Павла Луспекаева (имя при рождении - Погос Богдасарович Луспекян) началась в городе Луганск. Отец - Богдасар Гукасович Луспекян был родом из нахичеванских армян (из села Большие Салы, ныне - Ростовская область), работал мясником. Мама Серафима Авраамовна Ковалева - донская казачка, занималась хозяйством Окончив училище в 1950 году, Луспекаев очень надеялся на то, что его примут в труппу какого-нибудь столичного театра. Больше всего ему хотелось оказаться в составе прославленного Малого театра, однако, когда он там показался, умудренные мэтры скептически покачали головами: у Луспекаева за четыре года пребывания в столице так и не пропал его южный акцент. И Луспекаеву не оставалось ничего иного, как уехать подальше от Москвы. Так актёр Павел Луспекаев начал свой творческий путь в тбилисском Государственном драматическом русском театре им. А.С. Грибоедова. Первый выход Луспекаева на сцену этого театра состоялся в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе А.Е. Корнейчука «Калиновая роща». После этого роли последовали одна за другой: Вожеватов (А.Н. Островский «Бесприданница» (1951)), Борейко (А.Н. Степанов «Порт-Артур»), Хлестаков (Н.В. Гоголь «Ревизор» (1952)), Тригорин (А. П. Чехов «Чайка»), Алексей (В.В. Вишневский «Оптимистическая трагедия»(1953)), Шок (Ц.С. Солодарь «В сиреневом саду» (1955)). О том, каким был Луспекаев в те годы, рассказывает его коллега по театру М. Пясецкий: «Его способность к убедительнейшей импровизации в жизни порой помогала нам в трудных ситуациях. Как-то во время гастролей в Кисловодске мы в одно из воскресений отправились на выездной спектакль в Пятигорск. Когда поезд подошел к перрону, стало ясно, что хлынувшие к вагону зрители только что закончившихся скачек не дадут нам возможности выйти. Тогда могучая фигура Павла кинулась к дверям. Он завопил: «Стойте, здесь сумасшедших везут, дайте пройти». Оторопелая публика расступилась. А Павел командовал: «Выводите, осторожно выводите...» И вывел всех актёров. Когда публика поняла, что её провели, и кинулась в вагон, двери уже захлопнулись. А Павел весело кричал вслед: «Не тех вывели, сумасшедшие в вагоне остались». В Тбилисском театре имени А. Грибоедова Луспекаев по праву считался одним из самых заметных актёров. В конце концов слава о нём достигла ушей кинематографистов, и в 1954-1955 годах ему поступило сразу два предложения с киностудии «Грузия-фильм» сняться в кино. Луспекаев согласился. Так он сыграл Бориса в фильме режиссёра Н. Санишвили Снялся он и в «Тайне двух океанов» (1955). Однако, несмотря на то что последняя картина имела большой успех у зрителей (в прокате 1957 года она заняла 6-е место, собрав на своих просмотрах 31,2 млн. зрителей), роль, колоритно исполненная Луспекаевым, так и осталась незамеченной. Ещё в 1953 один из видных театральных мастеров, режиссёр Варпаховский, ставя в Тбилиси спектакль в Русском драматическом театре, заметил что-то неладное с ногами у Луспекаева. Артисту было тогда двадцать шесть лет, но его уже настигла болезнь сосудов. Сказалось военное отрочество, прошедшее в партизанском отряде, ранение. А позже - полуголодная студенческая жизнь в нелёгкие годы после войны. Советам врачей Луспекаев не следовал. Было некогда - театр поглощал целиком. В то же время в тбилисском театре ставил спектакли режиссёр Леонид Варпаховский, который был очень высокого мнения об актёрском мастерстве Луспекаева, и, уехав в Киев в Театр русской драмы имени Леси Украинки, Варпаховский предложил Луспекаеву также переехать на Украину. После недолгих раздумий, Павел Борисович, забрал жену с дочерью и приехал в Киев. Павел Луспекаев с женой Инной Кирилловой. https://tunnel.ru/post-luspekaev-pavel-borisovichВот как описывает первые дни пребывания в Тбилиси Павла Луспекаева и Инны Кирилловой Василий Ермаков в книге "Павел Луспекаев. Белое солнце пустыни": "Город понравился… Все было по-южному ярко, пестро, шумно и весело. Воздействие войны ощущалось здесь даже меньше, чем в Москве. Можно сказать, что и вовсе не ощущалось. Поместили молодых актеров в небольшом общежитии при театре. Наконец-то у Павла и Инны появилась своя комната. Из нее они длинными запутанными переходами внутри театра попадали в свою гримерную и после спектакля возвращались обратно. По ночам они прислушивались к разнообразным звукам, доносившимся из глубин огромного здания: где-то свистело, вздыхало и хлопало. Свистело, наверно, от сквозняков. Они же заставляли "вздыхать" задники и занавес сцены. А хлопал, вернее, топал, ночной сторож, обожавший побродить по пустым помещениям. первое утро Инна и Павел проснулись от истошного вопля: – Мацони-и! Мацони-и! Вопль звучал так, будто человека, исторгавшего его, обложили голодные волки, и если какой-то Мацони не поспешит на помощь, непременно разорвут и сожрут его. Павел и Инна метнулись к окну и выглянули во двор. Посреди двора стоял ишачок, обвешанный сумами, из которых торчали горлышки кувшинов, а возле ишачка топтался мужчина с черпачком в руке. Он-то и производил трагические вопли. Вскоре к мужчине и ишачку потянулись жители ближайших домов с бидончиками и крынками. Мужчина оказался, как выяснилось позже, торговцем кислой кавказской простокваши, мацони по-грузински… Неожиданно Павел передразнил мацонщика, усилив трагическое звучание его голоса. Инна рассмеялась и крикнула: "Дебют состоялся!"». Молодожены Павел и Инна полюбили Тбилиси сразу, всегда пользовались любым случаем, чтобы узнать город лучше. Павел "всюду таскал с собой Инну, – пишет Василий Ермаков. – Им было хорошо на этих извилистых горбатых улочках. Оба "балдели" от местных наименований: Авлабар, Верийские и Ортачальские сады, Дезертирский базар, Ишачий мост… Павел Луспекаев семь лет жил и работал в Тбилиси. Именно на берегах Куры с роли Алексея в спектакле "Оптимистическая трагедия" он начал свое восхождение к вершине сценического искусства. "Жизнь течет хорошо, – пометил в своем дневнике 24 сентября 1953 года Павел Луспекаев. – Открыл сезон удачно, чувствую себя не хуже людей. То, что делаю, это вызывает у людей благоприятные отзывы. А что для артиста нужно, больше ничего. Вот только всегда в голове деньги, где их достать, чтобы они не смущали жизнь". А в другой раз великий артист записал: "Солнце затопило весь Тбилиси. Но сердце как в сырой могиле. И, безусловно, потому, что не хвалили за просмотр "Ста миллионов". Правда, никто меня и не ругал, все равно на душе противно… Вообще избаловался удачами, зазнался…" В Тбилиси дала о себе знать фронтовая рана. Павел Луспекаев получил от врачей серьезное предупреждение об угрожающей ему болезни сосудов. Категорически требовали бросить курить. Вот строки из тбилисского дневника актера: "Ноги болят, что я делаю, сам не понимаю, горе близится. Брошу курить, должен бросить"; "Ура! Кажется, бросил курить…"; "Курью! Несчастье!" В Тбилисском театре Павел Луспекаев сыграл двадцать четыре роли. Он по праву считался одним из самых заметных актеров. Автор: Бесик Пипия https://sputnik-georgia.ru/col...agina.html --- Снегиревы | | |
MarinaMМодератор раздела  Москва Сообщений: 5982 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1067 | Наверх ##
21 сентября 2019 1:02 Рихард-Карл Карлович Зоммер (1866 — 1939) русский живописец, акварелист; один из основателей Тифлисского общества изящных искусств. Рихард-Карл Карлович Зоммер с 1884 года являлся вольнослушателем Императорской Академии художеств. За время обучения он был удостоен ряда больших поощрительных медалей. В 1893 году он закончил своё обучение со званием классного художника 3-й степени. С конца 1890-х и до начала 1900-х годов Зоммер много работал в Средней Азии, в период с 1912 по 1917 годы он работал в Закавказье: Грузии, Армении, Азербайджане. Он является автором многочисленных живописных произведений, а также ряда графических работ в основном жанрово-этнографического характера. http://mytashkent.uz/2013/06/2...1866-1939/https://www.liveinternet.ru/users/kontaza/post267940577/ --- Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/ | | |
snegirev Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34995
| Наверх ##
25 сентября 2019 20:55 8 января 2023 21:04 Евгений Лебедев.Тбилиси. 15 января 1917 г. - 9 июня 1997 г.  Фото https://pbs.twimg.com/media/Dw9MZrxWsAA7eob.jpg Евгений Лебедев родился в семье священнослужителя в городе Балаково Саратовской области, и это во многом определило его дальнейшую судьбу.Самого отца Евгений видел лишь однажды, когда ему уже было 20 лет. Из рассказа Евгения Лебедева "Поповский сын": "Я все время об этом думаю. Днем и ночью. Во сне и наяву. Лежу в постели, молчу и думаю. Передо мной станция Аркадак. Привокзальный буфет. Я и отец. Мне двадцать лет. Отцу - за шестьдесят. Первый и последний раз я пил с отцом. Он мне сам предложил: "Я хочу с тобой выпить. Я чувствую, что мы больше никогда не увидимся". Я никак не ожидал услышать от него такое. А он смотрел в стопку и говорил, как заклинание, как молитву: "Запомни: никогда не теряй веру. Никогда с ней не расставайся. Что бы ты ни делал, в деле твоем должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм - в тебе самом, храм - душа наша. Трудись - и воздастся тебе, стучи - и откроются тебе двери познания жизни, ищи - и найдешь… Не обижай людей, ибо в человеке есть Бог. Бог - это человек". Евгений Лебедев никогда не был членом партии, хотя ему пришлось играть Сталина. Когда отца расстреляли Женя остался старшим в семье, где еще было четверо детей. Самую младшую сестренку он вынужден был подбросить в детский дом. Потом, когда у Евгения Алексеевича появился собственный сын, он очень любил его и баловал. Возможно, пытался отдать долг заботы и тепла, которые в свое время не смог дать родной сестре. Всю жизнь помнил о ней и нашел много лет спустя. Он много страдал и, как говорит его вдова - Нателла Александровна (сестра Георгия Товстоногова), не оправился от душевных ран никогда. Встреча с Георгием Александровичем Товстоноговым, режиссером Тбилисского ТЮЗа (туда Лебедев попал по распределению после училища), определила всю дальнейшую жизнь актера. Сначала он долго жил в семье Товстоногова, снимая комнату в его квартире. Текст: Ольга Игнатова https://rg.ru/2014/01/15/evgeny-lebedev-site.htmlВ 1938 году он женился на Наталье Петровой, однако нужно сказать, что долго и счастливо жить супругам, видимо, не было суждено. Через год после свадьбы у Евгения и Натальи родилась дочь, которую супруги решили назвать Ириной. Однако даже ребёнок не смог удержать их вместе. https://fb.ru/article/193192/akter-evgeniy-lebedev-biografiya-i-filmografiya Евгений Лебедевучился в техникуме театрального искусства (ныне ГИТИСе), после в училище Камерного театра, после окончания которого в 1940 был командирован в Тбилиси в театр юного зрителя. В Тбилиси в то время в Русском театре имени Грибоедова ставил свои спектакли Георгий Товстоногов. Тоже сын врага народа. Режиссер, который в будущем станет светилом первой величины. Евгений Алексеевич, вместе с женой и крохотной дочуркой, снял комнату у Тамары Григорьевны Папиташвили, мамы Георгия и Нателы Товстоноговых. Георгий и Евгений подружились. Лебедев, конечно, в то же время познакомился и с сестрой Георгия Александровича. Тогда она была еще школьницей и, конечно, ни о каких романтических отношениях даже речи быть не могло. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/171117/36693/В 1940 году Евгений Лебедев получил диплом и поступил в труппу Русского ТЮЗа имени Кагановича в Тбилиси, где быстро стал ведущим актером. За семь тбилисских сезонов Лебедев сыграл невероятное количество ролей – от царя Теймураза и товарища Сталина до Бабы-яги и пуделя Артемона, от Гека Финна и Иванушки-дурака до героев Островского и Шиллера. При этом молодой артист умудрялся преподавать в Грузинском театральном институте актерское мастерство, руководил драмкружком в женской школе и в довершение всего попробовал себя в режиссуре. Именно в Тбилиси нашли Лебедева и первые правительственные награды – медаль за оборону Кавказа (1945 год) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946). С работой было все в порядке, но он мучительно хотел в Россию, а его не пускали. Лебедев хранил в гримерке спичечный коробок с привезенной по его просьбе русской землей и ходил по инстанциям. Атмосфера в театре накалялась, и тут актера вызвали в милицию и велели паспорт показать. Паспорт был весь в штампах от временных прописок. Милицейский чин пришел в неистовство и велел Лебедеву убраться из Тбилиси в 24 часа. Актер, не веря своему счастью, попросил наложить соответствующую резолюцию для предъявления театральному руководству. В ответ на презрительное «Кому ты здесь нужен?» он честно ответил кому, опрометчиво посетовав, что его не отпустили даже после обращения в ЦК. Это было ошибкой. Тотчас выяснилось, что дорогого товарища артиста никто не гонит и даже наоборот – ему выдадут новый паспорт. И выдали. Чистенький, с одиноким штампом о прописке. В Россию Лебедев вернулся только в 1949-м. Сначала в Москву, потом – в Ленинград, который и стал его новой родиной и последней пристанью. Сперва актер играл в Театре имени Ленинского комсомола, а в 1956-м поступил на главную сцену своей жизни – БДТ имени Максима Горького, которому предстояло стать Большим драматическим театром имени Георгия Товстоногова. http://www.ng.ru/saturday/2007-01-12/16_lebedev.htmlПреподавал актёрское мастерство в Грузинском театральном институте, в классе Товстоногова. Источник: https://stuki-druki.com/authors/Lebedev-Evgeniy.php Штуки-дрюки Роли сыгранные Е.Лебедевым В Тбилиси: Театр юных зрителей, Тбилиси «В стороне» (1940, постановка Н. Маршака) — Виктор «Патара Кахи» (сезон 1940/41, постановка Н. Маршака) — царь Теймураз «Белеет парус одинокий» (сезон 1940/41, постановка Г. Товстоногова) — Хозяин тира «Том Сойер» (сезон 1940/41, постановка Н. Маршака) — Гек «Василиса Прекрасная» (сезон 1940/41, постановка А. Гинзбурга) — Баба-яга «Бедность не порок» (1941, постановка А. Гинзбурга) — Митя «Финист — ясный сокол» (1941, постановка Н. Маршака) — Солдат «Конек-горбунок» (сезон 1941/42, постановка Д. Алексидзе) — Иванушка «Шел солдат с фронта» (сезон 1941/42, постановка Н. Маршака) — Микола Ивасенко «Снежная королева» (сезон 1941/42, постановка Н. Маршака) — Сказочник «Секретарь райкома» (1942, постановка А. Гвинеева) — Кочет «Дом на холме» (сезон 1942/43, постановка А. Гвинеева) — Борис «Золотой ключик» (1943, постановка Н. Маршака) — Пудель Артемон «Князь Мстислав Удалой» (сезон 1943/44, постановка А. Гвинеева) — Суслов «Кот в сапогах» (сезон 1943/44, постановка А. Гвинеева) — Жан «Не все коту масленица» (сезон 1943/44, постановка А. Гвинеева) — Ипполит «Коварство и любовь» (сезон 1943/44, постановка Н. Маршака) — Миллер «Свои люди — сочтемся» (1944, постановка А. Гвинеева) — Подхалюзин «Три товарища» (1945, постановка Н. Маршака) — Марк «Недоросль» (сезон 1945/46, постановка А. Гвинеева) — Митрофанушка «Побег» (сезон 1945/46, постановка Н. Маршака) — Саша «Разбойники» (сезон 1945/46, постановка Н. Маршака) — Роллер «Слуга двух господ» (сезон 1945/46, постановка А. Аборяна) — Труффальдино «Встреча в темноте» (сезон 1945/46, постановка А. Аборяна) — Вяткин «Забавный случай» (сезон 1945/46, постановка Е. Лебедева) — поручик Де-ля-Котри «Молодая гвардия» (1946, постановка Н. Маршака) — Сергей Тюленин «Как закалялась сталь» (сезон 1946/47, постановка Н. Маршака) — Павел Корчагин «Тайна острова Блютенбаль» (сезон 1946/47, постановка Н. Маршака) — Нильсон, Герман «Снежок» (сезон 1947/48, постановка Н. Маршака) — Бляйк «Хижина дяди Тома» (сезон 1947/48, постановка Н. Маршака) — Вильсон «Сказки» (сезон 1947/48, постановка Н. Маршака) — Иванушка https://bdt.spb.ru/%D0%BE-%D1%...%B8%D1%87/Папа уже многое в жизни повидал, расстался с женой, матерью его дочери Ирины, тоже актрисой. https://7days.ru/caravan/2017/...z60LYeAqUZНаграды, премии, звания Герой Социалистического Труда (1987), народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1968, за исполнение роли Василия Бессеменова в спектакле «Мещане» БДТ им. М. Горького), Сталинской премии первой степени (1950, за исполнение роли Сталина в спектакле «Из искры…» ленинградского Театра им. Ленинского комсомола). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1980, за исполнение роли Королёва в фильме «Блокада»). Кавалер ордена Ленина (1971, 1987), ордена Трудового Красного Знамени (1977), ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997, за большой вклад в развитие театрального искусства). Обладателей медалей «Ветеран труда» (1984), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Кавказа» (1945), «В память 250-летия Ленинграда» (1957) Обладатель нагрудного знака «За заслуги перед польской культурой» (1979). Обладатель приза «Золотая нимфа» Международного фестиваля в Монте-Карло (1977, за участие в фильме «Блокада»), приза кинофестиваля в Мар-дель-Плата за лучшую мужскую роль (1966, Аргентина, за фильм «Последний месяц осени»). Обладатель премии КГБ СССР в области литературы и искусства I степени (1984, за участие в фильме «Синдикат-2», роль террориста Савинкова). Обладатель премии мэра Санкт-Петербурга А.Собчака «За выдающиеся заслуги в развитии культуры» (1994). Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» — специальная премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру» (1996). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1996), Тбилиси (1992), города Балаково (1987). https://bdt.spb.ru/о-театре/па...лексеевич/ --- Снегиревы | | Лайк (1) |
snegirev Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34995
| Наверх ##
10 октября 2019 21:42 11 ноября 2019 20:47 Наталья Михайловна Бурмистрова Народная артистка СССР (1972). 14 марта 1918 Борисов, Минская губерния, Западная область, Российская Советская Республика 19 августа 2008 (90 лет) Тбилиси. Родилась в семье военнослужащего, прапорщика М. С. Бурмистрова,. Отец будущей актрисы позже — профессиональный актёр, «Заслуженный артист Чувашской АССР». Наталья Бурмистрова связана с театральной сценой с раннего детства. В пятилетнем возрасте сыграла свою первую роль в спектакле «Царь всея Руси» по пьесе А. К. Толстого. После окончания средней школы в 1936 году поступила во вспомогательный состав труппы Томского театра. Позже работала в Петропавловском, горьковском и других театрах. Участница Великой Отечественной войны . С 1941 года работала санитаркой в составе санитарного поезда, а в часы затишья возвращалась к своей актёрской профессии — пела бойцам песни. Затем актриса передвижного фронтового театра. https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1759535ёНаталья Бурмистрова - одна из ярких представителей театральной сцены грузинской столицы. Также снималась и в кино. https://vk.com/@russian_memory...urmistrovaС 1948 года - ведущая актриса Тбилисского русского драматического театра им. А. Грибоедова. Играла до начала 2000-х годов, когда в связи с болезнью была прикована к постели. Одна из ярких представителей театральной сцены грузинской столицы. Автор книги воспоминаний «Путешествие во времени» (Тбилиси, 2001 г.). Избиралась депутатом Верховного Совета Грузинской ССР 4-го и 5-го созывов. Муж - Игорь Злобин (скончался в мае 1997 года), актёр, народный артист Грузинской ССР (1970). Умерла 19 августа 2008 года в Тбилиси. Похоронена на Сабурталинском кладбище Тбилиси, в пантеоне выдающихся деятелей Грузии. http://famous-birthdays.ru/dat...lovna.html  Ведь актриса сыграла огромное количество ролей – около 200! И среди них практически не было проходных, неинтересных, каждая ее работа становилась событием культурной жизни Тбилиси. Но были, конечно, роли, запомнившиеся зрителям навсегда. Среди них: Таня («Таня» А.Арбузова), Нина Заречная, Лариса Огудалова, Лиза («Дворянское гнездо» И.Тургенева), Маша («Живой труп» Л. Толстого), Валя («Иркутская история» А. Арбузова), Нила Снижко («Барабанщица» А. Салынского), Леди Торренс («Орфей спускается в ад» Т. Уильямса), Бланш Дюбуа (Трамвай «Желание» Т. Уильямса), Софья Ковалевская («Ценою жизни» бр. Тур), Люси Купер («Уступи место завтрашнему дню» В. Дельмар), Лидия Васильевна («Старомодная комедия» А. Арбузова), Роза («Улица Шолом-Алейхема, 40» А.Ставицкого)... Партнерами Натальи Бурмистровой были Верико Анджапаридзе, Белла Белецкая, Тамара Белоусова-Шотадзе, Павел Луспекаев, Арчил Гомиашвили, Анатолий Смиранин, Ефим Байковский, Армен Джигарханян, Борис Казинец, Михаил Иоффе и другие мастера сцены. С ней работали замечательные режиссеры: Ефим Брилль, Александр Такаишвили, Леонид Варпаховский, Александр Гинзбург, Константин Сурмава, Арчил Чхартишвили, Тенгиз Кандинашвили, Александр Товстоногов, Гига Лордкипанидзе, Гайоз Жордания, Георгий Кавтарадзе… Среди представленных фотографий одна из наиболее значимых – сцена из спектакля «Деревья умирают стоя» А. Касоны, где молодая актриса Наталья Бурмистрова запечатлена вместе с великой Верико. Наталья Михайловна создала образ молодой аргентинки Марты – психологически сложную, драматическую роль она играла легко, непринужденно. А Верико Анджапаридзе выступила в роли Бабушки. Грузинская актриса блистала в этом образе на марджановской сцене, а затем появилась в роли Эухении Бальбоа в театре имени А.С. Грибоедова, причем играла на русском языке. «Я с радостью вспоминаю мои отношения с Верико Анджапаридзе. Большая прославленная актриса относилась ко мне, молодой актрисе, с огромным вниманием, уважением, смотрела мои спектакли, писала рецензии на них. Однажды мы отдыхали с ней вместе в Кобулети – я с мужем, она с внуком. Часами Верико не отпускала меня от себя, с интересом расспрашивала о моей жизни, рассказывала о себе. Была у нас с ней занятная история. Как-то мы встретились в Доме работников искусств, и Верико поинтересовалась: «Что готовишь новенького?» Я сказала: «Люси Купер в «Уступи место завтрашнему дню». Она всплеснула руками: «Ты с ума сошла! Зачем так рано начинаешь играть старух?» Я ответила: «Дело не в возрасте. Меня очень волнует тема беззащитной старости». Верико пожала плечами и добавила: «Я тоже собираюсь играть эту роль». И вот на премьере ко мне приходит администратор и сообщает: «Вас смотрит Верико!» Я задрожала ... После спектакля Верико пришла ко мне задумчивая и озабоченная. «Слушай, – сказала она. – Я совершенно иначе мыслила этот образ, но ты меня так убедила, что мне нужно время, чтобы переосмыслить свое видение». И действительно, репетиции этого спектакля в марджановском были отложены на долгое время». Вот еще одна бесценная фотография – арбузовская Таня. Наталья Михайловна с особым трепетом вспоминала эту раннюю работу, сделавшую ее в один вечер любимицей тбилисских театралов. А рядом другой снимок: «барабанщица» Нила Снижко, влюбившая в себя зрителей-мужчин и о чаровавшая женскую часть публики. На этой фотографии Наташа Бурмистрова предстает в танце, в смелом по тем временам костюме, вызывая восхищение безупречной фигурой. А вот сцена из спектакля «Двое на качелях» У. Гибсона. Блистательный дуэт Натальи Бурмистровой и Арчила Гомиашвили! Эта постановка Арчила Чхартишвили была очень популярной, настоящим хитом! Актеры поражали своим мастерством, искренностью чувств. Венчает фотоэкспозицию Наталья Бурмистрова в роли Нина Заречной. Этой работой Наташа тоже очень дорожила, гордилась ею. Кстати, после премьеры спектакля «Чайка» ее приглашали во МХАТ, но Бурмистрова не изменила родной сцене... Сколько воспоминаний связано с этой работой! Актриса с нежностью рассказывала о режиссере спектакля, знаменитом Леониде Варпаховском, а также своем талантливом партнере Павле Луспекаеве, сыгравшем Тригорина. «Внезапно в театре возникла маленькая белобрысая фигурка в комбинезоне, держащая в руках некое подобие портфеля, по цвету и форме напоминающего огнетушитель, – вспоминает Наталья Михайловна в своей автобиографической книге «Путешествие во времени». – Это был замечательный режиссер Леонид Викторович Варпаховский – в прошлом «враг народа»: он вернулся к нам после десятилетней ссылки… Первой его работой были «Дни Турбиных». Играли в спектакле наши «тузы». Мы вышли после премьеры онемевшие – такая это была глыба, такое мастерство! Затем Варпаховский поставил водевиль «В сиреневом саду». Сам написал музыку, сам ставил, сам плясал с нами во время репетиций. А зрители на спектакле подпрыгивали на своих стульях. Сколько было радости, жизни, солнца в его постановке! Я сыграла у него Нину Заречную. Это была моя дорога к храму. Мы выстраивали роль по кирпичику. То радовались, то чуть ли не плакали. Варпаховский был со мной рядом каждую секунду как поводырь…». Критика называла «Чайку» Варпаховского «исключительно вдумчивой и тонкой работой», оставившей неизгладимое впечатление «той жизненностью и проникновенностью в душевный мир персонажей, которая характеризовала игру актеров». Наталья Бурмистрова вспоминала: «Тригорин, знаменитый писатель, элегантный, светский человек, и Паша казались несовместимыми. Но постепенно, через препоны и творческие муки, Луспекаев одолел роль Тригорина. Играл ее очень интересно». В один из замечательных вечеров в ее теплом гостеприимном доме Наталья Михайловна рассказала о небольшой ссоре с Луспекаевым в процессе репетиций (он был человеком горячим, страстным и мог невольно обидеть человека). Но буквально на следующий день конфликт был исчерпан – Луспекаев трогательно извинился перед актрисой и работа над спектаклем продолжилась... Сколько воспоминаний! На одной из фотографий – молодые, красивые Наташа и Игорь Злобин, ее коллега, муж и друг. Многие годы их связывали нежные отношения, взаимная забота, понимание. Это было настоящее партнерство, любовь. Сегодня Наталья и Игорь покоятся рядом на Сабурталинском пантеоне, неразлучные... В своей книге воспоминаний актриса посвятила мужу отдельную главу. На гримировальном столике стоит цветная фотография Бурмистровой поздних лет. Невероятно привлекательная, пусть уже и немолодая женщина, одетая в красивую, яркую блузу. Грустный, задумчивый взгляд. Хотя сфотографирована она в радостный день – на презентации своей книги воспоминаний «Путешествие во времени». Может быть, актриса предчувствовала, что это ее последний выход к публике? Что она больше никогда не придет в родной театр, на долгие годы ставший ее вторым домом? Наверное... Ценная вещь музейной коллекции театра – черное с блестками концертное платье Натальи Бурмистровой. Можно себе представить, как оно подходило актрисе! Бурмистрова умела красиво, элегантно одеваться, обладала безупречным вкусом. Статья «ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИР №5 2018г. "ОНА МОГЛА БЫ УКРАСИТЬ ЛЮБУЮ СЦЕНУ МИРА"». · Автор: Инна БЕЗИРГАНОВА О Бурмистровой Н.М. написано в книге: ИННА БЕЗИРГАНОВА "ОНА БЫЛА ЗВЕЗДОЙ" НАТАЛЬЯ БУРМИСТРОВА Мне повезло увидеть замечательную актрису в спектаклях "Двое на качелях" и "Ценою жизни". --- Снегиревы | | |
|