Милые сердцу места
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13526 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37998 | Наверх ##
17 октября 2015 21:49 эленКНИПЗЛена, нет ли у Вас фотографий с цветным хрусталем мальцовских заводов советского периода? [q] Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.[/q]
Интерес по хрусталю с добавлением кобальта. --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
эленКНИПЗМодератор раздела Член Союза краеведов Ополья  г.Ковров Сообщений: 1695 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 6352 | Наверх ##
18 октября 2015 7:20 Tasha56 написал: [q] эленКНИПЗ Лена, нет ли у Вас фотографий с цветным хрусталем мальцовских заводов советского периода?
[q] Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.
[/q]
Интерес по хрусталю с добавлением кобальта.[/q] Наташа, доброе утро вот некоторые фото:А ещё посмотрите фильм 1993года: http://www.youtube.com/watch?v=x9dDafEmMrg --- Вера Надежда Любовь | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13526 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37998 | Наверх ##
18 октября 2015 14:36 эленКНИПЗ[q] вот некоторые фото:[/q]
Какая красота! Как же была разочарована, прочитав статью, что с 2012 года производство перестало функционировать. Лена, неужели это правда? Не помню печатного издания, но рассказывалось о том, как навыки стеклодувного и стекольного дела передавались в тех местах по наследству.... как самый дорогой дар. С малолетства дети получали профессию от своих отцов и дедов, которая могла прокормить их и их семьи. Такой штат мастеров остался не у дел. Печально! Вернусь к изделиям. Видно, что "чистый цветной хрусталь" датируется годами после 60-х, как и излагается в истории мальцовских заводов. Еще раз перелистала музейные проспекты (остались с 70-х)... нашла сведения о том, что для изготовления высококачественного хрусталя нужна шихта (смесь песка, поташа и оксида свинца)...если в шихте нет оксида, то получается обычное стекло....температура плавления хрустальной шихты 1500 градусов Цельсия. Процесс этот настолько трудоемкий, что в нем задействовано сразу несколько человек. [q] У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.
После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.
Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода. После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют, и если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.
[/q]
Многие из нас помнят, каким мерилом роскоши в семьях был хрусталь, какие очереди люди отстаивали в магазинах в период СССР, чтобы прикупить себе изделия эдакой красоты. Хрусталь и сегодня не теряет своей популярности...он очень красиво смотрится как на столах при сервировке, так и в посудных шкафах, украшая собой интерьеры жилищ. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные и позитивные отблески. Нашла в своей коллекции посуды хрустальные вазы с маркировкой ЛЗХС и ВСХВ. Мне стало интересно, что эти буквы означают. В сети нашла расшифровку (может быть кому-то тоже интересно) ЛЗХС - Ленинградский завод художественного стекла... ВСХВ - продукция Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.. --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Astrantia Рига, Латвия Сообщений: 952 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1370 | Наверх ##
20 октября 2015 20:05 20 октября 2015 21:00 Tasha56 написал: [q] Какая красота! Как же была разочарована, прочитав статью, что с 2012 года производство перестало функционировать. Лена, неужели это правда?[/q]
Присоединюсь к вопросу. Еленочка, скажите, что это неправда, и хрустальная сказка продолжается! Столько красоты и истории...истории красоты. Неужели все может вот так закончиться? Не хочется верить. С удовольствием прошлась с Вами по улочкам Гусь-Хрустального, милый городок, уютный. Веет сказочным чем-то, добрым и светлым. Хрусталь потрясающий, произведения искусства. P.S. Нагуглила, есть завод-преемник, хрустальная сказка не кончается! Вот он, завод хрусталя --- Ищу: Беспалов Григорий Яковлевич, (1912 - 1943) хутор Лихой Ростовской области
Любые сведения о Беспаловых из Лихого и окрестностей
| | |
эленКНИПЗМодератор раздела Член Союза краеведов Ополья  г.Ковров Сообщений: 1695 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 6352 | Наверх ##
20 октября 2015 22:07 Astrantia написал: [q] Присоединюсь к вопросу. Еленочка, скажите, что это неправда, и хрустальная сказка продолжается! Столько красоты и истории...истории красоты. Неужели все может вот так закончиться? Не хочется верить.[/q] Мариночка и Наташа, постараюсь подробнее узнать у директора Музея Хрусталя. Удивительня женщина Виктория Викторовна. Мы с ней познакомились на экскурсии. Но то, что на заводе стало совсем по-другому, это точно. --- Вера Надежда Любовь | | |
эленКНИПЗМодератор раздела Член Союза краеведов Ополья  г.Ковров Сообщений: 1695 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 6352 | Наверх ##
27 октября 2015 16:33 27 октября 2015 20:23 Вот что написала Виктория Викторовна для нас: "По Вашей просьбе отправляю Вам ссылку про Хрустальный завод Текст замечательный, а главное, там все написано, как есть. Читайте! И пусть другие читают. Спасибо Вам огромное за теплые слова, за неравнодушие! С уважением Виктория." http://www.tripadvisor.ru/Show...ssia.html#Впечатления от посещения старинного Хрустального производства были столь сильны, что вспомнить такие элементарные, но сторонние вещи, как внешний вид Завода " Королей русского хрусталя"... не могу .
Причиной тому стала торопливость и крайнее возбуждение от захватывающего путешествия во времени и хрустальности пространства...
Перед глазами наперегонки плывут кадры с огненными печами на подиуме, хрустальными шарами с размытыми контурами в мареве жары.. Ловкая работа мастеров гутной техники.. Их, почти акробатические этюды и ловкие манипуляции с жидким стеклом.. И рождение золотогривого хрустального Коня на глазах у восхищенной публики. Зрелище в полной мере эксклюзивное и ставшее доступным для нас - путешественников, буквально, лишь пару-тройку месяцев назад! И..зрелище незабываемое: можно не только потрогать своими руками подобный этому дивный, уже остывший хрусталь, но и увидеть как работают классные мастера - выдувальщики и гранильщики; процесс авторского штучного выдувания, так называемую, гутную технику.. Стеклянное шоу. Представление, которому мало равных: ярко, зрительно...жарко. И из огня рождается Скачущий Конь.. И "из огня" - это совсем не метафора: прикоснуться к шедевру нельзя! Сожжет в пепел человеческую плоть. Там более 1200 градусов по Цельсию будет, а мастера работают играючи!
Об этой красоте нужно писать отдельно: мастерство хрустальщика- виртуоза Евгения Гусева из Гусь Хрустального заворожило и врезалось в память. Это высший пилотаж!
Все файлы заполнены видеосъемкой. Хвастаюсь, конечно. Но вы сами можете запечатлеть его на своих гаджетах, заглянув за кулисы процесса рождения особого авторского хрусталя.
А как вам сочетание фамилии мастера и города, где он живет? Евгений Гусев из Гусь Хрустального. Все неслучайно. Край Мещерский рождает таланты...для себя.
Ну, а путешественники мира наконец смогут теперь побывать на Заводе "Королей русского хрусталя" и увидеть собственными глазами великолепное шоу профессионалов! Где, словно ручку перьевую, мастера, играючи, держат на весу от 3-х до 10-ти кг расплавленного гутного хрусталя, когда выдувают его. Блестящие потомки тех мастеров, чьи работы отмечены мировыми Гран При, которые они брали на крупнейших выставках своего времени. Бронза в Чикаго, Брюсселе. Гран При в Париже, золото в Братиславе. Большая Золотая медаль в Лейпциге, в Санкт-Петербурге..с емкой формулировкой "За отличный хрусталь"..
С удивлением обнаружила, что практически ничего не знаю об этом.
Странно, но первое упоминание о Гусе Хрустальном в середине 18 века принадлежало...затаите дыхание...конечно же, путешественнику и ученому Герхарду Миллеру. Он так восхищенно описывал Мещерские места и хрустальный завод, что привлек к нему внимание всей Европы. И дал старт паломничеству любопытных путешественников и туристов...на Завод особый, который был ведущим в России во времена эпохи династии Романовых и имел неоднократно подтвержденную привилегию быть Поставщиком Двора Его Императорского Величества!
Его основатель Аким Мальцов за заслуги перед Отечеством был даже возведен в потомственное дворянство со званием генерал-лейтенантa по Указу Екатерины II.
Завод называли просто: феномен. " Мальцовская стекольная империя", как феномен, входила в группу прогрессивных вотчинных мануфактур. И конкурировала успешно... с самим Императорским заводом.
Потому даже такие искусники и филигранных дел мастера как Ювелирный Дом Карла Фаберже неоднократно обращались с заказами на стекло с особой фирменной хрустальной гранью купцов Мальцовых, с тем, чтобы потом оправить Гусевской свинцовый хрусталь в серебро и русский камень..
Украсить прозрачность хрустального чуда ониксом и аметистом, дорогими тканями, литьем и золочением. И тогда "венецианская нить", "бриллиантовая грань", стекло урановое да золоторубиновое... становилось общепризнанным шедевром и гордостью частных и мировых коллекций. ...
И многое из тех великолепных изделий чудес увидели мы после Огненного Шоу... в особой хрустальной кладовой, названной Образцовой Комнатой. Она была создана специальным царским Указом, чтобы стать " школой для мастеров, кладезем идей для художников и для облегчения соображений начальству".
Как... Вы не знали про Образцовую Комнату? Нууу, ребята... попасть в Образцовую Комнату ( O.R.) Obrazsovaya Room ( Gus Crystal, Rusie) это то же самое, что выиграть лотерею на экскурсию в диковинную песочную The Wave в Coyote Buttes, (Arizona,USA). Все нужно заказывать заранее или надеяться на удачу. Констатирую как путешественник со стажем: за спиной 47 стран увиденных. Истинно так, потому эту правду так приятно говорить вслух. И главное - коллекция вся представлена за четверть тысячелетия (вдумайтесь только: это же жизнь нескольких поколений!) с загадочного образцового завода, который волею судеб не был разграблен во время революций всяких и страшных мировых войн. Мы провели там больше часа... И времени этого было недостаточно, чтобы рассмотреть все диковины и исторические редкости. А в розовый хрусталь,отражающийся в зеркальных подиумах, так просто влюбилась.. И не смутило даже то, что цветовая гамма от нежно-сиреневого до цвета чайной розы зависит исключительно от редкоземельной дорогущей добавки загадочного элемента таблицы Менделеева. То есть цена ее крайне высока. И ценник тот... в районе космоса..
О. R. Gus Crystal хранит сплошные раритеты за 2,5 столетия....и авторские работы, премированные всеми возможными премиями мира. Рассмотреть все за раз невозможно. Потрясение и восторг! Это как побывать в сказке. В зазеркалье. Как перешагнуть черту между реальностью и фантазией.
Скажу просто: не могла даже предположить, что поездку в Гусь Хрустальный, отнесу впоследствии к разряду выдающихся путешествий своей жизни. А за плечами.. Уже 28% земного шара осмотрено и увидено.. А может только 28%.
По многим параметрам.. Поездка выдающаяся. Постараюсь поделиться впечатлением. Это, верно одно из тех редких мест, где меня просто "мутило от впечатлений".. И я готова была выложить фото, не смотря на то, что никогда не делаю это в силу разных причин: отсутствие мобильной версии в TripAdvisor.. В том числе.
Когда мы выходили из салона при заводе, нас чуть не сбила с ног толпа туристов. Люди поступают верно, приезжая автобусами. Но лучше использовать отдельные тарифы и без помех увидеть лучшее. Игра слов..
Совет: хотелось бы существенного расширения ассортимента хрустальных изделий, что возможно купить в салоне завода после экскурсии. После Образцовой Комнаты в глазах так и стоят великолепные фигурки снегирей.. Вазы византийского рисунка... Чудесные фужеры цветного хрусталя.. В руки просятся хрустальные тарелки... Где они?
И просто требуются полные фотобуклеты об Образцовой Комнате. Они заняли бы почетное место на домашних книжных полках рядом с буклетами Бриллиантовой и Золотой Кладовых Эрмитажа из Санкт-Петербурга. Тем, кто не сможет купить хрустальный сервиз, но всегда будет хранить в душе воспоминания об этой поездке. Она незабываема.
... А у меня перед глазами на письменном столе стоит купленный сувенир бесцветного хрустального стекла "Гусь" – то ли мерный стакан, то ли взлетающая птица... Он был разработан еще до моего рождения чудесным художником по хрусталю.. С. Орловым... Это просто мистика какая-то.
--- Вера Надежда Любовь | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13526 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37998 | Наверх ##
27 октября 2015 17:00 Продолжая тему о стекольном деле...Что общего у хрустального иконостаса в Дятьково с крышей Пушкинского музея в Москве? Династия. Отцы: Иван Мальцов Единственный в мире хрустальный иконостас находится в дятьковском храме «Неопалимая купина». Это настоящее рукотворное чудо, ведь обычно иконостасы делают из природных материалов дерева или камня. Говорят, те, кто впервые посещают храм, замирают в немом восторге...

В записях священника Стефана Красовского говорится : «….христолюбивый храмоздатель украсил новым иконостасом свой храм, яко невесту… Первое, что поражает чувство зрителя во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы…» Этим «христолюбивым храмоздателем» был Иван Мальцов, наследник семьи, фактически основавшей хрустальное производство в России.

Династия. Дети: Юрий Нечаев-Мальцов История Пушкинского музея неразрывно связана с именами Ивана Цветаева и Юрия Нечаева-Мальцева, который пожертвовал два миллиона рублей из трех, затраченных на сооружение здания и приобретение первых экспонатов. Он предоставил стекло для уникальной крыши по проекту Щусева, на его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов здания и колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы музея.

Потомок Юрий Нечаев-Мальцов остался верен традициям семьи: воздвиг в центре города, ставшего именоваться при нем Гусь-Хрустальным, храм Святого Георгия по проекту Николая Бенуа, а в селе Березовка — храм Дмитрия Солунского в память воинов, павших в Куликовской битве. Оба храма расписывал Виктор Васнецов.Автор статьи - Диана ЧанкселианиКириллица --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
эленКНИПЗМодератор раздела Член Союза краеведов Ополья  г.Ковров Сообщений: 1695 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 6352 | Наверх ##
27 октября 2015 17:13 Tasha56 написал: [q] Продолжая тему о стекольном деле...
[/q]
Наташа, добрый вечер. Спасибо за столь интересную статью.
--- Вера Надежда Любовь | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13526 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37998 | Наверх ##
27 октября 2015 17:27 эленКНИПЗЛена, не за что. Мне самой эта тема интересна. А ведь не сразу Мальцовы в Гусе обосновались....вот нашла... Начиналось все довольно скромно. В 1723 году некие Назар Дружинин и Сергей Аксенов основали стеклянную и хрустальную фабрики в Карачаевском уезде на землях Введенского девичьего монастыря и в Можайском уезде близ Гжатска. В 1724 к «компанейству» присоединился купеческий сын Василий Мальцов и спустя шесть лет сделался полновластным хозяином фабрик. Как и почему — история темная.
Из Германии в Гжатск приглашали немцев, «зело в стеклянном деле искусных» , — надо же у кого-то мастерство перенимать! Учили они гжатских рабочих делать «стаканы пивные и медовые, гладкие и рисованные, стекла зеркальные и оконишные белые» .
В 1741 году Мальцов надумал дело свое расширить и вложил в развитие производства аж 6 700 рублей. Учитывая, что посуды и стекла в том же году изготовлено было на 5 582 рубля, вложения эти выглядели довольно рискованными. Так и оказалось. Не успел Мальцов дождаться окончания своей инвестиционной эпопеи, как в 1747 году Сенат выпустил постановление, согласно которому, во имя сохранения лесов вокруг Москвы, все хрустальные, стеклянные и железные заводы в радиусе 200 верст от города подлежали уничтожению. Чтобы исключить различные толкования, указ так и озаглавили — «Об уничтожении» . Мальцов с государством спорить не стал и производство свернул.
Так бы и захирело российское хрустальное дело, если б не сын Мальцова Аким, c ранней юности интересовавшийся делами отца. К 1755 году часть хрустального производства Аким перенес в сельцо Микулино Мещерского края, что на берегу реки Гусь. Поспособствовал и двоюродный брат Акима — Фома, купец первой гильдии, тоже заложивший новую хрустальную и стекольную фабрики. Дело начало расширяться. Со временем часть производства перевели в село Радутино Орловской области, а мальцовские изделия все лучше расходились по стране. На знаменитой ежегодной Макарьевской ярмарке мальцовское стекло охотно раскупали, а уже оттуда везли по всей России.
[q] В «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» записано: «Предок рода Мальцовых, Богдан Афанасьев сын Мальцов, в 1635 писан в десятне в числе дворян... Дети его Автоном, Кирей и Юрий показаны в списке 1670 по Чернигову». Сын Автонома, купец гостиной сотни Василий Мальцов, живший в г. Рыльске, одного из своих сыновей, Василия Большого, отправил с товарами в Гжатск. Там Василий Большой познакомился с купцами Дружининым и Аксеновым, имевшими разрешение мануфактур-коллегии на устройство стекольной и хрустальной фабрик на собственные средства, и вступил с ними в компанию. После смерти Дружинина и Аксенова компаньонами Мальцова стали его брат Афанасий и купец из Орла Нагавкин. Вскоре Василий Васильевич остался единственным владельцем мануфактуры. В 1745, расширяя дело, он начал строительство новой гуты, купив в Можайском уезде сельцо Новое. Вскоре он передал дело сыновьям Александру и Акиму, которые жили месте с ним. В 1747, после того, как Сенат постановил уничтожить все хрустальные, стекольные и железные заводы, находящиеся в 200 вёрстах от Москвы, с целью сохранения лесов, мальцовский завод был разделен. Одна часть была переведена в Трубчевский уезд Орловской губернии (принадлежала Александру, затем его жене Евдокии), другая часть, находившаяся во владении Акима Васильевича, была переведена из можайского уезда во Владимирскую губернию на речку Гусь. Аким, основатель гусевского стекольного производства и владелец парусной фабрики в Можайском уезде, стал известным лицом в кругах промышленной России. Википедия.[/q] --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
эленКНИПЗМодератор раздела Член Союза краеведов Ополья  г.Ковров Сообщений: 1695 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 6352 | Наверх ##
29 октября 2015 19:08 В продолжение "хрустальной" темы. Интересная статья на сайте:http://trc33.ru/blogs/pro-den-rozhdeniya-stakana/От Палыча. Про день рождения стакана Из всех предметов кухонного обихода для нас важнейшим является стакан. В знаменитом гимне советскому чревоугодию - «Книге о вкусной и здоровой пище» - мерилом почти всего был стакан. Им исчисляли количество муки, сахара, круп, молока и множества других ингредиентов. Поэтому, когда во времена перестройки на магазинных полках не осталось ничего, кроме книги Поля Брэгга «Чудо голодания», в дефиците оказался и стакан, и это стало трагедией для домохозяек.
Так откуда он пошел-есть, наш стакан?
Днем рождения граненого стакана принято считать 11 сентября 1943 года. Выпущен он был в Гусь-Хрустальном, а дизайн его приписывается знаменитому скульптору, автору не менее знаменитых «Рабочей и колхозницы» Вере Мухиной, да еще чуть ли не в соавторстве с написавшим «Черный квадрат» Казимиром Малевичем. Позволю себе усомниться кое в чем. Посмотрите на эту картину. Автор ее Петров-Водкин, называется она «Утренний натюрморт», а время создания – 1918 год!
Видите – граненый стакан. Правда, не классический: он с 10 гранями и «прямоугольный», не расширяется кверху. А все дело в том, что первый граненый стакан создал владимирский стекловар Ефим Смолин и преподнес его лично Петру Первому! Стакан предназначался для нужд морского флота: граненый во время качки не скатывался со стола. А с 1756 года, когда заработал гусевской хрустальный завод, стакан производился уже только там. Вот этот ефимовский стакан и изображен на натюрморте, а граненому стакану как минимум лет 320! Мухинский стакан отличался от ефимовского количеством граней (16, а не 10), тонким круглым донцем и круглым ободком поверху. До ободка в стакан умещается 167 граммов, с ободком – 200. В поллитровке водки – 21 бульк. Таким образом, разлить по булькам «на троих» несложно – по семь бульков на стакан. Изменение дизайна было вызвано тем, что еще до Великой Отечественной советские инженеры разработали посудомоечную машину, а стакан для нее должен был иметь другие формы! Итак, 11 сентября в России – день граненого стакана. Как человек непьющий, с чувством плохо скрываемого злорадства сообщаю: это еще и Всероссийский день трезвости! Поэтому стакан (апельсинового сока) подниму за здоровый образ жизни! Автор: Николай Алексеев --- Вера Надежда Любовь | | |
|