Да вот нашел эту статью, они вместе были осуждены.
https://ok.ru/karagalika/topic/63107132904769Габдурахман Гумари (Абдурахман Умеров)
1867-1933
В прошлом номере газеты я уже писала о Г. Гумари, но это был краткий обзор жизни Великого ученого гордости, татарского народа, а сейчас я хочу Вам, дорогие читатели, рассказать более подробнее о его непростой жизни.
Отец Абдурахмана Умерова- Измаил Умеров- в 1861 году из села Сеитовка переехал в Астрахань. Недалеко от села Семиковки он купил бахчу, где выращивал виноград и овощные культуры на продажу.
В 1872 году Абдрахмана (5 лет) отец отдал на обучение к мулле.
В 1874 году (7 лет) отправили его учиться в Ярлы-Тюбя в школу. Домой он приезжал 1 раз в неделю (и это в семилетнем возрасте!).
В девять лет (1876г.) отец отправил его учиться к известному учителю в Сеитовку. Но так случилось что учитель уехал на свою родину и, не проучившись и 1 года, Абдрахман вернулся домой.
В десятилетнем возрасте (1877г.) он уехал учиться в село Киляче (в 25-ти километров от Астрахани) в медресе к Густан-эфенди. Приезжал он домой 1 раз в месяц. Проучился он там четыре года. Когда ему пошел 15-ый год, он с товарищем из села Карагали уехал на учебу в Казать в медресе Шагабутдина Марджани. О Ш. Марджани надо написать более подробно, но в другом выпуске газеты, ибо кратко писать о величайшем ученом недозволительно.
В 1892 году Абдурахман вернулся в Астрахань и начал помогать отцу на бахче, т.к. отцу было уже шестьдесят четыре года, а матери (Рахиле) – сорок пять лет.
Его семья состояла из семи человек: братья Габдулла (23 года), Габдельлатиф (20 лет), брат Габдельвахан (11 лет), сестра Зайнаб (15 лет). Ему самому было в то время 25 лет. Через год он начал заниматься обучением, открыл школу, медресе и т.д. Семья отца жила на улице 18-ая Поперечно-Царевская, ныне улица Дербентская. Дом находился между соседями: справа - мечеть, принадлежавшая татарскому обществу, слева-двор и строения муллы Кутеева.
Дом деревянный: 8арщи, 2вершка на 7 арщин 12 вершков; высота 1 саженб, 1 арщин; 3 комнаты с 7 окнами, 2 печами, с 6 дверями; был и флигель: 8 арщин, 6 вершков на 7 арщин из 2 комнат на 4 окна, 4 двери, с голладской печью; кухня: без полов, очаг с 2-мя котлами по 5 ведер; конюшня, амбар, дворовое место.
Сам же Абдрахман Умеров с семьей начал жить в доме по ул. 17-ая Поперечно-Царевская (ныне ул. Нагибина) . до 1910 года он был заведующим и вероучителем в медресе мечети № 8 г. Астрахани (Яшел мечеть или мечеть хазрята). Типография располагалась в собственном доме. В секретном официальном донесении цензора татарских периодических изданий в Астрахани и. Искандерова Вице-Губернатору г. Астрахани от 16 марта 1913 года говорится: «В типографии Умерова главными сотрудниками состоят некто Сагий Рамеев, бывший редактор татарской революционной газеты «Танг» (Заря), издававшейся в Казани, ныне закрытой и Абдурахман Басыров, член крайней партии… в настоящее время из его бывших учеников состоят указанными муллами в г. Астрахани:
при мечети № 4 – Абдурахман Ниязов, при мечети № 3 – Идрис Бахшиев и при мечети № 7 – Абдулхалиль Басыров… бывшие ученики Умерова состоят муллам при мечетях в селениях: Яксатовском, Башмаковском, Килинчинском, Мошаикском, Курчинском, Хожетаевском и Сеитовском. У него обучались взрослые ученики и он преподавал им высшие богословские науки.
Какие кадры готовил наш Г.Гумари?! Секретные службы не упускали из виду А.Умерова. ведь он также состоял преподавателем и во Втором русско-татарском начальном училище и имел местное общение с другими мусульманами-преподавателями. Авторитет А. Умерова, его деятельность и популярность были известны и за пределами Астраханской губернии. Он активно учавствовал в сборе средств во время Балканской войны на нужды Турции. Указал (донес) на деятельность А. Умерова крестьянин из Пермской губернии Сабирзян Волков, который аттестовал А. Умерова как пропагандиста идей панисламизма. Сбор компромата продолжался не гнушались и фальсификацией. Департамент полиции и внутренних дел докладывал астраханскому Губернатору: «… воспретить мулле соборной мечети № 8 г. астрахани из астраханских мещан Абдурахману Исмаилову Умерову жительство в Астраханской губернии на 4 года… (от 24 декабря 1913 г.)». итак, с 1 февраля 1914 г., после освобождения из тюрьмы А. Умеров в сопровождении городового Матвея Курушева отбыл в г. Казань. Его ссылка обернулась благом для мусульманской и мировой науки. Эти годы он плодотворно работал над материалами о Шигабутдине Марджани, научными статьями об исламской философии и филологии и т.д.
Амнистия временного правительства вернула нашего знаменитого земляка на его родину в Астрахань. А. Умеров поддерживал живую и письменную связь с низовыми муллами постоянно. Татарская община тут же избрала А. Умерова мухтасибом, предводителем мусульманского духовенства в Астраханской губернии. Он активно участвовал в работе Центрального Духовного управления мусульман, Всемирного Исламского конгресса, много писал статей на темы истории ногайцев, законов шариата и т.д. Свобода, данная Временным правительством, была только на бумаге. Правительство большевиков запрещала открытые дискуссии по религиозным вопросам. Атмосфера все более нагнеталась. Взаимоотношение мухтасиба Умерова с представителями власти были сложными. Образованный, спокойный, мудрый, терпеливый, предусмотрительный, готовый на самопожертвование, А. Умеров, хорошо владеющий русским и несколькими иностранными языками, находил такие аргументы, которые загоняли в угол лекторов-атеистов. Власти быстро поняли свое бессилие и дискуссии были свернуты. В 1928 году вышло постановление ВЦИК о передачи культовых зданий государству, что вызвало волну недовольства по всей стране, везде проходили выступления татарского и русского народа.
Расчет властей состоял в том, чтобы подтолкнуть людей к противоправным действиям. Это развязывало руки властей, давая им возможность привлечь к уголовной ответственности наиболее авторитетных защитников веры.
Мухтасиб астраханской губернии А. Умеров был уже давно в разработке. Нужен был только подходящий повод для крупного процесса. Такой повод вскоре появился. Вводились дополнительные ограничения в отношении религиозных объединений. Мечети начали закрывать (как и церкви), перерегистрации в сроки не укладывались (по вине чиновников), да и коллективизация вызвала волну недовольства крестьян.
8 марта 1930 года в селе Татаро-Башмаковка против закрытия мечети жители объявили забастовку. В Старой Кучергановке упорно отстояли свою мечеть. 200 женщин Солянки потребовали открыть мечеть, но сельсовет отказал, тогда 300 мужчин, сбив замки на дверях, силой открыли мечеть. За всеми событиями через свою агентуру пристально следило ОГПУ. Было сфабриковано дело об антисоветской группе.
Абдурахман Умеров, Абдурахман Ниязов, Арон Абдуллась, Ибрагим Измаилов, Абдулкадыр Багаутдинов, Алибай Абдуллаев и другие были арестованы и осуждены. Треть осужденных не вернулась домой, навсегда оставшись лежать в безымянных могилах лагерей и далеких северных поселков. Абдурахман Умеров был сослан на 3 года в Архангельскую область, в деревню Малые Карелы. Незадолго до окончания к нему пришли ссыльные имамы, в конце встречи они попросили его прочесть молитву за здоровье и благополучное возвращение всех в родные края. Мудрый Гумари им ответил: «В молодости я просил у Аллаха счастливую жизнь – и получил ее, просил – разума, и эту просьбу творец не оставил без внимания. Теперь же на пороге смерти просить у Всевышнего еще чего-то для себя не позволяет совесть. Буду молиться за ваше возвращение». Скончался наш Гумари 17 марта 1933 года, и только в 1989 году на основании указа президиума верховного совета СССР Абдурахман Измайлович Умеров был реабилитирован.
P.S. потомки А. Умерова живут в России, Узбекистане, за границей и в Астрахани.