Татарские родословные
Тема про татарские родословные. Шежере
Илфак Илдусович Сообщений: 139 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 55
| Наверх ##
3 апреля 2010 19:27Шежере Вроде такой темы еще не было. Скопилось много материала по татарским родословным.В основном печатные книги и другие материалы. Появляются пересекающиеся линии.Наверное можно и помочь кому то.... --- Татарские деревни Бугульминского уезда интересуют | | Лайк (5) |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18708 | Наверх ##
5 июня 2022 11:09 ШИБАНЫ: НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЭТНОНИМ В.В. Трепавлов Институт российской истории РАН Москва, Российская Федерация trepavlov@yandex.ru
Итак, кто же такие шибаны XV века – «особо сплоченная группа узбеков» [24, с. 101]? наследственные подданные Шибана и его потомков? вообще все кочевники Дешт-и Кыпчака до начала активного политогенеза в их среде в конце столетия? Полагаю, что последнее толкование ближе к истине, но только если рассматривать период гегемонии Шибанидов в Деште до выступления казахов, отделения ногаев и ухода Шейбани на юг. Собственно, термин для сообщества тюрок-номадов этой зоны Евразии уже был изобретен Б.А. Ахмедовым. Свою книгу о ханстве Абу-л-Хайра, изданную в 1965 г., он назвал «Государство кочевых узбеков». Историки многократно высказывали сомнения в правомерности применения такого искусственного понятия, но в целом «кочевые узбеки» прочно укоренились в историографии. Очевидно, понятие шибаны можно считать для XV в. (до 1470-х гг.) синонимом «кочевых узбеков», но впоследствии его значение сузилось. По частоте употребления в источниках оно многократно проигрывает «узбекам» и все же, видимо, присутствовало в речевом обиходе жителей Дешт-и Кыпчака и окрестных стран в XVI–XVII вв. В отношении узбеков, ногаев (мангытов) и казахов имеются тексты, где эти названия употребляются их носителями от первого лица и потому могут считаться эндоэтнонимами (на начальном этапе – эндополитонимами). Что касается шибанов, то они всегда предстают в изложениях сторонних современников; в передаваемых же последними речах жителей кочевой степи термина шибаны нет. Учитывая скудость аутентичных текстов, сейчас рискованно определять, служило ли это слово самоназванием для народа, населявшего владения Шибанидов, или оно все-таки было изобретено чужеземными наблюдателями для обозначения шибанидских подданных, а затем – соратников Мухаммеда Шейбани. Но в любом случае можно утверждать, что общность шибанов на недолгое время появилась в Дешт-и Кыпчаке, отразив нереализованную возможность превращения из рыхлой совокупности кочевых тюркских родов в более стабильную этносоциальную структуру. Представляется, что имелась еще одна существенная причина, помешавшая такому их развитию – выше о ней упоминалось. Ногаи, казахи, сибирцы и узбеки (в Мавераннахре и Хорезме) смогли создать собственную государственность – с относительно определенными границами владений, этнически однородным населением (однако при этом сохранявшим базовую, матричную – родоплеменную/элевую идентичность), проживанием на фиксированной территории, подданством местным правящим кланам и прочими атрибутами, факторами и предпосылками нарождавшейся локальной этнополитической идентичности. Шибаны же не создали своего долговечного государства – срок существования ханства Абу-л-Хайра оказался исторически ничтожным. Поэтому они не получили исторического шанса сформироваться в особый народ. В одном давнем выступлении автор этих строк назвал Золотую Орду «этнической колыбелью» для многих тюркских народов [1, с. 86], имея в виду то, что начавшиеся в этом государстве процессы этнической трансформации и консолидации с течением времени привели к образованию устойчивых этнических общностей (казахов, ногайцев, нескольких народов, именуемых татарами, и др.). Это выражение прижилось в научно-публицистическом лексиконе и до сих пор иногда используется коллегами. В отношении шибанов можно констатировать, что к стадии этногенеза они так и не подошли – они «умерли в младенчестве», еще «лежа в колыбели». Это дискретное, недолговременное, порожденное политическими обстоятельствами сообщество теоретически имело возможность выделиться из общей массы узбекских племен, но поражения в борьбе с казахами, миграции в Среднюю Азию и актуальность узбекской идентичности там, на новых местах проживания, обесценили и вычеркнули из исторической памяти былую принадлежность к сообществу шибанов.
Прикрепленный файл (shibany-nesostoyavshiysya-etnonim.pdf, 619764 байт)--- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18708 | Наверх ##
9 июня 2022 17:19 Вельяминов-Зернов Владимир Владимирович Исследование о касимовских царях и царевичах Оригинальное название: Изследованiе о касимовскихъ царяхъ и царевичахъ Издательство: Тип. Императорской Академии наук Место издания: СПб. Год издания: 1864-1887 https://runivers.ru/lib/book4527/? --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
Baygizin_I Участник
Новая Терешка Сообщений: 69 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 135 | Наверх ##
10 июля 2022 12:47 Здравствуйте! Мой предок Биги за службу 25 лет получил землю по реке Терешка и основал деревню Биги авыл (Новая Терешка). Буду благодарен за любые доступные сведения. --- Ищу сведения о Байгузиных, Абайдуллиных, Бекеровых, Фатхуллиных | | |
I am Ural Сообщений: 773 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 351
| Наверх ##
6 сентября 2022 13:56 Baygizin_I написал: [q] Здравствуйте! Мой предок Биги за службу 25 лет получил землю по реке Терешка и основал деревню Биги авыл (Новая Терешка). Буду благодарен за любые доступные сведения.[/q]
Здравствуйте можем сделать копии метрик ural.khasyanov@yandex.ru --- башкиры, татары, мишари, тептяри, и др.народы населяющие Южный Урал и Поволжье
Башкортостан, Татарстан, Оренбуржье и др.
кого интересует информация в архивах Уфы, Казани, Оренбурга пишите ural.khasyanov@yandex.ru
дневник http://forum.vgd.ru/2605/ | | |
Almak1979 Участник
Москва Сообщений: 56 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 34 | Наверх ##
3 ноября 2022 11:26 Ищу информацию по селу Усть-уза Петровского уезда ( ныне Шемышейский район): Алмакаев Хайдар Хусяинович, Алмакаев Хусяин ( есть данные по раскулаченным) Алмакаев Мухамеджан Заранее спасибо | | |
Sky33 Новичок
г Москва Сообщений: 12 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 17 | Наверх ##
22 ноября 2022 16:05 Приветствую, коллеги!
Сейчас обнаружил своего самого раннего предка, Федора Сабунаева (примерные годы жизни - около 1600 года), кроме имени про него ничего не известно (возможно, брал с царем Смоленск), сын его, Иван, служил в смоленских рейтарах с 1673 года, в 1700 подал царю в отставку, за что был жалован 2 деревнями в Смоленском уезде Руцкой волости, через 2 поколение официально получили признание дворянства, служилые дворяне. Вопрос такой - фамилия тюркская, переводится как мыло, есть подозрение что это был окрещенный татарин или башкир, в разных документах написание отличается - Сапонаев, Сабулаев, Сабонаев. Подскажите, пожалуйста, не попадалась ли такая фамилия в источниках и в каком направлении можно искать? Версий вал, начиная от крымских татар, где была гора из глины которой делали мыло, река Сабун в Ханты-Мансийске и деревня в Башкирии.
Заранее огромное спасибо за идеи, догадки и подсказки! | | Лайк (2) |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18708 | Наверх ##
23 ноября 2022 6:16 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
bkd Санкт-Петербург Сообщений: 160 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 151 | Наверх ##
16 декабря 2022 18:31 Вопрос знатокам. В метрической книге 1858 года д.Новая Елюзань Николаевского уезда Самарской губернии встречается "сотник Яхия Тимербулатов". Что в данном контексте может означать "сотник"? | | |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18708 | Наверх ##
17 декабря 2022 9:14 17 декабря 2022 9:26 bkd написал: [q] Вопрос знатокам. В метрической книге 1858 года д.Новая Елюзань Николаевского уезда Самарской губернии встречается "сотник Яхия Тимербулатов". Что в данном контексте может означать "сотник"?[/q]
"Поскольку в Казанском ханстве основную массу населения составляли ясачные земледельцы, первостепенной обязанностью которых являлась уплата податей, то их разбивали на сотни (ясачные сотни). В Казанском уезде, а также в других средневолжских уездах, сохранивших в себе реликтовые атрибуты администрирования эпохи ханства, вплоть до учреждения наместничеств в 1781 г. существовал принцип сотенного подразделения ясачных поселений не только с коренным татарским, марийским и чувашским, но и с новоприбылым русским населением (особенно с конца XVII - начала XVIII века). В документах соответствующего периода упоминаются ясачные сотни и возглавлявшие их сотники." https://www.semanticscholar.or...dac631066aТак же на эту тему: rodnaya-vyatka.ru/forum/128460 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (2) |
yarovoyeduard Начинающий
Дніпро Сообщений: 15 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 46 | Наверх ##
24 декабря 2022 14:52 30 декабря 2022 14:42 Здравствуйте. Прошу помоч и объяснить. Ситуация вот какая. Мой прадед ХАМИДУЛЛИН Закир Хамитович 1905 г, Уфа (не потвердили еще). По Столыпинской реформе, переселились и прибыли в Сибирь, Томская губ, Мариинского уезд, Козеюльской вол, п. Людмиловский, Дедушка оставил довольно подробные записи про свою жизнь ( семью, быт)
Пару записей
"Сначала построили шалаш, а потом стали строить дом, построили дом, стали корчевать землю для посева, немного стали сеть рожь, созреет, а кругом лес, даже солнца путём не видно, первый год так прожили кой - как, а потом стали догадываться, что нужно делать. Семья у нас большая была, отец, мачеха, 2 брата старше меня, один женатый, другой нет, сестра старшая и меньше две сестры. Лошади, были конечно, и коровы "
" В 1919 году братья уже жили отдельно от нас, они и выезжали на заработки отдельно. А мы ездили с отцом, ему было 82 года, а сестре было 16 лет, а мне 14 лет."
Его отец как мы видим был в возрасте Хамит (Химит? Хамид?) 1837 г,
Мы заказали " списки владельцев крестьянских хозяйств карточки Всероссийской сельскохозяйственной 1916 г." Ф.239-16-182-ч18 , хозяйств всего 5, указаны ФИ, получили так же перепись по ним за 1916г (указан только глава семьи). По количеству людей и скота, подходит только 1 дом (отталкиваясь от воспоминаний Закира) Глава семьи указан ХАЙБУЛЛИН Хамидулла.
ХАМИДИЛЛУН Хамит - мы не нашли. Но как понимаю Хамидуллин и Хайбуллин это фамилии производные от имен, Хамид и Хайбулла. Приставка -улла ( имена формируют, добавляя к ним окончание «улла», оно может переводиться как «сын» или быть формой слова «Аллах )
Вопросы. Как формировалась фамилия у татар ? (по имени отца?) Может у моего прадеда ХАМИДУЛИН Закир Хамитович быть отец ХАЙБУЛЛИН Хамидулла?
Буду благодарен за ответы и любые идеи, действия что делать, литературу, источники. Спасибо. | | Лайк (2) |
|