Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Татарские родословные

Тема про татарские родословные. Шежере

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 32 33 34 35 36 * 37 38 39 40 41 42 43 44 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
Илфак Илдусович

Сообщений: 139
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 55
Вроде такой темы еще не было.
Скопилось много материала по татарским родословным.В основном печатные книги и другие материалы.
Появляются пересекающиеся линии.Наверное можно и помочь кому то....
---
Татарские деревни Бугульминского уезда интересуют
Лайк (5)
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18708
ШИБАНЫ: НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЭТНОНИМ
В.В. Трепавлов
Институт российской истории РАН
Москва, Российская Федерация
trepavlov@yandex.ru

Итак, кто же такие шибаны XV века – «особо сплоченная группа узбеков» [24, с. 101]? наследственные подданные Шибана и его потомков? вообще все кочевники Дешт-и Кыпчака до начала активного политогенеза в их
среде в конце столетия?
Полагаю, что последнее толкование ближе к истине, но только если рассматривать период гегемонии Шибанидов в Деште до выступления казахов,
отделения ногаев и ухода Шейбани на юг. Собственно, термин для сообщества тюрок-номадов этой зоны Евразии уже был изобретен Б.А. Ахмедовым.
Свою книгу о ханстве Абу-л-Хайра, изданную в 1965 г., он назвал «Государство кочевых узбеков». Историки многократно высказывали сомнения в правомерности применения такого искусственного понятия, но в целом «кочевые
узбеки» прочно укоренились в историографии. Очевидно, понятие шибаны
можно считать для XV в. (до 1470-х гг.) синонимом «кочевых узбеков», но
впоследствии его значение сузилось. По частоте употребления в источниках
оно многократно проигрывает «узбекам» и все же, видимо, присутствовало в
речевом обиходе жителей Дешт-и Кыпчака и окрестных стран в XVI–XVII вв.
В отношении узбеков, ногаев (мангытов) и казахов имеются тексты, где
эти названия употребляются их носителями от первого лица и потому могут
считаться эндоэтнонимами (на начальном этапе – эндополитонимами). Что
касается шибанов, то они всегда предстают в изложениях сторонних современников; в передаваемых же последними речах жителей кочевой степи термина шибаны нет. Учитывая скудость аутентичных текстов, сейчас рискованно определять, служило ли это слово самоназванием для народа, населявшего владения Шибанидов, или оно все-таки было изобретено чужеземными
наблюдателями для обозначения шибанидских подданных, а затем – соратников Мухаммеда Шейбани. Но в любом случае можно утверждать, что общность шибанов на недолгое время появилась в Дешт-и Кыпчаке, отразив нереализованную возможность превращения из рыхлой совокупности кочевых
тюркских родов в более стабильную этносоциальную структуру.
Представляется, что имелась еще одна существенная причина, помешавшая такому их развитию – выше о ней упоминалось. Ногаи, казахи, сибирцы и
узбеки (в Мавераннахре и Хорезме) смогли создать собственную государственность – с относительно определенными границами владений, этнически
однородным населением (однако при этом сохранявшим базовую, матричную
– родоплеменную/элевую идентичность), проживанием на фиксированной территории, подданством местным правящим кланам и прочими атрибутами, факторами и предпосылками нарождавшейся локальной этнополитической идентичности. Шибаны же не создали своего долговечного государства – срок существования ханства Абу-л-Хайра оказался исторически ничтожным. Поэтому
они не получили исторического шанса сформироваться в особый народ.
В одном давнем выступлении автор этих строк назвал Золотую Орду «этнической колыбелью» для многих тюркских народов [1, с. 86], имея в виду то,
что начавшиеся в этом государстве процессы этнической трансформации и
консолидации с течением времени привели к образованию устойчивых этнических общностей (казахов, ногайцев, нескольких народов, именуемых татарами,
и др.). Это выражение прижилось в научно-публицистическом лексиконе и до
сих пор иногда используется коллегами. В отношении шибанов можно констатировать, что к стадии этногенеза они так и не подошли – они «умерли в младенчестве», еще «лежа в колыбели». Это дискретное, недолговременное, порожденное политическими обстоятельствами сообщество теоретически имело
возможность выделиться из общей массы узбекских племен, но поражения в
борьбе с казахами, миграции в Среднюю Азию и актуальность узбекской идентичности там, на новых местах проживания, обесценили и вычеркнули из исторической памяти былую принадлежность к сообществу шибанов.


Прикрепленный файл (shibany-nesostoyavshiysya-etnonim.pdf, 619764 байт)
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18708
Вельяминов-Зернов Владимир Владимирович

Исследование о касимовских царях и царевичах

Оригинальное название: Изследованiе о касимовскихъ царяхъ и царевичахъ

Издательство: Тип. Императорской Академии наук

Место издания: СПб.

Год издания: 1864-1887
https://runivers.ru/lib/book4527/?
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Baygizin_I
Участник

Новая Терешка
Сообщений: 69
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 135
Здравствуйте!
Мой предок Биги за службу 25 лет получил землю по реке Терешка и основал деревню Биги авыл (Новая Терешка).
Буду благодарен за любые доступные сведения.
---
Ищу сведения о Байгузиных, Абайдуллиных, Бекеровых, Фатхуллиных
I am Ural

Сообщений: 773
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 351

Baygizin_I написал:
[q]
Здравствуйте!
Мой предок Биги за службу 25 лет получил землю по реке Терешка и основал деревню Биги авыл (Новая Терешка).
Буду благодарен за любые доступные сведения.
[/q]



Здравствуйте

можем сделать копии метрик ural.khasyanov@yandex.ru
---
башкиры, татары, мишари, тептяри, и др.народы населяющие Южный Урал и Поволжье
Башкортостан, Татарстан, Оренбуржье и др.
кого интересует информация в архивах Уфы, Казани, Оренбурга пишите ural.khasyanov@yandex.ru
дневник http://forum.vgd.ru/2605/
Almak1979
Участник

Москва
Сообщений: 56
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 34
Ищу информацию по селу Усть-уза Петровского уезда ( ныне Шемышейский район): Алмакаев Хайдар Хусяинович, Алмакаев Хусяин ( есть данные по раскулаченным) Алмакаев Мухамеджан
Заранее спасибо
Sky33
Новичок

г Москва
Сообщений: 12
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 17
Приветствую, коллеги!

Сейчас обнаружил своего самого раннего предка, Федора Сабунаева (примерные годы жизни - около 1600 года), кроме имени про него ничего не известно (возможно, брал с царем Смоленск), сын его, Иван, служил в смоленских рейтарах с 1673 года, в 1700 подал царю в отставку, за что был жалован 2 деревнями в Смоленском уезде Руцкой волости, через 2 поколение официально получили признание дворянства, служилые дворяне.
Вопрос такой - фамилия тюркская, переводится как мыло, есть подозрение что это был окрещенный татарин или башкир, в разных документах написание отличается - Сапонаев, Сабулаев, Сабонаев.
Подскажите, пожалуйста, не попадалась ли такая фамилия в источниках и в каком направлении можно искать? Версий вал, начиная от крымских татар, где была гора из глины которой делали мыло, река Сабун в Ханты-Мансийске и деревня в Башкирии.

Заранее огромное спасибо за идеи, догадки и подсказки!
Лайк (2)
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18708
>> Ответ на сообщение пользователя Sky33 от 22 ноября 2022 16:05

В двух темах здесь не принято писать поэтому , ответ здесь:https://forum.vgd.ru/post/2289/72470/p.htm#pp
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
bkd

bkd

Санкт-Петербург
Сообщений: 160
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 151
Вопрос знатокам.
В метрической книге 1858 года д.Новая Елюзань Николаевского уезда Самарской губернии встречается "сотник Яхия Тимербулатов".
Что в данном контексте может означать "сотник"?
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18708

bkd написал:
[q]
Вопрос знатокам.
В метрической книге 1858 года д.Новая Елюзань Николаевского уезда Самарской губернии встречается "сотник Яхия Тимербулатов".
Что в данном контексте может означать "сотник"?
[/q]

"Поскольку в Казанском ханстве основную массу населения
составляли ясачные земледельцы, первостепенной обязанностью которых
являлась уплата податей, то их разбивали на сотни (ясачные сотни).
В Казанском уезде, а также в других средневолжских уездах,
сохранивших в себе реликтовые атрибуты администрирования эпохи
ханства, вплоть до учреждения наместничеств в 1781 г. существовал
принцип сотенного подразделения ясачных поселений не только с
коренным татарским, марийским и чувашским, но и с новоприбылым
русским населением (особенно с конца XVII - начала XVIII века). В
документах соответствующего периода упоминаются ясачные сотни и
возглавлявшие их сотники."

https://www.semanticscholar.or...dac631066a

Так же на эту тему:
rodnaya-vyatka.ru/forum/128460
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (2)
yarovoyeduard
Начинающий

Дніпро
Сообщений: 15
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 46
Здравствуйте. Прошу помоч и объяснить. Ситуация вот какая. Мой прадед ХАМИДУЛЛИН Закир Хамитович 1905 г, Уфа (не потвердили еще). По Столыпинской реформе, переселились и прибыли в Сибирь, Томская губ, Мариинского уезд, Козеюльской вол, п. Людмиловский, Дедушка оставил довольно подробные записи про свою жизнь ( семью, быт)

Пару записей

"Сначала построили шалаш, а потом стали строить дом, построили дом, стали корчевать землю для посева, немного стали сеть рожь, созреет, а кругом лес, даже солнца путём не видно, первый год так прожили кой - как, а потом стали догадываться, что нужно делать. Семья у нас большая была, отец, мачеха, 2 брата старше меня, один женатый, другой нет, сестра старшая и меньше две сестры. Лошади, были конечно, и коровы "

" В 1919 году братья уже жили отдельно от нас, они и выезжали на заработки отдельно. А мы ездили с отцом, ему было 82 года, а сестре было 16 лет, а мне 14 лет."

Его отец как мы видим был в возрасте Хамит (Химит? Хамид?) 1837 г,

Мы заказали " списки владельцев крестьянских хозяйств карточки Всероссийской сельскохозяйственной 1916 г." Ф.239-16-182-ч18 , хозяйств всего 5, указаны ФИ, получили так же перепись по ним за 1916г (указан только глава семьи). По количеству людей и скота, подходит только 1 дом (отталкиваясь от воспоминаний Закира) Глава семьи указан ХАЙБУЛЛИН Хамидулла.

ХАМИДИЛЛУН Хамит - мы не нашли. Но как понимаю Хамидуллин и Хайбуллин это фамилии производные от имен, Хамид и Хайбулла. Приставка -улла ( имена формируют, добавляя к ним окончание «улла», оно может переводиться как «сын» или быть формой слова «Аллах )

Вопросы.
Как формировалась фамилия у татар ? (по имени отца?)
Может у моего прадеда ХАМИДУЛИН Закир Хамитович быть отец ХАЙБУЛЛИН Хамидулла?

Буду благодарен за ответы и любые идеи, действия что делать, литературу, источники. Спасибо.
Лайк (2)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 32 33 34 35 36 * 37 38 39 40 41 42 43 44 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
Вверх ⇈