Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Прогулки по Костроме и не только...

Знакомство с достопримечательностями Костромской земли.

← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 Вперед →
Модератор: svet_la_na
svet_la_na
Модератор раздела

svet_la_na

Сообщений: 843
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3276
Костромская икона. Экспозиция произведений русской иконописи XV-XIX веков

Основу экспозиции составляют иконы, выполненные костромскими изографами во второй половине XVII – начале XVIII века.
Костромская художественная традиция издавна была тесно связана с культурой ростовских, новгородских и московских земель. Влияние этих крупнейших центров иконописи особенно заметно в костромских иконах XVI века. В последующий период, а именно к середине XVII столетия, завершилось формирование собственной костромской традиции иконописания.

Кострома становится самостоятельным художественным центром с ярко выраженными стилистическими особенностями и живописными приемами и заявляет о себе как о сложившемся незаурядном явлении.
В XVII веке искусство костромской иконописи переживает высокий расцвет и обретает яркое своеобразие стиля. В Костроме складываются династии иконописцев, имена которых были известны на протяжении ста и более лет: Любим Агеев, Василий Ильин Запокровский, братья Иван и Петр Поповы, Сергей Рожков, Гурий Никитин, Кирилл Уланов.

По царским указам костромские мастера регулярно привлекались для художественных работ в Московском Кремле. В списках иконописной мастерской Оружейной палаты они, как правило, числились среди мастеров высшей квалификации – первой и второй статьи.
Благодаря иконописной манере Любима Агеева, Василия Ильина Запокровского и, особенно, Гурия Никитина – одного из самых значительных русских художников XVII века – формируются стилевые особенности костромской иконы, выраженные в яркой изысканной декоративности, в колорите, основанном на звучных цветовых сочетаниях, мягком орнаментальном рисунке и свободной манере письма.
В XVIII веке Кострома не утрачивает своего значения как центра иконописания и сохраняет приверженность собственному художественному наследию. Ведущий костромской мастер этого времени Василий Никитин Вощин в своем творчестве неуклонно следует стилю своих предшественников.
В это же время в костромских землях наряду с профессиональным активно развивается народное иконописание, связанное с традиционной народной культурой. Недостаточность мастерства местных иконописцев скрывалась за усиленной декоративностью, которая в народной иконе была нередко важнее содержательной стороны.
В XIX веке своеобразие костромской иконы в большей части было утрачено, и практически полностью растворилось в академических стилевых традициях.
Устроители экспозиции выражают надежду, что глубокий духовный и высочайший художественный уровень памятников иконописи костромской земли оставит добрую память в сердцах всех почитателей древностей Русской Православной Церкви.

pQ6zAimT.jpg

pQ6zAimU.jpg

Продолжение следует...
svet_la_na
Модератор раздела

svet_la_na

Сообщений: 843
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3276
Снежная Tasha56

Ольга, Таша, спасибо вам большое за добрые слова! Очень рада, что вам нравится эта экскурсия! rose.gif


Снежная написал:
[q]
Света, с нетерпением ждала рассказа об Ипатьевском монастыре - и дождалась!
[/q]


Оля, решила не спешить с рассказом. До этого лета в Ипатьевском монастыре мы были два года назад. А так как экскурсия у нас была запланирована, то решила подождать, чтобы рассказать о новых экспозициях! a_003.gif


Tasha56 написал:
[q]
Вот такой Вам летний букет.
[/q]


Таша, замечательный букет! Очень милый и красивый! Спасибо! tongue.gif



svet_la_na
Модератор раздела

svet_la_na

Сообщений: 843
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3276
Экспозиция "Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь" представляет выдающиеся произведения церковного искусства, издревле принадлежавшие Костромскому Ипатьевскому монастырю. Удивительные по своей исторической и художественной ценности памятники искусства украшали храмы обители, хранились в её сокровищнице - монастырской ризнице. Древние иконы в драгоценных окладах, подвесные пелены, ковчеги с мощами святых угодников, золотая и серебряная церковная утварь, богатые облачения священнослужителей, старопечатные и рукописные книги придавали монастырским богослужениям особую торжественность и великолепие.

Вкладная книга «в Дом Живоначальные Троицы в Ыпацкий монастырь», представленная в экспозиции, называет самых крупных и щедрых вкладчиков: царицу Ирину Годунову (жену сына Ивана IV Грозного царя Федора Иоанновича), Бориса Федоровича Годунова, ставшего в 1598 году русским царем, и их дядю, боярина Дмитрия Ивановича Годунова - потомков родоначальника и основателя Ипатьевского монастыря татарского мурзы Чета (в крещении Захарии). Благодаря их вкладам, ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. По художественной и материальной ценности вложенные шедевры не уступали царским вкладам в соборы Московского Кремля и Троице-Сергиеву Лавру. По заказу ктиторов, эти высокохудожественные произведения исполнялись, в основном, мастерами Оружейной Палаты Московского Кремля.
Среди них надо отметить врата, выполненные в сложнейшей технике «огневого золочения» по меди и украшавшие в XVI веке годуновский Троицкий собор; плащаницу 1593 года, шитую под руководством царицы Ирины Федоровны Годуновой и вложенную в Ипатьевский монастырь; рукописное напрестольное Евангелие 1605 года, украшенное драгоценным окладом, многочисленными лицевыми миниатюрами; одна из сохранившихся храмовых икон «Пресвятая Троица» - список с чудотворного образа Андрея Рублева.

Представленные в настоящей экспозиции шедевры церковного искусства XV-XVII вв. никогда не покидали монастырских стен и в настоящее время бережно сохраняются Церковным историко-археологическим музеем Костромской епархии Русской Православной Церкви.

pQ6zAinZ.jpg pQ6zAio0.jpg




pQ6zAinW.jpg
svet_la_na
Модератор раздела

svet_la_na

Сообщений: 843
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3276
pQ6zAio1.jpg

pQ6zAinY.jpg

pQ6zAio2.jpg
Плащаница. Москва. Конец ХVI века. Ткань, шелковые, серебряные и золотые нити, лицевое шитье.
Вклад царицы Ирины Годуновой в 1593 году (?).


pQ6zAio3.jpg
Пелена Пресвятая Троица. Конец XVI века. Москва. Ткань (шелк, камка, штоф),
шелковая, серебряная и золотная нити, лицевое шитье.
Вклад Дмитрия Ивановича Годунов
svet_la_na
Модератор раздела

svet_la_na

Сообщений: 843
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3276
pQ6zAio5.jpg pQ6zAio6.jpg pQ6zAio7.jpg

Блюдо проскомидийное. Начало XVII века. Москва. Серебро, золочение, резьба, чеканка. Вклад Ксении Ивановны Годуновой в 1644-1645 гг. по Ивану Ивановичу Годунову.
Кадило. Конец XVI - начало XVII вв. Москва. Серебро, чеканка, просечка, литье, гравировка. Вклад Дмитрия Ивановича Годунова.
Потир. Конец XVI века. Сербия. Серебро, золочение, чеканка, гравировка. Вклад Дмитрия Ивановича Годунова.
svet_la_na
Модератор раздела

svet_la_na

Сообщений: 843
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3276
В мае открылась выставка к 400-летию восстановления российской государственности в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. Ее собирали несколько месяцев, привезя в наш город ценнейшие экспонаты 17-го века.

Иеромонах Петр (Ерышалов), наместник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, директор церковного историко-археологического музея: «Вообще, любая выставка, особенно вот здесь, на территории Ипатьевского монастыря, призвана для того, чтобы пробудить в людях чувство уснувшей или утраченной любви к своей истории, к своей родине, к своему народу».

Очень ценный экспонат – писцовая книга по Костроме 1628 года. Книга – документальный рассказ о начале царствования Михаила Федоровича. При нем по экономическому развитию наш город занимал 3-е место после Москвы и Ярославля. Кострома славилась мыловарами, кузнецами, рыболовцами и каменщиками. Их с удовольствием приглашали в другие регионы.

pQ6zAioo.jpg

Главный хранитель церковного историко-археологического музея Светлана Геннадьевна Виноградова: «В период его царствования начали подниматься из смуты города, расти, укрепляться экономически. В 1619 году была принята особая программа – об устроении хозяйства. Здесь представлен один документ, о потреблении костромского мыла в царском дворе. Как в царский дворец, в государеву мыленку, для мытья государева верхнего платья покупали костромское мыло».

Рядом на стенах – иконы, которые помогали костромичам в деле преодоления смуты. Феодоровская икона Божией Матери – ставшая заступницей всего рода Романовых, а также Казанская - символ народного ополчения. Епитрахиль, шитая золотом. Выставку уже назвали событием государственного значения.

Все эти экспонаты, бережно сохраненные архивистами, музейщиками, историками во время войн, революций, безвластия, голода, смуты, вернулись к себе на родину спустя 400 лет. Глядя на эти экспонаты, читая эти документы, очень легко почувствовать эмоции тех людей, которые их создавали – страх, отчаяние, ненависть, гордость, ожидание, надежду. Ту силу духа и души, которая помогла в конечном итоге сделать Россию сильным и великим государством.

pQ6zAion.jpg

pQ6zAiop.jpg

pQ6zAioq.jpg




Пожалуй, на этом наша экскурсия подошла к концу. На представленных фотографиях только малая часть того, что можно увидеть в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. Поэтому приглашаю всех желающих в наш город, чтобы самим увидеть всю красоту и величие Ипатьевского монастыря, а также почувствовать дух того времени, находясь в стенах древнего монастыря!
Gul

Gul

Сообщений: 12380
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 40469

barkovasveta написал:
[q]
Иконы на перламутровых раковинах, ХIХ в. Раковина, резьба.
[/q]


Светлана, спасибо!
Очень познавательная экскурсия...
А такие вот иконы на перламутре резали в Палестине, на Святой земле

Их привозили паломники.
Кажется, они назывались евлогии (надо уточнить)

К этим экспонатам нет аннотации?
rose.gif
svet_la_na
Модератор раздела

svet_la_na

Сообщений: 843
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3276
Гюльнара, спасибо Вам за интерес к теме!
И про дополнение спасибо!
Честно говоря, я впервые увидела такие иконы на перламутре! rose.gif

pQ6zAioR.jpg

А к иконам была вот только такая табличка!

pQ6zAioT.jpg
Gul

Gul

Сообщений: 12380
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 40469
Вот нашла об евлогиях...
Это нательные иконки


http://www.vladmuseum.ru/files/katalog/32.pdf


Евлогия – благословение, то есть дарование духовной милости человеку.
Этим словом обозначались в христианском мире памятные предметы.
В Святой Земле создавались различные церковные реликвии из перла-
мутра – от маленьких нательных крестиков и иконок до дарохранительниц
и напрестольных крестов. Перламутр, добываемый в прибрежных водах, был
дешёвым и доступным материалом. На рубеже XVII–XVIII вв. ведущим
центром по производству культовых изделий из перламутра являлся Афон,
а во второй половине XIX в. – Палестина. В этих регионах находятся наи-
более почитаемые святыни христианского мира, издавна привлекавшие па-
ломников со всех концов света, что обусловило масштабное производство
сувениров. В Иерусалиме в начале XIX века была открыта школа резьбы по
перламутру. Паломническая литература описывает базары и мастерские, где
создавались великолепные образцы церковного декоративно-прикладного
искусства.
Большинство памятников, хранящихся в музеях и частных коллекциях
России, относится к XIX столетию. «В это время в Святой Земле и на Афо-
не действует множество мастеров: монашествующих и мирян, европейцев,
славян, греков, арабов, занимающихся резьбой перламутровых реликвийных
образков, крестов и четок, а также иных памятных предметов

01E728B6.jpeg
svet_la_na
Модератор раздела

svet_la_na

Сообщений: 843
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3276
Гюльнара, спасибо Вам большое! Для меня всё это ново,
но очень интересно! Пошла изучать файл! rose.gif

---
Губины, Поморцевы, Нефедовы, Вандышевы, Шилковы, Меланьины/Пермский край, Добрянский р-н/
Барковы /Калужская/
Гавриковы /Брянская/
Грефенштейн, Зенг, К(и)юль, Финк /Поволжье/
ДНЕВНИК
← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 Вперед →
Модератор: svet_la_na
Вверх ⇈