Прогулки по Костроме и не только...
Знакомство с достопримечательностями Костромской земли.
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 12261 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 39474 | Наверх ##
10 июля 2013 19:36 --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 843 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3276 | Наверх ##
10 июля 2013 20:02 10 июля 2013 20:07  Встреча Московского Посольства с Михаилом Феодоровичем Романовым у Святых ворот Костромского Ипатьевского монастыря 14 марта 1613 года. Москва. Середина XIX века. Литография Шелковникова  Икона выносная. Богоматерь Федоровская. Великомученица Параскева Пятница. Кострома. ХVII - ХVIII в.в. Дерево. темпера. Фонарь выносной Московского посольства 1613 г. Москва. Начало ХVII века. Дерево, металл, слюда. | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 843 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3276 | Наверх ##
10 июля 2013 21:43 10 июля 2013 21:48 Экспозиция «Церковные древности Костромской земли. Сокровища русского прикладного искусства XVII – XIX веков» знакомит с уникальными предметами, некогда имевшими употребление в литургической жизни храмов и монастырей Костромской земли. Разнообразные по своему назначению и художественному решению экспонаты представляют собой вехи развития церковного прикладного искусства XVI-XIX столетий. Шитые пелены, богато украшенные золотным орнаментальным шитьем и жемчужным низанием ризы, драгоценные оклады икон и Евангелий, усыпанные драгоценными камнями митры с использованием дробниц в технике чеканки, ростовской финифти и черни, предметы церковной утвари самого разнообразного назначения собраны воедино, дабы представить благолепие древних Костромских храмов и обителей, созданное творческим гением мастеров Москвы, Ярославля и Костромы. Среди представленных памятников церковного искусства многие предметы имеют художественную и историческую ценность мирового значения. К числу таких памятников, безусловно, относится выполненная в технике золотного и лицевого шитья двусторонняя пелена XVI века «Положение ризы Богородицы». Колористическое решение, иконописный извод, техника исполнения указывают на принадлежность пелены к царской светлице Анастасии Романовны (первой жены царя Иоанна IV Грозного). Уникальной особенностью пелены является крайне сложная техника исполнения шитья «на проем», дающая возможность одновременно получать изображение на обеих сторонах расшиваемой ткани. Шедевром русского иконописного и ювелирного искусства является и икона «Богоматерь Казанская», выполненная мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в конце XVII столетия. Оригинальное и умилительное решение ликов Божией Матери и Богомладенца, гармоничность оклада с использованием драгоценных камней и изображений в технике игломизе являют собой переход от древних иконописных традиций к «фряжскому» письму - написанию икон в западных художественных традициях. Представленный комплекс произведений в технике черни позволяет нам наилучшим образом познакомиться с уникальной техникой, практически забытой в наше время. Уникальные черневые пластины с не дошедшего до наших дней золотого оклада главной костромской святыни - Феодоровской иконы Божией Матери, искусный складень-мощевик (вклад Капитолины Филипповны Ратковой в Ипатьевский монастырь) выполнены замечательным костромским ювелиром Григорием Ратковым, мастером, признанным не только в Костроме, но и в Санкт-Петербурге. Представленные экспонаты, в большинстве своем, являются вкладными вещами в храмы и монастыри Костромской земли и, главным образом, в Ипатьевский монастырь. Потир 1789, Москва. Серебро, золочение, чеканка, чернь. Из Ипатьевского монастыря. Кадило ХVIII век, Москва. Серебро, золочение, чеканка, чернь, литье. Из Ипатьевского монастыря. Митра ХVIII век, Санкт-Петербург. Серебро, золочение, хрусталь, чеканка, чернь. Из Ипатьевского монастыря. Евангелие напрестольное ХVIII век, Санкт-Петербург. Мастер А.И.Ратьков. Бумага, печать. Серебро, золочение, чеканка, чернь.1. 2. 1. Чаша водосвятная. XVII век. Москва. Серебро, золочение, литье, чеканка. 2. Кувшин для умовения. XVIII век Россия. Серебро, чеканка, гравировка. Из Ипатьевского монастыря. ....Блюдо для умовения. XVIII век Россия. Металл, серебрение, чеканка, гравировка. Из Ипатьевского монастыря.3. 4. 3. Евангелие напрестольное. Книжный блок - 1580 год. Острог. Типография Ивана Федорова. Оклад - XVIII век. Россия. Бумага, печать. Серебро, золочение, чеканка, бархат 4. Дарохранительница. 1736 год Россия. Серебро, золочение, гравировка, литье, чернь. Из Ипатьевского монастыря. Оклад Евангелия напрестольного. ХIХ век Россия. Серебро, золочение, томпак, хрусталь, финифть, чеканка | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 843 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3276 | Наверх ##
10 июля 2013 22:39   Фелонь, конец XVIII - начало ХIХ в.в. Бархат, парча, серебряная нить, шитье. Воздух, ХIХ в. Россия. Глазет, парча, жемчуг, золотое шитье. Воздух, ХIХ в. Россия. Глазет, парча, жемчуг, золотое шитье. Воздух, ХIХ в. Россия. Глазет, парча, жемчуг, золотое шитье. | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 843 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3276 | Наверх ##
10 июля 2013 23:09 Дробницы к митре. Иконы на перламутровых раковинах, ХIХ в. Раковина, резьба. | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 843 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3276 | Наверх ##
10 июля 2013 23:30 10 июля 2013 23:56 Костромская икона. Экспозиция произведений русской иконописи XV-XIX веков Основу экспозиции составляют иконы, выполненные костромскими изографами во второй половине XVII – начале XVIII века. Костромская художественная традиция издавна была тесно связана с культурой ростовских, новгородских и московских земель. Влияние этих крупнейших центров иконописи особенно заметно в костромских иконах XVI века. В последующий период, а именно к середине XVII столетия, завершилось формирование собственной костромской традиции иконописания. Кострома становится самостоятельным художественным центром с ярко выраженными стилистическими особенностями и живописными приемами и заявляет о себе как о сложившемся незаурядном явлении. В XVII веке искусство костромской иконописи переживает высокий расцвет и обретает яркое своеобразие стиля. В Костроме складываются династии иконописцев, имена которых были известны на протяжении ста и более лет: Любим Агеев, Василий Ильин Запокровский, братья Иван и Петр Поповы, Сергей Рожков, Гурий Никитин, Кирилл Уланов. По царским указам костромские мастера регулярно привлекались для художественных работ в Московском Кремле. В списках иконописной мастерской Оружейной палаты они, как правило, числились среди мастеров высшей квалификации – первой и второй статьи. Благодаря иконописной манере Любима Агеева, Василия Ильина Запокровского и, особенно, Гурия Никитина – одного из самых значительных русских художников XVII века – формируются стилевые особенности костромской иконы, выраженные в яркой изысканной декоративности, в колорите, основанном на звучных цветовых сочетаниях, мягком орнаментальном рисунке и свободной манере письма. В XVIII веке Кострома не утрачивает своего значения как центра иконописания и сохраняет приверженность собственному художественному наследию. Ведущий костромской мастер этого времени Василий Никитин Вощин в своем творчестве неуклонно следует стилю своих предшественников. В это же время в костромских землях наряду с профессиональным активно развивается народное иконописание, связанное с традиционной народной культурой. Недостаточность мастерства местных иконописцев скрывалась за усиленной декоративностью, которая в народной иконе была нередко важнее содержательной стороны. В XIX веке своеобразие костромской иконы в большей части было утрачено, и практически полностью растворилось в академических стилевых традициях. Устроители экспозиции выражают надежду, что глубокий духовный и высочайший художественный уровень памятников иконописи костромской земли оставит добрую память в сердцах всех почитателей древностей Русской Православной Церкви.  Продолжение следует... | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 843 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3276 | Наверх ##
11 июля 2013 0:06 Снежная Tasha56Ольга, Таша, спасибо вам большое за добрые слова! Очень рада, что вам нравится эта экскурсия! Снежная написал: [q] Света, с нетерпением ждала рассказа об Ипатьевском монастыре - и дождалась![/q]
Оля, решила не спешить с рассказом. До этого лета в Ипатьевском монастыре мы были два года назад. А так как экскурсия у нас была запланирована, то решила подождать, чтобы рассказать о новых экспозициях! Tasha56 написал: [q] Вот такой Вам летний букет.[/q]
Таша, замечательный букет! Очень милый и красивый! Спасибо! | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 843 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3276 | Наверх ##
11 июля 2013 8:43 11 июля 2013 8:59 Экспозиция "Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь" представляет выдающиеся произведения церковного искусства, издревле принадлежавшие Костромскому Ипатьевскому монастырю. Удивительные по своей исторической и художественной ценности памятники искусства украшали храмы обители, хранились в её сокровищнице - монастырской ризнице. Древние иконы в драгоценных окладах, подвесные пелены, ковчеги с мощами святых угодников, золотая и серебряная церковная утварь, богатые облачения священнослужителей, старопечатные и рукописные книги придавали монастырским богослужениям особую торжественность и великолепие. Вкладная книга «в Дом Живоначальные Троицы в Ыпацкий монастырь», представленная в экспозиции, называет самых крупных и щедрых вкладчиков: царицу Ирину Годунову (жену сына Ивана IV Грозного царя Федора Иоанновича), Бориса Федоровича Годунова, ставшего в 1598 году русским царем, и их дядю, боярина Дмитрия Ивановича Годунова - потомков родоначальника и основателя Ипатьевского монастыря татарского мурзы Чета (в крещении Захарии). Благодаря их вкладам, ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. По художественной и материальной ценности вложенные шедевры не уступали царским вкладам в соборы Московского Кремля и Троице-Сергиеву Лавру. По заказу ктиторов, эти высокохудожественные произведения исполнялись, в основном, мастерами Оружейной Палаты Московского Кремля. Среди них надо отметить врата, выполненные в сложнейшей технике «огневого золочения» по меди и украшавшие в XVI веке годуновский Троицкий собор; плащаницу 1593 года, шитую под руководством царицы Ирины Федоровны Годуновой и вложенную в Ипатьевский монастырь; рукописное напрестольное Евангелие 1605 года, украшенное драгоценным окладом, многочисленными лицевыми миниатюрами; одна из сохранившихся храмовых икон «Пресвятая Троица» - список с чудотворного образа Андрея Рублева. Представленные в настоящей экспозиции шедевры церковного искусства XV-XVII вв. никогда не покидали монастырских стен и в настоящее время бережно сохраняются Церковным историко-археологическим музеем Костромской епархии Русской Православной Церкви. 
| | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 843 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3276 | Наверх ##
11 июля 2013 9:10   Плащаница. Москва. Конец ХVI века. Ткань, шелковые, серебряные и золотые нити, лицевое шитье. Вклад царицы Ирины Годуновой в 1593 году (?). Пелена Пресвятая Троица. Конец XVI века. Москва. Ткань (шелк, камка, штоф), шелковая, серебряная и золотная нити, лицевое шитье. Вклад Дмитрия Ивановича Годунов | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 843 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3276 | Наверх ##
11 июля 2013 9:30 Блюдо проскомидийное. Начало XVII века. Москва. Серебро, золочение, резьба, чеканка. Вклад Ксении Ивановны Годуновой в 1644-1645 гг. по Ивану Ивановичу Годунову. Кадило. Конец XVI - начало XVII вв. Москва. Серебро, чеканка, просечка, литье, гравировка. Вклад Дмитрия Ивановича Годунова. Потир. Конец XVI века. Сербия. Серебро, золочение, чеканка, гравировка. Вклад Дмитрия Ивановича Годунова. | | |
|