Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 599 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
elbor Сообщений: 306 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 110
| Наверх ##
3 октября 17:54 Добрый день, коллеги!
В Актовых материалах 17 в. встретила непонятное выражение "печишная пожня" в контексте "... продал пожню свою оброчную, но не печишную..."
Будьте добры, разъясните значение этого выражения.
Полный текст купчей:
20.11.1683 20.11.1683 — Того ж (!) дни явлена купчая, а в ней пишет се аз архиепископли домовой отчины Кленовской волости Иван Афонасьев сын Кочкин продал есми Мартыну Григорьеву сыну Вшивцову пожню свою оброчную, а не печишную, а та моя пожня в Березовском в оброчном стану подле Быстрицу реку в межах с верхную сторону с Ортемьем Огородниковым по вязу, а с того вязу на березу, а з березы на озеро, а вниз подле озеро к Быстрице реке и со всеми межшики по старым межам, чем если я продавец Иван тов своев пожнею владел, то ему Мартыну и продал и с оброком по книгам, а взял есми я продавец Иван за ту свою пожню у него Мартына 3 рубли денег, а в отводе межном и во очищении от долгов своих и от подписок кабальных и от всяких крепостей той своей пожни я продавец Иван в том во всем, на то послух Никита Шубин, купчую писал (51 об.) Васка Алалыкин лета 7192-го году ноября в 20 день, позади купчей помета головы Гаврила Машковцова написано 192-го году ноября в 20 день записать в книгу, вместо продавца Нефедко Дружинин руку приложил, порука в оброке Березовского стану Онанья Бусургин, пошлин 3 алтына взято
РГАДА, 615-1-2140 л.51-51об. | | |
romanvm Россия, г. Ефремов Сообщений: 5527 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 3515 | Наверх ##
3 октября 18:46 3 октября 18:50 >> Ответ на сообщение пользователя elbor от 3 октября 2025 17:54 Пожня — сенокос, покос, луг, жнивье, стерня, поле. Также этим словом в средние века на Руси называли небольшие сельскохозяйственные (возможно временные) поселения Печишные земли, печище, земли, издавна принадлежащие тому или иному владельцу, право на которые закреплено соответствующими крепостными документами или многолетней традицией. --- Вопрошающие, большая просьба - приводите ссылки на документы из общедоступных источников. | | Лайк (3) |
elbor Сообщений: 306 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 110
| Наверх ##
3 октября 19:20 romanvm написал: [q] Печишные земли, печище, земли, издавна принадлежащие тому или иному владельцу,[/q]
Благодарю Вас за ответ! Насчёт пожни у меня представление, конечно, есть, тем более, что я уже давно "живу" в 17 веке и разбираюсь со своими крестьянами и не только А вот термин "печишная" встретила впервые. Скажите, пожалуйста, что подразумевается под словом "издавна" в Вашем ответе? Несколько десятков лет или годы? Это важно понять, чтобы искать купчую. И потом, разве оброчные земли не принадлежали их владельцу, по крайней мере, в 17 веке? Или здесь определяющее слово ИЗДАВНА? | | |
romanvm Россия, г. Ефремов Сообщений: 5527 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 3515 | Наверх ##
3 октября 19:26 elbor написал: [q] Скажите, пожалуйста, что подразумевается под словом "издавна" в Вашем ответе?[/q]
Это цитата с просторов интернета, которую я просто нагуглил. Поэтому, что значит "издавна" я не знаю. Другой гугловый ответ: "Печишные земли" или "печище" – это устаревшее понятие, обозначающее земли, принадлежащие частному лицу, право собственности на которые подтверждается либо документами (крепостными грамотами), либо давней традицией. --- Вопрошающие, большая просьба - приводите ссылки на документы из общедоступных источников. | | |
elbor Сообщений: 306 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 110
| Наверх ##
3 октября 19:31 romanvm написал: [q]
Это цитата с просторов интернета, которую я просто нагуглил. Поэтому, что значит "издавна" я не знаю. Другой гугловый ответ: "Печишные земли" или "печище" – это устаревшее понятие, обозначающее земли, принадлежащие частному лицу, право собственности на которые подтверждается либо документами (крепостными грамотами), либо давней традицией.[/q]
Понятно, гугл здесь не помощник, увы... Спасибо за внимание к вопросу. | | |
ZMAU Участник
Сообщений: 99 На сайте с 2025 г. Рейтинг: 35 | Наверх ##
14 октября 11:59 Здравствуйте! Можете, пожалуйста, объяснить, что в конце значит «вотск»? То, что это государственный крестьянин, я понял, но зачем там в конце данное слово?
 | | |
ZMAU Участник
Сообщений: 99 На сайте с 2025 г. Рейтинг: 35 | Наверх ##
14 октября 11:59 14 октября 12:00 Тут тоже что значит «вотянъ»?
 | | |
king Тамбовская область Сообщений: 4391 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3599 | Наверх ##
14 октября 12:02 14 октября 12:04 ZMAU написал: [q] Тут тоже что значит «вотянъ»?
[/q]
вотяк - старинное название удмуртов, вотск. - вотский, то есть прилагательное от слова вотяк --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | Лайк (2) |
ZMAU Участник
Сообщений: 99 На сайте с 2025 г. Рейтинг: 35 | Наверх ##
14 октября 12:08 king написал: [q] ZMAU написал:
[q] Тут тоже что значит «вотянъ»?
[/q]
вотяк - старинное название удмуртов, вотск. - вотский, то есть прилагательное от слова вотяк[/q]
Ну, то что раньше удмуртов называли вотяками я знал, просто странно что даже в сословии приписывали это, думал, может что то значит | | |
king Тамбовская область Сообщений: 4391 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3599 | Наверх ##
14 октября 12:11 14 октября 12:11 ZMAU написал: [q] Ну, то что раньше удмуртов называли вотяками я знал, просто странно что даже в сословии приписывали это, думал, может что то значит[/q]
для более точной идентификации, чтобы отличить, к примеру, от русских --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | Лайк (1) |
|