Alexmet Сообщений: 161 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 56
| Наверх ##
15 апреля 14:05 Реформа землемѣрно-таксаторскихъ классовъ при Горецкомъ земледѣльческомъ училищѣ
Статья Аркадія Александровича Ильина, перепечатана съ согласія автора изъ журнала «Техническое Обозрѣніе». Публикуется по изданію: «Могилевскія губернскія вѣдомости», № 5, 17 января 1904 года
Реформа землемѣрно-таксаторскихъ классовъ при Горецкомъ земледѣльческомъ училищѣ. По этому вопросу находимъ въ журналѣ "Техническое Обозрѣніе" слѣдующую статью Аркадія Александровича Ильина, которую и перепечатываемъ съ согласія автора. У насъ при каждомъ губернскомъ правленіи существують губернскіе землемѣры, на обязанности которыхъ лежитъ размежеваніе какъ казенныхъ, такъ и частныхъ владѣній; для пополненія института этихъ спеціалистовъ существують пять землемѣрныхъ училищъ министерства юстиціи; министерство путей сообщенія и частныя же лѣзнодорожныя общества, для отмежеванія отчуждаемыхъ земель при устройствѣ новыхъ дорогъ, пользуются инженерами института имп. Александра I; кредитныя учрежденія, для провѣрки плановъ и таксаціи имѣній, принимаемыхъ въ залогъ, въ большинствѣ случаевъ привлекаютъ на службу лицъ, безъ всякаго специальнаго образованія, но опытныхъ въ своемъ дѣлѣ. Какъ обходится наше министерство земледѣлія и государственныхъ имуществъ безъ спеціалистовъ землемѣрно-таксаторовъ въ дѣлѣ отмежеванія переселенческихъ участковъ, по отдачѣ въ аренду казенныхъ земель лицамъ привилегированнаго сословія по магистрали Транссибирской желѣзной дорогѣ, по побережью Чернаго моря и на восточно-азіатской окраинѣ, неизвѣстно. Извѣстно только то, что оно для всего этого дѣла содержитъ лишь одно училище, подъ названиемъ землемѣрно-таксаторскихъ классовъ въ гор. Горы-Горкахъ, Могилевской губ. Училище это и до сихъ поръ существуетъ по уставу 1858; въ немъ не бываетъ болѣе 100 учениковъ, а оканчивающихъ полный курсъ не болѣе 10–15; содержаніе училища обходится министерству около 6 тыс. р. въ годъ. Учебный курсъ этихъ классовъ ограниченъ двумя годами, при 17 недѣльныхъ учебныхъ классныхъ занятіяхъ въ первомъ классѣ и 16 — во второмъ. Въ программу его входятъ слѣдующіе предметы: Законъ Божій, геодезія, черченіе, планометрія, естествознаніе, таксація и межевые законы. Принимая въ соображеніе, что для поступленія въ эти классы требуется лишь аттестатъ уѣзднаго училища, или соотвѣтствующій вступительный экзаменъ, причемъ большинство учениковъ оказывается далеко не подготовленными, станетъ понятно, что программа этихъ классовъ можетъ быть выполнена только самымъ поверхностнымъ образомъ, и они не въ состояніи давать сколько-нибудь зрѣлыхъ таксаторовъ, могущихъ примѣнить свои знанія къ самостоятельной работѣ. Между тѣмъ ученики этихъ классовъ послѣ двухгодичнаго курса удостаиваются аттестатовъ, въ которыхъ удостовѣряется, что они съ успѣхомъ обучались: низшей теодезіи, нивелированію, межевымъ законамъ, таксаціи, краткому обзору естественныхъ наукъ въ примѣненіи къ сельскому хозяйству, накладкѣ, черченію и надписанію плановъ, на основаніи чего за ними признается право именоваться частными землемѣрами и таксаторами и производить какъ въ частныхъ, такъ и въ казенныхъ имѣніяхъ съёмочныя и таксаціонныя работы; дѣлать нарѣзки и въ натурѣ указывать предположенныя межи съ постановкой частныхъ признаковъ. Затѣмъ, по истеченіи шести лѣтъ частной практики или правительственной службы, при представленіи о томъ удостовѣреній въ педагогическій совѣтъ Горецкаго земледѣльческаго училища, послѣдній безъ всякаго повѣрочнаго экзамена предоставляетъ имъ полныя права землемѣра и таксатора, Высочайше утвержденныя 15-го апрѣля 1859 и 29-го мая 1861 г. Архаизмъ такого аттестата не требуетъ доказательствъ. Ввиду такого положенія этого, а единственнаго въ Россіи спеціально таксаторскаго учебнаго заведенія, начальство его вошло съ представленіемъ въ министерство земледѣлія и государственныхъ имуществъ о необходимости его реорганизовать. Сущность проектируемыхъ преобразованій оно выразило въ слѣдующихъ пожеланіяхъ: учебный курсъ удлинить до трёхъ лѣтъ и, такимъ образомъ, приравнять его къ курсу землемѣрныхъ училищъ министерства юстиціи; приёмныя требованія повысить до курса четырёхъ классовъ реальнаго училища съ повѣрочнымъ испытаніемъ по математикѣ и русскому языку; ввести преподаваніе русскаго языка, арифметики, алгебры, геометріи, тригонометріи и космографіи, а также занятія техническими переводами съ нѣмецкаго языка на русскій; увеличить число учебныхъ часовъ по математикѣ и физикѣ; подвергнуть коренному преобразованію, какъ въ отношеніи системы преподаванія, такъ и въ отношеніи объёма, курсъ геодезіи, который, несмотря на своё главенствующее значеніе для таксаторовъ, до сихъ поръ, вслѣдствіе недостаточной математической подготовки учениковъ, носитъ характеръ элементарной практической геометріи; расширить курсъ другого основного предмета, необходимаго для таксаторовъ, — осмысленное усвоеніе межевыхъ законовъ. Рядомъ съ главною спеціальностью межевого дѣла предполагалось ввести изученіе приёмовъ выполненія хотя бы простѣйшихъ осушительныхъ и оросительныхъ работъ, необходимымъ въ культуртехникѣ каждаго сельскаго хозяйства, при чёмъ имѣлась въ виду подготовка недорогихъ техниковъ, могущихъ выполнять подобныя работы, спросъ на которыя уже давно у насъ существуетъ и удовлетворяется пока людьми, получившими образованіе въ заграничныхъ сельскохозяйственныхъ школахъ. Во вновь проектируемый курсъ таксаторскихъ классовъ предполагалось ввести преподаваніе почвовѣдѣнія съ предварительнымъ узко прикладнымъ курсомъ химіи и минералогіи, курсы лѣсной и сельскохозяйственной таксаціи, а также сообщать краткія свѣдѣнія по сельскохозяйственной экономіи (понятія о системахъ хозяйства, системахъ полеводства, сѣвооборотахъ и т. п.). Учёный Комитетъ Министерства, при рассмотрѣніи этого проекта, пришёлъ къ заключенію, что полностью признать его удобовыполнимымъ нельзя, такъ какъ намѣченная имъ программа чрезмѣрно велика, и трудно разсчитывать на осуществленіе ея даже въ трёхгодичный срокъ. По мнѣнію Комитета, для подготовки настоящихъ таксаторовъ необходимо энциклопедическое ознакомленіе съ всѣми отраслями сельскаго хозяйства при соотвѣтствующей подготовкѣ по циклу естественныхъ наукъ. Хорошій таксаторъ долженъ постоянно считаться съ экономическими условіями и обладать достаточными свѣдѣніями и по этой группѣ наукъ. Ввиду того, что лицамъ, служащимъ въ Министерствѣ земледѣлія и государственныхъ имуществъ въ качествѣ межевыхъ чиновъ, не приходится примѣнять свои таксаторскія познанія, Учёный Комитетъ полагаетъ, что Министерству слѣдуетъ отказаться отъ приведённой въ проектѣ устава Горецкаго училища двойной цѣли его назначенія — готовить одновременно и землемѣровъ, и таксаторовъ, — и рекомендуетъ ограничиться въ нёмъ только подготовкою межевщиковъ. Въ программу этого училища онъ полагаетъ необходимымъ взаменъ таксаціи ввести: основы сельскаго хозяйства и болѣе основательныя свѣдѣнія изъ естествознанія; физику — въ видѣ отдѣльнаго предмета; осушеніе и орошеніе угодій — съ предварительнымъ курсомъ гидравлики; космографію предложено замѣнить основами физической географіи; число уроковъ по алгебрѣ и геометріи уменьшить, взаменъ чего увеличить время на обученіе межевыхъ знаковъ и въ особенности на практическія классныя занятія по геодезіи, черченію, рисованію и каллиграфіи; на время лѣтнихъ практическихъ занятій по съёмкѣ плановъ приглашать вольнонаёмныхъ спеціалистовъ, по два на каждый курсъ. Итакъ, Министерство, при обсужденіи вопроса о реформѣ Горецкихъ землемѣрно-таксаторскихъ классовъ, признало излишнимъ подготовлять въ нихъ для себя свѣдущихъ таксаторовъ, считая возможнымъ обойтись въ дѣлѣ отдачи въ долгосрочную аренду крупныхъ земельныхъ участковъ и промысловъ познаніями простыхъ межевщиковъ. Нашему Министерству земледѣлія и Государственныхъ Имуществъ часто приходится устраивать аукціоны на земельные участки, правда, не изъ-за государственной несостоятельности, а по другимъ, болѣе высшимъ соображеніямъ, какъ-то: заселенія безлюдныхъ пространствъ, поощренія частныхъ лицъ къ устройству культурныхъ хозяйствъ и т. п. Причёмъ, думается, что въ этомъ дѣлѣ было бы полезно, въ государственныхъ интересахъ, и въ интересахъ арендаторовъ и покупщиковъ, производить подробное изслѣдованіе и надлежащую ихъ оцѣнку, что по силамъ только спеціалістамъ таксаторамъ. Ввиду вышеизложеннаго казалось бы, что Министерству слѣдовало не только согласиться на проектированное начальствомъ земледѣльческаго Горецкаго училища расширеніе курса таксаторскихъ классовъ, но даже подумать объ образованіи изъ нихъ высшаго специальнаго училища. Но не только устраивать высшее таксаторское училище въ г. Горы-Горкахъ, но и преобразовывать существующее, хотя бы на скромныхъ началахъ, по нашему мнѣнію, не имѣетъ смысла. Дѣло въ томъ, что Горки, Могилевской губерніи, хотя въ географіи и значатся уѣзднымъ городомъ, но на самомъ дѣлѣ представляютъ изъ себя еврейскій посёлокъ съ незначительнымъ числомъ обнищалыхъ крестьянъ, бывшихъ крѣпостныхъ князя Сапѣги; среди передовыхъ общественныхъ представителей преобладаютъ типы Маниловыхъ. Каждая новая личность, попавшая въ эту среду, если обладаетъ досточной силой воли, — бѣжитъ изъ нея, а въ противномъ случаѣ подчиняется мѣстнымъ условіямъ и дѣлается инертной ко всѣмъ проявленіямъ интеллектуальности; городъ этотъ удалёнъ отъ мало-мальски интеллигентныхъ провинціальныхъ центровъ, каковыми являются Могилевъ и Смоленскъ, на 40–50 верстъ зачастую по непроѣзжимымъ въ распутицу дорогамъ; изъ Петербурга почта доходитъ туда на 4–5 день, а иногда задерживается и дольше. Ясно, что при такихъ условіяхъ жизни трудно разсчитывать на замѣщеніе кафедръ лицами, достойными профессорскаго званія. Намъ могутъ на это возразить, что, вѣдь въ тѣхъ же Горкахъ до 1863 года существовалъ сельскохозяйственный институтъ на правахъ высшаго учебнаго заведенія, и стоялъ же онъ на высотѣ своего призванія? Но то было другое время: профессорская корпорація тогда состояла преимущественно изъ нѣмцевъ, способныхъ, гдѣ бы они ни поселились, хоть въ пустынной Сахарѣ, довольствоваться духовнымъ объединеніемъ въ колонизаціонной жизни; во-вторыхъ, тогда институтъ пополнялся студентами изъ состоятельнаго класса бѣлорусскихъ помѣщиковъ, увлекавшихся утопіей о польщизнѣ, которые тамъ чувствовали себя отлично — пользовались съ одной стороны руководствомъ дѣльныхъ профессоровъ, съ другой — жили идейно, имѣя постоянныя сношенія съ родственниками. Устройство такого таксаторскаго института мыслимо лишь въ одномъ изъ университетскихъ городовъ, чтобы онъ имѣлъ возможность хоть отчасти пользоваться имѣющимися въ нихъ свободными профессорскими силами, а остальная учебная корпорація этого заведенія вращалась бы въ научной атмосферѣ. Озаботиться М. З. и Г. И. подготовкой специалистовъ таксаторовъ было бы полезно ради того, чтобы произвѣсти настоящую оцѣнку всего государственнаго ввѣреннаго ему имущества, и на основаніи ея выяснить процентъ его доходности.
Источник: «Могилевскія губернскія вѣдомости», № 5, 17 января 1904 г. |