На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Госкаталог Музейного фонда РФ: Институт благородных девиц. 591 экспонат. С изображениями Институты женские — ведомства учреждений императрицы Марии - закрытые учебные заведения, в которых воспитываются на казенный счет девицы привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а на собственный счет — также дочери купцов, почетных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше к неподатным состояниям. Институты. почти все причислены к 1-му разряду женских учебных заведений Правила приема воспитанниц на казенный счет определены особо для каждого Института, причем в основание их положены как разряд, к которому отнесена определяемая девица, так и баллотировка по жребию. Основанием для зачисления девиц в тот или другой разряд служат, наряду со званием или чином ее отца, различные обстоятельства: 1) ее сиротство (т. е. круглая ли она сирота или имеет в живых одного из родителей), 2) обстоятельства смерти ее отца (напр. убит ли он в сражении), 3) если жив, то состоит ли на действительной службе, и 4) материальное положение ее или ее родителей. Некоторые из разрядов предоставляют безусловное право на поступление казенной пансионеркой с преимуществом по старшинству поданных прошений, кандидаткам же прочих разрядов производится баллотировка по жребию. Казеннокоштными пансионерками принимаются девицы в возрасте от 10 до 12 1/2 лет, а своекоштными — в возрасте от 9 до 13 1/2 лет (плата — от 150 до 400 р. в год). Полупансионерками и приходящими принимаются девицы в так назыв. полуоткрытые Институты (Донской, Нижегородский, Керченский и Тамбовский), а в остальные губернские Институты — лишь в виде исключения (с 1881 г.). Программа преподаваемых предметов в женских Институтах почти сходна с программами женских гимназий, главное отличие Институтов составляет усиленное преподавание новых языков. Число классов в Институтах — 7; кроме того, при Институтах находятся классы приготовительный и так назыв. специальный Пепиньерский класс и Педагогические курсы. Всех Институтов в настоящее время 30, из которых: в СПб. — 10 (Смольный, Патриотический, Павловский, Николаевский сиротский, Александровский, Елисаветинский, училище ордена св. Екатерины, Мариинский, Александринский и Кронштадтский сиротские дома), в Москве — 4 (Александровский, Елисаветинский, училище св. Екатерины и Николаевский сиротский И.)
и 16 губернских институтов:
в Харькове, Одессе, Киеве, Полтаве, Белостоке, Казани (Казанский Родионовский), Новочеркасске (Донской Мариинский), Саратове (Мариинский), Нижнем Новгороде (Мариинский), Тамбове (Александринский), Орле (Александринский), Керчи (Керченский-Кушниковский), Оренбурге (Николаевский), Иркутске (Девичий Восточной Сибири), Тифлисе (Закавказский) и Варшаве (Александринско-Мариинский). Высочайшим указом 25 июля 1894 г. определено открыть в СПб. еще один институт, Ксениевский (в память бракосочетания вел. кн. Ксении Александровны). Кроме того, правами Институтов пользуются училище св. Елены (в СПб.), Кубанское Мариинское женское училище с пансионом, в Екатеринодаре, и Тобольская Мариинская школа.
Характер Института имеют еще учебные заведения, не состоящие в ведомстве имп. Марии: институт Е. И. В. принцессы Ольденбургской (в СПб.), Александро-Мариинское училище (в Москве), Усачевско-Чернявское женское училище (в Москве) и Мариинское высшее женское учил. (в Вильне). Только в последние два принимаются дети всех состояний.
Во второй половине XIX в. в России появились четыре новых института. В качестве Кубанского Мариинского женского училища или Мариинского женского училища Кубанского казачьего войска [42, c. 119], был основан в 1863 г. на средства войсковой казны будущий Кубанский институт. Здесь, помимо казачек-дворянок, обучались дочери рядовых казаков, священников, купцов и мещан разных вероисповеданий. В 1868 г. училище было отнесено ко II-му разряду женских учебных заведений, а в 1902 г. трансформировано в Кубанский Мариинский институт [74, № 1779]. В 1864 г. был открыт Орловский Александринский институт благородных девиц [39, № 41550].
Одним из основных источников его содержания являлся сбор с имений помещиков Орловской губернии. Институт был причислен к I разряду женских учебных заведений. Основанный в 1857 г. на средства вдовы сенатора благотворительница В. Е. Чертовой приют для девочек в Москве спустя семь лет после открытия был преобразован в Александро-Мариинское училище. В 1899 г. при содействии начальника штаба Московского округа, хлопотавшего о вакансиях для дочерей офицеров, училище было преобразовано в Александро-Мариинский кавалерственной дамы Чертовой институт [73, № 1204]. Таким образом, училищу было присвоено имя В. Е. Чертовой, «благодаря заботам которой оно возникло и развивалось». Учебное заведение предназначалось для дочерей офицеров и военных врачей Московского военного округа [27, c. 6]. Устав 1855 г., утвержденный уже после смерти Николая I его преемником Александром II, продолжал действовать на протяжении второй половины XIX в., вплоть до принятия Общего устава женских институтов в 1903 г. Однако многие положения Устава 1855 г., разработанные в «мрачное семилетие» николаевского правления, к середине века уже устарели, и их то и дело дополняли, поправляли или вовсе отменяли многочисленными «высочайшими повелениями», циркулярами, инструкциями и пр. В частности, переменам подверглись правила о сословной принадлежности принимаемых в институты воспитанниц. В 1870–1880-х гг. наименование «институт благородных девиц» постепенно вовсе выходит из употребления в официальной документации, а социальный состав институток становится более демократичным. Одной из причин этого было значительное (хотя и временное) снижение спроса на институтское образование в 1860-х гг., что было связано с появлением нового типа женской школы — более демократичных и доступных гимназий, завоевывавших все большую популярность в обществе. Из-за возникшей конкуренции местное институтское начальство ходатайствовало о снижении сословной планки для поступающих воспитанниц [66, л. 16–16 об.], в 1860-е гг. во многие институты были допущены дочери купцов 3-й гильдии и др. состояний [64]. Однако купечество не спешило воспользоваться подобной привилегией. В этой среде по-прежнему сохранялась приверженность к домашней подготовке девочек. Перелом наступает в конце XIX в., когда все больше дочерей купцов и мещан поступают в казенные и частные учебные заведения. Были смягчены требования даже к поступающим в Воспитательное общество благородных девиц, хотя лишь на своекоштные вакансии [36, № 36594 (1861)]. Показательно, что к концу XIX в. лишь это старейшее и наиболее привилегированное учебное заведение сохраняло в названии отсылку на сословную принадлежность. Отныне в институты в соответствии с чинами и службой отцов принимались магометанки [70, С. 279. Прил. к § 214, прим. 3], в Керченский институт и в Мариинское училище Кубанского казачьего войска — иудейки [78, c. 11. § 6. П. 3],[17, c. 43] (при условии, чтобы число отданных им вакансий не превышало 1/3), которые имели право изучать Закон Божий в соответствии со своей религией. Последними были допущены в институты девочки из старообрядческих семей (Нижний Новгород, 1907; Оренбург, 1908). Казеннокоштные вакансии, стипендии членов императорской фамилии и благотворителей по-прежнему прежде всего предназначались детям тех сословий, для которых они изначально были определены. После отмены крепостного права число казенных вакансий в Воспитательном обществе было увеличено на 70 мест, поскольку «экономические условия изменились, и пока в поместьях не водворится прочный порядок, долженствующий вознаградить убытки, владельцы крайне стеснены в средствах» [22, c. 336]. Уже в начале ХХ в. не раз повторялся запрет приема на казенное содержание девиц, чье происхождение на давало на это прав [67],[68]. Часть институтов оставались закрытыми, в другие же в соответствии с указами 1874–1875 и 1881 гг. допускались «приходящие» воспитанницы, посещающие учебные заведения на время уроков и полупансионерки, которые также завтракали и обедали в институтах. (Прежде такой режим допускался только для дочерей должностных лиц, которые жили в самом учебном заведении.) Прежде всего официальный «полуоткрытый» статус получили губернские институты — Донской, Керченский, Нижегородский, Оренбургский, Тамбовский (с 1884). В 1896 г. институтам, «не имеющим еще особых наименований», было присвоено имя их «державного основателя»: Белостокский, Закавказский, Киевский, Одесский, Иркутский, Оренбургский, оба столичные Сиротские получили к своему имени дополнительное наименование «Николаевских» [72, № 293] (напр.: Белостокский институт императора Николая I). В 1894 г. в Петербурге по личному распоряжению Александра III был открыт Ксениинский институт, получивший свое имя в честь любимой дочери императора [47, № 11369] (иногда неточно именовавшийся в периодической печати Ксениевским). Он предназначался для «полусирот недостаточного состояния» для детей чиновников военной или гражданской службы, «приобретших службою или по рождению права дворянства». По замыслу императора, воспитанниц здесь готовили к трудовому будущему, поэтому общее среднее образование в институте должно было сопровождаться современной профессиональной подготовкой, для чего в Ксениинском институте были открыты специальные курсы [82]. Последним в списке русских женских институтов появился Институт московского дворянства для девиц благородного звания имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II, часто именовавшийся (в том числе в официальных материалах делопроизводства) Дворянским институтом [28, л. 1 об.]. Как видим, в одном-единственном официальном наименовании института дважды подчеркивалась его сословная принадлежность (институт московского дворянства для девиц благородного звания), а также содержалась двойная отсылка к именам царей, чье правление наиболее отвечало чаяниям дворянства — Екатерине Великой и Александру Миротворцу. Столь выразительное название подчеркивало стремление учредителей института, группы влиятельных помещиков Московской губернии во главе с графом С. Д. Шереметевым [5], создать своеобразный заповедник для воспитания дочерей старинных родов в ценностях дворянской культуры [54]. Первый прием в институт состоялся в 1906 г.[59, № 66], первый выпуск — в 1911 г.
Правильная ссылка на статью: Пономарева В.В. Женские институты Российской империи в формулировках нормативных документов (1764 — начало ХХ в.): термины, типология, даты // Исторический журнал: научные исследования. 2021. № 3. С. 110-129. DOI: 10.7256/2454-0609.2021.3.36009 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36009
См. источники и библиографию далее по ссылке
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Исторія Кіевскаго Института Благородныхъ Дѣвицъ, 1838-1888 г. Составилъ Совѣта, Инспекторъ классовъ Кіевскаго Института М. М. Захарченко. КІЕВЪ.Типографія С. В. Кульженко, Ново-Елисаветинская улица, соб. домъ.1889.
Есть полные списки сотрудников и выпускниц по годам, включая 7 классов, обучавшихся по состоянию на 1889 г.
Увы, свою искомую уроженку Киева - Сорокину Агнию Дмитриевну - не нашёл. Смольный и Киевский институты вычёркиваем. Ищем дальше.
Ищу сведения о Драницыной Ольге Дмитриевне, рожденной около 1871 г., по преданиям обучавшейся в "ИБД в Петербурге" (хотя на ЦГИА) не нашел, и бывшей замужем дважды. Первая муж - Андзауров (метричка на брак и на детей есть) Второй муж - Глаголев Николай (брак после января 1902 г.).
Добрый день. Может быть, вы сможете мне помочь разобраться, существвоал ли в Тифлисе в конце 19-го века ИБД. Официально такого названия не встречала, а сегодня Институтом благородных девиц назщывают то закавказский девичий институт, то заведение Св. Нины. называют не специалисты, не исследователи. Но чтобы опрвоергнуть их заявления, хочется иметь на руках серьёзные аргументы.
В Тифлисе существовал Закавказский девичий институт. Суть моего вопроса в том, можно ли его называть институтом благородных девиц, если в таком контексте ни разу он не попадался. Кто-то, кто не проводил никаких исследований и совсем не разбирается в этом вопросе, упомянул в отношении одной выпускницы, что она обучалась в институте благородных девиц. Я считаю, что это ошибка. Но хотелось бы ещё чьё-то компетентное мнение услышать.
# Институт благородных девиц — среднее закрытое учебно-воспитательное заведение в России со второй половины XVIII века до 1917 года для дочерей дворян. прежнее название — «Императорское воспитательное общество благородных девиц» — первое в России привилегированное женское среднее общеобразовательное учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян.
Некоторые особенности институтов благородных девиц XIX века: Приём воспитанниц. За казённый счёт воспитывались девушки привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт — дочери купцов, почётных граждан и лиц иного звания.
Может быть, вы сможете мне помочь разобраться, существвоал ли в Тифлисе в конце 19-го века ИБД. Официально такого названия не встречала, а сегодня Институтом благородных девиц назщывают то закавказский девичий институт, то заведение Св. Нины. называют не специалисты, не исследователи. Но чтобы опрвоергнуть их заявления, хочется иметь на руках серьёзные аргументы.
Я не нашла ответ на свой вопрос. Я не ищу информацию об институтах благородных девиц. Я хочу удостовериться, что такого в Тифлисе не было. Что то, что я пытаюсь опровергнуть, это просто небрежность несведущего человека, который, не разобравшись, написал, что интересующая меня персона обучалась в Тифлисе в ИБД.