Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Убедительная просьба, не нужно открывать тему на одно-два сообщения по конкретному учебному заведению. Учебных заведений великое множество, невозможно по каждому иметь отдельную тему. Если у Вас нет материала на полноценную тему, которую Вы будете пополнять, то единичные сообщения публикуйте в теме:"ОБЩИЕ ВОПРОСЫ по мужским гимназиям РИ"

Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.

Харьковская 4-я мужская гимназия

История, администрация, преподаватели, персонал

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
Возникла в 1871 г. как прогимназия, то есть 4-классное учебное заведение. В 1895 году стала шестиклассной, а с 1901 года – полной. Отличие четвёртой гимназии от других состояло в том, что в ней вместо латыни преподавали историю и естествознание.

***

Автором исторического очерка о 4-й Харьковской гимназии является её первый директор - Ф.К. Максимович.

gimn1.jpg
gimn2.jpg
gimn3.jpg
gimn4.jpg
gimn5.jpg

(источник - Багалей Д.И., Миллер Д.П. «Истории города Харькова за 250 лет его существования»).

Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
1913 г. Харьковская 4-я мужская гимназия (Марьинская, 14)

Директор – Максимович Филимон Константинович
Инспектор - Постоев Михаил Яковлевич

Законоучители:
Православного исповедания – Красовский Николай Сергеевич
Римско-католического исповедания – Ковалевский Фран. Фад.

Преподаватели:
Скиндер Ипполит Ипполитович
Лезин Борис Андреевич
Флоров Михаил Иванович
Сивохин Дмитрий Алексеевич
Раздольский Алексей Иванович
Кошлаков Дмитрий Афанасьевич
Гинце Генрих Эдуардович
Шабля Александр Арсеньевич
Муро Ране Губерт.
Стальская Болесл. Ант.
Пельтцер Александр Романович
Зуземиль Елис. Карл.
Крошечкин - Крошицкий Михаил Потапович
Чириков Иван Сергеевич
Киприанов Давид Степанович
Вик Карл Федорович
Помощник классных наставников – Гридин Ефим Алексеевич

Врач - Раевский Николай Павлович
Письмоводитель– Коробков Петр Иванович
Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
gramota_1913.jpg
Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
Красовский Николай Сергеевич: 1867 года рождения
Место рождения: Горьковская обл., с. Едилево;
русский;
образование: духовная академия;
священник, Казанская церковь г.Харьков;
место проживания: Украинская ССР, г. Харьков, Единовреческая, 20
Арест: 15.02.1938
Осужд. 15.04.1938 особая тройка при УНКВД по Харьковской обл.. Обв. 58-10-11 ("участник монархической организации")
Расстрел 26.05.1938. Место расстрела: г. Харьков
Реабилитиация 21.03.1989
Источник: База данных о жертвах репрессий Харьковской обл. (Украина)
Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
1914-15 гг. Харьковская 4-я мужская гимназия (Марьинская, 14)

Директор – Максимович Филимон Константинович
Исп. об. инспектора - Постоев Михаил Яковлевич

Законоучители:
Православного исповедания – Красовский Николай Сергеевич
Римско-католического исповедания – Ковалевский Франц Фад.

Преподаватели:
Скиндер Ипполит Ипполитович
Лезин Борис Андреевич
Флоров Михаил Иванович
Мелихов Василий Александрович
Раздольский Алексей Иванович
Кошлаков Дмитрий Афанасьевич
Гинце Генрих Эдуардович
Шабля Александр Арсеньевич
Муро Рене Губерт.
Пельтцер Александр Романович
Рисования - Крошечкин - Крошицкий Михаил Потапович
Приготовительного класса - Чириков Иван Сергеевич
Пения - Киприанов Давид Степанович
Гимнастики – Бенеш Карл В.

Преподавательницы:
Архангельская Лидия Дмитриевна
Стальская Болесл. Ант.

Помощник классных наставников – Гридин Ефим Алексеевич
Врач - Раевский Николай Павлович
Письмоводитель– Коробков Петр Иванович
Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
МЕЛИХОВ Василий Александрович
Филолог. Преп. ист. и древних яз. 4-й муж. гимназии в Харькове. Псевд. — Басов А.
СОЧ.: Виргилий и его эклоги. X., 1912; Культ римских императоров и его значение в борьбе язычества с христианством. X., 1912; Виргилий и его «Георгики»: Очерк из истории римской поэзии. X., 1913; Очерк воспитания и обучения в Древнем Риме. Ч. 1. X., 1913; Культ императоров в римской поэзии золотого века. X., 1914; История античной культуры. X., 1916; История Востока и древнейшей Греции. X., 1916.

Источник:Российские философские журналы

Ещё о Мелихове:

Мелихов Василий Александрович (1891-1919) – преподаватель 4-й харьковской мужской гимназии, зав. отделом Т-ва "Всеобщее обучение", автор публикаций в журнале "Мирный Труд". Расстрелян харьковской ЧК.

Источник: Русская линия
Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
1916 г. Харьковская 4-я мужская гимназия. Марьинская, 14 (временно в здании 2-ой гимназии)

Директор – Бельковский Алексей Петрович
Исп. об. инспектора - Постоев Михаил Яковлевич

Законоучители:
Православного исповедания – Красовский Николай Сергеевич
Римско-католического исповедания – Ковалевский Франц Фад.

Преподаватели:
Скиндер Ипполит Ипполитович
Лезин Борис Андреевич
Флоров Михаил Иванович
Мелихов Василий Александрович
Раздольский Алексей Иванович
Кошлаков Дмитрий Афанасьевич
Гинце Генрих Эдуардович
Шабля Александр Арсеньевич
Муро Рене Губерт.
Пельтцер Александр Романович
Стальская Болесл. Ант.
Зуземиль Елис. Карл.
Крошечкин - Крошицкий Михаил Потапович

Помощник классных наставников – Гридин Ефим Алексеевич
Врач - Раевский Николай Павлович
Письмоводитель– Коробков Петр Иванович
Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
4-я Харьковская мужская гимназия ("Весь Харьков за 1917г")



Ссылка: Форум МедиаПорт
Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
Из печатных дореволюционных изданий пока удалось найти:


В Российской Государственной библиотеке:

Отчет Правления Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Харьковской 4-й гимназии. 1908 г., 1910 г.
Обзор деятельности Родительского комитета при Харьковской 4-й мужской гимназии. 1912 г.


Также в 1908 г. совсем небольшим тиражом были изданы:

Правила и программы для поступления во приготовительный и 1-й классы харьковской 4-й гимназии. Харьковъ. 1908. Тип. Зильбербергъ. 8° (11X17). 13 стр. Ц. 20 к. В. 2 л. 100 экз.
Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
Недавно попалась книга "Безымянное поколение: Записки правоведа, адвоката, бывшего меньшевика Александра Гюнтера".
Автор мемуаров, Александр Рихардович Гюнтер (1890 - 1984), принадлежит к поколению, сформировавшемуся перед революцией. Он успел до Октября испытать большой взлет юридической карьеры: c 1916 года - профессор истории государства и права; адвокат в процессах 1917-1920 годов; в 1921 году - оратор в политическом диспуте, ректор первого высшего учебного заведения на Северном Кавказе. Позже он пережил ужасы трех репрессий.
Мемуары предваряет очерк Е. Федоровой - внучки Гюнтера, написанный в жанре документальной повести...Библиотека Международного союза немецкой культуры

Интересно, что Александра Гюнтер - бывший ученик 4-ой Харьковской гимназии, и несколько страниц в его мемуарах посвящено этому учебному заведению.
Далее привожу воспоминания А. Гюнтера о преподавателях, работавших в гимназии в начале ХХ ст.

Учитель математики Михаил Яковлевич Постоев.

Грозой гимназии был преподаватель математики Михаил Яковлевич Постоев. И в то же он был самым любимым преподавателем ... Парадокс? Нет! Михаил Яковлевич был очень требовательным, строгим, но очень справедливым и даже очень добрым человеком. На его уроках господствовала полная тишина, никто не позволял себе никаких шалостей. Следует отметить — Михаил Яковлевич никогда не повышал голоса. О его доброте говорит следующий пример: будучи гимназистом седьмого класса, я решил, по примеру моего брата Вовы, сократить на один год мое пребывание в гимназии, т.е. в мае месяце, когда все мои товарищи будут держать переходный экзамен из седьмого класса в восьмой, я буду держать выпускные экзамены. Чтобы осуществить это, я, после первой четверти, уволился из гимназии и стал готовиться к выпускным экзаменам. Вот тут-то и сказалась чрезвычайная доброта Михаила Яковлевича Постоева: одобряя это мое решение, учитель предложил мне приходить к нему домой каждое воскресенье, он будет заниматься со мной и поможет мне хорошо подготовиться к сдаче экзаменов по математике. Я, конечно, с радостью принял это предложение, и Михаил Яковлевич занимался со мною каждое воскресенье по 2-3 часа, а иногда и больше. Это мог сделать только человек очень большой доброты. Однажды во время занятий мы с Михаилом Яковлевичем решали задачу по алгебре, я бился над ней почти целый час, но решить ее не мог. Михаил Яковлевич сказал: « Ну, давайте, я решу». Начал решать, но и он решить ее не мог (а был он великолепный математик). Мы решили занятия прекратить, и он сказал, что над задачей подумает и найдет ее решение. Квартира Михаила Яковлевича была во флигеле, в глубине двора. Когда я вышел из квартиры, то не успел я дойти до ворот, как меня «осенило»: а что, если решать так? Я вернулся и сказал: «Михаил Яковлевич, кажется я нашел решение. «Ну-ка, ну-ка, садитесь». Я сел и, действительно, найденное мною решение было правильным. И он сказал: «Ну, молодец! Теперь, если на экзамене вы вовсе не решите задачи, я вам поставлю пятерку». И еще раз Михаил Яковлевич сказал: « Молодец!»
Основянин

Основянин

Харьков/Большая Основа
Сообщений: 374
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1684
Учитель немецкого языка Александр Романович Пельтцер.


Преподаватель, о котором хочется сказать несколько добрых слов, был преподаватель немецкого языка. Он так же был одним из любимых преподавателей. Его уроки проходили очень живо и интересно. Этим преподавателем был Александр Романович Пельтцер — брат популярного в свое время актера Ивана Романовича Пельтцера и дядя ныне здравствующей актрисы Татьяны Ивановны Пельтцер7. Александр Романович покорял нас своей живостью, остроумием и большими знаниями. Так, Ал-др Ром. основательно познакомил нас с такою интересной наукой, как сравнительное языкознание. Знакомил он нас с этой наукой на живых примерах. Например, в заданном нам тексте для перевода встречается слово «Таg» — «день». Ал-р Ром. спрашивает: «а вы знаете, как древне- германское слово «dег Таg» перешло в русский язык с звучанием и написанием «день»? И тут же подходил к доске и показывал нам, как латинское «dies» перешло в английский и шведский «dау», в русский «день», и как английское «а» в слове «dау» перешло в смягченное Н» в немецком языке. В своих объяснениях Ал-р Романович, если нужно было, привлекал польский, итальянский и скандинавские языки, и что нас всегда поражало и удивляло, это при показе и объяснении, как исследуемое слово из одного языка в в другой [переходило], Ал-р Ром. умело и чрезвычайно логично показывал закономерности перехода слов из одного языка в другой8. Насколько остроумно, легко и весело Пельтцер разрешал возникавшие иногда в классе конфликты, видно из следующего примера: встает ученик Михневич — «Александр, Романович, Рыбаков взял у меня резинку (так в ту пору ластик) и не отдает. Ал-р Романович: «Значит, Рыбаков украл резинку? » Михневич: «Ну, да — украл». Тогда наш учитель, при веселом смехе всего класса, говорит: «А вы знаете, Рыбаков, что для обозначения совершенного вами действия богатый русский язык имеет еще ряд синонимов — слимонил, сапельсинил, сбондил, — и еще ряд красочных, но не вполне литературных терминов? Так скажите, Рыбаков, вы действительно сбондили или сперли у Михневича резинку? Если «да», то верните ее ему, — я вас прошу». И класс «загудел»: «Отдай! Не позорься. Александр Романович тебя просит». Рыбаков достает из кармана резинку, отдает ее Михневичу со словами: «На, подавись». Учитель: «Ну, это не обязательно. А что вы возвратили слимоненную вещь ее владельцу, это правильно и хорошо». Думая об Александре Романовиче, мне вспоминается один занятный эпизод. Как я говорил выше, я решил сократить на один год пребывание в гимназии и осуществил это.
Экзамен на аттестат зрелости я сдавал вместе с восьмиклассниками, выпускниками. Отвечать вызывали по алфавиту. Причем вызывали сразу двух учеников — один шел отвечать, другой брал билет и садился готовиться. На той парте, на которой сидел я, второе место оставалось свободным. На него садились те, кто готовился к ответу. Естественно, если у готовящегося возникало затруднение, он обращался ко мне, и я помогал это затруднение преодолеть. Когда вызвали Васю Гаврилова, чтобы готовиться к ответу, то было ясно, что еще после одного ( Геймердингера) должен буду отвечать я, и тут посыпались ко мне записочки: «Не уходи. Скажи, что у тебя болит голова, и ты просишь разрешения ответить позже». «Если ты уйдешь, будешь свинья» и т.п. Когда меня вызвали, я сказал, что у меня болит голова и, если только возможно, я прошу разрешить мне отвечать несколько позже. В экзаменационной комиссии были: директор, Филимон Константинович Максимович, инспектор М. Я. Постоев и А.Р.Пельтцер. Они посовещались и разрешили мне отвечать, когда у меня пройдет головная боль. Мои товарищи возликовали. Через некоторое время Александр Романович, который отлично видел, что я помогаю товарищам, спросил: «Ну, как, головная боль еще не прошла?» Спросил с хитрой улыбкой. Я ответил: «Нет, Ал-р Ром., немного легче, но еще болит». Я пошел отвечать последним. И, когда я взял билет, Ал-р Ром. обратился к Ф.К. Максимовичу и М.Я.Постоеву: «А нужно ли нам его спрашивать? Ведь он ответил сегодня не за восемь классов, а за весь восьмой класс!» Мих. Яковл. и Филимон Конст. засмеялись и Филимон Конст. сказал мне, похлопав по плечу: «Ну, идите!», — и поставили мне пятерку.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈