Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения. |
Нижегородская духовная семинария
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
25 апреля 2010 18:26 Нижегородская духовная семинария — высшее учебное заведение Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположена на территории Благовещенского монастыря; до 1918 года находилась в построенном для неё здании на площади Минина и Пожарского, где ныне размещён один из корпусов Нижегородского педагогического университета. «Духовным регламентом 1721 года» Петра I было установлено обязательное духовное образование для детей священнослужителей. Первым из епархиальных архиереев на указ императора откликнулся епископ Нижегородский и Алатырский Питирим. При архиерейском доме в Нижегородском кремле 29 марта 1721 года были открыты две грамматические (эллино-греческая и славяно-российская) школы и одна подготовительная букварная школа. В первые две школы отобрали детей, уже имевших какую-то подготовку и показавших хорошие результаты при отборе, а в букварную направили ещё нуждающихся в подготовке (в первом наборе таких явилось большинство). С этого момента и начался отсчёт в истории первой в России семинарии, давшей стране выдающихся церковных пастырей, учёных-богословов и просветителей. В 1743 году епископ Дмитрий (Сеченов) на свои средства купил у купеческой вдовы Пушниковой «каменное строение», и семинария была переведена на Благовещенскую площадь (ныне — Минина и Пожарского), которая впоследствии стала называться Семинарской. В 1823 году старое здание семинарии сгорело, и на его месте в 1826—1829 годах «на казённый счет» было построено новое здание с восьмиколонным фасадом, сохранившееся до наших дней. В нижнем этаже здания размещалось Нижегородское духовное училище, а также низший (словесности) и средний (философский) классы семинарии; в среднем — комнаты высшего класса семинарии, зал собрания, правление и квартиры её ректора и инспектора. Семинария находилась здесь до 1918 года. В 1886 году в семинарии было организовано особое «Церковное Древлехранилище» (склад древней церковной утвари, облачения и книг), которое и дало начало формирования первого церковного музея. Здесь имелись старинные рукописи, старопечатные книги и документы, памятники живописи, иконографии, денежные знаки и различная церковная утварь. Программа семинарии была насыщенной: помимо общеобразовательных специализированных предметов, преподавались различные языки: греческий, латинский, еврейский, французский и немецкий, а также точные науки: физика, математика. Кроме того, в программу были включены: живопись, иконопись и даже гимнастика. --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | Лайк (1) |
Bafut Новичок
Сообщений: 16 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
7 февраля 2011 10:06 7 февраля 2011 10:08 Perrula Николай Федорович Раевский - отец моей прапрабабушки. Публикация о Раевском из "Старины" мне известна, Вы поместили тут только ее начало, она большая вообще. Об этой ветви Раевских я знаю довольно много. Ник. Фед. жил и похоронен в Петербурге. Его брат был священником в Стокгольме и Вене. О детях Ник. Фед. Раевского я знаю две линии - свою и одного из его сыновей. У него было 6 детей. --- www.bafutplanet.com | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
7 февраля 2011 13:05 7 февраля 2011 13:06 Bafut Здравствуйте, посмотрите в личных сообщениях --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
TatianaLGNNМодератор раздела ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами  Нижний Новгород Сообщений: 25311 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 7646 | Наверх ##
7 февраля 2011 19:47 Bafut А может Вам сделать отдельную тему по Раевским- священникам, чьи корни идут из НН? А мы потом посмотрим,что есть у нас вглубь --- Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
| | |
wita Новичок
Сообщений: 1 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
20 февраля 2011 2:09 Bafut имя своей прапрабабки не назовете? случайно не Евдокия Николаевна Раевская? вторая линия это от Сергея Николаевича Раевского? | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
6 марта 2011 15:40 Материалы II Нижегородской архивоведческой конференции Чтения памяти А.Я. Садовского Нижний Новгород 2006 год
А.В. Морохин
Из истории нижегородских духовных школ 20–30-х гг. XVIII в.
20–30-е гг. XVIII в. являются, пожалуй, самым мало¬изученным периодом в истории духовного образования в Нижегородском Поволжье. Несмотря на существование не¬которых работ по данной проблематике1, целый ряд вопросов истории нижегородских духовных школ в 20–30-е гг. XVIII в. остается малоизученным. Хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области документы позволяют прояснить целый ряд вопросов истории начального этапа духовного образования в регионе. Когда же были учреждены духовные школы в Нижнем Нов¬городе? В 1739 г. Синод указал епархиям предоставить сведе¬ния о времени открытия духовных школ. Из нижегородской епархии пришло уведомление, что эллино-греческая школа открыта в Нижнем Новгороде в 1720 г., а славяно-росийская школа – в 1721 г.2 Опираясь на этот документ, историки и приводили эти даты как время основания нижегородских духовных школ3. Однако еще в конце XIX в. известный ни¬жегородский исследователь А.Ф. Можаровский ставил под сомнение указанные даты и считал, что «ученье во всех … школах началось 29 марта 1719 года, в среду на шестой не¬деле Великого Поста»4. Предположение А.Ф. Можаровского подтверждают и обнаруженные нами архивные документы. В прошении ученика эллино-греческой школы Алексея Кононо¬ва от 1727 г. об определении его в дьяконы упоминается, что «в прошлом 719 году взят я… по указу Вашего Архиерейства (нижегородского епископа Питирима. – А.М.) в школу для научения еллиногреческого диалекта, в котором и поныне имеюсь неотлучно»5. Таким образом, из вышеприведенного документа следует, что набор учеников в школу состоялся в 1719 г., а учебный процесс начался, видимо, несколько позднее. Архивных документов, свидетельствующих о состоянии дел в нижегородских духовных школах, в ЦАНО сохранилось немного. Так, в промемории епископа Питирима от 23 мая 1722 г. говорится об отдаче в нижегородскую школу сына дьякона села Мурашкино Рождественской Василия Васильева. Из этого можно сделать вывод, что набор учеников в духовные школы проводился и в 1722 г.6 Это подтверждается и другим документом. 3 июня 1723г. поповский староста города Алатыря священник Петр Сте¬панов сообщал властям: «Повелено мне… города Алаторя и алаторского уезду поповых и дьяконовых и церковных детей выслать в Нижний Новгород для учения в школу. И я богомо¬лец твой села Мамадыш дьякона Микифора Федорова сына Гаврилу выслал… и велел отписку ему дьякону Микифору подать и сына объявить в Нижнем Новгороде в твоем архие¬рейском духовном приказе». В тот же день в Нижний Новгород был отправлен и сын священника села Воскресенского Петра Гаврилова Симеон7. Духовенство нередко пыталось укрыть своих детей от отправления в Н. Новгород для обучения. Так, в 1723 г. рас¬сыльщик села Мурашкино Петр Обренин сообщал властям, что поповский староста Работкинской пятины священник Федор «укрывает сына своего Ивана от школьного учения, также и из других сел годных в школу поповских и дьяконо¬вых и церковничьих детей укрывает и … в Нижний Новгород не высылает»8. На первоначальном этапе своего развития нижегородские духовные школы испытывали немало трудностей. Из-за тяже¬лого материального положения многие ученики в 1725–1726 гг. самовольно покидали школы и возвращались к родителям9. При этом бежавших школьников не всегда могли отыскать у родителей. Так, дьякон села Шпилева Иван «показал, что сын его Михаил поехал в город Саранск к дяде своему род¬ному… и от того числа в доме не бывал». Нередко духовен¬ство отказывалось возвращать детей в школы – «чинились… ослушны»10. В подобных случаях власти жестоко боролись с «ослушниками». Архиепископ Питирим приказывал священ¬ников, укрывающих своих детей от обучения в школах, «от свящества и от прочих служб церковных и от всякого доходу… отлучить» до тех пор, пока их дети не вернутся в школы. Не¬смотря на жестокость наказаний, многие беглые школьники, в «родительских домах не сыскались, а сказали отцы их, что они в Нижнем»11. Несмотря на многие трудности, процесс обучения в ниже¬городских духовных школах ни на один год не прекращался. Помимо этого, для распространения грамотности архиепископ Питирим указал детям духовенства, которых не взяли в школы «за скудостью их», учить буквари и без «которого учения ни в которое достоинство не производится»12. Для этого в ниже¬городскую епархию в 1722–1724 гг. по решению Синода было отправлено 400 букварей13. В мае 1725 г. поповский староста Работкинской пятины поп Моисей Алексеев получил 62 бук¬варя с указом от архиепископа «оные буквари… по церквам раздать, а за оные буквари собрать по полтине за букварь и оные деньги собрав повелено прислать с означенным под¬ьячим с Яковым Кондратьевым»14. С 1730 г. архиепископ Питирим начинает активно за¬ниматься проблемами нижегородских духовных школ и проводить «грандиозный, обширный план новой поста¬новки духовного образования» в епархии. В этом же году была открыта подготовительная школа для духовенства в Юрьевце Поволжском. Однако и здесь власти столкнулись с проблемами. В апреле 1735 г. учитель этой школы дьякон Дмитрий сообщал, что многие ученики «упрямством своим в школы не ходят и живут в домах своих самовольно». Для организации процесса обучения дьякон требовал помощи у местных духовных властей Юрьевца15. Незадолго до смерти, в 1738 г., архиепископ Питирим предписал открыть еще 13 подготовительных школ в Нижегородской епархии16. Данное обстоятельство способствовало не только развитию в регионе первых регулярных школ, но и распространению элементар¬ной грамотности среди населения. 1 Можаровский А.Ф. Нижегородская семинария за первый пе¬риод (1721–1765) существования. Н. Новгород, 1896; Днепровский Д.П. Духовные школы в Нижнем Новгороде пред открытием семи¬нарии (1721–1738) //Сборник НГУАК. Н. Новгород, 1913. Т. 16. 2 Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода, Петроград, 1916. Т. 19, № 526. С. 312. 3 Макарий (Миролюбов). Исторический очерк нижегородской духовной семинарии. Н. Новгород, 1866. С. 7; Знаменский П.В. Ду¬ховные школы в России до реформы 1808 года, СПб., 2001. С. 97. 4 Можаровский А.Ф. К истории нижегородской духовной семи¬нарии //Сборник НГУАК. Н. Новгород, 1888. Т. 3 . С. 4. 5 ГУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 552. Д. 38 (1727). Л. 1. 6 ГУ ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1007. Л. 1–1 об. 7 Там же. Ф. 570. Оп. 552. Д. 95 (1723 г.). Л. 1–2 об. 8 Там же. Д. 11 (1723). Л. 28 об. 9 Там же. Д. 18 (1726). Л. 1–9 об. 10 Там же. Д. 16 (1726). Л. 1–2 об. 11 Там же. Д. 18 (1726). Л. 1–9 об. 12 Можаровский А.Ф. Нижегородская семинария… С. 34. 13 Описание документов и дел… СПб., 1913. № 202. Т. 9. С. 198. 14 ГУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 552. Д. 107 (1725). Л. 1 об. --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
6 марта 2011 17:22 протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (1821 – 29 апреля 1906). Сын священника Нижегородской губернии, после окончания Нижегородской Духовной семинарии поступил на первый курс только что открывшейся Казанской Духовной академии (1842) и закончил ее в 1846; доктор богословия. 1871-1895 – ректор КДА, его правление – это эпоха в жизни академии. 10 октября 1896 г. общественность Казани тепло отметила 50-летие его церковной службы.
Именно протоиерей Владимирский вместе с дьяконом Флегонтом Александровичем Рословым и дьячком Павлом Отряповым 2 февраля 1864 г. совершал таинство венчания в Крестовоздвиженской университетской церкви уездного предводителя Казанского и Царевококшайского дворянства, коллежского секретаря Николая Евгеньевича Боратынского (26 ноября 1835-1898) и Ольги Александровны Казем-Бек (20 ноября 1843-1918), дочери известного российского востоковеда XIX века Казем-Бек Александра Касимовича (Мирзы Мухаммед Али) (1802-1870). --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
6 марта 2011 17:23 протоиерей Николай Константиович Миловидов (1844 – 4 июня 1896). Сын учителя Нижегородской Духовной семинарии, где и получил первоначальное образование. Выпускник КДА (1870), священник Пятницкой церкви, законоучитель 2-й Казанской гимназии, протоиерей Казанско-Богородицкого женского монастыря. --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
11 марта 2011 12:12 А.П. Феоктистов Очерки по истории формирования мордовских письменно-литературных языков Эрзянские рукописи на основе русской графики 1. Действие Нижегородской духовной семинарии, происхо% дившее во оной при окончании годичного учения в присут% ствии ... Дамаскина, епископа Нижегородского и Алаторско% го, ... генерала%губернатора Нижегородского и Пензенского... Ивана Михайловича Ребиндера, и прочих знаменитых особ ...1788%го года июня 30%го дня. — ГАГО. Горький, ф. 2013, оп. 602, д. 1450. «Действие Нижегородской... семинарии...» составлено в стиле хвалебных од. В данном сочинении вначале сообща- ется, как у Нижегородского епископа Дамаскина собра- лись губернатор и другие лица. Дамаскин вместе с ними отправился в семинарию. Перед шествием шли семинарис- ты и пели «кант» на русском языке. В семинарии учащиеся стали декламировать стихи собственного сочинения на русском, греческом и латинском языках. После этих стихов семинаристы читали «краткие речи на девяти языках: рус- ском, греческом, латинском, немецком, французском, та- тарском, чувашском, мордовском и черемисском». Восьмая «речь» (л. 7 об. — л. 8, в 11 строчек) была прочита на по-мордовски.
ТЕКСТ МОРДОВСКОЙ «РЕЧИ» Мязень тантемань мари ней минекъ сядейнекъ. Покштъ кульцуныцятъ и паро промксъ вясемеде вадря минянекъ не яви. Минекъ тонавтомонь кульцонодо ней парсте, теде паро тявьде арась мязеякъ; тонавтомо ломанень и пазнень вяльть паро неяви. Минь теса тонавтозь радувукшнутанокъ сюпал гавтыванокъ, и вяльть пекь ляздованокъ. А тонъ инекше1 пазъ вiевть вясемень, конать теса тонавтлить эсь славазотъ церко ванень инезоро2 аванень.
П е р е в о д: Что за наслаждение испытывают теперь наши сердца. Великие слушатели и доброе собрание наилучшими нам представляются. О нашей учебе слушайте теперь хорошо, лучше этого дела нет ничего. Обучение людей и богу превос ходным кажется. Мы здесь, обучаясь, радуемся, обогащаемся и получаем огромную пользу, а ты, вышний боже, сделай сильными всех, которые здесь учатся во славу тебе, церкви, царице. --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
11 марта 2011 12:14 (продолжение) Краткiй катихизисъ, переведенный на мордовскiй языкъ съ наблюденieмъ россiйскаго и мордовскаго просторbчiя, ради удобнbйшаго онаго познания воcпрiявшихъ святое крещенiе. 1788% го года. — РО ГПБ, ф. Аделунга 35, л. 162 — 194 (рис. 1а, 1 б) В данной рукописи представлен текст катехизиса на рус- ском языке вместе с переводом на эрзямордовский язык. Материал в рукописи расположен в два столбца: в левом столбце идет русский текст, справа от него — эрзямордовский пере- вод этого текста. В конце рукописи имеется приписка, при- надлежащая перу Нижегородского епископа Дамаскина: «Переводил на мордовский язык Нижегородской семинарии богословия слушатель Иван Тихов, природою из мордвы».
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 804 | Наверх ##
11 марта 2011 12:16 11 марта 2011 12:18 Речи для переводу на мордовской языкъ. — РО ГПБ, ф. Аделун% га 35, л. 197 — 200, 2%я пол. XVIII в. (рис. 4а, б, в, г).
(продолжение) В данной рукописи содержатся переводы на эрзя-мордов- ский язык русских имен числительных и отдельных фраз типа: Ночью бывает темно, а днем светло и т. п. Рукопись была составлена в Нижегородской семинарии. Об этом свидетельствуют записи в конце текста: Нижегородского епископа Дамаскина («Переводил Нижегородской семинарии богословия и философии слушатель Иван Тихов») и инспекто- ра академической гимназии Л.И. Бакмейстера («Получена с письмом епископа Дамаскина от 12 декабря 1789»). Появление этого письменного памятника связано с именем Л.И. Бакмейстера, который проявлял большой интерес к срав- нительному языкознанию и помогал академику П.С. Палласу в осуществлении замысла императрицы Екатерины II о составле- нии словаря всех языков и наречий. В 1773 г. Л. И. Бакмей- стер обратился к ученым всех стран с печатной брошюрой (на русском, французском, латинском и немецком языках) «Объявление и прошение, касающиеся до собрания разных языков в примерах. В СанктПетербурге при Академии наук 1773 г.». Автор брошюры просил сообщать ему переводы «на разные новые или живые языки» (стр. 3) по образцу, который дан в приложении под названием «Речи для перевода». В своем «Объявлении и прошении» Л.И. Бакмейстер наме тил следующие задачи и цели предпринятого им сбора перево дов: «А как я соберу довольное число таковых переводов, особ ливо на те языки, коими говорят в Российском государстве и в пограничных землях, то присовокупив краткое известие о са мих народах, буду издавать оные в свет, и тем уповаю оказать услугу высоким правительствам, историкам, географам, фило логам и другим ученым людям. Другие уже известные собра ния таковых переводов суть такого содержания, которое мно гим народам не вразумительно, да они же и весьма отменны в других случаях от моего... Но хотя бы я и желал, чтобы таковые переводы и известия сообщены были мне со всевозможною скоростию (только лишь не по почте), однако в оном завсегда можно будет еще успеть, потому что я намерен оное собрание беспрестанно до полнять; и ежели я получу несколько разных переводов на один язык, то буду стараться исправлять их один помощию другого» (стр. 3 — 6, 19). От переводчиков составленных им «Речей» Л.И. Бакмей стер требовал: «Итак, кто приймет труд и станет сам помяну тые речи на какойнибудь язык переводить, или другого за ставить, того прошу наблюдать следующее: 1) Взять к тому оные речи лучше на немецком языке, а сверх того на каком пожелает из прочих трех других. 2) Потом смотреть, чтобы речи... были некоторым образом от слова до слова переведены, однако ж не содержали бы нео быкновенных выражений. 3) Для показания выговору... взять ему такой язык, в кото ром, он довольно искусен..., заметить ему протяжные слоги чертою (—). Ежели он приймет труд и изобразит точный вы говор слов на разных двух языках..., то покажет он тем боль шую услугу. 4) К показанию знаменования каждого слова... и к приме чаниям употреблять ему равным образом французский язык, а сверх того другой какойнибудь известный язык, в коем он наилучше может изъясниться... 5) Такие письмена, каковы калмыцкие или китайские, ко торых в типографиях нет..., писать четко и чисто, и при том не делать отнюдь лишних прикрас... 6) В которых языках строки сверху вниз идут, в тех припи сывать ему произношение и знаменование каждого слова по обеим сторонам подле строки... 7) Ежели ему не можно будет достать переводу всех сих ре чей, то прошу я доставить мне переводом часть оных или по крайней мере некоторые из них слова, а особливо имена чис лительные. По нужде можно обойтись без примечаний и без письмен...; однако я бы лучше желал, чтобы и сие мне достав лено было. 8) Напоследок, кроме примечаний, объявить ему... еще о нижеследующем: а) о своем звании, о имени и прозвище, для того, чтобы мне объявлением в публику оного изъявить свою благодар ность и показать читателям, что я получил оное все от надеж ного человека; б) о имени, о состоянии или звании и о родине настоящего переводчика; в) где подлинно говорят ныне тем наречием, на котором переведены будут сих речи; г) объявить о тех местах, в которых вообще говорят оным языком, хотя несколько от того наречия отменито; д) как оный народ назы вает сам себя и землю, в коей он живет; и как другие народы то и другое посвоему называют; е) приложить десяток другой имен мужской пол значащих и наиболее употребительных между оным народом; однако чтобы не было весьма обыкно венных христианских имен во святом крещении получаемых» (стр. 11 — 19). Рассматриваемая рукопись № 5 по содержанию целиком совпадает с текстом приложенных к «Объявлению и проше нию» Л.И. Бакмейстера «Речей для перевода».
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
|