Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.

Нижегородская духовная семинария


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 15 16 17 18 19 * 20 21 22 23 ... 51 52 53 54 55 56 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 803
Нижегородская духовная семинария — высшее учебное заведение Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположена на территории Благовещенского монастыря; до 1918 года находилась в построенном для неё здании на площади Минина и Пожарского, где ныне размещён один из корпусов Нижегородского педагогического университета.

«Духовным регламентом 1721 года» Петра I было установлено обязательное духовное образование для детей священнослужителей. Первым из епархиальных архиереев на указ императора откликнулся епископ Нижегородский и Алатырский Питирим. При архиерейском доме в Нижегородском кремле 29 марта 1721 года были открыты две грамматические (эллино-греческая и славяно-российская) школы и одна подготовительная букварная школа. В первые две школы отобрали детей, уже имевших какую-то подготовку и показавших хорошие результаты при отборе, а в букварную направили ещё нуждающихся в подготовке (в первом наборе таких явилось большинство). С этого момента и начался отсчёт в истории первой в России семинарии, давшей стране выдающихся церковных пастырей, учёных-богословов и просветителей.

В 1743 году епископ Дмитрий (Сеченов) на свои средства купил у купеческой вдовы Пушниковой «каменное строение», и семинария была переведена на Благовещенскую площадь (ныне — Минина и Пожарского), которая впоследствии стала называться Семинарской.
В 1823 году старое здание семинарии сгорело, и на его месте в 1826—1829 годах «на казённый счет» было построено новое здание с восьмиколонным фасадом, сохранившееся до наших дней.
В нижнем этаже здания размещалось Нижегородское духовное училище, а также низший (словесности) и средний (философский) классы семинарии; в среднем — комнаты высшего класса семинарии, зал собрания, правление и квартиры её ректора и инспектора. Семинария находилась здесь до 1918 года.
В 1886 году в семинарии было организовано особое «Церковное Древлехранилище» (склад древней церковной утвари, облачения и книг), которое и дало начало формирования первого церковного музея. Здесь имелись старинные рукописи, старопечатные книги и документы, памятники живописи, иконографии, денежные знаки и различная церковная утварь.
Программа семинарии была насыщенной: помимо общеобразовательных специализированных предметов, преподавались различные языки: греческий, латинский, еврейский, французский и немецкий, а также точные науки: физика, математика. Кроме того, в программу были включены: живопись, иконопись и даже гимнастика.


Выпускники Нижегородской духовной семинарии

Тихов. А. И. Нижегородская Духовная семинария в 1818-40 гг. — Нижний Новгород: тип. Губ. правл., 1905
Тихов А. И. Нижегородская Духовная семинария в 1842-51 гг. — Нижний Новгород: тип. Губ. правл., 1905.
Тихов А. И. Краткая памятная историческая записка Нижегородской духовной семинарии. — Нижний Новгород: тип. Губ. правл., 1905..
Труды Нижегородской духовной семинарии: сборник работ преподавателей и студентов Нижегородской духовной семинарии. — 2003—2014.
https://drevo-info.ru/articles/25252.html
http://www.nds.nne.ru/images/inie-izdania/sem.buklett.pdf (дата обращения 1 августа 2019 года)
http://www.nds.nne.ru/images/inie-izdania/sem.buklett2.pdf (дата обращения 1 августа 2019 года)


---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Лайк (1)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 803
Николай Федорович Раевский (продолжение)

Прикрепленный файл: раевский 2.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 803
Николай Федорович Раевский (окончание)

Прикрепленный файл: раевский 3.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 803
Не семинария, но тоже интересно 101.gif

Прикрепленный файл: Копия нижегор.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 803
«Нижегородский край»: Адрес. и справ. кн. г. Ниж.-Новгорода и Нижегор. губ. 1901 г.

Прикрепленный файл: 11 семинар.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 803
1724 год:

Прикрепленный файл: 1724 НН школа.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Bafut
Новичок

Сообщений: 16
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 11
Perrula
Николай Федорович Раевский - отец моей прапрабабушки. Публикация о Раевском из "Старины" мне известна, Вы поместили тут только ее начало, она большая вообще. Об этой ветви Раевских я знаю довольно много. Ник. Фед. жил и похоронен в Петербурге. Его брат был священником в Стокгольме и Вене. О детях Ник. Фед. Раевского я знаю две линии - свою и одного из его сыновей. У него было 6 детей.
---
www.bafutplanet.com
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 803
Bafut
Здравствуйте, посмотрите в личных сообщениях 101.gif
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25314
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7634
Bafut А может Вам сделать отдельную тему по Раевским- священникам, чьи корни идут из НН? А мы потом посмотрим,что есть у нас вглубь
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

wita
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2
Bafut имя своей прапрабабки не назовете? случайно не Евдокия Николаевна Раевская?
вторая линия это от Сергея Николаевича Раевского?
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 803

Материалы II Нижегородской архивоведческой конференции Чтения памяти А.Я. Садовского
Нижний Новгород 2006 год

А.В. Морохин

Из истории нижегородских духовных школ 20–30-х гг. XVIII в.


20–30-е гг. XVIII в. являются, пожалуй, самым мало¬изученным периодом в истории духовного образования в Нижегородском Поволжье. Несмотря на существование не¬которых работ по данной проблематике1, целый ряд вопросов истории нижегородских духовных школ в 20–30-е гг. XVIII в. остается малоизученным. Хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области документы позволяют прояснить целый ряд вопросов истории начального этапа духовного образования в регионе.
Когда же были учреждены духовные школы в Нижнем Нов¬городе? В 1739 г. Синод указал епархиям предоставить сведе¬ния о времени открытия духовных школ. Из нижегородской епархии пришло уведомление, что эллино-греческая школа открыта в Нижнем Новгороде в 1720 г., а славяно-росийская школа – в 1721 г.2 Опираясь на этот документ, историки и приводили эти даты как время основания нижегородских духовных школ3. Однако еще в конце XIX в. известный ни¬жегородский исследователь А.Ф. Можаровский ставил под сомнение указанные даты и считал, что «ученье во всех … школах началось 29 марта 1719 года, в среду на шестой не¬деле Великого Поста»4. Предположение А.Ф. Можаровского подтверждают и обнаруженные нами архивные документы. В прошении ученика эллино-греческой школы Алексея Кононо¬ва от 1727 г. об определении его в дьяконы упоминается, что «в прошлом 719 году взят я… по указу Вашего Архиерейства (нижегородского епископа Питирима. – А.М.) в школу для научения еллиногреческого диалекта, в котором и поныне имеюсь неотлучно»5. Таким образом, из вышеприведенного документа следует, что набор учеников в школу состоялся в 1719 г., а учебный процесс начался, видимо, несколько позднее.
Архивных документов, свидетельствующих о состоянии дел в нижегородских духовных школах, в ЦАНО сохранилось немного. Так, в промемории епископа Питирима от 23 мая 1722 г. говорится об отдаче в нижегородскую школу сына дьякона села Мурашкино Рождественской Василия Васильева. Из этого можно сделать вывод, что набор учеников в духовные школы проводился и в 1722 г.6
Это подтверждается и другим документом. 3 июня 1723г. поповский староста города Алатыря священник Петр Сте¬панов сообщал властям: «Повелено мне… города Алаторя и алаторского уезду поповых и дьяконовых и церковных детей выслать в Нижний Новгород для учения в школу. И я богомо¬лец твой села Мамадыш дьякона Микифора Федорова сына Гаврилу выслал… и велел отписку ему дьякону Микифору подать и сына объявить в Нижнем Новгороде в твоем архие¬рейском духовном приказе». В тот же день в Нижний Новгород был отправлен и сын священника села Воскресенского Петра Гаврилова Симеон7.
Духовенство нередко пыталось укрыть своих детей от отправления в Н. Новгород для обучения. Так, в 1723 г. рас¬сыльщик села Мурашкино Петр Обренин сообщал властям, что поповский староста Работкинской пятины священник Федор «укрывает сына своего Ивана от школьного учения, также и из других сел годных в школу поповских и дьяконо¬вых и церковничьих детей укрывает и … в Нижний Новгород не высылает»8.
На первоначальном этапе своего развития нижегородские духовные школы испытывали немало трудностей. Из-за тяже¬лого материального положения многие ученики в 1725–1726 гг. самовольно покидали школы и возвращались к родителям9. При этом бежавших школьников не всегда могли отыскать у родителей. Так, дьякон села Шпилева Иван «показал, что сын его Михаил поехал в город Саранск к дяде своему род¬ному… и от того числа в доме не бывал». Нередко духовен¬ство отказывалось возвращать детей в школы – «чинились… ослушны»10. В подобных случаях власти жестоко боролись с «ослушниками». Архиепископ Питирим приказывал священ¬ников, укрывающих своих детей от обучения в школах, «от свящества и от прочих служб церковных и от всякого доходу… отлучить» до тех пор, пока их дети не вернутся в школы. Не¬смотря на жестокость наказаний, многие беглые школьники, в «родительских домах не сыскались, а сказали отцы их, что они в Нижнем»11.
Несмотря на многие трудности, процесс обучения в ниже¬городских духовных школах ни на один год не прекращался. Помимо этого, для распространения грамотности архиепископ Питирим указал детям духовенства, которых не взяли в школы «за скудостью их», учить буквари и без «которого учения ни в которое достоинство не производится»12. Для этого в ниже¬городскую епархию в 1722–1724 гг. по решению Синода было отправлено 400 букварей13. В мае 1725 г. поповский староста Работкинской пятины поп Моисей Алексеев получил 62 бук¬варя с указом от архиепископа «оные буквари… по церквам раздать, а за оные буквари собрать по полтине за букварь и оные деньги собрав повелено прислать с означенным под¬ьячим с Яковым Кондратьевым»14.
С 1730 г. архиепископ Питирим начинает активно за¬ниматься проблемами нижегородских духовных школ и проводить «грандиозный, обширный план новой поста¬новки духовного образования» в епархии. В этом же году была открыта подготовительная школа для духовенства в Юрьевце Поволжском. Однако и здесь власти столкнулись с проблемами. В апреле 1735 г. учитель этой школы дьякон Дмитрий сообщал, что многие ученики «упрямством своим в школы не ходят и живут в домах своих самовольно». Для организации процесса обучения дьякон требовал помощи у местных духовных властей Юрьевца15. Незадолго до смерти, в 1738 г., архиепископ Питирим предписал открыть еще 13 подготовительных школ в Нижегородской епархии16. Данное обстоятельство способствовало не только развитию в регионе первых регулярных школ, но и распространению элементар¬ной грамотности среди населения.
1 Можаровский А.Ф. Нижегородская семинария за первый пе¬риод (1721–1765) существования. Н. Новгород, 1896; Днепровский Д.П. Духовные школы в Нижнем Новгороде пред открытием семи¬нарии (1721–1738) //Сборник НГУАК. Н. Новгород, 1913. Т. 16.
2 Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода, Петроград, 1916. Т. 19, № 526. С. 312.
3 Макарий (Миролюбов). Исторический очерк нижегородской духовной семинарии. Н. Новгород, 1866. С. 7; Знаменский П.В. Ду¬ховные школы в России до реформы 1808 года, СПб., 2001. С. 97.
4 Можаровский А.Ф. К истории нижегородской духовной семи¬нарии //Сборник НГУАК. Н. Новгород, 1888. Т. 3 . С. 4.
5 ГУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 552. Д. 38 (1727). Л. 1.
6 ГУ ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1007. Л. 1–1 об.
7 Там же. Ф. 570. Оп. 552. Д. 95 (1723 г.). Л. 1–2 об.
8 Там же. Д. 11 (1723). Л. 28 об.
9 Там же. Д. 18 (1726). Л. 1–9 об.
10 Там же. Д. 16 (1726). Л. 1–2 об.
11 Там же. Д. 18 (1726). Л. 1–9 об.
12 Можаровский А.Ф. Нижегородская семинария… С. 34.
13 Описание документов и дел… СПб., 1913. № 202. Т. 9. С. 198.
14 ГУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 552. Д. 107 (1725). Л. 1 об.
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 15 16 17 18 19 * 20 21 22 23 ... 51 52 53 54 55 56 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈