Сероухов Валерий АлексеевичМодератор раздела Скончался в декабре 2017 года. Светлая память!  Московская область, г. Красногорск Сообщений: 1048 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 2008 | Наверх ##
2 марта 2016 15:11 2 марта 2016 15:13 Село Могилево—одно изъ древнѣйшихъ селъ въ паланкахъ Орель-ской и Протовчанской*. Въ 1720 году въ Могилевѣ уже существовала часовня; по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ жители Могилева и окольные хуторяне собирались въ свою часовню для богослуженій и молитвословій; монашествующіе Самарскаго монастыря священнодѣй-ствовали въ Могилевской часовнѣ, учили православный народъ закону Божію и совершали для него всѣ христіанскія требы. Около 1770 года жители Могилева и сосѣднихъ зимовниковъ и хуторовъ начинаютъ уже думать объ устройствѣ у себя настоящей приходской общины и о соору-женіи церкви. Кошъ запорожскій принялъ въ этомъ живое участіе и осуществилъ ихъ желаніе. Коша запорожскаго атаманъ Калнышевскій, съ войсковою старшипою и товариствомъ, бумагою отъ 27-го февраля
. 449 1772 года у преосвященнаго митрополита Кіевскаго Гавріила просилъ разрѣшенія и благословенія на сооруженіе церкви въ селѣ Могилевѣ. Бумагу эту помѣщаемъ здѣсь цѣликомъ. "Войска запорожскаго низоваго господинъ полковникъ Келехъ съ старшиною и Намѣстніи Старокайдакской Крестовой намѣстникъ отецъ Григорій Порохня съ присутствующими въ духовномъ Правленіи іереи, по представленію села Могилева обывателей, письменно къ намъ доклады-ваютъ, что сіе село Могилево болѣе пятидесяти дворовъ поселенныхъ въ себѣ имѣющее, отъ церквей Божіихъ въ толь отдаленномъ мѣстѣ положе-ніе свое имѣетъ, что тамошнему народу для молитвы и пощенія, не толь къ тѣмъ церквамъ ѣздить, но для преподаянія больнымъ и раждающимся младенцамъ требъ христіанскихъ, умирающимъ же ради погребенія оттоль къ себѣ священниковъ приглашать весьма съ большою трудностію и остановкою бываетъ.... Оные села Могилева и принадлежащихъ къ нему хуторовъ обывателіе всѣ согласны, чтобъ въ томъ селѣ Могилевѣ церковь во имя Воскресенія Господня, коштомъ войска запорожскаго низоваго господина старшины, войсковаго асаула Сидора Бѣлаго сооружить деревянную. Какъ для покупки и пригону Днѣпромъ плитоваго на то дерева съ числа оныхъ обывателей и нарочные уже въ Кіевъ отправились; а къ тому и другою надобностію призаспособляется, постановленіе учиня, просили ихъ господъ полковника съ старшиною и намѣстника съ правленіемъ, они жъ и старшина войсковый асаулъ господинъ Бѣлый,—онъ насъ къ Вашему ясне въ Богу Высокопреосвященству писанія, о препосланіи архипастыр-скаго благословенія на сооруженіе таковой во имя Воскресенія Господня церкви въ Могилевѣ, какъ и приличное тамъ для ея мѣсто изобрѣлось, а по сооруженіи и на освященіе къ священнослуженію. Мы сіе предпріятіе яко Богоугодное, народу же душеполезное видя, и всеконечную надобность, чтобъ въ Могилевѣ церкви быть, находя, къ тому и мы свою въ томъ возможную помощь всѣ охотнѣйше подавать желая, Вашего ясне въ Богу Высокопреосвященства нижайше просимъ, на сооруженіе въ селѣ 15. 55 450 Могилезѣ, а по сооруженіи и на освященіе къ священнослуженію церкви во имя Воскресенія Господня, архипастырское благословеніе чрезъ сихъ подносителей ктитора Демяна Бойца и ключника Стефана Тертичника препослать, насъ же милостивымъ о томъ писаніемъ увѣдомить высоко-отечестки не оставить".... 0 томъ же письменно просило преосвященнаго митрополита Гавріила и духовное Правленіе Старокайдакской Крестовой Намѣстніи. "Войска запорожскаго низоваго Протовчанской паланки, писало оно, господинъ полковникъ Келехъ духовному здѣшней Намѣстніи Правленію письменно сообщилъ, вѣдомства де оной Протовчанской паланки въ урочище Могилеве, по рѣкѣ Орелѣ, сошедшіеся съ разномѣстныхъ отдаленныхъ войскового жъ запорожскаго повѣту жилищъ обыватели составляютъ село на прозваніе Могилевъ и уже де въ ономъ теперь поселе-ніи дворовъ болѣе пятидесяти имѣется, да и въ окружности онаго за нѣсколько смѣжныхъ тому же селу хуторовъ, а церквей Божіихъ, чтобы вслучаѣ тѣмъ обывателямъ нужные по христіанству требы получить можно было, въ близости околично неимѣется; и для того де онъ госпо-динъ полковникъ съ старшиною, и вышеименованнаго села Могилева обыватели о сооруженіи тамъ церкви позволенія у Коша войска запорож-скаго низоваго испросить намѣреніе избравъ, духовному здѣшнему Правленію докладываютъ. Мы тѣ вышеозначенные господина полковни-ка и обывателей резонности во уваженіе пріемля и конечную въ соору-женіи тамъ церкви надобность почитая, въ Кошъ войска запорожскаго низоваго о препосланіи къ Вашему Высокопреосвященству писанія, съ прошеніемъ архипастырскаго на то благословенія взнесли доно-шеніе и понеже, по аппробаціи того, Кошъ войска запорожскаго низоваго посланнымъ къ намъ ордеромъ извѣствуетъ, что къ сооруженію въ томъ селѣ Могилевѣ церкви деревянной господинъ войсковый старшина асаулъ Исидоръ Бѣлый фундаторомъ отозвался и для покупки и пригону Днѣпромъ плитоваго на то дерева съ тѣхъ обывателей нарочные въ Кіевъ уже отправлены, да и другіе надобности къ тому призаспособляются; 451 того ради для полученія отъ Вашего Высокопреосвященства въ сооруженіе въ ономъ селѣ Могилевѣ церкви во имя Воскресенія Господня архипастырскаго благословенія, съ повелѣнія Коша войска низоваго запорожскаго, сихъ подносителей отъ онаго жъ Коша опредѣленныхъ ктитора Демяна Бойца и ключника Стефана Тертичника при семъ всенижайше Вашему Высокопре-освященству представляемъ". 12-го марта, 1772 года № 31-й. По симъ просьбамъ выдана была святительская грамота на сооруженіе въ Могилевѣ Воскресенской церкви. 12-го мая 1773 освящено мѣсто подъ церковь и положена закладка оной: а 26-го іюля 1775 года новоустроенная въ Могилевѣ церковь освящена и открыта къ богослуженію. Въ маѣ 1775 года въ слободѣ Могилевѣ приходскихъ дворовъ показано 65, да бездвор-ныхъ хатъ 10, въ нихъ мужеска пола 353, а женска 332 души. 17-го августа 1773 года, по презенту Коша запорожскаго и по доно-шенію Старокайдакской Крестовой Намѣстніи духовнаго Правленія, для строившейся въ Могилевѣ Воскресенской церкви рукоположенъ въ Кіевѣ во священника казакъ Іаковъ Барвѣнскій, состоявшій при Сѣчевой Покровской церкви въ должности экклессіаршеской. Предъ рукоположеніемъ въ санъ священника, Барвѣнскій въ Кіевской Консис-торіи сказкою показалъ: "родился онъ въ слободскомъ Сумскомъ полку, села Коровни отъ Благовѣщанской церкви священника Іоанна Барвѣн-скаго; воспитывался въ Кіевской Академіи, заправлялся латинскимъ діалектомъ; съ пріѣзжавшими въ Кіевъ на богомолье и для закупки пло-товъ казаками самовольно ушелъ изъ Кіева въ Сѣчъ запорожскую; три года былъ здѣсь въ школѣ; потомъ опредѣленъ Кошемъ къ Сѣчевой церкви подъэкклессіархомъ; 1771 года опредѣленъ къ походной церкви экклессіархомъ; на баталѣяхъ и на сраженіяхъ не былъ и никого не убилъ, долговъ, начетовъ и обовязательствъ не зналъ за собою никакихъ, въ штрафахъ и наказаніяхъ не былъ". Набожный и благочестивый фундаторъ Могилевской Воскресенской церкви, запорожецъ, бывшей Сѣчи войсковой асаулъ Сидоръ Игнатье-вичъ Бѣлый главные зимовники свои имѣлъ при рѣчкѣ Ингульцѣ; въ 1778 году онъ былъ уже въ чинѣ "отъ арміи преміеръ-маіора". 15* Это писал Феодосий Макаревский |