Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Пращуры

Краткая история Вологодского края X - XVIII в. Реконструкция истории пращуров

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 Вперед →
Модератор: ВладимирММ
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1210
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1813
При Екатерине 2-й с 1764г число обителей уменьшилось. Новых монастырей не строят. Часть монастырей вынесена за штат, т.е. лишено государственного содержания. Число пострига ограничено. Возраст постригаемых ограничен - 60 лет для мужчин и 50 лет для женщин.
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Лайк (1)
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1210
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1813
Из истории духовного сословия в 18 столетии

[Матисон А.В. Православное духовенство русского города 18 века… М.: «Старая Басманная», 2009. -268с]

Специалисты отмечают, что в начале 18 века духовенство ещё не представляло замкнутого сословия и в его состав могли поступать представители других социальных групп. Преимущественно это были выходцы из податного населения - посадские и крестьяне. Позднее такая возможность постепенно сходит на нет, и концу 18 века духовенство становится «замкнутой на входе социальной группой».
Статус белого духовенства в 18 веке был невысок. Священно- церковнослужители не относились к податному населению, но в значительной степени сближались с податным населением или с непривилегированным неподатным населением России. Дворянство относилось к священно- церковнослужителям пренебрежительно.
Положительные изменения в положении клириков происходят только в царствования Екатерины 2-й и Павла 1-го. В этот период по дарованным привилегиям духовенство в значительной степени сравнивается с личным дворянством.

Общий вывод специалистов - в течение столетия правительство превратило духовенство в отдельное «духовное сословие». Почти одновременно с дворянством духовенство стало вторым свободным сословием.

Власти в 18 веке постоянно стремились сократить численность духовенства. Главными средствами для этого было введение штатов. Кроме того, представители духовного сословия добровольно вливались в другие слои населения и служили одним из источников формирования бюрократии и разночинцев.

В 18 в сохранялась традиция выборности клириков на приходские должности. Право избирать клириков оставалось в силе до конца столетия. Но постепенно оно утрачивало своё значение и было окончательно ликвидировано к концу 18 в.

Предоставленная мирянам возможность выбирать кандидатов на должности клириков в 18 в конкурировала с традицией наследования приходских мест. Формально у мирян было право выбора клириков, но фактически оно сводилось лишь к оформлению перехода служительской должности от отца к сыну. Приходские места передавались не только по мужской линии, но и через матримониальные связи.
Право наследования было стеснено развитием системы духовного образования и тенденцией назначения «учёных кандидатов» на священно- церковнослужительские должности. Но право наследования вполне примирялось с новой тенденцией, благодаря тому, что духовные школы носили замкнутый сословный характер и были предназначены для потомков священно- церковнослужителей.
Количество клириков, получивших духовное образование, в 18 веке было невелико. Священники, закончившие полный семинарский курс были редкостью.



---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1210
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1813
В специальной литературе очень немногочисленны оценки социального и экономического статуса духовенства. Различия между отдельными категориями духовенства были.
Мнения исследователей:
более высоким был уровень материального обеспечения у городских клириков;
из массы городского духовенства выделялся немногочисленный слой привилегированных лиц, служивших в находящихся на особом положении кафедральных соборов и церквей;
некоторые городские клирики находили покровителей из купечества;
основная масса сельских клириков по условиям жизни была близка к крестьянству.


---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1210
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1813
История фамилии предков - клириков и причётников и связанных с ними родов


В историографии сложилось мнение, что фамилии стали появляться у православных священно- церковнослужителей преимущественно с возникновением системы духовных учебных заведений [Мадисон]. По мнению специалистов, фамилии получали ученики Славяно-греко-латинской академии ещё в 17 веке, а массовым «офамиливание» стало в начале 18 века с образованием архиерейских школ и семинарий. Изучение генеалогии вологодского духовенства позволяет сделать вывод о несоответствии такого мнения действительности.
Фамильные прозвания ряда родов и семей, состоящих на духовной службе, носили клирики, не учившиеся ни в каких духовных школах. Во время учёбы в духовных учебных заведениях некоторые потомки этих клириков сменили свои природные фамилии. Сын попа Ивана Белого, Карп, получил фамилию Устьрецкий. Сын льячка Логина Попова Стефан получил фамилию Мальцев/Мальцов. Сын диакона Никиты Селиванова, Лев, получил фамилию Сиземский.
В ревизиях, клировых и исповедных ведомостях 18 века клирики, как правило, упоминаются без фамилий даже в случае их наличия.

Происхождение некоторых фамилий удаётся установить лишь гипотетически. Происхождение других - более уверенно.

Легко находят объяснение фамилии, образованные от приходских должностей. Так, представители многих вологодских священно- церковнослужительских родов носили фамилии Попов и Дьяков.

Многие фамилии образованы от наименований храмов, при которых служили представители родов. Такова фамилия моих предков Спасских.

Часть фамилий духовенства была образована от географических наименований. Таковы фамилии моих предков Сиземских, Каменских, Устьрецких.

Фамилии образовывались и от личных имён. Это - фамилии предков Мальцевых (от Малец), Лысковых (от Лыско), Осиповых (от Осип). Ряд фамилий был образован от прозвищ. Это - Комаровы, Грачёвы, Петуховы, Голубевы, Голубковы. Вместе с тем, определить, носили ли такие фамилии предки или выбор фамилии произошёл искусственно во время учёбы, не представляется возможным.
В Коми крае фамилии начали формироваться в XVI в. Чаще всего фамилия была основана на прозвище. Нередко фамилии менялись – вместо той, что сложилась на основе прозвища, следующее поколение брало новую, например, дедическую. А следующее поколение, случалось, опять возвращалось к прежней фамилии. Происходило это и в XVIIв.

«Искусственные» семинарские фамилии часто производились от некоторых терминов, определений, названий, библейских имён, перевода русских слов на греческий или латынь. Таковы фамилии: Образцов (от "образ"), Авениров («отец света», в библии - отец Нира, дяди Саулова и военачальник), Орнатский (орнат - одеяние, плащ священника), Иллювиев (перевода на латынь «грязь-Грязовец»).

Иногда представители одного и того же священно- церковнослужительского рода получали в 18 веке несколько разных фамилии. Среди моих предков такие были - братья пономарь Никифор Сиземский и дьячек Макар Малевинский.
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Лайк (1)
opel45

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3719
Володя, интересные подборки размещаешь.
Да, жизнь простых церковнослужителей, к каковым относилось большинство и моих предков, была нелегкой. Приходилось зарабатывать на жизнь в основном крестьянским трудом. Об этом хорошо написано в Записках причётческого сына (опубликованы в ВЕВ) и в биографии Глубоковского и др.
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1210
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1813
Повседневная жизнь сельских клириков была впервые раскрыта и описана в середине XIX столетия.
Г. М. Любимов одним из первых изучил способы содержания греческого и российского духовенства в X—XVIII веках. Исследователь пришел к заключению, что неопределенные размеры приходов, отсутствие фиксированной руги клирикам, расширение причтов, увеличение архиерейских сборов привели во второй половине XVII века к снижению уровня жизни сельского духовенства, которое являлось поголовно бедным 16.
П. В. Знаменский согласился с наблюдениями Г. М. Любимова и подтвердил их сведениями актов. Более того, историк выяснил, что среди клириков были имеющие самый низкий социальный статус — крестцовые и безместные. Он показал, что уровень жизни клириков в центральных и северных епархиях, городских и сельских приходах не был одинаковым 17. Опираясь главным образом на актовые материалы центральных епархий, П. В. Знаменский сделал вывод, что сельские клирики находились в зависимом положении от владельцев церкви (помещика или крестьянской общины).


М. М. Богословский изучил обязанности и полномочия церковных старост, особенности получения крестьянами займов деньгами и зерном из церковной казны. Историк обращает внимание, что сельские клирики могли быть кредиторами общины 21.
С. В. Юшков изучил внутренний строй жизни приходов Русского Севера, разделив их на четыре типа. Исследователь был убежден, что особенности каждого типа определялись тем, кто был строителем храма — монастырь, вотчинник, община или все жители уезда 22

В 1960—1980-е гг. исследователи активно занимались выявлением особенностей жизни приходского духовенства, проясняющих их социальный статус в XVII веке. В частности, М. Н. Тихомиров и Н. Б. Голикова установили, что клирики предоставляли купцам кабальные займы 23. Н. Ф. Демидова изучила многочисленные факты поступления бывших церковных дьячков и сыновей клириков в подьячие 24.






---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1210
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1813
21 Петухов Иван Михайлович — статский советник, якутский областной медицинский инспектор.
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Lamir
Участник

Lamir

Сообщений: 57
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 68
>> Ответ на сообщение пользователя ВладимирММ от 26 марта 2015 12:07

Какая же огромная работа проделана Вами, Владимир! Благодарю за нашу фамилию🙏
Перечитываю все Ваши записи/дневники о Сиземских с интересом и восхищением!!
---
В Вологодской губ. ищу сведения о роде церковнослужителей:
- Сиземских Вологодского уезда;
- Малевинских, Суровцовых Тотемского уезда;
- Сергиевских, Соболевых, Пономаревых Кадниковского уезда;
- Вихоревых Устюжского уезда.

Крестьян Первунинских, Кичигиных из дер. Рубцово Тотемского уезда.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 Вперед →
Модератор: ВладимирММ
Вверх ⇈