Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Пращуры

Краткая история Вологодского края X - XVIII в. Реконструкция истории пращуров

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модераторы: Tasha56, ВладимирММ
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1854
XVII век

К этому времени закончилось освоение русскими Европейского Севера, и прекратилась массовая ми¬грация населения. В Вологодском крае основным населением стали русские и обрусевшие коми-зыряне. В западных районах жили карелы и вепсы, на востоке - коми-зыряне и коми-пермяки.

Смутные времена, наставшие в первой четверти этого века, отразились в сильной степени и на Вологодском крае. В общую годину бедствий почти все города южной и сред¬ней полосе этого края были разорены польскими и литовскими людьми и русскими ворами. Польско-литовские шайки убивали людей, грабили и жгли дома, церкви и монастыри в ны¬нешних уездах Грязовецком, Вологодском, Кадниковском, Вельском, Тотемском, Никольском, Устюжском и Сольвычегодском. Из городов того времени только Устюг Великий и Тотьма избегли общей участи, хотя окрестности их были опустошены врагами.

Нашествие этих шаек на Вологодский край продолжалось с 1612 по 1619 годы, и много потребовалось затем времени, чтобы залечить нанесенные этим бедствием раны.

В конце этого столетия одно из старинных селений Красный бор (теперь заштатный город) было отдано государем Феодором Алексеевичем в ведение Соловецкого мона¬стыря.

---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Лайк (1)
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1854
XVIII век

В 1708 году города Вологда, Устюг Великий, Тотьма, Сольвычегодск и Вага с принадлежавшими к ним волостями, нося название областей, округов и провинций, были причислены к Архангелогородской губернии. Яренск городок, еще с конца 17 столетия, со времени учреждения Устюжской епископской кафедры, составлял владение устюжских епископов. Вельский посад находился в ведомстве верховажских бургомистров и входил в состав Важеской области.

В 1719 году вместо областного деления России крайне неопределенного и запутанного, Петр Великий разделил государство на 12 губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции.

Архангелогородская губерния разделена была на 4 провинции. Города вологодские со своими волостями вошли в состав следующих провинций: в Вологодскую – города Вологда и Тотьма, в Велико-Устюжскую – города Великий Устюг, Сольвычегодск, Яренск и Устьянские волости нынешнего Вельского уезда и в Двинскую провинцию – Вельский посад и Верхо¬важье, состоявшие в Важеской области.

В 1780 году бывшая Архангелогородская губерния была преобразована в Вологодское наместничество, составленное из трех областей или провинций: Вологодской, Велико-Устюжской и Архангельской, имевших 19 уездов. Вологда стала главным городом всей губернии или наместничества и своей области, а Великий Устюг и Архангельск - главными городами своих областей. Образованы были новые города: Грязовец из селения Грязо¬вицы, Кадников из села Кадниково, Вельск из посада того же названия, Красноборск из села Красный бор, Никольск из Никольской слободы и Устьсысольск из зырянского селения. Затем в Вологодскую область были включены города: Вологда, Тотьма, Вельск, Гря¬зовец и Кадников, а в Велико-Устюжскую: Устюг, Сольвычегодск, Яренск, Лальск, Ни¬кольск, Красноборск и Устьсысольск.

Открытие Вологодского наместничества последовало 30 июня 1780 г. ярославским генерал-губернатором, действительным тайным советником, сенатором Алексеем Петрови¬чем Мельгуновым, который в том же году был назначен вологодским генерал-губернато¬ром.

За дальнейшими преобразованиями Вологодская губерния имеет в составе своем 10 уездов с уездными старшими городами: Вологдою, Великим Устюгом, Сольвычегод¬ском, Тотьмою и Яренском и младшими: Вельском, Никольском, Устьсысольском, Кадниковым и Грязовцем.




---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1854
6. Пращуры Сиземские

Без всяких сомнений, пращуры Сиземские происходят из старинного села Сизма или из Сиземской волости, известной с 15 века. Об этом говорит семинарская топонимическая фамилия. Она получена пращурами в духовных семинарии или училище.

Село Сизма было вотчиной Кирилло-Белозерского монастыря. Современное напи¬сание - Сизьма. Все пращуры принадлежали к духовому сословию. Изначально, думаю, они были крестьянами.

Мне известны две церкви села Сизьма, где служили Сиземские - предки и пращуры.
Первая - Николаевская церковь в Большой Сизьме упоминается с 1460г. Следующая деревянная церковь была построена в 1678г. Последняя каменная церковь по¬строена в 1870г. Эта церковь сохранилась и возрождена.
Вторая - Богородицкая церковь в Малой Сизьме или Сиземском погосте, сейчас - д. Соловарка, известна с 15 века. Последняя каменная построена в 1780г. Церковь не сохранилась.


Село Сизма сильно пострадало от погромов, учинённых поляками в 1612г. Село было разграблено, храмы разрушены, священно- церковнослужители и крестьяне, жители села, - замучены и убиты. Исторические источники свидетельствуют, что жители Сизмы были сожжены в дере¬вян¬ной церкви. Село возродилось, и новые храмы в Большой и Малой Сизме строили после набегов польских шаек.

---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Лайк (1)
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1854
7. Разбираюсь с историей Сизьмы, её церквей и окрестностей

Хочу определиться с династией пращуров в привязке к местности и храмами, в которых служили они и их потомки.

Местность в границах Сиземской волости располагалась на разделе Белозёрских и Вологодских земель.
До 10 века здесь преобладало финно-угорское население. Край вокруг Белого озера - Белозёрье занимало чудское племя "весь". Это - земля и современных вепсов. Финно-угры занимались охотой, рыболовством и подсечным земледелием. С начала славянской колонизации финно-угорское население перемещалось на водоразделы для уменьшения конкуренции со славянами.
Крестьянская колонизация шла по водно-волоковым системам, по рекам и озёрам - естественным путям сообщения.
Не исключаю, что Сиземские имели финно-угорское происхождение.

В грамоте 1162г упомянута волость Кириллова монастыря Сезьма "...Кириллова монастыря волость Сезьма в Чаромском ключе, а в ней погост, а в погосте 2 церкви...". В 15 веке - это земли Ростовского княжества.

Читаем в статье историков Грязнова А.Л., Черкасовой М.С. "О формировании межуездных границ на Русском Севере в 15-16 веках : Белозёрье - Вологда - Устюг", сборник материалов международной конференции 2012г.
"...Огромный вотчинный комплекс Кириллова монастыря формируется с середины 15 века на основе пожалованных пустошей и пожен великих княгинь Софьи Витовны, Марии Ярославны и великого князя Василия 2-го. Ими охватывались обе стороны речек Березницы, Верх-Вологодицы, Сизмы и Масляны, маркировавшие Белозёрско-Вологодский рубеж. Возможно, здесь существовал волоковый путь через левые притоки Шексны в её среднем течении на верховья Сухоны. Хотя ни письменные источники, ни топонимика, ни археологические материалы не дают конкретных подтверждений существования волоков между Сизмой и Вологдой, Углой, Тошней. Сформировалась даже сиземская дорога.
В общей жалованной грамоте 1556г в виде включённого акта приводится разъезжая грамота Ивана Злобина 1554/55гг, в которой в районе Сизмы были разграничены земли Кириллова монастыря с землями Масленской волости и владениями владыки Ростовского..."

В актах 15 века ростовских архиепископов содержатся сведения о наличии церквей в Сизме и соседних сёлах:

с.Сизма Большая - святого Николая Чудотворца. Сизма Малая не упоминается;
с.Чаромское - Илии пророка;
с.Ирма - Бориса и Глеба;
с.Чуровское - Рождества Пресвятой Богородицы.
Есть сведения, что в 15-16вв в деревне Соловарка, погосте Сизма Малая, было две церкви.

Из актов 16 века: …В Чуровской волости, (ныне Череповецкий уезд), Кириллова монастыря вотчина - три погоста: в Чаромском ключе Ильинский - на реке Сизме, в За(по)гостье на реке Чуровке - Рождества Пречистой Богородицы и в Коленце на реке Шексне - преп. Кирилла Чудотворца, без пенья. В вотчине 37 деревень, кроме погостов, в них 79 крестьянских дворов с 90 человеками и 59 дворов бобыльских с 59 человеками да два двора вдовьих…

К 17 веку сложились села, деревни, погосты, которые сохранились до нашего времени или оставили исторический след.

В начале 18 века в Сизме приходскими остаются прежние известные храмы, а кладбищенские церкви строят на соседнем холме Воронце. У его подножия со стороны Козья-ручья располагается кладбище. Что случилось с церквями на Воронце не известно, летописные источники об этом умалчивают.

В 19 веке выделяется село Сизма Большая при ручье Козьем, а в ней 32 двора и погост Сизма Малая при реке Сизма, 3 двора. Названо село по реке Сизма.




---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1854
8. Чтобы выстроить цепочку пращуров, нужно понимать порядок назначения клира в 16-18 веках.

Привожу выдержки из книги историка Башнина Н.В. «Постановления и назначения в Вологодской епархии в 1674 - 1675 годах».

…В постановлениях Стоглавого Собора 1551 г. изложены требования нравственного характера, предъявляемые к кандидатам в священный сан и на пост настоятеля монастыря,— они должны быть «беспорочны, ненапрасно не гневливы, не пияницы, не убийцы, не скверностяжательны, страннолюбцы и боголюбцы, целомудрены, праведны, воздръжательны от всякого зла и от упиваниа, добре сведуща истинный закон»...

…В 25-й главе этого памятника оговариваются также формальные требования к ставленникам: «И святителем избирати по священным правилом: в попы ставити 30 лет, а в диаконы – 25 лет. А грамоте бы умели, чтобы могли церковь Божию содержати и детей своих духовных, православных христиан, управити могли по священным правилом»[1]. Более подробно требования к священнослужителям изложены в Кормчей 1650 г. в главе 60 «О хиротонии, сиречь, о рукоположении святительском, на новопоставленом иереи, выписано из правил святых апостол и святых отец»[2].

Канонист И. С. Бередников писал о поставлении на Руси священнослужителей: «Приходское духовенство избиралось приходской общиной. Прихожане составляли мирской приговор об избрании за своими руками и представляли избранного к архиерею для испытания и посвящения»[3].
Публикуемые документы иллюстрируют эту процедуру.

В 1674–1675 гг. к архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону (1664–1684 гг.) обращались насельники Кириллова Белозерского, Дионисиева Глушицкого, Горнего Успенского, Николо-Коряжемского, Спасо-Каменного монастырей (см. публикацию, доку¬менты № 2–4, 6, 8, 12, 15, 17, 18) и прихожане церквей как вологодских («изнутри города храма Знамения Пречистыя Богородицы и благоверных князей Бориса и Глеба» — документ № 5), так и из отдаленных мест («усть-вымского приходу крестьянинишка» — документ № 7) с просьбами о назначении новых клириков…

Причины подачи челобитных были разными:
в Кирилловом Белозерском монастыре было «свещенниками скудно», в церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» вдовому священнику Игнатию Логинову было запрещено служить, требовалось назначить нового иерея, диакон Феодор, служивший в усть-вымском приходе, «во 183-м году фев¬раля в 2 день судом Божиим… преставися», нужен был новый диакон. Особо отметим челобитную иерея Антипы, который после конфликта с помещиками Ушаковыми «от церкви отшел за волость» и просил о назначении в какой-либо храм. По словам Антипы, «без земли мне кормитца нечем, семьишка у меня на хлебе десять душ». Этот священник 21 июня 1675 г. получил перехожую грамоту «к церкви Рождеству Пречистой Богородицы на вымершее порожное место» в вотчине Кириллова Белозерского монастыря (документ № 9).
Выбор кандидата проводился всей общиной. Так, прихожане усть-вымской церкви Бла¬говещения Пресвятой Богородицы «выбрали, излюбили… крестьянина во дьяконы Алексея Григорьева сына Иконникова» (документ № 7). В челобитных находим многочисленные имена крестьян и «людей разных чинов», на обороте документов — подписи авторов челобитных или священников, которые удостоверили документ «вместо детей духовных» (например, документы № 5, 13, 14).

При избрании в первую очередь учитывались личные качества кандидата. В одной из челобитных находим характеристику церковного дьячка Федора Яковлева сына Попова, которого просили поставить во иереи: «Он человек доброй, в грамоте умеет и смирен, и церковному правилу искусен, и от божественных книг сказателен, и не пьяница, и не зернщик, и не тать, и не разбойник, и не душегубец, и креста на суде не целовывал, и во крестьянех и в боярском дворе в холопях не бывал, и в стрельцах, и в казаках, и в солдатях не бывал же, и женат первым браком по закону на девице с венчанием, а лет тритцеть и боле» (документ № 13).

На решение архиерея челобитчики пытались влиять, сообщая о кандидате, который был неугоден большинству прихожан, дискредитирующие сведения. Например, про Илью, сына покойного священника, сообщалось, что «дед ево и отец бывали боярские Дорофея Ельчанинова крестьяне, а сказывают у себя отпускную, а отпускные не кажут. А буде, го¬сударь, и отпускная есть, отцу их покойному попу Григорью, а детям ево отпускные нет, и та отпускная им не крепка. И тебе бы, государь великий святитель, про то про все было ведомо» (документ № 19).

В нескольких челобитных повторяются аргументы в пользу скорейшего поставления: «У нас Божия церкви стоит без пения, и боли помирают без святаго причащения, роженицы без молитв и младенцы без крещения»; «а боли и родильницы у нас без причастия и без молитвы помирают»; «а у нас, государь, церковь Божия стоит без пения, а в приходе боли лежат и помирают бес покаяния и бес причастия, а родильницы лежат без молитов»; «нынечи, государь, у нас в приходе церкви Божии стоят без пения, и роженицы лежат без молитв во многое время, и без причастия помирают многие, и усопшия лежат поверх земли подолгу во многие времяна, а иные приходы у нас удалели, и попы к нам не ездят, потому что время работное». Эти аргументы соотносятся с размышлениями отцов Стоглавого Собора о необходимости скорейшего назначения в храмы священнослужителей: «О ставленикех, хотящим в диаконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют. И святителем их поставити — ино сопротивно священным правилом, а не поставити — ино святыа церкви без пения будут, а православныа хрестьяне учнут без покаяния умирати»[4].

Не все избранные лица получили благословение на поставление от архиепископа Симона. Так, иеродиакону Савве из Кириллова Белозерского монастыря «не дана грамота» (документ № 2), а прихожане «Сянжемской трети Белтяивы слободы Воскресенского приходу» (в этом приходе служили мои предки) просили вместо не получившего благословения Григория Ларионова сына Попова поставить Василия Емельянова сына «прозванием» Хмеленина (документ № 16).
Ранее 21 июня 1675 г.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы с просьбой о служении в храме священника Антипы Иосифова
(Л. 12) Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьют челом Белозерского уезду Кирилова монастыря вотчины Запогосныя волости церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и Рождества Иисуса Христа старостишко Никифорко Микин, Артемко Митрофанов, Ивашко Тарасов, Гришка Ансифоров, Моисейко Микин, Левка Трефилов, Ивашко Трефяков, Ивашко Якимов, Сысойко Леонтьив, Гав¬рилко Мишин, Феодорко Трофимов, Ивашко Тихонов, Федотко Минин, Симеонко Ансифиров, Гришка Анфиногенов, Давыдко Трефилов, Васка Алферов, Петрушка Пантелеив, Исачко Поликарпов, Деокимко Трофимов, Матюшка Симеонов, Ивашко Дементьив, Павличко Афонасиив, Стефанко Пантелеив и все прихоцкие крестьянце. В прошлом, госу¬дарь, во 182-м году маия в 26 день у нашия Божии церкви Рождества Богородицы свяще¬ник Андрей Аверкиив судом Божиим помер. И у нас Божия церкви стоит без пения, и боли помирают без святаго причащения, роженицы без молитв и младенцы без крещения. Умилостивися, государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозер¬ский, пожалуй нас, прихоцких крестьянец, благослови к нашей Божией церкви служить священника Антипу Иосифова[n] и к нам жить. Нам он к Божии церкви годен, и во всем смирен, и всем нам, прихоцким крестьяном, люб. А преже сего, государь, дед ево Григо¬рей Гаврилов, и отец, и брат ево служили bу нас[o] в попех и померли ныне. Он нам, священик Антипа Иосифов, к Божии церквы[p] служить годен и всем нам люб. Великий святитель, государь, смилуйся пожалуй
[q]
...
Таким образом, публикуемые документы отражают как правовые аспекты избрания на церковные должности, так и различные обстоятельства, и бытовые ситуации, сопутствовавшие поставлению в 1675 г...

---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1854
9. На основе требований Стоглавого собора 1551г, анализа ревизских сказок 1834г и исповедных ведомостей за 1724, 1745, 1760 и 1810гг делаю предположения и выводы по пращурам Сиземским.

Привожу выписки.

ГАВО. Исповедные ведомости церкви Рождества Богородицы, что на Сизме за 1724г. Выписка Дмитрия Пшеницына.
«Вологодского уезду Тошенской трети церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что в вотчине Кириллова монастыря села Сизмы…»

ГАВО. Исповедные ведомости Вологодского уезда церкви Рождества Богородицы, что на Сизьме за 1745 год. Выписка Дмитрия Пшеницына:
«…Роспись Вологодской епархии Вологодского уезду церкви Рождества Богородицы, что на Сизме священника Аврама Прохорова о обретающихся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людем с изъявлением против коегождо имени о бытии их в святую четырехдесятницу у исповеди и святого причастия и кто исповедался токмо а не причастился в 1745 году…»

Аврам (Аврамий) записан, как податель ведомости.

1. вышеозначенной церкви дьячек №1 двора Андрей Прохоров 53 года
Жена ево Акилина Петрова 48
Дети их: Петр 15 Федор 12.

2. тояж церкви пономарь Илия Аврамов 23.
Родные ево братья Дмитрий 17 Иван 8
Сестра Ульяна Аврамова 11.
у Илии жена Марья Иванова 21

3. вдова Акилина Титова 43
ее дети: Иван 8, Акилина, 15 Пелагея 11.

Аврама в ведомости нет, так как он исповедовался в другой церкви. Это было обычной практикой.

ГАВО. Ф496. Оп19. Д172. Исповедные ведомости Вологодского уезда. Бого¬родицерождественской, что на Сизме. церкви священника Дмитрия Аврамова за 1760г. Выписка Дмитрия Пшеницына.

1. дьячек Пётр Андреев 31 1729, жена ево Наталья Афанасьева 29 1731 сын их Филипп 3 1757.

2. пономарь тояж церкви Илия Аврамов 38 1722. Дети их Дмитрий 11 1749, Евдокия 3 1757.

3. тояж церкви умершего попа Авраама сын Иван 24 1722, жена ево Феодосия Андреева 35 1735. Родные ево племянники Иван 11 1749, Михаил 9 1751, Евдокия 10 1750, Ефим Дмитриевы 3 1757.

4. тояж церкви дьячек Андрей Прохоров 71 1689, жена ево Акилина Петрова 61 1699, их дочь Агафия 16 1744.

5. церкви Николая Чудотворца, что на Большой Сизме, дьячек Федор Иванов 85 1675.
Пономарь Иван Петров 31 1729.


ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 263. Исповедные ведомости Вологодского уезда за 1810 год. Состояние хорошее, на 1257 листах. Выписка Дмитрия Пшеницына.

1. церкви Николая Чудотворца, что на Большой Сизме священник Пётр Сиземский 40. Жена ево Варвара Семёнова 39, её сестра Дарья Семёнова 22.

2. церкви Рождества Богородицы, что на Малой Сизме, священника Василья Дмитриева с причётниками…на 1810г пономарь Никифор Алексеев (фамилия Сиземский в документе не указана, но его все дети далее носят фамилию Сиземские) 37. Жена ево Ирина Ивановна 37, дети их Агафия 15, Николай 14, Сергей 12, Агрипена 9, Алексей 6, Афана¬сий 3, Иван 2, Марфа полугода.


Списки священников г.Вологды, Вологодского, Тотемского и Никольского уездов 1813 ( 1818) г. ГАВО. Фонд 49.6 Опись 1. Дело 6746. Выписка Светланы Лопатиной.

... Вологодского уезда
79. Николаевской на Большой Сизьме Петр Сиземский с 1791 г.
80. Богородской на Малой Сизьме Василий Сиземский с 1788 г.


ГАВО. Ф. 496. Оп. 3. Д. 271. Ревизская скаска за 1834 год Вологда и Вологодский уезд. На 668 листах, состояние хорошее. Выписка составлена 21 мая 2013 Д.А.Пшеницыным.

Л. 155об.-156. Ревизская скаска 1834 года февраля 19 дня Вологодской губернии и епархии и уезда одноприходной Владимирской церкви, что у бывшей пороховой башни.
Дьячек Лев Никитин Сиземский перемещен во дьячка в 1824 году, 30 лет в 1834г. Жена Марья Иванова 30. Дети их: Николай 9, Иван 6, Дмитрий 3.

Л. 449об.-450. Ревизская скаска 1834 года генваря дня Вологодской губернии и епархии и уезда одноприходной Николаевской церкви что на Большой Сизме.
Духовные:
1. Священник Петр Иоаннов Сиземский 46-64. Жена Петра - Варвара Семенова 63.
2. Диакон Никита Иванов Селиванов 41 вдов, выбыл в 18.. году в Глушицкий монастырь в число братства. Дети его: Лев 12 , выбыл в 1824 г к Вологодской градской Владимирской церкви во дьячка, Николай 8, выбыл в 1833 г во священника в Сольвычегодский уезд к Христорождественской Вешкурской церкви.

3. Дьячек Михаил Иванов Суслов 60, умер в 1828г.

4. Диакон Иоанн Алексеев Преображенский – в 1824г к сей церкви произведен – 30 лет (1834г). У диакона жена Сосипатра Петрова 26, его ж дочери: Серафима 5, Марья 2.

5. Дьячек Василий Васильев Сиземский – в 1818 г определен – 34 г в 1834 году по ревизии. Жена Василия Марфа Семенова 27. Дети их: Филадельф 9, Магистриан 6, дочери: Калерия 4, Наталья 1.

Заштатные:
1. Л. 451. умершего пономаря Ивана Иванова дети: Василий 24 – выбыл в 1816г в священника в Кадниковский уезд к Ильинской Грибцовской церкви, Михаил 8 – выбыл в 1826г к Троицкой церкви что на Малышеве в пономаря.
2. Умершего диакона Алексея Никитина сын Иван Сиземский 14 лет в 1834 г.
3. Умершего диакона Алексея Никитина Сиземского Жена Дарья Федорова 35, дочери ее: Марья 12, Пиама 9.


Л. 488об.-489. Ревизская скаска 1834 года февраля 3 дня Вологодской губернии и епархии и уезда одноприходной Рождественской Богородской церкви, что на Сизме Малой.

Священик Василий Димитриев Сиземский 49 (по ревизии 1816г), умер в 1835 году, У него сын Василий Сиземский 14 лет* – определен в 1817г к Вологодского уезда Николаевской церкви что на Большой Сизме во дьячка.


Выводы.

1. Из представленных выписок документов вижу два рода Сиземских.

1-й род Андрея Прохорова. Прохор (до 1669)-- Андрей (1689)--Пётр (1729)--Филипп (1757)--Никита (до 1780).
От Никиты пошли Сиземские: Васильевичи, Львовичи, Филадельфы, Всеволод, Лев.

2-й род Авраама Прохорова. Прохор (1669)-- Аврам (1690)-- сыновья его Илия (1722), Дмитрий (1728), Иван (1736)-- Алексей(1743).
Связь пращура Алексея (до 1743), отца Никифора (1763) - родоначальников "моих Сиземских" - с Илиёй Аврамовым. Другие братья Аврамовы и сыновья Андрея Прохорова не подходят по возрасту.
От Алексея пошли Сиземские: Никифор, Николай, Ираклион.
Отцом Алексея мог быть Илия (1722) или Дмитрий (1726) Аврамовы. Других «кандидатов» в отцы с учётом традиции наследования клиром церковных «должностей», строго соблюдавшейся в 18, начале 19 веков, не просматривается. Наша линия - от внука Авраама, Алексея Ильина (документально отчество пока не подтверждено).


2. Есть общий предок у двух родоначальников Сиземских попа Аврама и дьячка Андрея, у двух родов Селивановых - Сиземских. Этот предок - Прохор родился до 1660 при Богородицкой Малосиземской церкви. При ней он и служил. Фамилии Сиземский ещё не было. Скорее всего, Прохор был попом. Именно так в 17 веке называли священников.

Прослеживаю четыре линии, ведущие от Прохора в 20-21века.

1). Никиты Филиппова (до 1780 -?), диакона Большесиземской церкви, сына Филиппа Петрова.
2). Никиты Иоаннова (1775 -?), диакона Большесиземской церкви, сына Ивана Аврамова.
3). Алексея Ильина (до 1743 - ?), пономаря Малосиземской церкви, сына Илии Аврамова.
4). Дмитрия Ильина (1740 -?), сына Илии Аврамова, пономаря Малосиземской церкви.


3. Первоначальная фамилия в линии Никиты Иоаннова была - Селиванов. Не исключаю, что и в других линиях Аврама была фамилия Селиванов.

---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Лайк (1)
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1854
10. Пращуры Каменские

Фамилия Каменские - семинарская. Считаю, что дана по Спасо-Каменному монастырю. Пращуры были послушниками или монахами-расстригами. Поселились в селе Вознесение, вотчине монастыря. К селу приписан Каменский погост.

В сети имеется книга ."Писцовые описания 17 века. Сторожев В.Н."

В «Писцовых описаниях 17 века…» есть запись за1625г., относящееся к причётникам Каменским... До первого выявленного предка из рода Каменских, Фёдора Семёнова (1717-1782), - 100 лет. Мне известно, что пять поколений причётников от Фёдора Семёнова в 18 -19веках служили в Каменской Крестовоздвиженской церкви. Есть основания полагать, что и в 17 веке пращуры служили при этой церкви или были в монастырских детёнышах.

Выписка:
..№3. В Засодимской волости Всемилостиваго Спаса Боголепного Преображенскаго Каменного монастыря вотчина.
Село Воздвиженское а в нём храм холодной во имя всемирное Воздвижение чеснаго и живородящего креста господня, другая церковь тёплая с трапезою во имя светлого чюдотворца Николы, строение монастырское и мирское тутошных приходских людей. Да в селе же двор монастырский, двор коровей, во дворе попъ Екимъ, во дворе церковный дьячек Десятко Сергеев, во дворе трапезник Данилко Васильев, - да монастырских детёнышей: во дв. Петунка Ильин, во дв. Оверка Степанов. Пашни паханные церковные середние земли 6 ч., да монастырские 11 ч., да перелогом 7 ч., да лесом поросло 3 ч. И всего пашни и перелогу и лесом поросло середние земли 27 ч. В поле, а в дву по тому жъ. Сена по заполью и отхожева у озера церковного 14 к. да монастырского 40 к. Лесу чёрного в длину на 3 в., а поперёг тожъ. Да к тому же селу деревень:....

Монастырские детеныши — любопытная категорий лиц, живших на монастырских землях. Эта категория часто упоминается в монастырских документах, но у нее не было четко очерченных границ. В исторической литературе нет отчетливой характеристики этой группы лиц, не прослежено ни ее возникновение, ни история ее становления. В в документах о монастырских детенышах говорится по-разному: то они фигурируют в одном ряду с монастырскими слугами, и значит, выполняют такие же работы для монастыря, как и слуги. То детеныши оказываются крестьянами, работающими на земле. Жили они и внутри монастырских стен, и в монастырских слободах, иногда у них были даже свои дворы в монастырских вотчинных деревнях. Работали они и как ремесленники — можно сказать, во 2-й половине 17 века они были заняты ли почти во всех ветвях монастырского хозяйства. Источники упоминают монастырских детенышей с середины XVI столетия. Их появление и рост числа, очевидно, связано с увеличением размеров монастырских пахотных земель.
Это были взрослые люди, обедневшие крестьяне и бобыли. Они обрабатывали монастырские поля, косили, были рыболовами. Благодаря денежным вспомоществованиям от монастырей они обзаводились собственными дворами или получали запустелые дворы беглых и задолжавших крестьян. Как и монахи, монастырские детеныши освобождались от податей и оброков, свою повинность монастырю они исполняли работой. Большая часть детенышей происходила из сирот или детей монастырских крестьян и бобылей.
Крестьяне, и в особенности бобыли, с радостью отдавали своих детей-мальчиков в монастырь. Вначале они выполняли легкую работу, потом женились на крестьянских девушках, обзаводились собственными дворами, работали на монастырских полях, но в монастырских документах продолжали числиться монастырскими детенышами — по традиции и по фискальным соображениям. В XVII в. обнаруживаются уже договоры (в этом случае они обычно назывались не порядной, а жилецкой записью) между монастырем и его взрослыми детенышами, в договорах перечислялись взаимные обязанности сторон. В писцовых книгах XVII в. содержится много сведений об этой группе лиц, зависимых от монастырей, и о дворах детенышей.


---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1854
11. Пращуры Устьрецкие.

Фамилия Устьрецкие - семинарская, дана по приходу.

Усть- Рецкий приход
Село Усть-Река, Вологодский и Кадниковский уезд, Во¬логодской губернии.
Церковь Николая Чудотворца на Усть-Сямжены реки, в Сямженской трети Вологод¬ского уезда по преданиям существовала с 16-го века. Она упомянута в ок¬ладной книге 1618 года.
Усть-Рецкая Николаевская (Богородицереждественская) церковь построена и освящена в 1817 году. Холодная, каменная, одноэтажная, четырех¬угольная, пятиглавая, с вызоло¬ченными крестами. В 1862 г. построена отдельно от церкви каменная колокольня. Пре¬столы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирли¬кийского - главный, Рожде¬ства Пресвятой Богородицы, Всех Святых. К настоящему времени церковь сгорела от удара молнии.

ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 94. Исповедные ведомости Вологодского уезда за 1724 г, состояние хорошее, на 967 листах. Выписка Дмитрия Пшеницына.
Л. 515. Вологодского уезду храма Николая Чудотворца, что на усть реки Сямжемы попа Ивана (не указ. Белого)…
Деревни поповской церковные причетники: Карп Иванов, жена Пелагея Дементьева дочь, сын Иван Карпов, Борис Киров, Федор Киров, Сидор Киров, Иван Андреев, Борисова жена Дарья Федорова дочь, Фёдорова жена Мавра Никитина дочь исповедывались и святых христовых таин причащались.
Л. 610. Сентября 18 храма Николая Чудотворца, что на усть реки Сямжены поп Иван Белой по священству сказал о детях духовных: книги подал он поп в духовный приказ помянутого храма, был вторым поп Иев, которой таковые книги с прошлого 718 году по означенный 724 год подавал или нет, того он поп сказать не знает, потому что никакого оправдания в приеме после ево попа Иева не осталось, а ежели он поп в сей скаске сказал что лож и за то повинен платежа штрафу и истязания. К сей скаске поп Иван Белой руку приложил.

Основываясь на исповедных ведомостях, делаю вывод: досеминарская фамилия рода была Белой.
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1854
12. Пращуры Поповы - Мальцевы

Поколениями предки служили в Тотемского уезда Николаевской церкви что на Реже. Носили фамилию Поповы. Стали Мальцевыми после 1811г.
Названия села: "Лукав(н)ино", "Монастырское".
В ревизии 1811г написано "Николаевская церковь , что на Реже." Церковь была изначально в составе Левонидовой или Николаевской Режской пустыни.
Сохранялось два наименования деревни/села: официальное Монастырская, неофициальное Лукавино. Деревня Монастырская располагалось по р. Реже, состояла в начале 17-го века из 11 дворов. Поблизости находилась Леонидова пустынь Угрешского монастыря. В писцовой книге 1623 г. отмечается, что около монастыря меж болот располагаются деревни монастырские, а крестьяне призваны в них из Вологодского, Тотемского, Устюжского и Галицкого уездов. Официальное название отражало принадлежность деревни - вотчины монастыря. Неофициальное восходит к прозвищу Лукава, отмеченному в новгородских документах XII – XIII вв.

Леонидова пустынь ведёт начало с 1560г., Построена на слиянии рек Режа и Вага. Состояла во владении Спасо-суморина монастыря, затем, с начала 17 века, - Угрешского монастыря. В 1613г Спасо - Суморин монастырь был разорён поляками, и пустынь становится вотчиной Угрешского монастыря. Пустынь упразднена в 1764г.

В 1763г в пустыни было две церкви: каменная, тёплая Преображенская и дерев холодная Николаевская.
После упразднения пустыни Николаевская церковь стала приходской. В 1800г взамен обветшавшей деревянной церкви была построена каменная. Что стало с каменной Преображенской, я не знаю. В начале 20-го века построена новая каменная Преображенская церковь, которая хорошо сохранилась.

Леонидовская пустынь

Пустынь находилась в Вологодской губернии в Тотемском уезде в Режской волости, расстоянием от уездного города в 70 или 80 верстах, от губернского в 150 и в 700 верстах от Угрешского монастыря, к которому была приписана. Она известна была также под именем Леванидовской ибо находилась в урочище по прозванию Леванидовское Займище при слиянии двух рек Режи и Ваги, отчего и волость получила название Режской.

Во всех писцовых книгах XVII века, начиная с 1620 г. и по 1688 г., Режская Спасо-Николаевская пустынь, иначе "Леонидова пустынь в Важской верхотине, Тотемского уезда", уже записана вотчиной Угрешского монастыря.

Пустынь эта была основана в начале XVI века (1520г) неким старцем, преподобным Ефремом, по дозволительной грамоте Московского великого князя Василия Иоанновича и по благословению архиепископа Ростовского, так как в его епархии состоял тогда Тотемский округ. Вскоре пустынь опустела. Пришедшая в упадок, она впоследствии была восстановлена преподобным Феодосием Тотемским.
В 1560 г пустынь была приписана к Спасо-Суморину монастырю. Мужской, заштатный, в полуверсте от г. Тотьмы. Основан преподобным Феодосием, по фамилии Сумориным, вологодским чудотворцем в 1554 году. Настоятельство первоначально было строительское и архимадритское. Крестьян было 48 душ. С начала 17 века пустынь - вотчина Угрешского монастыря.

Из описи 1763 года видно, что в пустыне находились две церкви: соборная каменная во имя Преображения Господня, теплая; и другая — деревянная во имя Святителя Николая, холоднаяю Обе церкви были крыты тесом. Келии братские деревянные, возле них находился скотный двор с избою. Пустынь эта от двух храмов и по имени основателя называлась еще Спасо - Николаевским - Ефремовым монастырем.

В 1763 году монашествующих там показано 4 человека: строитель Сергий; иеродиакон 1 и монахов 2. На свое содержание от Угрешской обители они получали 20 рублей денег, 20 четвертей ржи, 5 пудов трески и 4 четверика снетков. В 1764 году обитель упразднена и обращена в приходскую Николаевскую церковь, которая существует еще и ныне.
В 1800 г деревянная Николаевская церковь заменена новой каменной, тёплой. Режская Николаевская церковь располагалась на берегу р. Режа. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. Вторая церковь прихода - Режская Преображенская церковь, 1886 года, каменная, холодная. Престол в честь Преображения Господня.

Из описания Угрешского монастыря (источники 18-19вв)

Леонидовская пустынь зависела от Угрешского монастыря, к которому была приписана. Поэтому представляет интерес историческое описание Угрешского монастыря, в большой степени определяющего жизнь Леонидовской пустыни
.
Находясь к югу-востоку от Москвы, вблизи дороги на Коломну и Рязань — одном из самых опасных направлений вражеских вторжений, Угрешский монастырь в XVI—начале XVII вв. неоднократно подвергался разорению. В 1521 г. отряд крымских татар Магмет-Гирея внезапно появился под стенами монастыря, разграбил и сжег его дотла. Ровно через полвека, в 1571 г. во время нашествия хана Девлет-Гирея монастырь вновь подвергся разорению, после чего несколько лет стоял «в пусте». В начале XVII в. Николо-Угрешский монастырь часто оказывался в эпицентре событий Смутного времени. В 1606 г. здесь стоял отряд И. Болотникова5, а в 1610 г. обитель была занята шайками Лжедмитрия II, который превратил монастырь в ставку Марины Мнишек.
XVII в. был наиболее благоприятным для Угрешского монастыря за всю историю его существования. Прекращение набегов и польско-литовской интервенции, покровительство новой династии, способствовало интенсивному росту хозяйственной деятельности и возросшему благосостоянию. Архивы монастыря утрачены.

Что касается внутренней духовной жизни Угрешской обители, сведений о ней не сохранилось и только по некоторым внешним общим признакам можно угадывать настроение ее в различные времена и делать выводы и заключения.
Рассматривая помянник новопреставившейся братии в 1655 году, и общий братский помянник, и отдельно вписанные роды игуменов и старцев, мы находим великое множество имен схимонашеских, названия схимонаха, схимонахини, схиеромонаха. Они повторяются много раз почти на каждой странице, как в помяннике знатного рода, так и простого простолюдина. Из чего заключаем, что подвижничеством обитель не оскудевала.

Раскрываем помянники знатных вельмож.
В памяннике Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, под 24 июня 1625 года, читаем имена: князя Фотия (Тимофея), во иноцех схимонаха Феодорита, княгиню Ксению, во иноцех Капетелину и т. д.
В помяннике князя Алексея Никитича Трубецкого, под 1663 годом читаем: князя Феодора, во иноцех Феодосия, князя Никиту, во иноцех Иону, княгиню Евдокию, во иноцех Евфимию, княжну Марию, во иноцех Марфу и т. д.
Станем ли читать помянник князя Бельского, князя Козловского, стольника Юшкова и т. п., везде почти через строку вписано имя инока, или инокини, или схимонаха, и видно, что это имена не чуждых старцев или стариц, но близких кровных их, все презревших, все оставивших при жизни еще, заживо умерших, или, если и в предсмертный час пожелавших облечься в одежды иноческие, то потому именно, что считали их твердым оплотом от врагов воздушных, светлою брачною ризою, достойною невестника Христова.
Все это служит доказательство сильного нравственного влияния, которое монашество имело на все слои общества вообще, а на высшее в особенности. Таковое влияние монашество могло стяжать не иначе как своею строгою подвижническою жизнию, внушавшей уважение как простолюдину, так и знатному вельможе

Угрешский монастырь в различные времена был избираем как место жительства святителями и настоятелями, отходившими на покой. Так, в числе преставившейся в 1655 году угрешской братии, записанной в синодик, находим имя митрополита Сильвестра и трех архимандритов Ферапонта, Илии и Серапиона. Из митрополитов с именем Сильвестра в то время был только один - Крутицкий. Из архимандритов находим Ферапонта в Чудове монастыре, где он упоминается в 1653 году, и Илию в Симоновом монастыре с 1643 по 1654 год. Они ли это или другие жительствовали на Угреше на покое и опочили с братиею в 1655 году, неизвестно. Но в 1681 году 29 июля преставился на Угреше жительствовавший на покое бывший архиепископ Коломенский Иосиф IV, хиротонисанный из архимандритов Нижегородского Печерского монастыря в 1672 году и находившийся на епархии до 1679 года. Он восприял схиму на Угреше, куда удалился на покой, преставился там и был положен против Николаевского собора к юго–востоку от алтаря. Род его вписан в синодик, вклады его 500 рублей.
В 1713 году, как видно из ландратных книг, в Угрешском монастыре жительствовал архимандрит Феофан, бывший прежде в Лужецком Можайском монастыре. Известно, что ему тогда было 75 лет.
В 1771 году 14 марта уволенный на покой от епархии Крутицкий епископ Сильвестр Страгородский поселился в Николо–Угрешском монастыре. Он был сыном придворного священника и крестник императрицы Елизаветы Петровны, обучался в Невской семинарии, где после того был префектом и ректором.
Предпочтение, оказываемое Угрешской обители в различные времена святителями, оставлявшими свои престолы, и настоятелями, слагавшими с себя бремя правления чтобы жительствовать в ней на покое, есть свидетельство о благоустройстве обители.

В Угрешский синодик вписаны роды людей всяких званий и изо всех концов православной Руси. Так, за родом знатного боярина следует иногда род какого - нибудь крестьянина Вознесенского монастыря, или род дьяка Ивана Горохова, род торгового человека Пушного ряда, род старицы Каптелины Предтеченского монастыря, род кадашевца Ивана Булыгина, род дьяка Казенного приказа Максимова, род думного дьяка Дурова, и чашниковского священника, и государева духовника, и иконника-ярославца и прочая и прочая. Все и каждый несли свою лепту в обитель, вписывали имена своих усопших в ее синодик и желали молить ее об упокоении душ преставившихся.

Вспоминая о бывших на Угреше братиях, упомянем о двух тяжелых железных веригах и поясах с толстыми крестами, хранившихся и находящихся в монастырской рухлядной палате. Они были найдены, как рассказывали старожилы, от старожилов про то слышавших, в подполии келий при разборке прежних ветхих монастырских построек. Эти орудия добровольного мученичества и самоумерщвления действительно могут свидетельствовать и о крепости телесной и бодрости духовной прежде почивших отцов и братьев наших, возбуждая в нас более удивление, чем желание подражать их подвигам, сделавшихся для нас недоступными и немыслимыми при ослаблении нашего немощного тела и еще немощнейшего духа, скованного бессилием воли и пораженного маловерием.

Таково было состояние Угреши в 17 - 18 столетиях. В 19-м обитель живет еще воспоминанием прошлого, но к середине 19 века здание уже потрясено и зыблется и заметно разложение монашеского общества. Обитель, оскудевшая во всех отношениях, и внутреннею жизнью и внешнею обстановкой приходит в совершенный упадок. Здания рассыпаются, кровли обрушиваются, окна без рам, келии без печей, и нет средств исправить ветхости. В 1833 году в числе братии собственно монашествующих только 6 человек.


---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1854
Пращуры носили фамилию Поповы. Это - самая распространённая на Севере фамилия. Её носили дети духовенства и монастырские крестьяне и детёныши. Поповы - коми и русская фамилия. С начала 18 века фамилия была изменена на семинарскую Мальцовы/Мальцевы. Мне кажется, что каким-то неведомым образом пращуры издавна связаны с этой фамилией.

Несколько старинных деревень, связаны с фамилией Мальцев/Мальцов. Обычно такое название даётся по основателю деревни.

Деревня Мальцево, Тотемский район, Погореловское сельское поселение. Нежилая.
Раньше была в Тотемском у, Погореловская волость, до 1917г - Тиксенская волость.

Расположена на левом берегу реки Тиксна. Местность называется Тиксненская Кулига.
Здесь находится обособленная группа деревень, объединённых общим названием Кулига.
Кулига - финно-угорское слово. Финское Kyla - деревня, вепское kula - чужая деревня. Кулига - деревни располагаются по обеим берегам реки.
Изначально земли Тотьмы населяла чудь заволоцкая. Поэтому считаю вероятным, что на тиксненской Кулиге жили зыряне.
В тиксненскую Кулигу входит и д. Мальцево или другое её название - Верхотина. Она расположена выше других деревень Кулиги по реке.
В начале 17 века Мальцево имела 5 дворов. Район тиксненской Кулиги в 1614г подвергся нападению Литвы. Деревни горели.
Основным занятием было земледелие. Сеяли рожь, овёс, ячмень, лён, коноплю.

Деревня Мальцевгрезд, сейчас - Сыктывдинский район республики Коми. 2км от Ыб, 47 км от Выльгорт. На реке Сысола.
Топоним происходит, возможно, от фамилии Мальцев и коми-слова "грезд" - группа домов.
В Ыбе: Серафимовский женский монастырь, церковь Иверской иконы Божией Матери, церковь Вознесения Господня.

---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модераторы: Tasha56, ВладимирММ
Вверх ⇈