Эльмира Катромская мне прислала в тему "Лысковы":
Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885–1896 гг.)
В Секторе письменных источников Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) в ф. 13 (Семейный архив Н. И. и И. Н. Суворовых), в деле № 31 имеется комплекс писем архимандрита казанского Иоанно-Предтеченского монастыря Екзакустодина (Каменского; 1840–1909 гг.), адресованных известному вологодскому краеведу, археографу, редактору «Вологодских епархиальных ведомостей» Николаю Ивановичу Суворову (1816–1896 гг.). Охватываемый ими хронологический отрезок – февраль 1885 г. – апрель 1896 г. Автор писем – уроженец Засодимской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии, сын пономаря Крестовоздвиженской церкви[3]. Расположенное к востоку от Кубенского озера, село Воздвиженское и составлявшие его приход деревни издавна входили в вотчины разных церковных институций – Спасо-Каменного и Спасо-Рабангского монастырей, Вологодской архиерейской кафедры. Название прихода в источниках ХVIII–ХIХ вв. варьировалось: «Крестодвиженский Каменский», «что в Каменском конце»[4]. Отсюда, вероятно, и шла фамилияКаменские. Волость-село Воздвиженье было пожаловано Спасо-Каменному монастырю еще во 2-й половине ХV в. великой княгиней Марией Ярославной[5], после секуляризации было отнесено к экономическому ведомству, а во 2-й половине ХIХ в. являлось государственным.
Первое документальное упоминание о Евгении–Екзакустодиане мы находим в исповедной ведомости Крестовоздвиженской церкви за 1841 г., в которой отмечены его отец пономарь Федор Васильев и мать Мирония Григорьева, оба 25 лет, а также 3 сестры 2–5 лет[6]. Возраст Евгения показан 7 месяцев, следовательно рождение его можно отнести к августу–сентябрю 1840 г.[7] После Евгения в семье родились еще 4 сына – Николай, Христофор (вскоре умерший), Василий и Михаил[8]. В том же приходе в качестве заштатного исповедные ведомости 1837–1844 гг. отметили и деда, вдового пономаря Василия Андреева Каменского 47–55 лет[9], значит Федор Каменский унаследовал свою должность от отца. Таким образом, происхождение Евгения–Екзакустодина с полной уверенностью можно вести из бедной многодетной семьи потомственных сельских церковнослужителей. В публикуемых письмах он с теплотой отзывается о своей многочисленной родне, включая и мать, по которой скучал, живя в Казани. О бедности же свидетельствует факт получения им казенного пособия при обучении в Вологодском духовном училище – 6 рублей за полгода[10].
Об окончании Евгением Каменским в 1858 г. училища можно судить по опубликованному списку выпускников, переведенных в семинарию[11]. Однако в ее низшем (младшем) отделении он проучился недолго, поскольку уже в 1859 г. поступил в послушники Успенской Семигородней пустыни. 1 августа 1867 г. он принял постриг с именем Екзакустодиан[12], в честь одного из 7 Эфесских отроков-мучеников III в. н. э. (память 4 августа ст. ст.). В системе русской православной номинации это имя можно считать редчайшим[13]. В архивных документах встречается разное его написание: Екзакустодиан и Ексакустодиан, а также Эксакустодиан.
В Семигородней пустыни он последовательно исполнял должности ризничего, затем казначея, причем в ведомостях отмечалось, что он «в послушаниях поведения ревностнайшаго, полезнейшаго и отменнейшаго»[14], а в июне 1871 г. был определен епархиальным начальством строителем Спасо-Преображенской Белавинской пустыни на Кубенском озере[15]. К ней тогда были приписаны Богоявленская пустынь в Заднесельской волости на Белавинском озере и Александро-Куштская в Лысогорской волости, на восточном побережье Кубенского озера, в 8 верстах от острова Каменного[16]. Заняв должность строителя, Екзакустодиан перевел в послушники управляемого им монастыря своего младшего брата Михаила, который до того являлся послушником Владимирской Заоникеевой пустыни под Вологдой[17]. За благоустройство Белавинской пустыни Екзакустодиан в августе 1874 г. был возведен в сан игумена, а в мае 1876 г. в том же сане возглавил Григориев Пельшемский Лопотов монастырь[18].
Пастырская и общественная деятельность Екзакустодиана началась при вологодском Преосвященном Палладии[21], глубокое уважение к которому он сохранял до конца жизни, а продолжилась при епископе Феодосии[22] (Шаповаленко;.). Однако с новым епископом Израилем[23], у него возникли какие-то разногласия. Смутные намеки на это есть в публикуемых письмах. Став в 1882 г. архиепископом Казанским и Свияжским, Палладий вспомнил об Екзакустодиане и предложил ему в 1885 г. игуменство в казанском Иоанно-Предтеченском монастыре. С Казанью был связан последний период жизни нашего героя, почти четверть века. Через год после переезда в Казань Екзакустодиан, благодаря покровительству Палладия, получил более высокое и почетное звание архимандрита, исполняя также обязанности эконома Казанского архиерейского дома, а в 1892 г. – казначея Епархиального комитета по борьбе с голодом. На посту архимандрита Екзакустодиан активно занимался церковным строительством во вверенном ему монастыре: выстроил трехшатровый Иоанно-Предтеченский храм, по формам своим воспроизводящий более ранний. В Ивановском монастыре он скончался и был погребен в 1909 г. Его деятельность еще при жизни была отмечена орденами Святой Анны и Святого равноапостольного князя Владимира. Одобрительные отзывы о ней он получал также от обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева и управляющего делами Святейшего Синода В. К. Саблера.
Публикуемые письма Екзакустодиана отражают казанскую страницу его биографии и настоятельского служения. Живя в Казани, Екзакустодиан не порывал личных и духовных связей с земляками: он интересовался новостями церковной и общественной жизни, кадровыми перемещениями по Вологодской епархии, включая и духовную семинарию, регулярно выписывал «Вологодские епархиальные ведомости», опекал вологжан-студентов Казанской духовной академии, активно переписывался с Н. И. Суворовым и некоторыми вологодскими священниками, несколько раз приезжал в Вологду. Приходилось ему бывать и в Петербурге, где он встречался с еще одним выходцем из Вологды – преподавателем Петербургской духовной академии, известным археографом П. И. Савваитовым[24]. Важной частью продолжавшихся отношений Екзакустодиана с семьей Суворовых был постоянный обмен книгами, журналами и подарками.
Всего в публикуемой подборке 29 писем, написанных на сложенных вдвое небольших листах бумаги размером 26,5х21,5 см. Использовалась бумага двух видов – разлинованная (первые 6 писем) и без разлиновки. Автор писал безупречно ровно на обоих видах бумаги, причем на бумаге 1-го вида он писал поперек разлиновки.
[9] Там же, № 6, л. 1, 13, 29, 45, 59, 92. Подписи пономаря Василия Андреева Каменского в изобилии встречаются в метрической книге Крестовоздвиженской церкви за 1817–1835 г. В ней же говорится о кончине его жены в 1825 г. (ГА ВО, ф. 1063, оп. 1, № 438, л. 148).
[79] Иван Прокопьевич Лысков, вологжанин, студент Казанской духовной академии. Удалось найти запись в метрической книге Крестовоздвиженской Каменской церкви от 2 февраля 1853 г. о том, что старшая сестра Екзакустодиана 23-летняя Асенефа вышла замуж за пономаря Спасо-Преображенской церкви Великого Устюга Прокопия Лукича Лыскова, а в 1867 г. он, согласно церковной летописи, стал диаконом Крестовоздвиженской церкви Вероятно, Иван Прокопьевич – сын Асенефы и Прокопия Лукича и таким образом он приходился Екзакустодиану племянником, В момент написания данного письма ему могло быть уже более 30 лет (ГА ВО, ф. 1063, оп. 104, кн. 10, л. 4, 6; кн. 19, л. 279 об.). И. П. Лысков упомянут и в ряде последующих писем (см. № 16, 22а, 28).
Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885–1896 гг.)
№ 14[77]
(Л. 28) + Многоуважаемый Николай Иванович с Юльей Ивановной и с деточками Иваном и Лидией!
От всей своей души желаю Вам праздновать Святое Христово Воскресение в радости духовной и в телесном[78] здравии. Думалось было многое писать Вам, но нечаянно пришел проститься студент Иван Прок[опьевич] Лысков[79], то наскоро пришлось кое-что написать Вам. Хиротония будет в (Л. 28 об.) Казани архимандрита Сергия в епископа Чебоксарского[80]. Постоянно я служу с архиепископом Павлом. От экзарха Грузии арх[иепископа] Палладия получаю письма, из оных видно, что содержание плоховато в Грузии, да и климат тоже плоховат.
Прости, друзей не забывайте письмами. Архимандрит Екзакустодиан. 1888 года 15 апреля.
P.S. Прошу принять несколько слов архиеп[ископа] Павла[81].
№ 16[89]
(Л. 31) 1888 года 24 декабр[я]. Казан[ский] Арх[иерейский] д[ом].
Предобрейшие хлебосольные Николай Иванович, Юлья Ивановна, Иван и Лидия Николаевна!
Поздравляю вас с праздником Рождества Христова, ещё поздравляю с новолетием! Да продлит Всевышний создатель многия лета Вам здравствовать и да будет Ваше хлебосольство и добродушие служить нам ориентиром на многия годы. От всей моей души прошу Вас выслать «Вологод[ские] епарх[иальные] ведомости» за 1889 г., прилагаются 3 руб[ля], а другие 3 руб[ля] передайте Юлье Ивановне и Лидии[90] Николаевне за их сюпризец, посланный с Иваном Прокопьевичем Лысковым.
(Л. 31 об.) Во время Вологод[ской] ярмарки оне что-нибудь купят на эту малую лепту, что-нибудь интересное, это их искуство[91]. Вас прошу принять Казанского чайку, во время чаепития вспомяните меня чем-нибудь в разговорах своих. А еще прошу принять несколько слов нашего арх[иепископа] Павла, слово владыки читать не так интересно, но слушать из уст его очень интересно. Новостей особенно нет, кроме морозов бывших. Живу я очень покойно, настоятельствую и экономствую.
Богомолец за Вас архимандрит Екзакустодиан[92].
№ 22а[131]
(Л. 47) + Предобрейшие хлебосолы и доброжелатели Николай Иванович, Юлия Ивановна с деточками
Вашими Иваном и Лидией, буди на Вас благословение Господне! От всей моей души остаюсь благодарным за Ваше письмо от 21-го декабря. Извините, что я запоздал поздравить Вас с праздником Рождества Христова, с преддверием Новаго [года], да и деньги еще послать за Вологодские ведомости на 1892-й. Я постоянно занят делами.
(Л. 47 об.) Кроме настоятельской должности теперь несу должность казначея в Епархиальном комитете в пользу голодающих, по открытии Комитета мною получено из разных епархий и от разных благотворителей более 65 000 руб[лей], в том числе от Вологод[ского] епархиал[ьного] комитета получено 900 руб[лей][132]. Архиепископ Павел для меня хорош[133].
Во время письма получил я телеграмму от экзарха Палладия с поздравлением Рождества Христова и Новаго года, да еще с благодарностию, я его с некоторыми казанцами поздравляли с 25-летием служения в святитель (Л. 48) ском сане, как видите, я еще все веду знакомства с экзархом Палладием, когда он будет митрополитом, то я разсчитываю поступить под его управление доброе. Весьма остаюсь благодарным за сообщение о вологодских новостях, а особенно о консисторском секретаре Малинине[134], который хотя без меня поступил, но наслышан я о его взятках. Иван Прокопьевич Лысков
более 1000 руб[лей] получает из 1353-х мест[135] за преподавание и все хорошо, епископ расположен к [н]ему, даже обедают один у другого, а только (Л. 48 об.) холодновато и все дорого, кроме дров, квартир и свичи[136]. Получите от меня 3 руб[ля] за посылку «Вологод[ских] ведомостей» да один рубль выдайте Юлии Ивановне с Лидией на пропитки привозные. Прошу передать мою признательность вологодскому семейству, о.о. Николаю и Всеволоду[137], и Капитону Дмитреевичу[138].
Богомолец за Вас арх[имандрит] Екзакустодиан. 1891, 29[139] дек[абря].
№ 28[167]
(Л. 59)+Воистину воскресе Христос! Ваше высокородие, многоуважаемый друг Николай Иванович с Юльей Ивановной и с детками Вашими Иваном и Лидией, многая лета здравствуйте !
Премного благодарным остаюсь за Ваше пасхальное письмо и за уведомление о Вологодских духовных новостях. У митрополита Палладия погостил я три недели и три раза служил с ним; а в митрополите Палладии прибыло еще более добродушия, доступности каждому посетителю. (Л. 59 об.) У митрополита Палладия в день ангела за столом было до 100 особ, в числе были мы с о. архимандр[итом] Серафимом Заоникеевским[168], а заздравицу митро[политу] Палладию говорил один Павел Иванович Савваитов, и более никто не нашелся из-за разных причин, а Павел Иванович особенный человек, никому не подчинен, кроме воскресшаго Христа, и говорил свободно и прекрасно заздравицу. Мне только пришлось однажды быть у Павла Ивановича, а как-то время скоро пролетело три недели, да и много нашлось в Петербурге разных знакомых у меня. (Л. 60) Моя постройка храма идет обычным путем и когда освятить придется, это в руке Господней[169].
В Якутске Иван Прокопьевич[170] завален разными преподаваниями и замерзать некогда ему. От всей моей души прошу принять мой привет Вас с семейством.
Постоянный богомолец за вас архимандр[ит] Екзакустодиан. 1893 года. 9-го апреля.
P.S. Иереям Ник[олаю] Кирикову и Дмитрееву мой привет.
полностью
http://webcache.googleusercont...&gl=ru ---