Василий Белов говорил, что писателем он стал вовсе не из удовольствия, а потому, что «накипело на сердце,
молчать стало невтерпёж, горечь душила».
Одним из последних больших дел литератора было восстановление Никольской церкви в родной деревне.
Белов возвращал храм к жизни с топором в руках. Когда церковь ограбили, писатель слег с инсультом.
БЕЛОВ И ЕГО ЖИТЕЙСКИЕ МУДРОСТИ* О БИРКЕ НА ДВЕРИ У ПИСАТЕЛЯ. "Я считаю, что вообще нет такой профессии или специальности - "писатель". Мне это, не сочтите за кокетство, непонятно. У Чехова какая бирка на дверях висела? "Доктор Чехов". Лермонтов был офицером в армии. Граф Толстой в земстве служил. А когда кто-то сегодня вывешивает на воротах бирку: "Писатель такой-то", это у меня вызывает улыбку. Особенно если он в деревне живет".
* ОБ УДОВОЛЬСТВИИ И НЕОБХОДИМОСТИ. "Писателем я стал не из удовольствия, а по необходимости, слишком накипело на сердце, молчать стало невтерпёж, горечь душила".
* О ПЛОТНИЦКОЙ ЮНОСТИ. "У меня было немало всяких профессий. Начал обычным плотником, столяром. Еще в детстве с отцом и дядюшкой табуретки делал. Потом технику очень любил., Был и электромонтером, и киномехаником, в армии служил долго. После того как отслужил, пошел в Вологде на завод, плотничал, ремонтировал двери, окна. Надо же было чем-то кормиться - в семье еще трое младше меня оставались. Потом влюбился в одну вологодскую девушку. Надула она меня, и рванул я с горя к себе на родину…"
* О РАЗРУШЕНИИ ГОСУДАРСТВА. "Советская власть была создана и Лениным, и Сталиным, и даже Троцким, всеми большевиками, и государство, надо признать, было создано мощное. Может быть, самое мощное за всю русскую историю. И вот его уже нет и не будет. Я понимаю, что и я приложил руку к его уничтожению своими писаниями, своими радикальными призывами. Надо признать. Я помню, как постоянно воевал с ней. И все мои друзья-писатели. И опять мне стыдно за свою деятельность: вроде и прав был в своих словах, но государство-то разрушили. И беда пришла еще большая. Как не стыдиться?"
* О БУХТИНАХ. "Мужики, когда им писать? Им и в голову не приходит. Это я использую их бухтины. Бухтина - это сельский анекдот. Ненавижу я анекдот сальный и городской. А деревенский юмор присутствует в жизни отдельно. Частушки всю жизнь сочиняли женщины. И моя мать Анфиса тоже. И мужчины соревновались между собой, кто скажет интереснее. Это сейчас матерятся. А раньше очень хорошо люди и без мату обходились".
* О ДОЧКЕ И О ЛЮБВИ. "Анька, дочка, в меня пошла. Помнится ей, видимо, лишь первый. Больше не хочет замуж ни за кого... Вообще я про любовь ничего не хочу говорить. Ну, стыдно же, стыдно".
* О СЕКСЕ. "Дети появляются от секса и от любви. Ну я же не буду вам объяснять, почему это разные понятия. Не хочу... Когда я прочитал у Хемингуэя "они занимаются любовью", я возненавидел этого автора. Ну что такое "заниматься любовью"? Это же похабщина. Секс есть секс. Нельзя путать его с любовью. Но без него настоящая любовь не обходится. Вот про это я и говорю".
* ОБ АНТИСЕМИТИЗМЕ И СВОИХ НЕДОСТАТКАХ. "Написал книгу о композиторе Валерии Гаврилине. Хотел было публиковать, но случился у меня конфликт с его вдовой. Женат Гаврилин был на женщине, которая старше его на 15 лет. Она не разрешала даже с ним поговорить по телефону... Меня не любит и разносит всякие небылицы. Что я - антисемит. И все такое… А какой я антисемит? Но приходится оправдываться. Я свои недостатки знаю не хуже, чем они. И отнюдь от них не в восторге... Пьянство, например. Лет 15 уже не позволяю себе спиртного. И сейчас идет борьба с ним. Курить я вот дважды бросал. И бросил".
* О ЖЕНОНЕНАВИСТНИЧЕСТВЕ. "Воспитание по доктору Споку" - ну это название ироническое. Я ведь там полемизировал с русскими женщинами по поводу воспитания детей на чужой манер. Дополемизировался - прослыл женоненавистником. Какой я женоненавистник? У меня лучшие образы - мать, бабка, многие другие мои героини. Уж они-то знали, как детей растить на свой, исконно крестьянский лад".
* О ЕВРОПОЦЕНТРИЗМЕ. "Я против европоцентризма - большое это зло для души нашего народа, который испокон веку хранил свою неповторимую самобытность".
* О ДЕНЕЖНЫХ МЕШКАХ И ЦИНИКАХ. "Скверно, когда все подчинено только денежному мешку, его диктату… Модным делается цинизм - хорошо, видно, оплачен. Или внедряемая в сознание народа распущенность. И за всем этим стоит не свобода слова, как пытаются нас убедить, а деньги, и нечего здесь мудрить".
* Была у меня, правда, мысль удалиться в монастырь, как удалялся в свое время Леонтьев, да мирское, видно, не отпускает. Но молюсь ежедневно. Утром и вечером читаю "Отче наш", "Троицу"...
* О НРАВСТВЕННОМ ТУМАНЕ. "Хоть и жили мы долгое время в тумане, но все равно были нравственны. У нас не было разгула проституции, мы не романтизировали бандитизм, не поливали грязью армию, не презирали собственное государство... Сегодня, кажется, тоже начинают понимать, что без нравственной цензуры дальше жить никуда не годится".
* О СОВЕСТИ. "У каждого человека должна быть совесть. Бог-то - это и есть совесть. Я считаю, всякий чувствует; когда делает что-то плохое. Другое дело, что кто-то на свои бессовестные действия закрывает глаза, становится сам бессовестным человеком, но и у него на душе временами все одно кошки скребут.
* О РОССИИ И МИНИСТЕРСТВЕ ЧЕСТИ. "А что, разве Россия разъединена? Да, у нас отняли, скажем, Крым, и не только его. Однако, несмотря ни на что, разговоры о разногласиях в нашем народе сильно преувеличены. Мы обижены, но не разъединены. Двадцать миллионов соотечественников поневоле оказались за пределами наших границ. Разве это справедливо? А у нашей великой России недостатка в идеях нет. Они в душе народа, в его корнях. Таких, как Сергей Тимофеевич Аксаков, которого еще полтораста лет назад называли "министерством чести"".
* О РОК-МУЗЫКЕ. "Теперь весь мир захлебнулся в этой примитивной музыке. И вы только теряете время. Потому что вы не слушаете Моцарта, не слушаете Бетховена".
* О РОДНОЙ РЕЧИ. "Я родился и вырос в деревне. А впечатления детства никогда не забываются. Русский язык - мой родной. Я не пополнял свой словарный запас за счет книг. Придумывать или подыскивать слова - это ненатурально, неестественно. Русский язык - очень трудный - в школе все не изучишь, но нужно стараться всю жизнь. Случается и академики не умеют склонять числительные! Как это стыдно! Так давайте же отнесемся серьезно к нашему русскому языку".
http://www.rg.ru/2012/12/05/pisatel-site.html Плотницкие рассказы. Телеспектакль (Б. Бабочкин) http://video.ru/films/film/26489_Plotnitskie_rasskazyi