На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Воронежская область Сообщений: 1198 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 3163
Наверх##5 апреля 2015 18:2028 июня 2016 11:30 unus dies gradus est vitae... - сеterа desiderantur
ЭТО - - тема моего поиска. Что известно? 1. Фамилия. Шанарина Татьяна Федоровна. 2. Город. Томск. 3. Год рождения - 7.11.1931. 4. Детский дом. 5. ... после него - детская трудовая колония г. Суздаля, Владимирской области (по воспоминаниям подруги), по окончании которой (примерно 50-е годы) была трудоустроена в школу ФЗО г. Вязники, Владимирская область, пос. Ярцево - 1950 - 1951 г., где и работала ленточницей на фабрике "К. Либкнехта". Какое то время (1951 – 1952) жила и работала в Коми АССР, г. Койгородок. Все.
Что хочу? Хочу узнать и понять: А. - что заставило девочку Таню стать детдомовкой? Б. - что привело в ДТК? В. - что еще? Не знаю. Пока не знаю. Г. - но, пожалуй, главным будет направление - поиск родителей Тани.
Чтобы все это понять, ежесекундно помнить хочу правило жизни - " чтобы понять человека, нужно войти в его ботинки и пройти хотя бы милю"... Вот и моя цель в том - ПОНЯТЬ... не осуждать... ибо - прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся.И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить!..
Если хочешь понять человека То не слушай, что он говорит Притворись дождём или снегом И послушай, как он молчит
Как вздыхает и смотрит мимо, Что улыбку рождает в нём? Посмотри, каков он без грима, С которым мы все живём…
Наблюдай, как он входит к детям, К людям страждущим, старикам… И хотя бы на миг на свете Попытайся и стань им сам!
Не старайся быть хуже, лучше, Без оценки смотри сейчас Прямо в сердце его, прямо в душу, Прямо в бездну далёких глаз!
Если хочешь понять другого, В глубь иди тогда, не вовне… Не всегда стоит верить слову, Часто истина — в тишине. Слушать, пожалуй, уже не кого, а вот в глубь времени - окунаться надо...
♥♥♥♥♥♥♥ На сегодняшний день по Томску собрал информацию по 18 д/домам за период 1936 - 1941 гг. А так по списку (не по порядку) на этот период было их числом 38 (что нашел. Вполне возможно и больше): №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,15,16,19,22,24,25,30, а также Детский городок им. В. И. Ленина, который в 1923 - 1925 объединял детские дома № 19, 22, 25.
Особой строкой проходит (1933 г.) - детский приемник-распределитель НКВД, располагавшийся на территории Даниловского монастыря (Свято-Данилов монастырь), - Трудовой Коллектив Молодежи (ТКМ) или Молодежная Трудовая Коммуна, которая позднее официально стала именоваться исправительно-трудовая колония № 1 Сиблага УИТЛиК НКВД СССР (колония «Чекист»).
А с июня 1935 года - (он же) детский приемник распределитель ОТК НКВД, в который помещались дети граждан, репрессированных и погибших в Великой Отечественной Войне, несовершеннолетние «побегушники» из семей, из детских домов, а также, подростки, совершившие правонарушения и преступления. Перед этим, за месяц, выходит "Постановление СНК СССР и ЦК ВКПб от 31.05.1935 О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности". Любопытный документ.
СОВМЕСТНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б) И СНК СССР О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) рассмотрели вопрос о ликвидации детской беспризорности и безнадзорности.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) отметили, что в настоящее время, в условиях непрерывного улучшения материально-культурного положения трудящихся города и деревни и при производимом государством отпуске огромных средств на содержание детских учреждений, наличие беспризорных детей в столицах и других городах страны объясняется плохой работой местных советских органов и партийных, профсоюзных и комсомольских организаций в области ликвидации и предупреждения детской беспризорности и отсутствием организованного участия в этом деле советской общественности:
а) большинство детских домов в хозяйственном и воспитательном отношении поставлено неудовлетворительно; б) совершенно недостаточна, а в ряде мест и вовсе отсутствует организованная борьба с детским хулиганством и преступными элементами среди детей и подростков; в) до сих пор не созданы условия, при которых дети, по той или иной причине очутившиеся «на улице» (потеря родителей или уход от них, бегство из детских домов и пр.), немедленно помещались бы в соответствующие детские учреждения или возвращались к родителям; г) отсутствует воздействие и привлечение к ответственности родителей и опекунов, безучастно относящихся к своим детям и допускающих хулиганство, воровство, разврат и бродяжничество их. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановили:
I. Об улучшении состояния детских домов и трудовых колоний 1. Установить следующие типы детских учреждений:
а) в ведении наркомпросов союзных республик — детские дома нормального типа для детей, лишенных средств к существованию, а также детские дома, содержащиеся на средства родителей, и детские дома для трудно-воспитуемых; б) в ведении наркомздравов союзных республик — специальные детские дома для детей, которые нуждаются в длительном лечении; в) в ведении наркомсобесов союзных республик — специальные детские дома для инвалидов-детей; г) в ведении Наркомвнудела СССР — изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители. Содержание [убрать] 1 I. Об улучшении состояния детских домов и трудовых колоний 2 II. О предупреждении детской беспризорности 3 III. Об организации борьбы с хулиганством детей на улицах 4 IV. Об усилении ответственности родителей и мерах борьбы с правонарушениями малолетних 5 V. О детской литературе и кинофильмах 6 См. также В приемниках-распределителях дети должны быть не более одного месяца, причем в приемниках-распределителях должна быть установлена строгая дисциплина. По истечении указанного срока приемник-распределитель направляет ребенка в детское учреждение соответствующего типа, которое обязано его принять.
2. Установить во всех детских домах и колониях, в соответствии с возрастом, трудовой режим, обеспечивающий привитие детям трудовых навыков и овладение определенной профессией ко времени выхода из детского дома или колонии путем организации мастерских при детском доме или колонии, а также прохождения производственной практики на предприятиях. Считать необходимым материальное поощрение наиболее отличившимся в работе и в изучении профессии.
3. Обязать наркоматы, в ведении которых имеются детские учреждения:
а) определить в течение трех месяцев по каждому детскому дому и трудовой колонии виды труда и профессии, к которым они должны готовить детей; б) пересмотреть контингент воспитанников детских учреждений и освободить эти учреждения от переростков в возрасте старше 14 лет, направив их в школы ФЗУ и совхозучи или в промышленные предприятия, в совхозы, МТС, колхозы для работы и обучения в производственных бригадах, обязав директоров предприятий, совхозов и МТС безусловно их принимать на работу и обеспечивать жильем. Обязать органы промышленности, НКЗема и Наркомсовхозов направлять воспитанников, выходящих из детских домов, на работу в соответствии с полученной ими квалификацией.
4. Отвести всем детским домам, в первую очередь в сельских местностях и небольших городах, земельные участки для обработки их самими воспитанниками (разведение огородов, садов, ягодников, посевы продовольственных культур) и обеспечить развитие животноводческого хозяйства.
5. Общее образование воспитанников детских домов и трудколоний проводится:
а) воспитанников детских домов нормального типа — в общих школах, причем наблюдение за их успеваемостью и поведением возлагается на заведующих детскими домами; б) воспитанников детских домов для трудно-воспитуемых и трудовых колоний — непосредственно в самих детских домах и колониях. 6. Обязать СНК союзных республик определить по каждому типу детских учреждений, а краевые и областные исполкомы и СНК АССР — по каждому детскому учреждению нормы содержания, смету и план снабжения оборудованием и материалами.
Обязать Наркомфин Союза ССР установить такой порядок финансирования детских домов и трудколоний, при котором было бы обеспечено содержание в детских домах по установленным нормам фактически имеющегося в них числа детей.
Освободить все хозяйственные операции детских домов, трудовых колоний и приемников от обложения всеми видами налогов.
7. Установить повышенную персональную ответственность административно-хозяйственного персонала детских учреждений за расхищение материальных ресурсов, побеги воспитанников и сокрытие побегов.
Обязать наркомпросы союзных республик разработать правила внутреннего распорядка в детских домах, определив в них как меры поощрения за хорошее поведение воспитанников, так и меры наказания за совершаемые проступки.
8. В целях улучшения состава работников детских домов и трудколоний:
а) обязать наркомпросы союзных республик пересмотреть состав заведующих и воспитателей детских домов и трудколоний, установив порядок персонального их утверждения наркомпросами республик, не имеющих областного деления, краевыми и областными отделами народного образования, и обязать обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий выделить для работы в детских учреждениях более подготовленных работников; б) Отделу школ ЦК ВКП(б) выделить путем персонального отбора 200 коммунистов на руководящую работу в детских домах и трудколониях; в) предложить ЦК ВЛКСМ выделить 500 активных комсомольцев для работы в детских домах и трудколониях в качестве зам. заведующих по воспитательной работе с персональным утверждением их ЦК ВЛКСМ; г) обязать ЦК ВЛКСМ разработать специальное положение об этих работниках, предусмотрев в нем, что назначенный на эту работу комсомолец должен проработать не менее двух лет; д) обязать ВЦСПС и органы промышленности выделить 300 квалифицированных рабочих с предприятий в качестве руководителей мастерских в детских домах и трудколониях; е) обязать наркомпросы союзных республик выделить из оканчивающих в текущем году педтехникумы 50 человек и из оканчивающих педвузы — 125 человек для работы в детских домах и трудколониях; ж) установить для командируемых на работу в детские дома и трудколоний повышенную оплату труда (не менее, чем они получали по месту своей последней работы). 9. Организовать в наркомпросах союзных республик специальные управления по руководству детскими домами, а в Наркомвнуделах Союза ССР и союзных республик — специальные отделы по руководству детскими учреждениями.
10. Обязать ЦК нацкомпартий, крайкомы и обкомы развернуть работу по шефству рабочих организаций, предприятий, колхозов и совхозов над детскими домами и трудколониями и создать в каждом детском доме и трудколоний из представителей этих организаций специальный наблюдательный совет, обеспечив, таким образом, постоянный общественный контроль за состоянием детских домов и необходимую им помощь.
В секциях народного образования и здравоохранения горсоветов выделить особые группы добровольных инспекторов для систематической проверки работы
детских домов и наблюдения за обеспечением соответствующих условий ухода и воспитания детей.
II. О предупреждении детской беспризорности 11. Возложить ответственность за своевременное устройство и обеспечение детей-сирот (назначение опекунов, направление в детские дома, на производство, колхозы и т. д.) на председателей соответствующих городских и сельских советов.
12. Установить уголовную ответственность опекунов, использующих опеку в корыстных целях (занятие жилплощади, использование имущества, оставшегося после смерти родителей и т. д.) и оставляющих опекаемых детей без надзора и необходимой материальной помощи.
Установить особую ответственность председателей сельсоветов и назначенных сельсоветами опекунов, не принявших мер охраны и заботы о воспитании детей, оставшихся сиротами, и допустивших вступление их на путь бродяжничества.
13. Возложить на кассы общественной взаимопомощи колхозов, в качестве одной из важнейших задач, содержание детей-сирот и помощь детям колхозников, впавших во временную нужду.
Отпустить из резервного фонда СНК Союза ССР дополнительно союзным республикам на 1935 г. особый денежный фонд для помощи кассам общественной взаимопомощи колхозов. Из этого фонда доплачивать кассам общественной взаимопомощи колхозов 30 рублей на каждые 100 рублей, расходуемые кассой на помощь детям-сиротам и детям временно впавших в нужду родителей. Общий размер этого фонда по Союзу ССР на 1935 г. определить в сумме 5.000.000 рублей.
14. Выделить специальные суммы по бюджету социального страхования для оказания в городах материальной помощи сиротам и детям впавших во временную нужду родителей, особенно, нуждающихся матерей-одиночек.
III. Об организации борьбы с хулиганством детей на улицах 15. Обязать Главное Управление Р.-Кр. Милиции усилить борьбу против хулиганства на улицах со стороны детей и подростков (драки, оскорбление прохожих, езда на трамвайных буферах и т. п.).
16. Организовать при городских и районных советах крупных городов секции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Возложить на эти секции в качестве основной задачи организацию общественности предприятий, учреждений и жактов на дело ликвидации уличного хулиганства детей и подростков.
17. Обязать наркомпросы союзных республик принимать безотказно в детские дома детей от органов НКВнудела в городах, где не имеется приемников-распределителей, и на железных дорогах.
IV. Об усилении ответственности родителей и мерах борьбы с правонарушениями малолетних 18. Предоставить право органам милиции штрафовать родителей в административном порядке в пределах до 200 рублей за озорство и уличное хулиганство детей.
19. Установить материальную ответственность родителей и опекунов за действия детей, причинившие материальный ущерб.
20. Обязать органы наркомпросов и милиции доводить до сведения общественных организаций по месту работы родителей об отсутствии надзора со стороны родителей за поведением детей.
21. Комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей при отделах народного образования — ликвидировать.
22. В случаях, когда родители не обеспечивают надлежащего присмотра за поведением ребенка, органы наркомпроса обязаны возбуждать вопрос перед судебными органами об изъятии ребенка от родителей и о помещении его в детский дом с оплатой стоимости его содержания за счет родителей.
V. О детской литературе и кинофильмах 23. Поручить Отделу культурно-просветительной работы и Отделу печати и издательств ЦК ВКП(б), ЦК нацкомпартий и совнаркомам союзных республик усилить наблюдение за детской литературой и кинофильмами, не допуская литературы и фильм, могущих иметь вредное влияние на детей (приключения уголовных преступников и т. п.).
* * * Поручить комиссиям партийного и советского контроля систематически проверять выполнение настоящего постановления.
Председатель СНК СССР В. МОЛОТОВ
Секретарь ЦКВКП(б) И. СТАЛИН
31 мая 1935 г.
ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 103. Лл. 3-5. Типографский экз.
Опубликовано: Известия ЦИК Союза ССР-ВЦИК, № 127 от 1/VI 1935 г.
По стране (СССР) проходят проверки, обследования состояния д/домов.Вот только пример по Актюбинской области. Читать тяжело. А смотреть на документы еще тяжелее. По Воронежской области в ГАОПИ тоже встречались не малым количеством подобные документы и сведения. Но ТО было время. ********************************************************************************************************************************************************************** По моему вопросу - пока НИЧЕГО...
ТОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ №9» ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ (1924 - 2006 ГГ.) Ф. Р‑1758, 510 ед. хр., 1944—2007 гг.
Детский дом № 9 (детдом «Водник») отдела народного образования Томского губисполкома для детей дошкольного и школьного возраста создан в 1924г. на базе расформированного детдома №30. С 1930г. находился в ведении отдела народного образования Томского горисполкома. 13 января 1992г. переименован в Муниципальное учреждение «Муниципальный детский дом №9» управления образования Администрации г.Томска. С 1994г. находился в подчинении управления образования Мэрии г.Томска,[1] с 1997г. – вновь управления образования Администрации г.Томска, с 3 июня 2000г. – департамента образования Администрации г. Томска.[2] 20 ноября 2000 г. реорганизован в Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №9» департамента образования Администрации г.Томска.[3] 18 декабря 2004г. переименовано в Томское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №9» департамента общего образования Администрации Томской области.[4] Ликвидировано 6 декабря 2006г.[5] Документы за 1924-1943гг. на хранение не поступили.
Приказы. Уставы детского дома (1993, 2002). Лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Протоколы заседаний попечительского совета, педагогического совета, методических совещаний, совещаний при директоре, общих собраний воспитанников (1938г.). Сметы расходов, штатные расписания, комплексные программы образовательной деятельности и социального воспитания детей, планы и отчеты о работе детского дома, пионерского лагеря и подсобного хозяйства. Планы и отчеты по учебно-воспитательной и летней работе. Методические разработки и доклады. Альбом «Детскому дому - 50 лет» (1971г.). Коллективные договоры.Годовые бухгалтерские отчеты. Паспорта детского дома.
[1] ГАТО. Ф. Р-1962. Оп.1. Ед. хр.177. Л.3. [2] ГАТО. Ф. Р-1758. Оп.1. Ед. хр.443. Л.3. [3] ГАТО. Ф. Р-1758. Оп.1. Ед. хр.444. Л.18. [4] ГАТО. Ф. Р-1758. Оп.1. Ед. хр.491. Л.1. [5] ГАТО. Ф. Р-1758. Оп.1. Ед. хр.509. Л.1. ФОНДЫ Р-29. Детские дома г.Томска отдела народного образования Томского губисполкома (1917 - 1925гг.)
Р-34. Белобородовский детский дом отдела народного образования Томского уисполкома, с. Белобородово Томского уезда([1921] г.-не уст.)
Детские дома г.Ленинграда (1942-1945 гг.) 3 фонда.
P-1758. Томское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №9» департамента общего образования Администрации Томской области (1924 - 2006 гг.)
P-1998. Детский дом №4 управления образования Администрации г.Томска ([1960] г.-по наст. время)
P-41. Институт социального перевоспитания отдела народного образования Томского окрисполкома (инспер) (1925 - [1930] гг.)
Р-221. Детская колония им. Н.К.Крупской отдела народного образования Томского окрисполкома, г.Томск (не уст.-[1930] г.)
Р-311. Центральные мастерские при детских домах отдела народного образования Томского окрисполкома, г.Томск (1925-1930 гг.)
БЕЛОБОРОДОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОГО УИСПОЛКОМА, С. БЕЛОБОРОДОВО ТОМСКОГО УЕЗДА([1921] Г.-НЕ УСТ.) Ф. Р-34, 8 ед. хр., 1921—1924 гг.
Протоколы собраний шефов. Сметы на содержание и оборудование детского дома, авансовые отчеты, инвентарные акты, ведомости прихода и расхода денежных средств. Переписка с Томским уисполкомом о снабжении продовольствием, заготовке дров, приобретении посевного материала. Индивидуальные карточки воспитанников, учетные карточки педагогов и обслуживающего персонала.
ФОНДЫ Р-29. Детские дома г.Томска отдела народного образования Томского губисполкома (1917 - 1925гг.)
Р-34. Белобородовский детский дом отдела народного образования Томского уисполкома, с. Белобородово Томского уезда([1921] г.-не уст.)
Детские дома г.Ленинграда (1942-1945 гг.) 3 фонда.
P-1758. Томское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №9» департамента общего образования Администрации Томской области (1924 - 2006 гг.)
P-1998. Детский дом №4 управления образования Администрации г.Томска ([1960] г.-по наст. время)
P-41. Институт социального перевоспитания отдела народного образования Томского окрисполкома (инспер) (1925 - [1930] гг.)
Р-221. Детская колония им. Н.К.Крупской отдела народного образования Томского окрисполкома, г.Томск (не уст.-[1930] г.)
Р-311. Центральные мастерские при детских домах отдела народного образования Томского окрисполкома, г.Томск (1925-1930 гг.)
ДЕТСКИЕ ДОМА ФОНДЫ Р-29. Детские дома г.Томска отдела народного образования Томского губисполкома (1917 - 1925гг.)
Р-34. Белобородовский детский дом отдела народного образования Томского уисполкома, с. Белобородово Томского уезда([1921] г.-не уст.)
Детские дома г.Ленинграда (1942-1945 гг.) 3 фонда.
P-1758. Томское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №9» департамента общего образования Администрации Томской области (1924 - 2006 гг.)
P-1998. Детский дом №4 управления образования Администрации г.Томска ([1960] г.-по наст. время)
P-41. Институт социального перевоспитания отдела народного образования Томского окрисполкома (инспер) (1925 - [1930] гг.)
Р-221. Детская колония им. Н.К.Крупской отдела народного образования Томского окрисполкома, г.Томск (не уст.-[1930] г.)
Р-311. Центральные мастерские при детских домах отдела народного образования Томского окрисполкома, г.Томск (1925-1930 гг.)
********************
--- С БлагоДарностью и любовью Виталий Владимирович
В книге "Город Томск" (Томск, 1912. С. 68 [3-я паг.]; http://elib.tomsk.ru/purl/1-4178/) указана фирма "Шамарин и Сыновья", которая торговала обувью в Гостином дворе (базаре) в Томске. В словаре Н. М. Дмитриенко "Томские купцы" (Томск, 2014. С. 106) представлена фотография Марии Шамариной с другими купеческими детьми, но о ней никакой информации нет. Эту книгу можно скачать в Интернете. В списках томских купцов в книге В. П. Бойко "Купечество Западной Сибири в конце XVIII - XIX в." Шамарин тоже не указан. Посмотрите также раздел "Торговые фирмы Сибири, Туркестана и Степного края и краткое описание городов" в "Сибирском торгово-промышленном календаре на 1900 год" (Томск, 1900. С. 129; http://elib.tomsk.ru/purl/1-8448/).
Купечество В Московской Руси из общей массы посадских людей выделялись купцы, делившиеся на гостей, купцов Гостиной и Суконной сотен в Москве и "лучших людей" в городах, причем гости составляли наиболее привилегированную верхушку купечества. В 1724 были сформулированы соответствующие принципы разделения купцов на гильдии. "В 1-й гильдии знатные купцы, которые имеют большие торги и которые различными товары в рядах торгуют, городовые доктора, аптекари и лекари, судовые промышленники. Во 2-й гильдии которые мелочными товары и всякими харчевыми припасы торгуют, ремесленные всяких мастерств люди и прочие, сим подобные; прочие ж, а именно: все подлые люди, обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные, хотя и граждане суть и в гражданстве счислятися имеют, токмо между знатными и регулярными гражданами не числятся". В 1775 было установлено, что купцы должны делиться на 3 гильдии в соответствии с объявленным капиталом и платить в казну по 1% с объявленного ими капитала, а от подушной подати быть свободными. Размеры гильдейского капитала со временем увеличивались, при этом "объявление капиталов оставлено на добровольное показание на совесть каждому". То есть купцы сами облагали себя налогом, но были заинтересованы объявить побольше, и не только потому, что в казенных подрядах "доверие" сказывалось по мере объявленного капитала. В зависимости от гильдии, купцы пользовались различными привилегиями и имели различные права на производство торговли и промыслов. Все купцы могли вместо рекрутского набора платить деньги. Купцы первых двух гильдий освобождались от телесного наказания. Купцы 1-й гильдии имели право на внешнюю и внутреннюю торговлю, 2-й - на внутреннюю, 3-й - на мелочную по городам и уездам. Купцы 1-й и 2-й гильдий имели право ездить по городу парой, а 3-й - только на одной лошади. Лица других сословий могли записываться в гильдии на временных основаниях и, платя гильдейские повинности, сохранять свой сословный статус. В 1800 дворянам было запрещено записываться в гильдии и пользоваться выгодами, присвоенными одним купцам , в 1807 оно было восстановлено. В 1800 для поощрения купцов, отличившихся в торговой деятельности, было учреждено звание коммерции советника, приравненное к 8-му классу гражданской службы , а затем мануфактур-советника с аналогичными правами. В 1807 было введено также почетное звание первостатейных купцов, к которым были отнесены купцы 1-й гильдии, ведущие только оптовую торговлю. На это звание не имели права купцы, имевшие одновременно с оптовой и розничную торговлю или державшие откупа и подряды. Первостатейные купцы имели право ездить по городу как парой, так и четверней и даже имели право приезда ко двору (но только лично, без членов семейства). Манифестом о купеческих товариществах и компаниях (1807) введен учет первостатейных купцов. Городские думы обязывались вести список первостатейных купцов, ?ежегодно дополняя или переменяя оный¦, и подавать его министру коммерции. В Министерстве коммерции была заведена для ?увековечивания в потомстве памяти родов первостатейного купечества¦ Бархатная книга знатных купеческих родов. В 1824 для купцов 1-й гильдии подтверждено право заниматься банкирским промыслом, входить в казенные подряды на любую сумму и т.д. Право купцов 2-й гильдии на заграничную торговлю было ограничено суммой 300 тыс. руб. в год, а для 3-й гильдии такая торговля воспрещалась. Подряды и откупа, а также частные контракты для купцов 2-й гильдии ограничивались суммой в 50 тыс. руб., банкирский промысел запрещался. Для купцов 3-й гильдии право заводить фабрики ограничивалось легкой промышленностью и числом работников до 32. Было подтверждено, что купец 1-й гильдии, занимающийся только оптовой или заграничной торговлей, именуется первостатейным купцом или негоциантом Занимающиеся банкирским промыслом могли также именоваться банкирами. Пробывшие 12 лет подряд в 1-й гильдии получали право на награждение званием коммерции или мануфактур- советника. При этом подчеркивалось, что "денежные пожертвования и уступки по подрядам не дают право на награду чинами и орденами" - для этого требовались особые заслуги, например, в области благотворительности. Купцы 1-й гильдии, пробывшие в ней менее 12 лет, имели также право просить о зачислении их детей на государственную службу на правах обер-офицерских детей, а также о приеме их в различные учебные заведения, в том числе университеты, без увольнения от общества. Купцы 1-й гильдии получали право носить мундиры той губернии, в которой записаны. В манифесте подчеркивалось: "Вообще купечество 1-й гильдии не почитается податным состоянием, но составляет особый класс почетных людей в государстве". Здесь же было отмечено, что купцы 1-й гильдии обязаны принимать только должности градских голов и заседателей палат (судебных), совестных судов и приказов общественного призрения, а также депутатов торговли и директоров банков и их контор и церковных старост, а от выбора во все остальные общественные должности имеют право отказываться; для купцов 2-й гильдии к этому списку прибавлялись должности бургомистров, ратманов и членов судоходных расправ, для 3-й - градских старост, членов шестигласных дум, депутатов при разных местах. На все прочие городские должности должны были избираться мещане, если купцы не пожелают их принять. В 1863 было введено новое гильдейское устройство. Занятия торговлей и промыслами сделались доступными лицам всех сословий без записи в гильдию при условии оплаты всех торговых и промысловых свидетельств, но без сословных гильдейских прав. При этом к 1-й гильдии была отнесена оптовая торговля, ко 2-й - розничная. Купцы 1-й гильдии имели право на повсеместное занятие оптовой и розничной торговлей, подряды и поставки без ограничений, содержание заводов и фабрик, 2-й - на розничную торговлю по месту записи, содержание фабрик, заводов и ремесленных заведений, подряды и поставки на сумму не более 15 тыс. руб. При этом содержатель фабрики или завода, где есть машины или более 16 работников, должен был брать гильдейское свидетельство по крайней мере 2-й гильдии, акционерные общества - 1-й гильдии. Таким образом, принадлежность к купеческому сословию определялась величиной объявленного капитала. Купеческие дети и неотделенные братья, а также жены купцов принадлежали к купечеству (были записаны на одно свидетельство). Купеческие вдовы и сироты сохраняли это право, но без занятия торговлей. Достигшие совершеннолетия купеческие дети должны были при отделении вновь записываться в гильдию на отдельное свидетельство или переходили в мещане. Неотделенные купеческие дети и братья должны были именоваться не купцами, а купеческими сыновьями и т.д. Переход из гильдии в гильдию и из купцов в мещане был свободный. Переход купцов из города в город разрешался при условии отсутствия недоимок по гильдейским и городским сборам и взятия увольнительного свидетельства. Поступление купеческих детей на государственную службу (кроме детей купцов 1-й гильдии) не разрешалось, если такое право не приобреталось образованием. Корпоративная сословная организация купечества существовала в виде избираемых ежегодно купеческих старост и их помощников, в обязанности которых входило ведение гильдейских списков, забота о пользах и нуждах купечества и т.д. Эта должность считалась в 14 классе гражданской службы . С 1870 купеческие старосты утверждались губернаторами. Купец, не объявивший капитала и не производящий торга, должен был по истечении определенного срока приписаться к какому-либо обществу. На время выбытия из купцов и ещё неприписания ни к какому городскому обществу бывшему купцу выдавалось свидетельство ?на избрание рода жизни¦. Для вступления бывшего купца в какое-либо общество требовалось согласие этого общества, которое также оформлялось свидетельством.
[/q]
[q]
С середины XIX века для учета лиц, принадлежащих к купеческому сословию, в городских общественных управлениях и Думах велись различного рода списки и ведомости: гильдейские списки; именные реестры купцам 1 и 2 Гильдий местным и иногородним, возобновившим свидетельства и Билеты; списки лиц, получивших купеческие свидетельства, свидетельства на мелочные торги и промысловые свидетельства; списки купцов, объявивших и необъявивших капиталов; ведомость получившим купеческие свидетельства со вступлением в купеческое звание; ведомость о лицах, получивших купеческие свидетельства без причисления звания; ведомость о купцах, невозобновивших капиталов; ведомость об умерших купцах и т.д. Принадлежность к купеческому сословию совмещалась с принадлежностью к почетному гражданству.
Пришел ответ на мой запрос от 30.11.2015 г. из ИЦ УМВД по Томской области - " ИЦ УМВД РОсси по Томской области не располагает сведениями о применении политических репрессий, аресте, судимости, нахождении в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении в отношении Т.Ф.Ш., 1931 г.р.
[/q]
Выдвину версию, почему молчат архивы : служил я недалеко от Томска, на одном из крупнейших в мире ядерных центров : Северск ( Томск - 7 ) ( 21 отряд МГБ СССР ) Внутренние войска МВД СССР. ОВГО ( охрана важных государственных объектов ) УСЧ ( управление специальных частей ГУВВ )
Так вот, это был целый громадный засекреченный город. Ведь его кто-то построил. А кто..... неизвестно.
встречается "торговый дом ШаМарина И.А. и сыновья" на протяжении 22 теперь известных нам лет: с 1893, 1895, 1900,1902, 1903, 1904, 1905, 1907, 1911 по 1915 гг.. - купец 2 гильдии г. Томска. Имел сыновей. Сколько? Каких лет? Один из сыновей мог(?) быть отцом Т.Ф.Ш.
Задача - найти теперь сведения об этом купце и его сынах. И это уже что-то. Хотя не факт, что он может быть именно тем, кем хотелось бы... но изучать надо . По д/ домам - глухо. Ничего не прибавилось и ни какой информации.
Какое безобразие с документами!!!
Разве что из тех же Календарей за 1905 г.
Выше писал:
С середины XIX века для учета лиц, принадлежащих к купеческому сословию, в городских общественных управлениях и Думах 1.- велись различного рода списки и ведомости: гильдейские списки; 2.- именные реестры купцам 1 и 2 Гильдий местным и иногородним, возобновившим свидетельства и Билеты; 3. - списки лиц, получивших купеческие свидетельства, свидетельства на мелочные торги и промысловые свидетельства; 4.- списки купцов, объявивших и необъявивших капиталов; 5.- ведомость получившим купеческие свидетельства со вступлением в купеческое звание; 6.- ведомость о лицах, получивших купеческие свидетельства без причисления звания; 7.- ведомость о купцах, невозобновивших капиталов; ведомость об умерших купцах и т.д. 8.- Принадлежность к купеческому сословию совмещалась с принадлежностью к почетному гражданству. Вот по порядочку, думаю, и искать. А вдруг?
--- С БлагоДарностью и любовью Виталий Владимирович
Вот такое сообщение прислала мне AnnaK-va. БлагоДарю Вас!
[q]
10 марта 2016 11 марта 2016 ## PRO100VVP В «Списке улиц 1915г. Томска с поименованием домовладельцев и указанием деления на полицейские, мировые и следственные участки» https://yadi.sk/i/LrL5fb7Dq4kf7 по Сенной площади владелец дома №4 Шамаринъ Т.Д. Причем, в 1908 г. этот дом по 2 Полиц. уч. 2 Миров, уч. 4 СлЪдств. уч. принадлежал другому лицу: С*Ьнная площадь. № 4. Барабанщиковой, Mapiи Феликсовой.
10 марта 2016 ## Здравствуйте! Много перебрал тем, но, думаю, здесь будет логичнее разместить мой вопрос.
Человек отбывал наказание в детской трудовой исправительной колонии г. Суздаля - 50е годы. Вот где в данном случае искать мне судебное решение (приговор)? По идее копии судебного решения( приговор) должны сдаваться из районных судов общей юрисдикции и передаваться в областной архив. Но не в ГАВО же а может и в ГАВО Но ежели не в ГАВО - тогда куда? В судебный архив? Судебный архивный департамент? Куда мне делать запрос, чтобы найти судебное решение? Нужен адрес. Я нашел Архивный департамент администрации Владимирской области, но не уверен что это ТО, что мне надо.