Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

И это все о них. ШТЕЙНГЕЛИ.

Жизнедеятельность баронов Штейнгель с их взлетами и падениями.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Вперед →
Модератор: RinaZ
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 259
БАРОНЫ ФОН ШТЕЙНГЕЛЬ. Материал из книги Н.А. и Д.И.Гангур, 4т., из серии "Усадебное наследие Кубани".( Часть 2).
ИСТОРИЯ ВОЗВЫШЕНИЯ «МАЛЕНЬКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОРОЛЯ»
Родоначальник династии крупных предпринимателей баронов фон Штейнгель Рудольф Васильевич родился 5 июня 1841 г. в городе Ревеле. По сообщению биографа, инженера С. М. Житкова, до десятилетнего возраста Рудольф воспитывался в доме родителей в Ревеле.
В немецкоязычных источниках имеются сведения, что он посещал в 1852 г. Домскую рыцарскую школу, затем продолжил обучение в Корпусе инженеров путей сообщения.
В 1853 г. Рудольф поступает в Институт Корпуса инженеров путей сообщения - привилегированное высшее техническое учебное заведение, учреждённое в 1809 г. «Дети лучших фамилий добивались чести слушать в нем лекции, отличнейшие воспитанники Пажеского корпуса по Высочайшим повелениям переводились на новое заведение»46. С 1844 г. в Институт принимались только действительные дворяне в возрасте от 11 до 13 лет. Закрытое учебное заведение давало общее и специальное образование. Кроме наук воспитанники изучали русский, французский, немецкий и английский языки; обучались церковному пению, гимнастике и танцам, а в специальных классах ещё и фехтованию.
До 1864 г., то есть до преобразования Корпуса путей сообщения из военного в гражданское устройство, выпускники получали звание офицеров Корпуса инженеров путей сообщения. Окончив полный курс наук первым, Рудольф Штейнгель 15 июня 1861 г. был удостоен чина поручика (инженер-поручик);
По решению экзаменационной комиссии имя первого по выпуску 1861 г. - барона Рудольфа Штейнгеля - было занесено на мраморную доску в актовом зале Института. К тому же выпускники (поручики/подпоручики), имевшие 12 баллов по поведению, получали «название отличнейших, со внесением сего названия в формулярные о службе их списки, по примеру воспитанников военно-учебных заведений». Это должно быть отражено и в формулярном (послужном) списке Штейнгеля.

Начало карьеры Рудольфа Васильевича пришлось на бум железнодорожного строительства в России. Итоги Крымской войны 1853-1856 гг. показали, что одним из приоритетных направлений развития экономического потенциала страны и повышения её обороноспособности является развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь железных дорог.
Молодой инженер Р. В. Штсйнгель начал службу в Московском округе путей сообщения в должности начальника дистанции, занимаясь шоссейными дорогами в г. Фатеж (Курская губ.). Вскоре ему представилась возможность показать свои замечательные способности инженера на строительстве Московско-Рязанской железной дороги сначала в части составления проектов и всяких расчётов, а затем заведования её постройкой. На частной Московско-Рязанской дороге Штейнгель служил под началом инженера путей сообщения М.Л. Бернацкого. Здесь, в месте своей службы, селе Чупринково (Рязанская губ.), по сообщению биографа, Рудольф Васильевич женился на Марии Фёдоровне Каменской. По другим источникам, 3 ноября 1863 г. барон обвенчался с дочерью майора российской армии М.Ф. Каменской недалеко от Донского монастыря в храме Ризоположения на Донской (ныне - Донской округ г. Москвы). Рудольф, потомок эстляндских дворян, по вероисповеданию был лютеранином, Мария - православной. Мария Фёдоровна была дочерью Фёдора Павловича Каменского, поручика Рижского драгунского полка, майора в отставке, утверждённого в потомственном дворянстве в 1846 г.
Следующий этап деятельности Рудольфа связан со строительством казённой Московско-Курской железной дороги, куда были привлечены все лучшие молодые инженеры. Начальник работ инженер-генерал-майор В. С. Семичев назначил инженера-штабс-капитана Рудольфа Штейнгеля заведовать одним из самых трудных её участков III (тульским) отделением. Барон прибыл в г. Тулу. «Здесь ему пришлось много поработать, особенно ввиду полной неопытности в подобных работах низшего персонала - рабочих и десятников, однако, благодаря своим выдающимся способностям, широкому инженерному образованию, редкой энергии и трудолюбию, Штейнгель блестяще выполнил возложенное на него поручение и сдал выстроенный им участок в образцовом порядке». Одновременно со строительством железной дороги от Москвы к Туле началось возведение железнодорожных мостов. Под руководством Штейнгеля построено несколько замечательных по проектам и вычислениям мостов раскосной системы.
Затем последовали другие назначения: Орловско-Витебская, Грязе-Царицынская и Балтийская железные дороги, где он выступал в качестве главного инженера /начальника строительных работ. В 1868 г. он вместе со своим братом Максимом Васильевичем строил подрядным способом Борисоглебский участок Грязе-Царицынской железной дороги. В 1871 г. принимал участие в постройке на средства частного капитала Лозово-Севастопольской дороги.
Во всех случаях наиболее ярко проявились два основных качества его репутации - «выдающееся знание дела» и добросовестность. II когда барону представился счастливый случай - концессия на постройку Ростово-Владикавказской железной дороги, он не преминул воспользоваться «выигрышным билетом», имея за плечами уже солидный опыт железнодорожного дела. Историю случайного выдвижения, или странного восхождения «маленького железнодорожного короля», барона Штейнгеля приводит в своих воспоминаниях русский государственный деятель С. Ю. Витте: «Он был простым инженером на Царскосельской дороге в то время, когда министром путей сообщения был граф Алексей Бобринский [...]. В это время приходилось строить Ростово-Владикавказскую дорогу, и явился вопрос, кому дать концессию Ростово-Владикавказской дороги.
В это время император Александр II уже влюбился и интимно жил с своей будущей морганатической женою княгинею Юрьевскою, урожденною княжной Долгорукой. Эта княжна Долгорукая не брезговала различными крупными подношениями, и вот она через императора Александра II настаивала, чтобы дали концессию на постройку Ростово-Владикавказской дороги - не помню кому: или инженеру Фелькерзаму, или какому-то другому железнодорожному концессионеру - чуть ли не Полякову.
Граф Алексей Бобринский, как человек очень порядочный, конечно, очень возмущался тем, что концессии даются таким способом, а поэтому всячески этому сопротивлялся. Вот как- то раз он был в Царском у императора Александра II; император с ним заговорил о том. что вот он дал концессию такому- то...!?) и почему он, Бобринский, со своей стороны не хочет этого сделать? Тогда Алексей Бобринский ответил, что он не хочет делать это потому, что считает то лицо, которому предполагается дать концессию. человеком неблагонадежным, который много денег заберет к себе в кар¬ман, и что он считает невозможным так тратить государственные деньги. Тогда император Александр II рассердился на Бобринского и сказал ему много неприятного. В конце концов он сказал: «Ну, так ты в таком случае выбери своего концессионера из людей, которых считаешь честными, и представь его сегодня же, чтобы вопрос о том, кому будет дана концессия, был сегодня же кончен» - и что ждать он не намерен. Тогда Бобринский приезжает под этим впечатлением на Царскосельский вокзал и встречает как раз инженера путей сообщения барона Штенгеля. которому, как он знал, министерство путей сообщения симпатизировало, как очень способному инженеру. Бобринский взял да через несколько часов и написал государю, что он представляет ему, как концессионера этой железной дороги, инженера Штенгеля. Таким образом, инженер Штенгель построил эту дорогу, нажив при этом большое состояние (не миллионы, но несколько сот тысяч рублей)»
.
Конец 1860-х - начало 1870-х гг. характеризуется разгаром концессионного строительства в Российской империи. Правительство старалось соз¬дать максимально выгодные условия для железнодорожных концессионеров, в том числе гарантируя обеспечение их ценных бумаг. К середине 1870-х большая часть железнодорожной сети страны была поделена между акционерными обществами, причём значительная доля финансирования осуществлялась на заёмные средства, с привлечением иностранного капитала. Несмотря на непрерывный рост валового дохода российских железных дорог, долги их государству с каждым годом резко возрастали. Ежегодные приплаты государства по гарантированным капиталам частных железных дорог возросли с 1871 по 1881 г. в четыре раза - с 13 до 52 млн рублей. В ряде случаев низкая рентабельность становилась источником дополнительных прибылей для железнодорожных дельцов. В докладной записке правительственного инспектора Курско-Киевской дороги в Министерство путей сообщения (1879) вскрывается механизм махинаций правлений бездоходных железных дорог. Инспектор указывает, что «некоторые капиталисты составляли даже синдикаты для скуп¬ки акций какой-нибудь малодоходной, но гарантированной железной дороги и, заручившись большинством голосов на акционерном собрании, выбирали такое правление, которое должно было извлекать побочные доходы и платить синдикату определенный дивиденд на акции. Побочные доходы извлекались с помощью составления фальшивых отчетов по эксплуатации железной дороги и посредством отдачи поставок топлива и шпал и прочих материалов под-ставным лицам за возвышенные против действительных цены». Результатом «концессионной горячки» в России стал кризис железнодорожного хозяйства к началу 1880-х гг. Причиной этому во многом послужило бесконтрольное хозяйничанье железнодорожных магнатов.

К концу 1860-х гг. стала очевидной необходимость создания развитой железнодорожной сети на Северном Кавказе, способной обеспечить оперативное перемещение военных грузов и активизировать торгово-экономическое развитие региона. Концессия на строительство новой транспортной артерии была утверждена Александром II 2 июля 1872 г. Концессионером выступило акционерное «Общество Ростово-Владикавказской железной дороги», учредителем которого, как уже говорилось, стал инженер коллежский асессор барон Рудольф Васильевич Штейнгель. По условиям соглашения учредитель, в качестве обеспечения образования общества, был обязан в трёхмесячный срок внести в Государственный банк залог в сумме 300 тыс. рублей. В число акционеров вошли представители крупного капитала: А.II. Путилов, А. II. Вышнеградский, А. А. Давыдов, члены царской фамилии и другие высокопоставленные особы. Основной капитал общества составил 27 млн рублей. Правление компании находилось в Санкт-Петербурге, а управление - в Ростове- на-Дону. Согласно условиям концессии Общество должно было построить и эксплуатировать железнодорожную линию со всеми необходимыми инженерными и гражданскими сооружениями от Ростова-на-Дону до Владикавказа, а также проложить грунтовое шоссе от станции Кумской до Железноводска, Пятигорска, Ессентуков и Кисловодска и содержать его в исправности".

Сквозное движение по вновь проложенной «чугунке», общая протяжённость которой составила 652 версты, открылось в начале июля 1875 г. Построй¬ка дороги производилась под непосредственным наблюдением Р. В. Штейнгеля. По завершении работ он был выбран председателем правления Общества Ростово-Владикавказской железной дороги и оставался на этом посту до конца своей жизни. Зал заседаний правления украсил его портрет.
Железнодорожная магистраль в первые годы её эксплуатации была убыточной. Причинами тому явились не только затруднения, характерные для начального этапа деятельности дорог, но также неурожаи в южных районах России в 1873-1875 гг. и Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Лишь в 1884 г. Общество Ростово-Владикавказской железной дороги получило чистую при-быль в размере 700 тыс. рублей.
Примечательно, что именно в этот период (конец 1870-х - начало 1880-х гг.) Р. В. Штейнгель делает наиболее крупные инвестиции в недвижимость - роскошная усадьба в Киеве, дома во Владикавказе, обширные имения в Кубанской области и Волынской губернии.
Следующим амбициозным проектом Общества стало строительство ветки Тихорецкая - Новороссийск, обеспечившей выход к Чёрному морю. Концессия на строительство новой линии была получена в ноябре 1883 г., а работы производились с 1884 по 1888 г. Прокладка дороги длиной 258 вёрст была сопряжена со множеством технических трудностей, в частности сооружением двух горных тоннелей. Предприятие, переименованное к этому времени в Общество Владикавказской железной дороги, обустроило по последнему слову техники морской порт в г. Новороссийске с элеваторами, эстакадами и другими приспособлениями, пропускной способностью более 30 млн пудов грузов по вывозу и 3,5 млн пудов по ввозу. II снова «замечательная энергия и знание дела» Рудольфа Васильевича позволили справиться с поставленной задачей, несмотря на возникавшие немалые трудности. Создание подобного порта, по оценке современников, представляло в своём роде единственное явление в России, а Ростово-Владикавказская дорога «по экономии и разумной эксплуатации» заняла одно из первых мест среди русских железных дорог.
Владикавказская магистраль долгое время удерживала монополию па грузо- и пассажироперевозки на Северном Кавказе, что в совокупности с благоприятными экономическими условиями региона позволило к началу 1890-х гг. сделать её одной из самых высокодоходных в России.
В 1890 г. чистая прибыль Общества составила 3 млн рублей.

Трудно переоценить значение дороги для социально-экономического развития региона. Она способствовала миграции населения
в степные районы Закубанья, на Черноморское побережья Кавказа, развитию сельского хозяйства, промышленности и торговли. С охватом всё новых территорий железнодорожной сетью начался интенсивный рост городов: Ростова-на-Дону, Таганрога, Новороссийска, Владикавказа, Екатеринодара, Армавира.
В 1886 г. председатель правления Ростово-Владикавказской железной дороги Р. В. Штейнгель и директор правления А. А. Жук, по ходатайству Екатеринодарского городского головы, были удостоены звания почётных граждан г. Екатеринодара'’. Данная форма почётного гражданства не была связана ни с вероисповеданием, ни с имущественным цензом, ни с местом в табели о рангах. Звание «Почётный гражданин» присваивалось органами городского самоуправления (городские думы, городские управы) лицам в качестве поощрения за особые заслуги перед городом, такие как вклад в экономическое развитие города, культурной среды, развитие благотворительной деятельности и другие заслуги перед населённым пунктом. Окончательное решение о присвоении данного звания принимал император. «Сенатор Плеве уведомил ныне, что Государь Император, по докладу Министра Внутренних Дел об этом ходатайстве, 30 прошлого января, на присвоение Штейнгелю и Жуку звания почетных граждан г. Екатеринодара Высочайше соизволил», - сообщалось в письме от 26 февраля 1886 г. Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе начальнику Кубанской области.

В конце 1870-х основным местом проживания барона Р. В. Штейнгеля стал г. Киев. «В Киеве все - и люди, и обстановка - были другие, чем в Петербурге и Москве», - писала о своих впечатлениях Т. Л. Щепкина-Купер-ник, приехавшая из Москвы к своему отцу, киевскому адвокату, жившему «в одном из лучших домов тогдашнего Киева, с фонтаном во дворе и боль¬шим садом».
На Бульварно-Кудрявской улице, 25 (ныне - 27) находилась роскошная усадьба барона Р. В. Штейнгеля, известная всем киевлянам, - «дом замечательный по архитектурной красоте и прекрасно разведенному саду». Киевский особняк, принадлежавший княгине С. II. Кудашевой, Рудольф Васильевич приобрёл в 1877 г. Усадебный дом в стиле английской готики был возведён во времена губернаторства II. И. Фундуклея (1839-1852) управляющим губернской канцелярией Поповым. На момент покупки всё имение состояло из каменного двухэтажного дома, с подвальным этажом и мезонином, каменной конюшни, деревянного сарая, помещения для садовника, двух павильонов, большого сада, ледника, колодца, двора, газона в 12 саженей. Усадьба занимала территорию в 3280 кв. саж. (1,5 га), из них на площади в 2900 кв. саж. был разбит сад -ггг. с фруктовыми и другими деревьями/кустами.

Приобретя дом, Штейнгель решил заняться его переустройством, но ввиду своей занятости доверил это дело брату Максиму, о чём свидетельствует сохранившаяся нотариально заверенная доверенность от 7 июня 1877 г. Вначале для этих целей был приглашён киев-ский городской/епархиальный архитектор Владимир Николаевич Николаев. Однако вскоре, по истечении двух недель, он по неизвестной причине отказывается от данной им подписки, и работы по перестройке усадебного дома, вплоть до их окончания в феврале 1879 г„ производились под руководством архитектора академика Виктора Ивановича Сычугова.
Внешний облик здания воплотил в себе романтические реминисценции периода Историзма, не случайно вызывавшие у современников аллюзии со средневековым «сказочным замком», в первую очередь благодаря угловым башням, парапетным зубцам, оконным/дверным сандрикам (в стиле английской готики). На угловой надстроенной башне по старинной традиции вывешивался «крепостной флаг», видный на фотографиях конца XIX в., как знак пребывания барона в своём имении. По описаниям, металлическая ограда лоджии была украшена «готическими» вензелями, составленными из инициалов супругов Штейнгель - Марии и Рудольфа. Т. Л. Щепкина-Куперник в своих мемуарах пишет: «У них был чудесный дом в огромном парке, который мы прозвали «Сказочный замок», убранный внутри не только богато, но с большим личным вкусом, что редко бывает в богатых домах, где предпочитают обыкновенно полагаться на усмотрение обойщиков и декораторов. Тут были и огромный музыкальный зал с двумя роялями и арфой, и прекрасная библиотека». Внутреннее убранство интерьеров с использованием элементов неоренессансно-барочного декора как нельзя более соответствовало образу богатой виллы или загородной резиденции. Украшением интерьера служили и полихромные изразцовые печи-камины с отделкой резным белым мрамором.
Не мог не вызывать восхищение и великолепный парк с дорожками, аллеями, прихотливо-очерченными клумбами, рабатками, фонтаном, беседками, мостиками, перголой и прудом с чёрными лебедями, который подобно драгоценному расшитому ковру (бродери) раскинулся у подножия величественного замка. Позади особняка, на хозяйственном дворе, находился трёхэтажный корпус, соединявшийся переходом с основным объёмом здания. В корпусе размещались различные службы (конюшня, каретник), жилые помещения для многочисленной прислуги.
Ко времени покупки киевской усадьбы у супругов Штейнгель было четверо сыновей. Первенец Сергей родился 18 июня 1864 г. в Москве, через четыре года, 13 июня 1868 г., в Витебске появился на свет Иоанн (Иван), 26 ноября 1870 г. - Фёдор, а через год - Владимир.
Рудольф Васильевич обращается в Киевское дворянское депутатское собрание с прошением о причислении его с семейством в киевское дворянство. Определением Собрания от 6 сентября 1879 г. Герман-Рудольф-Александр Фридрихов-Вильгельмов-Карлов Фон Штейнгель с женою Мариею Фёдоровною и сыновьями: Сергеем, Иоанном, Фёдором и Владимиром - были внесены в пятую часть Дворянской родословной книги Киевской губернии.


Третий сын, Фёдор, страдал эпилепсией, и климат Санкт-Петербурга, где он родился, не подходил для его здоровья. В конце 1870-х гг., когда мальчику исполнилось восемь лет. барон покупает, в первую очередь ради любимца - сына, имение в селении Городок Волынской губернии, куда семья переезжала на лето. А с наступлением холодной поры, как это было принято во многих богатых семьях, возвращалась в свою киевскую усадьбу. Неизвестно, почему барон остановил свой выбор на небольшом сельце Городок, находившемся в восьми верстах от Ровно. В числе причин, по мнению исследователей, могли быть и довольно большая немецкая колонизация этого пограничного района в конце XVIII в. (колонии немцев-меннонитов), и Высочайшие указы 1860-х гг., освобождавшие немцев от военной службы (1861), разрешавшие, как и россиянам, не платить налоги при покупке недвижимости в западных губерниях России (1867). Ио, думается, что главная причина заключалась в необыкновенно красивом «святом» месте и расположении замка, не иначе как посюстороннем парадизе. «Посреди [обширного] пруда есть значительных размеров остров, на котором стоит оригинальной архитектуры «замок» и при-мыкающая непосредственно к нему церковь. Когда-то этот дворец был монастырем и в нем жили монахи». Поселение Городок было из¬вестно с XV в. и находилось во владении кня¬зей Збаражских. Городецкий замок менял своих владельцев, переходил из рук в руки. В начале XVI столетия он принадлежал Киево-Печерскому монастырю, а с 1730 г. поступил во владение униатского митрополита Атанасия Шептицкого, построившего здесь в 1740 г. каменную униатскую Святониколаевскую церковь. И. С. Абрамов пишет, что Городок пода¬рен Екатериной II графу Валентину Эстергази (происходил из богатого и влиятельного рода венгерских магнатов) после того, как были «уничтожены имения униатского духовен¬ства». Но граф прибыл из Франции в Петербург в начале 1890-х. Описывая в своих мемуарах бурные события той эпохи, Эстергази жаловался на то, что после смерти Екатерины II все конфискованные в её царствование и пожалованные ему имения Павел I вернул прежним польским владельцам. Граф остался без крова, почти без средств к существованию. В 1797 г. Павел I пожаловал Эстергази взамен отнятых другие имения, в одном из которых он и умер в 1805 г.3 Красивый парк «пейзажного стиля» в Городке связывают с именем ирландского ботаника Дионисия Миклера, заложившего его примерно в 1820-е при графе Эстергази (?). Как бы то ни было, природная/рукотворная идиллическая красота этого уединённого/ освящённого места - остров с мостиком, замком, парком, старинной церковью - не могла не импонировать барону Штейнгелю.

Отдельные эпизоды из жизни обитателей киевского «замка» конца 1880-х описала известная писательница и переводчица Татьяна Щепкина-Куперник, дочь известного киевского адвоката и актёра-любителя Льва Абрамовича Куперника. Адвокат вводит Татьяну, девочку-подростка, в дом своих друзей - барона и баронессы Штейнгель, которые были людьми исключительной культуры."
Татьяна Львовна отмечает, что в этом доме «бывало все, что было интересного и значительного в Киеве» и главное - очень много молодёжи, «так как сыновьям Ш. было от 23 до 17 лет». В то время старший сын Сергей «толь¬ко что женился на молоденькой, хорошенькой гимназисточке из бедной семьи», и молодожёны готовились к отъезду в Петербург. Иван был помолвлен с красавицей Лидией Павловной Самойловой, которую за её красоту прозвали «Венера Павловна». Двое младших - Фёдор и Владимир - ещё учились: первый - в гимназии, а второй - в Коллегии Павла Галагана. «В доме еще жили маленькие племянницы баронессы, гостили молодые девушки и подростки родственницы, и жизнь так и кипела»".
В Киеве Рудольф Васильевич был наездами, большую часть времени проводя в Петербурге, где находилось Правление Общества Владикавказской железной дороги (Большая Морская, 34), или в других местах, куда его «призывали дела» (Владикавказ, Ростов-на-Дону, Армавир и др.). В послед¬ние годы пребывания в Петербурге он останавливался в гостинице «Европейская» находившейся на Михайловской ул., 1/7 (угол улиц Михайловской и Итальянской). Его имя записано в адресной книге Санкт-Петербурга .

На протяжении многих лет Рудольф Васильевич будет тесно связан с Владикавказом - административным центром Терской области, оставив заметный след в различных сферах его жизни. После открытия движения поездов по железной дороге город превращается из военной базы в пункт оживлённой торговли России с Кавказом и Закавказьем"8. Барон получил концессию на сооружение городского водопровода, неоднократно избирался в состав Владикавказской городской думы, являлся почётным попечителем Владикавказской мужской прогимназии/гимназии", почётным членом Областного статистического комитета (председ. начальник Терской области и наказный атаман Терского казачьего войска) и др.80 Во Владикавказе барон имел несколько зданий, в числе которых великолепный, к сожалению, несохранившийся дворец [взорван в 1919 г.], считавшийся одним из красивейших зданий на всём Северном Кавказе. Современники отмечали, что «такое здание-дворец можно встретить в Царском Селе пли Петергофе», но информация о нём крайне скудна. Возведение дворца приписывают «безымянным» итальянским мастерам (архитектор, художники), а завершение строительства относят к 1892 г.

После окончания Института Корпуса инженеров путей сообщения барон, как и многие деятели железнодорожного мира, не порывает со своей alma mciter. В середине 1850-х Институт открывает двери детям недворянского сословия. Среди всё более возраставшего числа студентов находилось очень значительное число лиц, материально необеспеченных, терпевших большую нужду, которую не могли удовлетворить выдаваемые учебным заведением «микроскопические» единовременные пособия. В 1875 г. по инициативе профессора Н. А. Белелюбского создаётся «Общество вспомоществования студентам Института Инженеров Путей Сообщения Императора Александра I», в числе учредителей которого состояли преимущественно инженеры всех чинов и выпусков, от маститых известных деятелей до только что начинающих свою карьеру. Общество ставило своей целью «доставлять» нуждающимся студентам Института средства к существованию в Петер¬бурге для окончания курса в нём. Капитал об¬щества состоял из пожертвований различных лиц и членских взносов.

В этот же период (1870-е) учреждаются многочисленные стипендии, которым присваивались имена руководителей ведомства или известных деятелей по инженерному делу. Среди лиц, принимавших «выдающееся участие в железнодорожном строительстве» и учредивших именные стипендии в конце 1877 г., значится и инженер статский советник Штейнгель. Барон учредил две именные стипендии, выплачивавшиеся в размере 300 руб. из процентов на капитал в сумме 6904 руб.84
В 1882 г. в Петербурге основывается «Собрание Инженеров Путей Сообщения». В первом пункте устава определена его цель: «Для сближения инженеров путей сообщения, для содействия успеху развития теоретических и практических инженерных знаний и для доставления инженерных средств к приятному препровождению времени в обществе своих товарищей, знакомых и семейств». На семейные вечера и балы Собрания постоянно приглашались студенты Института, имевшие возможность окунуться в атмосферу элегантного и блестящего общества, которое составляли семьи инженеров. Кроме того. Собрание выступило с инициативой собирать всех инженеров за общею трапезою в годовщину основания Института - 23 ноября. II этот день торжественно стал отмечаться инженерами путей сообщения". В ноябре 1886 г. за такой дружеской трапезой инженеры выразили общее желание иметь биографии «своих однокашников и сослуживцев». После проведённой подготовительной работы на средства инженеров были изданы три сборника (1889, 1893, 1902). В третьем выпуске помещена биография Рудольфа Штейнгеля.
Второй период жизни барона уже не связан с железнодорожным бумом, в который он окунулся с головой на начальном этапе своей успешной карьеры. хотя он не отходит от дел, держит в своих руках рычаги управления акционерным обществом.

Рудольф сколотил солидный капитал, который позволил ему сделать крупные земельные приобретения и применить свои знания, опыт и деловую хватку уже в другой области, в качестве сельского хозяина и агронома. В начале 1880-х он покупает в Закубанье, недалеко от Армавира, два больших участка земли общей площадью 9000 дес.
В последние годы барон в основном жил в Киеве. Как и его супруга Мария Фёдоровна, занимался благотворительностью. На его пожертвования и двух других предпринимателей и благотворителей в Киеве были открыты три столовые дешёвых обедов, в которых кормили бесплатно бедных, людей со скромным достатком или обслуживали по низким ценам. На пожертвования баронессы по проекту епархиального архитектора Владимира Николаева вновь отстроена Сретенская церковь, или Всех скорбящих Радость".
Как человек энергичный, деятельный, быстро откликающийся на многие вызовы времени, проникающий в суть вопроса, входящего в круг его непосредственных интересов (хлеботорговля), барон живо реагирует па введённые Германией особо повышенные таможенные пошлины на хлеб и другие продукты сельского хозяйства, так называемые боевые пошлины. Он написал много статей, опубликованных в киевских газетах, в 1888 г. изданных отдельной брошюрой под названием «По поводу ввозных пошлин на хлеб».
Рудольф Васильевич занимался и теоретическими разработками, в которых проявились его недюжинные математические способности. Построив в имении «Хуторок» ветряные мельницы, он разработал и изложил теорию ветряных двигателей в своём труде, вышедшем в Киеве в 1889 г. В предисловии к работе он писал: «Отсутствие точной теории и желание определить условия, при которых могли бы лучше действовать работающие у меня ветряные двигатели, побудили меня заняться полным расчетом ветряных двигателей. Хотя, быть может, он даже имеется где-нибудь в технической литературе». Необходимость устройства центробежных насосов стимулировала его к проведению исследования на основе
математических расчётов.
Конец 1880-х - начало 1890-х гг. отмечены трагическими событиями, которые не прошли бесследно для барона. Его жизнь омрачилась смертью жены Марии Фёдоровны, скончавшейся 30 октября 1890 г. За радостными событиями следующего года - получением чина действительного статского советника (январь 1891), женитьбой сына Фёдора на Марии Шандивиной в конце апреля 1891 г. - снова последовала трагедия. Умирает во время родов, 25 января 1892 г. в Киеве, его невестка Мария, произведя на свет сына Бориса".
Возможно, подорванное здоровье уже давало о себе знать, и барон поспешил закрепить одно из своих имений за любимым сыном, возможно, к этому его подталкивали и другие обстоятельства. В любом случае, за четыре месяца до своей смерти Рудольф Васильевич во время очередного приезда в «Хуторок» оформил 30 июля 1892 г. в Армавире доверенность на Фёдора, поручив ему управление имением «Городок» Ровенского уезда Волынской губернии". Надо заметить, что барон являлся почётным судьёй Армавирского судебно-мирового округа.

Годы напряжённого труда по созданию обширной, разорванной в пространственных координатах «империи» подорвали его здоровье. Он умер от разрыва сердца 20 ноября 1892 г., в пять часов утра, в Киеве. Рудольфу Васильевичу было чуть более 50 лет. Его кончина не прошла незаметно для общественности, делового мира. На страницах многих официальных и частных изданий («Правительственный вестник», «Сын Отечества», «Киевлянин», «Русский календарь» и др.) были помещены некрологи, разные по объёму и содержанию - от констатации скоропостижной кончины одно¬го из известнейших русских инженеров, видного общественного деятеля до описания его профессиональной деятельности и характеристики личностных качеств. «В среде делового мира барон Р. В. Штейнгель пользовался уважением как человек прямой, честный и даровитый» - отмечалось в некрологе «Нового времени» . Газета «Киевлянин» внесла свою интонацию: «В лице его железнодорожный мир потерял одного из своих видных представителей и опытного строителя, а общество - человека, пользовавшегося симпатиями всех имевших случай иметь с ним дело». «Русский календарь» уведомил о кончине известного русского инженера путей сообщения, агронома и сельского хозяина".


Правление Общества Владикавказской железной дороги организовало 23 ноября панихиду по усопшему в помещении Правления на Большой Морской улице, 34. К слову, по горькой иронии в конце июля того же года в Екатеринодаре умер член Правления инженер Александр Антонович Жук.
Барон Штейнгель с размахом и широтой создавал свою империю (име¬ния «Хуторок», «Городок», Ильинское», великолепные дома в Киеве. Владикавказе), но и усыпальница на Аскольдовой могиле оказалась под стать баронскому достоинству: «Усыпальница [на четвертой террасе] занимает самое большое пространство на кладбище - в длину имеет 6 саженей и в ширину 3 сажени. В восточной стороне стоит роскошной работы иконостас из белого мрамора с ионийскими колонками и карнизом с узорчатым орнаментом, в киот которого вделан образ Спасителя. В се¬редине могила покрыта паркетом из белого и черного песчаника крестообразной формы. По бокам креста - красивые виньетки из разно¬образной зелени и цветов. С западной стороны усыпальницы выступает балкончик квадратной формы, с которого открывается чудный вид на Днепр и его окрестности. Усыпальница огорожена железной оградкой, укрепленной 16 колонками на фундаменте из дикого гранита. Могила украшена металлическими венками, цветами и зеленью». Слева и справа от иконостаса до его каменных крылец были прикреплены две большие мраморные доски с именами шести похороненных там особ". В семейном склепе на Аскольдовой могиле похоронены жена, сыновья Рудольфа Васильевича - Сергей и Иван....


Прикрепленный файл: Герман Рудольф Александр фон Штейнгель.jpg
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 259
>> Ответ на сообщение пользователя Klim2018 от 20 июня 2021 8:37

Спасибо!
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 259
>> Ответ на сообщение пользователя aaaskir от 20 июня 2021 10:38
Благодарю.
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 259
ФЕДОР ШТЕЙНГЕЛЬ В КИЕВЕ.
...Городских избирателей Киева представлял кадет, барон Фёдор Рудольфович Штейнгель, ближайший друг профессора Беляшевского. Его отец Рудольф Штейнгель был основателем Стретенской церкви в Киеве, а Федот Биляшевский — священником там. Их дети встречались в храме.

Позднее в Варшавском университете Федор учился на энтомолога, а Николай работал в архивах. Там они сдружились еще больше. А в конце 1895 года Федор Штейнгель пригласил друга в своё имение Городок в окрестностях Ровно, чтобы организовать музей, существующий до сих пор.

Вместе они входили и в масонскую ложу «Великий восток народов России»

Штейнгель был крупной фигурой общественной жизни тех лет, и его биография заслуживает отдельного рассмотрения. В данном обзоре ограничимся лишь впечатлениями современников, которые позволят составить об этом деятеле общее впечатление.

Киевский адвокат, общественный деятель и литератор Арнольд Марголин оставил такое воспоминание о бароне Штейнгеле:

«В Киеве на выборах я познакомился с бароном Ф. Р. Штейнгелем. Его первое выступление в Государственной думе было всецело посвящено еврейскому вопросу. Вообще, во всей своей деятельности Штейнгель всегда проявлял особенный интерес и теплоту к судьбам еврейского народа. Впоследствии, при гетмане Скоропадском, он был назначен украинским послом в Германии, на каковом посту и оставался до переворота, то есть до перехода власти к Директории».

Дмытро Дорошенко отозвался о нём так: «Мало мне приходилось видеть на своем жизненном пути таких прекрасных благородных людей, как барон Федор Штейнгель. Как человек — это был джентльмен в лучшем и идеальном смысле этого слова. Иметь с ним дело было для каждого наибольшей радостью, настолько это была милый и симпатичный человек. В украинских кругах он пользовался высоким уважением и авторитетом».

После Февральской революции барон активно включился в общественную работу, при первом составе Центральной Рады был генсеком торговли и промышленности, однако дальше отказался стать генсеком финансов. После победы гетмана Штейнгель отправился послом в Берлин.

Сам Павел Скоропадский охарактеризовал его так: «В Берлин поехал барон Штейнгель, честнейший и благороднейший украинец, носил только немецкую фамилию, но даже не говорил по-немецки, что, конечно, было для его деятельности значительным недостатком».

С установлением петлюровской власти барон вернулся к себе в имение Городок, которое оказалось в составе Польши. Там он и встретил Красную Армию в 1939 году. Его имение было национализировано, а семья выселена в дом к баронской кухарке. Год спустя Фёдор Рудольфович с семьёй был выдворен в Германию в соответствии с соглашением об обмене населением.

Ирина Лукашевич, дед которой Иван Кулиш работал учителем в основанной Штейнгелем городокской школе-училище, вспоминает:

«Однажды поздно вечером к дому деда подъехала фура с лошадьми. На ней сидели барон Штейнгель с женой Верой Николаевной и сыном Федором. Все были в крестьянской одежде. Мне это показалось странным, поскольку я неоднократно приезжала с дедом в гости в усадьбу барона и видела, как они одеваются. Но ничего нельзя было спрашивать. Позже дед рассказал, что договорился с проводником, который провел барона с семьей через границу с Польшей »

В окрестностях Дрездена он и скончался в 1946 году.

https://news.rambler.ru/world/...mu-rossii/

Прикрепленный файл: Ф.Шт. с женой и детьми.jpg
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29940
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31363

RinaZ написал:
[q]
ФЕДОР ШТЕЙНГЕЛЬ В КИЕВЕ.
...Городских избирателей Киева представлял кадет, барон Фёдор Рудольфович Штейнгель, ближайший друг профессора Беляшевского. Его отец Рудольф Штейнгель был основателем Стретенской церкви в Киеве, а Федот Биляшевский — священником там. Их дети встречались в храме.
[/q]

Штейнгель Владимир Рудольфович
(1871 – 1927)
купец, барон.
Родился 1 декабря 1871 года в С.-Петербурге в семье инженера, барона Рудольфа Васильевича Штейнгеля (1841 – 1892).
Окончил Коллегию Павла Галагана.
Учился в Университете св. Владимира на физико-математическом факультете, но не закончил его, в связи со смертью отца.
На Московской сельскохозяйственной выставке 1885 года получил почётный диплом "за организацию и влияния имения "Хуторок".
В 1918 году имение было национализировано.
В 1920-е гг. эмигрировал в Париж,тал швейцаром.

Источник:
Третьяков А.П. Киевские купцы.: науч.-популярн. издание. – К.: ЛАТ & K, 2020. С. 731 – 732.
---
Знания - сила
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 259
>> Ответ на сообщение пользователя Klim2018 от 4 августа 2021 22:26

Спасибо большое за помощь, но данные по выставке не верны. Такой диплом был, но получен, только в 1895 году. Эти данные(фото) из книги П.Н.Котова об имении "Хуторок" изд.1900г., которая была написана для Всемирной Парижской выставки, где принимало участие и имение барона. Да и сам Владимир стал заниматься "Хуторком"(и то не сразу) только после смерти отца в 1892г. А по завещанию вступил в законные права наследования аж в 1897г.
Да и само имение начало отстраиваться после покупки земли в 1882г. Так что молодая экономия была еще не готова к такого рода выставкам.


Прикрепленный файл: Опис.выст.Х.Котов (1).JPGОпис.выст.Х.Котов (2).JPG, 1722890 байтответ в ВГД.jpg, 80715 байт
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 259
ОТВЕТ ИЗ АРХИВА.
На мой запрос о деятельности В.Р.Штейнгель в Омском уезде 1906-1919гг. получен ответ из ИАОО. Им большое спасибо, и мне стало многое понятней.

Прикрепленный файл: О ВРШ из Омск.арх.скрин.jpg
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
Лайк (1)
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 259
Бароны Штейнгели и виноградарство Новокубанска и Туапсе

История виноделия в дореволюционной России связана с такими известными именами, как агроном Гейдук, князь Голицын, генерал Пиленко. Гораздо меньше известно о семье баронов Штейнгелей, а ведь их вклад в развитие отрасли не менее ценен.

Армавирский «Хуторок»

Бароны Штейнгели (нем. Steinheil, произносится как Штайнхайль) происходили из обрусевшего немецкого дворянского рода. Среди них были полководцы и декабристы, командоры Камчатки и депутаты Киевской городской и Государственной Дум, финансисты и дипломаты. В нашей истории участвуют родившиеся в Ревеле, жившие в Киеве и на Северном Кавказе братья Максим и Рудольф Васильевичи (Вильгельмовичи) Штейнгели, а также сын последнего Владимир Рудольфович Штейнгель.


Начнем с младшего брата. Рудольф Васильевич Штейнгель (1841–1892), инженер, учредитель «Общества Владикавказской железной дороги», основал в 1882 году под Армавиром имение «Хуторок» площадью в 3002 десятины (ныне северо-западная часть города Новокубанска). Виноградники в нем изначально занимали площадь 8 десятин, но с 1885 года она постоянно увеличивалась. При этом 4 десятины были отданы под опытные виноградники редких для Кубанской области технических и столовых сортов. В 1887 году было начато строительство подвала, бродильного отделения и винодельни.


По раздельному акту, совершенному 7 ноября 1897 года наследниками барона Рудольфа Штейнгеля его сыновьями Сергеем, Иваном, Федором и Владимиром, имение «Хуторок» поступило во владение барона Владимира Рудольфовича, инженера, крупного землевладельца и предпринимателя. Именно он превратил имение в, как сказали бы теперь, «высокодоходное и многоотраслевое сельскохозяйственное производство капиталистического типа». Главной задачей хозяина было организовать труд работников – казаки Кубанской области и соседних сел и станиц Ставропольской губернии работать в хозяйство идти не желали, и барон приглашал на работу через биржи труда иногородних крестьян из центральных российских и малороссийских губерний. Первоначально в «Хуторке» занимались земледелием и скотоводством (выращивали озимую пшеницу, лен, подсолнечник, овес, горчицу, ячмень – последний шел, в частности, на солод на винокуренные заводы, принадлежавшие имению).

Барон Владимир Штейнгель выращивал лошадей кабардинской породы. Он построил маслозавод, мельницу, винокуренные, кирпичный и сахарный заводы. В имении работала ремесленная мастерская, где ремонтировались машины и изготавливались седла, сбруя, подковывались лошади. В имении была своя больница из 4 палат с 18 кроватями. Ежегодно здесь проходили стационарное лечение до 400 больных, амбулаторное – 8 тысяч. Лечение было бесплатным.

Но для нас наиболее интересно то, что самой доходной отраслью хозяйственной деятельности имения «Хуторок» стало виноградарство, виноделие и винокурение. Лозу для виноградников (и черенки фруктовых деревьев) Штейнгель получал из Крыма, удельного имения «Абрау», Кизляра и Закавказья, а также от брата Максима из имения «Туишхо» под Туапсе. По состоянию на 1900 г., под виноградниками в имении «Хуторок» было занято 8 десятин земли. В книге «Описание кубанского имения «Хуторок» барона В. Р. Штейнгель», вышедшей в 1900 г. к участию имения во Всемирной выставке в Париже (составитель агроном П. Котов), указано, что на черноземных и суглинковых землях имения выращивались сорта рислинг, сотерн (прежнее название семильона — прим. ред.), пино блан, токай (фурминт — прим. ред.), педро хименес, траминер, каберне, саперави, гамэ, пино фран, аликанте, алеатико и др.


Основатель восточнокубанского виноделия

На территории главной усадьбы имения бароном было построено кирпичное здание винодельного завода. Оно имело 3 подземных этажа, уходящих в землю на глубину более чем 9 метров. Там находились дробилки системы «Дебонне», каждая производительностью в 4 тыс. ведер вина в день, дубовые бродильные чаны; отделения были снабжены системой вентиляции, отоплением, водоснабжением и канализацией. Бочки из майкопского (кавказского) дуба емкостью 450 ведер опускались в подвалы и поднимались оттуда при помощи системы блоков и лебедок. Для осветления белого вина в имении применяли осетровый клей, для красных вин – желатин или яичный белок. На заводе были установлены фильтры ведущих западноевропейских производителей. Винодельня располагалась в 1,5 верстах от виноградников.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году имение «Хуторок» получило Большую Золотую медаль. Что же касается вин, производившихся в имении, то белые вина награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Антверпене, Париже. Разливались вина в бутылки с вытисненным фамильным гербом баронов Штейнгелей, изготавливавшиеся по заказу в Москве.

«Грубые» вина (по терминологии тех лет), как правило, не бутилировались, а транспортировались в дубовых бочках и продавались на розлив (по цене от 1,90 до 9 руб. за ведро). Администрация отдела виноделия состояла всего из трех человек: заведующего с годовым окладом 3600 рублей, помощника – 480 рублей, счетовода – 900 рублей. Постоянных рабочих было 20 человек.

Винные склады и магазины имения «Хуторок» работали в Армавире, Екатеринодаре, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Москве, Риге, Киеве и Санкт-Петербурге (есть, правда, есть данные, что с 1897 г. единственный склад оставили в Москве, а вина стали продавать преимущественно прямо с завода в «Хуторке»). В Ставрополе агенты барона, работавшие в его торговом доме, открыли несколько винных погребов.

Владимир Рудольфович Штейнгель со своим семейством постоянно проживал в имении. Он исполнял обязанности почетного попечителя Армавирской мужской гимназии, являлся почетным мировым судьей Армавирского судебно-мирового округа, вместе со своей супругой баронессой Марией Францевной входил в число почетных членов Армавирского общества попечения о детях. В. Р. Штейнгель выступал вдохновителем различных благотворительных акций.

После большевистского переворота 1917 г. имение В. Р. Штейнгеля было разорено. Новые власти дважды приговаривали барона к расстрелу, и лишь благодаря заступничеству своих бывших рабочих он уцелел, но вынужден был бродяжничать и перебиваться в Армавире подаяниями. Свои дни В.Р. Штейнгель окончил в эмиграции в Париже.

Современные виноградники в Краснодарском крае расположены узкой полосой вдоль Черноморского побережья от Тамани до Геленджика и на Таманском полуострове. Есть еще один изолированный «островок» – Новокубанский район (причем виноград здесь на зиму укрывают, как на Дону, в отличие от других регионов Кубани). Можно утверждать, что начало развитию этого Восточнокубанского (Армавирского, Новокубанского) региона, виноград из которого ныне идет на производство бренди (коньяков), было положено именно хозяйством барона В. Р. Штейнгеля. В здании его винокуренного завода находился спирто-коньячный завод «Хуторок-2» (сейчас это Заводская улица города Новокубанска). А вот вин из тамошнего винограда сейчас не делают.

Вкратце упомянем о брате Владимира Рудольфовича – Федоре (Теодоре) Рудольфовиче Штейнгеле (1870–1946). Он проживал в Киеве и в своем имении «Городок» Ровенского уезда Волынской губернии. Был депутатом Государственной Думы. Открытый им в 1896 году в имении краеведческий музей считается первым сельским музеем на территории Украины. В 1915 году экспозиция музея была перевезена в Армавир, где жил брат Владимир. В 1918 году, во время правления гетмана Скоропадского, Федор Штейнгель стал послом Украинской державы в Берлине.

Виноградник в Туапсе

А теперь вернемся к дяде Владимира Рудольфовича – барону Максиму Васильевичу (Магнусу Карлу) Штейнгелю, киевскому сахарозавдочику, главе правления Киевского земельного банка. Он в 1874 году приобрел земельный надел в Черноморской губернии, в 7 верстах от Туапсе. Там барон учреждает винодельческое хозяйство «Туишхо». Сам барон с семьей жил в Киеве, на втором этаже (10 комнат) особняка на улице Большой Подвальной (ныне – Ярославов Вал), отдав первый под контору и правление основанного им Товарищества Юзефовско-Николаевского сахарного завода. Справа от дома Штейнгель построил одноэтажное помещение с подвалом, где разместил винный магазин и погреб. Барон торговал винами собственного производства, в частности, шампанским «Туишхо», а также кавказским медом и сушеными фруктами. Дистрибуция была хорошо организована: вина «Туишхо» продавали не только все виноторговцы Киева, но также и уполномоченные дилеры в двух десятках городов Украины – от Луцка до Конотопа. По свидетельству Н. Кузнецова, посетившего имение барона, его «виноградник и все имение ведется на широкую ногу, с затратой большого капитала и с введением всех усовершенствований».

Почва в «Туишхо» известковая, каменистая, «весьма пригодная для виноградников, но разработка плантажа обходится очень дорого». Из 7 десятин на 5,5 десятинах выращивали технические сорта, на 1,5 десятинах – столовый виноград. Кузнецов указывает, что на виноградниках преобладают рислинг, сотерн (семильон), пино блан и бургундский (вероятно, пино нуар — прим. ред.). Вино делают «по возможности» сортовое. В небольших количествах выращивали также сорта шасла, мускаты, «кахетинские лозы», «американские» и др. сорта. Лозы высаживали рядами вниз по склону или чаще поперек склона, амфитеатром, так, чтобы почва не сползала и не смывалась дождем. Землю разрабатывают канавами. Расстояние между рядами 2 аршина (1,4 м), между лозами 1,5 аршина (чуть более метра). Лозы привязывали к вертикальным кольям из дуба или скумпии (известного на Северном Кавказе растения, листья которого использовали для дубления кожи). На зиму лозы не закапывали.

Из болезней винограда путешественник упоминает ложную мучнистую росу (от нее виноград опрыскивали раствором соды с купоросом) и настоящую мучнистую росу (истребляли серным цветом).

Вина у барона выдерживали в подвале до трех лет. На виноградниках работали жители соседней станицы Вельяминовской. Барон предоставил казакам чубуки, и те стали выращивать виноград у себя в станице, продавая его на винодельню барону. Документы отмечают, что барон Штейнгель использовал сорт траминер для подслащения своих вин.


Наука и коммерция

Киевские газеты конца XIX века пестрели такими рекламными объявлениями: «Виноградные вина барона М. Штейнгеля из садов имения Туихшо в Черноморской губернии. Винный погреб в Киеве, на Большой Подвальной, 3. Большой запас старых выдержанных вин. Заказы, которые передаются в погреб на Б. Подвальной, 3 почтой или телефоном № 91 исполняются немедленно». Или вот: «Виноградные вина барона М. В. Штейнгель. Собственных садов в Черноморской губернии. Подвал и магазин в Киеве, на Большой Подвальной улице, в собственном доме, № 3. Также имеются для продажи фруктовые консервы в сахаре (компот) садов Туишхо».

Интересно, что виноградники барона Максима Штейнгеля располагались под Туапсе – сейчас здесь уже виноград не сажают. А тогда виноградарство и виноделие считалось в регионе столь обещающим, что там же, в Туапсе, в 1897 году департаментом земледелия учреждается Варваринское низшее училище плодоводства, виноделия и виноградарства. Некоторые историки считают, что именно в Варваринском училище впервые на Черноморском побережье России виноградники были подняты на шпалеру (другие, впрочем, говорят, что первым в регионе это сделал черноморский окружной агроном Федор (Фридрих) Гейдук в Абрау). Что же касается Варваринского училища, то здесь внедрялись химические средства борьбы с вредителями и болезнями винограда, изучались новые сорта и формировки куста, испытывались новые машины для междурядной обработки.

Как и в других местах Черноморской губернии, виноградниками в имении барона Максима Штейнгеля занимались чехи. Посетившая имение в 1886 году графиня П. С. Уварова, путешествовавшая по Кавказу, отзывается о Штейнгеле так: «…все-таки на Руси есть люди, которые думают и работают и хотят приложить руки к делу, за которое взялись». Вот как описывает графиня свой визит в имение Штейнгеля: помощник управляющего чех Тихачек «весьма любезно принял нас и, за болезнью управляющего, показал все имение», с особой же любовью пасеку, на которой он внедрил свою систему ульев с более высокой остроконечной крышей «с целью дать пчелиному царству больше воздуха <…> чтобы возможно было в одном и том же улье поместить два роя».

Позже у Штейнгеля в «Туишхо» было 12 десятин виноградников, 16 десятин фруктовых садов, образцовая пасека и консервная фабрика. Интересно, что в дом вода поступала по керамическому водопроводу из горного источника, причем по пути она проходила очистку на фильтрах. Вокруг дома был построен прекрасный парк.


…Советская власть конфисковала все имения и дома семейства Штейнгелей в Киеве и на Кавказе. Судьба их оказалась плачевной: так, дом в Туишхо сгорел уже после войны, а в усадебном доме имения «Хуторок», перестроенном до неузнаваемости, располагалась контора колхоза. Уцелел лишь киевский особняк. Сейчас в нем располагается резиденция посла Индии в Украине.


Владимир Пукиш. Автор благодарит Сергея Ктиторова (г. Армавир) за предоставленные фотографии и материалы.
http://rusvina.ru/wineopedia/view.php?ELEMENT_ID=757
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 259
УСАДЕБНЫЙ ДОМ БАРОНА В.Р.ШТЕЙНГЕЛЬ В "ХУТОРКЕ".
Картина В.Н.Дурново, 1927г., находится полотно в Армавирском музее.

Прикрепленный файл: худ.В.Н.Дурново.дом кол.в ус.ВРШ 27г. (мое.jpg
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 259
ПАВЕЛ ЛЕОНГАРДОВИЧ ШТЕЙНГЕЛЬ.

Статья посвящена разгрому селения Карагач в 1918 году. Находилось оно в Северной Осетии и подверглось красному террору в его жесточайших проявлениях. Суть «забытого» историей события заключалась в том, что в ночь 4 декабря 1918 г. на селение напали большевики-керменисты, разгромили и сожгли дома. Среди жителей Карагача было много убитых и раненных, в том числе глубокие старики, а уцелевшие были вынуждены искать убежище в других осетинских обществах, за пределами Осетии и России. Был среди них и П.Л.Штейгель.... Согласно переписи 1920 г., селение Карагач в списке населенных пунктов Северной Осетии уже не значилось… [5, 12]
....
64. Барон Павел Леонгардович Штейнгель (1880–1965), инженер, нефтепромышленник, потомок старинного дворянского, баронского и графского рода. Родился он во Владикавказе в семье Леонгарда Васильевича Штейнгеля, заведующего материальной частью строительства Новороссийской ветки Владикавказской железной дороги и владельца маслобойного и черепичного заводов в Екатеринодаре.

Семья баронов Штейнгель стала инициатором постройки роскошного Курзала в Кисловодске (ныне в нем расположен большой зал филармонии), где они имели и собственный дом. Во Владикавказе находился великолепный дворец, построенный итальянскими архитекторами в 1892 г., дар барона (В.Р.Штейнгеля) городу, в котором располагалась Городская дума. В январе 1919 г. здание было взорвано большевиками.

С именем Павла Штейнгеля связан символ Крыма — «Ласточкино гнездо», которое было им куплено в 1911 г. и перестроено по проекту известного архитектора А. В. Шервуда (1871–1954), сына известного архитектора В. О. Шервуда, автора проекта Исторического музея на Красной площади в Москве.

Согласно «Списку…», дом барона Павла Штейнгеля в с. Карагач был сожжен, а имущество разграблено [15, 3‑4]. Барон Павел Штейнгель был вынужден покинуть Осетию в рядах Белой армии. С 1920 г. в эмиграции, жил в Париже. Имел троих детей.

http://izvestia-soigsi.ru/ru/archive/iis317019/626-marzoev31
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Вперед →
Модератор: RinaZ
Вверх ⇈