Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тавастшерна

И еще темы по Тавастшерна - https://forum.vgd.ru/1257/15201/
Боровитиным, Миклашевским - https://forum.vgd.ru/206/23189/

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14 15 * 16 17 18 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
alexander gupalov

Сообщений: 1860
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 226
в 1370 году, и Мамай провозгласил ханом Золотой Орды 8(10)-летнего Булака при регентстве своей жены Тулунбек-ханум, дочери Бердибека.

Була́к (ок. 1360(22)—, Мухаммед Булак, Гияс-ад-дин Мухаммед-хан, Мухаммед-хан, Гияс-ад-дин Буляк-хан, тат. Möxämmät Bulaq, Мөхәммәт Булак) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) в 1370—1372 и 1375 годах, хан Мамаевой Орды (1370—)

Был посажен в детском возрасте на ханский престол Улуса Джучи (Золотой Орды) беклярбеком Мамаем после смерти хана Абдуллаха. При Мухаммед Булак-хане чеканилась монета в Хаджи-Тархане, Крыму и Маджаре.

В 1372 году столицу Сарай захватил правитель восточной части Улуса Джучи (Золотой Орды) Урус-хан, и Мухаммед Булак бежал к Мамаю в Крым. После ухода Урус-хана на восток в 1374 году Сарай захватил Черкес и был провозглашён ханом Улуса Джучи (Золотой Орды). Однако, Черкес-хан правил недолго — в начале 1375 года Мамай захватил Сарай и вернул ханский престол Мухаммед Булаку.

Вскоре с востока вернулся Урус-хан и на месяц захватил Сарай, но закрепиться не смог — Мухаммед Булак вновь захватил столицу и вернул ханский престол.

В конце 1375 году столицу Сарай захватил Каганбек-хан. Мухаммед Булак уже не смог вернуть ханский престол
---
Ильин.Боровитинов.Сумин.Дубасов.Жеребцов.Панютин.Похвиснев.Маслов.Небольсин.Сафонов.Гупало.Сивенко.Назаренко.Гузий.Веревкин.Гринев.Коломнин.Толбузин.Шафигулин.Меленный.Бескровный. Разом до перемоги.
alexander gupalov

Сообщений: 1860
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 226
В связи с тем, что Благоден (Булак) оказался у Олега Рязанского, интересно также посмотреть, кто еще из ордынцев оказался в Рязанском княжестве.

В 1375 г. к власти в Хаджи-Тархане пришел эмир Салчи, который был сыном эмира Амата б. Исыгургена и дочери хана Джанибека.
(он приходился близким родичем ханам из дома Бату и, следовательно, был лоялен «Мамаеву» хану из этой династии. Новый астраханский правитель предпочел признать своим повелителем Мухаммад-хана Булака. )

- мать Салчи Эмира (он же САЛАХМИР - родоначальник русских родов) - дочь Джанибека Узбековича, сестра Бердибека Джанибековича

- также Мамай был женат на Тулунбек дочери Бердибека, и позже на ней был женат Тохтамыш.
Тулунбе́к-хану́м (— 1386, Сарай-Берке) — дочь хана Золотой Орды Бердибека, жена темника и беклярбека Мамая, регент Золотой Орды в 1370—1372 годах при хане Мухаммед Булаке (773 г. х.), жена хана Тохтамыша с 1380 года.

зимой того же 1371 г. Олег, при помощи татарского мурзы Салахмира, вновь захватил Рязань в свои руки

ЛЕТА 7051го (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ Вь. 23. ДЕНЬ КАК ПОЧЕТА СТРОИТИ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТЫИ БОГОРОДИЦЫ IС ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА IВАНОВИЧА ИВАНА СМИРОСЛАВОВИЧА СХОРОСМИРА ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА IОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИКОВ ЕВО ДЛЯ ТОГО ЧТО ПРИЛУЧИЛОС[Ь] БЫСТ[Ь) ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИСКОП ОЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАНДРИТОМЪ ХРИСАНООМЪ

САЛАХМИР - ИВАН В КРЕЩЕНИИ
ЕДУХАН - АНДРЕЙ В КРЕЩЕНИИ

Православное крещение принимали и другие ордынские выходцы, оказавшиеся волею судеб в рязанском княжестве: Мурза-Батур принял имя Мефодия, Кичибей стал Василием (или Селиваном), Таптык — Даниилом. Впрочем, известно, что подобный выбор совершали практически все татарские ханы, мурзы и беки, приходившие на службу к русским князьям разных земель.

Насколько известно, у Салахмира/Ивана был только один сын — Григорий Иванович. В свою очередь, у Григория Ивановича было четыре сына. Д.И. Иловайский приводит сведения о сыне Салахмира: «Сын Ивана Мирославовича Григорий играл роль главного советника при дворе Олегова внука Ивана Федоровича; о нем также встречается выражение: “Поговоря с дядею своим с Григорьем с Ивановичем”». Значительная роль, которую играл Григорий Иванович в жизни Рязанского княжества, тоже не случайна, более того, типична. Дети выходцев из Орды были уже православными христианами, носили православные имена, и, помня о своём происхождении, гордясь им, тем не менее, ощущали себя уже русскими людьми, вливались в состав русской знати и русского дворянства.

Вот и от Салахмира пошли многие дворянские роды Рязанской губернии и всей России: Вердеревские, Апраксины, Апраксины-Вердеревские, Ханыковы, Крюковы, Шишкины, Дувановы, Ратаевы, Пороватые. Во многом именно они образовали верхушку рязанского дворянства в последующие столетия. Основателями русских дворянских фамилий стали и другие ордынские выходцы, пришедшие в Рязань. От Еду-хана ведёт своё начало дворянский род Хитрово, от Мурзы-Батура — род Петрово-Соловово, от Кичибея — род Коробьиных, от Таптыка — Таптыковы, от царевича Благодена — род Мертваго.
---
Ильин.Боровитинов.Сумин.Дубасов.Жеребцов.Панютин.Похвиснев.Маслов.Небольсин.Сафонов.Гупало.Сивенко.Назаренко.Гузий.Веревкин.Гринев.Коломнин.Толбузин.Шафигулин.Меленный.Бескровный. Разом до перемоги.
alexander gupalov

Сообщений: 1860
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 226
Под 1371 г. известен боярин Софоний Алтыкулачевич, вышедший на рязанскую службу из татар поволжских и крещеный.

БАТУРИНЫ. От мурзы Батура, выехавшего в начале XV века из Орды к князю Фёдору Ольговичу Рязанскому. В крещении Мефодий. В родстве с Леонтьевыми, Петрово-Солововыми От тюрко-булгарского Батыр, батур "богатырь"

БИРКИНЫ. От Ивана Михайловича Бирка, выехавшего в начале ХV века на службу к князю Фёдору Ольговичу Рязанскому (1402-1427 гг.)
Фамилия от тюрко-монгольского Бирке, берке крепкий, могучий"

БУЛГАКОВЫ От Ивана Ивановича Шая — Булгака, рода ханского, вышедшего на службу в начале XV века к Ольгу Рязанскому с сыновьями Голицей (Голицыны) и Куракой (Куракины)

ДУВАНОВЫ. Дворяне в рязанских землях с XVI века. От Дувана, вышедшего в XV веке из Большой Орды к рязанским князьям. Фамилия от тюркского прозвища дуван "майдан, открытое место, казачья сходка для дележа добычи". В родстве с Темирязовыми и Турмашевыми

ИЗМАЙЛОВЫ. Видные бояре и дворяне уже в XV — XVI вв. От Измаила (Исмагила) — внука Шая, племянника князя Солохмирского (Солых эмир), вышедшего на службу к Великому князю Ольгу Игоревичу Рязанскому в 1427 — 1456 годах. При дворе рязанских князей был сокольничим Шабан Измаил. В 1494 году Иван Иванович Измайлов по прозвищу Инка был воеводой рязанских князей. Упоминаются и его родичи того же времени — Кудаш, Харамза
Многие имена, связанные с ранними Измайловыми— Измаил, Солых эмир, Шабан, Кудаш, Харамза имеют тюркское происхождение

КАРАГАДЫМОВЫ – ТАПТЫКОВЫ. В середине ХVI века в Рязанском уезде записан дворянином Карагадымов Тимофей Таптыков. В генеалогии рода Таптыковых записано о происхождении последнего в результате выхода Таптыка из Золотой Орды к Великому князю Олегу Рязанскому. Основой её служит татарское слово Таптык "рождённый, найденный".

КАРАНДЕЕВЫ. "Предок фамилии Карандеевых Кичибей Карандей, а по крещении названный Павлом, выехал в Россию в 1401 году из Большой Орды. В "Бархатной книге" прозвище-фамилия несколько уточняется - Каранды имеет булгаро - казанское звучание и, очевидно, происхождеие и означает "солидный", "с большим животом", а Кичибей "молодой бей, барин"

КИЧИБЕЕВЫ. Связаны с родами Коробьиных, Селивановых, Карандиевых . Все они восходят к выехавшему в 1401 году к рязанскому князю из Орды Кичибею Карандеевичу, в крещении принявшего имя Василий По Н.А.Баскакову , фамилия от тюркского Кичи бей "молодой князь”.

КОРОБЬИНЫ. В официальной родословной записано происхождение рода от Ивана Васильевича Коробья (Карабея), сына КичиБея, вышедшего из Орды в начале ХV века к Фёдору Ольговичу Рязанскому. В некоторых документах отмечен и год выхода - 1401. А.А.Зимин считает, что это был более ранний выход, т.к. под 1352 годом упоминается Артемий Коробьин, а несколько позднее, но также около середины ХIV века, Иван Артемьевич Коробьин-боярин митрополита Алексея. Вместе с тем А.А.Зимин не сомневается в тюрко-ордынском выходе и сообщает, что Кара-Бей в крещении был назван Василием, а его сыновья носили уже русские имена Иван и Селиван (основатель рода Селивановых). Н.А.Баскаков основу фамилии Кара-бей переводит как "черный, старый бей".

КУРАКИНЫ. , князья Куракины происходят от третьего сына Ивана Булгака, вышедшего в начале ХV века к Олегу Рязанскому из Орды. В родстве с Булгаковыми, Голицыными (ИРРД, I, с. 192), а также с Гедиминовичами, в родословии которых отмечаются два тюркских прозвища: Булгак и Курак (Баскаков 1979, с. 47). По Н.А.Баскакову, фамилия Куракиных происходит от тюркского Курак "сухой, высохший", но, может быть, и от монгольского Курван "третий".

ПОРОВАТЫЕ. Выход рода в 70-е годы XIV века из Орды вместе с предками Апраксиных. Поселены в рязанских землях, где в 1556 году отмечается Иван Андреевич Пороватого Чеботарев Канчеев, а до этого там же в 1521 году — Андрей Олтуфьев Пороватой

СУНБУЛОВЫ (СУМБУЛОВЫ). От боярина Ковыла Вислого, по прозвищу Сунбул, выехавшего на службу в 1371 году к Ольгу Рязанскому. Дети Сунбулова и его родичи в XV — XVI веке числились детьми боярскими по Рязани и имели там земли (Зимин 1980, с. 280). В 1514 году в Рязани отмечен боярин Сунбул Фёдор Иванович Тутыхин (сын Ивана Яковлевича Тутыхи — Ковыла) (Веселовский 1974, с. 306, 327). Сын Фёдора Сунбулова, очевидно, хорошо знавший тюркские языки, Михаил Сунбулов (Сумбулов) был неоднократным послом в Казань (под 1530 годом ) (ПСРЛ, 34, с. 194) и Ногаи (в 1565 — 1566 гг.) (ПСРЛ, 29, с.345, 348). Фамилия имеет в основе тюркско — персид. сунбул "цветок гиацинт"

ТАПТЫКОВЫ. От Таптыка из Золотой Орды, перешедшего на службу к Ольгу Рязанскому (ОГДР, VI, с. 11; БК, II, с. 383). Поместия с землевладениями в Рязанском и Каширском уездах с 1517 года. Известен Григорий Дмитрович Таптыков, убитый в 1531 году под Казанью (Веселовский 1974, с. 312). В родстве с Каравдымовыми (см.). Фамилия Таптыковы от тюркского таптык "найденный" (Баскаков 1979, с. 189). 399. ТАРАКАНОВЫ. В ОГДР (IX, с. 65) отмечено, что "Фёдор Иванович Тараканов в 1627 году уже владел старой вотчиной своего отца". Н.А.Баскаков (1979, с. 225 — 226) не сомневается в тюркском происхождении рода и выводит фамилию от тюркского тар аган. "беженец". Уже в начале XVI века, в 1510 — 1519 гг., отмечаются Владимир и Василий Никитичи Таракановы, московские гости (Веселовский 1974, с. 312). Матвей Тараканов, очевидно, знавший казанскотатарский язык, был государственным таможенником, переписчиком Казанского торга в 1568 году

---
Ильин.Боровитинов.Сумин.Дубасов.Жеребцов.Панютин.Похвиснев.Маслов.Небольсин.Сафонов.Гупало.Сивенко.Назаренко.Гузий.Веревкин.Гринев.Коломнин.Толбузин.Шафигулин.Меленный.Бескровный. Разом до перемоги.
alexander gupalov

Сообщений: 1860
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 226

В Азове Ростовской области археологи обнаружили следы массовой резни, произошедшей за десять лет до Куликовской битвы, то есть в 1370 году. Найдено 15 черепов и человеческие кости времен междоусобицы, которая длилась в Золотой Орде более 20 лет.

Историки вступили на самую темную территорию средневековой истории Руси. Появился шанс, что хотя бы на часть вопросов ответят современные археологи, раз уж молчат древние летописи. "Одним из самых темных периодов в истории Золотой Орды считается время от смерти хана Бердибека в 1359 году до вступления на золотоордынский престол хана Токтамыша в 1380 году, — утверждал почти три десятилетия назад советский историк А. П. Григорьев. — Одной из ступеней, ведущих к реконструкции истории периода в целом, является ответ на вопросы: когда, кто и в каком из центров Золотой Орды представлял верховную власть".


Незадолго до весны 1370 года беклярбек и темник Мамай убил своего ставленника хана Абдалу и верных ему людей. Место убийства сейчас и установлено археологами.


"Когда хан Абдала, посаженный Мамаем на престол Золотой Орды ребенком, повзрослел, то пошел против "военного министра" Мамая, в руках которого находилась вся фактическая власть, и попытался править самостоятельно. Однако в борьбе за власть Мамай убил его", — сказал сотрудник Азовского историко-археологического и палеонтологического музея Андрей Масловский, сообщает агентство деловой информации "Южный регион".


В то время город Азак (современный Азов) был самым крупным городом на подконтрольной хану Золотой Орды территории. "В Азаке резали всех жителей. После погрома в полусгоревшем городе уцелевшие собирали тела своих земляков и хоронили их в первые попавшиеся ямы", — рассказал собеседник агентства.


Когда письменных источников не хватает, к изучению подключаются представители смежных исторических дисциплин: специалисты по монетам, геральдике и прочее. Начиная с первой четверти 19 столетия к изучению истории Золотой Орды включились востоковеды-нумизматы, которые читали легенды на золотоордынских монетах, начертанные арабской вязью. Имена ханов, написанные по-арабски, разительно отличались от имен, начертанных в русских летописных сводах. В тюркских, арабских и персидских хрониках имена монгольских владык передавались в соответствии с языком манускрипта.



К сожалению, в отечественной историографии так и не получилось унифицировать имена некоторых монгольских ханов. Писавшие на эту тему историки каждый на свой лад транскрибировал имена одних и тех же правителей Золотой Орды. Ни к чему не привела и попытка передавать имена так, как они написаны в русских летописях. При неустоявшейся средневековой орфографии в целом, имена золотоордынских ханов передавались на письме тоже по-разному, в разных манускриптах.



Хан Абдала, как его именует сотрудник Азовского историко-археологического и палеонтологического музея А. Масловский, — это Авдуля русских летописей. Процитируем А. П. Григорьева: "Большинство русских и советских историков называет его Абдуллахом. Арабское мужское имя Абдуллах имеет прозрачную этимологию — "слуга, раб божий". Произносится оно арабами и тюрками одинаково — Абдулла. Откуда же берется конечный согласный "х"? Таково традиционное написание, точнее транслитерация этого имени у русских арабистов. Поскольку в нашу задачу входит выявление правильного произношения имен золотоордынских ханов, мы от упомянутой традиции отказываемся в пользу Абдуллы".



Разобравшись с именем — расскажем краткую историю конфликта. В середине 14 века Золотая Орда была одним из самых больших государств в Евразии, она простиралась от Дуная до Оби и Иртыша, и от Ирана до Волжской Булгарии и Башкирии. Мамай никогда не был ханом, поскольку не принадлежал к прямым потомкам Чингисхана (официально быть объявленным ханом Орды могли только чингизиды), но он занимал ключевые должности беклярбека и темника.



Если темников в государственно-административном аппарате Золотой Орды насчитывалось 70, то бекляр(и)бек был вторым лицом в государстве, который распоряжался верховным судом, внешними сношениями и армией. Непосредственно беклярбеку подчинялись четыре улусбека, руководившие темниками (командующие войсками, численность которых составляла одну тьму, то есть 10 тысяч всадников, или управляющие областями, где проживало такое же число семей налогоплательщиков), каждый из которых был как гражданским, так и военным правителем определенной территории.



После смерти хана Бердибека в 1359 году, в Золотой Орде началось двадцатилетие междоусобной борьбы, которую в 1380 году прекратил хан Токтамыш. В русских источниках этот период, когда в Орде сменилось более 20 правителей, получил название "Великая замятня". Происходивший из знатного монгольского рода Кият, второе лицо государства Мамай был женат на дочери хана Бердибека. По словам арабского хрониста Ибн Халдупа, Мамай был улусным князем еще в годы правления Бердибека. Мамай стал властвовать от имени подставных лиц, принадлежавших, видимо, к потомкам Узбека.



В августе 1361 года Мамай сделал ханом одного из потомков хана Узбека, Абдуллу (сына Хызрбека) Местная знать противопоставила ему свою марионетку — хана Кильдибека (сына Иран-бека). Ранней осенью 1362 года Мамай со своим ставленником Абдуллой выступили из Крыма (который был для Мамая чем-то вроде основной базы) и разбил войска Кельдибека. Он, однако, не был убит — что являлось крупной политической ошибкой Мамая. В те жестокие времена никаких других претендентов на престол оставлять в живых было нельзя. И скоро ему пришлось убедиться в справедливости этого закона. Кильдибека на престоле в Сарай аль-Джедид сменил Мурид (Мюрид). Приблизительно в конце лета-начале осени 1362 года произошло сражение войск Мамая и Мурида. Мурид ушел на левобережье Волги в Сарай аль-Джедид, а Мамай остался хозяином правобережья от Крыма до Волги, и Абдулла с его помощью спокойно сел на престол в Новом Сарае в сентябре 1362 года. Власть Мамая распространялась на районы между Волгой и Доном, Северный Кавказ, Причерноморские степи и Крым, а также на территорию на левом берегу Волги, где находился Новый Сарай. А вот остальному левобережью Волги со столицей Сараем аль-Джедид не очень-то повезло — оно осталось в "заложниках" у череды непрерывно сменяющихся ханов.

Интересно, что русские князья реагировали на эту ордынскую кутерьму (кстати, данное слово происходит от татарского термина "кутерьмяк" — так называли церемонию возведения хана на престол) примерно так же, как современные россияне реагируют на постоянную смену ТСЖ в их домах — почтение выражали, но дань не платили.

Например, известный всем Дмитрий Иванович, позже прозванный Донским, имел в своем "личном сейфе" два ярлыка на Великое княжение — один от Абдуллы, другой от Мурида. Однако денег не платил ни тому, ни другому, поясняя это тем, что вы, мол, господа ханы, сначала сами разберитесь, кто из вас главный, а потом уж и финансовые претензии предъявляйте.

Власть Абдуллы под "мудрым руководством" Мамая была стабильной до того момента, когда зимой 1363 года выступивший из Гюлистана Мурид разгромил войска Мамая и прогнал Абдуллу из Нового Сарая па правый берег Волги. Об этом, в частности, свидетельствуют отчеканенные Мюридом монеты в Новом Сарае, Гюлистане и Сарае. С 1363 года в русских летописях появляется термин "Муротова орда", обозначающий ордынские земли на восток от Волги. Территория Золотой Орды к западу от Волги получает наименование "Мамаевой орды".

Дальше события, видимо, развивались следующим образом — Абдулла, под руководством того же Мамая в том же 1363 году смог взять реванш — его войска разгромили татар Мурида и отбили не только Новый Сарай, но и Сарай аль-Джеид, прогнав претендента далеко в Заволжские степи. Через полтора года Мурид, потерявший доверие своих приближенных, был убит одним из его советников. Видимо, от таких успехов у Абдуллы сделалось настоящее "головокружение", и он, недовольный тем, что Мамай фактически правит за него, попытался избавиться от опеки своего покровителя. Для этого был составлен весьма хитрый план.

С помощью лиц, недовольных самовластием Мамая, в 1368 году было "организовано" восстание населения Крыма под предводительством темника Хаджи-Черкеса. Мамай, обеспокоенный этим, с большим количеством войск отправился в Крым для того, чтобы "разобраться" с мятежником. Однако эта интрига "вышла боком" самому Абдулле — после ухода Мамая его легко вытеснил с левого берега Волги еще один претендент на престол, Улджай-Тимур. В итоге хан, потерявший обе столицы, стал "бомжом" в прямом смысле этого слова. При нем не осталось никого, кроме близких родственников и кучки оставшихся верными ему эмиров с небольшими отрядами воинов.

Тем временем Мамай, разобравшись с мятежом Хаджи-Черкеса (которого он, кстати, тоже не убил, совершив тем самым еще одну политическую ошибку — в дальнейшем, после поражения в Куликовской битве именно этот эмир подговорил жителей Каффы, то есть Феодосии убить бывшего бекляр(и)бека), видимо, понял, по чьей указке действовали новоявленные крымские сепаратисты. Узнав о бедствиях Абдуллы, он пригласил его приехать в Крым. Хан, судя по всему, принял приглашение, и в 1370 году отправился туда. Но до места не доехал и бесследно исчез в пути вместе со своей свитой.

Русские летописи сообщают о том, что в 1370 году Абдулла вдруг умер при загадочных обстоятельствах (не называя при этом место его смерти). Авторы хроник также прибавляют к рассказу о событии слухи, циркулировавших в Орде среди купцов, согласно которым, Абдулла вместе с его свитой и близкими родственниками был тайно убит по приказу Мамая. Кстати, известный отечественный историк Г. В. Вернадский считал, что это произошло где-то недалеко от "базы" Мамая, Крымского полуострова — коварный бекляр(и)бек просто заманил его в ловушку и убил. А ханом объявил малолетнего Махмуд-Булака.

И вот, похоже, археологам удалось доказать, что убийство хана Абдуллы Мамаем — это вовсе не сплетни, поскольку найдено место этой кровавой ордынской "разборки". Хотя, как говорят сами ученые, окончательные выводы делать еще рано. Нужно более детально обследовать захоронение.
---
Ильин.Боровитинов.Сумин.Дубасов.Жеребцов.Панютин.Похвиснев.Маслов.Небольсин.Сафонов.Гупало.Сивенко.Назаренко.Гузий.Веревкин.Гринев.Коломнин.Толбузин.Шафигулин.Меленный.Бескровный. Разом до перемоги.
alexander gupalov

Сообщений: 1860
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 226
1370 - Въ лето 6878 Мамаи у себе въ Орде посадилъ царя другаго Маматъ Солтанъ (ПСРЛ, XV, л.303).

1370 - Того же лета князь Дмитреи Костянтиновичь Суждальскыи събра воя многи, посла брата своего князя Бориса и сына своего князя Василиа, а съ нимъ посолъ царевъ, именемъ Ачихожаи, посла я на Болгарского князя Осана. Осанъ же посла противу ихъ съ челобитием и съ многими дары. Они же дары вземше, а на княженьи посадиша Салтана, Бакова сына, и възвратишася на Русь (Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18, стр. 109).

1374/5 - в 776 г. х. на имя Мухаммад-хана пришло очередное послание Шабана с богатыми подарками. Согласно египетскому автору ал-Мухибби, лично составлявшему это послание, султан оправдывал задержку своего ответа непрерывной борьбой с «франками» и выражал удовлетворение тем, что в Золотой Орде «опасные пути стали безопасными», а сам хан выказывает справедливость к подданным и поддерживает союз с Египтом «по обычаю предков».

1377- Тое же зимы князь великии Дмитреи Ивановичь посла князя Дмитрея Михаиловичя Волынскаго ратью на безбожныя Болгары, а князь Дмитреи Костянтиновичь Суждальскыи посла сына своего князя Василья и другаго сына своего князя Ивана, а съ нимъ бояръ и воеводъ и воя многи, и приидоша къ Болгаромъ въ великое говение, месяца Марта въ 16 день, въ понедельник на вербной недели. Погании же Бесерменове изыдоша изъ града, противу ихъ, сташа на бои и начяша стреляти, а инии з граду громъ пущаху, страшаще нашу рать, а друзии самострелныя стрелы пущаху, а инии выехаша на велбудехъ, кони наши полошающе. Наши же никако же устрашающеся грозы ихъ, но крепко противу сташа на бои и устремишася единодушно и скочиша на нихъ; они же окааннии побегоша въ градъ свои, а наши после, бьючи, и убиша Бесерменъ числомъ 70 и высла изъ города князь Болгарскыи Осанъ и Маахматъ Салтанъ, и добиста челомъ князю великому и другому 2000 рублевъ, а воеводамъ и ратемъ 3000 рублевъ. Наши же възвратишася, всю свою волю вземше, а даригу и таможника посадиша, а ссуды и села и зимници пожгоша, а люди посекоша и отъидоша съ победою.
(Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 117-118)

1400 г.: - Того же лета въ пределехъ Черленаго Яру и въ караулехъ возле Хопорь до Дону князь велики Олегъ Ивановичь, съ Пронскими князи и съ Муромскимъ и Козелскимъ, избиша множество Татаръ, и царевичя Маматъ-Салтана яша, и иныхъ князей Ординскихъ поимаша.
(Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 11. С. 184)


ТУЛУН БЕК - дочь хана Бердибека, жена эмира Мамая и хана Тохтамыша
монеты 772 г. хиджры (1370/1371 гг.) и 773 г. хиджры (1371/1372 гг.) чекана монетного двора «Сарай ал-Джадид» (Нового Сарая) с именем Тулунбек (в том числе, двух с «контр-маркою», то есть надчеканом, «Зафар» /«Зофар»/ – «Победа») - По повелению Царицы […] Тулун-Бек Ханым , коей да продлится царствование».

Хан Булак (Гияс-ад-дин Мухаммед-хан, Мухаммед-хан, Гияс-ад-дин Булак-хан)

Монеты Мухаммеда чеканились в Орде, Крыму, Сарае и Маджаре, который Мамай присоединил к своим владениям. Несмотря на усилия Мамая, хан не смог закрепиться в Новом Сарае.
Наиболее ранние монеты, чеканенные от имени Мухаммеда-Булака в Орде, датируются 772 Г.Х. (1370/1731 гг.). Некоторые типы монет имеют определенное сходство с монетами, выпущенными от имени его предшественника – хана Абдуллаха. Крымские выпуски монет Мухаммеда-Булака известны только в 777 Г.Х.

преемник Абдуллы Бюлек владел Маджаром (монеты от 771 и 774 гг. х.) и Хаджитарханом (монета от 782 г. х.). Не исключено, что он не сам завоевал эти города, а получил их после смерти Абдуллы. В разных публикациях город на монетах Бюлека, чеканенных в 771 и 774 гг. х., называется то Маджар, то Новый Маджар. Или это были два разных города? Известно, например, что ярлык золотоордыпского хана Улуг-Мухаммеда, выданный в Крыму в 1420 г., указывает населенный пункт Маджар, расположенный на Керченском полуострове.

монеты Бюлека от 771 г. х., чеканенные в Орде, Маджаре и Новом Сарае. Так что смена власти произошла в Мамаевой орде, скорее всего, не позднее июня 1370 г. Русские летописи сообщают под 1370 г., что Мамай «у себя в Орде посадил царя другаго Мамат Солтан».
Что сталось с Абдуллой — Мы склонны думать, что это про Абдуллу повествуется в Никоновской летописи, составленной уже в XVI в. В рассказе о всесилии Мамая накануне Куликовской битвы летописец замечает: «Таже и самого царя своего уби... уведе же, яко любят татарове его царя его, и убояся, еда како отъиметь от него власть его и волю его, и того ради уби его и всех верных его и любящих его...»


Мухаммед — это мусульманское имя Булака.
имя хана, отраженное на монетных легендах, по-арабски действительно читается Булак. Об этом свидетельствует прорисовка монетной легенды, помещенной в книге М. X. Френа,и публикация С. А. Яниной изображения монеты того же типа. Дело в том, что арабская буква «ба» принадлежит к числу немногих исключений из общего правила, согласно которому диакритические точки на монетных легендах ставятся только над строкой. Иногда, как в вышеприведенных примерах, диакритическая точка под буквой «ба» проставляется. По-тюркски правильнее было бы читать имя хана «Бюлек». Это слово содержится в сочинении арабского филолога начала XIV в. Ибн Муханны, которое он посвятил тюркскому языку. Слово «бюлек» означало ‘дары, подарок’. Оно встречается и в более поздних тюркских текстах.В арабоязычном памятнике XIV в. «Биография ал-Малик ан-Насира» приводится и тюркское имя Бюлек.


Первая новосарайская медная монета с именем Бюлека под 763 г. х. Во второй раз опять-таки медная монета Бюлека, чеканенная в Новом Сарае, под 767 г. х. Считаем, что и в этом случае мы имеем дело с не совсем правильным обозначением даты. Вспомним уже неоднократно отмеченную ошибку в гравировке даты на монетном штемпеле, когда резчик менял местами цифры, обозначавшие десятки и единицы. Тогда вместо числа 767 на монете Бюлека нужно читать 776. Известны новосарайские монеты Бюлека от 773 и 777 гг. х. Он мог их чеканить в Новом Сарае в 776 г. х. Именно под этим годом следует поместить новосарайские медные монеты Бюлека, изъяв их из клетки под 767 г. х. Монета Бюлека, помеченная 763 г. х., скорее всего, относится к 773 г. х. Под 772-773 гг. х. известны новосарайские медные монеты Толунбек-ханум. Сохранилась еще ее медная монета, чекана Мохши от 773 г. х. Это беспрецедентный, единственный из известных в золотоордынской нумизматике случаев чеканки монеты с именем женщины. Названное имя расчленяется на три компонента: «толун + бек + ханум». Первый компонент читается по-арабски «тулун», а по-тюркски — «толун», что означает ‘полный, наполненный’ и ‘полная’ (применительно к луне).135 В целом женское имя Толунбек можно трактовать как ‘совершенная правительница’. «Ханум», или «ханым», значит ‘ханша, госпожа’. Кто же такая эта Толунбек-ханум? Трудно допустить, чтобы восточные или русские источникн ничего не сообщали об этой, несомненно, выдающейся женщине. Тем не менее за все 70-е годы XIV в. в источниках нет ни одного упоминания о Толунбек-ханум. Обращаемся к материалам 80-х годов XVI в., и в Тверской летописи под 1386 годом читаем: «Того же лета царь Тахтамышь убил сам свою царицу, нарицаемую Товлумбеку» (в Рогожском летописце то же имя читается «Товлунъбека»). Итак, женское имя, зафиксированное на легендах медных золотоордынских монет, чеканенных в Новом Сарае и Мохше, совпадает с именем жены Токтамыша. Остается совместить эти имена во времени. Оказывается, что и на это у нас имеются некоторые формальные основания. Ордынские, новосарайские, гюлистанские и сарайские монеты Токтамыша, отмеченные в табл. 3 под 770, 778 и 779 гг. х., мы относим соответственно к 780, 788 и 789 гг. х., о чем еще будет речь ниже. Во всех этих случаях резчик монетного штемпеля перевернул вверх ногами арабскую цифру десятков — 8. Перевернутая восьмерка читается как арабская цифра 7. То же, видимо, произошло и с датой на монетах супруги Тохтамыша. На самом деле ее монеты были чеканены не в 1370—1372 гг, а на десять лет позже — в 782—783 гг. х., т. е. в 1380—1382 гг. Следовательно, ко времени правления Бюлека монеты Толунбек-ханум никакого отношения не имеют. У нас нет также оснований и для включения Толунбек-ханум в список имен золотоордынских ханов 60—70-х годов XIV в. Итак, самой ранней монетой Бюлека, битой в Новом Сарае, остается его дирхем от 771 г. х. (1369/70). За ним следуют дирхемы и пулы Бюлека от 773 и 776 гг. х. В 777 г. х. (1375/76) серебряные монеты Бюлека, чеканенные в Новом Сарае, соседствуют уже с дирхемами Каганбека. К какому ответвлению рода Чингис-хана принадлежал Каганбек — остается только гадать, так как никаких документальных свидетельств о нем пока не найдено. Предположительно, в конце 1375 г. Бюлек был изгнан из Нового Сарая и больше никогда туда не возвращался. Этому последнему эпизоду предшествовали события в Сарае. Если власть Абдуллы удерживалась в Сарае до конца дней его, то, возможно, что ее наследовал у него Бюлек. По расчетам Т. И. Султанова в 776 г. х. (1374/75) хан Восточной орды Урус (1368—1377), резиденцией которого был Сыгнак, предпринял военный поход, захватил Сарай и стал бить там монету от своего имени. Уже в 777 г. х. он вынужден был покинуть Сарай и вернуться в Сыгнак, где и умер в начале 1377 г. 138 Согласно приведенным рассуждениям получается, что Бюлек лишился Сарая в 776 г. х., а из Нового Сарая он был выдворен только в 777 г. х. События тех лет могли разворачиваться и по-другому. Рассказывая о золотоордынских делах, имевших место в 776 г. х., Ибн Халдун, не ведая, что тогда существовали два Сарая, передает такую версию. Владетель Хаджитархана Салчи-Черкес пошел на Мамая, победил его, отнял Сарай и заставил Мамая удалиться в Крым. После этого хан из Хорезмской страны Урус послал войска, которые осадили Хаджитархан. Когда силы Салчи-Черкеса были отвлечены на отпор Урусу, на Сарай напал Айбек (?) и захватил его. Через некоторое время Айбек погиб. Его сменил сын, которого звали Кары (?). Против последнего выступил Урус и отнял у него Сарай. Кары бежал в свой первоначальный удел.

в 776 г. х. (12 июня 1374 — 1 июня 1375г.) Урус выдворил Бюлека из Нового Сарая, а Салчи-Черкес в том же году совершил нападение со стороны Хаджитархана на прежнюю столицу — Сарай — и овладел им. Не исключено, что Урус еще прежде, на своем пути из Сыгнака в Новый Сарай, овладел Сараем и Гюлнстаном. Монеты Уруса, чеканенные в Сарае и Гюлистане, или еще не найдены, или, скоре всего, тогда в этих городах монетные дворы просто не функционировали. Тем, вероятно, и объясняются лакуны в табл. 3. Так что Салчи-Черксс отобрал Сарай не от Бюлека, а от Уруса. Пока происходили сражения между войсками Уруса и Салчи-Черкеса, Бюлеку удалось отвоевать Новый Сарай от Уруса и прогнать последнего обратно в Сыгнак. Борьба Бюлека с Салчи-Черкесом за Сарай развернулась, видимо, уже в 777 г. х., т. е., скорее всего, во второй половине 1375 г. Тогда-то на Новый Сарай и напал Каганбек. Он захватил этот город и пребывал там до своей смерти, которая последовала не позднее 779 г. х. (1377/78), потому что в том году в Новом Сарае чеканит монету уже Арабшах. Наверное, это Каганбек и Арабшах называются у Ибн Халдуна Айбеком (или Эльбеком) и его сыном Кары (или Карыбханом). Причем Арабшах был изгнан из Нового Сарая, конечно, не Урусом, а уже Токтамышем. В русских летописях говорится о том, что в августе 1377 г. «перебежа из Синие орды за Волгу некоторый царевичь, именем Арапша», который вначале хотел идти в набег на Нижний Новгород, а потом пограбил Засурье.144 Арабшах, имя которого может трактоваться как ‘владыка над арабами’, назван русскими летописцами выходцем из Синей орды, т. е. из Восточной, а не .Мамаевой орды, н царевичем, так как «настоящий» царь (=хан) был, по мнений тех же летописцев, под рукой Мамая. Может быть и другое тому объяснение. Арабшах во время набега на русские земли п августе 1377 г. был еще наследником престола. Вернувшись из этого похода с большой добычей, он получил материальную возможность для организации свержения с престола своего отца Каганбека. Не так давно найден новосарайский дирхем Арабшаха, на котором стоит дата 783 г. х.145 Сомнительно, чтобы в то время Арабшах еще сидел в новом Сарае. Свои соображения на этот счет мы изложим несколько позже, а пока вернемся к личности Бюлека. В Орде регулярно чеканилась монета с именем Бюлека. начиная с 771 г. х. Его дирхем с датой, которую можно прочитать как 770 г. х., мы относим к 780 г. х. После 777 г. х., вопреки утверждению В. Л. Егорова, известны ордынские монеты Бюлека от 780 и 782 гг. х.Кроме того, сохранились его дирхемы, битые в 782 г. х. в Хаджитархане

«Преже бо начаша ся съеждати сторожевым полки и Рускии с Тотарьскими, сам же великий князь пасха наперед в сторожевых полцех на поганаго царя Теляка, на реченаго плотнаго дьявола Мамаа. . .»

хан Теляк - Туляк - это скорей всего сын Арапши (Арабшаха - сына Пулад-Тимура) - Туглу-ходжа.
---
Ильин.Боровитинов.Сумин.Дубасов.Жеребцов.Панютин.Похвиснев.Маслов.Небольсин.Сафонов.Гупало.Сивенко.Назаренко.Гузий.Веревкин.Гринев.Коломнин.Толбузин.Шафигулин.Меленный.Бескровный. Разом до перемоги.
alexander gupalov

Сообщений: 1860
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 226
ханы ставленники Мамая

1. Абдулла - сын Хызрбека - внук Узбека.

2. Мухаммед Булак - сын Бакибека - внук Иринбека - правнук Узбека.

3. Туляк - Туглу-ходжа - сын Арабшаха - внук Пулад-Тимура - правнук Мынтемира
---
Ильин.Боровитинов.Сумин.Дубасов.Жеребцов.Панютин.Похвиснев.Маслов.Небольсин.Сафонов.Гупало.Сивенко.Назаренко.Гузий.Веревкин.Гринев.Коломнин.Толбузин.Шафигулин.Меленный.Бескровный. Разом до перемоги.
alexander gupalov

Сообщений: 1860
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 226
0 - Василий Конков, переяславский вотчинник

1 - Михаил Васильевич Мещерин Конков
= сестра Ивана Курцева (старец Исайя) уп. 1478 - (отец Фуника Курцева)

2 - Василий Михайлович Мещеринов . -его брат Иван Васильевич Мещеринов возможно Иван и Алексей Мещериновы 1515).

3 - Родион Смирный Васильевич Мещеринов - 1508 (брат - Яков Плохой Васильевич Мещеринов

-------

4 - Коверя Рудин сын Мещеринов

5 - Иван Коверин сын Рудин Мещеринов 1576, 1584

6 - Наум Иванов сын Мещеринов

______________

1 - Федор Черемисин

2 - Василий Мещерин Федоров сын Черемисинов - конец 15 в. Ростов (упомянут с братом Русином) по Ростову Суздальскому -
Русин и Василий-Мещерин Федоровичи Черемисиновы (сыновья Федора Черемисина)

3 - Григорий Мордвин Васильев сын Мещеринов, сын Мещерина Черемисинова, 1550 г.;

4 - Даниил Горяин Григорьевич Мещеринов


Родоначальника дьяков Курцевых - Ивана Курцева можно встретить в источниках один единственный раз.
5 июня 1478 г. он выступил душеприказчиком в духовной своего зятя (мужа сестры) Михаила Васильевича Конкова
Каких-либо прямых данных, которые указывали бы на социальный статус Ивана Курцева, нет. Однако есть надёжные косвенные.
Конковы, с которыми породнились Курцевы, были дворянской фамилией. Внук Михаила Васильевича и внучатый племянник Ивана Курцева Яков Васильевич
Конков, по прозванию Плохой, в 1533/34 г. прямо назван сыном боярским в тексте разъезжей в Переславском уезде.
---
Ильин.Боровитинов.Сумин.Дубасов.Жеребцов.Панютин.Похвиснев.Маслов.Небольсин.Сафонов.Гупало.Сивенко.Назаренко.Гузий.Веревкин.Гринев.Коломнин.Толбузин.Шафигулин.Меленный.Бескровный. Разом до перемоги.
alexander gupalov

Сообщений: 1860
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 226
Федор Черемисин - дедушка одного из любимых персонажей д.и.н. Пенского В.В., Григория Дмитриевича Русинова-Черемисинова, оставившего духовную грамоту с подробным описанием походного имущества московского сына боярского среднего достатка. В 16-17 вв. Черемисиновы были ростовскими вотчинниками, однако изначально их владения находились в Костромском уезде, и лишь сыновья Федора, Дмитрий Русин и Василий Мещерин, поменяли свои костромские владения на ростовские села Ильинское и Заречье дьяку Алексею Полуектову. Судя по всему, Федор Черемисин служил великому князю Василию Васильевичу.

С точки зрения персонального состава княжеских "дворов" интересен также и мартиролог павших в "Белевщине" 4-5 декабря 1437 г. из того же синодика Успенского Кремлевского собора. Подробно про Белевское побоище можно почитать в статьях Р.Беспалова и Д.Селиверстова, отмечу лишь, что численность войск Дмитрия Шемяки и Дмитрия Красного Юрьевичей не превышала нескольких тысяч человек, и "городовые" рати в походе, по всей видимости не участвовали. "Сведения" автора "Казанской истории" о 40 тыс. Шемякиных полчищах (включая тверичей и рязанцев) отнесем в разряд ненаучной фантастики. Итак, вот текст из синодика:

Избиенным на Белеве от безбожного царя Махмета князю Петру Кузьминскому и Семену Волынцу, Андрею Костянтиновичу Шонурову, Костянтину Даниловичу, Семену Остафьевичу, Андрею Ивановичу Хороброву веч.; князю Федору Андреевичу Оболеньскому, князю Андрею Ивановичу Ряполовскому, князю Кузме Порховскому, Ивану Федоровичу Кутузова, Полуекту Борисовичу Волыньскому, Ивану Кузминьскому, Дмитрею Ивановичу Каисе, Семену Фоминичу, Иоанну Микулину веч.; Василию Семеновичу Заболотскому, Окинфу Борисовичу Волыньскому, Иоанну Васильевичу, Никите Васильевичу, Андрею Васильевичу Порховскому, Федору Тимофеевичу, Ивану Бакшееву Соколу, Андрею соколнику, Василию Невежину, Федору Мишюрину веч.
Василию, Иоанну. Максиму, Василию, Иоанну, Никуле, Алексею Дедеву, Долмату, Митрофану. Фоме, Остафью Палицыну, Иакову, Григорию, Матфею, Ивану Алексееву, Якову, Андрею, Окулу, Стефану, Семену, Василию, Семену, Артемию, Александру, Ивану, Петру, Василию, Семену, Юрью, Ивану веч.
Александру Ивановичу, Федору Черемисину, Митке Лопатину, Ермоле Семичеву и их товарыщем, избиеным от безбожного Махмета, веч.
---
Ильин.Боровитинов.Сумин.Дубасов.Жеребцов.Панютин.Похвиснев.Маслов.Небольсин.Сафонов.Гупало.Сивенко.Назаренко.Гузий.Веревкин.Гринев.Коломнин.Толбузин.Шафигулин.Меленный.Бескровный. Разом до перемоги.
alexander gupalov

Сообщений: 1860
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 226
минувшем году разместил как-то пост про «варварское великолепие» московитского воина-всадника средней руки – сына боярского Григория Дмитриева сына Русинова. Но ведь это была только часть истории, а у нее есть и продолжение, вот о нем-то сейчас и пойдет речь.
Для начала несколько слов о 1521 г. – когда Русинов писал свою «духовную». В историю Руси этот год вошел как год «крымского смерча» (так образно, но вместе с тем совершенно справедливо и метко назвал молниеносный набег крымского хана Мухаммед-Гирея I на Москву отечественный историк А.А. Зимин). После того, как умер Иван III, его «собинный» друг и компаньон по борьбе с Ахмадом и Ахматовичами Большеордынскими Менгли-Гирей I, фактический создатель Крымского государства, в 1507 г. по старой ордынской традиции выдал великому князю литовскому Сигизмунду I ярлык «на княжение». Среди прочих русских городов, которыми крымский хан как истинный ордынский «царь» пожаловал своего литовского «брата», были Тула, Брянск, Стародуб, Путивль, Рязань и даже Псков с Новгородом с «люди, тмы, городы и села, и дани и выходы, и з землями и з водами и с потоками»! Спустя 7 лет, в конце 1514 г. Менгли-Гирей потребовал от сына Ивана Василия III отдать ему, «Великия Орды великому царю», восемь городов – Брянск, Стародуб, Новгород-Северский, Почеп, Рыльск, Путивль, Карачев и Радогощь, поскольку де, «…те писаные восмь городов из старины наши были, а отцу твоему великому князю Ивану мы их дали по нашему их слову…». Более того, Менгли-Гирей обвинил Москву в недружественной по отношению к нему, «царю», политике, так как Василий III «…королю враждебные чиня дела, без нашего ведома шед, Жигимонту королю, которому мы, пожаловав, дали Смоленской юрт, воевал его и разрушил, и город Смоленск взял деи еси…». Мухаммед-Гирей I, сын Менгли-Гирея, унаследовал от отца не только трон, но и идею восстановления Takht Memleketi – кочевой империи, в которую вошли бы все земли, ранее подчинявшиеся золоордынским ханам. Москва же, по мнению Мухаммед-Гирея, что-то уж сильно много стала о себе думать и действовала самовольно, без его ханского на то разрешения, а посему нужно было ее примерно наказать, обложить данью и заставить слишком уж вознесшегося московского князька «царево слово на голове держать». И, надо сказать, это ему удалось (хотя и не в полной мере). 28 июля 1521 г. хан неожиданно для русских воевод переправился через Оку под Коломной, разгромил противостоявшие ему русские рати, вынудил остатки их запереться в крепостях и почти неделю стоял под самой Москвой, пока его воины опустошали окрестности русской столицы. Получив от замещавшего Василия III татарского крещеного царевича Петра грамоту, согласно которой московский государь обязывался стать «…вечным данником царя (крымского хана – Thor), какими были его отец и предки», хан ушел за Оку, где стоял еще неделю, а потом поспешил домой, так как узнал, что в его отсутствие астраханские татары совершили успешный набег на Крым.
Вот такая получается картинка, на фоне которой и разворачивалась история Григория Русинова. Наш сын боярский происходил, по-видимому, из старинных ростовских служилых людей, так как вотчину имел в Ростовском уезде. В родстве с ним состояли известные фамилии Черемисиновых (Федор Черемисин, погибший в сражении с ханом Улу Мухаммедом в 1437 г. под Белевым, был дедом Григория), Мещериновы (Василий Мещерин был сыном Федора Черемисина и братом отца Григорий – Дмитрия Русина), Мордвиновых (Григорий Мордвин был двоюродным братом Григория), Горяиновых (Данило Горяин был племянником Григория) и Моревых (Петр Морев женился на сестре Григория Настасье). Отметим еще раз, что Григорий был отнюдь не бедным сыном боярским – его вотчина, село Берлюково с тянущими к нему деревнями насчитывала, согласно описи 1595 г., почти 100 крестьянских дворов и более 900 четвертей пашни и перелога в одном поле – и это без учета поместий (которые у него тоже были, но где и сколько – неясно). Можно предположить, исходя из того, что Григорий называет князя Ивана Ивановича Бараша (из звенигородских князей) своим «господином», что служил Григорий удельному князю Юрию Дмитровскому, а поскольку из завещания следует, что он был холост и детей не имел, то в летах он был молодых. На это обстоятельство косвенно указывает также и то, что Григорий, несмотря на то, что он отнюдь не был бедным и захудалым сыном боярским, чинов не успел выслужить и был, судя по всему, рядовым сыном боярским, хотя и с немалой свитой (из 4-5 послужильцев – двух из них мы знаем, они названы в духовной, а об остальных есть только упоминание, что их Русинов завещал отпустить на волю после своей смерти).
Судя по всему, непосредственно в трагических событиях конца июля – начала августа 1521 г. служилые люди Юрия Дмитровского участия не приняли. Его двор во главе с 2-мя воеводами в конце июня (на Петров день) был отправлен на Угру, где уже развернулась отдельная рать (очевидно, с таким расчетом, чтобы прикрыть юго-западное направление на тот случай, если татары нанесут удар вместе с литовскими войсками). Когда же в Москве стало известно, что крымский «царь» уже переправился через Оку и стоит под Коломной, Юрий со своими людьми получил приказ спешно отправиться под Коломну, но туда не поспел – татары не дали русским воеводам времени сконцентрировать свои силы. И поскольку двор Юрия Дмитровского не пострадал в неудачных для русских столкновениях под Коломной, то, можно предположить, что после ухода Мухаммед-Гирея он вошел в состав тех полков, что отправились «провожать» татарского царя. Видимо, именно тогда, в первых числах августа 1521 г. Григорий и написал свое новое завещание (то, которое дошло до нас). И ведь как в воду глядел – очень скоро его завещание пошло в ход. Сегодня нельзя уверенно сказать, что именно случилось, но одно ясно точно – вскоре после начала нового, 7030 г. (т.е. после 1 сентября 1521 г.) душеприказчики Григория, князь Иван Бараш да дьяк дмитровского князя А. Огарев, передали согласно его завещанию в «дом живоначальной Троицы и пречистой Богоматери и преподобного чудотворца Сергия» вотчину Григория. 15 же января 1522 г. игумену Троице-Сергиева монастыря Порфирию была выдана великокняжеская жалованная обельно-несудимая грамота на Берлюково. Выходит, что Григорий Дмитреев сын Русинов или сложил свою голову в одной из стычек в Поле, «провожая» татарскую рать, или же был тяжело ранен (заболел - ?) и вскоре после возвращения домой умер. Со смертью Григория только начавшийся род Русиновых пресекся. Вот такая вот получается судьба человека!
---
Ильин.Боровитинов.Сумин.Дубасов.Жеребцов.Панютин.Похвиснев.Маслов.Небольсин.Сафонов.Гупало.Сивенко.Назаренко.Гузий.Веревкин.Гринев.Коломнин.Толбузин.Шафигулин.Меленный.Бескровный. Разом до перемоги.
alexander gupalov

Сообщений: 1860
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 226
Фамилия Черемисиновых, по словам В.Б. Кобрина, «малознатная, хотя и «родословная». По преданию, род Черемисиновых-Карауловых происходил от выходцев из Золотой Орды. Некий Федор Черемисин был убит в памятном для москвичей Белевском сражении 1437 г., и упоминаемый в «Бархатной книге» Семен Черемисин, возможно, был его братом и, во всяком случае, близким родственником. Первоначально вотчины Черемисиных находились, очевидно, в Костромском уезде. Впоследствии, по мере дробления вотчин (процесс их мельчания описан С.З. Черновым на примере эволюции вотчинного землевладения в Волоке Ламском в XIV – нач. XVI вв.), представители фамилии выбрались за пределы уезда (как это сделали, к примеру, дети Федора Черемисина Василий и Федор, обменявшие отцовскую вотчину на села в Ростовском уезде). Наш герой в середине XVI в. имел земли в Суздальском уезде и был записан вместе со своим братом Федором и сыном Деменшей в Дворовой тетради по Суздалю, а также занесен в Тысячную книгу как суздальский сын боярский 3-й статьи. К этому стоит добавить, что в 1550 г. Иван Черемисинов стал одним из первых стрелецких командиров.
---
Ильин.Боровитинов.Сумин.Дубасов.Жеребцов.Панютин.Похвиснев.Маслов.Небольсин.Сафонов.Гупало.Сивенко.Назаренко.Гузий.Веревкин.Гринев.Коломнин.Толбузин.Шафигулин.Меленный.Бескровный. Разом до перемоги.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14 15 * 16 17 18 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
Вверх ⇈